Научная статья на тему 'Особенности организации обучения детей в Московском городском Арнольдо-Третьяковском училище глухонемых'

Особенности организации обучения детей в Московском городском Арнольдо-Третьяковском училище глухонемых Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА / ГЛУХИЕ / СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ГЛУХИХ / МОСКОВСКОЕ ГОРОДСКОЕ АРНОЛЬДО-ТРЕТЬЯКОВСКОЕ УЧИЛИЩЕ ГЛУХОНЕМЫХ / ИВАН КАРЛОВИЧ АРНОЛЬД / CHILDREN WITH HEARING IMPAIRMENTS / DEAF / DEAF EDUCATION SYSTEM / MOSCOW CITY ARNOLD-TRETYAKOV SCHOOL OF DEAF AND DUMB / IVAN KARLOVICH ARNOLD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронова Анастасия Анатольевна, Додзина Оксана Борисовна

XIX век время открытия в России учебных заведений для детей с нарушениями слуха, особенности обучения в которых изучены на сегодняшний день фрагментарно. Авторы обращаются к становлению обучения в одном из ярких заведений прошлого в Арнольдо-Третьяковском училище для глухонемых детей, выделяют предпосылки, условия и результаты за более, чем 50-летнюю историю училища до момента его реорганизации в Московский институт глухонемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронова Анастасия Анатольевна, Додзина Оксана Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ORGANIZATION OF EDUCATION IN THE CITY MOSCOW ARNOLDO-TRETYAKOV SCHOOL FOR DEAF

XIX century time of opening in Russia of educational institutions for children with hearing impairments, features of training in which are studied today fragmentary. The authors turn to the formation of training in one of the brightest institutions of the past in the Arnold-Tretyakov school for deaf children, identify the prerequisites, conditions and results for more than 50-year history of the school until its reorganization in the Moscow Institute of deaf.

Текст научной работы на тему «Особенности организации обучения детей в Московском городском Арнольдо-Третьяковском училище глухонемых»

3. Воронин Д.М. Стратегия развития образования в сфере физической культуры и спорта / Современные здоровьесберегающие технологии - Орехово-Зуево: ГГТУ - №4. - 2017. - С. 43-50.

4. Воронин Д.М. Формирование здоровьесберегающей среды в образовательных организациях / Д.М. Воронин // Инновационные технологии в физическом воспитании и спорте: Материалы всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / Под ред. А.Ю. Фролова. - Тула: Тул. Производственное полиграф. предприятие, 2016. - С. 305-312.

5. Лопатин Н.А. Роль кафедры ВУЗа в формировании здорового образа жизни студентов / Медицина в Кузбассе. - Серия: Педагогика, Т.16. - №2., 20l7. - С. 55-58.

6. Лопатина Р.Ф. Здоровье студентов вуза как актуальная социальная проблема / Р.Ф. Лопатина, Н.А. Лопатин // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств, 2017. - С. 272-278.

7. Нечаев А.В. Применение инновационных технологий во время проведения занятий по физической культуре в контексте улучшения общего состояния здоровья студенчества // Современные здоровье сберегающие технологии - Орехово-Зуево: ГГТУ. - №4. - 2017. - С. 114-119.

8. Пузанова Ж.В. Управление здоровьем: научные подходы к исследованию здоровья и здоровьесберегающего поведения у студентов / Ж.В. Пузанова, И.С. Вялов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология, 2013. - С. 94-102.

9. Пузанова Ж.В. Здоровый образ жизни: понимание и отношение студенческой молодежи (по результатам фокус-групповых исследований) / Ж.В. Пузанова, И.В. Чеховский // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология, 2014. - С. 135-150.

Педагогика

УДК 371.9

кандидат педагогических наук, доцент Воронова Анастасия Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); кандидат психологических наук Додзина Оксана Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В МОСКОВСКОМ ГОРОДСКОМ АРНОЛЬДО-ТРЕТЬЯКОВСКОМ УЧИЛИЩЕ ГЛУХОНЕМЫХ

Аннотация. XIX век - время открытия в России учебных заведений для детей с нарушениями слуха, особенности обучения в которых изучены на сегодняшний день фрагментарно. Авторы обращаются к становлению обучения в одном из ярких заведений прошлого - в Арнольдо-Третьяковском училище для глухонемых детей, выделяют предпосылки, условия и результаты за более, чем 50-летнюю историю училища до момента его реорганизации в Московский институт глухонемых.

