Научная статья на тему 'Историческая память как один из параметров оценивания учебных достижений'

Историческая память как один из параметров оценивания учебных достижений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярошевич Л.А.

Статья посвящена актуальной проблеме трансляции в современной образовательной среде национального культурного и исторического наследия и исторической памяти поколению современной студенческой молодежи. Исследование феномена исторической памяти, ее содержание и функции, а также другие концептуальные положения рассматриваются как исторической, так и педагогической науками. Автором предлагается введение в качестве одного из важнейших параметров оценивания учебных достижений обучаемых исторической памяти как транслируемого социального опыта предшествующих поколений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL MEMORY AS ONE OF THE PARAMETERS OF EVALUATION OF TRAINING ACHIEVEMENTS

The article is devoted to the topical problem of translation in modern educational environment of the national cultural and historical heritage and historical memory of the older generation of modern student youth. Research of the phenomenon of historical memory, its contents and functions, as well as other conceptual provisions are considered as historical and pedagogical sciences. The author proposes the introduction as one of the most important parameters of evaluation of the educational achievements of the students of historical memory as the uploaded social experience of the previous generations.

Текст научной работы на тему «Историческая память как один из параметров оценивания учебных достижений»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 947.6 : 004

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ КАК ОДИН ИЗ ПАРАМЕТРОВ ОЦЕНИВАНИЯ

УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Л.А. ЯРОШЕВИЧ

Республиканский институт высшей школы, г. Минск, Республика Беларусь

Введение. В современной образовательной среде актуальной становится проблема трансляции культурно-исторического наследия Беларуси в качестве исторической памяти от старших поколений к поколению сегодняшней учащейся молодежи. Изучение феномена исторической памяти, ее функций, содержательно-смысловое наполнение данного понятия рассматриваются одновременно исторической и педагогической науками. На основе их интеграции представляется возможным рассматривать историческую память в качестве социального опыта предшествующих поколений, который усваивается в процессе обучения гуманитарным дисциплинам, в связи с чем актуализируется задача выявления сформированности исторической памяти у обучаемых через включение данного понятия в параметры оценивания учебных достижений.

Основная часть. Общепринятые в педагогической практике параметры оценивания учебных достижений связаны, как правило, с уровнями усвоением предметного содержания в соответствии с требованиями образовательных стандартов, учебных программ, 10-балльной системы оценки. Среди них можно отметить правильность, объем, прочность усвоения материала. Вместе с тем в области исторического образования есть своя специфика оценивания его результатов, обусловленная усвоением обучаемыми исторического прошлого своего народа в процессе обучения. Образование как важный социальный институт призвано не только научить обучаемых находить необходимые для их профессионального становления предметные знания, но и усваивать исторические и культурные традиции своего народа, т.к. это является важнейшим условием личностного становления. Усвоение обучаемыми содержания учебного исторического материала о культурно-историческом наследии собственного народа создает условия для личностного развития. Именно на основе сохранения и соблюдения исторических и культурных ценностей создаются возможности для национальной идентификации в современном обществе.

Среди исследователей существуют разнообразные трактовки исторической памяти. Одни ученые рассматривают историю и историческую память как тождественные понятия, соотнеся их с коллективной или групповой памятью, другие исследователи - как противоположные [1, с. 22]. Коллективная память общества неоднородна, так же как и индивидуальная память человека. Историческая память - коллективная память в той мере, в какой она вписывается в историческое сознание группы, или социальная память в той мере, в какой она вписывается в историческое сознание общества, или в целом - совокупность донаучных, научных, квазинаучных и вненаучных знаний и массовых представлений социума об общем прошлом.

Будем учитывать, что историческая память сохраняет и воспроизводит» сведения о прошлом на основе чувств и ощущений, вызванными настоящим, становится более «насыщенной» реальностями сегодняшнего дня [2, с. 37]. Необходимо отметить и то обстоятельство, что историческая память способна меняться во времени, «впитывая в себя» реальности дня сегодняшнего и отражая позиции современников событий исторического прошлого, дает возможность их объективно описать, опираясь на достижения исторической науки через изложение объективных и субъективных причин, закономерностей, определенных результатов. Для нас весьма важно и то, что историческая память рассматривается как важнейшая составляющая самоидентификации индивида, социальной группы и общества в целом [3, с. 23-24].

