Научная статья на тему 'Дидактические возможности формирования компетенций гражданственности и патриотизма у студенческой молодежи'

Дидактические возможности формирования компетенций гражданственности и патриотизма у студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ / ПАТРИОТИЗМ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панов С. В.

Автором статьи актуализируется проблема научно-методического обеспечения идеологического сопровождения воспитательной работы в вузе в условиях реализации компетентностного подхода к обучению. Анализируются возможности использования принципа культурно-исторической среды в процессе формирования социально-личностных компетенций выпускников высшей школы. Реализация данного принципа в процессе преподавания истории Беларуси рассматривается как одно из дидактических условий формирования компетенций гражданственности и патриотизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC OPPORTUNITIES FOR THE FORMATION OF STUDENTS’ CITIZEN AND PATRIOTIC COMPETENCES

The author investigates the problem of scientifically-methodical maintenance of ideological support of educational work in high school in the conditions of realization competence-based approach to training. Possibilities of use of a principle of the cultural-historical environment in the course of formation socially-personal competencies graduates of the higher school are analyzed. Realization of the given principle in the course of teaching of history of Belarus is considered as one of didactic conditions of formation competencies civilization and patriotism.

Текст научной работы на тему «Дидактические возможности формирования компетенций гражданственности и патриотизма у студенческой молодежи»

УДК 364.044

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

С.В. ПАНОВ

Республиканский институт высшей школы, г. Минск, Республика Беларусь

Введение. В условиях определения общегосударственных идеологических ориентиров история Беларуси как учебная дисциплина при усвоении ее содержания и способов деятельности играет определяющую роль в процессе формирования социально-личностных компетенций студенческой молодежи. Заложенный в качестве концептуального в образовательных стандартах нового поколения по циклу социально-гуманитарных дисциплин компетентностный подход к обучению студентов требует при своем осуществлении определения способов деятельности выпускников вуза, позволяющих ему ориентироваться в современной образовательной среде и выстраивать свою линию поведения в существующей социально-культурной среде.

Основная часть. Процесс преподавания истории Беларуси в вузах в условиях приведения его в соответствие с системными преобразованиями, которые происходят в общественно-политической и образовательной среде в нашей республике, рассматривается как фактор национальной безопасности [1]. Особое внимание в учебной программе по истории Беларуси отводится формированию социально-личностных компетенций, которые обеспечивают самоопределение выпускников высшей школы как граждан Республики Беларусь в условиях современного общества [2, с. 41 ]. Под компетенциями будем понимать знания, умения и опыт, необходимые для решения теоретических и практических задач.

Актуализируя дидактический фактор формирования социально-личностных компетенций студенческой молодежи, будем учитывать возможность идентификации студентами себя в окружающем мире с точки зрения представителей белорусской нации, что является важнейшей составляющей в формировании культурной позиции личности при ее приобщении к культурным традициям своего народа в процессе обучения. [3, с. 3-5]. В современной психолого-педагогической теории подчеркивается актуальность исследования условий становления индивида как культурно-исторического субъекта, который будет воспринимать историю как свое прошлое и чувствовать ответственность перед будущим общества как перед своим будущим, зависящим от его действий в настоящем [4, с. 27]. Поэтому социально-гуманитарное, в т.ч. историческое образование, как важный социальный институт в рамках реализации компетентностного подхода к подготовке выпускника и принципа культурно-исторической среды целесообразно ориентировать прежде всего на усвоение исторических и культурных традиций своего народа. Культурно-историческая среда, существующая в Беларуси, рассматривается нами как социокультурное пространство, имеющее свои конкретные особенности и перспективы развития, через которое студенческая молодежь вступает в мир культуры. Принцип культурно-исторической среды позволяет реализовать триединую функцию образования: становление национального типа личности через формирование национальной идентичности; трансляция в процессе обучения достижений белорусского народа в области духовной и материальной культуры; обеспечение процесса освоения и присвоения поколением студенческой молодежи системы ценностей современного белорусского общества.

Принцип культурно-исторической среды актуализируется на современном этапе модернизации образовательной системы, который связан с постепенным переходом от знаниецентричного характера преподавания как набора запоминаемых фактов, к культуросообразному характеру познания как процессу социального творчества человека. Роль принципа культурно-исторической среды связана с осмыслением личностью культурно-исторического наследия Беларуси как совокупности материальных и духовных ценностей белорусского народа, выработанных в процессе его исторического развития, пониманием раритетности и приоритетности своих национальных ценностей как необходимого условия для их сохранения и приумножения в своей учебной деятельности [5]. В процессе присвоения личностью культурно-исторического наследия белорусского народа происходит духовное воспроизводство белорусской нации, творческое взаимодействие поколений, что обеспечивает историческую перспективу нации и суверенного белорусского государства. В усло-

виях современных социальных трансформаций формирование у студенческой молодежи четких представлений о культурно-историческом наследии белорусского народа связано с преодолением его истолкования только в узко-этническом аспекте и концептуально предполагает введение контекста восточнославянского и восточноевропейского пространства в связи с тем, что белорусский народ исторически сформировался в процессе взаимодействия различных социально-экономических и этнокультурных общностей под влиянием евразийских цивилизационных и геополитических факторов [6].

