УДК 94(470.345)
А.В.Мартыненко, Т.Д.Надькин
ФЕНОМЕН КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ (В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ
РОССИЙСКОМ СОЦИУМЕ)
Статья выполнена в рамках проекта «Научно-методическое обеспечение профилактики экстремизма и ксенофобии в системе российского образования» (Г осударственное задание Минобрнауки РФ ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е.Евсевьева»)
Статья посвящена положению конфессиональных меньшинств в современной Республике Мордовия. В качестве примеров рассматриваются протестанты, иудеи, кришнаиты, езиды. В статье делается вывод о высокой степени межрелигиозной толерантности в постсоветской Мордовии.
Ключевые слова: Россия, Республика Мордовия, этноконфессиональная ситуация, толерантность, христианство, ислам, протестанты, иудеи, кришнаиты, езиды.
А. V.Мartinenko, I.D.Nadkn THE PHENOMENON OF THE CONFESSIONAL minorities in the republic of MORDOVIA (IN THE CONTEXT OF THE FORMATION OF THE TOLERANCE IN MODERN RUSSIAN SOCIETY)
The article researches the status of confessional minorities in modern Republic of Mordovia. The main examples are Protestants, Jews, Krishnaits, Ezids. The main idea of this paper is the high degree of inter-confessional tolerance in the PostSoviet Mordovia.
Key words: Russia, Republic of Mordovia, ethnic and confessional situation, tolerance, Christianity, Islam, Protestants, Jews, Krishnaits, Ezids.
Республика Мордовия (РМ) традиционно является многонациональным регионом. На ее территории проживают мордва (эрзя и мокша), русские, татары, белорусы, украинцы, армяне, азербайджанцы, литовцы и др. Основными этническими группами в республике являются русские (60%), мордва (32,5%) и татары (6%).
Большинство населения Мордовии исповедуют православное христианство и ислам суннитского тол-ка, утвердившиеся в данном регионе еще в Средние века, и переживающее процессы организационного и культурного возрождения в последние десятилетия.
Но конфессиональный ландшафт республики весьма разнообразный. Например, к началу 2007 г. Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия были зарегистрированы 341 религиозная организация, представляющие 10 конфессий. Это Русская православная церковь (284 религиозные организации), ислам суннитского толка (43 организации), баптисты (3 организации), иудаисты (1 организация). Есть также адвентисты седьмого дня, пятидесятники, церковь Ингрии, евангельские христиане, свидетели Иеговы, кришнаиты [1]. Отдельные граждане РМ исповедуют католицизм, ислам шиитского толка, христианство армяно-григорианской церкви, религию бахаи [2, с. 124-144] и даже неоязыческие культы [3, c.225-226; 4, с.212-217].
Если говорить о конфессиональных меньшинствах в Мордовии, то из них наиболее влиятельными, активными и относительно многочисленными являются протестанты, которые в Мордовии представлены баптистами, адвентистами, пятидесятниками, лютеранами Большинство этих общин сложились в Мордовии в первые десятилетия ХХ в. и в советский период подвергались, как, впрочем, и все остальные конфессии достаточно жестким преследованиям со стороны атеистических властей [5, с.9-11; 6, с.5-6; 7. с.226-227].
В 1990-е гг. протестантские общины Мордовии активизировали свою проповедническую деятельность, в которой приняли также участие проповедники из США и Финляндии. В этот период сложились достаточно сложные отношения протестантов республики с Саранской и Мордовской епархией РПЦ, представители которой открыто выражали недовольство тем, что протестанты ведут проповедническую деятельность среди якобы православного населения, «в ограде церкви». Это ситуация общероссийская, и надо отметить, что в Мордовии она все-таки не носит острого характера.
Более того, в 2005 г. был прецедент, когда православные священнослужители и лютеране Мордовии при участии светских специалистов-филологов совместно подготовили и презентовали перевод Нового Завета на эрзянский язык.
С другой стороны, в Мордовии достаточно непримиримым остается отношение церкви к религиозной общине «Сторожевая башня» («Свидетели Иеговы»). С 2005 г. Саранская епархия РПЦ совместно с некоторыми общественно-политическими движениями («Наши», «Молодая гвардия») ведут кампанию (впрочем, безуспешную) по запрету деятельности иеговистов на территории республики.
