Научная статья на тему 'Факторинг и перспективы его развития на региональных рынках'

Факторинг и перспективы его развития на региональных рынках Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1363
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыкова И.Н.

Проведение факторинговой операции не исключает возможность неплатежей со стороны покупателей продукции. Факторинг, как правило, используется тогда, когда уровень неплатежей в экономике относительно низок и издержки по страхованию риска непогашения платежных обязательств по меньшей мере не выше, чем доходы от проведения операции. Поэтому факт широкого применения и устойчивого развития факторинговых операций является своеобразным индикатором уровня развития национальной экономической системы и позволяет четко определить основные проблемы, которые тормозят развитие экономики, а также выявить возможности оптимального решения таких проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторинг и перспективы его развития на региональных рынках»

Банковское кредитование

ФАКТОРИНГ и ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ НА РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКАХ

Проведение факторинговой операции не исключает возможности неплатежей со стороны покупателей продукции. Факторинг, как правило, используется тогда, когда уровень неплатежей в экономике относительно низок и издержки по страхованию риска непогашения платежных обязательств по меньшей мере не выше, чем доходы от проведения операции. Поэтому факт широкого применения и устойчивого развития факторинговых операций является своеобразным индикатором уровня развития национальной экономической системы и позволяет четко определить основные проблемы, которые тормозят развитие экономики, а также выявить возможности оптимального решения таких проблем.

В России опыт организации факторингового обслуживания незначителен. Практически отсутствует отечественная литература о порядке, формах, методах и возможностях проведения таких операций в финансовых компаниях и банках. Тем временем, в западной финансовой практике факторинг является популярным и достаточно распространенным инструментом финансирования текущих продаж. По последним данным, мировой оборот факторинговых операций составил в 2004 г. более 450 млрд долл. США, что сопоставимо с объемом товарооборота между всеми европейскими странами1. Очевидно, что по мере развития рыночных методов управления в экономике России все большее значение будет уделяться развитию факторинга как инструмента кредитного и расчетного обслуживания предприятий, что потребует наличия знаний о сущности и методах реализации факторинговых схем финансирования клиентов, а также появления квалифицированных специалистов в этой области.

1 Бреши П., Майерс С. Факторинг и страхование // Принципы корпоративных финансов. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004. — С. 83.

И.Н. РЫКОВА, доктор экономических наук

Зарубежная практика показывает, что банки предпочитают удерживать с клиентов комиссию за обработку документов. Сумма комиссий невелика, но позволяет банку получать достаточный доход от оборота компаний-экспортеров, а также дополнительные преимущества перед другими кредитными организациями, демонстрируя клиенту свой профессионализм в работе с документами различных контрагентов. Одновременно фактор приобретает полезный опыт и знания как о практике ведения бизнеса своего клиента, так и его партнеров.

Сразу же после осуществления уступки документов продавец направляет покупателю так называемое «уступочное письмо», в котором информирует покупателя о том, что отныне он должен осуществлять платежи, соответствующие условиям контракта, на счет своего банка. Поэтому по прошествии срока отсрочки, покупатель осуществляет платеж своему банку, а последний перечисляет полученные средства банку продавца, который гасит задолженность своего клиента. При этом банк покупателя может перечислить средства не в полной сумме, а за вычетом своей комиссии за выставление гарантии и инкассирование выручки.

Поставщик в рамках этой операции фактически отказывается от функций кредитора покупателя. Он перекладывает эту функцию на фактора, что позволяет ему получать ряд дополнительных преимуществ:

а) снижение собственных административных издержек (небольшая компания не может себе позволить содержать большой штат сотрудников, отслеживающих график погашения задолженности, предпринимать специальные действия, связанные с урегулированием финансовых споров и т. д.);

б) получение адекватной оценки финансового состояния партнера. В частности, определенные выводы можно сделать, отслеживая график погашения задолженности, характер поставок, объем

Таблица 1

Установленные линии факторингового обслуживания и фактические кредитные обороты по группам клиентов Deutsche Factoring Bank (Бремен, Германия)2

Размер факторинговой линии (в евро) Доля клиентов, которым были открыты линии (в % от всех клиентов) Фактические кредитные обороты (в % от всех выплат)

2000 г. 2001 г. 2002 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г.

до 1 000 37,6 37,6 36,4 1,4 1,4 1,2

1 001 до 10 000 49,3 47,5 49,0 15,4 14,1 12,9

10 001 до 20 000 5,8 6,2 6,1 7,3 7,4 6,4

20 001 до 50 000 4,3 5,0 4,7 12,3 13,8 11,1

50 001 до 100 000 1,5 1,7 1,7 9,7 10,8 9,2

100 001 до 500 000 1,2 1,7 1,8 19,1 27,9 28,0

500 001 до 1 000 000 - - - 9,0 10,6 11,1

1 000 001 до 1 500 000 0,3 0,3 0,3 7,9 4,1 2,6

1 500 001 или больше - - - 17,9 9,9 17,5

Итого 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

просроченной задолженности и т. д. Одновременно фактор по просьбе клиента может произвести финансовый анализ деятельности предприятия, основываясь на документах финансовой отчетности и аудиторских проверок, с тем чтобы оценить максимально приемлемый размер риска на партнера и предложить рекомендуемый график поставок;

в) по договоренности сторон, стоимость факторингового обслуживания может быть полностью переложена на покупателя, например, посредством увеличения цены контракта.

Перечислим четыре основные функции факторинговой операции вне зависимости от формы ее проведения и количества финансовых посредников, участвующих в операции:

1) предоставление кредита поставщику;

2) отслеживание процедуры погашения дебиторской задолженности («ведение счетов клиентов»);

3) инкассирование поступающей выручки;

4) выставление гарантий непогашения задолженности (страхование риска неплатежа).

Все основные отличия в формах проведения факторинговых операций основываются на том, в какой степени один фактор принимает на себя обязательства выполнять все четыре функции или проводить операцию в комбинации только некоторых из них, а также от того, поставляет ли клиент фактора свою продукцию только на внутренний или одновременно и на международные рынки. В последнем случае процесс проведения операции несколько усложняется ввиду необходимости вовлечения зарубежных посредников (факторов импортера).

Максимальный ежегодный торговый оборот компаний, пользующихся услугами факторинга, редко превышает 5 млн евро3. В этой связи инте-

ресен опыт крупнейшей факторинговой компании Германии — Deutsche Factoring Bank. В своем годовом отчете за 2002 г банк приводит статистику оборота факторинговых услуг по группам клиентов (табл. 1).

