Наумов Д.И.
к.соц.н., доцент, Институт философии НАН Беларуси
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА КАК СТРУКТУРИРУЮЩИЙ КОМПОНЕНТ БЕЛОРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Ключевые слова: государственная историческая политика, Великая Отечественная война, историческая память, государство, глобализация.
Для большинства стран, расположенных на пространствах Большой Евразии, интенсивное развитие процессов глобализации в политико-культурном аспекте стало серьезным вызовом и угрозой национальной государственности. Ведь они не просто содействуют нивелированию цивилизационных и этнокультурных особенностей, исторически определяющих культурную специфику и уникальность населения этих стран, но и постепенно размывают аксиологические и смысловые основания национально-государственной идентичности. Поэтому внимание к проблематике формирования и защиты национально-государственной идентичности обусловлено тем, что она «представляет собой механизм политической и культурно-психологической интеграции человека в национальную общность (как этнически однородную, так и неоднородную, фрагментированную), репрезентацией которой выступает образ «мы» как воображаемого сообщества, поддерживаемый посредством института государства и политико-культурной традиции государ-ственности»1. В силу того, что данный феномен имеет культурно-историческую и символическую природу, процесс его постепенного разрушения создает непосредственную угрозу институциональным и нормативным основанием политической системы. Данная ситуация вынуждает как правящие элиты, так и экспертное сообщество своевременно реагировать на возникшую угрозу в рамках своих компетенций. Поэтому ответом на эту слабо формализуемую угрозу могут быть как политические решения и нормативные правовые акты, направленные на защиту культурно-цивилизационных особенностей страны, так и соответствующая историческая политика, реализуемая силами разных акторов: от политических партий и общественных движений до учреждений системы образования.
В современном мире любое государство вынуждено принимать меры, направленные на сохранение национального суверенитета, политической и экономической независимости. Правящие элиты постоянно вынуждены решать не только социально-экономические, научно-технологические и военно-политические задачи, но и создавать все условия для формирования патриотизма и гражданственности, понимаемых в качестве обязательных структурных компонентов жизнеспособной национально-государственной идентичности. В условиях глобализации это является необходимой предпосылкой для социально-политической консолидации общества на основе общих ценностей, единой культурно-исторической традиции и легитимных политических институтов. Ведь, как подчеркивает В.П. Мохов, исторически безразличие государства «к вопросам истории нации оборачивалось потерей идентичности народа, размыванием границ нации»2. Более того, в современных условиях история выступает как «весомый фактор национальной, региональной и международной безопасности»3, что обусловливает необходимость системного противодействия на государственном уровне попыткам фальсификации истории, предпринимаемым различными акторами.
Для всех без исключения постсоветских стран одним из управленческих инструментов, эффективно обеспечивающих формирование и защиту национально-государственной идентичности, является государственная историческая политика. В данном случае этот термин характеризует «систематизированную, целенаправленную деятельность национальных политических элит, управляемых ими политико-административных структур и сотрудничающих с государством общественных организаций по формированию (конструированию) и поддержанию определенных исторических представлений в обществе и на внешнеполитической арене»4. Соответственно, государственная историческая политика решает целый комплекс сложных задач: от конструирования образов прошлого и будущего, задающих унифицированный вектор исторического развития страны, до повышения в обществе уровня социальной солидарности и степени легитимности различных элитных групп.
В широком смысле государственная историческая политика представляет собой сложный феномен, содержащий следующие структурные компоненты:
1 Титов В.В. Политика памяти и формирование национально-государственной идентичности: российский опыт и новые тенденции. - М.: Типография «Ваш формат», 2017. - С. 25.
2 Мохов В.П. Патриотизм и политика памяти в условиях глобализации // Технологос. 2019. - № 3. - С. 118.
3 Кикнадзе В.Г. Российская политика защиты исторической правды и противодействия пропаганде фашизма, экстремизма и сепаратизма: монография. - М.: Прометей, 2021. - С. 45.