Ключевые слова: дети с нарушениями слуха, глухие, система обучения глухих, Московское городское Арнольдо-Третьяковское училище глухонемых, Иван Карлович Арнольд.

Annotation. XIX century - time of opening in Russia of educational institutions for children with hearing impairments, features of training in which are studied today fragmentary. The authors turn to the formation of training in one of the brightest institutions of the past - in the Arnold-Tretyakov school for deaf children, identify the prerequisites, conditions and results for more than 50-year history of the school until its reorganization in the Moscow Institute of deaf.

Keywords: children with hearing impairments, deaf, deaf education system, Moscow city Arnold-Tretyakov school of deaf and dumb, Ivan Karlovich Arnold.

Введение. В современных условиях обновления подходов к обучению и воспитанию детей с нарушениями слуха актуально обращение к истории специальных образовательных учреждений прошлого. Реконструкция образовательных систем минувших лет позволяет лучше понять истоки отечественных традиций, проанализировать особенности коррекционного обучения, выявить пути модернизации специального образования в настоящее время. История первых специальных школ - источник знаний о труде первых русских дефектологов, которые несли порой подвижнический подвиг, преодолевая множество трудностей на своем профессиональном пути. История как учитель позволяет нам глубже усвоить базовые национальные ценности социальной солидарности, гражданственности, науки крайне важные в педагогической деятельности.

Период с начала XIX века до начала ХХ века - период обретения глухими детьми права на обучение, период становления отечественной системы специального образования.

Первое училище для глухих открывается при непосредственном участии Императрицы Марии Федоровны в 1806 году в г.Павловске, а в 1809 году переведено в столицу. Открытое для детей всех сословий училище достаточно быстро приобрело аристократических характер и стало доступным лишь для детей из привилегированных и богатых семейств.

В период с 1809 по 1875 годы, по данным Н.Н.Малофеева, открывается шестнадцать специальных школ, преимущественно в западных провинциях империи. Школы эти часто открывались по инициативе католического духовенства, частных лиц [3, с. 157-158]. Их функционирование - ежедневное преодоление трудностей, финансовых, кадровых, организационно-методических. Они первые, разрозненные. Их организация часто основывалась на желании родителей качественно подготовить детей к самостоятельной жизни в обществе. Ее стержень - энтузиазм людей, ступивших на нелегкий путь обучения детей с нарушениями слуха.

Эти особые условия накладывали отпечаток на продолжительность существования специальных школ для глухих в российской Империи. Одни существовали около одного года, другие - около 10 лет. Две школы для девочек (с 1843 г.) и для мальчиков (с 1869 г.), открытые в Одессе при деятельном участии бывшего директора Петербургского училища для глухих Г.А.Гурцева и его семьи, просуществовали до 1896 года [3, с. 157-158].

Второе дыхание устроители школ для глухих обретают в последней четверти XIX века. Начиная с 1884 года список учебных заведений пополняется практически ежегодно. По данным Н.Н. Малофеева, за 30 лет открывается 60 учреждений для глухих [3, с. 213-216]. Появляются новые типы учреждений: школы-приюты, детские сады, мастерские, ферма-приют и др.

Малочисленность учебных заведений, непродолжительность их работы не решала вопроса полноценного массового обучения детей с нарушениями слуха в Российской Империи. Столетняя история Опытного училища Императрицы Марии Федоровны в Петербурге - «это история прекрасного, отдельного единичного учебного заведения, которое на протяжении многих десятилетий практически не влияло на ситуацию в стране» [3, с. 154].

Анализ деятельности учебных заведений для детей с нарушениями слуха в Российской Империи позволяет особо выделить училище, открытое в Москве в 1860 году. Открытое по инициативе глухого художника оно со временем становится учебно-методическим центром и приобретает статус опытно-показательного. История его достаточно ярка, но на сегодняшний день изучена фрагментарно [2, 3]. В начале ХХ века это училище официально называлось Арнольдо-Третьяковское, по имени двух своих самых ярких благодетелей.

Изложение основного материала статьи. Остановимся на вкладе каждого из них более подробно, определив его значимость для становления системы обучения детей с нарушениями слуха в обозначенном училище.

Иван Карлович Арнольд (1805-1891) - основатель училища, одаренный художник, лишившийся в возрасте двух лет слуха, стараниями своего отца получивший хорошее образование сначала в Петербургском училище глухонемых, потом в условиях домашнего обучения, затем в училище глухонемых Берлина. Он закончил в Германии академию художеств с серебряной медалью и дипломом художника.