Как видно из табл. 1 основная масса клиентов крупнейшей факторинговой компании Германии приходится на мелкие и малые предприятия, в то время как наиболее большой стоимостной объем операций приходится на линии средних предприятий (от 100 000 до 1 000 000 евро). Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на то, что многим клиентам устанавливаются линии факторингового обслуживания, многие из них (особенно малые предприятия) не могут в полной мере ими воспользоваться. По данным Deutsche Factoring Bank, только 13 % от всех линий остаются выбранными.

Перед факторинговой компанией часто стоит вопрос, имеет ли смысл обслуживать оборот того или иного потенциального клиента. При этом фактор должен принять решение, какой вид операции можно предложить такому клиенту: полный факторинг или, например, дисконтирование счетов-фактур (конфиденциальный факторинг).

Несмотря на то, что фактор всегда исходит из понимания, что идеального клиента просто не существует, он всегда должен определять конкретные критерии для работы с тем или иным предприятием. С одной стороны, стремясь свести риск проведения операции к минимуму, он заинтересован работать с клиентами, имеющими устойчивое финансовое

2 Филипов С. Международный факторинг оживит российский экспорт//Финансовые известия. — 2002. — № 11. — С. 3.

3 Тараканова Л. Учет нетрадиционных операций коммерческих банков//Финансовая газета. — 2002. — 3 февраля № 6.

состояние и осуществляющими относительно небольшие поставки. Одновременно, желая увеличить доходность своего бизнеса, фактор вынужден работать с крупными клиентами и обслуживать большие торговые обороты. На пересечении этих разнонаправленных критериев фактор осуществляет подбор своей клиентуры. В качестве более или менее оптимального клиента часто определяется трейдер среднего масштаба, предлагающий неограниченную номенклатуру продукции одной или нескольких отраслей.

По данным представителей целого ряда зарубежных факторинговых компаний, производитель и дистрибьютор товаров являются более надежными клиентами для фактора, чем предприятие сферы услуг, так как если одна компания откажется покупать отгруженную продукцию, ее можно перепродать другому потребителю (возможно по более низкой цене), в то время как уже оказанную услугу нельзя перепродать другому покупателю.

Одновременно для факторинговых компаний более приемлемым риском будут являться обязательства, истекающие из торговли общей номенклатурой товаров, чем товарами, изготавливаемыми по специальному заказу конкретного потребителя.

Таким образом, можно сделать вывод, что факторинговые операции могут применяться для финансирования краткосрочных коммерческих операций средних и малых предприятий. Напротив, проведение таких операций менее эффективно в отношении поставок крупных предприятий, производящих стандартную внесезонную продукцию (например, минеральные ресурсы и продукты их переработки), поставляемую в большом объеме ограниченным количеством отгрузок. Данный вывод принципиально важен для определения перспективной клиентуры факторинговых операций4.

Практика показывает, что для факторингового обслуживания оптимальными являются сроки отсрочки платежа, не превышающие 30 дней. В то же время слишком короткие сроки отсрочки, например, до 7 дней (такие отсрочки используются в торговле скоропортящимися продовольственными товарами) или слишком долгие (свыше 90 дней, что уже рассматривается как финансирование нескольких оборотов или как инвестиционное финансирование) являются в равной степени неэффективными

4 Шмиттгофф К. Факторинг, форфейтинг, лизинг и другие

формы коммерческого кредитования // Экспорт: право и

практика международной торговли // Пер. с англ. — М.: Юри-

дическая литература, 2000. — С. 231 — 235. С. 420.

при проведении факторинговой операции. Рассматривая оптимальные сроки отсрочек платежей, вновь обратим внимание на статистические данные Deutsche Factoring Bank о средних сроках отсрочек по счетам, принятым на факторинговое обслуживание за период с 2000 по 2002 гг. (табл. 2).

Таблица 2

Средние сроки отсрочек погашения дебиторской задолженности, обслуженные Deutsche Factoring Bank в 2000 - 2002 гг.5

Показатель 2000 2001 2002

Внутренний факторинг 36дней 37 дней 39 дней

Экспортный факторинг 96 дней 77 дней 88 дней

Импортный факторинг 49 дней 46 дней 45 дней

Характерно, что сроки отсрочек по операциям внутреннего факторинга значительно меньше, чем по операциям международного факторинга. Это связано с тем, что в разных странах мира характерны не только свои сроки отсрочки платежа, но и свои средние сроки задержек в расчетах. Поэтому при проведении операций международного факторинга сроки отсрочек увеличиваются, будучи зависимыми от среднего периода задержек в расчетах, характерных для той или иной страны мира (они, как правило, выше, чем в Германии).

Ниже приводится табл. 3 стандартных сроков отсрочек платежей, предусматриваемых в конт-

Таблица 3

Средние сроки отсрочек платежей в Европе в 2003 г.6

Страны Периоды отсрочек, Периоды Итого: средние

предусмотренные задержек в сроки отсрочек

в контрактах расчетах платежей

Норвегия 21 6 27

Финляндия 19 10 29

Швеция 25 7 32

Дания 27 7 34

Германия 23 11 34

Австрия 29 8 37

Нидерланды 27 19 46

Великобри- 31 18 49

тания

Ирландия 35 16 51

Франция 48 10 58

Бельгия 41 20 61

Испания 68 6 74

Италия 65 22 87

Португалия 50 41 91

Греция 75 19 94

Вся Европа 39 15 54

5 Филипов С. Международный факторинг оживит российский экспорт // Финансовые известия. — 2002. — № 11. — С. 173.

6 Ранжировано по схеме: от стран с наименьшими отсрочками платежей к странам с наибольшими отсрочками платежей.

рактах, а также традиционных периодов задержек в расчетах в странах Европейского Союза (без Люксембурга, но включая данные по Норвегии). Данная таблица опубликована в регулярном отчете Комиссии европейских сообществ.

Успех коммерческой деятельности предприятий напрямую зависит от продолжительности отсрочки платежа. Это видно на следующем примере7:

Рассмотрим среднее предприятие с годовым оборотом 12 млн евро в год. В случае, если у такого предприятия заказы равномерно распределены в течение года, а срок отсрочки платежа по счетам фактуры предусмотрен в течение 30 дней с даты выставления счета, то такое предприятие в каждый конкретный момент времени будет иметь на балансе дебиторскую задолженность в размере 1 млн евро. В случае если фактор полностью профинансирует всю дебиторскую задолженность данного предприятия по ставке 10 % годовых, то 100 000 евро в год представляют собой финансовые издержки компании по обслуживанию своей дебиторской задолженности. При средней доходности предприятия в размере 5 % (около 600 000 евро в год) расходы по обслуживанию дебиторской задолженности составят 16,7 % от суммы дохода.

