“выбросить” в свои бутики крупные дома моды), как во время голосования против Национального фронта, объединяются политики разных оттенков. Разумеется, объявив всеобщую мобилизацию ради спасения Республики, французы в очередной раз верят, что указывают путь спасения всей Европе. Далеко не все европейцы готовы с этим согласиться. Несмотря на то, что миграционные потоки создали во многом схожие проблемы в большинстве европейских стран, каждая из них ищет решения в одиночку в соответствии с собственными обычаями, отнюдь не разделяя святую веру французов в то, что один лишь новый закон сможет разрешить новые проблемы.
Англичане, как и в случае с конституцией, предпочитают тексту традицию, итальянцы, не возражая против исламских платков на головах школьниц, не собираются снимать висящее в каждом классе распятие. Что же до американцев, то они, видимо, решив поквитаться с Шираком за его позицию во время иракской войны, решили заступиться за французских мусульман, выразив озабоченность возможными нарушениями религиозных свобод во Франции.
Но и в самой Франции многие понимают, что для того чтобы справиться с поднимающейся волной религиозного фундаментализма, одного запрета носить платки в школах недостаточно. Если идти этим путем, то сферу запретов надо будет расширять бесконечно, как это, к примеру, сделал мэр одного из французских городков, предписавший новобрачным являться на брачную церемонию только в “светском” костюме без всяких платков и кип. Ограничив свое законотворчество нарядами, мэр, видимо, не успел подумать о детях, которые родятся от этих браков. А зря — только за два года, прошедшие после 11 сентября 2001 г., больше 300 новорожденных французов получили имя Усама.
“Новое время”, М., 2004г., № 1—2, с. 32—35.
Ханна Омархали,
востоковед
(Санкт-Петербург)
ЕЗИДИЗМ - ДРЕВНЕЙШАЯ РЕЛИГИЯ КУРДОВ
Большинству наших современников слово “езидизм”, пожалуй, незнакомо. А между тем езидизм — древнейшее вероисповедание курдов и одна из самых таинственных религий Востока. До того как
ислам пришел на земли Курдистана, многие курды вместе с классическим зороастризмом исповедовали именно ее. На сегодняшний день численность курдов составляет около 40 млн. человек. Курдистан занимает чрезвычайно выгодное стратегическое и географическое положение, чем всегда привлекал иноземных завоевателей. После Первой мировой войны эту территорию разделили четыре государства: Турция, Иран, Ирак и Сирия. Многомиллионный народ оказался разделен границами. Тем не менее курдам удалось сохранить, пронеся через тысячелетия, свою национальную веру.
По разнообразию религиозных верований Курдистан представляет собой исключительно самобытное явление, едва ли имеющее себе равных в мире. На сегодняшний день 2/3 курдов — мусульмане (большинство сунниты, хотя есть и шииты). 1/3 курдов исповедуют езидизм, зороастризм, религию ахл-и-Хакк (люди Истины). Среди курдов есть также христиане.
Что касается езидизма, то, по-видимому, его истоки следует искать во временах раннего “народного” зороастризма, в основе которого лежит комплекс древнейших индоиранских представлений, близких к индоарийским. Слово “езид”, очевидно, восходит к авестийскому “уа2а1а” (тот, кого следует почитать). На протяжении нескольких столетий представители мусульманского мира не раз предпринимали попытки полного уничтожения езидов. В начале XX в. по приказу турецких правителей бесчеловечному уничтожению были подвергнуты сотни тысяч приверженцев национальной религии курдов. День памяти жертв геноцида называется Рож-а-Хазабе (День смерти) и отмечается 15 июня. Массовому истреблению езиды подверглись и позже, во время проведения кампании “Анфаль” (“добыча” — название восьмой суры Корана). Так называлась серия военных операций, проведенная в 1988 г. режимом Саддама Хусейна и направленная на полное истребление курдов Ирака.