С юных лет И.К.Арнольд хранил в сердце мечту - облегчить участь подобных себе глухим, дать им путевку в жизнь, устроить для них специальное учебное заведение. С этой целью он в 1824-1825 годах объездил многие города Германии, изучая методы и приемы, практиковавшиеся в немецких училищах глухонемых [8].

Но мечту свою исполнить Иван Карлович смог только после смерти отца, около 30 лет протрудившись художником при Императорском Эрмитаже, топографом в Департаменте Государственных Имуществ [3].

Сначала И.К.Арнольд трудится в качестве гувернера при глухонемом мальчике в частном доме. Занятия шли успешно. Иван Карлович окончательно утвердился в своем решении и в 1852 году открыл в Петербурге небольшой пансион. Из шести первых его воспитанников почти все были или сироты, или из совершенно бедных семейств. Иван Карлович тратил на содержание пансиона свои собственные чрезвычайно ограниченные средства.

Неустанными стараниями Арнольда в 1853 году было получено разрешение на открытие частного училища для глухонемых в Петербурге. Много огорчений и унижений пришлось ему испытать при испрашивании пособий для своего учебного заведения.

В 1860 году училище переходит в Москву. Заручившись одобрением правительства и разрешением Московского генерал-губернатора Павла Алексеевича Тучкова, Иван Карлович с пятью учениками (остальных шестерых родители не пожелали отпустить в Москву) и наставником А.Ф. Владычанским в апреле 1860 года переехал в Москву. 24 апреля состоялся первый в Москве публичный экзамен воспитанников Ивана Капрловича. Успешные результаты его трудов были засвидетельствованы присутствовавшими на экзамене. Таким образом, 24 апреля 1860 года официально считается днем открытия Арнольдовского училища глухонемых в Москве.

Иван Карлович являет нам образец активного члена общества, энтузиаста, горячо любящего свое дело, глубоко убежденного в необходимости развития системы образования для детей с нарушениями слуха. Превозмогая все трудности, И.К. Арнольд сам заботился о поиске средств для существования организованного им частного учебного заведения.

В 1863 году благотворители предложили И.К.Арнольду оставить в своем ведении только учебно-воспитательную часть дела, а для управления хозяйством, изыскания материальных средств для училища организовать специальный распорядительный комитет.

Создание и работа распорядительного комитета определяет еще одну особенность организации обучения глухих детей. Анализ его деятельности убеждает нас в том, что организация обучения строилась на основе принципа социального взаимодействия. В условиях частного учебного заведения всегда особо остро встает вопрос материального обеспечения учебного процесса.

Первым председателем комитета был избран Отто Иванович Левенштейн, а в число семи его членов вошел Павел Михайлович Третьяков, который ныне нам известен более как основатель картинной галереи в Москве, который с 1869 года до последних своих дней был председателем комитета и много сил положил на благоустройство училища.

При незабвенном попечительстве П.М.Третьякова училище было поставлено на должный материальный уровень. К примеру, неприкосновенный капитал училища с 24 с небольшим тысяч рублей в 1869 году к 1899 году возрос до 200 тысяч, несмотря даже на то, что в 1891 году из капитала было изъято около 35 тысяч рублей на единовременную уплату долга Московскому городскому кредитному обществу по ссуде на постройку училищного дома [8]. Деятельность П.М.Третьякова впечатляет своей многогранностью: он не только жертвователь своих личных средств, он организатор материального попечения о единственном училище для детей с нарушениями слуха в Москве, он наблюдатель за постановкой и результатами работы училища.

При переводе из Петербурга в Москву Арольдовское училище глухонемых долгое время не имело собственного помещения. В течение первых пяти лет оно пять раз меняло квартиры.

В 1873 году были приобретены дом и земля у Звенигородского купца Н.И.Комарова (на Донской улице) и начата постройка здания училища. В течение двух лет шло строительство. В феврале 1876 года училище уже перешло в собственное помещение. Главный корпус училищного здания каменный, трехэтажный, с подвальным этажом. Комнаты большие, высокие, светлые. На верхнем этаже располагалась спальня и даже комнаты для холостых учителей и незамужних учительниц.

