Научная статья на тему 'ЕВРОРЕГИОН КАК ФОРМА ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА'

ЕВРОРЕГИОН КАК ФОРМА ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
16
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЕВРОРЕГИОН КАК ФОРМА ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА»

помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства;

- проведение мероприятий по созданию благоприятной среды обитания для семей, детей и подростков, людей пожилого возраста, инвалидов в учреждениях и предприятиях культуры и так далее.

Реализация этих мер позволит оказать положительное воздействие на демографическую ситуацию, а также способствовать улучшению социально-экономическому развития области.

Использованные источники:

1 Википедия. Демографическая структура населения // [электронный ресурс]//http://ru. wikipedia. org/wiki/%C4%E5%EC%EE%E3%F0%E0%F4%E8 %F7%E5%F1%EA%E8%E5_%F1%F2%F0%F3%EA%F2%F3%F0%FB_%ED %E0%F 1%E5%EB%E5%ED%E8%FF

2 Постановление Главы города Кургана 25.12.2012 № 261 «Социально-экономическое развитие муниципального образования города Кургана на 2013 год» [электронный ресурс].- // http://www.kurgan-city.ru/newclerk/1902/146283/

3 Курганская областная Дума [электронный ресурс].- Демографическая ситуация в Курганской области // http: //www. oblduma. kurgan. ru/kurgan obl/present/demo graphy/

Симоненко Е.С., к. э.н., доцент Юго-Западный государственный университет

г. Курск, Россия ЕВРОРЕГИОН КАК ФОРМА ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В условиях современной трансформации мировой системы все более возрастает роль регионов в качестве участников международных отношений и связей. Среди различных форм межрегиональных взаимодействий особое место занимает трансграничное и приграничное сотрудничество.

Классификация взаимодействия приграничного региона позволяет систематизировать всю совокупность приграничных отношений через группировку по характерным признакам, критериям, формам, разновидностям и моделям (таблица 1) [2].

Таблица 1 Классификация взаимодействий приграничного региона в

мирохозяйственной системе

№ Критерии Характеристика Примечания

1. Уровень взаимодействия Степень глубины развития отношений - отсутствие отношений; - обмен информацией; - консультации; - совместные программы и др.

2. Зональное выделение особых экономических Особый статус (национальные преференции в - зоны приграничного технико-экономического сотрудничества в Китае: Суйфэньхэ, Маньчжоули,

отношений налоговом, таможенном, инвестиционном режиме, дешевизна и простота регистрации и др.) Хэйхэ, Эрлянь и др. - приграничные зоны свободной торговли Монголии: «Алтанбулаг», «Цагааннуур», «Замын ууд»; - приграничная свободная экономическая зона «Манаус» Бразилии - Международный торговый порт СЭЗ «Манаус»; - особые экономические зоны (портовые) РФ и др.

3. Институционально-организационный Организационные формы по продвижению и дальнейшему развитию внешних отношений региона - эпизодические; -регулярно действующие: встречи, форумы, конференции, выставки, ярмарки; -постоянно действующие: рабочие группы, комиссии, координационные советы и др.

4. Экономико-географический Градация по однородности географических признаков, виду экономической политики ЕС: - «Objective 1 regions» регионы ЕС, находящиеся в невыгодном положении; - «Objective 2 regions» с проблемами промышленной реструктуризации и занятости; - с развитыми странами, не входящими в ЕС (Швейцария); - со странами Восточной Европы; - со странами бывшего СССР. РФ: европейское направление, со странами СНГ, восточное направление. КНР: приморские и южные провинции, северо-восточные провинции, западные провинции США: мексиканская граница, канадская граница.

5. Субъекты сотрудничества Различие полномочий, компетентности - центральные органы; - региональные органы (штаты, земли, провинции, области, края, графства, губернии и др.); - местные органы (муниципалитеты, аймаки, гмины, коммуны, общины, советы и др.); - физические лица; - общественные организации.

6. Территориальный охват Пространственная мера локальности - еврорегионы; - открытые приграничные города; - приграничные рынки.

7. Ур овень развития регионов сопредельных государств Дифференциация по уровню экономического, социального - с регионами более развитых стран -Мексика - США, Северо-Запад РФ -Норвегия, Республика Карелия - юго-западные районы Финляндии;

развития - равновысокого экономического развития - страны Центральной Европы; - равнонизкого экономического развития - восточные регионы Польши и западные районы Львовской обл., венгерско-боснийско-хорватско-сербский регион «Дунай-Драва-Сава», приграничные районы среднеазиатских республик.

8. Длительность и устойчивость отношений Определяется политическими приоритетами, экономической целесообразностью - вновь возникшие, формирующиеся: ирано-афганские, ирано-пакистанские, таджикско-афганские и др. - стратегическое партнерство: российско-китайское, казахстанско-китайское.

9. Оце нка воздействия на приграничный регион Определяется степенью риска - негативные следствия; - позитивные следствия.

Наиболее интенсивной формой приграничного взаимодействия регионов является создание еврорегионов. Насчитывая почти полувековую историю, институт еврорегионального строительства стал вполне самодостаточным и уникальным явлением, выделяясь на фоне иных проявлений трансграничного сотрудничества.

