Научная статья на тему 'Езидизм'

Езидизм Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
4156
374
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
езидизм / религия / курды / езидская этноконфессиональная община / Yazidism / religion / Kurds / Yazidis

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — И. В. Базиленко

Настоящая статья посвящена религиозному учению езидов — эндогамной этноконфессиональной общине, члены которой говорят на курманджи — одном из основных диалектов курдского языка. Исследователи полагают, что эта уникальная конфессия содержит разнообразные элементы ислама, зороастризма, манихейства, гностицизма, христианства и иудаизма. Автор знакомит читателей с различными версиями происхождения езидизма, в основе религиозных традиций и обрядовой практики которого лежит забота о сохранении религиозной чистоты, тесно связанная с метемпсихозом — учением о переселении душ. Значительное внимание уделено религиозной космогонии и мифологии езидов, рассматриваются особенности езидских религиозных ритуалов, обрядности, празднеств; их взаимозависимость и связь с местами компактного проживания отдельных общин. В статье также даны краткая характеристика езидских священных писаний, определенного синкретизма езидского вероучения, религиозных табу, молитвенной практики и сложной структуры социально-религиозной организации. В заключении приведены данные о современном состоянии езидизма, включая имеющиеся в наличии статистические данные о численности и географической распространенности езидов в мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Yazidis

This article is devoted to the religious teachings of the Yazidis – an endogamous ethno-confessional community, whose members speak Kurmanji, one of the main dialects of the Kurdish language. Researchers believe that this unique confession contains various elements of Islam, Zoroastrianism, Manichaeism, Gnosticism, Christianity and Judaism. The author acquaints readers with different versions of the story of the origin of Yazidism, at the basis of religious traditions and ritual practice of which is their concern for the preservation of religious purity, closely related to metempsychosis – the doctrine of the transmigration of souls. Considerable attention is paid to the religious cosmogony and mythology of the Yazidis. The peculiarities of the Yazidi religious rituals, rites, and festivities are considered, as well as their interdependence and connection with places of compact residence of individual communities. The article also gives a brief description of Yazidi writings, the definite syncretism of Yazidi doctrine, religious taboos, prayer practice and the complex structure of the socio-religious organization. In conclusion, data are presented on the current state of Yazidism, including available statistical data on the number and geographical distribution of Yazidis in the world.

Текст научной работы на тему «Езидизм»

История религии

И.В. Базиленко ЕЗИДИЗМ

Настоящая статья посвящена религиозному учению езидов — эндогамной этно-конфессиональной общине, члены которой говорят на курманджи — одном из основных диалектов курдского языка. Исследователи полагают, что эта уникальная конфессия содержит разнообразные элементы ислама, зороастризма, манихейства, гностицизма, христианства и иудаизма. Автор знакомит читателей с различными версиями происхождения езидизма, в основе религиозных традиций и обрядовой практики которого лежит забота о сохранении религиозной чистоты, тесно связанная с метемпсихозом — учением о переселении душ. Значительное внимание уделено религиозной космогонии и мифологии езидов, рассматриваются особенности езидских религиозных ритуалов, обрядности, празднеств; их взаимозависимость и связь с местами компактного проживания отдельных общин. В статье также даны краткая характеристика езидских священных писаний, определенного синкретизма езидского вероучения, религиозных табу, молитвенной практики и сложной структуры социально-религиозной организации. В заключении приведены данные о современном состоянии езидизма, включая имеющиеся в наличии статистические данные о численности и географической распространенности езидов в мире.

Ключевые слова: езидизм, религия, курды, езидская этноконфессиональная община.

Широкую российскую общественность с понятием «язиды» познакомил великий А. С. Пушкин в своем знаменитом «Путешествии в Арзрум во время похода 1829 г.»1, описав свою встречу и беседу с одним езидским шейхом. Около века назад член-корреспондент Императорской академии наук Н. И. Веселовский (1848-1918) считал, что езиды являются последователями «одной, довольно еще загадочной, религиозной секты, распространившейся среди курдов»2. Этнографический справочник «Народы мира» 1988 г. именовал езидизм «синкретическим культом»3. «Настольная книга атеиста»4 советских времен и постсоветский словарь «Расы и народы» 2007 г.5 характеризовали езидизм уже в качестве самостоятельной религии. Острые научные дискуссии вызывает по-прежнему вопрос, исповедует ли это вероучение часть курдов или отдельная этническая общность под названием «езиды». Как известно, езидизм (йезидизм, язидизм, езидство), или шарфадинизм (от «шарфадын»), считается эксклюзивной этнической конфессией, присущей курдам. В то же время из-за эндогамного характера езидизма многие исследователи, а также сами курды, не исповедующие езидизм, считают езидов обособленной этноконфессиональной общностью.

Игорь Вадимович Базиленко — доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института восточных рукописей РАН, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, профессор Санкт-Петербургской духовной академии (bazilenko@mail.ru).

1 Пушкин А.С. Собрание сочинений: в 10 т. М.: ГИХЛ, 1959-1962. Том 5: Романы, повести. С. 443-444.

2 Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1890-1907. Т. Х1а. C. 567.

3 Курды // Народы мира: историко-этнографический справочник. М.: Советская энциклопедия, 1988. С. 240.

4 Настольная книга атеиста / под общ. ред. С. Д. Сказкина. 9-е изд., исп. и доп. М.: Политиздат, 1987. С. 128.

5 Курды // Расы и народы: иллюстрированная энциклопедия «Руссика» / научн. ред. д-ра филос. наук, канд. ист. наук Л. М. Минц. М.: ОлмаМедиаГрупп, 2007. С. 277.

Исследователи-курдологи неоднократно отмечали, что вероисповедание курдов находится в зависимости от вероисповедания основной массы населения тех стран, на территориях которых компактно проживают курдские общины. Около половины всех курдов (более 20 млн) проживает на территории Турецкой Республики. Таким образом, большинство курдов являются мусульманами-суннитами. В Турецкой Республике и в Сирийской Арабской Республике компактно расселены курды-алевиты. Есть среди курдов христиане, есть и последователи религии «Йарсан» («сообщество друзей») или «Ахл-е-хакк» («народ истины»), езиды. Можно сказать, что курдам не свойственна религиозная ортодоксия, как таковая. Испытав на себе мусульманскую проповедь, курды даже в эпоху позднего Средневековья еще не вполне перешли в ислам и нередко предпочитают самые гетеродоксальные разновидности, например вышеупомянутый алевизм.

