ЕВРОПЕИСКИИ КОНТЕКСТ ШКОЛЬНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
С. В. ПАНОВ,
кандидат педагогических наук,
доцент, профессор кафедры историко-культурного наследия Беларуси Республиканского института высшей школы (Минск)
Статья посвящена определению тенденций в дидактическом конструировании содержания школьного исторического образования Республики Беларусь в процессе реализации таких европейских концептов, как историческая память и национальная идентичность. Как частные примеры сравнительного образования в аспекте общеевропейских практик представлены Холокост и национальная (белорусская) государственность. В статье анализируется реализация рекомендаций Совета Европы и Европейской ассоциацией исторического образования (EuroClio) по преподаванию истории с учетом учебной литературы по истории Беларуси новейшего времени.
The article is devoted to definition of trends in the didactic construction of the content of school history education in the Republic of Belarus in the process of implementing such European concepts as historical memory and national identity. The Holocaust and national (belarusian) statehood are presented as particular examples of comparative education in the aspect of common European practices. The article describes the implementation of the recommendations of the Council of Europe and EuroClio on teaching history, taking into account the educational literature on the modern history of Belarus.
Ключевые слова: школьное историческое образование, европейский контекст, тенденции развития, историческая память, национальная идентичность
Key words: school history education, European context, development trends, historical memory, national identity
Школьное историческое образование как социокультурный феномен представляет собой многоаспектное и парадоксальное явление, связанное как с процессом трансляции накопленного опыта, так и с механизмом развития личности в условиях современного транзитивного общества. Его реалии в Беларуси характеризуются поликультурностью и многовекторностью, что обуславливает целесообразность усвоения
обучающимися европейского и национального исторического наследия, которое включает в себя совокупность достижений всех народов, составляющих современное белорусское общество. Смена культурно-исторического типа наследования поколением Z, установка на национально-культурную регионализацию в условиях европейской интеграции фокусируют внимание автора статьи на таких теоретико-методологических концептах в школьном
историческом образовании, как историческая память, национальная идентичность, белорусская государственность. Указанные выше факторы актуализируют ориентацию образовательных практик на то, чтобы учитывать культурный плюрализм и самобытность современной белорусской нации как нации европейской в условиях формирования собственно белорусской модели памяти.
Целью нашего историко-педагогического исследования является определение тенденций в дидактическом конструировании содержания школьного исторического образования Республики Беларусь с учетом целесообразности реализации европейских рекомендаций на основе анализа концептуального целеполагания в изучении национальной истории и современного поколения учебной литературы по новейшей истории Беларуси, созданной при непосредственном участии автора статьи.
На рубеже 1980—1990-х годов Совет Европы рекомендовал историкам-профессионалам придерживаться в своих научных исследованиях трех принципов:
3 история вне пропаганды;
3 история вне предвзятых взглядов;
3 история, опирающаяся только на реальные факты.
Также обращалось внимание на уникальную ценность истории как учебного предмета, которая заключается в ее полифункциональности, возможности быть универсальным средством для достижения многих целей, объединяющих интересы государства, общества, личности [6]. Отвечая на вопрос о том, как преподавать историю в условиях транзитивного общества, Совет Европы в 2004 году рекомендовал, например, особое внимание обратить на то, что преподавание истории должно:
3 объединять, а не разъединять народы;
3 отражать историческую картину в ее полном объеме, не создавая при этом образ врага;
3 представлять исторические факты во всей их сложности и разнообразии;
3 освещать различные точки зрения на одни и те же события.
В связи с процессом создания новых концепций национальных историй на постсоветском пространстве на педагогическом уровне предлагалось по-новому посмотреть на историю своих соседей, используя метод мультиперс-пективности; выразить свой взгляд на исторические факты и узнать другие точки зрения; лучше понять те общие тенденции, которые развиваются в контексте региона, а также оценить всю гамму национального и этнического разнообразия [8].
Среди принципов, изложенных в Манифесте качественного исторического и гражданского образования, а также образования в области культурного наследия, подготовленного в 2013 году Европейской ассоциацией исторического образования (ЕигоСПо), представлены научный плюрализм и отказ от претензии на монополию единственно верной точки зрения с учетом того, что историческая истина не столько результат, сколько процесс ее поиска [4].
В соответствии с рекомендациям Совета Европы изучение национальной истории (в нашем случае истории Беларуси) осуществляется в органическом сочетании с Всемирной историей (в контексте европейской) практически на паритетной основе через равномерное программное распределение учебных часов и равнозначный порядок последовательно-хронологического или блочно-тематического планирования.