4 Бушуев В.В., Титов В.В. Национально-государственная идентичность в современном мире и роль исторической политики в ее формировании (теоретико-методологический анализ) // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. История и политология. 2011. -№ 4. - С. 79.
Во-первых, это деятельность структур, обеспечивающих государственное управление, которая «представляет собой целенаправленный процесс комбинированного воздействия на базовые - смысловые, эмоциональные, символические - компоненты «идентификационной матрицы» общества»1. В целом она направлена на укрепление в общественном сознании комплиментарного взгляда на историческое прошлое и формирование позитивного имиджа народа и государства. Реализация подобной деятельности обеспечивается преимущественно посредством активизации публичного дискурса, в котором отдельные исторические факты и персонажи, функционально значимые для национального политогенеза, трактуются обычно в положительном ракурсе.
Во-вторых, это научно-исследовательская и культурно-просветительская работа экспертов социогуманитарного профиля (историков, политологов, социологов, педагогов и т.д.), а также иных акторов гражданского общества (в первую очередь, представителей различных конфессий). Как представляется, основной целью этой работы является формирование неконфликтной картины прошлого и обеспечение морального единства общества на основе общей позиции в отношении моральной оценки знаковых исторических событий, процессов и персонажей.
В-третьих, это конструирование средствами образовательной политики единых коллективных представлений об историческом прошлом, рассматриваемых в качестве условия «сохранения коллективной исторической памяти, которая в значительной степени является основой культурной преемственности поколений, основой национально-гражданской идентичности»2. Прежде всего, именно формируемая в школе историческая картина мира для индивида выступает как основа его морально-нравственной позиции, а для социума является залогом сохранения культурной преемственности, неотъемлемым компонентом национально-государственной идентичности, основой политических традиций и гражданских практик, условием легитимности государственных институтов.
В Республике Беларусь становление государственной исторической политики прошло длительный путь, на который значительное влияние оказали социально-политические коллизии развития страны на современном этапе. В данном процессе В.Г. Шадурский выделяет и обосновывает три этапа, в ходе которых в ожесточенных дискуссиях сформировались четыре версии исторической интерпретации прошлого белорусского народа, репрезентирующих содержание коллективной памяти определенных социальных групп в составе современного белорусского общества3. Наиболее характерной чертой белорусской государственной исторической политики является то, что в её формировании и реализации ключевую роль играет государство, посредством законодательных и управленческих инструментов определяющее конвенциональную картину истории формирования белорусской нации. С одной стороны, она характеризует генезис государственности на белорусских землях, особенности социально-экономического, политического и культурного развития народа, вклад белорусов в мировую историю. С другой стороны, конвенциональная картина генезиса национальной государственности конституирует базовые нарративы идеологии белорусского государства, эксплицирующие исторические и национальные формы развития белорусской государственности. Так, в качестве «исторических форм государственности белорусского народа выступают Киевская Русь, Полоцкое и Туровское княжества, Великое Княжество Литовское, Русское и Жемойтское, Речь Посполитая, Российская империя. К национальным формам белорусской государственности относятся Белорусская Народная Республика, Социалистическая Советская Республика Беларуси, Литовско-Белорусская Советская Социалистическая Республика, Белорусская Советская Социалистическая Республика и Республика Беларусь»4. В дидактическом аспекте данная картина является смысловым основанием для создания школьных и университетских учебных программ, учебников и учебных пособий по истории Беларуси и всемирной истории. Естественно, это узкая трактовка содержания государственной исторической политики, которая акцентирует только её теоретические, дидактические и учебно-методические аспекты.
В процессе теоретической разработки государственной исторической политики ключевую роль играет Институт истории Национальной академии наук Беларуси, который отвечает за организацию научных исследований социально-экономического, общественно-политического, государственного, национального, культурного развития Беларуси, а также за практическую реализацию их результатов в формате образовательного процесса, культурно-просветительской, архивной и музейной работы. Именно «ученые Института истории НАН Беларуси разработали концепцию истории белорусской государственности. В ее основу положена идея неразрывности исторического процесса становления и развития белорусского этноса и формирования его государственности»5. Так, силами научных сотрудников данного института реализован такой значимый для теоретического обоснования государственной исторической политики научный проект, как «История белорусской государственности» (в 5 томах). В этом проекте представлена детальная панорама становления и развития национальной государственности, которая охватывает периоды от эпохи первых протогосударственных образований восточных славян (племенных княжений), раннего средневековья и вплоть до современного периода развития Беларуси.