Особенности религиозного менталитета курдов во многом связаны со страной проживания и особенностями местной этноконфессиональной политики. Так, в Иракском Курдистане курды в целом менее религиозны по сравнению с курдами, проживающими в Исламской Республике Иран на территории Иранского Курдистана. Религиозность курдского населения может также заметно варьироваться не только в зависимости от законодательства страны, но и от степени урбанизации ряда областей или регионов.

На территории Российской Федерации большинство курдов исповедуют езидизм, поскольку исторически сложилось так, что в основном российские курды являются выходцами с Кавказа, который стал главным регионом проживания езидов после депортации оттуда мусульман в среднеазиатские республики СССР.

Современные езиды зачастую классифицируются как «йазданиты» вместе с «алевитами» и «ахл-и хакк». Этимология слова «езидизм» достаточно сложна и запутанна, существует около десятка версий происхождения. По одной из распространенных версий этот «езидизм» восходит к персидскому «йаздан» — «Бог», «вместилище жертвы». Единой общепринятой теории о происхождении езидизма также не существует. Из-за преследований со стороны мусульман, закрытого характера вероучения, а также в связи с устным характером передачи религиозной традиции езидизм до сих пор недостаточно хорошо изучен. В современной науке присутствуют две противоположные точки зрения относительно возраста езидизма и этнической принадлежности первых езидов. Современные курдские исследователи езидизма (Х. Омархали /Усоян/) полагают, что курды исповедовали езидизм как этническую религию задолго до победы ислама в регионе, а езидизм, таким образом, является древней религией курдских племен, которую реформировал чрезвычайно почитаемый в езидизме шайх Ади ибн Мусафир (около 1073 — около 1164). Другие исследователи (В. Аракелова) полагают, что рождение синкретического вероучения езидов («езидизм» рассматривается как неправильное название) напрямую связано с деятельностью уроженца г. Баальбек сирийского шайха Ади ибн Мусафи-ра, который создал в XI в. суфийский тарикат адавийя. В недрах этой суфийской организации и возник к XIV-XV вв. езидизм как довольно молодая этноконфесси-ональная система, ранними приверженцами которой, по мнению В. Аракеловой, были не только курды, но и арабы, сирийцы и проч.

Несмотря на несравнимо более развитую устную религиозную традицию, в современном езидизме имеется собственное священное писание, представленное двумя книгами: «Кетеб-е Джилве» («Книга Проявления»), написанная от лица Малик Тауса предположительно в 1162-1163 гг. секретарем шайха Ади, включающая введение и пять глав, разбитые на 45 коротких параграфов, где излагается суть вероучения, и «Мосхаф-е Раш» («Черный свиток»), содержащая исторические сведения, правила празднования езидами Нового года, приема пищи, описание брачных обрядов и т. д. 6

6 Езиды // Расы и народы: иллюстрированная энциклопедия «Руссика»... С. 179.

Обе книги появились уже после возникновения ислама, выполнены тайнописью из 35 букв, а о наличии их стало известно лишь в конце XIX в. В 1911 г. священник католического ордена кармелитов Анастас Мари получил копии обеих книг, которые опубликовал без расшифровки. Для того чтобы уберечь езидскую религиозную традицию от непосвященных, ее в свое время подвергли шифрованию при помощи тайнописи, созданной частично на основе арабского и арамейского алфавитов. Австрийский востоковед Максимилиан Биттнер перевел эти работы (шрифт оказался близким к несторианскому письму, но, тем не менее, самостоятельным) и в 1913 г. издал в Вене на немецком языке. Первый русский перевод сделал в 1927 г. сотрудник Ташкентского Средне-Азиатского государственного университета А. А. Семенов7. В 1991 г. кандидат филологических наук Черказе Раш выполнил и опубликовал перевод обоих произведений на алфавите советских курдов (на основе кириллицы) в Ереване8.

Вопросы об авторстве и времени составления этих сочинений остаются открытыми. Существует предположение, что эти небольшие трактаты являются позднейшими интерпретациями более древнего и обширного священного предания езидов под названием «Забун» и «Мшур», которое до сих пор хранится духовными главами общины в тайне.

Они условно датируются XII в., когда на коже газели арабским шрифтом были составлены 40 списков, в которых были указаны родословные 40 семей Езидского духовенства из касты пиров. Затем рукописи были вручены представителям этих родов. Несколько экземпляров хранилось в Ираке и, как минимум, один — в Армении. Вплоть до недавнего времени только езидское духовенство имело право читать и толковать эти тексты. У езидов существует поверье, что, если человек, не относящийся к семье, владеющей списком, прочтет текст — он может ослепнуть или умереть. Поэтому многие видели «Мшур», но мало кто осмелился ознакомиться с его содержанием. Считается, что до 1970 г., когда духовные лидеры езидов позволили записать священное предание, оно в течение многих веков передавалось устно из поколения в поколение.

Кроме вышеназванных книг, источниками для изучения езидского вероучения являются религиозные гимны «кавл» («каул») — «слово, речение» и мифологические песнопения «байт» — «двустишие». Древнейший кавл носит название «Кавл-е Хуаде» («Божье Слово»). Распространены также «Кавл-е Кочака», «Кавл-е ше Шамс», «Кавл-е мызгина Мера», «Кавл-е Эзиде Мир», «Кавл-е сыбак ж Адабиа», «Кавл-е Бора-Боре», «Кавл-е Имане», «Кавл-е Маан», «Кавл-е Шарфадин» и т. д. К многочисленным жанрам молитвословий и духовных песнопений езидов также относятся «дуа», «джандиль», «дуруз» и «мисхабат», которые исполняют каввалы, составляющие особое духовное сословие в езидизме. В настоящее время религиозные гимны и ритуальные песнопения езидов зафиксированы в письменной форме и переведены на различные языки. Священные тексты езидов были фрагментарно включены в учебники для школ провинции Дахук губернаторства Мосул, где наряду с преподаванием основ ислама официально велось преподавание основ езидизма9.

На сегодняшний день эта уникальная религия содержит разнообразные элементы ислама, зороастризма, манихейства, гностицизма, христианства и иудаизма. Последователи езидизма верят в существование Бога и семи ангелов, главным из которых является Малик Таус (Ангел-Павлин).

В соответствии с одним из вариантов космогонии езидов эманациями непознаваемого высшего демиурга (Хуаде или Эзида) являются семь ангелов: они помогли в сотворении мира, первоначально полностью покрытого водой, из белой жемчужины и управляют миром. Из пыли разбитой жемчужины, которая хранилась 40 тыс.