Теперь представим иную ситуацию, когда срок отсрочки платежа по отгруженной продукции составит не 30 (как в предыдущем примере), а 90 дней. Таким образом, в каждый конкретный момент времени на балансе предприятия будет фигурировать дебиторская задолженность в размере 3 млн евро, что отразится на увеличении расходов по ее обслуживанию до 300 000 евро. Последнее соответствует 50 % всех годовых доходов предприятия. Другими словами, увеличение условий отсрочки платежа с 30 до 90 дней уменьшает сумму доходов предприятия на треть.

Таким образом, факторинг позволяет решать одну из важнейших проблем малых и средних предприятий: ликвидировать или, по меньшей мере, минимизировать дебиторскую задолженность при одновременном снижении суммы кредиторской задолженности, так как классический факторинг представляет собой покупку дебиторской задолженности, а не кредитование клиента. Одновременно в случае, если клиент предлагает финансирование слишком длительных сроков отсрочки платежа, это вызывает вопросы о «факторабельности» его

7 Шмиттгофф К. Факторинг, форфейтинг, лизинг и другие формы коммерческого кредитования // Экспорт: право и практика международной торговли // Пер. с англ. — М.: Юридическая литература, 2000. — С. 420.

продукции, не носит ли запрашиваемое финансирование инвестиционный характер. В последнем случае факторы, как правило, отказываются от установления факторинговых линий.

Естественно, что проведение высокотехничных операций внутреннего факторинга в их классической форме оказывается невыгодным для сырьевых и перерабатывающих предприятий. В соответствии с большинством критериев применимости такой бизнес не является перспективным для факторинговых компаний. Это важное обстоятельство, однако, не исключает возможности применения иных способов проведения факторинга, связанных с основной идеей операции — покупкой дебиторской задолженности. Положительными предпосылками развития любых форм финансирования промышленности являются положительное сальдо торгового баланса, значительное развитие экспорто-ориентированных отраслей. А относительно небольшая доля стран СНГ в структуре внешнеэкономической деятельности российских предприятий, напротив, говорит об ориентации промышленности России на платежеспособный спрос и устойчивые валютные поступления.

В последние годы четко обозначился ряд особенностей российской практики краткосрочного и среднесрочного финансирования внешнеторговой деятельности предприятий и торговых посредников. Ряд ведущих банков пошел по пути вступления в международные ассоциации факторинговых компаний, такие как Factors Chain International и International Factors Group, а также Национальная факторинговая компания (НФК) — первая в России независимая профессиональная факторинговая компания. Являясь безусловным лидером рынка факторинговых услуг России, НФК на российском рынке факторинга занимает 36 %8. Миссия компании состоит в том, чтобы по всем ключевым показателям объема рынка, эффективности бизнеса и качества услуг быть лучшей факторинговой компанией в России, СНГ и Восточной Европе и одной из лучших в мире, обеспечивая рост благополучия акционеров, клиентов и персонала. Она предлагает комплексное факторинговое обслуживание в соответствии с международными стандартами, самостоятельно разрабатывает и применяет передовые технологии, активно внедряет новые направления, востребованные на рынке финансовых услуг.

Для российских банков, приступающих к обслуживанию производителей на условиях фак-

8 По данным Рейтингового агентства «Эксперт РА» за 2004 г.

торингового обслуживания можно применить следующую модель критериев «факторабельности» предприятия, т. е. характеристик клиента, позволяющих ему запрашивать банк о факторинговом обслуживании своей дебиторской задолженности.

1. Малое предприятие, учредителями которого являются крупные промышленные комбинаты, производящие продукцию, пользующуюся постоянным платежеспособным спросом. При этом такое малое предприятие не обязательно должно производить такую же продукцию, как и его учредитель. Это могут быть сопутствующие товары, запасные части, полуфабрикаты, продовольствие, товары для работников предприятий учредителя. В этом случае банк сможет осуществлять единственно возможный пока в России способ факторингового кредитования с регрессом на продавца задолженности, имея в виду получение платежной гарантии (в форме разрешенного законом договора поручительства) от материнской компании за исполнение обязательств их дочерних малых предприятий по договору факторингового обслуживания.

2. Показатели финансовой отчетности вновь созданного или уже некоторое время функционирующего производства должны рассматриваться под углом зрения соответствия основных его показателей уровню запрашиваемой линии. При этом большое значение должно уделяться истории взаимоотношений малого предприятия со своими дебиторами: опыту погашения задолженности, периодам задержек платежей, использовавшимся вариантам взаимозачетов и урегулированию взаимных претензий. Все это позволит максимально четко установить степень риска покупки дебиторской задолженности, установить правильные параметры линии факторингового обслуживания и предложить соответствующий уровень процентных ставок.

3. Характер оценки качества менеджмента малого предприятия часто значительно отличается от соответствующей оценки крупного комбината. В малых компаниях, как правило, руководящие должности занимают молодые предприниматели с небольшим опытом руководящей и коммерческой деятельности, надежность которых мало кто может подтвердить. Поэтому оптимальными руководителями «факторабельного предприятия» будут опытные предприниматели, квалификация которых позволяет, по крайней мере, оценить и понять особенности проведения факторинговых операций в применении к вверенному им производству и предлагаемой к обслуживанию дебитор-

ской задолженности. Одновременно документы, подтверждающие позитивный опыт работы руководителей малого предприятия в иных учреждениях, не должны иметь белых пятен и сомнительных или подозрительных деталей.

4. Количество занятых на предприятии не должно быть меньше 20 человек, а трудовой коллектив должен состоять не менее чем на 50 % из опытных и квалифицированных сотрудников.

5. Характер продукции, производимой на предприятии должен отвечать критериям «факто-рабельности», приведенным выше.

6. Характер задолженности, передаваемой банку на рефинансирование, должен быть неоспорим. Для этого необходима постоянная проверка подлинности счетов-фактур, уступочной документации, наличие подтверждения со стороны дебитора о том, что он уведомлен об уступке и соглашается перечислить банку средства, причитающиеся поставщику в соответствии с условиями заключенного между ними контракта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом, в связи с запретом проведения операций конфиденциального факторинга в России никакое финансирование задолженности по принципу «инкассового факторинга» без уведомления дебитора юридически недействительно. Поэтому, а также в связи с необходимостью четко отслеживать потоки товаров и погашение соответствующих задолженностей, рациональный подход банков должен заключаться в установлении трехсторонних договорных отношений: банк — клиент — дебитор, с тем чтобы все трое несли взаимные обязательства друг перед другом.