Понятие «историческая память» в контексте параметров оценивания учебных достижений обучаемых будем рассматривать в совокупности компонентов содержания исторического образования, представляющих педагогически адаптированный социальный опыт предшествующих поколений белорусского народа в составе теоретических, фактологических, оценочных знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений, фор-

мируемых в процессе обучения истории Беларуси и оцениваемых как результаты обучения на предметном и личностном уровнях.

Специфика исторического образования заключается в том, что при усвоении компонентов его содержания, наряду с учебными историческими знаниями (теоретические, фактологические, оценочные), формируется определенное эмоционально-ценностное отношение к событиям прошлого и их участникам. Если мыслить дихотомически, то обучение истории с точки зрения формирования исторической памяти необходимо осуществлять в двух аспектах. В синхроническом аспекте у обучаемых формируется понимание сущности исторического прошлого, а в диахроническом -формализованные и неформализованнные предметные исторические знания. Усвоение неформализованных знаний (точки зрения, оценки, суждения) будет способствовать формированию у обучаемых т.н. личностного знания, связанного с исторической эмпатией.

На наш взгляд, для формирования у обучаемых исторической памяти определяющими являются следующие обстоятельства:

- исторические события прошлого «утрачивают» некоторую актуальность, удаляясь во времени, происходит, в некотором смысле, «забвение прошлого»;

- одни и те же исторические события интерпретируются с различных точек зрения и в соответствии с различными подходами;

- идеи, открытия, исторические процессы прошлого вызывают определенный интерес в условиях современности.

Отношение к истории прошлого через историческую память выступает в качестве важнейшей составляющей самоидентификации личности, приобщения ее к культурным традициям в процессе обучения. Историческая память является основой формирования национальной идентичности, под которой понимается конкретная эмоционально-психологическая, политико-идеологическая и культурнаяя позиция личности, проявляющаяся в воспринятии и идентификации себя в окружающем мире с точки зрения представителя белорусской нации [4, с. 3-5]. Осознание собственной идентичности, отождествление себя с определенной социальной группой, обществом возможно только через целерациональное изучение исторического прошлого, особенно наиболее смысло-значимых событий, культурных традиций народа.

Для выявления сформированности у обучаемых исторической памяти педагогически целесообразным является реализация деятельностного подхода к оцениванию учебных достижений с учетом специфики обучения истории Беларуси. Например, определяющим компонентом исторической памяти является ее эмоциональная составляющая. При включении в параметры оценивания учебных достижений обучаемых исторической памяти актуализируется необходимость установления связи между запоминаемым объектом и его образом (индивидуальным представлением об исторических событиями их участниках). Указанная взаимосвязь может рассматриваться как показатель умения наследования исторического и культурного прошлого народа, которое формируется у обучаемых.

Как выявить сформированность исторической памяти у обучаемых? Покажем это на конкретном примере. В качестве концептуального положения белорусской исторической науки принята идея восточнославянского единства в период существования Киевской Руси и Полоцкого княжества. Данная идея как ценность транслируется посредством исторического образования с учетом традиционно сложившейся толерантности белорусов как этноса. Данное обстоятельство фиксируется коллективной и индивидуальной исторической памятью через содержание учебной литературы и образы прошлого в процессе обучения истории Беларуси. Концепция единых исторических корней белорусского, русского, украинского народов, представляемая в контексте формирования государственности на территории Беларуси, а затем и белорусской государственнсти, способствует формированию как теоретического знания, так и ценностного отношения к историческому прошлому в современных реалиях интеграционного процесса. Историческая память о триединстве восточнославянских народов оценивается как коллективная на уровне усвоения предметного знания и фиксируется как индивидуальная на уровне сформированности у обучаемых образа прошлого. Под таким образом понимаются представления о ком или о чем-либо, которые возникают в памяти обучающегося в индивидуальном порядке, благодаря его собственному опыту, а не только передаются в готовом виде» [5, с. 22].

На наш взгляд, историческое образование в силу его специфики создает возможности для формирования не только индивидуальных, но и коллективных (как отдельных социальных групп, общества) образов исторического прошлого и настоящего не только через усвоение теоретического, фактологического учебного материала, но и на основе собственного эмоционально-ценностного 38

опыта. Представляется целесообразным выявить соотношение между исторической памятью как параметром оценивания и обобщенными группами способов деятельности, необходимых для ее выявления. Такими способами деятельности, с помощью которых диагностируется сформированность исторической памяти целесообразно считать следующие:

- систематизация и обобщение информации об исторических событиях, их времени, месте, участниках из разножанровых источников информации, в т.ч. художественных, средств массовой информации, в виде систематизированных знаний, а также образов прошлого как умение ориентироваться в информационном пространстве (делать целенаправленный запрос к источнику информации с целью ликвидации своего незнания) с опорой на комплекс собственных представлений;

- определение своей позиции, в т.ч. эмоциональной, по отношению к историческим событиям и деятельности исторических личностей с точки зрения представителя белорусской нации и соотнесение (сравнение) своей позиции с позициями других;

- знание исторических традиций своего народа и характеристика его достижений в области материальной и духовной культуры.

