Научная статья на тему 'Ф. А. Рау - выдающийся дефектолог, ученый, общественный деятель'

Ф. А. Рау - выдающийся дефектолог, ученый, общественный деятель Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1581
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕФЕКТОЛОГИЯ / СУРДОПЕДАГОГИКА / ЛОГОПЕДИЯ / "ЧИСТЫЙ УСТНЫЙ МЕТОД" / АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Туджанова К.И.

Статья посвящена Ф.А.Рау, доктору педагогических наук, профессору, члену-корреспонденту АПН РСФСР, выдающемуся дефектологу, основоположнику и разработчику методической системы обучения глухих словесной речи, организатору высшего дефектологического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Туджанова К.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

F.A.RAU - OUTSTANDING DEFECTOR, SCIENTIST, PUBLIC ACTIVITY

The article is devoted to F. A. Rau, doctor of pedagogical Sciences, Professor, corresponding member of the APN of the RSFSR, an outstanding defectologist, founder and developer of the methodological system of teaching deaf verbal speech, organizer of higher defectological education.

Текст научной работы на тему «Ф. А. Рау - выдающийся дефектолог, ученый, общественный деятель»

ставлены очень познавательные доклады, сопровожденные интереснейшим материалом презентаций.

На более высоком уровне проходят конференции, в которых участвуют студенты магистратуры. Согласно требованиям магистерской квалификации, в течении двух лет обучения им необходимо подготовить две научные статьи, отражающие результаты самостоятельного исследования. В связи с этим, часто, после выступления на конференции с достойным докладом, его готовят в качестве публикации, где обязательны аннотация и ключевые слова на иностранном языке, или даже в зарубежных журналах. Например, магистры программы «Цивилизационные основы русского мира» подготовили доклады на конференцию на английском языке «Russian history through art», где успешно озвучили ряд положений своих исследований, выносимых на дальнейшую защиту.

Рассматриваемая форма научного общения в высшей школе вносит неоценимый вклад в процесс активизации познавательной творческой работы учащихся в сфере их будущей профессиональной

деятельности, способствует дальнейшему развитию общекультурных и общепрофессиональных компетенций, формирует положительную тенденцию к изучению иностранного языка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Авдонина М.Ю., Жабо Н.И. Студенческая конференция на иностранных языках как компонент профессиональной подготовки эколо-гов//Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: образование и педагогические науки. - 2011. № 12. - С. 130-141.

2. Крупченко А.К. Конференция как метод иноязычной профессионализации специали-ста//Методист. - 2009. №7. - С. 37.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») в ред. от 31.05.2011г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.rU/uploadffles/fgos/5/20111207163943^

(дата обращения: 05.10.2019).

F.A.RAU - OUTSTANDING DEFECTOR, SCIENTIST, PUBLIC ACTIVITY

Tudzhanova C.

Candidate of pedagogic Sciences, Professor, Professor, MPGU, Mocsow Ф.А.РАУ - ВЫДАЮЩИЙСЯ ДЕФЕКТОЛОГ, УЧЕНЫЙ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ

Туджанова К.И.

К.п.н., профессор, профессор, МПГУ, Москва

Abstract

The article is devoted to F. A. Rau, doctor of pedagogical Sciences, Professor, corresponding member of the APN of the RSFSR, an outstanding defectologist, founder and developer of the methodological system of teaching deaf verbal speech, organizer of higher defectological education.

Аннотация

Статья посвящена Ф.А.Рау, доктору педагогических наук, профессору, члену-корреспонденту АПН РСФСР, выдающемуся дефектологу, основоположнику и разработчику методической системы обучения глухих словесной речи, организатору высшего дефектологического образования.

Keywords: defectology, surdopedagogy, speech therapy, "Pure oral method", analytical-synthetic method, differentiated approach, guardianship.

Ключевые слова: дефектология, сурдопедагогика, логопедия, «Чистый устный метод», аналитико-синтетический метод, дифференцированный подход, попечительство.

