Научная статья на тему 'Ежегодные конференции как вектор перевода системы обучения иностранным языкам в университете имени О. Е. Кутафина (МГЮА) на компетентностную парадигму образования'

Ежегодные конференции как вектор перевода системы обучения иностранным языкам в университете имени О. Е. Кутафина (МГЮА) на компетентностную парадигму образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЕРЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / CONFERENCE / PROFESSIONAL COMMUNICATION / COMPETENCE APPROACH / EFFECTIVENESS / INNOVATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова-холодная Ольга Евгеньевна

Статья освещает историю проведения в Московском государственном юридическом университете имени О.Е. Кутафина конференции преподавателей иностранных языков «Совершенствование методов преподавания иностранных языков в неязыковом вузе» в 2008-2014 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова-холодная Ольга Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANNUAL CONFERENCES AS A VECTOR CONVERSING THE TEACHING OF FOREIGN LANGUAGES IN THE KUTAFIN MOSCOW STATE LAW UNIVERSITY TO THE COMPETENCE PARADIGM OF EDUCATION

The article deals with the history of the conference “Methods of Improving Foreign Language Training in Non-Linguistic College”. The conference was held annually in Moscow State University of Law named after O.E. Kutafin in 2008-2014.

Текст научной работы на тему «Ежегодные конференции как вектор перевода системы обучения иностранным языкам в университете имени О. Е. Кутафина (МГЮА) на компетентностную парадигму образования»

40 НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ /^университета

ШЛимени O.E. Кутафина (МГЮА)

Ольга Евгеньевна ИВАНОВА-ХОЛОДНАЯ,

доцент кафедры английского языка № 2 Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

ЕЖЕГОДНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ КАК ВЕКТОР ПЕРЕВОДА СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В УНИВЕРСИТЕТЕ ИМЕНИ О.Е. КУТАФИНА (МГЮА) НА КОМПЕТЕНТНОСТНУЮ ПАРАДИГМУ

ОБРАЗОВАНИЯ

Статья освещает историю проведения в Московском государственном юридическом университете имени О.Е. Кутафина конференции преподавателей иностранных языков «Совершенствование методов преподавания иностранных языков в неязыковом вузе» в 2008—2014 гг. Ключевые слова: конференция, профессиональная коммуникация, компетентностный подход, эффективность, инновационные технологии.

IVANOVA-KHOLODNAYA O. E.,

Associate Professor, Kutafin Moscow State Law University, English Department № 2

THE ANNUAL CONFERENCES AS A VECTOR CONVERSING THE TEACHING OF FOREIGN LANGUAGES IN THE KUTAFIN MOSCOW STATE LAW UNIVERSITY TO THE COMPETENCE PARADIGM OF EDUCATION

The article deals with the history of the conference "Methods of Improving Foreign Language Training in Non-Linguistic College". The conference was held annually in Moscow State University of Law named after O.E. Kutafin in 2008—2014.

Keywords: conference, professional communication, competence approach, effectiveness, innovation technology.

С развитием высоких технологий, глобализацией экономики и более совершенной системой общественной коммуникации возник вопрос о разработке новых методов преподавания иностранных языков, более действенных и эффективных. Вступление нашей страны в Болонскую конвенцию изменило подход к методике преподавания иностранных языков в свете основных положе-© о. е. Иванова-Холодная, 2015 ний отечественных и международных нормативно-правовых документов.

в

[-I

•Ш©Т[И][Ш[К Иванова-Холодная Е. М.

университета Ежегодные конференции как вектор перевода системы обучения

имени o.e. кугафина(мгюд) иностранным языкам в Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА)...

На смену привычному методу преподавания посредством книг, изучению грамматики и выполнению однотипных упражнений пришла коммуникативная методика. Стала очевидной необходимость переориентировать не только мировоззрение студента, привыкшего к обучению путем «закладывания» определенных знаний в его голову, но и мировоззрение преподавателей, которые до этого понимали свою главную задачу именно в передаче их собственных знаний студентам, а далее они, как могли, использовали или не использовали их в своей практической деятельности. Чаще всего даже лучшие студенты, при обучении которых был использован грамматико-переводной метод, могли успешно читать, понимать и переводить письменные юридические тексты, но говорить или понимать устную речь было для них серьезной проблемой. Ориентация, прежде всего, на устную профессиональную коммуникацию, способность говорить, понимать, вести активную профессиональную дискуссию, делать доклады и сообщения, должна была изменить и методические подходы преподавателей к обучению иностранным языкам.