Концептуальным фактором с точки зрения реализации вышеуказанных европейских рекомендаций стала трансформация в целеполагании школьного исторического образования Республики Беларусь, обозначенная в 2009 году в дидактической концепции учебного предмета «Все-
Среди принципов, изложенных в Манифесте качественного исторического и гражданского образования, представлены научный плюрализм и отказ от претензии на монополию единственно верной точки зрения с учетом того, что историческая истина не столько результат, сколько процесс ее поиска.
мирная история. История Беларуси». Было заявлено об овладении обучающимися систематизированными знаниями о мировом историческом процессе, формировании представлений о месте в нем Беларуси, то есть в силу геополитического положения Беларуси учитывался фактор ее ин-тегрированности в контекст европейской истории [3].
В соответствии с Концепцией была поставлена задача формирования у обучающихся исторической памяти и национальной идентичности. Под исторической памятью понимаются все виды информации о событиях прошлого, их времени и месте, участниках, а также способность дорожить историческими традициями своего народа.
Национальная идентичность трактуется как конкретная эмоционально-психологическая (предполагающая собственное отношение к изучаемому материалу), политико-идеологическая (связанная с умением выявлять и соотносить различные позиции) и культуросообразная (формирующаяся через представление художественного образа) позиция личности, проявляющаяся в восприятии и идентификации себя в окружающем мире с точки зрения представителя современной белорусской нации как нации политической, определяющим признаком которой является суверенная национальная государственность [3]. Специфика национальной идентичности связана с геополитическим положением Беларуси, ее поликультурностью и конфессиональной толерантностью. Первоначально данные концепты в целеполага-нии рассматривались как социально-педагогические категории, а затем трансформировались в понимание их как качеств личности обучающихся.
Белорусская академическая историческая наука считает, что сохранение исторической памяти является неотъемлемой частью политики государства, направлен-
Специфика национальной идентичности связана с геополитическим положением Беларуси, ее поликультурностью и конфессиональной толерантностью.
ной на предупреждение искажения идентификационной исторической основы путем создания механизма преемственности в общественном сознании важнейших событий, явлений, процессов истории, деятельности выдающихся личностей. По своей сути историческая политика — это способ создания того необходимого образа прошлого, который должен способствовать консолидации общества. Историческая политика направлена на закрепление в Беларуси и за ее пределами белорусской национальной концепции исторического прошлого страны и белорусской модели памяти [2, с. 4].
Российские исследователи истории Е. Е. Вяземский и О. Ю. Стрелова отмечают, что под исторической политикой обычно понимают интерпретации истории, избранные по политическим мотивам, и попытки убедить общественность в их единственной правильности, а политика памяти на государственном уровне может предусматривать выбор особо значимых событий для достижения актуальных политических целей в рамках политизации истории, в том числе на международном уровне [9]. Вместе с тем доктор исторических наук, профессор В. Г. Шадурский подчеркивает, что за первые два десятилетия существования суверенной Республики Беларусь консенсус в коллективной исторической памяти не сложился [10].
Учеными Института социологии HAH Беларуси историческая память определяется как совокупность представлений индивидов о прошлом своего народа и страны, опосредованная их ценностями и жизненным опытом, как знание истории, изменяющееся от поколения к поколению и необходимое для сохранения преемственности между историческим прошлым и настоящим [1]. Данные отечественных социологических исследований свидетельствуют о значительном потенциале истории Беларуси как факторе консолидации общества в аспекте трансляции исторической памяти. 77,3 % опрошенных признают, что история страны содействует кон-
солидации нации. Для белорусов наиболее знаковыми событиями их прошлого является Победа советского народа в Великой Отечественной войне, распад СССР и катастрофа на Чернобыльской АЭС [1].
Специфика исторической памяти в школьном историческом образовании Республики Беларусь связана с актуализацией ценности государственного суверенитета. На протяжении 2011—2019 годов учеными Института истории НАН Беларуси теоретически был оформлен концепт белорусской государственности в единстве ее исторических и национальных форм, что означает формирование белорусско-центричного взгляда на историю в условиях европейской интеграции [2]. Таким образом, в европейском контексте позиционируется образование Великого княжества Литовского (ВКЛ), Русского, Жемайт-ского и Московской Руси как центров процесса государственной консолидации восточных славян, в рамках которого проходило формирование русского, белорусского, украинского этносов. Через актуализацию ВКЛ как общей исторической государственности четырех европейских народов — предков современных белорусов, русских, украинцев, литовцев — в содержании школьного исторического образования концептуализирован европейский контекст.