7 Семенов А.А. Поклонение сатане у передне-азиатских курдов-езидов // Бюллетень Средне-Азиатского гос. университета. Ташкент, 1927. Вып. 16. С. 59-79.

8 Черказе Раш. Езидские священные книги // Портал «Kurdistan.Ru». 10 февраля 2008 года. URL: http://www.kurdist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=40&Itemid=1 (дата обращения: 20.10.2017).

9 Мгои Ш. Ислам и курдское национальное движение // Азия и Африка сегодня. 2003. № 9.

лет на спине птицы Анкар10, возникло небо, а из осколков — земля, горы и звезды. Согласно версии учения езидов о творении в воскресенье Бог из своей совершенной сущности сотворил Ангела Азраила/Эзезила, он же Малик Таус, Тавус-и Малик, Пир-и Тавус-и Малик как верховный первозданный ангел; в понедельник Бог создал ангела Дардаила (ангел понедельника), он же Шайх Хасан; во вторник был сотворен ангел Исраил (Рафаил) (ангел вторника), он же Шайх Шамс ад-Дин; в среду был создан ангел Михаил (ангел среды), он же Шайх Абу-Бакр; в четверг Бог сотворил ангела Анзазила (Гавриила) (ангел четверга), он же Саджад ад-Дин; в пятницу создал ангела Шемнаила (ангел пятницы), он же Насир ад-Дин; в субботу был сотворен ангел Нураил (Тураил) (ангел субботы), он же Фахр ад-Дин. Ангелы были последовательно сотворены в дни недели так же, как один светильник зажигается от другого светильника.

По другой версии, Хуаде сотворил семь низших богов, начиная с воскресенья, в следующей последовательности:

— Шамс — бог Солнца, ассоциирующийся с богом Шамаш в шумеро-аккадской мифологии11;

— Азраил, он же Исрафил, он же ангел-павлин Малик Таус — бог планеты Меркурий;

— Дардаил, он же Шейх Син — бог Луны, взятый из древневавилонского пантеона, где также существовал бог Луны по имени Син12;

— Джабраил — бог растений и земных плодов;

— Михаил — бог небесного свода;

— Шемхаил — бог, ответственный за все рождения и смерти;

— Нураил, он же Езид — бог, который вместе с Шамсом распоряжается солнцем, «Красным Езидом», олицетворяющим красно-оранжевый солнечный диск.

Затем Бог создал семь небес, солнце, луну, звезды, человека и животных. Создав человека, Бог, как и в мусульманской теологической традиции, подверг ангелов испытанию. Он приказал поклониться Адаму как совершенному творению. Единственным ангелом, который отказался сделать это, по мнению езидов, оказался Эзезил, или Малик Таус. В исламе ангел, ослушавшийся Бога, был Им отвергнут и стал Его противником — Шайтаном (Иблисом). В езидизме Малик Таус, напротив, был вознагражден Богом тем, что был назначен главой ангелов и получил власть над миром на десять тысяч лет. Существуют различные религиозные предания, объясняющие, как это произошло. В одном из них говорится, что Тавус-и Малик отошел от Бога из гордости, не желая подчиняться созданному человеку. По основной версии, неповиновение объясняется особой преданностью Малик Тауса своему Создателю. Согласно этим представлениям, он отказался поклониться Адаму, поскольку его Творцом является Господь, а ангел должен поклоняться только Ему и никому больше. Тем не менее за ослушание Бог наказал Малик Тауса изгнанием из рая и назначил его править адом. В аду ангел томился семь тысяч лет и, видя страдания грешников, так плакал, что погасил адское пламя своими слезами. За проявленное милосердие к грешникам и ревностное исповедание принципа единобожия Бог простил Малик Тауса, вернул его на небеса и назначил главным из ангелов, а суровый ад в прежнем виде перестал существовать. По другой версии, Бог не отослал Малик Тауса в ад на перевоспитание, а за личную преданность Творцу сразу назначил его главным над остальными ангелами и определил его местопребывание на небе в виде солнца. В езидской среде Малик Таус часто отождествляется со словом «шамс» («солнце»).

Вознесенный на небо, Малик Таус действительно воспринимается езидами как око солнца, которым оно смотрит на мир и дарит тепло и жизнь. В устных езидских

10 УсоянХ.Р.Езидские священные писания // Религиоведение: энциклопедический словарь / под ред. А. И. Забияко, А. Н. Красникова, Е. С. Элбакян. М.: Академический проект, 2006. С. 471.

11 Матвеев К.П., Сазонов А.А. Земля Древнего Двуречья. М.: Молодая гвардия, 1986. С. 63.

12 Церен Э. Библейские холмы / пер. с нем. Н. В. Шафранского; предисл. и примеч. проф. Д. П. Каллистова. М.: Изд-во «Правда», 1986. С. 106.

Малик Таус

преданиях почитание Малик Тауса так велико, что сам он зачастую изображается творцом мира и ангелов, эманацией единого Бога, которому положено молиться пять раз в день. Езидская космогония, по сути, полагает, что высший Бог-демиург после акта творения самоустранился от мира и поручил его семи ангелам во главе с Малик Таусом.

Следует заметить, что большинство христиан и мусульман по понятным причинам воспринимали езидского ангела-ослушника как сатану, поэтому и считали тех, кто ему поклонялся, дьяволопоклон-никами. В езидизме взаимодействие двух сверхъестественных сил (Эзида и Малик Тауса) воспринимается как необходимое условие существования мира, как сосуществование пассивного начала, создавшего мир, и активного, сохраняющего его гармонию. Согласно религиозным представлениям езидов, ангелы несут в мир добро, оборотной стороной которого является зло, — подобно огню, который дает свет, но при неосторожном обращении может обжечь. В то же время в езидизме отрицается тезис о том, что Малик Таус является источником зла или хаоса в противопоставлении добру и порядку высшего Бога. В то же время противники езидизма по-прежнему часто ассоциируют почитаемого езидами Малик Тауса с падшим ангелом, что служит поводом для обвинения езидов в дьяволопоклонстве. Из-за этого езидов причисляли к поклонникам «злого духа», «падшего духа» и относились к ним с непониманием, в особенности со стороны мусульманского мира (в том числе и со стороны курдов-мусульман), в окружении которого жили и по преимуществу продолжают жить езиды.