1 Титов В.В. Политика памяти и формирование национально-государственной идентичности: российский опыт и новые тенденции. - М.: Типография «Ваш формат», 2017. - С. 56.
2 Вяземский Е.Е. Историческая политика государства, историческая память и содержание школьного курса истории России // Проблемы современного образования. 2011. - № 6. - С. 91.
3 Шадурский В.Г. Историческая политика в Республике Беларусь: этапы развития и версии интерпретации прошлого // Труды факультета международных отношений: науч. сборник. Вып. 5. - Минск, 2014. - С. 9-24.
4 Стром А.В. Идеология белорусского государства как ценностный ориентир и руководство к действию // Беларуская думка. 2018. - № 12. - С. 65.
5 Коваленя А., Арчаков В., Данилович В., Баньковский А. К вопросу об исторической политике // Беларуская думка. 2019. -№ 8. - С. 5.
Однако наиболее сложной и противоречивой темой в этих дискуссиях, сопровождавших процесс конструирования белорусской государственной исторической политики, стали трагические события Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Следует подчеркнуть, что различные акторы неоднократно пытались сделать их предметом фальсификации или ревизионистских манипуляций (в первую очередь, представители правого спектра белорусского политического класса и аффилированные с ними эксперты), но эти попытки были жестко пресечены высшими должностными лицами государства. Как подчеркивает В.Г. Шадурский, высшее руководство страны, «отлично понимая, что Великая Отечественная война является одним из базовых символов коллективной памяти белорусов и источником его политической легитимности, использовало это обстоятельство для укрепления широкой поддержки своих позиций со стороны населения»1.
Как представляется, во всех постсоветских странах без исключения артикулированное в публичном дискурсе или выраженное в частном порядке положительное индивидуальное отношение к Победе в Великой Отечественной войне является не только показателем актуального состояния исторической памяти народа, но и фактически выступает в качестве критерия общественной морали и развития нравственной культуры любого человека. Исторически бесспорным фактом является преступный характер нацистского оккупационного режима на захваченных территориях Советского Союза, где повседневностью стали разрушение и ограбление западной части страны, массовые убийства военнопленных красноармейцев, военные преступления против мирного гражданского населения. Поэтому историческая память о Победе не может быть объектом морального релятивизма, чем бы он не обосновывался - требованиями объективности рассмотрения исторических фактов, задачей элиминирования идеологических оценок прошлого или необходимостью изживания исторических травм из общественного сознания интенсивно глобализирующегося общества.
Как в современном белорусском, так и в российском обществах ключевым компонентом государственной исторической политики является нарратив Великой Победы, которой отвечает исторической правде и имеет прочные основания в исторической памяти обеих народов. Так, в Беларуси, как свидетельствуют результаты социологических исследований, наиболее «значимым событием в истории белорусского народа населением страны признается победа в Великой Отечественной войне»2. При этом историческая значимость Великой Победы, восприятие которой включает в себе как гордость за подвиг народа, так и горечь за огромные жертвы, понесенные в Великой Отечественной войне, «не ослабевает от поколения к поколению белорусов, несмотря на то что с момента ее окончания прошло уже более 70 лет»3.