Из нехристианских религиозных меньшинств в Мордовии немногочисленны, но достаточно активны иудаистская община и местное отделение Международного общества сознания Кришны.
На протяжении последних столетий евреи играли заметную роль в истории России, несмотря на то, что ее отдельные периоды отмечены дискриминационной политикой властей в отношении этого народа. В настоящее время в Российской Федерации проживает около полумиллиона лиц еврейской национальности.
Первые упоминания о евреях на территории Мордовии относятся к XIX - первым годам ХХ в.. Отдельные представители еврейской нации приняли активное участие в революционных событиях и в последующем становлении советской власти на территории Мордовии. В период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. количество лиц еврейской национальности, проживающих в Мордовии, увеличилось на несколько сотен человек за счет эвакуированных в Саранск с западных, оккупированных немецко-фашист-скими войсками территорий Советского Союза.
Необходимо отметить, что в 1950 - 1990-е гг. евреи внесли значительный вклад в развитие практически всех важных сфер жизнедеятельности Мордовии, в частности, таких как образование (Б.Цетлин), культура (Б.Авербух, А.Брагинский, Я.Зеликман, В.Княжич), медицина и здравоохранение (Э.Генденштейн, Р. Зельцер, Ф.Котляр), наука (М.Голубчик, Л.Гордон, Н.Куканова), промышленность и строительство (Э. Боксимер, Г. Клигерман, И. Тепман, Л. Блиндер, Е. Вайсман).
С конца 1990-х гг. начался своеобразный «исход» представителей этого народа из Республики Мордовия, связанный, в первую очередь, с массовой эмиграцией евреев Российской Федерации в Израиль.
В настоящее время в Республике Мордовия 171 человек идентифицировали себя по этнической принадлежности как евреи; из них 113 человек проживают в Саранске. Несмотря на свою малочисленность, евреи РМ занимают влиятельные позиции в сфере высшего образования, промышленности и предпринимательства.
Летом 2005 г. впервые в истории республики была официально зарегистрирована еврейская религиозная (иудаистская) община, объединившая около двадцати активистов.
Председатель еврейской общественно-религиозной организации А.Дробин, в частности, заявил, что точная цифра всех евреев в Мордовии неизвестна, так как многие из них по различным причинам не выразили свою еврейскую идентичность. А.Дробин с сожалением констатировал, что корни этого явления кроются, прежде всего, в антисемитизме, проявления которого нередко дают о себе знать и сегодня. Основная причина, по мнению А. Дробина, заключается в низком уровне культуры населения, в элементарном невежестве и нежелании знать традиции других народов, создающем питательную почву для ксенофобии и конфликтов на межэтнической почве.
Основные задачи еврейской иудаистской общины Саранска сводятся к сохранению и возрождению религиозных традиций евреев путем просветительской деятельности и организации отправления культа, а также налаживания отношений сотрудничества и социального партнерства с республиканскими властями, а также с другими конфессиями (Русской православной церковью, мусульманами, протестантами). Большое место в планах организации отводится пропаганде еврейских национальных и религиозных ценностей на уровне школ и особенно вузов, то есть среди наиболее образованной части населения.
В самом начале своей деятельности еврейская организация Саранска столкнулась с целым рядом острых проблем материально-технического, организационного и культурного плана. Например, в настоящее время у исповедующих иудаизм евреев республики отсутствует возможность наладить собственное производство кошерной пищи и знаменитой еврейской мацы (для сравнения отметим, что в 2004 - 2005 гг. татары - мусульмане Саранска уже начали производить и поставлять в продовольственные магазины РМ халяльную пищу). Не менее сложны организационные проблемы: фактически отсутствует профессиональное духовенство (раввины); нет помещения даже под синагогу, не говоря уже об иудаистских школах (едер, ешибот). Из проблем культурного плана необходимо отметить низкий уровень религиозности местных евреев, а также слабое знание собственных национальных традиций (достаточно сказать, что ивритом в Мордовии владеют чуть более десяти человек).
Таким образом, еврейская религиозная организация РМ делает первые шаги в своей деятельности, претендуя, однако, на активное участие в этноконфессиональной жизни республики.