При училищном здании были два деревянных одноэтажных флигеля. В одном, примыкавшем вплотную к главному корпусу, располагалась квартира директора, а над нею, на антресолях, лазарет. В другом - в передней части квартира одного семейного учителя, а в задней - прачечная.

Решение жилищной проблемы учителей - важный, с одной стороны, гуманный, а с другой, соблюдающий традиции учреждений XIX века интернатного типа, шаг.

Лазарет на антресолях директорского флигеля не удовлетворял гигиеническим требованиям: помещался он в четырех низких, тесных и душных комнатах, при том примыкал непосредственно к училищу. Заразных больных приходилось отправлять в городские больницы. Для решения этой проблемы в 1890 году на средства П.М.Третьякова в училищном саду была выстроена прекрасная больница на 22 кровати и снабжена необходимым инвентарем.

Кроме всех этих зданий, при училище находился просторный двор и сад. Вообще училищу принадлежало около полторы десятины земли под постройками, двором и садом.

Появление собственного достаточно просторного здания позволило училищу увеличить число воспитанников: к 1899 году их было уже 154 человека против 40 человек в 1869 году. Часть из них получало образование бесплатно из средств благотворителей, за часть учеников полную плату вносили родители. Были ученики, за обучение которых родители платили только часть требуемой суммы, другая часть выплачивалась благотворителями [6, с. 9].

Важной особенностью организации обучения глухих детей становится четкое определение вектора образования, который определяет направление обучения и воспитания детей с нарушениями слуха и в наши дни - подготовка учащихся к самостоятельной жизни, умственное развитие обучающихся [7, с. 8].

Устав училища предписывал по началу изучение следующих предметов: Закон Божий (чтение из Библии, краткий катехизис, молитвы, краткая Священная история и объяснение литургии), краткая грамматика русского языка (чтение, правописание и словосочинение, мимическое диктование и упражнения в кратких сочинениях), арифметика (арифметические операции над целыми и именованными числами и дробями), география (общий обзор физического разделения земного шара), краткая история России, естественная история в общедоступных рассказах, чистописание и черчение. Кроме обозначенных предметов, в программу училища обязательно входило приучение воспитанников доступным для них ремеслам как способу приобретения в дальнейшем средств для жизни [4, с. 18].

Первые сотрудники Ивана Карловича были как и он сам глухие. При таком составе преподавателей в обучении преобладала мимика. Хотя основатель и обучал детей устной речи, но, будучи сам глухонемым, не мог контролировать правильность выговора и интонации. Вообще обучение должно было страдать многими несовершенствами. Все недостатки искупались глубокой преданностью своему делу и желанием посильной пользы со стороны преподавателей.

Сами воспитанники отмечали, что отношениями между учителями и воспитанниками были не казенно-формальные, а семейно-родственные. Дети делились с наставниками всеми своими впечатлениями, радостями и горестями [8].

К концу 1860-х годов мимический метод был признан училищной корпорацией весьма устаревшим и в 1870 году Попечительное общество Арнольдовского училища отправляет директора Д.К. Органова за границу для непосредственного знакомства с новыми методиками обучения глухонемых. Он побывал в Германии, Швейцарии, Франции, Англии и Бельгии. Это был важный шаг в деле совершенствования работы училища в условиях отсутствия в Российской Империи системы подготовки кадров для обучения и воспитания детей с нарушениями слуха.

Результатом Д.К. Органова поездки было официальное введение в училище 11 ноября 1870 года устно-звукового метода. Анализ практики использования этого метода позволяет констатировать, что результаты по овладению устной речью значительно улучшились.

Важной особенностью образования в училище была постановка профессиональной подготовки. С первых дней деятельности задача учебного заведения отражала потребность и необходимость направлять самых способных в учителя для глухих детей. Это выделяло училище среди остальных специальных школ того периода.

Несколько человек по окончании училища служили учителями в самом училище. Выпускники трудились в частном пансионе Тулы, Петербургском училище для глухонемых, в отделении для глухонемых при церковно-приходской школе Вязников [1].

Особо было поставлено дело овладения ремеслами. В 1867 году в образовательную практику училища были введены сапожное и портняжное дело. Направление и содержание занятий ремеслами определяли практические нужды училища. Например, после подготовки нового комплекта одежды уже в 1870 году портняжное дело не велось.

Благодаря деятельному участию распорядительного комитета в организации процесса образования, в начале 1870-х годов несколько воспитанников обучались в типографии Рис и заведении конторских книг Гаген.