Следует отметить, что среди представителей профессионального исторического сообщества страны есть исследователи, которые в силу идеологических или политических соображений периодически пытаются поставить под сомнение историческую значимость Великой Победы и исключить Великую Отечественную войну из реестра событий, оказавших фундаментальное воздействие на исторические судьбы белорусского народа. Такие исследователи транслируют давно известные и тривиальные клише периода «холодной войны», отрицающие народный характер войны, массовость партизанского и подпольного движения: «Навязанный властями дискурс последней войны включает концепты самопожертвования белорусов как части советского народа, массового партизанского движения и победы как награды за подвиг. Делается очень многое, чтобы скрыть военную трагедию Беларуси, обусловленную столкновением на ее территории двух тоталитарных режимов - гитлеровского и советского»4. Следует подчеркнуть, что в основе данной точки зрения лежит как спорное концептуальное обоснование, так и очень слабая историографическая база. Как представляется, зачастую она является результатом гипертрофированного отношения к методологическим и методическим возможностям устной истории при одновременном игнорировании активистской роли исследователя.
В свою очередь, в основе научного изучения периода Великой Отечественной войны и конструирования нарра-тива Великой Победы, что составляет основу белорусской государственной исторической политики и реализуется, прежде всего, силами Института истории НАН Беларуси, лежат серьезная теоретико-методологическая и эмпирическая база. В научный оборот ведены новые документы и материалы, раскрывающие содержание основных этапов и ключевых событий Великой Отечественной и Второй мировой войн, рассматриваемых в контексте белорусской истории. Так, содержание многотомного издания «Страна в огне», в подготовке которого участвовали как белорусские, так и российские историки, позволяет детально реконструировать ход военных действий на фронтах Великой Отечественной войны, картину партизанского и подпольного движения, деятельность советского политического и военного руководства в этот период, дать оценку вклада тружеников советского тыла в обеспечение военной и экономической мощи СССР5.
1 Шадурский В.Г. Историческая политика в Республике Беларусь: этапы развития и версии интерпретации прошлого // Труды факультета международных отношений: науч. сборник. Вып. 5. - Минск, 2014. - С. 12.
2 Денисова Н.Ф., Бровчук Н.М. Историческая память белорусов: социологический анализ // Вес. Нац. акад. навук Беларуси Сер. гумашт. навук. 2018. - Т. 63, № 1. - С. 26.
3 Там же, с. 31.
4 Кравцевич А., Смоленчук А. Белорусы: нация Пограничья. - Вильнюс: ЕГУ, 2011. - С. 160.
5 1941 год: Страна в огне: в 2 кн. Кн. 1. Очерки. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. - 720 с.; 1941 год: Страна в огне: в 2 кн. Кн. 2. Документы и материалы. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. - 720 с.; Страна в огне: В 3 т. Т. 3. Освобождение. 1944-1945: в 2 кн. Кн. 1. Очерки / Отв. ред. Литвин А.М., Мягков М.Ю.; ред.-сост. Суржик Д.В. - М.: Абрис, 2017. - 717 с.; Страна в огне: В 3 т. Т. 2. Коренной перелом. 1942-1943: в 2 кн. Кн. 1. Очерки / Отв. ред. Литвин А. М., Никифоров Ю. А. - М.: Абрис, 2017. - 734 с.; Страна в огне: в 3 т. Т. 3. Освобождение. 1944-1945: в 2 кн. Кн. 2. Документы и материалы / Отв. ред. Литвин А.М., Мягков М.Ю.; ред.-сост. Суржик Д.В. - М.: Абрис, 2017. - 510 с.; Страна в огне: в 3 т. Т. 2. Коренной перелом. 1942-1943: в 2 кн. Кн. 2. Документы и материалы / Отв. ред. Литвин А.М., Никифоров Ю.А. - М.: Абрис, 2017. - 542 с.
Современные белорусские исследователи значительное внимание уделяют комплексному исследованию советского партизанского и подпольного движения в годы войны на белорусских землях, результаты которого наглядно свидетельствуют о массовом характере антифашистского сопротивления в республике, героизме его участников и их трагической судьбе, вкладе партизан и подпольщиков в разгром нацистов1. Кроме того, реализован проект по созданию иллюстрированной энциклопедии партизанского движения в Беларуси в годы Великой Отечественной войны «Беларусь партизанская», благодаря которому в научный оборот и педагогическую практику введены ранее мало или вовсе не известные исторические документы2. Отдельно стоит остановиться на научных работах белорусских историков, раскрывающих как различные аспекты повседневной жизни людей в условиях нацистской оккупации, так и размеры нанесенного республике ущерба деятельностью оккупационных властей и коллаборантами3.