Неоиндуизм как религиозно-философский феномен сформировался в Индии и странах Запада в конце XIX - первые десятилетия ХХ вв. на основе социокультурного синтеза индуистской традиции с элементами западной культуры. Неоиндуизм является крайне неоднородным течением, поскольку под этим названием объединяют как концептуальные доктрины крупнейших индуистских мыслителей Нового и Новейшего времени (таких как Рамакришна, Вивекананда, Шри Ауробиндо Гхош, Рабиндранат Тагор), так и многочисленные религиозные миссии, мощный наплыв которых в страны
Западной Европы, а также в США начался с 1960-х гг. Среди многочисленных неоиндуистских сект самой известной и, пожалуй, наиболее влиятельной является Международное Общество сознания Кришны (английская аббревиатура - ЕЗКОЫ), известное также под названием кришнаизма.
Международное Общество сознания Кришны представляет собой одно из наиболее активных и устойчивых неоиндуистских движений, пользующихся популярностью за пределами Индии, особенно на Западе. Общество было основано в 1966 г. в Лос-Анджелесе (США) индийским проповедником Пхактиве-данта Свами Прабхупадой. Несмотря на ярко выраженный политеизм индуистской религии, вероучение кришнаитов является, по сути, монотеистической доктриной, в центре которой стоит фигура всемогущего личного божества - Кришны. Большую роль в кришнаизме играет мистическая вишнуитская доктрина бхакти (разработанная в индийской провинции Бенгалия в XV - XVI вв.), согласно которой отношения между Богом (Кришной) и верующими характеризуются преданной, самоотверженной любовью последних к Кришне и его ответным чувством. Характерно, что община кришнаитов сочетает культивирование ритуалов ортодоксального индуизма с целым рядом реформаторских идей, явно адаптированных к восприятию западной общественностью (например, истолкование варно-кастового строя как духовной, а не социальной иерархии общества, и т.п.).
Отечественный индолог Б. З.Фаликов отмечает сильное организационно-культурное влияние Запада на кришнаизм. Например, это проявилось в трансформации в рамках организации ISKON вайшнавских монастырей - матхов: «Но матхи из традиционных полунищенских приютов, населенных горстками аскетов, превратились в своего рода духовные семинарии, где проходил обучение миссионерский корпус, и в конце концов стали именоваться «ведическими институтами» [8, с.166].
Основным элементом ритуала кришнаитов является повторение мантр (прежде всего, широко известной мантры «Харе Кришна»), восхваляющих имя Кришны, которое, по их представлениям, очищает душу верующего и в конечном итоге ведет к освобождению от кармы. Для кришнаитских общин характерен жесткий этический кодекс: так, например, сильный акцент делается на вегетарианстве, воздержании от табака, алкоголя, внебрачных связей и азартных игр.
В СССР первые сторонники этой религиозной общины появились еще в 1971 г. Однако необходимо отметить, что в 1970-е гг. в Советском Союзе кришнаиты подвергались преследованиям со стороны властей (включая принудительное лечение в психиатрических больницах) за якобы «изуверский характер секты» и нарушение закона о культах. Только в конце 1980-х и особенно в 1990-е годы деятельность кришнаитов на постсоветском пространстве была фактически легализована.
В Мордовии (Саранске) первые «ростки» Общества Сознания Кришны появились в 1991 г., в связи с приездом группы кришнаитских проповедников из города Иваново, прочитавших несколько лекций перед студентами и научными сотрудниками местных вузов. Вскоре после этого в Саранске была основана благотворительная организация - «Харе Кришна - пища для жизни», основной задачей которой стало оказание помощи малообеспеченной части населения в виде организации вегетарианских столовых, в которых совершался один из важнейших вайшнавских ритуалов, а именно - прасада, вкушение особым образом освященной пищи. В центре города, на одной из частных квартир кришнаиты создали свой ашрам (молельное помещение), в котором они собираются в воскресные дни на особые ритуальные песнопения (киртана) и лекции-проповеди. Примечательно, что, в отличие от своих единоверцев в крупных городах России, кришнаиты Саранска не решаются проводить публичные киртаны на улицах столицы Мордовии, явно опасаясь проявлений нетерпимости, неадекватной реакции со стороны общественности. В настоящее время их прозелитическая деятельность сводится к распространению в общественных местах (на рынках, остановках об-щественного транспорта и т.п.) и в жилых домах кришнаитской литературы, прежде всего самой знаменитой части индийского эпоса «Махабхарата» - мистической поэмы «Бхагават-гита» («Песнь Господа») с комментариями к ней основателя данной общины.