После создания первочеловека, согласно езидизму, Ангел-Павлин решил сотворить избранный народ. С этой целью он поместил семя Адама в закрытый сосуд (по другой версии, Адам сделал это по собственному желанию). Через девять месяцев оттуда появился совершенный младенец Шехид ибн Джер, наделенный Божественной мудростью и Знанием истинной веры. Все езиды, которые считаются потомками Шехида от брака с райской гурией, хранят это Знание и не должны смешиваться с остальным человечеством, происходящим от Адама и Евы.

По другой версии, Бог приказал Джабраилу принести «с четырех сторон света» землю, смешал ее и создал из этой смеси первочеловека Адама («Бени-Адэм»). Адам отправился в Эдемский сад, где прожил 40 лет, пока из его ребра не была вылеплена Ева («Хава»). Бог разрешил обоим есть все, что угодно, кроме зерен пшеницы13. Они прожили так 100 лет, но затем Малик Таус спросил Господа, каким образом должны возникнуть потомки Адама и Евы. Творец отдал этот вопрос на решение самому Малик Таусу, который отменил запрет на употребление пшеницы. Адам и Ева попробовали ее, и у них вздулись животы, что стало доставлять обоим страдания. Тогда по распоряжению Малик Тауса прилетел голубь, которым выклевал обоим в телах отверстия. Затем Малик Таус научил Адама и Еву различным ремеслам и выгнал из Рая. Так появился «народ Азраила», он же «народ Малик Тауса», он же езидский народ. Малик Таусу была вручена «Книга судеб» над всеми людьми. Кроме шести основных помощников, ему в помощь были приданы божества-покровители, каждое из которых стало ведать определенной сферой жизни людей: Хатуна

13 Полатов Д. Р. Езиды. Религия и народ: монография / рец. д-р ист. наук, проф. А. Н. Родри-гес. М.: Изд-во «Известия», 2005. С. 63.

Фархан покровительствовала женщинам и детям, Маме Шван — мелкому скоту, Зарзае Гаван — крупному рогатому скоту и т. д.

Верховные ангелы/боги езидизма никогда не оставляли свой избранный народ без наставлений на протяжении всей истории цивилизации и периодически посещали Землю во исполнение воли сверхъестественных сил в образе таинственных дервишей и монахов. Езиды верят, что свет Ангела-Павлина проявился в шайхе Ади ибн Мусафире, который вместе с Эзидом и Малик Таусом входит в Божественную триаду езидизма. По езидскому вероучению шайх Ади, воплотившийся чудесным образом в мире, был ниспослан Ангелом-Павлином, чтобы научить избранный народ, как не сойти с правильного пути.

Езиды также почитают Авраама, Иисуса и Мухаммада, считая их, как и многих пророков, воплощениями верховных ангелов езидизма. Езиды признают богодухно-венность Авесты, Библии и Корана, декламируют из них те отрывки, которые не противоречат их вере.

Авраамическая традиция в езидизме напрямую связана с деятельностью шайха Ади ибн Мусафира, принадлежавшего к арабскому роду халифов Омейядов. Первоначально Ади являлся правоверным мусульманином, свою молодость провел в Багдаде, дважды совершил хадж в Мекку и Медину. Затем под влиянием суфизма14, являющегося разновидностью исламского мистицизма15, он создал свое собственное учение — адавизм («адави»), которое успешно перенес в среду езидов. Именно поэтому сам езидизм принято делить по имени реформатора на «доадийский» и «после-адийский». Реформация езидизма велась в первую очередь путем многочисленных заимствований из ислама.

Из христианства при шейхе Ади был перенят и приспособлен для нужд езидиз-ма обряд крещения детей водой, а также вера во второе пришествие Иисуса Христа с поправкой, что за ним явятся на Земле и езидские божества, чтобы вновь полноценно властвовать над своим народом. Ади внедрил также культ уважения верующих езидов к 124 ветхозаветным пророкам, молельным зданиям и местам поклонения иных религий.

Оценивая роль шейха Ади, исследователь Д. Полатов отмечал: «Его появление в езидизме стало началом „исламизации" этого верования, внедрения множества исламских канонов и догм в эту древнюю религию. Как в плане религиозной лексики, так и в плане религиозных обычаев и нравов в езидизм стали проникать и утверждаться многие элементы ислама и его языка, каким является арабский язык, что впоследствии послужило причиной для формирования ложного взгляда на езидизм как на мусульманскую секту»16.

Езиды верят в существование злых и добрых духов, окружающих человека, рая и ада, куда временно попадают праведные и грешные души. После вышеупомянутого подвига Ангела-Павлина адские муки не выглядят в езидизме чрезмерными. Кроме «общеавраамической» составляющей езиды почитают (вслед за зороастрийцами) четыре священных стихии (огонь, воду, воздух и землю), поклоняются солнцу, луне и звездам, которых отождествляют с различными ангелами, верят в переселение душ (метемпсихоз) подобно индуистам или иудеям-талмудистам.

В основе религиозных традиций и обрядовой практики езидизма лежит забота о сохранении религиозной чистоты, тесно связанная с учением о переселении душ. Большинство запретов и табу обусловлено нежеланием нанести оскорбление ангелам, их земным воплощениям и природным стихиям. Запрет на употребление в пищу мяса петуха связан с его внешним сходством со священным Павлином как символом Малик Тауса. Пищевой запрет на салат-латук объясняется его местным названием «коас», которое является омонимом термину, обозначающему воплощение ангелов

14 См.: ХисматулинА.А.Суфизм. СПб.: Петербургское Востоковедение, 1999. 272 с. («Мир Востока», III).

15 Мавлютов Р.Р. Ислам. 2-е изд. М.: Политиздат, 1974. С. 78-81.

16 ПолатовД.Р. Езиды. Религия и народ... С. 166-167.

в человеческие существа. Пищевые табу, не поддающиеся зачастую рациональному объяснению, распространяются также на мясо газели, свинину, рыбу, тыкву, капусту и т. д. Любопытен у езидов запрет причинять вред змеям, противоречащий негативному отношению зороастрийцев к животным категории «храфстра» из воинства злого духа Анхра-Манью.

Страх осквернить природные элементы или прогневать стихии неуважением также обусловил многочисленные запреты: бросать нечистые предметы в огонь, тушить его водой, словесно оскорблять огонь или выносить его из дома после захода солнца; шумно пить воду; играть на музыкальных инструментах (исключение делается лишь для особых представителей духовенства), свистеть, плевать на землю, мочиться стоя и т. д. Запрещается произносить ряд слов, в том числе слово «шайтан» и близкие по звучанию к нему, в которых встречаются звуки «ш» и «т», выплескивать горячую воду на землю, чтобы случайно не ошпарить сидящего на земле невидимого злого духа, настроив его, таким образом, против езидов; клясться именем Малик Тауса; жениться в месяце апрель, который считается месяцем бракосочетаний божеств, и проч.