Основными целями создания еврорегионов являются: постепенное стирание государственных границ, ликвидация различий в социально-экономическом развитии приграничных районов и доведение международного сотрудничества до уровня современного социально-экономического развития на основе налаживания взаимодействия между приграничными районами сопредельных стран.

Приграничное сотрудничество в форме еврорегионов получило начало в 1958г. с созданием еврорегиона «ЕВРОРЕГИО», представляющего собой форму приграничного сотрудничества на региональном уровне между Голландией и Германией. В 2000г. в Европе насчитывалось 183 еврорегиона, около 90 из них входят в Ассоциацию европейских приграничных регионов (АЕПР), созданную в 1971г. Согласно критериям, установленным АЕПР, еврорегион может быть:

- ассоциацией местных и региональных органов власти, расположенных по обе стороны государственной границы;

- приграничной ассоциацией с постоянным секретариатом, а также технической и административной командой, имеющей собственные ресурсы;

- структурой частного характера, основанной на некоммерческих ассоциациях или организациях, действующих по обе стороны государственной границы в соответствии с национальным законодательством;

- общественной структурой, основанной на межгосударственных соглашениях, предусматривающих, помимо прочего, участие территориальных органов власти [3, с. 97].

Международная деятельность приграничных субъектов Российской Федерации способствует их включению в процессы международной интеграции, становится важным фактором экономического и социокультурного развития, позитивным образом влияет на состояние социально-политической стабильности в регионах.

В реализации сотрудничества приграничных регионов России с сопредельными территориями находят свое проявление общеевропейские тенденции развития регионального и местного управления, выражающиеся в возрастании доли партнерской модели, в том числе в форме еврорегионов [1].

Существующая практика еврорегионального строительства в России показывает, что субъектами еврорегионов чаще всего оказываются регионы, охватывающие целые области, т.е. речь идет о государственных административно-территориальных субъектах. Российские территории в настоящее время входят в целый ряд еврорегиональных образований (таблица 2) [4, с. 95].

Таблица 2 Еврорегионы с участием России

Год Наименование Состав участников

создания еврорегиона

1997 «Неман» 5 районов Калининградской области, Гродненская область Белоруссии, Подлясское воеводство Польши, Вильнюсский, Алитусский и Марьямпольский поветы Литвы

1998 «Балтика» Калининградская область (Россия), округа Круноберг, Кальмар и Блекинге (Швеция), округ Борнхольм (Дания), Поморское и Варминьско-Мазурское воеводства (Польша), Клайпедский округ (Литва) и так называемый «Регион планирования побережья Балтийского моря» (Латвия)

1998 «Карелия» Республика Карелия (Россия), региональные союзы Северная Похъянмаа, Кайнуу и Северная Карелия (Финляндия)

1999 «Сауле» Неманский и Славский районы и город Славск (Калининградская область), Елгавский район (Латвия), Таурагский и Шауляйский уезды (Литва), лэны Сконе и Сёдерманланд (Швеция)

2003 «Днепр» Брянская область (Россия), Гомельская область (Белоруссия) и Черниговская область (Украина)

2003 «Слобожанщина» Белгородская область (Россия) и Харьковская область (Украина)

2003 «Псков-Ливония» 5 районов Псковской области, 4 района Латвии и 3 уездных Союза самоуправления Эстонии

2004 «Шешупе» 6 литовских самоуправлений (Шакяй, Вилкавишкис,

Казлу Руда, Калвария, Мариамполь, Юрбарскас), 4 российских муниципальных образования (Краснознаменский, Нестеровский, Гусевский, Озерский и Неманский районы), 2 польских (Голдап, Ковале-Олецк), 1 шведское самоуправление (Экше)

2006 «Ярославна» Курская область (Россия) и Сумская область (Украина)

2010 «Донбасс» Ростовская область (Россия), Луганская и Донецкая области (Украина)

Наиболее эффективным в устранении приграничного барьера вхождения России в глобальную экономику Европы может быть комбинация мер внутренней политики в виде целевых программ создания особых хозяйственных зон, специальных мер поддержки и международных соглашений на двусторонней основе. Статус приграничных территорий должен быть определен, для создаваемых с участием субъектов РФ еврорегионов. Такой организационно-правовой подход мог бы ускорить социально-экономическое развитие приграничных территорий не только самих субъектов РФ, имеющих такие территории, но и способствовать совершенствованию взаимодействия с региональной экономикой других субъектов РФ. Приграничным регионам в России необходимо предоставить более широкие возможности для существенного увеличения товарообмена, углубления культурных связей, создания совместных предприятий и т.д., в том числе и на базе формирования еврорегионов.

Использованные источники:

1. Верхутина М.В. Модель еврорегионов как способ повышения эффективности развития международных связей приграничных субъектов Российской Федерации // Материалы VIII Международной научно-практической конференции: под общ. ред. Т.С. Болховитиной. - Брянск: изд-во Брянского филиала РАНХиГС, 2012

2. Грибова С.Н. Развитие приграничных регионов России: методология и практика // Автореферат дисс. док-ра экон-х наук. - Улан-Удэ, 2011.

3. Кошелев В.Н. Еврорегион как фактор социально-экономического развития территории // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2009. Вып. 1. С. 96—99.

4. Максимова Е.Н. Роль еврорегионов в модернизации и развитии экономики региона // Ученые записки СКАГС, 2012. № 3. С.92-101.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.