Научная статья на тему 'Езидизм как религия и форма этнического самосознания'

Езидизм как религия и форма этнического самосознания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
234
33
Поделиться

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Амоян Манвел Бинбашевич

Сделана попытка исследования отдельных малоизученных вопросов в области духовной культуры курдов езидов, места и роли курдов в исторической развитии Передней Азии, проблемы возникновения и сущности религиозного направления езидизм.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Амоян Манвел Бинбашевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Езидизм как религия и форма этнического самосознания»

ЕЗИДИЗМ КАК РЕЛИГИЯ

конференции «Комплексная экспедиция АН СССР (к 80-летию)». Июль 2005: рукопись любезно предоставлена автором; Виттенбург Е.П. Павел Виттенбург: геолог, полярник, узник ГУЛАГа (Воспоминания дочери). - СПб., 2003.

12 Дьячкова А.Н. Г.В.Ксенофонтов: ученый и общественно-политический деятель. - Якутск: Якут, гос. ун-т, 2000. - С. 125-200.

13 Дьячкова А.Н. Г.В.Ксенофонтов: ученый и общественно-политический деятель. - Якутск: Якут. гос. ун-т, 2000; Ксенофонтов Г.В. Ураангхай - сахалар: Очерки по древней истории якутов. - В 2-х книгах. -

Якутск: Нац. изд-во Республики Саха (Якутия), 1992; Он же. Шаманизм: Избранные труды (Публикации 1928-1929 гг.). - Творческо-производственная фирма «Север-Юг», 1992; Боло С.И. Прошлое якутов до прихода русских на Лену: По преданиям якутов бывшего Якутского округа. - Якутск: Бичик, 1994; Попов Г.А. Сочинения. - T.I. История христианского просвещения якутов и других инородцев Якутской области. Очерки по истории Якутии. - Якутск: ЯГУ, ИГИ АН PC (Я), 2005; Саввин A.A. Пища якутов до развития земледелия (опыт историко-этнографической монографии). - Якутск: ИГИ АН PC (Я), 2005.

УДК 902.7 (5курд)

Езидизм как религия и форма этнического самосознания

М.Б. Амоян

Сделана попытка исследования отдельных малоизученных вопросов в области духовной культуры курдов - езидов, места и роли курдов в исторической развитии Передней Азии, проблемы возникновения и сущности религиозного направления езидизм.

The article covers some poorly researched issues of spiritual culture of Iran_speaking Kurds-isids, their place and part in historical development of Middle Asia, the problem of appearing and nature of the religious trend called lsidism.

Курды - крупнейшее национальное «меньшинство» в Западной Азии и самая многочисленная национальность (около 40 млн.), лишенная права на национальное самоопределение. Благодаря тому, что Курдистан всегда занимал пограничное положение, находясь на стыке двух или нескольких государств (Римской, Византийской, Османской империй, Арабского халифата, Ирана), этносоциальное развитие курдов всегда протекало в исключительно неблагоприятных условиях политической разделенное™ этноса государственными границами. В связи с этим курдский народ далеко не однороден и курдский язык представлен различными диалектами.

По разнообразию религиозных верований Курдистан представляет собой исключительно самобытное явление. На сегодняшний день при-

АМОЯН Манвел Бинбашевич - ст. преподаватель исторического факультета ЯГУ.

близительно две трети курдов исповедуют ислам (в основном мусульмане-сунниты, но есть и небольшая часть шиитов). В курдском обществе известны также приверженцы христианства. Наиболее древней и самобытной религией курдов является езидизм, истоки которого, по-видимому, следует искать в религии времен индоиранской общности. Носители этой культуры - езиды, проживающие в основном в Ираке, Турции, Сирии, также в России, Грузии, Армении и в ряде европейских стран. Езидизм - одна из малоизученных и загадочных религий мира: хотя она изучается уже в течение долгого времени, проблема возникновения этого религиозного направления и по сей день не нашла своего разрешения.