Федор Андреевич (Фридрих Вильгельм) Рау родился 26 марта 1868 г. в городе Ульм в земле Вюртемберг в Германии в семье рабочего-металлиста. В четырнадцать лет Фридрих остался круглым сиротой и образование получил на средства благотворителей в Нюртенбергской учительской семинарии.

В школе и семинарии Фридрих был одним из первых учеников, сильны были в нем природный ум, любознательность и настойчивость, с которой он учился. По соседству с семинарией находилась школа глухонемых, и дети этой школы часто играли с учениками семинарии, что и предопределило его дальнейшую судьбу. Глухие дети заинтересо-

вали юного Фридриха и с разрешения администрации он присутствовал на уроках в школе глухих, наблюдал за работой учителей и воспитанников. С этого времени вся жизнь Ф.А.Рау была посвящена глухим.

В апреле 1887 года 19-летним юношей Федор Андреевич начал педагогическую деятельность среди слышащих детей. В этом же году он получил приглашение на работу от выдающегося немецкого сурдопедагога Иоганна Фаттера - яркого представителя «Чистого устного метода» обучения глухих детей, где проработал четыре года. Под руководством И.Фаттера Федор Андреевич защитил дипломную работу и получил звание штатного народного учителя. Свою педагогическую деятельность в

России Ф.А. начал в 1892 г. в Меннонитском училище глухонемых в немецкой колонии Тиге Мелитопольского уезда Таврической губернии, но «в среде сектантов [меннониты - протестантская секта], вдали от культурного центра, выдержал только 4 месяца».

Статистические данные о количестве глухонемых в России натолкнули его на мысль уехать туда работать. Обучение глухонемых в России было поставлено весьма неплохо. В крупных центрах функционировали учебные заведения для глухих при попечительстве императрицы Марии Федоровны, были организованы курсы для подготовки сурдопедагогов, издавался учебно-методический журнал «Вестник Попечительства».

27 января 1893г. Ф.Рау поступил учителем-воспитателем маленького глухонемого мальчика Альберта - сына губернатора В.К.Шлиппе (Екате-ринослав) и достиг в своей работе больших успехов. Обучение мальчика велось по системе чистого устного метода, которым Ф.Рау овладел во Франкфуртском институте.

В семье Шлиппе Ф.Рау встретил свою будущую жену Н.А.Голяшкину-Шлиппе. В конце 1896г. Федор Андреевич женился на Наталье Александровне Голяшкиной и с этого времени началась их совместная работа по обучению и воспитанию глухонемых.

В декабре 1896 года в Москве он открыл небольшую частную школу-пансион для глухих детей (Малая Грузинская, 16) и курсы по исправлению дефектов речи, которые закрыл в ноябре 1899 г. в связи с назначением директором в Арнольдо-Тре-тьяковское училище глухонемых.

Ф.А.Рау как педагог-исследователь и ученый формировался на основе изучения наследия видных представителей педагогической мысли 18-19 в.в. и прежде всего Я.А.Коменского (28.03.159215.11.1670) - чешского мыслителя-гуманиста и общественного деятеля, который вопросы образования рассматривал в связи с общими проблемами воспитания. Понимание Коменским задач воспитания являлось выражением его гуманистического стремления к всестороннему развитию личности на основе принципа природосообразности. Согласно Коменскому, «человек-дитя природы и поэтому все педагогические средства должны быть природосо-образными» {6,с.455}. Принцип природосообраз-ности предполагает изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий. Принцип природосообраз-ности находит дальнейшее развитие в трудах Пе-сталоцци И.Г. (12.01.1746-17.02.1827) - швейцарского педагога, основоположника дидактики начального обучения. Песталоцци также указывает, что обучение и воспитание должны быть природо-сообразными, т.е .строиться в соответствии с естественным ходом развития самой человеческой природы и начинаться с младенческих лет.