Сведение до минимума преподавания в вузах культурологии обуславливает дидактическую целесообразность трансляции в системе социально-гуманитарного образования с учетом принципа культурно-исторической среды конкретных достижений белорусского народа, которые используются в соременном социокультурном пространстве и вызывают чувство гордости у современного молодого поколения. Так, например, компонентами современной культурно-исторической среды могут и должны стать взгляды и идеи, достижения и творчество следующих представителей белорусского народа в ХХ в.: М. Шагала, Д. Жилуновича, А. Червякова, В. Игнатовского, А.Чижевского, Л. Выготского, О. Шмидта, Б. Тарашкевича, Я. Дроздовича, А. Адамовича, И. Ме-лежа, В. Быкова, К. Мазурова, П. Машерова, М. Савицкого, В. Мулявина, В. Турова, М. Пташука, Ж. Алферова и др. Возможности формирования компетенций гражданственности и патриотизма опосредованы усвоением студентами знаний об истории становления современной белорусской нации и ее государственности, особенностях менталитета белорусского народа, уникальности духовной и материальной культуры Беларуси, которые рассматриваются нами в качестве фундаментальных компонентов культурно-исторической среды.

Дидактичекий фактор формирования компетенций гражданственности и патриотизма связан также с учетом специфики исторического образования, которая заключается в наличии как формализованных, так и неформализованных компонентов учебного исторического знания, т.е. различных точек зрения, оценок, выводов. В таких условиях, связанных с множественностью подходов к освещению процессов исторического развития белорусского общества, целесообразно придерживаться возможности диалогической интерпретации исторических фактов, которая ориентирована на реализацию историей Беларуси как учебной дисциплиной функции социальной примиряющей памяти. При этом в рамках усвоения неформализованных компонентов учебного исторического знания целесообразно предусмотреть возможности выявления эмоционально-ценностного отношения студентов к содержанию изучаемого материала. Данный компонент наряду со знаниями, способами деятельности и опытом творческой деятельности составляет четырехкомпонентный состав содержания исторического образования, что соответствует его культурологической парадигме и коррелируется с принципом культурно-исторической среды.

Специфика изучения истории Беларуси предполагает учет триединой сущности исторического факта как сообщения письменного источника, как реального события, как открытия исследователя. Такая специфика обуславливает дидактическую возможность формирования способов деятельности, ориентированных на реализацию ретроальтернативистики, что предусматривает умение реконструировать исторический процесс в альтернативных формах, т.е. не заданным в соответствии с какими-либо установками, а потенциально вариативным. Такой способ деятельности, основанный на изучении исторических источников, видится одним из определяющих при формировании социально-личностных компетенций, необходимых в условиях нестабильности, рисков и вызовов.

Постепенное становление гражданского общества в нашей стране обуславливает возможность формирования у студенческой молодежи сознательного отношения к своему государству. В этом аспекте культурно-историческая среда может рассматриваться как одна из компонент идеологии белорусского государства, определяющая необходимость сочетания при формировании компетенций гражданственности и патриотизма ценностей государственного суверенитета и национальной культуры с созидательной деятельностью граждан Республики Беларусь.

Результатом реализации принципа культурно-исторической среды видится формирование у студенческой молодежи персонального способа ориентации в историческом опыте. В составе обозначенного способа находятся когнитивный, операционально-деятельностный и ценностно-смысловой компоненты. Когнитивный компонент содержит представления и знания учащихся об историческом процессе, о закономерных и специфических явлениях общественного развития, которые воплощаются в конкретных условиях жизнедеятельности и ментальном опыте. Операцио-нально-деятельностный компонент обусловлен программными требованиями к способам деятельности, необходимым для овладения историческим опытом, и уровнем их сформированности у 42

студентов при изучении истории Беларуси и основ идеологии белорусского государства. Ценностно-смысловой компонент способа ориентации в историческом прошлом отражает способность ориентироваться в закономерностях и особенностях современного развития белорусской нации как нации политической, определяющим признаком которой является наличие суверенной государственности.

Представим некоторые из компетенций, указанных в учебной программе по истории Беларуси для вузов, в виде соответствующих способов деятельности, формирование которых может иметь свои проявления во внешне опосредованной деятельности. При этом будем иметь в виду, что компетенции опосредованно являются результатом усвоения студентами определенного программой содержания, которое ориентировано на характеристику закономерностей и особенностей государственно-политического, социально-экономического, конфессионального, культурного и духовного развития белорусского этноса.