Однако ключевой темой для белорусских академических историков остается раскрытие и комплексная оценка вклада жителей БССР в достижение Победы в Великой Отечественной войне. С одной стороны, данная тема рассматривается сквозь призму освещения индивидуального участия в борьбе с нацистами уроженцев республики4 (как хорошо известных еще по советской историографии, так и людей, чей подвиг стал известен только в постсоветский период). С другой стороны, раскрытие темы обеспечивается посредством ретроспективной оценки общего вклада народа в разгром нацизма, осуществляемой на основе ранее неизвестных архивных документов и воспоминаний участников войны5.
Следует отметить, что в основе нарратива Победы в Великой Отечественной войне лежат не только архивные материалы и исторические исследования, но и живая коллективная память народа. Благодаря этому стала возможной не только реконструкция «белых пятен» новейшей белорусской истории, но и создание знаковых с точки зрения формирования и реализации дидактическими средствами государственной исторической политики учебных, научно-популярных и научных изданий. Во-первых, это хорошо известное на постсоветском пространстве учебное пособие «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)»6, в котором на современном материале рассматривается данный период, а, во-вторых, серия «Беларусь. 1941-1945: Подвиг. Трагедия. Память»7, которая сделала возможным актуализацию коллективной памяти об этом трагическом периоде новейшей истории страны (при всех методологических ограничениях устной истории).
Отдельным направлением государственной исторической политике является музеефикация артефактов той трагической эпохи и сохранение в исторической памяти народа соответствующих документальных свидетельств, что находится в компетенции Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны (в меньшей степени эта задача стоит перед остальными музейными учреждениями страны). Миссия данного музея заключается в том, чтобы обеспечивать сохранение, изучение и пропаганду документальных и материальных свидетельств о подвиге и жертвах белорусского народа в годы войны во имя сохранения мира на земле (официальный сайт: http://www. warmuseum.by/).
Практическим воплощением государственной исторической политики, ориентированной на тематику Великой Отечественной войны, является целый ряд крупных медийных проектов, созданных и реализуемых с декларируемой целью отдать дань памяти участникам войны, внесшим неоценимый вклад в общую Победу. В данном случае это республиканская акция «Беларусь помнит!», совместные республиканские Интернет-проекты «Фронтовой альбом» и «Партизанская летопись», телевизионный проект Белтелерадиокомпании к 75-летию освобождения страны от немецко-фашистских захватчиков в виде серии видеороликов «Беларусь помнит», а также издательские проекты на данную тематику в виде тематических серий билбордов и плакатов. Следует подчеркнуть, что информационное продвижение тематики Великой Отечественной войны является характерной особенностью развития белорусской медиасферы, которая всегда находит свою благодарную аудиторию.
Таким образом, в институциональном аспекте ключевая роль в формировании государственной исторической политики «принадлежит руководству государства, которое направляет имеющиеся в своем распоряжении ресурсы на
1 Штвш A.M. Савецкш святы i партызанск1я парады на тэрыторьп Беларус у гады Вялжай Айчыннай вайны. - Míhck: Бела-руская Энцыклапедыя iмя Петруся Броую, 2020. - 152 с.; Литвин А.М. «Кто может, передайте родным...»: Тайны тюремных камер оккупированного Гомеля (1941-1943). - Минск: Беларуская навука, 2019. - 223 с.; Крыварот А.А. Узаемадзеянне партызансюх фармiраванняу Беларус i Раси у гады Вялжай Айчыннай вайны. - Мшск: Беларуская навука, 2015. - 239 с.
Беларусь партизанская. Иллюстрированная энциклопедия партизанского движения в Беларуси в годы Великой Отечественной войны. - Минск: Беларуская Энцыклапедыя 1мя Петруся Броую, 2019. - 352 с.