Кроме того, Саранское отделение Общества сознания Кришны осуществляет постоянное сотрудничество с кришнаитскими общинами в других регионах России с целью обмена опытом и координации действий. Так, один раз в год кришнаиты Саранска направляются в главный центр деятельности ISКОN по Волго-Вятскому региону - Самару.
В настоящее время община саранских кришнаитов небольшая и объединяет около пятнадцати человек (примечательно, что, наряду с русскими, активную роль в этой группе играют татары, также посвятившие себя «преданному служению» Кришне). В общине есть молодые семейные пары, воспитывающие в духе кришнаизма своих малолетних детей.
В целом, несмотря на то, что организация кришнаитов Мордовии зарегистрирована Министерством юстиции РМ, их влияние на этноконфессиональную ситуацию в республике крайне невелико.
В последние годы, в связи с политической нестабильностью в Грузии, в Мордовии также образовалась небольшая община беженцев - езидов (курдов-зороастрийцев), которые проживают в сельской местности республики и, в принципе, пользуются поддержкой со стороны местных властей и местного населения.
Езиды (самоназвания «эзди», «эздити», «эзедйяти») - этноконфессиональная община курдов, исповедующих синкретическую религию, которая сочетает элементы древних иранских (зороастрийских, маздаитских, манихейских и митраистских) верований, иудаизма, христианства несторианского толка и даже отдельных элементов ислама. Большинство езидов (около двух миллионов человек) проживают в Турции и Ираке (в этой стране находится главная святыня этой религии - храм огня Лалеш). Небольшие общины езидов есть также в Сирии и Иране.
Главными объектами религиозного поклонения езидов выступают солнце и огонь, что напрямую связано с древнеиранскими корнями их религии. Так же, как и в зороастризме, почитается водная стихия. Важной частью культа езидов является ежедневная пятикратная молитва, что характерно не только для ислама, но и для зороастризма. Езидизм также придерживается веры в шесть архангелов (если в зороастрийской мифологии верховным ангелом выступает Ахурамазда, то у езидов - это «ангел-павлин» Малаки Таус). Этноконфессиональное сообщество езидов стало формироваться в I тысячелетии до н.э., но свои специфические черты приобрело в эпоху средневековья, в XII столетии, что в немалой степени было связано с деятельностью религиозного реформатора езидов, ливанского проповедника Шейха Ади ибн Мусафира. Изначально езиды делились на замкнутые группы кастового характера - две духовные (шейхи и пиры) и светскую (мриды).
В начале ХХ века произошла массовая миграция езидов в пределы Российской империи (Грузию и Армению), причиной которой стал геноцид, проводимый в их отношении властями Османской Турции. В настоящее время российская диаспора езидов насчитывает около 150 тыс. человек.
В Мордовии небольшая община езидов сформировалась в 1990-е - начале 2000-х гг. Часть из них, будучи выходцами из республик Закавказья, поселилась в республике еще в советское время. Но, в основном, сейчас это беженцы или вынужденные переселенцы из Грузии. Некоторые езиды прибыли в Россию из-за прямого давления со стороны грузинских властей. Последовательница езидизма, уроженка Тбилиси М.Шабоева рассказывает, что после прихода к власти президента М. Саакашвили в 2004 г. в адрес ее семьи стали поступать угрозы со стороны местных силовых структур, которые в итоге приказали «в двадцать четыре часа убираться к русским, которым продались другие родственники».
В настоящее время община езидов Мордовии объединяет десять семей - всего около 90 человек. Проживают езиды в Саранске, а также в поселке Кемля и в селе Константиновка Ромодановского района республики. Их возглавляют женщины-старейшины, поскольку в этой этноконфессиональной общине сильны традиции матриархата.
Езиды, оказавшиеся в России и, в частности, в Мордовии в начале 2000-х гг., оказались перед лицом достаточно острых социальных проблем и элементарной бытовой неустроенности - отсутствия прописки и постоянной работы. Например, одна из старейшин общины, М. Шабоева имеет в Российской Федерации только вид на жительство, поэтому, несмотря на два высших образования, вынуждена заниматься случайными заработками, в частности, пошивом одежды на заказ.