Помимо изменения своей роли в процессе обучения преподавателям предстояло выработать новые задачи и принципы своей работы. Встал вопрос: как создать наиболее благоприятные условия для перехода преподавателей, много лет работающих по грамматико-переводному методу и использующих многократно проверенные приемы преподавания, на новую систему обучения. Наряду с различными обучающими семинарами, курсами повышения квалификации и совещаниями, большую роль в этом процессе для преподавателей иностранных языков МГЮА сыграли и ежегодные конференции по совершенствованию методов преподавания иностранных языков в неязыковом вузе. Теперь традиция проведения таких ежегодных конференций стала местом обмена опытом и ознакомления преподавателей с инновационными подходами к преподаванию иностранных языков в Московском государственном юридическом университете имени О.Е. Кутафина.

Идея проведения первой такой конференции родилась еще в 2008 году на кафедре английского языка № 2. На ней выступили с докладами 17 преподавателей МГЮА (кафедр английского языка и кафедры иностранного языка) и филиалов. На этой конференции впервые были обсуждены проблемы разноуровневой подготовки, были затронуты вопросы интенсификации обучения профессиональному юридическому языку, самостоятельной работы студентов, сложности овладения юридической терминологией, использование мультимедийных технологий и многие другие.

Вторая конференция по совершенствованию методов преподавания иностранных языков была проведена 6 февраля 2009 года. Тогда она носила название «Проблемы обучения студентов-юристов иноязычной профессиональной коммуникации». В ходе этой конференции более подробно обсуждались не только вопросы методики преподавания иностранных языков в МГЮА, но и различные инновации в сфере образования, возможность применения информационных технологий для работы как в аудитории, так и в ходе организации са- I мостоятельной работы студентов. Особое внимание было уделено вопросам <

обучения, связанным с межкультурной профессиональной коммуникацией. Не-

I

сколько сообщений были посвящены разработке и применению метода case- >

study, который быстро нашел свое широкое применение

11/2015

ч>

42 1АУЧ1АЯ ЖИ31Ь /^университета

<* имени О.Е, Кутафина (МГЮА)

Третья научно-методическая конференция носила название «Проблемы методики обучения иноязычной профессиональной коммуникации в юридических вузах» и состоялась 12 февраля 2010 года в МГЮА. В рамках этой конференции были раскрыты актуальные проблемы методики преподавания иностранных языков в свете основных положений отечественных нормативно-правовых документов, вопросы использования современных образовательных технологий. Необходимо отметить, что этот период стал продолжением активного применения коммуникативного подхода, направленного на формирование у обучающихся смыслового восприятия и понимания иностранной речи, а также овладение языковым материалом для построения речевых высказываний. Согласно системе двухуровнего образования, параметры коммуникативного общения должны реализовываться в коммуникативном поведении преподавателя, активном поведении студента, в предметах обсуждения, ситуации общения, использовании речевых средств. При коммуникативном подходе ведущим критерием успешности акта общения с позиции говорящего и слушающего становилось достижение цели общения.

Предметом обсуждения стали также вопросы о развитии профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации самообразования и повышения квалификации и система оценки деятельности преподавателя при переходе к новым образовательным стандартам.

2 февраля 2011 года в Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина (МГЮА) прошла Четвертая научно-методическая конференция «Проблемы совершенствования методики обучения иноязычной профессиональной коммуникации в юридических вузах». Особое внимание выступающих преподавателей было уделено проблемам перехода МГЮА на уровневую систему высшего профессионального обучения. В этой связи обсуждались пути перехода на новые образовательные стандарты, роль преподавателя в этом процессе, возможные методические приемы, позволяющие достичь наилучшего образовательного результата в новых условиях. Теоретические вопросы лингвистики, психологии и методики в процессе формирования профессиональной и общекультурной компетенции также не остались без внимания.

Пятая конференция «Совершенствование методов преподавания иностранных языков в неязыковом вузе» проводилась 3 февраля 2012 года в МГЮА имени О.Е. Кутафина и стала юбилейной в ряду методических конференций, посвященных проблемам изучения иностранных языков в юридических вузах.

Основной целью проведения конференции стало совершенствование методов обучения студентов активному владению иностранным языком в сфере профессиональной деятельности юристов и формирование у них способности и готовности к межкультурному общению, что обусловливается коммуникативной направленностью программ курса и компетентностным подходом к организации учебного процесса.

Необходимость обновления методики преподавания иностранных языков в связи с переходом на двухуровневую систему обучения определила основные направления докладов и дискуссий. Ряд докладов был посвящен развитию принципов коммуникации и интерактивности как основной составляющей современного обучения. Были рассмотрены вопросы применения новых информационных технологий для обучения и возможности создания электронного учебника как элемента информационно- образовательной системы.

