УДК 005.915+658.153
ФАКТОРИНГ КАК ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Д.Э. Басалаев
Рассматривается понятие факторинга, как одного из альтернативных источников привлечения инвестиционных ресурсов в производственно-хозяйственную деятельность предприятия.
Ключевые слова: факторинг, фактор, дебиторская задолженность, клиент, источник финансирования.
Предприятие, осуществляющее инвестиции, обычно имеет несколько альтернативных возможностей финансирования, которые не исключают друг друга и могут использоваться одновременно, что часто и происходит на практике. Руководство предприятия должно иметь четкое представление, за счет каких источников - ресурсов оно будет осуществлять свою деятельность, и в какие сферы деятельности будет вкладывать свой капитал. Забота об обеспечении бизнеса необходимыми финансовыми ресурсами является ключевым моментом в деятельности любого предприятия.
В соответствии с источниками финансирования в основном
различают:
• инвестиции, осуществленные из собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов предприятия (инвестора): прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения граждан и юридических лиц, средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий, и другие;
• инвестиции, произведенные из заемных финансовых средств предприятия (инвестора): банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и другие средства;
• инвестиции, произведенные из привлеченных финансовых средств предприятия (инвестора): средства, получаемые от продажи акций, паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц.
Если инвестиционная деятельность предприятия связана с расширением производства, приобретением нового более производительного оборудования и т.п., которая позволяет резко увеличить оборот, а значит и объем оборотных средств, то далеко не всегда дефицит оборотных средств можно покрыть при помощи кредитов и займов, даже если предприятие не имеет трудностей с получением кредитного финансирования. Устанавливая лимит по кредиту, банк исходит из текущего финансового положения предприятия и его истории, выраженной в имеющихся у него активах. В то же время будущая потребность предприятия в оборотных средствах может
сильно превысить этот лимит. Как быть в этом случае?
Все большей популярностью в таких случаях пользуется еще один источник финансирования, который никак не зависит от текущей кредитоспособности предприятия или его прошлых показателей, а именно факторинг или финансирование под уступку денежного требования.
Клиентом факторинговой компании (фактора) может стать любое предприятие, осуществляющее регулярные торговые сделки на условиях отсрочки платежа. Таким образом, у предприятия образуется дебиторская задолженность, которую оно переуступает фактору, получая от него денежные средства. Факторинг - финансовая комиссионная операция по переуступке дебиторской задолженности факторинговой компании (фактору).
Общая схема факторинга такова. (Рис.1). [1].
2 3
1- Клиент осуществляет поставку товара дебитору.
2- Клиент переуступает фактору право требования.
3- Фактор авансом выплачивает клиенту часть образовавшейся дебиторской задолженности.
4- В случае отказа дебитора платить клиент возвращает фактору аванс плюс проценты, начисленные за время его использования (в случае факторинга с регрессом).
5- Дебитор переводит деньги фактору■ за поставку.
6- Фактор выплачивает клиен7??у остаток дебиторской задолженности за исключением процентов и комиссии за дополните1ьные услуги.
Как работает факторинг
Предприятие переуступает факторинговой компании (фактору) возникшую у него дебиторскую задолженность, фактор выплачивает предприятию аванс (до 95% от переуступленной суммы). После того, как дебитор переводит на счет фактора деньги за поставленный товар, фактор выплачивает предприятию остаток задолженности за вычетом процентов
за пользование авансом и комиссией за дополнительные услуги.
Если дебитор по каким-то причинам отказывается платить, возможны два варианта. Либо кредитные риски, связанные с расчетами с дебиторами, несет клиент - эта схема называется факторинг с регрессом. В этом случае он возвращает фактору авансовый платеж плюс проценты, начисленные за время его использования. Либо все риски фактор принимает на себя - факторинг без регресса, и тогда клиент возвращать ничего не должен.
Факторинг обладает рядом преимуществ, которые делают его весьма привлекательным финансовым инструментом для предприятий:
1. Простота получения денег по факторингу (покупка факторинговой компанией не обязательств клиента, а его дебиторской задолженности с выплатой предприятию сразу до 95% денежных средств от ее величины)
2. Отсутствие залога и наличия позитивной истории предприятия (необходимых при оформлении кредитов и займов).
3. Получение финансирования предприятием во время быстрого роста его бизнеса.
4. Факторинг позволяет предприятию существенно снизить или совсем избавиться от кредитных рисков, связанных с отсрочкой платежа, что в свою очередь дает возможность ему предложить своим потребителям более выгодные условия.
5. Факторинг позволяет предприятию избавиться от многих проблем, связанных с управлением дебиторской задолженностью и т.д.
Таким образом, факторинг является привлекательным инструментом для всех групп предприятий независимо от размера. Для малых - поскольку позволяет им получать финансирование без залога. Для средних предприятий в факторинге более важно страхование рисков и административное управление дебиторской задолженностью. Крупным предприятиям факторинг позволяет «расчистить» баланс - уменьшить дебиторскую задолженность без увеличения кредиторской, что особенно актуально, если предприятие намерено привлечь инвесторов. Кроме того, для крупных предприятий всегда актуален вопрос избавления от дебиторской задолженности.
На Западе факторинг является нормой жизни, его практикует большая часть компаний. В России же, это относительно «молодая» услуга, достаточной информацией о которой располагают далеко не все. Ни смотря на это, в постоянно меняющихся рыночных условиях, факторинг - один из наиболее эффективных методов развития и ведения конкурентной борьбы, привлечения инвестиций в расширение производства и увеличения объема оборотных средств позволяющий перевести бизнес на качественно новый уровень.
Список литературы
1. Д.А. Миндич. Финансы растущего бизнеса /М.:ЗАО «Эксперт РА», 2007. 288 с. (Библиотека эксперта)
Басалаев Дмитрий Эдуардович, канд. техн. наук, доцент кафедры Экономика и управление, Россия, Тула, Тульский государственный университет
FACTORING AS A SOURCE OF FUNDING INVESTMENT COMPANIES
D.E. Basalaev
The concept of factoring as one of the alternative sources of investment resources in production and business activities of the enterprise.
Keywords: factoring, factor, accounts receivable, customer, source of funding.
Basalaev Dmitry Eduardovych, Associate Professor of Economics and Management, Russia, Tula, Tula State University
УДК 339.138 (075.8)
КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТОКОВ РЕКЛАМЫ В ДИНАМИЧЕСКОМ
МЕДИАПЛАНИРОВАНИИ
В.А. Поляков
Дано понятие поток рекламы как динамическая характеристика медиа-планирования. Представлена микромодель динамического процесса рекламной кампании. Рассмотрен подход в классификации потоков рекламы с позиции временного интервала. Выявлены типы структурных композиций организации рекламных кампаний.
Ключевые термины: медиапланирование, поток рекламы, рекламные акции, классификация динамических потоков, цикл рекламы.
Важнейшим этапом классической концепции медиапланирования выступает планирование рекламной кампании для принятия решений в управлении маркетингом. Медиапланирование является объективным, закономерным продолжением и развитием прогнозной деятельности рекламодателя, в которой особое значение приобретает проблема формирования модели индикативного планирования рекламной кампании, ее методического и информационного обеспечения. Внедрение динамического планирования создает возможность более обоснованного управления рекламной деятельностью, как на макроэкономическом в виде разрабатываемых планов и программ развития рекламного рынка, так и на микроэкономическом уровнях в виде стратегических планов рекламодателя в рекламной кампании.
Динамическое планирование будем рассматривать в системе ме-диапланирования темпа рекламной кампании на безе его интервальных