Важность такого исследования подтверждается тем, что в последнее десятилетие в Российской Федерации в целом актуализируются этнические ценности, играющие все более значительную роль в политической жизни страны.

В России, где проживает диаспора езидов, сложились несколько неверные представления о

АМОЯН

езидах: кто они, какие у них этногенетические корни, какая культура?

Цель настоящей статьи: наиболее полное раскрытие езидской религии.

До сегодняшнего дня не выработано единого мнения относительно происхождения езидизма, и этот вопрос остается дискуссионным и нуждается в глубоком научном исследовании.

В работе представлены данные научных трудов таких ведущих советских и российских кур-дологов, как О.Л. Вильчевский1, Т.Ф. Аристова2, В.П. Никитин3. Основными источниками для написания данной работы послужили наблюдения автора, полевой этнографический материал, собранный летом 2005 г. в Армении4.

Самые древние сведения о езидах встречаются в сочинениях средневековых историков и географов Ближнего Востока: Шахристани, Ибн аль-Асира, Хаджи Хальфы, более поздние - в работах европейских путешественников, а также в научных изданиях и периодике5.

Прежде всего хотелось бы отметить, что в русском традиционном написании искажено самоназвание народа "езид", правильная форма которого "эзди".

Об изначальном названии народа духовные наставники говорят так: "Мы - народ Адаби"6. Как отмечает шейх Хасан Калаш Хасанян7, до принятия имени эзид (как самоназвание народа) они назывались "адаби" - народ чести.

Во многом сущность езидской религии оставалась недосягаемой тайной. Это объясняется тем, что езиды, подобно представителям многих религиозных общин и сект Востока, скрывали свое вероисповедание. Езидизм берет начало с зороастризма, а следовательно, является одним из древних религий мира. Езиды верят богу Хуаде - божеству первой степени - и его Троице, где первое место занимает Малак-Тавус, второе -Шейх Ади, третье - Езид (Эзид). Следует отметить, что это разделение носит условный характер, так что очень часто бывает трудно определить конкретные функции и место этих божеств.

Основная черта, сближающая бога езидов со всеми божествами (в частности, христианской, мусульманской религий) - это творческая функция. В этом вероучении бог является только сотворителем космоса, но не его защитником и покровителем. Он представлен как всемогущее существо, наделенное сверхъестественной силой, однако далекое от мирских дел и забот. Езиды, как отмечалось, верят в то, что бог проявляет себя посредством Троицы: Малак-Тавуса (ангел-павлин), Шейха Ади (почтенный старец) и Езида

(в обличье молодого человека). И по этой причине в езидском вероучении бог представлен довольно сумрачно и неопределенно, и для него не предусматриваются молитвы и жертвоприношения.

Езиды питают величайшее уважение к христианским монастырям, находящимся по соседству. У них, как у мусульман, есть пост, который, в отличие от мусульманского, длится три дня. Есть еще несколько дополнительных дней поста, специально для бога и святых - для Малак Тавуса, Шейха Ади, Шехо Бакыра, Шишми.

Малак-Тавус - ангел-павлин. Говоря об этом божестве, принято определить его как олицетворение зла, воплощение сатаны и т.д. Это, по-видимому, и легло в основу того, что езидов часто называют поклонниками дьявола. Но это не соответствует действительности.

Согласно езидскому вероучению, бог сотворил Вселенную с помощью Малак-Тавуса, а в некоторых устных легендах Малак-Тавус выступает как творец8. Как видно, и в этом случае с Малак-Тавусом не все так ясно и прозрачно в езидской религии: иногда он бывает представлен как бог, иногда - как его помощник, а иногда -как близкий богу ангел. Такое неустойчивое определение основных функций езидского божества понималось враждебно настроенными мусульманскими соседями езидов сатаной.