Разняволеная памяць. Прымусовая праца беларусюх грамадзян на акупаванай тэрыторыi Беларуа (1941-1944 гг.): зборшк навуковых навуковых артыкулау / Пад рэд. А.М. Ливша. - Мшск: Медысонт, 2010. - 216 с.; Штвш А.М., Грэбень Я.А., Новжау С.Я. Вяртанне у рабства: прымусовая праца насельнщтва Беларус 1941-1945 гг. - Мшск: Тэсей, 2010. - 584 с.
4 Долготович Б. Д., Коваленя А.А. Созвездие героев земли белорусской. - Минск: Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки, 2019. - 360 с.; Твои сыновья, Беларусь: маршалы, генералы (адмиралы) - белорусы уроженцы Беларуси в годы Великой Отечественной войны: биографический справочник / Сост.: Б.Д. Долготович, А.А. Коваленя. - Минск: Беларуская навука, 2019. -475 с.
5 Третьяк С.А. Трудный путь к Победе. - Минск: Беларуская навука, 2015. - 287 с.; Народны летатс Вялжай Айчыннай вайны: успомшм уах! Кн. 1 / Нац. акад. навук Беларуа, 1н-т псторыц рэдкал.: А.А. Каваленя (гал. рэд.) [i шш.]. - Мшск: Беларуская навука, 2020. - 451 с.
6 Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны): пособие для учреждений общ. сред. образования с бел. и рус. языками обучения / А.А. Коваленя [и др.]; под ред. А.А. Ковалени. - Минск: Изд. центр БГУ, 2020. - 231 с.
7 Беларусь. 1941-1945: Подвиг. Трагедия. Память. В 2 кн. Кн. 1 / НАН Беларуси, Институт истории; редкол.: А.А. Коваленя (пред.) и др. - Минск: Беларуская навука, 2010. - 480 с.; Беларусь. 1941-1945: Подвиг. Трагедия. Память. В 2 кн. Кн. 2 / НАН Беларуси, Институт истории; редкол.: А.А. Коваленя (пред.) и др. - Минск: Беларуская навука, 2010. - 358 с.
формирование привлекательного образа, диктуемого потребностями современной внутренней и внешней политики»1. Соответственно, такая ситуация задает жесткие параметры в плане выбора, оценки и медийной трансляции содержания государственной исторической политики. В функциональном аспекте «основное предназначение государственной исторической политики - это воспрепятствование попыткам искажения и интерпретации исторических фактов и событий в ущерб национальному самосознанию, авторитету нации (народа), а также формирование оптимальных подходов к историческому прошлому и обеспечение их позитивного восприятия обществом»2. В результате идеологические соображения при конструировании государственной исторической политики все же перевешивают научные принципы исторического исследования, актуализирующие беспристрастность и объективность его результатов. В содержательном аспекте дискурс Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. играет роль большого наррати-ва, сакрализирующего героизм, жертвенность и моральное единство народа в борьбе с внешним врагом. В значительной степени он актуализирует логику развития белорусской государственности и фундаментальную ценность государственного суверенитета страны, определяет способы конституирования политико-национального дискурса и формы коммеморации прошлого, направления развития исторических исследований и исторического образования. В целом, в современном белорусском обществе формирование и реализация государственной исторической политики происходит на системной основе, результатом чего является формирование достаточно гомогенной культуры памяти. Все это обеспечивает высокую эффективность государственной исторической политики, что социологически подтверждается безусловной значимостью Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., оцениваемой белорусским обществом в качестве фундамента государственного суверенитета и основы сохранения историко-культурной преемственности между поколениями.
1 Шадурский В.Г. Историческая политика в Республике Беларусь: этапы развития и версии интерпретации прошлого // Труды факультета международных отношений: науч. сборник. Вып. 5. - Минск, 2014. - С. 22.
2 Коваленя А., Арчаков В., Данилович В., Баньковский А. К вопросу об исторической политике // Беларуская думка. 2019. № 8. С. 3.