В начале ХХ века при училище действовали собственные переплетная, портновская, столярная и сапожная мастерские. Обучение организовывали штатные специалисты и совместители. Они же обеспечивали полноценную работу мастерских, куда поступали заказы как от училища, так и от сторонних заказчиков. Работа мастерских приносила прибыль училищу, но позволяла самим обучающимся, овладевая прфессиональными навыками, погружаться в полноценный производственный процесс. Знакомство с ремеслом воспитаннику училища давало путевку в самостоятельную жизнь. Человек становился в производственном плане полноценным членом общества. Общество тем самым несколько преображалось: глухонемые обретали право и возможность получения специального образования [1].

В 1899 году признана недостаточной программа обучения, рассчитанная 7 лет. Она была расширена до 8 лет обучения [6, с. 13].

В 1899 году у училища появился новый директор, в последствии доктор педагогических наук, профессор, известный сурдопедагог и логопед, член-корреспондент АПН РСФСР (1947), имя которого, наверное, сегодня известно практически каждому учителю-дефектологу - Федор Андреевич Pay (1868—1957). В 1900 году, им совместно со своей женой Натальей Александровной Рау (1870—1947), был открыт первый в России детский сад для глухонемых дошкольников.

При Ф.А. Рау продолжается поиск форм работы с детьми по овладению устной речью. Одной из таких эффективных форм был признан вечер.

Вечера проводились по разным поводам. Например, вечер на масленице 2 февраля 1904 года с участием исключительно воспитанников Арнольдо-Третьяковского училища и детского сада для глухонемых Ф.А. Рау. «В начале вечера группа учеников, под управлением директора, хорошо и отчетливо произнесла народный гимн. Затем были представлены басни в лицах, маленькие юмористические сценки, составленные специально для обучающихся младших и средних классов («Лакомка», «Татарин» и «У сапожника»). Под конец были устроены живые картины. Каждая из них сопровождалась декламацией учениками соответствующих детских стихов: «Масленица», «Заинька», «Продавец игрушек», «У лесной опушки», «Белоснежка у карликов» [6, с. 8].

С приходом в училище (1900) Ф. A. Pay особенно возросла роль училища как опытно-показательного.

Училище постепенно нарабатывает свой опыт и делится им с общественностью. Например, на III съезде русских деятелей по техническому и профессиональному образованию в Петербурге училищем были выставлены образцы типографской, переплетной, нумеровальной, линевальной работы, сапожного дела и рукоделия. По инициативе училища организован съезд учителей глухонемых, на котором выступили с докладами следующие педагоги: старший учитель П.А.Надеждин «Глухонемые бродяги и глухонемой перед судом», заведующая женским отделением Ф.Ф.Томкеева «О послешкольной судьбе глухонемых», учитель Ф.М.Митрофанов «Временные летние педагогические курсы для учителей глухонемых», учитель садоводства Н.А.Александров «О желательности устройства сельско-хозяйственных школ-колоний для глухонемых и организация их в общих чертах», Н.А. Рау «О детских садах для глухонемых» [9, с. 11].

Ф.А.Рау ввел в практику проведение бесед по вопросам обучения глухонемых детей. Например, по субботам в 1910 году проводились беседы по физиологии звуков и постановке их у детей с нарушениями слуха, причем практические приемы демонстрировались на учениках. На встречах присутствовали учителя, учительские помощники, лица, посещающие классы для ознакомления со способами обучения воспитанников училища, а также и лица, занимающиеся педагогической деятельностью, преимущественно с умственно отсталыми детьми [5, с. 18-19].

Кроме этого, педагоги Арнольдо-Третьяковского училища публикуют учебные и методические пособия. Учитель Г.Г. Григорьев издал справочную книгу «Таблицы глаголов» [5, с. 19].

В начале ХХ века с целью ознакомления с методом обучения глухонемых училище посещают не только педагоги, работающие с глухонемыми ребятами (из Саратова, Харькова, Москвы), но лица, имеющие только общую педагогическую практику.

Сам директор училища Ф.А. Рау в 1906 г. разработал устав училища глухонемых в Перерве (дачная местность под Москвой); в 1911 г. - Кабинет машинописи при Городской Управе. Он принимал участие в организации училища глухонемых в г. Туле [10].

В 1910 и 1917 годы Ф.А. Рау организовывал Съезды учителей глухонемых. В период 1913-15 гг. устроил курсы для матерей и воспитательниц глухонемых детей дошкольного возраста.