Изображается главное езидское божество в виде павлина, символа мудрости и величия. Согласно преданию, распространенному на севере Ирака, павлин раньше был любимой птицей бога и жил в раю, но был изгнан оттуда за свое высокомерие и гордыню. В качестве наказания бог сделал его ноги безобразными и поручил змее охранять ворота рая: павлин не имел права вернуться в рай, пока не искупит свои грехи покаянием9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шейх Ади (Шейх Ади бин Мусафер). Как отмечалось выше, вторым значительным лицом в езидском пантеоне после Малак-Тавуса является Шейх Ади. Езиды считают его апостолом бога и верят, что он был создан из тени Малак-Тавуса. Шейх Ади, как и Малак-Тавус, выступает в роли преемника бога, а в некоторых преданиях обретает особые божественные функции. Примечателен тот факт, что шейх Ади бин Мусафер был историческим лицом, арабом по происхождению, представителем дворянского рода Омай. Он родился в 1072 г. в с. Бейтнар (ныне - Ливан) района Баалбаки в исторической Сирии. Так как шейх Ади проживал в горах Аккара, то получил прозвище ал-Аккари. После долгих скитаний он

ЕЗИДИЗМ КАК РЕЛИГИЯ

обосновался в Лалеше, в севере от г. Мосул, в разрушенной несторианской церкви, расположенной в глубоком ущелье, где и скончался в 1162 г.10. Шейх Ади был одним из самых известных проповедников в рамках сект того времени, крупным ученым и философом средневековья.

Езид. Божеством третьего порядка в езидизме является Езид (Эзид). С возникновением этого божества связано много легенд. Следует отметить, что решение вопроса о его происхождении имеет очень важное значение, поскольку его именем названа сама религия.

Эзид по вероучению езидов является покровителем Земли и Небес. Этимологию имени бога Эзида М. Фароян связывает с названием древневавилонского храма Эзида11. Свидетельством его географического местоположения являются 47-метровые развалины храмовой башни в Ираке, в городище Бирс Нимруд (бывшая Борсиппа), сохранившиеся по сей день.

Изучение зороастризма дает основание утверждать, что эта религия серьезно повлияла на езидизм. Его влияние подобно влиянию ислама в период после шейха Ади. Молитвы езидов имеют сходство с ритуальными молитвами последователей зороастризма.

Огромное значение для изучения и описания езидизма имеют так называемые кавлы и бейты. Кавлы - гимны, часть религиозного учения, бейты - песенные отрывки из мифологических поэм.

Главная отличительная черта езидизма от других религий (кроме зороастризма) - это то, что езидом можно только родиться, принять эту религию нельзя. Все их общество основано на кастово-теократическом принципе деления. Существуют три касты, две из которых составляют духовенство (шейхи и пиры). Основная обязанность шейхов - совершение религиозных обрядов. Пиры пользуются в езидской общине уважением наравне с шейхами, совместно с которыми они участвуют в различных религиозных обрядах. Третья каста - мриды - простые езиды. Функции и обязанности как духовенства, так и мирян наследственны. Браки между тремя кастами строго эндогамны. Благодаря своей консервативности и замкнутости езидской общине удалось донести эту систему до сегодняшнего дня.

У езидов существуют две священные книги: «Китабе Джилва» («Книга откровения»), написанная в XIII в., излагающая суть езидского вероучения и которая может совершенно не соответствовать мнению езидских духовных лиц,

а также «Масхафе Раш» («Черная книга»), написанная особым шрифтом, на южном диалекте курдского языка12.

Религию езидов можно охарактеризовать, скорее всего, как комплекс различных по содержанию верований, а не как догматическую религию, каковыми являются христианство или ислам.

На протяжении всей истории существования езидизма приверженцы этой религии терпели много унижений и притеснений от представителей других конфессий за желание сохранить обычаи и верования предков.

Важно отметить, что часть езидов в Армении называет себя "езидами" как этническая общность (этнос). Они отрицают сходство с курдами, подчеркивая, что езиды не являются курдами. Горячие дискуссии вокруг данной темы часто принимают острые формы. Часть населения в регионах Талина и Аштарака Арагацотнского округа, Армавире и Эчмиадзине Араратского округа (городские и сельские), а также жителей Еревана называет себя езидами, не отождествляя себя с курдами. Одновременно в регионе Ара-гацского и Арагацотнского марзов, в Ереване и некоторых городах республики часть населения, сохранившая зороастризм, называет себя "курдами - езидама", сливаясь с основной массой зарубежных курдов. Последние считают название "езидские курды" легальным и допустимым.