Разработка новой концепции белорусской нации и ее государственности означала начало создания современного поколения научной и учебной литературы по истории Беларуси новейшего времени, являющегося «новым прочтением» отечественной истории, в котором концептуализирован не этнонациональный, как это было ранее, а именно национально-государственный компонент в содержании учебного предмета. Вместе с тем подготовка учебной литературы по новейшей истории Беларуси обусловлена приоритетом государственного заказа системе образования, то есть социально-политическими факторами, которые являются примером идеологического оформления концептов
исторической памяти и национальной идентичности в рамках реализации государственной исторической политики и политизации истории.
Так, актуализированный в европейской коллективной исторической памяти концепт Холокоста в период Второй мировой войны в процессе своей реализации эволюционировал в содержании школьной учебной литературы по новейшей истории Беларуси от игнорирования (в учебных пособиях, изданных в 2012 году) до определения собственно белорусских особенностей (в издании 2019 года). Последние представлены случаями сопротивления в гетто; созданием семейных партизанских лагерей (отрядов); участием лиц еврейской национальности в борьбе с нацизмом в рядах регулярной Красной Армии; спасением местным белорусским населением евреев, носившим массовый характер [5; 7]. При этом собственно белорусский взгляд на Холокост отражает прежде всего не травматический опыт истории, связанный с количеством жертв геноцида, а самоотверженность белорусов — Праведников народов мира — и героический подвиг советских евреев белорусского происхождения — партизан и подпольщиков, воинов Красной Армии [11].
Рекомендуемое Советом Европы многоаспектное освещение различных сфер исторической жизнедеятельности общества (в нашем случае белорусского) осуществляется при рассмотрении личности в качестве активного субъекта истории через трансляцию культурно-оформленных образцов поведения человека в истории как культурно-исторических аналогов и использование дидактического алгоритма представления и усвоения содержания учебного материала «человек —культура — история». Историко-антропологический подход к обучению истории, представленный в европейских практиках как «история
Специфика исторической памяти в школьном историческом образовании Республики Беларусь связана с актуализацией ценности государственного суверенитета.
личности», базируется в школьной учебной литературе по истории Беларуси преимущественно на территориально-культурной номинации «знаменитый земляк» и не обозначается идентификационным маркером «национальный герой».
Предполагаемая в европейском контексте полифункциональность истории как учебного предмета связана с сохранением консервативной функции школьного исторического образования в качестве институциональной системы, ориентированной на трансляцию традиционной системы ценностей белорусского общества современному поколению Z, что оптимизировано реализацией трансформационной функции исторического образования, направленной на формирование у обучающихся ценности государственного суверенитета, актуализированной развитием гражданского патриотизма.
Таким образом, тенденции в развитии школьного исторического образования Республики Беларусь, рассматриваемые автором статьи как частные педагогические закономерности его модернизации, связанные с дидактическим конструированием содержания в европейском контексте, могут быть охарактеризованы следующим образом:
3 концепт исторической памяти трансформируется из узкопредметного в личност-но ориентированный, имеющий специфику, акцентированную ценностью белорусской национальной государственности в ее исторических (европейских геополитических) формах, связанный пока еще с декларативной реализацией консолидирующей, а не конфронтационной функцией истории Беларуси как учебного предмета, в том числе при трансляции событий Холокоста;
3 концепт национальной идентичности преобразуется из маркированного терри-
Полифункциональность истории как учебного предмета связана с сохранением консервативной функции школьного исторического образования в качестве институциональной системы, ориентированной на трансляцию традиционной системы ценностей белорусского общества современному поколению Z.
ториально-культурного в ориентированный на гражданско-государственные начала и связанный с формированием качеств личности обучающихся как представителей современной гражданской европейской нации с учетом ее исторически сложившейся поликультурности (синкретического характера культуры Беларуси) и возможностей дидактического конструирования отсутствующей в учебной литературе номинации «национальный герой»;
3 целеполагание в обучении истории переориентируется с прежней предметной сциентичности на реализацию ценностно-мировоззренческой функции, нацеленной на формирование гражданской позиции обучающихся в европейском пространстве образования и социализацию личности, ответственной за свои действия перед обществом и государством;
3 преобладавший до конца ХХ — начала XXI века этнонациональный компонент контента учебной литературы по новейшей истории Беларуси, которая изучается практически на паритетной основе со всемирной (в том числе европейской) историей, реконструируется в национально-государственный (белорусскоцентричный) ракурс истории Беларуси как европейской страны, связанный с формированием собственно белорусского видения исторических процессов и событий (белорусской модели исторической памяти) в рамках реализации государственной исторической политики.