Езидам строго запрещено носить одежду синего цвета «чин». Этот запрет является одним из самых архаических в езидизме и, возможно, связан с тем, что в храме Эзида города Борсиппа, игравшего в Вавилонии большую роль, синий цвет считался цветом планеты Меркурий17, властелином которой у езидов считался Малик Таус, изображаемый синим цветом. Обряд освящения и очищения жилых домов проводят обычно каввалы путем исполнения в них особых религиозных гимнов.

В доме каждого правоверного езида имеется «стер» — закрытые занавеской деревянные нары с уложенным там шерстяным одеялом, в котором, по распространенному поверью, живет особый ангел-хранитель домашнего очага («Пира стер»). В жилище езидов также имеются изображения Малик Тауса, Солнца (иногда с находящимся на его диске лицом бога Эзида), а также зороастрийского Ахурамазды, представленного в виде царя с тиарой, кольцом, скипетром и крыльями павлина. Езиды также почитают четырехконечный равносторонний крест митраизма, который изображают на домашней утвари, считают оберегом от дурного глаза и носят в виде украшения.

Священным днем недели является среда, в этот день езидам нельзя иметь половые контакты, а также убирать дом, мыться, бриться, стирать белье и одежду. Езидам запрещено входить в мечети, пользоваться посудой или бритвенными приборами иноверцев, предварительно не омыв их священной водой. Нарушение запретов сурово карается, вплоть до исключения из общины. Верующий езид должен стремиться говорить правду и ограждать себя от лжи, тянуться к знанию и избегать пороков.

Эндогамность и кастовость езидов дополнительно поддерживают «се харф» («три буквы») — три смертных греха езидизма: брак или внебрачная связь с представителями других каст (шалбек-е зерин); брак с иноверцами (диза дане); проявление физического неуважения к духовенству (дарба харка). Каждый езид независимо от того, является ли он представителем духовенства или мирянином, обязан следовать пяти заповедям (пять долгов, пять обязательств). Эти заповеди тесно связывают общины друг с другом, являются основой духовной структуры езидизма. Века эндогамного существования привели к тому, что длительная утрата связи с общиной, например, в результате долгого путешествия воспринималась езидами как потеря религиозной идентичности.

Молитвенная практика езидов проста и строго регламентирована. Четыре раза в день езиды молятся стоя лицом к солнцу, символизирующему видимое присутствие Малик Тауса на земле, один раз в полдень — обратив лицо в сторону священного храма в долине Лалеш. Особое внимание уделяется молитвам на восходе и закате

17 Донини А. Люди, идолы и боги: очерк истории религии / пер. с итал. М.: Госполитиздат, 1962. С. 118.

Езидский храм в г. Лалеш

солнца. Ежедневная утренняя молитва читается езидом, стоящим на коленях лицом на восток, в ходе которой просится Божье благословление для езидов и 72 народов. Есть ночные молитвы с обращением взора на «утреннюю звезду» («стейра сэре сбе»), планету Меркурий как особо чтимую в езидизме сразу после Солнца и Луны. Кроме того, существует корпус специальных тематических молитв: «Ай Мал», «Шадатьа Шех у Пира», «Доае Рожылате», «Шадатьа дине Ездиа».

Во время молитвы следует избегать присутствия иноверцев. У езидов широко распространена вера в чудодейственную силу гробниц местночтимых святых и земных воплощений семи верховных ангелов. Бывший заброшенный храм Митры с двумя конусообразными куполами при мавзолее шайха Ади в г. Лалеш, расположенный в 40 км к северу от Мосула (Ирак), является главной святыней езидов.

Если говорить о социально-религиозной организации езидского общества Эзди-хан, то необходимо признать, что это очень замкнутая эндогамная община. Стать езидом практически невозможно. Ребенок от смешанного брака езидом не признается. Хотя миссионерства в езидизме формально не существует и реальное обращение в езидизм по-прежнему невозможно, следует отметить, что в последнее время в связи с геноцидом езидов со стороны международной террористической организации ДАИШ («Исламское государство Ирака и Сирии») многие курдские активисты с целью привлечения внимания к истреблению езидов символически принимают ези-дизм и призывают к этому другие народы Курдистана. Многие современные российские езиды, напротив, решительно отвергают любую связь между езидами и курдами.

У каждого правоверного езида есть пир, шайх, мастер, наставник и брат или (и) сестра по загробной жизни. Около 85% членов общины от рождения принадлежат к касте мирян — мюридов/мридов («ученики, послушники»»), выше стоят пиры («старейшины»), еще выше — шайхи (араб. «наставники, главы»). Касты делятся

на отдельные роды (у шайхов их всего три: Шамсани, Адани и Катани, у пиров — несколько десятков, у мюридов — несколько сотен). Шайхи имеют право заключать браки исключительно с членами своего рода, пиры — внутри родов, не связанных отношениями «наставник — ученик», для мюридов запретов на брак с представителями своей касты не существует. Считается, что роды пиров и шайхов передают из поколения в поколение уникальную чудотворную способность исцелять определенные болезни. В духовную иерархию входят также каввалы — исполнители священных гимнов, аккомпанирующие себе на флейте и тамбурине; аскеты-факиры; фараши и факраи — служители святилища в Лалеше; прорицатели-кучеки и др. Старейшины родов и племенные вожди должны подчиняться решениям духовенства в вопросах, касающихся религиозной жизни и частично правосудия. Шайхи и пиры являются больше чем священнослужителями — они наставники мюрида на протяжении всей его жизни. Мюриды обязаны платить в пользу духовенства особую подать (закят или хайрат). Только представители двух высших каст могут выполнять погребальные и праздничные обряды. В их жилищах, в отдельных и постоянно освещенных комнатах хранятся особые постельные принадлежности (стер) и другая религиозная атрибутика, проходят молитвенные собрания. Рядовой мюрид может ограничиться обязательным знанием наизусть символа веры — Шадатийа («Шахда Дин», «Шада-тийа Дин»), без декламации которого перед дверьми Рая по смерти они не откроются даже для праведника. После символа веры езид называет те роды людей, которые при его земной жизни были пиром, шайхом, мастером, наставником и братом (сестрой) по загробной жизни. Брат по загробной жизни избирается из представителей касты шайхов, причем из того рода, к которому по наследству приписана семья мюрида. Существует особый ритуал избрания брата по загробной жизни, который относится к ритуалам побратимства. Мюрид всю жизнь несет определенные обязательства перед своим братом по загробной жизни — пиром, шайхом, мастером и наставником, что выражается в подношениях в виде денежных средств или скота. Подчинение мюрида пиру в езидизме, отношения «пир — мюриди » по форме являются очень схожими с традициями суфийских тарикатов в исламе.