Принципиальное отличие возможностей проведения операций внутреннего факторинга в России, в отличие от международной практики, заключается в том, что здесь невозможно положиться исключительно на правильность выбора клиентом своих партнеров и, соответственно, устанавливать линии кредитного обслуживания в зависимости от финансовой и хозяйственной устойчивости клиента. У зарубежных факторинговых компаний есть возможность обратить регрессные требования на покупателя, но они чаще всего этим не пользуются. Смысл проведения операции за рубежом — это освобождение клиента от всей административной и технической работы по погашению дебиторской задолженности, включая принятие факторинговой компанией всех связанных с проведением такой операции рисков. В этом заключается смысл факторинговых операций и в этом причина их быстрого развития за рубежом. В России реализация такого

механизма проведения операций внутреннего факторинга практически невозможна.

Российский фактор в ближайшей перспективе не сможет отказаться от регресса на продавца задолженности, так как он не готов принимать на себя всериски, связанные с деятельностью поставщика, включая риски неоплаты со стороны его партнеров. В этом случае значительно увеличивается стоимость услуги для фактора. Последний вынужден не только увеличивать административные расходы, связанные с аналитическим изучением всех дебиторов заемщика (их финансового состояния, конкурентного положения, уровня компетенции менеджмента и другие показатели), возможных гарантий оплаты с их стороны, а также расходы, связанные с обслуживанием документального оборота со всеми партнерами клиента. В таком случае цена факторингового обслуживания может значительно превысить даже стоимость простейшего кредитования в любом коммерческом банке, что сведет выгодность использования новой услуги для клиента к нулю.

Таким образом, подтверждается необходимость подписания трехстороннего договора факторингового обслуживания между банком, клиентом и дебитором, в соответствии с которым банк осуществляет финансирование клиента, а дебитор гарантирует погашение задолженности клиенту в рамках уступленной последним выручки по контракту, заключенному между клиентом и дебитором. В данном случае партнер клиента выступает как своего рода гарант исполнения заемщиком своих обязательств по кредитному договору. Прецедентов заключения подобных договоров пока мало, что вызвано, видимо, слабой заинтересованностью импортеров в организации финансирования своих поставщиков и неоднозначной трактовкой возможности заключения такого договора в российском законодательстве.

Активно факторинг применяется финансово-промышленными группами (ФПГ). Однако ФПГ сориентированы в основном на финансирование производителей стратегических товаров, т. е. главных компонентов российского экспорта: нефть, газ, лес, другие минеральные и природные ресурсы. Производство и финансирование экспорта таких товаров сегодня наиболее выгодно по сравнению с более дешевой продукцией, которая бы пользовалась большим потребительским спросом. Производители указанной продукции не могут обслуживаться по факторингу в соответствии со сформулированными ранее критериями «фактора-

бельности». Это ограничивает перспективы внедрения факторинга существующими ФПГ, но позволяет рассчитывать на то, что вновь образуемые ФПГ, а также ассоциации товаропроизводителей и малых предприятий смогут в будущем сыграть роль катализатора использования их членами операций факторинга при обслуживании своей дебиторской задолженности.

Важнейшая проблема российской экономики и, соответственно, проблема развития факторинговых услуг коммерческими банками заключается в сложностях создания среднего класса обеспеченных людей, предъявляющих спрос на «фак-торабельную» продукцию. На настоящий момент наиболее платежеспособным является только спрос крупных зарубежных фирм-покупателей на традиционную российскую экспортную продукцию. Поэтому практически все финансовые учреждения и банки России вынуждены ориентироваться на финансирование предприятий только таких отраслей экономики.

В то же время у России существуют хорошие предпосылки для развития операций внутреннего факторинга в будущем. Это прежде всего касается большого географического разброса основных экономических регионов страны. Последнее является хорошим стимулом географического разделения труда, которое большими темпами будет развиваться в будущем.

Рассмотрение проблемы начнем с разграничения рисков, которые несет банк, и которые несет его клиент — поставщик, а также с изучения рисков многочисленных дебиторов клиента от использования последним факторинговых операций и сопровождающих их процедур уступки задолженности. Это позволит рассмотреть возможности покрытия таких рисков, а также оценить текущую практику подхода многих российских банков к покрытию рисков, возникающих при проведении факторинговых операций.

Проблемы внедрения и развития факторинговых операций в России становятся все более очевидными для практиков, сотрудников российских коммерческих банков, занятых в этом бизнесе. Лишь часть банков имеют схемы факторинга, разработанные непосредственно ими, одни кредитные организации не идут на рынок из-за сложности в управлении рисками, другие из-за трудоемкости операций.

Представляется, что все четыре тезиса М. Трей-виша недостаточно точны.

1. Факторингом могут заниматься только кре-

дитные организации. Это действительно так. В соответствии с текущим российским законодательством Центральный банк РФ разрешает проводить операции факторинга коммерческим банкам, имеющим генеральную лицензию на проведение банковских операций. Однако представляется, что это не является ограничением для развития факторинговых услуг в России. Действуя, как и некоторые другие отделы банка по принципу Profit Center (самостоятельного «хозрасчетного» подразделения банка), деятельность отдельных отделов по факторингу ничем не будет отличаться от принятых во многих странах мира самостоятельных факторинговых компаний, представляющих свои услуги отдельно от банков. Более того, находясь первоначально в тени действующих коммерческих банков, такие отделы только выигрывают, используя имеющуюся клиентуру, штат сотрудников, механизмы автоматизированной обработки информации, аналитический центр, а также бухгалтерию. Позднее, получив опыт самостоятельной работы, а также вооружившись обновленными законодательными нормами, станет возможным выделение таких отделов в самостоятельные компании.

2. Сложные для управления риски. Этот тезис справедлив лишь отчасти. Факторинговая компания, исходя из теории и мировой практики проведения таких операций, не должна заниматься управлением рисками. Функция фактора заключается скорее в отслеживании, констатации, сопровождении и финансировании дебиторской задолженности. Фактор действительно помогает клиенту управлять своими рисками, отказываясь покупать задолженность тех или иных компаний. Но его основная функция не может быть сведена только к этому. Самое важное для фактора — это оптимизация денежных потоков предприятия. Он реализует эту функцию, одновременно принимая или не принимая соответствующие риски. В российской практике пока невозможен отказ от права регресса требований погашения задолженности к клиенту фактора. Однако это не означает невозможность проведения операции факторинга и реализации ее основной функции — обеспечения финансирования текущей деятельности предприятия посредством оптимизации денежных потоков.