Исходным путем в развитии ребенка Песта-лоцци считал чувственное восприятие предметов и явлений окружающего мира, познание которого осуществляется через обучение родному языку,

раскрывая его социальное и педагогическое значение. В педагогическом наследии Ф.А.Рау нашли свое выражение и идеи Дистервега Ф.А.В. Дистер-верг Ф.А.В. (29.10.1790-7.07.1866) - немецкий доктор философии, педагог практик был последователем И.Г.Песталоцца. Основными принципами воспитывающего обучения считал также природосообразность, культуросообразность, самодеятельность, сформулировал основы дидактики развивающего обучения.

Большое значение в разработке методической системы обучения глухих устной речи имели труды великого русского педагога К.Д.Ушинского (2.03.1824-3.01.1871) - основоположника научной педагогики в России и звукового аналитико-синте-тического метода обучения грамоте.

С точки зрения обучения глухих Ф.А.Рау понимал роль и значение принципа природосообраз-ности и аналитико-синтетического метода не только как метода постановки звуков и формирования устной речи глухого ребенка, он рассматривал его как метод обучения грамоте, отразив содержание новой дидактической системы в «Бук-варе»(1903г.), который стал методическим пособием для учителя и первой учебной книгой для детей.

На современном этапе метод усовершенствован сыном и соавтором методической системы Ф.А..Рау - Ф.Ф..Рау, который также опираясь на принцип природосообразности и чувственное восприятие ребенка. сформулировал его как анали-тико-синтетический, концентрический, полисенсорный,

По определению Ф.Ф.Рау, «аналитико-синте-тический метод, сочетающий отработку целостного действия и составляющих его операций, является психологически наиболее оправданным для формирования самых разнообразных двигательных навыков» (4,стр.67).

30 марта 1898 г. Федор Андреевич без труда сдал экзамен на звание домашнего учителя при Московском учебном округе.

Со 2 мая 1900 г. училище было принято в ведение Московского городского общественного управления и, в честь основателя училища И.К.Арнольда и попечителя, и мецената Павла Михайловича Третьякова, стало называться Московским городским Арнольдо-Третьяковским училищем глухонемых.

С приходом в 1899 г. Федора Андреевича Рау началась коренная организационная перестройка учебно-воспитательной работы. Прежде всего изменилось содержание первоначального периода обучения: исходным средством обучения стала устная речь. Будучи опытным учителем, он давал показательные уроки по постановке и коррекции звуков, помогал учителям овладевать новым, в то время аналитическим методом постановки устной речи, чтения с губ и обучения грамоте.

Уже в начале XX века Ф.А.Рау был введен дифференцированный подход к глухим с учетом времени наступления глухоты, степени потери слуха и интеллектуальных возможностей: органи-

зованы различные классы для глухонемых, поздно-оглохших и слабослышащих (тугоухих). В 1910 г. было открыто отделение для умственно-отсталых глухонемых детей, которые не могли освоить программу училища - колония Сокольниково (Московская губерния). Обучение там велось посредством дактильной и письменной речи с использованием жестовой речи.

Работа Ф.А.Рау, его конкретная помощь учителям сделали Московское училище глухонемых всероссийским методическим центром, главным методистом которого стал тот же Ф.А.Рау. Педагоги училища стали мастерами постановки звуков и обучения чтению с губ. «Чистый устный метод» утвердился как единая система обучения в Арнольдо-Третьяковском училище глухонемых. Тенденция обучения глухих словесной речи на основе чистого устного метода сохранялась очень долго и подменялась более узкой задачей - тренировкой учащихся в произношении звуков и слов. Основная причина такого положения заключалась в том, что на Миланском конгрессе сурдопедагогов 1880г. немецкая система обучения глухих «Чистый устный метод»была признана единственно правильной.

Новым этапом российской сурдопедагогики стал 1900 г., когда в Москве Ф.А.Рау и Н.А.Рау организовали первый в России и Европе детский сад для глухонемых. Не имевшая специального образования Наталья Александровна Рау работала в этом детском саду под руководством супруга Ф.А.Рау, получала от него постоянную методическую помощь и на практике постигала методы и приемы обучения неслышащих.