Много потрудился Ф.А.Рау в направлении совершенствования процесса обучения своих воспитанников. В 1907 году организована сельско-хозяйственная колония для глухонемых детей [10]. В 1918 году организовал специальные классы для оглохших и филиальное отделение в Даниловом монастыре.

После революции в новых социально-политических условиях училище становится государственным учреждением. Его переименовывают в Московский институт глухонемых.

Выводы. Анализ дореволюционного опыта организации обучения детей с нарушениями слуха в Московском городском Арнольдо-Третьяковском училище убеждает нас в том, что становление практики специального образования происходило как уникальной авторской системы, основанной на энтузиазме педагогического коллектива, члены которого были глубоко убеждены в социальной значимости их труда, основанной на лучших традициях благотворительности и помощи ближним, свойственных русскому менталитету, на творческом использовании элементов европейского опыта обучения глухих. С деятельностью училища связано имя известного мецената Павла Михайловича Третьякова, труды которого удивляют своей многогранностью. Училище в начале ХХ века становится площадкой формирования научного знания в области сурдопедагогики под руководством знаменитого отечественного дефектолога Федора Андреевича Рау. Стремясь к совершенствованию своей работы, педагоги училища делятся опытом с педагогами из разных уголков нашей Родины. Арнольдо-Третьяковское училище являет собой яркий пример союза науки и практики, сотрудничества производства и образования, модели сопряженного профессионального и общего образования.

Литература:

1. Воронова, А.А. Профессиональная подготовка обучающихся в Московском городском Арнольдо-Третьяковском училище для глухонемых детей // «Дискуссия». - Екатеринбург, 2017. - №1 (75). - С. 105-112

2. Долгов, Д.В. Обучение детей в Московском Арнольдовском училище для глухонемых в 1970-е годы / Д.В. Долгов // Вопросы гуманитарных наук. - 2010. - № 1(45) - С. 18-19.

3. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия. Учеб. пос. для студентов пед. вузов. В 2 ч. Ч. 1 / Н.Н.Малофеев. - М.: Просвещение, 2010. - 319 с.

4. Отчет Московского Арнольдовского училища глухонемых детей обоего пола за 1867 и 1868 г. - М.: Тип. Современных Известий, 1869. - 20 с.

5. Отчет Московского городского Арнольдо-Третьяковского училища глухонемых за 1910 год. - М.: Тип. Арнольдо-Третьяковского училища глухонемых, 1911. - 36 с.

6. Отчет Московского городского Арнольдо-Третьяковского училища глухонемых за 1904 год. - М.: Городская тип, 1906. - 21 с.

7. Отчет Московского городского Арнольдо-Третьяковского училища глухонемых за 1869 год. - М., 1906. - 10 с.

8. Отчет Московского городского Арнольдо-Третьяковского училища глухонемых за 1900 год. - М.: Тип. Арнольдо-Третьяковского училища глухонемых, 1901. - 12 с.

9. Отчет Московского городского Арнольдо-Третьяковского училища глухонемых за 1902 год. - М.: Городская тип, 1903. - 11 с.

10. Федор Андреевич Рау. Биография // Музей института коррекционной педагогики РАО - Режим доступа: http://museum.ikprao.ru

Педагогика

УДК 372.8

кандидат педагогических наук Высочан Леся Михайловна

ГВУЗ «Прикарпатский национальный университет имени Василия Стефаника» (г. Ивано- Франковск); кандидат физико-математических наук, доцент Кондур Оксана Созонтовна

ГВУЗ "Прикарпатский национальный университет имени Василия Стефаника"(г. Ивано- Франковск)

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ МЕТОДИК НА УРОКАХ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности использования игровых методик на уроках естествознания, приводятся их примеры и анализируются методы их проведения.

Ключевые слова: игровые приемы, интересные материалы, обучение.

Annotation. In this article we consider the peculiarities of the use of game techniques in the lessons of natural science, their examples are presented and methods of their conducting are analyzed.

Keywords: game receptions, interesting materials, education.