3. Отсутствие апробированных технологий. Технологии отслеживания дебиторской задолженности являются одним из инструментов реализации функций фактора. Зарубежные факторинговые компании используют различные технологии компьютерной связи, обработки и передачи ин-

формации. Такие технологии и программное обеспечение свободно реализуются владельцами прав на их распространение и могут быть приобретены, в частности, российскими банками. Использование данных технологий имеет смысл только при достижении определенного уровня обслуживания оборотов дебиторской задолженности и появлении достаточного круга заинтересованных клиентов. Поэтому не отсутствие технологий является причиной затруднений в развитии факторинговых операций в России, а наоборот, сложности в маркетинге факторинговых услуг и наращивании оборотов их проведения значительно тормозят приобретение, внедрение и активное использование современных технологий факторингового обслуживания клиентов.

4. Трудоемкость процедуры. С этим тезисом можно полностью согласиться. Проведение операции полного факторинга требует большого объема операционной работы. Эта работа (прежде всего: ввод информации об обслуженной дебиторской задолженности, отслеживание дат ее погашения, отправление дебиторам инкассационных сообщений, пр.) не является сложной. При наличии необходимого программного обеспечения она осуществляется автоматически. Большой объем работы связан с оценкой риска безрегрессного финансирования задолженности конкретных дебиторов. Ввиду отсутствия достоверной информации по многим вопросам деятельности дебиторов от сотрудников кредитных секторов факторингового отдела требуется провести значительную работу в целях максимально точного определения рейтинга риска финансирования задолженности того или иного дебитора. При этом проблема здесь связана не с тем, что банки пасуют перед проведением такой работы.

Таким образом, рассмотрев все причины сложностей в развитии факторинга в российской коммерческой практике, приводимые М. Трейвишем, можно сделать вывод, что основные проблемы развития факторинговых операций в России не связаны ни с недостаточной технической базой развития услуги, ни со сложностями в управлении кредитными рисками и трудоемкостью проведения операции. Основная проблема более глобальна. Она вызвана сложностями в оценке и принятии кредитных рисков фактором, осуществляющим операции полного факторинга. Последнее связано в первую очередь с тем обстоятельством, что многие российские финансисты в настоящее время момент сталкиваются с низким уровнем достоверной коммерческой информации о любом действующем

предприятии. Не имея собственного, проверенного на практике опыта сотрудничества с тем или иным предприятием, кредитная организация (банк, инвестиционная или страховая компания) редко соглашаются принимать кредитные риски. Указанные кредиторы часто решаются взаимодействовать с дебиторами клиентов, только если последние продолжительное время имели определенные обороты на своем текущем валютном или расчетном счетах в банке, который организует факторинговое обслуживание. Для некоторых банков важен собственный прямой контроль над предприятием, кредитный риск которого им принимается. Покупка контрольного пакета акций предприятия или определяющее участие в принятии решений, достигаемое иным образом, позволяют обеспечить такой контроль.

Поэтому далее будет уделено отдельное внимание перспективам развития факторинговых операций в России. Прежде всего, рассматривая перспективы факторинга в России, необходимо ставить вопрос о перспективах развития малого бизнеса в России и реструктуризации ее экономики. Между тем проведение операций факторинга позволяет значительно уменьшить стоимость кредитования, так как операции с имущественными правами не облагаются налогом на добавленную стоимость в соответствии с действующим российским законодательством. Одновременно принимается во внимание, что доход от операций по договору факторинга подлежит налогообложению в общеустановленном порядке9.

Указанное обстоятельство может быть использовано при маркетинге операции не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и во всех прочих регионах страны, так как предполагается, что внутренний факторинг должен и может быть распространен во многих областях России. Экспансия факторинга в регионы выдвигает, однако, целый ряд проблем.

Это прежде всего проблемы для банков, которые проводят факторинговое обслуживание своих клиентов. Очень часто такой банк не имеет филиала или надежного банка-корреспондента, который мог бы предоставить гарантии или дать кредитную информацию о дебиторе, расположенном в этом городе или в этой местности. Соответственно банк вынужден очень часто отказывать своим клиентам

9 Волянский К. Налогообложение при реализации договора факторинга // Налогообложение операций по договорам цессии, Налоги (прилож. к газете «Финансовая Россия»). 2004 г. № 44. - С. 2.

в обслуживании тех или иных его партнеров. Последнее резко ограничивает возможности факторингового обслуживания клиента вплоть до его отказа воспользоваться данной кредитной услугой.

Кроме того, понятие «факторинговое обслуживание» практически не известно многим предприятиям малого бизнеса и торговли10. В России практически не осуществляется маркетинг факторинговых операций. Это связано прежде всего с малодоходным характером факторингового обслуживания для банков. Так как сегодня финансовые учреждения страны еще способны проводить финансовые операции, доходность которых достигает 20 — 40 % годовых, развитие малодоходных услуг пока не стало важной задачей для банков.

Можно сделать вывод, что многие коммерческие банки вынуждены предоставлять недоходные или малодоходные услуги в качестве сопутствующих элементов расчетно-кассового, депозитного или кредитного обслуживания клиентов. В этой связи внедрение и развитие факторинговых услуг не могут быть связаны с увеличением коммерческой деятельности того или иного российского коммерческого банка. Факторинг может быть использован исключительно как маркетинговая мера привлечения в банк дополнительной клиентуры, которая имела бы широкую партнерскую базу и большие обороты по своим расчетным и текущим валютным счетам.

Следовательно, можно выделить две группы проблем по признакам возможности их быстрого решения. Первая группа — это проблемы институционального и структурного плана. Они связаны с необходимостью изменения структуры экономики в сторону увеличения доли предприятии малого бизнеса, причем не только в сфере торговли и услуг, но и в сфере промышленного производства. Это позволит расширить клиентскую базу факторинговых операций, что является важнейшим фактором быстрого и эффективного их развития. Однако проблемы этой группы не могут быть решены в ближайшей перспективе. Вторая группа проблем — это проблемы временные, решение которых зависит исключительно от заинтересованности финансовых учреждений в развитии факторинга как инструмента увеличения клиентской базы и улучшения ее структуры. Имеются в виду проблемы недостаточного маркетинга услуги, отсутствия навыков работы с соответствующими технологиями

10 Карташкин А. Факторинг как окно в Европу // Финансист. 2002. — № 37. С. 24 — 26.