Ф.А.Рау является одним из создателей теории дифференциации слухоречевых расстройств и теоретического обоснования системы учебных заведений для детей с нарушениями слуха, считается в российской сурдопедагогике одним из предтечей системы дифференцированного обучения детей с нарушениями слуха в 30-50-е годы XX столетия.

Опыт организационной и научной работы в Арнольдо-Третьяковском училище помог Ф.А.Рау в деле организации высшего дефектологического образования.

С октября 1922 г. по совместительству состоял в должности заведующего и профессора кафедры сурдопедагогики и логопедии в Педагогическом институте детской дефективности.

В сентябре 1924 г. в связи с преобразованием Педагогического института детской дефективности в Институт педологии и дефектологии был назначен профессором этого ВУЗа.

С 1.10.1925 г. по расформировании Института педологии и дефектологии назначен профессором дефектологического отделения педагогического факультета 2-го МГУ (по совместительству до 01.02.1929г.). С 1930-1938гг.- заведующий кафедрой сурдопедагогики и логопедии: дефектологического факультета МГПИ затем Московского государственного педагогического дефектологического института (1938-1941).

В годы Великой Отечественной войны с августа 1941г. до начала 1944г. был эвакуирован в Казань, где работал учителем школы глухих. Вернувшись из эвакуации продолжил работу в МГПИ им. В.И.Ленина с 16.02.1944 по1.09.1950.

В течение 30 лет Ф.А.Рау вел непрерывную работу по подготовке специалистов по сурдопедагогике и логопедии не оставляя, научную и практическую работу.

С марта 1944 г. Ф.А.Рау был назначен штатным старшим научным сотрудником НИИ дефектологии АПН РСФСР, где трудился по 01.04.1950 г., осуществляя большую научно-исследовательскую работу.

Под его руководством многие известные ученые окончили аспирантуру, защитили кандидатские и докторские диссертации и стали специалистами высшей квалификации, :внесшими значительный вклад в развитие отечественной дефектологии.

Ф.А.Рау принадлежит создание нового направления в формировании логопедии как педагогической науки, теоретическое обоснование системы исправления речевой патологии и формирования специалистов логопедов-педагогов.

Наряду с педагогической и организационной работой Федор Андреевич вел активную научную работу, которая нашла отражение в публиковавшихся им материалах. В 1903-1915 гг. Ф.А.Рау был активным членом редакционной коллегии и постоянным автором журнала "Вестник попечительства императрицы Марии Федоровны о глухонемых", единственного в то время учебно-методического периодического издания по сурдопедагогике. Он публиковал переводы статей иностранных сурдопедагогов (в основном с немецкого), составлял краткие рефераты новых зарубежных книг по вопросам методики обучения глухих.

К крупным работам Ф.А.Рау и Н.А.Рау дореволюционного периода можно отнести три издания «Букваря для глухонемых» (1903, 1911, 1914) и два издания книг для чтения «Маленьким друзьям» (1906, 1908) и «Маленький глухонемой читатель» (1912, 1915). Эти книги стали широко применяться для обучения глухонемых в России.

Букварь для школ глухонемых и методические пособия к нему выдержали семь переизданий, постоянно при этом совершенствуюсь на основе результатов экспериментальной проверки.

Однако структура первых трех изданий «Букваря» была разработана на основе «Чистого устного метода» и по своему составу содержала лексику для заучивания, на основе которой отрабатывалась чистота и внятность звукового состава слова. На основе усвоенной лексики и приобретенных навыков в чтении устная речь становилась средством обучения и общения лишь к четвертому-пятому году. Чтение как самостоятельный предмет в первых двух классах отсутствовало. Букварь Ф.А.Рау начинали читать только в третьем классе, в первых двух классах они читали тексты, составленные учителем по записям в тетрадях, заучивали их, совершенствуя чистоту произношения и навыки чтения с губ.