Problem formulation. Public changes in the country give new trends in the development of education. The coming era - the era of change, innovation, intelligence dictates its living conditions, introduces new requirements to each individual. Society needs people creative, active, capable of non-standard thinking, solving complex sociopolitical and economic problems. Qualitatively new changes in society convince that the greatest value is a unique personality - creative, active, bright. This leads to a responsible and creative attitude towards the tasks of the elementary school teacher. A modern teacher should awaken cognitive interest in schoolchildren, help students develop their individual qualities, inclinations, abilities, promote their creativity, encourage diligence, initiative, and creative search. Primary school as a basis for the formation of personality is of particular importance to provide the child with a comprehensive development - intellectual, physical, creative. The basis of the education of a person seeking self-improvement and self-development is a positive motivation for learning, the presence of cognitive interest. It is known that the revival of cognitive interest of junior pupils is carried out gradually through an individual approach, didactic game, theatricalization. It is the cognitive interest that underlies the development of cognitive activity and the positive motivation of learning. Both the active search and the lively interest in the intellectual direction of the subject greatly increase when the teacher uses a good joke, warm, cheering word, playing elements.

Actuality of recent researches and publications. Since ancient times the elementary school has been an important link in the education and upbringing of the younger generation. A child of the junior school age is supportive of the upbringing action from the outside. Psychologists (L.S. Vygotsky, D.B. Elkonin, L.V. Zankov, V.V. Davydov, G.I. Shchukin, etc.) found that the junior pupil is characterized by a desire for action, for contacts with people , which made it possible to conclude that the most important developing ways are activity and communication. However, the school that developed in Ukraine in the XX century, hindered these factors, it simply did not allow them to child. The student was the subject of study. His predominant activity was model-based (do as I do, think like me, speak like me). Independence of the child, her creative potential was suppressed. So far, this approach comes from school. Therefore, it is very important now to give the teacher a "tool" in which he will return the child to study its natural need for independent activity and communication. In preschool children, the main kind of activity of children was a game that gave them great opportunities for communication. With the advent of a school, their activities change: the teacher becomes a teacher. However, there should not be a sharp limit to the activities of the child in transition to school. Educational activity should "grow up" from the game. Therefore, at the stage of school learning, the game must occupy a certain place. V.A. Sukhomlinsky advocated that the strange world of nature, game, music, fairy tales, which surrounded the child to school, did not close the door of the classroom [57, c. 72]. Only then will the child love the school, the class, when the teacher will keep for her the joys that she had before. One of the means to save this joy is a game that does not cease to influence the development of the child and in the school's educational process. The use of games in the educational process helps to intensify the activity of the child, develops cognitive activity, observation, attention, memory, thinking, maintains interest in , being studied, develops creative imagination, imaginative thinking, removes fatigue in children, because the game makes the learning process interesting to the child. In this connection, we set the goal to develop educational games and explore the technique of using games x receptions and interesting material at the lessons of natural science.

The purpose of the article. Consider the influence of the didactic game on the formation of a positive motivation for studying in elementary school.

Presentation of the main research material. Y.A. Komensky noted that education should stimulate "interest in knowledge and hunting for doctrine." Excite an interest in learning in a variety of ways. One of them, as believed, A.Y. Komensky, the brightness of books for children, the liveliness of the language. These ideas he outlined in the book for children "The World of Sensual Things in Pictures." The book is really made taking into account its curiosity for children [1, 32]. In the curriculum of public schools there was a study subject "Natural Sciences". For the initial stage of studying natural science in 1876, Zuev V.F. He prepared a textbook called "Image of Natural History". Methodological manual for the textbook was not developed, but the author in his introduction provided advice to teachers. There were also no guidelines for using games. Analyzing the texts of the textbook, it can be noted that they are written in a vibrant, colorful language. So, V.F. Zuyev, without introducing the term "curiosity" of the mind and practically applied it when writing a textbook. Textbook and ideas of V.F. Zuyev was used in the study and at the beginning of the XIX century. But in the middle of the XIX century. the reaction is changing in politics. Progressive ideas of V.F. Zuyev was eradicated from the educational process. Materials in textbooks on natural science for this period contained endless descriptions of plants and animals, so the students learned by heart these descriptions. Thus, in the middle of the XIX century. There was no curiosity and games in particular in the training. [3,12]. Such an approach to teaching did not satisfy the advanced teachers. Of great interest are the ideas of K.D. Ushinskogo He considered science as an educational subject that interests a child and arouses her interest in learning. He urged to provide direct contact with the student with nature, widely apply visibility in the lessons. "An object that faces the eyes of the student or vivid features embedded in his memory himself raises the question of the child," that is, he is interested in himself. "At that time, the most important ways of forming an interest in learning were the application in the educational process of visibility, acceptance of comparison, research approach to

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.