обслуживания дебиторской задолженности (покупки программного обеспечения и инвестиций в подготовку обслуживающего персонала) и др.

Существует еще одна проблема развития — это редкие переходы контрагентов на условия расчетов по открытому счету. Как известно, история развития коммерческих отношений и соответствующих им расчетов в «постперестроечной» России выглядела следующим образом:

начало 1990-х гг. — бартерные расчеты между контрагентами;

1993 — 1995 гг. — расчеты по полной предоплате или с использованием авансовых платежей;

1996 — 2000 гг. — вексельные, аккредитивные, инкассовые расчеты и использование формальных обязательств дебитора в ликвидной форме (акцептованные тратты, чеки и др.);

2001 — 2006 — усиление роли расчетов по открытому счету в экономике России.

В настоящее время открытый счет все активнее входит в коммерческую практику расчетов между российскими предприятиями. Все иные методы расчетов связаны со слабым уровнем доверия между партнерами и недостаточным уровнем развития конкуренции на рынке продавцов потребительской продукции. Ныне действующее законодательство уже позволяет вновь образуемым малым предприятиям иметь определенные льготы по налогообложению, проведению ускоренной амортизации оборудования и меры, которые бы способствовали их развитию.

Постепенно стало очевидно, что существует огромное количество платежеспособных малых предприятий и физических лиц, обслуживание оборотов по счетам которых может принести значительные прибыли финансовым организациям. Многие из них осознали необходимость ограничения монополии Сбербанка на предоставление подобных услуг, тем более что подход небольших и более гибких финансовых учреждений часто позволяет быстрее переводить потенциальных клиентов на обслуживание. В этой связи появление в номенклатуре финансовых услуг новых, оригинальных, достаточно трудоемких, но при этом очевидно выгодных для клиентов услуг должно стать дополнительным стимулом для последних в переводе оборотов по своим счетам в те банки, которые предлагают такие услуги.

Основная трудность, с которой сталкиваются предприятия малого бизнеса, заключается в поиске источников финансирования их деятельности. Проблема заключается в том, что размер собс-

твенных средств, который, как правило, является основным ограничителем финансовых претензий предприятий, с точки зрения банков и других финансовых организаций, очень мал и недостаточен для привлечения необходимых краткосрочных ресурсов. Поэтому основная причина обращения к факторингу в западных странах в начале 1960-х гг., а также причина необычайной его популярности в последующие годы скрывалась в преодолении этой проблемы. Факторинг устанавливал в качестве лимита кредитования не размер собственных средств компании, а объем ее фактического товарооборота.

Программы финансовой поддержки малого бизнеса. В Великобритании правительство осуществляет ряд специальных программ помощи малому бизнесу11. Это так называемые Enterprise Investment Scheme (EIS) — «Инвестиционная схема поддержки предпринимателя» и Venture Capital Trust Scheme (VCT) — «Схема финансирования посредством управления венчурным капиталом на доверительной основе». В первом случае схема стимулирует частные вложения (вплоть до 1 млн фунтов стерлингов) в акции малых предприятий, которые еще не котируются на бирже, в обмен получая полный контроль над собственностью предприятия. Во втором случае инвестиционная компания, котирующаяся на бирже, инвестирует средства своих акционеров в малые и средние предприятия, имеющие хорошие перспективы роста.

При использовании обеих схем, привлечение финансовых ресурсов небольшими предприятиями связано с необходимостью фактической продажи своих активов сторонним инвесторам, которым государство предоставляет дополнительные налоговые льготы. Использование подобного вида обеспечения финансирования привело к тому, что указанные схемы поддержки малого бизнеса оказались крайне непопулярными.

Открытие кредитных линий и овердрафт. Наиболее популярной формой финансирования до сих пор остаются прямые кредитные линии, устанавливаемые банками своим клиентам и, в частности, овердрафт12. Однако в последнее время многие банки и в том числе российские позитивно относятся к кредитованию малых предприятий. В то же время, малые предприятия часто критикуют банки за очень консервативную позицию при

11 Четыркин Е. «Методы финансовых и коммерческих расчетов». - М.: Дело Лтд, 2002. С. 345

12 Хатсон Т. Дж. Факторинг//Руководство по кредитному менеджменту под ред. Б. Эдвардса. — М:/ Инфра-М, 2003. С. 120.

кредитовании, так что если банк даже и принимает решение об установлении линии, то в любой момент может ее отменить и потребовать досрочного погашения задолженности. Причем такие решения принимаются зачастую даже без предварительного уведомления клиента.

Среди форм финансирования, с которыми конкурируют факторинговые операции выделяются следующие кредитные инструменты (по степени популярности):

— банковский овердрафт;

— банковский кредит;

— дополнительная эмиссия (портфельные инвестиции);

— лизинг;

— гарантийные схемы;

— другие виды финансовых инструментов.

Несмотря на ранее описанное увеличение интереса к факторинговым операциям, они занимают последнее место среди указанных форм финансирования по объему реально предоставленных кредитных ресурсов. В этой связи, для увеличения популярности факторингового обслуживания, большое значение предлагается уделять маркетингу услуг.

Специалисты зарубежных факторинговых компаний, осуществляя такой маркетинг, часто обращают внимание потенциальных клиентов на следующие сравнительные преимущества факторинговых операций.

1. Решение проблемы денежных потоков. Пополнение оборотных средств на малом предприятии посредством операций факторинга является идеальным инструментом решения проблемы денежных потоков. Пока это остается основной причиной обращения малых предприятий к факторингу как средству решения своих финансовых проблем, так как в случае прямого обращения о предоставлении кредита, многие компании сталкиваются с требованиями предоставить ликвидное обеспечение в полной сумме кредита. Такие требования, как правило, несопоставимы с реальными возможностями предприятия. Опыт британских банков показывает, что в связи с увеличением размеров непогашенной кредитной задолженности небольших компаний, банки позволяют себе устанавливать кредитные линии, не превышающие 50 % от сумм дебиторской задолженности, находящейся на счетах клиента13. Преимущество же факторинговых компаний заключается в том, что они в состоянии финансиро-

13 Филипов С. Международный факторинг оживит российский

экспорт//Финансовые известия. — 2002.-№11. — С. 170 — 172.

вать в среднем 80 %, но никогда не меньше 70 % от сумм задолженности.