Таким образом, достижение «главной цели» - отработка четкого произношения задерживало общее развитие глухого ребенка. Следующие четыре издания «Букваря», вышедшие после 1937г. были переработаны на основе аналитико-синтетического метода, изменены по лексическому составу и содержанию.

Будучи в начале своей педагогической деятельности сторонником «Чистого устного метода», Ф.А.Рау на основе глубокого анализа различных методов обучения глухих детей, собственного научно-педагогического опыта, на совещании директоров и завучей школ глухих в 1938г. дал резкую критику данного метода. В докладе были глубоко проанализированы достоинства и недостатки различных методов первоначального обучения словесной речи детей с нарушениями слуха, научно обоснована значимость использования разных форм словесной речи в первоначальном обучении глухих детей.

Основные положения методической системы Ф.А.Рау изложены в его работе «Методика обучения глухонемых произношению» (совм. с Ф.Ф.Рау).

Ф.А.Рау в течение многих лет был одним из основных лекторов по вопросам обучения глухих произношению и методам обучения глухих словесной речи. Он участвовал в проводимых в тот период съездах и конференциях по вопросам сурдопедагогики как организатор, и как докладчик.

В творческом наследии Ф.А.Рау важное место занимают научно-методические работы, посвященные вопросам оказания сурдопедагогической помощи оглохшим: «О детях, потерявших слух», «О речи детей, потерявших слух в различном возрасте» и др.

Большую ценность представляют учебно-методические работы Ф.А.Рау для сурдопедагогов, логопедов и студентов вузов: «Постановка и коррекция звуков у глухонемых», «Методика обучения глухонемых» совместно с Лаговским Н.М. и Басовой А.Г.(1934), пособие для учителей и студентов «Методика обучения произношению» (1941, 1948, 1955, 1959, совм. с Ф.Ф.Рау). Ф.А.Рау был ответственным редактором и активным автором журнала «Вопросы дефектологии», членом редколлегии «Ученых записок дефектологического факультета МГПИ» (1950).

Достижения Ф.А.Рау в научно-педагогической деятельности по заслугам были отмечены государством. В 1925 году Ф.А.Рау было присвоено звание

профессора, в 1936 году степень доктора педагогических наук; в 1947 году он был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук РСФСР.

Именем Ф.А.Рау были названы Тамбовская, Архангельская школы для глухих, Харьковский детский дом для глухонемых №7, Московский I детдом для глухонемых дошкольников, Калужская школа-интернат №5 для слабослышащих детей.

Ф.А.Рау имел многочисленные награды и почетные звания. Он был награжден орденом В.И.Ленина, медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «В память 800-летия Москвы». Ему присвоено звание «Герой труда», «Отличник народного просвещения РСФСР».

Федор Андреевич владел несколькими языками, был человеком большой эрудиции, необыкновенной теплоты в отношении к людям, но по-немецки требовательным и пунктуальным.

Главное качество присущее Ф.А. как педагогу и человеку - это глубокая любовь к детям, необыкновенная человечность и способность проникать в духовный мир ребенка, понять, почувствовать в каждом из них личное, индивидуальное.

Энергичный, талантливый, неизменно приветливый, доступный всем и каждому, преданный своему делу - таким его запомнили ученики и коллеги.

Ф.А.Рау ушел из жизни в возрасте 89 лет, но «Не в годах - в полноте жизни, вот в чем ценность бытия!» (Шиллер).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Басова А.Г., Егоров С.Ф. История сурдопедагогики: Учеб.пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1984.

2. Дьячков А.И., Нейман Л.В., Слезина Н.Ф. Памяти Федора Андреевича Рау // Учебно-воспитательная работа в специальных школах, 1957. Вып. 6.

3. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия. В 2 частях. М.: Просвещение, 2013.

4. Методика обучения глухих устной речи, Под ред. проф. Ф.Ф.Рау, М., 1976,

5. Исаев И.А. Династия Рау // Многоголосье тишины. Из истории глухих России. М., 1996.

6. Российская педагогическая энциклопедия, М.,1993

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.