Езиды Мордовии сообща стремятся соблюдать обычаи и поддерживать традиции своей древней религии: они отмечают религиозные праздники, придерживаются некоторых табу (на курение, использование косметики нерастительного происхождения). Однако эта реально существующая в республике этноконфессиональная община пока официально не зарегистрирована и даже не располагает собственным молельным зданием-храмом. Иногда трудности в отправлении культа у местных огнепоклонников носят курьезный характер. Например, отсутствие на территории Мордовии гор препятствует выполнению езидами одного из главных обрядов их новогоднего праздника (Навруз, Ноуруз)
- возжиганию на горных вершинах священного огня.
Езиды Мордовии единодушно отмечают доброжелательное отношение к ним со стороны местного населения, в том числе своих непосредственных соседей - сельской мордвы. В общине на протяжении тысячелетий действовал запрет на смешанные браки; однако среди езидской молодежи, проживающей в республике, уже были прецеденты заключения браков с «чужаками» - православными русскими и мордвой. С другой стороны, действует очень жесткое табу на браки с мусульманами, поскольку на Ближнем Востоке езиды веками подвергались гонениям со стороны мусульманских властей. Так, принявшие ислам курды рассматриваются езидами как вероотступники, общение с которыми в принципе запрещено. В то же время некоторые езиды Саранска поддерживают отношения с курдами-мусульманами
- студентами из арабских государств, обучающимися в Мордовском госуниверситете. В целом, каких-либо конфликтных ситуаций между маленькой общиной езидов и мусульманским (в основном - татарским)
населением республики отмечено не было.
Наличие общины езидов в Мордовии лишний раз свидетельствует о весьма разнообразном «религиозном ландшафте» республики, включающем в себя, помимо преобладающего православного и мусульманского населения, последователей протестантских церквей и течений, неоиндуизма, иудаизма, религии бахаи, и других конфессий.
Попытки проповеди других вероучений - веры бахаи, языческих культов - не получили развития не из-за противодействия со стороны церкви или властей, а из-за недостаточной поддержки и интереса со стороны населения республики.
Достаточно сложная ситуация в мусульманской умме Республики Мордовия, этническую основу которой составляют татары. Мусульмане Мордовии не являются конфессиональным меньшинством, поскольку татары - это третий по численности, после русских и мордвы, этнос республики. Но в 1990-е гг. в умме Мордовии образовалось субконфессиональное меньшинство - салафиты (ваххабиты). Их деятельность, по сути - экстремистская, была связана с проповедниками и боевиками из других регионов России, и к настоящему времени в республике фактически сведена на нет, причем не только усилиями правоохранительных структур, но и активным противодействием большинства местных мусульман, не принявших проповедь так называемого «радикального ислама» (большинство салафитов Мордовии покинули пределы республики и сегодня находятся на афгано-пакистанской границе, в составе вооруженных формирований талибов).
В целом, конфессиональная ситуация в Республике Мордовия 1990-х - начала 2000-х гг. характеризуется относительной стабильностью, позитивными процессами духовного и организационного возрождения конфессий. Несмотря на наличие определенных трений с РПЦ, конфессиональные меньшинства в Мордовии действуют достаточно свободно и не подвергаются дискриминации. Более того, с 2006 г. представители всех официально зарегистрированных в Мордовии конфессий либо имеют постоянного представительство, либо имеют возможность озвучить свою позицию в Общественной палате при правительстве республики.
Литература
1. Известия Мордовии. - 14 февраля 2007.
2. Мартыненко, А. В. Бахаи в России // Вестник Евразии. - 2006. - № 1(31). - С. 124-144.
3. Мокшин, Н. Ф. Религиозные верования мордвы. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1998. - 248 с.
4. Мокшина, Е. Н. Религиозная жизнь мордвы во второй половине XIX - начале XXI вв. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2003. - 248 с.
5. Чаиркина, Н., Шилов, Н. О деятельности баптистской организации в Мордовии // Этноконфессиональная ситуация в Приволжском федеральном округе. Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов Института этнологии и антропологии РАН. - 2002. - № 41. - С. 9-11.
6. Шилов, Н. В. Адвентисты седьмого дня // Материалы к энциклопедии «Православная Мордовия». -Вып. IV. - Саранск, 2004. - С. 5-6.
7. Шилов, Н. В. Пятидесятники // Материалы к энциклопедии «Православная Мордовия». - Вып. IV. -Саранск, 2004. - С. 226-227.
8. Фаликов, Б. З. Неоиндуизм и западная культура. - М., 1994. - 221 с.