2. Финансирование без специальных требований к обеспечению. Для фактора, в отличие от многих других финансовых институтов, обычно не принципиально важно качество финансовой отчетности его клиента. Фактор страхует себя, контролируя потоки дебиторской задолженности своего клиента и на основании объема и характера таких потоков принимает решение о размере и условиях финансирования. Все иные возможные виды обеспечения, которые могли бы быть предоставлены клиентом, остаются в распоряжении последнего. Клиент при желании может воспользоваться ими, если они будут востребованы иными кредитными организациями при предоставлении ему дополнительных финансовых ресурсов.

3. Прямая связь кредитования с объемом продаж. Факторинг является гибкой формой финансирования, так как фондирование клиента осуществляется пропорционально объему его продаж, что отчасти сокращает риск перепроизводства. Объем ресурсов, на который может рассчитывать клиент, увеличивается одновременно с развитием самой компании. При этом компания может планировать рост производства и объемов продаж, не обсуждая с банком возможность увеличения размеров кредитных линий. Хотя фактор также устанавливает определенные лимиты финансирования по тем или иным типам задолженностей, но эти лимиты зависят прежде всего от имеющегося оборота, скорректированного на ожидаемый темп роста объемов продаж, который компания планирует осуществить в начале года.

4. Освобождение предприятия от выполнения несвойственных ему функций. Факторинг освобождает компании от необходимости самостоятельно вести счета партнеров и осуществлять кредитный контроль за погашаемой задолженностью. Если фактор предлагает весь набор стандартных услуг или даже все услуги, кроме непосредственного финансирования, то он позволяет предпринимателям сконцентрироваться на успешном ведении своего собственного бизнеса, увеличении качества и улучшении маркетинга своих товаров или услуг и поиске выходов на новые рынки. Отслеживание погашения задолженности, функции мониторинга дебиторских счетов, инкассирование поступающих средств принимают на себя профессиональные сотрудники факторинговых компаний.

Одновременно с преимуществами существует некоторое число очевидных недостатков реали-

зации факторинговой схемы финансирования экспортеров, которые часто вынуждают потенциальных клиентов отказываться от использования услуг факторов, считая, что они значительно снижают эффективность финансирования их текущей коммерческой деятельности.

1. Стоимость услуг. Часть клиентов зарубежных факторов считает, что услуги факторинговых компаний слишком дороги. Еще в 1970-е и 1980-е гг. в Великобритании проводились опросы предпринимателей о том, что является для них основным препятствием в использовании услуг факторов. Около 71 % опрошенных сочли, что стоимость факторингового обслуживания значительно выше тех преимуществ, которые приносит эта форма финансового обслуживания предприятий14.

2. Потеря контроля. Многие компании озабочены потерей контроля за графиком погашения задолженности, если такой контроль перейдет в руки сторонней организации, которой будет, в частности, факторинговая компания. Их беспокоит то обстоятельство, что третья сторона будет выяснять с дебитором тонкие проблемы их двусторонних отношений и споров. Кроме того, несмотря на то, что фактор регулярно извещает своего клиента об изменениях в графике погашения задолженности, направляя соответствующие документы своему клиенту, последнему часто трудно правильно понять характер изменений и логику таких отчетных документов, что иногда приводит к неправильным выводам и даже изменениям в политике клиента.

3. Имидж. Исторически развитие факторинговых операций в Европе было связано с тем обстоятельством, что факторы принимали на себя слишком много «непогашаемых долгов», что привело к тому, что многие компании до сих пор считают факторинг последним источником финансирования (финансовый инструмент на «черный день»). Таким образом, несомненный плюс (к услугам факторинга можно обратиться, когда существуют сложности с установлением кредитных линий обслуживающими банками) может обратиться большим минусом, когда к такому способу кредитования прибегают крупные компании. В России указанное обстоятельство еще долгое время не будет иметь решающего значения для предприятий при выборе факторинга как инструмента финансирования, так как большинство предприятий имеет нестабильное финансовое положение, в большей или меньшей

14 Минеев А. Операции факторинга. Мировой опыт и российская практика // Финансовый бизнес. № 11. — 2003, С. 146 — 158.

степени успешно маскируемое положительными показателями финансовой отчетности.

Исследования показывают, что клиенты считают основным преимуществом факторинга не администрирование графика погашения дебиторской задолженности, что является важнейшим сопутствующим продуктом факторинга, а непосредственное финансирование оборотных средств. Администрирование дебиторской задолженности, по мнению многих респондентов, является настолько дорогостоящей операцией, что не оправдывает тех удобств, которые получает клиент в результате ее проведения. Поэтому основной формой факторинга, встречающейся ныне в западной практике, является дисконтирование счетов-фактур, где все бремя администрирования задолженности остается за клиентом.

К сожалению, большинство малых предприятий, использующих услуги факторинга, малы до такой степени, что не могут продемонстрировать достаточные обороты по счетам или предоставить фактору какие-либо приемлемые ликвидные виды обеспечения, в связи с чем часто не могут напрямую использовать услуги по дисконтированию счетов-фактур15. Поэтому они вынуждены использовать операции полного факторинга или факторинга с правом регресса и таким образом в нагрузку пользоваться услугами по администрированию счетов. Это продолжается до тех пор, пока обороты в значительной степени не возрастут, или пока у фактора не появится достаточно оснований доверять своему клиенту, устанавливая на него определенные непокрытые лимиты финансирования.

Законодательные препятствия. Для развития факторинга в некоторых странах непреодолимым препятствием стали юридические нормы местных законодательств. Часто в законодательстве многих стран отсутствует недопущение наложения запрета на уступку задолженности. В Германии такое положение в Коммерческий кодекс было введено только в 2001 г. Суть проблемы заключается в том, что иногда крупные промышленные или торговые компании могут сами накладывать запрет на уступку своей кредиторской задолженности. Поэтому, если в традиционно «факторинговых» странах (Великобритания, Италия и США) продовольствие и рынок рабочей силы являются основными рынками, где развиваются услуги факторинга, то предприятия таких же отраслей в Австрии не могут воспользоваться факторинговым обслуживанием.

15 Минеев А. Операции факторинга. Мировой опыт и российская практика // Финансовый бизнес. № 11. — 2003. — С. 146 — 157.

Кроме объективных сложностей в развитии операций внутреннего факторинга в России существует также проблема информированности потенциальных клиентов о различных вариантах финансирования их краткосрочной дебиторской задолженности. Эта проблема часто становится решающей при отказе клиентам банка в факторинговом обслуживании.

В этой связи важнейшей задачей российского банка, желающего повысить выгодность проведения операции внутреннего факторинга, становятся большие инвестиции в маркетинговые исследования, а также в рекламу и информацию. Это связано с тем, что в соответствии с выводами, успех проведения операций внутреннего факторинга напрямую связан с увеличением количества клиентов и их оборотов.