в

[-I

•Ш©Т[И][Ш[К Иванова-Холодная Е. М. _

университета Ежегодные конференции как вектор перевода системы обучения

имени o.e. кугафина(мгюд) иностранным языкам в Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА)...

Большое внимание было уделено организации самостоятельной работы студентов и использованию инновационных технологий для ее проведения, так как развитие навыков самообучения является неотъемлемой частью профессиональной компетенции студентов.

Ряд докладов был посвящен теоретическим аспектам преподавания иностранных языков, таким как информационный аспект усвоения словаря, функциональный аспект лингвистики в обучении профессионально-ориентированному языку, аспект «проблемного» метода обучения. Также были освещены вопросы, касающиеся коллективных и творческих форм работы как способов повышения мотивации и эффективности учебного процесса.

Шестая ежегодная конференция «Совершенствование методов преподавания иностранных языков в неязыковом вузе» состоялась 1 февраля 2013 года.

4 апреля 2014 года в Московском государственном юридическом университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) прошла Седьмая ежегодная Конференция «Совершенствование методов преподавания иностранных языков в неязыковом вузе».

Особое внимание на конференции было уделено проблемам воспитания как неотъемлемой части подготовки студентов в юридическом вузе. Основной доклад по данной теме был сделан доцентом кафедры английского языка № 2 О. Л. Федотовой. Продолжение обсуждения проблемы воспитания получило в докладе старшего преподавателя О. Г. Злобиной, которая подчеркнула необходимость использования воспитательного потенциала дисциплины «Иностранный язык в сфере юриспруденции».

Дальнейшее рассмотрение и совершенствование получил уже используемый в университете коммуникативный метод и, в частности, применение проектных технологий для его осуществления. С сообщением на эту тему выступила старший преподаватель кафедры английского языка № 2 О. А. Миненко.

Современный этап развития общества предполагает внедрение новых форм, способов и умений в сфере обучения иностранным языкам. В этой связи проблема использования инновационных образовательных технологий в вузе была освещена доцентом кафедры английского языка № 2 В. С. Креузовой.

Мотивация как один из основополагающих принципов обучения иностранному языку рассматривалась как обязательный компонент профессиональной подготовки будущих юристов в докладе доцента кафедры английского языка № 2 Т. Н. Щербаковой. В докладе анализируется метод моделирования конкретных ситуаций как инструмент развития коммуникативной компетенции и повышения мотивации. Осознание студентами того, что они не только анализируют проблемы, связанные с будущей юридической практикой, но и обсуждают реальные события, позволяет им поверить в собственные силы и дает дополнительный стимул к изучению языка.

В сообщении ассистента кафедры иностранных языков М. С. Воскресенской была подчеркнута важность создания и использования электронного учебника как средства повышения мотивации современных студентов при обучении ино- I

странным языкам. <

Нельзя не упомянуть о возрастающей роли самостоятельной работы в современном процессе обучения, которая была проанализирована доцентом кафедры > английского языка № 2 Т. В. Залогиной, а затем эта тема была развита и дополне-

11/2015

ч>

44 1АУЧ1АЯ ЖИ31Ь /^университета

М имени О.Е, Кутафина (МГЮА)

на сообщением о важности самостоятельной работы в реализации аспекта «домашнее чтение» при подготовке переводчиков в сфере профессиональной коммуникации доцентом кафедры иностранных языков Н. Ю. Колесниковой.

Формированию творческих способностей студентов был посвящен доклад старшего преподавателя кафедры английского языка № 2 Е. В. Владимировой, которая подчеркнула, что учебно-методический комплекс призван стать основным видом дидактического сопровождения при формировании творческих способностей студентов-юристов.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что традиция проведения ежегодной конференции «Совершенствование методов преподавания иностранных языков в неязыковом вузе» имеет важное значение для внедрения эффективного, инновационного подхода к преподаванию, значительному увеличению его результативности. Кроме того, научные исследования и обмен практическими знаниями положительно сказался на совершенствовании и без того крайне высокой профессиональной квалификации преподавателей иностранных языков МГЮУ (МГЮА) имени О.Е. Кутафина. Всего на семи конференциях выступили с докладами 90 человек, а посетило за семь лет — около 400.

Год от года менялись цели и методы преподавания иностранных языков и, соответственно, расширялась тематика и глубина теоретических и прикладных исследований, представленных на семи ежегодных конференциях кафедр по преподаванию иностранных языков в МГЮА. И хочется верить, что инновации в данной области, диктуемые временем, не перечеркнут, а дополнят пути к овладению профессиональной иноязычной коммуникацией современным студенческим сообществом, изучающим язык под руководством опытных и квалифицированных преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.