Верующие соблюдают моногамию, шайхи и пиры могут иметь несколько жен. Во время обряда венчания жениха и невесту со свидетелями подводят к шайху (обязательно своего рода), который после традиционного вопроса о согласии читает особую молитву.

Высшая духовная власть в современном езидизме принадлежит главному хранителю святынь, прямому потомку и наместнику шайха Ади на Земле, называемому «шайхан», воля которого священна для каждого езида, в том числе и для «амира» («мира») — высшего представителя светской власти, утверждавшегося еще во времена Османской империи турецким правительством. В настоящее время обе эти должности совмещены в одном лице «мир-шайхана», которым с 1944 г. является Мир Тахсин Саид Бег (род. 1933). В октябре 2014 г. в интервью арабскому телеканалу «ал-А-рабия» в программе «Нуктат низам» глава езидов опроверг свои прежние заявления о том, что езиды являются курдами, объявил езидов самостоятельной этноконфесси-ональной общиной и призвал создать в Ираке особый регион для езидов, христиан, шабаков и других меньшинств под покровительством ООН.

Над каждым годовалым мальчиком-езидом совершается особый обряд первой стрижки «биск», в ходе которого шайх отрезает пучок волосков с макушки ребенка, омывает ее водой из священного «Белого источника» (Каниа-Спи) в Лалеше, а также читает особую молитву. Среди езидов распространено обрезание, хотя оно формально не является обязательным. Любопытно, что у езидов, проживающих на территории современной России и в бывших республиках СССР, обрезание проводится после смерти верующего перед его омовением, у остальных — во младенчестве.

Покрой, материал, способ ношения и цвет традиционной одежды в значительной степени регламентированы. Одним из основных отличительных знаков езидов является нижняя рубаха (крас) из белой хлопчатобумажной ткани с пришитой к вороту

округлой каймой (гриван). Рубаху шьют из двух частей, символизирующих прошлое и будущее ее владельца, головной убор обшивают монетами (кофри). Мужчины отпускают бороду, длинные волосы заплетают в косу.

Езиды верят, что после смерти душа человека выходит через рот и предстает перед Богом, который судит ее по земным делам. Если Бог считает, что человек жил праведно, то награждает его продлением жизни в виде переселения души умершего в иных мирах. Грешник такого права лишается и уходит в небытие.

Церемония похорон должна осуществляться, как и в исламе, до захода Солнца, за которым, по езидскому поверью, пойдет душа. Во время совершения погребального обряда обязательно должны присутствовать шайх, брат по загробной жизни (бре ахрате) и пир. Религиозный обряд омовения умершего проводят пир и шайх при участии «духовного брата» или «духовной сестры» покойного. Тело покойника со скрещенными на груди руками окружается завесами, которые держат в руках родственники. Пир надевает особые рукавицы, сшитые из той же материи, из которой изготовлен саван. Шайх должен вылить на тело три кружки теплой воды, читая особую молитву «Деа мри шуштне», а пир — омыть водой тело. В случае, если нет шейха, все делает пир, публично объявляющий, что вода — «из рук шайха». После омовения покойного облачают в белую одежду: особую рубашку («Чара бчук»), особую верхнюю одежду («Кафан»), а поверх всего этого цельный саван («Чара мазн»), который завязывают узлом над головой. Затем пир читает над телом религиозные гимны (кавлы). При погребальном шествии, которое назначают на любой день недели, кроме среды, крышка гроба, который несут четверо мужчин, должна быть закрыта. Желающие участники процессии разбрасывают специально набранную землю с просьбой, чтобы покойный унес с собой болезни и горе деревни («Еш — джане гунд пе та бе!»). Перед гробом раньше несли «знамя покойника» — шест с привязанным к нему платком красного или зеленого цвета. Сейчас вместо «знамени» чаще несут большую фотографию усопшего. Впереди идет пир, который нараспев читает особую молитву. На кладбище пир развязывает узел на голове покойного, после чего делает «землю покойного» («Аха мри»): берет немного почвы из вырытой могилы, обматывает в кусок материи савана и кладет усопшему под голову. Важное место занимает обряд громкого оплакивания женщинами покойного. Гроб в могилу опускают только на руках, после чего каждый присутствующий бросает туда горсть земли. Затем пир читает молитву «Сада марге». После погребения присутствующие ломают и делят между собой семь заранее испеченных ритуальных лепешек. Считается, что их употребление — это дань уважения особому ангелу — покровителю земли «Давреше бн ард» или «Пир Манде Гор». Во время заката солнца родные покойного зажигают на его могиле огонь, что, как верят езиды, позволяет душе легче покинуть тело, а по возвращении с кладбища домой зажигается светильник на том месте, где лежал покойник.

На могилах принято возводить трехступенчатые гробницы, напоминающие уменьшенные копии вавилонских или ассирийских зиккуратов, в которых каждая ступень символизировала одну из трех «сфер» божественного космоса18. На памятниках часто выбивают изображение храма в Лалеше, солнечного диска, Малик Тауса или крылатого Ахурамазды, а также изречения из Корана, которые не противоречат езидизму.

Сразу после похорон на кладбище справляется «Обед могильщикам» («Нан-е та-бркола»), где для мужчин и женщин организуются отдельные столы. На седьмой день отмечаются поминки «Хавтрожк». По поверью, в этот день лицо покойного «освобождается от земли» («Даве мри ж ахе дархстн»), то есть душа окончательно расстается с телом. В поминки раздают семи семьям езидов семь порций специального обеда «Хавтка мри», а также проводят большую ритуальную трапезу в доме усопшего. Пир читает освящающую молитву накрытому столу, а также поминальную молитву после

18 МатвеевК.П., СазоновА.А.Когда заговорила клинопись. М.: Молодая гвардия, 1979. С. 108-109.

трапезы. В годовщину смерти поминки «Хира сале — Хира мазн» также сопровождаются трапезой, освященной пиром, после которых пиру или шайху принято отдавать одежду и постельные принадлежности покойного езида.