Компетенции гражданственности и патриотизма могут быть скоррелированы со следующими способами деятельности выпускников вуза:

- оценивать актуальные проблемы развития белорусского общества и государства на основе знания эволюции исторических явлений и соотнесения их с современностью;

- осуществлять мировоззренческий выбор с учетом знания основ идеологии белорусского государства;

- формулировать собственные мировоззренческие принципы с учетом системы ценностей, общепринятых в современном белорусском обществе;

- придерживаться консолидированных концептуальных позиций по отношению к освещению исторических событий в совокупности с определением собственного отношения к ним;

- выполнять обязанности гражданина Республики Беларусь с учетом знания истории белорусской государственности;

- реализовывать свои конституционные права на основе знания исторического опыта белорусского народа и законодательства Республики Беларусь;

- соотносить перспективы личностной жизнедеятельности с перспективами развития белорусского общества;

- приумножать своей профессиональной деятельностью культурно-историческое наследие белорусского народа.

Приведенный перечень способов деятельности имеет открытый характер для своего дополнения и уточнения. В условиях складывания предпосылок перехода к информационному обществу концептуальным фактором становится формирование у студентов умения сознательно регулировать и управлять социальными процессами. От этого зависит, каким станет выпускник высшей школы: патриотом, законопослушным гражданином, критически мыслящей личностью или человеком, безразличным к проблемам общества и государства. Вопрос о том, как формируются данные качества личности, через усвоение какой учебной исторической информации и освоение способов деятельности продолжают оставаться дискуссионными.

Заключение. Определение возможностей формирования у студенческой молодежи социально-личностных компетенций рассматривается нами не как механизм социального манипулирования поведенческими стратегиями студенческой молодежи, а как дидактический инструмент создания научно-методических условий для эффективного осуществления государственного заказа системе образования, обозначенного в образовательных стандартах и учебных программах.

Некоторые дидактические возможности формирования компетенций гражданственности и патриотизма у студенческой молодежи видятся нам в следующем:

- через реализацию принципа культурно-исторической среды, который предполагает на основе приобретенных знаний о наследии белорусского народа и его менталитете ориентацию личности в современном социокультурном пространстве и способность к самореализации в условиях многомерных отношений и взаимодействия с другими людьми;

- через операционализацию требований образовательного стандарта и учебных программ в отношении компетенций гражданственности и патриотизма при определении соответствующих им способов деятельности, обеспечивающих освоение выпускниками высшей школы содержательного и деятельностного компонентов социально-гуманитарных дисциплин

- через реализацию историей Беларуси как учебной дисциплиной социально-гуманитарного цикла своей функции социальной примиряющей памяти при освещении противоречивых и альтернативных вопросов общественно-политического развития и оформления белорусской государственности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мельникова, Л. Социогуманитарное образование как фактор национальной безопасности / Л. Мельникова, Ч. Кирвель, В. Карпинский // Беларуская думка. - 2007. - № 5. - С. 43 - 49.

2. Псторыя Беларуси тыпавая праграма для вышэйшых навучальных устаноу. Рэг. № ТД - СГ. 009/ тып. / склад. : М.С. Сташкевiч р iнш.] : пад рэд. М.С. Сташкевiча. - Минск : РИВШ, 2008. - 52 с.

3. Нарыс гiсторыi беларускай дзяржаунасщ: ХХ стагоддзе / М.П. Касцюк [i iнш.] ; рэдкал. : А.А. Кавале-ня р iнш.]; Нац. акад. навук Беларусi, 1н-т псторьп. - Мiнск : Беларус. навука, 2008. — 615 с.

4. Фельдштейн, Д.И. Взаимосвязь теории и практики в формировании психолого-педагогических оснований организации современного образования / Д.И. Фельдштейн // Адукацыя i выхаванне. — 2011. — № 7. — С. 19 — 29.

5. Лаптенок, С.Д. Формирование ценностно-патриотических установок в сознании и реальном поведении молодежи / С.Д. Лаптенок // Чалавек. Грамадства. Свет. — 2000. — № 4. — С. 64— 77.

6. Трещенок, Я.И. К вопросу об общей концепции исторического образования в Республике Беларусь / Я.И. Трещенок. — Могилев : МГУ им. А.А. Кулешова, 2002. — 24 с.

DIDACTIC OPPORTUNITIES FOR THE FORMATION OF STUDENTS' CITIZEN

AND PATRIOTIC COMPETENCES

S.V. PANOV Summary

The author investigates the problem of scientifically-methodical maintenance of ideological support of educational work in high school in the conditions of realization competence-based approach to training. Possibilities of use of a principle of the cultural-historical environment in the course of formation socially-personal competencies graduates of the higher school are analyzed. Realization of the given principle in the course of teaching of history of Belarus is considered as one of didactic conditions of formation competencies civilization and patriotism.

© Панов С.В.

Поступила в редакцию 25.06.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.