В настоящее время банки могут ориентироваться на развитие малого бизнеса в крупных и средних городах европейского центра России, городах, находящихся на пересечении крупных железнодорожных и морских путей, центров авиаперевозок. В каждом из них преимущественное развитие имеет одна или несколько отраслей экономики. В некоторых центрах, таких как Москва, Санкт-Петербург и Екатеринбург малый бизнес развивается практически во всех отраслях экономики. Однако продукция малых предприятий крупнейших городов России реализуется в очень многих регионах страны. А так как факторинг является операцией, связанной в первую очередь с принятием и реализацией риска непогашения дебиторской задолженности, следовательно, необходимо не меньшее внимание уделять анализу специфики экономического развития регионов, где расположены дебиторы.

Таким образом, маркетинг факторинговых операций банка — деятельность, связанная с объединением усилий нескольких подразделений головной конторы банка, филиала, где происходит факторинговое обслуживание клиента и филиалов в тех регионах, где расположены дебиторы.

В связи с тем, что в России возможно проведение только операций конвенциального факторинга (с уведомлением должника об уступке задолженности), важно получить согласие дебитора на подписание трехстороннего договора факторинга между ним, поставщиком и фактор-банком. Поэтому маркетинговая деятельность филиалов должна предусматривать взаимодействие со своими клиентами и их партнерами.

Проведенные исследования операций факторинга в коммерческих банках вообще, и в рос-

сийских банках в частности, позволили придти к следующим выводам.

1. Проведение факторинговых операций определяется следующими основными принципами:

— клиент фактора выбирает оптимальную структуру регулирования денежных потоков, основанную на полной передаче факторинговой компании (фактору) функций администрирования дебиторской задолженности и инкассирования соответствующих денежных поступлений;

— характер коммерческой деятельности клиента факторинговой компании соответствует возможностям фактора по обслуживанию возникающей дебиторской задолженности;

— у клиентов факторов имеются доверительные отношения со своими партнерами (дебиторами). При этом последние не только не возражают против возможной уступки их задолженности, но и сотрудничают с фактором по ее погашению.

2. Выявлено, что факторинговые операции нецелесообразно использовать для финансирования дебиторской задолженности, возникающей в целом ряде отраслей экономики, прежде всего в основных экспортных отраслях, таких как нефте- и газодобыча, продукты переработки минеральных ресурсов, а также в отраслях, расчеты в которых осуществляются частичными платежами в течение длительного периода времени (строительство) и в сфере услуг. Одновременно данные анализа позволили придти к выводу, что оптимальными клиентами факторинговых компаний могут стать малые и средние промышленные или торговые предприятия, имеющие возможности реализации широкой номенклатуры товаров массового потребления.

3. Схема факторингового обслуживания позволяет оптимизировать решение важнейшей для малых и средних предприятий проблемы: задержки расчетов и неплатежи. При проведении операции клиенты используют данные кредитного анализа дебиторов, мониторинга финансового состояния дебиторов и графика погашения ими задолженности, осуществляемые фактором. Это позволяет клиентам факторов оптимально использовать кредитные лимиты финансирования дебиторской задолженности, устанавливаемые факторинговой компанией.

4. Из всего спектра факторинговых услуг (финансирование дебиторской задолженности, ее администрирование, инкассирование выручки и покрытие риска непогашения задолженности) самой важной и значительной для малых предприятий являются услуги факторов по финансированию дебиторской задолженности, так как факторы предъявляют менее

жесткие требования к обеспечению, чем банки. Остальные факторинговые услуги либо не используются клиентом, либо принимаются «в нагрузку». Гораздо большее значение эти услуги имеют для самих факторинговых компаний, так как позволяют им наиболее точно оценить риск финансирования.

5. Важнейшим препятствием для развития факторинговых операций являются законодательные нормы многих стран, ограничивающих уступку задолженности, препятствующие развитию конфиденциального факторинга (дисконтирование счетов-фактуры без уведомления должника об уступке) и не признающих приоритета договоров факторинга перед договорами купли-продажи. Такие правовые ограничения имеются в том числе и в российском законодательстве.

6. В России внутренний факторинг до сих пор остается малоизвестным и не очень популярным способом привлечения ресурсов ввиду сложности схемы и относительно более высокой стоимости финансирования. Причина недостаточного развития этих операций в России кроется также в настороженном отношении коммерческих банков к уступке рублевой дебиторской задолженности как к обеспечению кредитной операции и в отсутствии государственного контроля за погашением дебиторской задолженности (в отличие от отлаженного механизма контроля за поступлением экспортной выручки).

Основными проблемами недостаточного развития в России операций внутреннего факторинга также являются:

— недостаточная информированность клиентов о преимуществах услуг, оказываемых фактора-

ми. Данная проблема решается посредством организации маркетинговой деятельности факторов, включающей проведение специальных семинаров, образовательной работы с сотрудниками филиалов, покупку и внедрение необходимого программного обеспечения, организацию рекламной компании, прежде всего в региональных средствах массовой информации;

— отсутствие в России и за рубежом платежеспособного спроса на «факторабельную» продукцию отечественных производителей со стороны финансово устойчивых и надежных компаний. Эта проблема может быть решена только по мере общего позитивного развития российской экономики.

7. Наиболее удачными вариантами организации факторингового обслуживания в российском коммерческом банке являются:

— заключение трехстороннего договора факторингового обслуживания между фактором, клиентом и дебитором;

— сохранение требований регресса к клиенту, в случае непогашения дебитором своей задолженности;

— требования перевода всех расчетных и текущих счетов в банк, осуществляющий факторинговое обслуживание;

— использование банковских гарантий и страховых полисов крупнейших страховых компаний по обеспечению обязательств клиентов в отношении финансируемой дебиторской задолженности;

— принятие решения об обслуживании той или иной дебиторской задолженности только после проведения полного кредитного анализа дебиторов.

вниманию кредитных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

организаций!

Предлагаем публикацию годовой и квартальной отчетности.

Стоимость одной публикации - 2950 руб. (в том числе НДС 18 %) за две журнальные страницы формата А4. При единовременной оплате публикации годовой отчетности за 2006 год, 1, 2 и 3-й кварталы 2007 года редакция гарантирует неизменность выставленных цен в течение 2007 года. Общая стоимость четырех публикаций составляет 11 800 руб. (в том числе НДС 18%).

Тел. /факс: (495) 621 -69-49 http:\\www.financepress.ru

(495) 621 -91 -90 E-mail: post@financepress.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.