День всеобщего поминовения усопших «Роже Мазала» у зарубежных езидов отмечается дважды (весной и летом), а у российских езидов — только один раз в июне. Весьма важным является доброе слово, которое должны замолвить за умершего его духовный брат или духовная сестра. Брат или сестра по загробной жизни после смерти будет ходатайствовать за езида перед Богом, шайх или пир поможет душе своего мюрида переправиться через мост Салахат в рай. Если же душе уготован ад, то она не сможет переправиться через тонкий, как нить, мост, ведущий к вратам Рая, и падает в пропасть.

В условиях преобладания различных устных традиций и отсутствия фиксированного канона праздники и посты выполняли у езидов функцию сохранения единства веры и служили средством сплачивания общинников. Длительное разрозненное существование различных общин привело естественным образом к расхождению в обрядах, церемониях и сроках проведения многих праздников. Новый год Клоча Сар-е Сале или Чаршама (от перс. «чахаршамбе») Сар-е Нисане («красная среда») у иракских и сирийских езидов празднуется в первую среду апреля, а у проживающих в турецком Курдистане, Армении, Грузии, России и странах Западной Европы — в первую среду месяца март.

Согласно представлениям езидов в «красную среду» один из великих ангелов, получивший право управления миром на следующий год, сходит на землю, украшая ее цветами и зеленью. В этот день в семьях езидов пекут праздничный кулич «клоч», который разрезают на части, посвященные соответствующим ангелам, красят яйца, подобно иранцам, отмечающим Ноуруз, украшают дома красными цветами. По прошествии праздничных дней крашеные яйца относят и оставляют на кладбищах в дар мертвым родственникам (как это делают православные христиане на Ра-доницу на помин усопших), а также посыпают разноцветной скорлупой от яиц поля, чтобы год был урожайным. Празднование Нового года, которое у езидов может растягиваться почти на месяц, включает также разведение костров, через которые прыгают в целях ритуального очищения, принесение в жертву белого быка и проведение собраний старейшин, имитирующих собрания ангелов/божеств.

Иракские и сирийские езиды до недавнего времени принимали участие в осеннем собрании (Джамайе), проходившем с 23 сентября по 1 октября в священной долине Лалеш. Это не было обычным паломничеством к гробнице шайха Ади, поскольку езиды верят, что тем самым посещают первоосновы мироздания, где образовалась земная твердь и куда были таинственно перенесены такие общие для езидов и мусульман священные объекты, как гора Арафат, святой в исламе источник Замзам и проч. Религиозными церемониями Джамайе являются исполняемый каждый вечер высшим духовенством священный танец, жертвоприношение быка на пятый день паломничества и ритуальное освящение трона шайха Ади.

Общеезидский праздник Чежна (Аид-е) Эзид, посвященный Богу-демиургу Эзиду, отмечается в первую пятницу после 13 декабря. Этому празднику предшествуют пост в честь ангела Солнца, главный пост Рожие Эзид и пост в честь самого Эзида. Через неделю после Аид-е Эзид празднуется Праздник Солнца (Аид-е Шамс). Посты, предшествующие праздникам в езидизме, длятся четыре дня, из которых в первые три дня верующие, как и в исламе, полностью воздерживаются от еды, питья, супружеской близости и курения от рассвета до наступления сумерек. На четвертый день, приходящийся на пятницу, ограничения в значительной степени ослабляются, а вечером уже начинается разговение.

Кавказские и российские езиды отмечают день поминовения усопших Сар-е Мазала в первый четверг июня. Праздник в честь святых — исполнителей желаний, соединяющих любящие сердца и выручающих из беды, названный в честь общеав-раамического пророка Хидр Илиас (Хидр Наби), носит черты древнего праздника

плодородия и приходится на первый четверг месяца февраль. День жертвоприношения Курбанийе в отличие от прочих праздников отмечается не по солнечному, а по мусульманскому лунному календарю и знаменует жертву, принесенную Ибра-химом в соответствии с мусульманской религиозной традицией. Празднику предшествует сорокодневный пост, который обязаны держать только представители Ез идского духовенства.

Особым событием в религиозном календаре езидов является «Таус джеран» («прогулка павлина»). Во время этого ритуала каввалы обходят дома верующих, собирая пожертвования и временно занося в жилища езидов санджаки — бронзовые литые статуэтки павлина на высокой подставке, являющиеся наиболее почитаемыми предметами культа, которые обычно хранятся в храме в Лалеше и символизируют семь основных ангелов. Семь сакральных изображений Малик Тауса регулярно приносили в общины езидов, проживавших в Шайхане, Синджаре, окрестностях Камыш-лы, Тебриза, Хаккяри, Диярбакыра и к северу от оз. Ван. Не реже одного раза в четыре месяца каждую из статуэток торжественно отправляли с группой каввалов в районы проживания езидов.

Помимо вышеописанных праздников существует множество других, которые отмечают в честь общеезидских и местночтимых святых. Обычно дни святых «таваф» с большим ликованием ежедневно празднуют в езидских селениях в течение месяца после Нового года. Во время таких празднеств езиды водят большие хороводы и танцуют под аккомпанемент зурны и барабана.

История езидов — это прежде всего история выживания во враждебном окружении, среди пришедших племен, проводивших исламизацию народов Северной Месопотамии, а затем, с XV в., — история существования в условиях Османской империи19.

Эта история сопровождалась постоянными военными набегами на места компактного проживания езидов, истреблением их семейств и целых селений, осквернением религиозных святынь. В 1254 г. по приказу губернатора Мосула Бадра ад-Дина Лулу была вскрыта могила шайха Ади и сожжены его останки. В 1892 г. османская армия Омара Вахби-паши разграбила место захоронения шайха, а храм езидов превратился на 12 лет в медресе.

По оценкам езидских организаций, общая численность езидов в мире составляет около 3 млн человек. В начале XXI в. в Ираке по оценке Верховного комиссариата ООН по делам беженцев проживало от 30 до 120 тыс. езидов в районах Айн-Сиф-ни, Синджар и Дахук. Большинство езидов до недавнего времени жили в Ираке, в районе Шайхана, где находится главное езидское святилище в долине Лалеш, а также в районах Сруджа, Африна и Камышлы в Сирийской Арабской Республике, в некоторых местностях ИРИ и Турецкой Республики. Турецкая община езидов практически полностью прекратила свое существование в конце ХХ в. в результате массовой эмиграции в Европу, прежде всего в Германию. Небольшие езидские общины существуют во Франции, Голландии, Германии, Бельгии и других странах ЕС20, а также на территории США.