Введение в параметры оценивания исторической памяти и национальной идентичности при их выявлении коррелируется с сформированностью теоретических, фактологических оценочных компонентов учебных исторических знаний. При этом особое внимание уделяется выявлению у учащихся типологических образов прошлого и эмпатии по отношению к историческим событиям и их участникам через выполение школьниками разноуровневых заданий. При их создании целесообразно предусмотреть применение учащимися приема персонификации для мысленного создания образа конкретного человека на основе описания какого-либо исторического события, в котором этот человек принимал участие. Также целесообразным видится использование учащимися приема комплексной историко-художественной характеристики изучаемых событий. Такой прием предусматривает использование произведений литературы и искусства для отображения исторических сюжетов, что позволяет, например, через соответствующий видеоряд организовать работу по анализу исторической иллюстрации, выявлению отношения учащихся к участникам отображенных событий. Однако такой прием используется только в комплексе с другими и не может быть абсолютизирован, т.к. использование различных источников информации, опирающихся на художественную литературу, изобразительное искусство, театральные постановки, а также средства массовой информации, не позволяет формировать систематические знания. Возникающие в представлениях учащихся образы прошлого имеют фрагментарный, неупорядоченнный характер, хотя и отличаются яркостью и эмоциональностью, что позволяет им сохраняться в памяти весьма долгое время.

Заключение. Актуализируя в теоретическом аспекте проблему введения в параметры оценивания учебных достижений исторической памяти, мы ориентируемся на выявление эффективности реализации историей как наукой своей функции социальной примиряющей памяти. Использование понятий «историческая память» и «национальная идентичность» создает методические условия для оценки сформированности формализованных и неформализованных компонентов учебного исторического знания, а также выявления (фиксации) у обучаемых эмоционально-ценностного отношения к содержанию изучаемого материала. В практико-ориентированном аспекте нами осуществляется поиск средств для диагностики сформированности у обучаемых исторической памяти. При этом значительное внимание целесообразно придать созданию образов исторических событий и их участников, что в свою очередь связано с формированием исторической эмпатии. Такой подход, по нашему мнению, будет способствовать реализации эмоционально-ценностного компонента исторического образования и способствовать как систематизации и обобщению знаний, так и определению личностного отношения к аргументированнной оценке роли исторических личностей и их вкладу в культурно-историческое наследие белорусского народа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Хальбвакс, М. Коллективная и историческая память / М. Хальбвакс // Неприкосновенный запас. -2005. - № 2-3. - С. 8 - 27.

2. Соколова, М.В. Что такое историческая память? / М.В. Соколова // Преподавание истории в школе. -2008. - № 7. - С. 37 - 44.

3. Репина, Л.П. История и память: историческая культура Европы до начала нового времени / Л.П. Репина [и др.]. - М.: Кругъ, 2006. - 768 с.

4. Нарыс псторьп беларускай дзяржаунасщ: ХХ стагоддзе / М.П. Касцюк [i iнш.] ; рэдкал. : А.А. Кавале-ня [i iнш.] ; Нац. акад. навук Беларуа, 1н-т псторьп. - MiHCK : Беларус. навука, 2008. — 615 с.

5. Стрелова, О.Ю. Образы - мифы - фальсификации / О.Ю. Стрелова // Преподавание истории и обще-ствознания в школе. — 2010. — № 8. — С. 22 — 25.

HISTORICAL MEMORY AS ONE OF THE PARAMETERS OF EVALUATION

OF TRAINING ACHIEVEMENTS

L.A. YAROSHEVICH

Summary

The article is devoted to the topical problem of translation in modern educational environment of the national cultural and historical heritage and historical memory of the older generation of modern student youth. Research of the phenomenon of historical memory, its contents and functions, as well as other conceptual provisions are considered as historical and pedagogical sciences. The author proposes the introduction as one of the most important parameters of evaluation of the educational achievements of the students of historical memory as the uploaded social experience of the previous generations.

© Ярошевич Л.В.

Поступила в редакцию 15.06.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.