В результате многовековой истории гонений езидизм во многом стал тайной, “катакомбной” религией. Но, как это ни поразительно, ему удалось сохранить основные черты, присущие крупной религии, с ее догматикой, богословием, таинствами, обрядами, духовной иерархией. Отличительной чертой этой религии, как и зороастризма и индуизма, является то, что принять ее нельзя: езидом можно только родиться. Вплоть до сегодняшнего дня не выработалось единого мнения относительно происхождения езидизма. Поклонение солнцу и огню давало основание многим ученым говорить о близости
зороастризма и езидизма. На самом деле схожих элементов больше, и они намного глубже. Детальное изучение источников по этим двум религиям позволяет говорить, что езидизм и зороастризм не только очень близки, но и имеют одни истоки. Существует множество общих черт как в обрядовой стороне двух религий, так и в догматике. Например, семь основных религиозных празднеств, существующих как в зороастризме, так и в езидизме; пятикратная ежедневная молитва, привнесенная позже в ислам из зороастризма. Обряд инициации и отличительный знак в обеих религиозных системах также совпадают: белая нижняя рубашка с круглым вырезом и плетеный шнур из шерсти (у зороастрийцев в виде священного пояса “кусти”, сотканный из 72 шерстяных нитей).
Основные объекты езидского и зороастрийского культов составляют огонь и вода. В езидизме с давних времен и поныне сохраняется культ огня, в меньшей степени, но также явно почитается вода. При этом нет никаких оснований считать езидизм политеистической религией, наоборот, это один из древнейших примеров монотеизма. Важное положение в религиозной системе езидов занимает образ Малак-Тауса (Ангела-Павлина). Неосведомленные авторы издавна называли его олицетворением зла, а езидов считали “поклонниками дьявола”. Согласно религиозным представлениям самих езидов, Малак-Таус был первым из семи архангелов, созданных Богом в воскресенье. Не случайно он занимает очень высокое положение в езидской космогонии.
Для езидизма определяющим фактором в его реформировании и приспособлении к новым историко-культурным реалиям оказались учение и личность шейха Ади (жившего с 1073 или 1078 по 1162 г.). В представлениях езидов шейх Ади не просто историческая личность и реформатор езидизма. Он считается вторым по значению святым после Малак-Тауса. Основа езидского вероучения изложена в двух дошедших до нас священных писаниях — “Джилве” (“Книге Откровения”) и “Масхаф-а-Раш” (“Черной книге”), написанных особым шрифтом на южном диалекте курдского языка. Письмо в езидских, как и в зороастрийских представлениях, содержит потаенную премудрость, и поэтому таинство веры, по убеждению хранителей веры, следует не профанировать, а строго блюсти как от иноверцев, так и от своих мирян. Правом чтения и толкования священных текстов наделялось только духовенство. Видимо, по этой причине, священные писания не имели всеобщего распространения и не повлияли на по-
вседневную религиозную жизнь езидов. Религия езидов практически бесписьменна, она передается из поколения в поколение от родителей к детям.
Большое значение для изучения и описания езидизма имеют езидские религиозные гимны, без которых нельзя представить религиозное учение и богослужение курдов-езидов. Обычно они поются в сопровождении бубнов и флейты.
Вся религиозная практика езидизма основана на кастовотеократическом делении. Езиды делятся на духовенство и мирян. Духовенство, в свою очередь, подразделяется на шейхов и пиров. Функции и обязанности как духовенства, так и мирян наследственны. Браки между представителями трех каст категорически запрещены. В настоящее время, несмотря на некомпактное проживание, большинство езидов продолжают придерживаться основ древнего вероучения. Они живут согласно древним религиозным обычаям, благодаря чему езидизм практически в неизменной форме продолжает существовать и в XXI в.
“НГ-религии”, М., 4февраля 2004г.
ГОВОРИТЬ ЯЗЫКОМ ПРОШЛОЙ ЭПОХИ УЖЕ НЕЛЬЗЯ
Осознаем мы это или нет, но после развала социалистического лагеря мы живем в другом мире. Он стал более неустойчивым. Появился в этой изменившейся картине реальности и еще один существенный и постоянно развивающийся фактор — исламский.
Одна из известных фигур политического ислама — Гейдар Джемаль, председатель Исламского комитета. Фигура Г.Джемаля вызывает весьма разноречивые отношения в политическом мире. Беседу с Г.Джемалем вела корреспондентка “ЛГ” О.Вельдина.
Вопрос: Гейдар Джахидович, в настоящее время в мире предпринимаются отдельные попытки создать универсальную концепцию подхода к новой реальности. Выражаясь модным сейчас языком, нам брошены вызовы, на которые пока нет ответа. К каким выводам вы приходите, находясь на пути поиска этих ответов? Сегодня, как известно, рухнула такая универсальная система описания реальности, как марксизм.