В качестве практико-ориентированной перспективы развития школьного исторического образования Республики Беларусь (с учетом рекомендаций Совета Европы и ЕигоСНо) можно отметить целесообразность определения механизма трансляции поколению информационного общества социального опыта белорусской нации, содержащего примеры и образцы жизни и деятельности ее представителей, характеризующие их менталитет и идентификационные поликультурные маркеры. При этом для содержания школьной учебной литературы по истории Беларуси на второй
ступени образования (5—9-е классы) характерен преобладающий маркер территориально-культурной идентичности, выражающийся через белорусский феномен «ту-тэйшасцЬ> и связанный с сохранением самобытности в условиях европейской
интеграции, что обуславливает целесообразность дальнейшей трансформации идентичности на уровне выпускника средней школы (10—11-е классы) как качества личности с учетом национально-государственных маркеров.
ЛИТЕРАТУРА _
1. Денисова, Н. Ф. Историческая память белорусов: социологический анализ / Н. Ф. Денисова,
Н. М. Бровчук // Весщ Нацыянальнай акадэмй навук Беларусь Серыя гумаштарных навук. — 2018. — Том 63. — № 1. — С. 21—32.
2. Историческая политика в национально-государственном строительстве современной Беларуси / А. А. Ко-валеня, В. Ю. Арчаков, В. В. Данилович, А. Л. Баньковский // Псторыя i грамадазнауства. —2019. — № 4. — С. 3—12.
3. Концепция учебного предмета «Всемирная история. История Беларуси» // Псторыя: праблемы выкла-дання. — 2009. — № 7. — С. 3—12.
4. Манифест качественного исторического и гражданского образования, а также образования в области культурного наследия. 15 принципов признания значимой роли истории для развития молодежи. — URL: https:// euroclio.eu/wp-content/uploads/2015/12/EuroClio-Manifesto-on-high-quality-history-heritage-and-citizenship-education_Russian.pdf (дата обращения: 14.08.2018).
5. Новик, Е. К. История Беларуси, 1917—1945 гг. : учебное пособие для 10 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / Е. К. Новик ; автор методического аппарата В. В. Гинчук. — Минск : Народная асвета, 2012. — 182 с. — ISBN 978-985-03-1941-8.
6. Новиков, М. В. Совет Европы и Россия: реформирование школьного исторического образования / М. В. Новико, Т. Б. Перфилова // Ярославский педагогический вестник. — 1999. — № 3-4. — С. 22—31.
7. Панов, С. В. История Беларуси, 1917 г. — начало XXI в. : учебное пособие для 9-го класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / С. В. Панов, В. Н. Сидорцов, В. М. Фомин. — Минск : Издательский центр БГУ, 2019. — 180 с. — ISBN 978-985-553-570-7.
8. Преподавание региональной истории в Российской Федерации : материалы семинаров Совета Европы в Российской Федерации в 2004 году. — Страсбург, 2004. — 121 с. — URL: https://rm.coe.int/ CoERMPublicCommonSearchServices/DisplayDCTMContent?documentId=0900001680651496 (дата обращения: 19.07.2021).
9. Стрелова, О. Ю. Год российской истории и историческое образование / О. Ю. Стрелова, Е. Е. Вяземский // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2012. — № 2. — С. 23—33.
10. Шадурский, В. Г. Историческая политика в Республике Беларусь: этапы развития и версии интерпретации прошлого / В. Г. Шадурский // Труды факультета международных отношений : научный сборник. Выпуск 5. — Минск, 2014. — С. 9—24.
11. Паноу, С. Адлюстраванне памящ пра Халакост у навучальных дапаможшках па псторьн Беларуа як сродак фармiравання сучаснай пстарычнай культуры / С. Панов // Працоуныя матэрыялы Шостага Мiжнароднага Кангрэса даследчыкау Беларуа (Коуна, 7—9 кастрычшка 2016 г.). Том 6. — Kaunas : Vytautas Magnus University Press, 2017. — С. 186—189.