По данным председателя езидского национального союза Армении Азиза Тамояна, по состоянию на 2008 г. численность езидов в мире была следующей: в Ираке — около 1 млн человек, в России — около 350 тыс. человек, в Европе — около 300 тыс. человек, в Грузии и Армении — около 100 тыс. человек. Общины езидов в Российской Федерации к началу XXI в. были официально зарегистрированы в Нижнем Новгороде, Ярославле (со статусом национально-культурной автономии), Туле, Екатеринбурге, Сургуте, Иркутске, Димитровграде. Согласно общероссийской переписи 2010 г. 40 586 человек подтвердили свою принадлежность к езидам.

19 Джалил Д. Курды Османской империи в первой половине XIX в. М.: Наука, 1973. С. 136-143.

20 Езидизм // Религиоведение: энциклопедический словарь / под ред. А. И. Забияко, А. Н. Красникова, Е. С. Элбакян. М.: Академический проект, 2006. С. 469.

Источники и литература

1. Березин И.Н. Езиды. Магазин землевладения и путешествий: геогр. сб. Т. 3. М., 1854.

2. Джалил Дж. Курды Османской империи в первой половине XIX в. М.: Наука, 1973.

3. Донини А. Люди, идолы и боги: очерк истории религии / пер. с итал. М.: Госполитиздат, 1962.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Киракосян Н.. Езиды требуют от правительства Армении не причислять их к курдам. Благовест-Инфо: информационное агентство, 24 июня 2008 года. URL: http://www.blagovestinfo. ru/index.php?ss=2&s=3&id=21259 (дата обращения: 20.10.2017).

5. КобищановТ.Ю. Езиды // Православная энциклопедия. Т.XXVIII.М.: Церковно-науч-ный центр «Православная энциклопедия», 2012.

6. Мавлютов Р.Р. Ислам. 2-е изд. М.: Политиздат, 1974.

7. Матвеев К.П., Сазонов А.А. Земля Древнего Двуречья. М.: Молодая гвардия, 1986.

8. Матвеев К.П., Сазонов А.А. Когда заговорила клинопись. М.: Молодая гвардия, 1979.

9. Мгои Ш. Ислам и курдское национальное движение // Азия и Африка сегодня. 2003. №9.

10. Народы мира: историко-этнографический справочник. М.: Советская энциклопедия, 1988.

11. Настольная книга атеиста / под общ. ред. С.Д. Сказкина. 9-е изд., исп. и доп. М.: Политиздат, 1987.

12. Омархали Х.Р. Езидизм: из глубины тысячелетий. СПб., 2005.

13. ПолатовД.Р. Езиды. Религия и народ: монография / рец. д-ра ист. наук, проф. А. Н. Родригес. М.: Изд-во «Известия», 2005.

14. ПушкинА.С.Собрание сочинений: в 10 т. М.: ГИХЛ, 1959-1962. Том 5: Романы, повести.

15. Расы и народы: иллюстрированная энциклопедия «Руссика» / научн. ред. д-ра филос. наук, канд. ист. наук Л. М. Минц. М.: ОлмаМедиаГрупп, 2007.

16. Религиоведение: энциклопедический словарь / под ред. А. И. Забияко, А. Н. Красникова, Е. С. Элбакян. М.: Академический проект, 2006.

17. СеменовА.А. Поклонение сатане у передне-азиатских курдов-езидов // Бюллетень Средне-Азиатского гос. университета. Вып. 16. Ташкент, 1927.

18. Хисматулин А.А. Суфизм. СПб.: Петербургское востоковедение, 1999.

19. Церен Э. Библейские холмы / пер. с нем. Н.В. Шафранского; предисл. и примеч. проф. Д. П. Каллистова. М.: Изд-во «Правда», 1986.

20. Черказе Раш. Езидские священные книги // Портал «Kurdistan.Ru». 10 февраля 2008 года. URL: http://www.kurdist.ru/index.php?option=com_ content&task=view&id=40&Itemid=1 (дата обращения: 20.10.2017).

21. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1890-1907. Т.Х!а.

22. Ahmed Sami Said. The Yazidis: Their Life and Beliefs. Coconut Grove, 1975.

23. Allison C. The Yezidi Oral Tradition in Iraqi Kurdistan. Richmond, 2001.

24. Asatrian Garnik S, Arakelova Victoria. The Religion of the Peacock Angel: The Yezidis and their Spirit World. Acumen Publishing (Gnostica Series), Durham, 2014.

25. Drower E. S. Peacock Angel: Being Some Account of Votaries of a Secret Cult and their Sanctuaries. L., 1941.

26. Empson R.H. W The Cult of the Peacock Angel. L., 1928.

27. Frank R.. Scheich Adi, der grosse Heilige der Jezidis. B., 1911.

28. Fuccaro N. The Other Kurds: Yazidis in Colonial Iraq. L.; N.Y., 1999.

29. Kreyenbroek Ph. G. Yezidism: Its Background, Observance and Textual Traditions. Lewiston, 1995.

30. Spät E. The Yezidis. L., 2005.

Igor Bazilenko. Yazidis.

This article is devoted to the religious teachings of the Yazidis - an endogamous ethno-confessional community, whose members speak Kurmanji, one of the main dialects of the Kurdish language. Researchers believe that this unique confession contains various elements of Islam, Zoroastrianism, Manichaeism, Gnosticism, Christianity and Judaism. The author acquaints readers with different versions of the story of the origin of Yazidism, at the basis of religious traditions and ritual practice of which is their concern for the preservation of religious purity, closely related to metempsychosis - the doctrine of the transmigration of souls. Considerable attention is paid to the religious cosmogony and mythology of the Yazidis. The peculiarities of the Yazidi religious rituals, rites, and festivities are considered, as well as their interdependence and connection with places of compact residence of individual communities. The article also gives a brief description of Yazidi writings, the definite syncretism of Yazidi doctrine, religious taboos, prayer practice and the complex structure of the socio-religious organization. In conclusion, data are presented on the current state of Yazidism, including available statistical data on the number and geographical distribution of Yazidis in the world.

Keywords: Yazidism, religion, Kurds, Yazidis.

Igor Vadimovich Bazilenko — Doctor of History, Leading Researcher of The Institute of Oriental Manuscripts of the Russian Academy of Sciences; Full Professor at St. Petersburg State University, Professor at St. Petersburg Theological Academy (bazilenko@mail.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.