Трудно определить общее соотношение между этими двумя группами, у одной из которых "езидо-курдское" самосознание, у другой -"езидское".

Не углубляясь в обсуждение этнокультурных аспектов изучаемой проблемы, мы можем только отметить тот факт, что в течение Х1Х-ХХ вв. были проведены многие исследования, которые поднимали вопросы этнокультурного соотношения езидов и курдов. В исторической, этнографической, статистической, фольклорной и художественной литературе, изданной в прошлом, в основном были упомянуты курды, а езиды считались отдельным народом. Нельзя сказать, что у определенной части населения не было собственного этнического самосознания в указанное время. Тем не менее, в науке существовала и существует преобладающая тенденция, согласно которой, езиды не считаются независимой этнической единицей.

В наши дни эти вопросы широко обсуждаются как на научном, так и на общественном уровнях. Сегодня в Республике Армения некоторые авторы по-прежнему выделяют езидов как неза-

АМОЯН

висимый народ, как отдельную этнокультурную общность. На самом деле существует компактная масса населения, у которой выражено езидское этническое самосознание, которое не может быть отождествлено с курдским. Езидское этническое самосознание широко проповедуется некоторыми общественными организациями.

Это запутанный вопрос, и мы не имеем права решать, кто и как должен называть себя. Это право принадлежит им - народу или той ее части, которая формировалась в течение многих веков и осознает и решает свою принадлежность к той или иной этнической общности. Здесь надо проявить абсолютную терпимость. В подобных случаях дискуссии должны проходить в рамках общепринятой этики. Мы думаем, что такое отношение должно быть и со стороны правительственных структур, общественных деятелей и ученых. Эти этнические общности всегда находились в процессе эволюции и существуют этносы, находящиеся в процессе формирования, другие скрещиваются, третьи распадаются на отдельные самостоятельные части, а отдельные этнографические группы со временем срастаются и создают единый народ.

В настоящее время, как и много веков назад, езиды стараются сохранить свои традиции и религиозные верования. Исторические, политические, экономические, культурные, религиозные и другие факторы жизни отражаются на этнические процессы, значительность которых

всегда следует учесть при изучении современного состояния религиозных традиций и этнокультурных процессов, которые часто приобретают политическую актуальность и значимость.

Литература и примечания

1 Вильчевский О.Л. Курды. - М., 1961.

2 Аристова Т.Ф. Материальная культура курдов XIX - первой половины XX в. - М., 1990; Курды Закавказья. - М., 1966.

3 Никитин В.П. Курды. - М., 1964.

4 Полевой сбор материала в 2005 г. в Армении в с.Тэлэк, Акко, Гялто, Байсиз Арагацотнского округа (Талинский район), в г. Ереван. Опрошены: Шех Ростам, Джалиле Маме, Хасане Ходо, Агите Миша, Тааре Аме, Бинбаше Асан.

5 Ментешашвили A.M. Курды. - М.,1984. - С. 40.

6 Полевой сбор материала в 2005 г. в Армении в с.Тэлэк Арагацотнского округа (Талинский район). Информация: Шех Ростам.

Хасанян Х.К. Путь следования народа эзид, согласно постановлений религии. - Ереван, 1995. - С. 4.

8 Информация Тааре Амар 1943 г. р. Талинского района с. Автона. Республика Армения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 Информация Хасане Ходо 1938 г. р. Ереван. Республика Армения.

10 Омерхали Х.Р. Езидизм и религиозные представления езидов // Новый Курдистан. - 2003. - №1-2 (47-48).

11 Фароян М. Вавилон. Храм Эзида. - Ереван, 2002. - С. 4.

12 Информация Бинбаше Асан 1954 г. р. с. Байсиз Арагацотнского округа (Талинский район). Республика Армения.