Научная статья на тему 'Ex oriente lux и владимир Соловьёв'

Ex oriente lux и владимир Соловьёв Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
973
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кузнецов Владимир Александрович

Ex oriente lux с лат. «С Востока свет». Парафраз евангельского повествования о рождении Иисуса (Евангелие от Матфея, 2.1 «Когда родился Иисус в Вифлееме иудейском во дни царя Ирода, пришли с востока волхвы в Иерусалим, говоря: Где родившийся царь иудейский? Ибо мы видели звезду его на востоке и пришли поклониться ему». Термин «С Востока свет» в поэтической форме исследован русским религиозным философом В. С. Соловьёвым (1853-1900)1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ex oriente lux и владимир Соловьёв»



о

Вестник Челябинского государственного университета. 2017. № 1 (397). Философские науки. Вып. 43. С. 87—88.

ex oriente lux и владимир соловьёв

В. А. Кузнецов

Ex oriente lux — с лат. «С Востока свет». Парафраз евангельского повествования о рождении Иисуса (Евангелие от Матфея, 2.1 «Когда родился Иисус в Вифлееме иудейском во дни царя Ирода, пришли с востока волхвы в Иерусалим, говоря: Где родившийся царь иудейский? Ибо мы видели звезду его на востоке и пришли поклониться ему». Термин «С Востока свет» в поэтической форме исследован русским религиозным философом В. С. Соловьёвым (1853—1900)1.

активно развивал выдающийся представитель русской философии Владимир Соловьёв. Будучи поэтически одарённым, многие философские проблемы он выражал в поэтической форме.

Одна из основных идей В. Соловьёва — идея преодоления одностороннего восприятия философии и культуры Востока. Он предлагает привести к единству, к конвергенции достижений западной рациональной и религиозной философии с оригинальными религиозно-философскими учениями Востока. Россию и общества, в которых господствующее положение занимает православие, В. Соловьёв считает более совершенными. И миссия России и православия состоит в преодолении недостатков восточной и западной цивилизаций и синтеза на этой основе лучших сторон и достоинств Запада и Востока в России. В одном из своих произведений Соловьёв жёстко противопоставляет Восток и Запад (Восток — царство бесчеловечного бога; Запад — царство безбожного человека). Таким образом, взгляды В. Соловьёва не идентичны ни взглядам западников, ни взглядам славянофилов. Философ утверждал, что Россия не может быть только Востоком и что в противостоянии «Восток — Запад» Россия не должна стоять ни на чьей стороне. Миссия России состоит в осуществлении объединяющей функции в этом споре Востока и Запада. Из этих идей вырастает философское учение В. Соловьёва о «Всеединстве», как воплощение интеграции идей европейской и восточной мысли.

Противостояние и сотрудничество цивилизаций Востока и Запада, взаимодействие, взаимовлияние культур составляет сущность и содержание мирового процесса человечества. В этом противостоянии и диалоге Востока и Запада Россия занимает особенное положение. При тысячелетии принадлежности к западной христианской культуре, тем не менее, в русском православии и в части русского общества зародилась и в течение веков укрепилась мысль, имеющая давнюю традицию, восходящую ещё в XV в. к формуле, приписываемой монаху Филофею, о Московском княжестве как третьем Риме. Отсюда впоследствии и выработался известный традиционный тезис об особом пути развития России, который отличается от путей на Востоке, так и на Западе. В середине XIX в. идея особого пути России серьёзно разрабатывалась славянофилами. Именно среди них укрепляется идея об особом назначении России — служить связующим звеном между Востоком и Западом. С этого времени изучение отношения Восток — Запад превращается в идеологическую и философскую проблему, актуальность которой то затухала, то возгоралась. В конце XIX в. тему «Россия — Запад — Восток»

1 Подробнее см.: Пчелинцева, К. Ф. Отражение идей Вл. Соловьёва в русской поэзии начала XX века / К. Ф. Пчелинцева // Минувшее и непреходящее в жизни и творчестве В. С. Соловьёва : материалы междунар. конф. (14—15 февр. 2003 г.). — СПб. : С.-Петерб. филос. о-во, 2003. (Symposium. Вып. 32.). — С. 372—377.

88

В. А. Кузнецов

В. Соловьёв первым показал две ипостаси Востока в стихотворении «С Востока свет», в котором он ясно говорит о «Востоке Ксеркса» и «Востоке Христа».

Ex oriente lux"

«С Востока свет, с Востока силы!» И, к вседержительству готов, Ирана царь под Фермопилы Нагнал стада своих рабов. Но не напрасно Прометея Небесный дар Элладе дан. Толпы рабов бегут, бледнея, Пред горстью доблестных граждан. И кто ж до Инда и до Ганга Стезёю славною прошёл? То македонская фаланга, То Рима царственный орёл. И силой разума и права — Всечеловеческих начал — Воздвиглась Запада держава, И миру Рим единство дал. Чего ж ещё не доставало? Зачем весь мир опять в крови? — Душа вселенной тосковала О духе веры и любви! И слово вещее не ложно, И свет с Востока засиял, И то, что было невозможно, Он возвестил и обещал. И, разливался широко,

Исполнен знамений и сил, Тот свет, исшедший от Востока, С Востоком Запад примирил. О Русь! в предвиденье высоком Ты мыслью гордой занята; Каким же хочешь быть Востоком: Востоком Ксеркса иль Христа?

* См.: Соловьёв, В. С. Собр. соч. : в 10 т. — 2-е изд. — СПб., 1911—1914. Стихотворение впервые опубликовано в журнале «Вестник Европы за 1890 г (№ 4. С. 623—624).

В этом произведении В. Соловьёв пытается смягчить культурные противоречия между Западом и Востоком. И философ заменяет эти различия, как он считает, на исторически более чёткое и понятное противопоставление Ксеркса и Христа, воплощающее вечную борьбу добра и зла. У В. Соловьёва Ксеркс не тождествен полностью Востоку, как и Христос не тождествен всей западной культуре. Добро В. Соловьёв видит и на Востоке, и в Европе. Олицетворением зла для него является весь антихристианский мир, наиболее ярко воплотившийся в буддизме и в китайской философии (конфуцианстве, даосизме и легизме), с её страстью к порядку, но не к совершенному. Говоря о Русской идее, В. Соловьёв утверждает, что она не может вырасти из идеи исключительности предназначения России. Русская идея должна опираться на идею всехри-стианского единения. В настоящее время интерес к проблеме «Восток — Запад» снова возрастает.

сведения об авторе

Кузнецов владимир Александрович — доктор исторических наук, доцент кафедры философии, Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия. filos@csu.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2017. No. 1 (397). Philosophy Sciences. Iss. 43. Pp. 87—88.

ex oriente lux and vladimir solovyov

V.A. Kuznetsov

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. filos@csu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.