ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2008. № 3
Т.Д. Карякина
ЕВРОПЕЙСКИЙ ФАРФОР ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
В своей работе «Новые опыты о человеческом разуме» (1704) Г.В.Лейбниц (1646—1716), используя принцип непрерывности, указывал, что настоящее состояние вещей тесно «примыкает» к их прошлому, связано с ним и вытекает из него, так что оно только исходя из прошлого может быть объяснено1.
Предпосылки для формирования мировоззрения эпохи Просвещения, для развития культуры и искусства XVIII в. возникли в XVII столетии, отмеченном необычайным расцветом точных наук. Это время характеризуется стремлением к строго количественному определению параметров материального мира. Труды Декарта, Лейбница и Ньютона в области математики были особенно важны для развития физики и астрономии. Открытия Галилея и Кеплера явились экспериментальным подтверждением системы Коперника. Великие географические открытия нашли свое продолжение и в XVII столетии. В то же время проводится изучение земель, открытых в XV—XVI вв. Появляются обширные труды, суммирующие географические знания. Перемены решающего порядка наблюдаются и в биологии, в частности благодаря изобретению микроскопа.
Вторая половина XVII столетия и первые десятилетия XVIII в. ознаменовались открытием Академий наук в ведущих странах Европы: в 1662 г. было учреждено Лондонское королевское общество; в 1666 г. основана Академия наук во Франции; в 1699 г. возникает Академия наук в Берлине; в 1725 г. открывается Академия наук в Петербурге.
Картина «Кольбер представляет Людовику XIV членов Королевской Академии наук в 1667 году» создана художником Анри Тестеленом. В настоящее время это произведение находится в музее Версальского замка. На переднем плане изображены земная и небесная сферы, измерительные приборы, на столе — множество книг, справа на стене — географическая карта. На заднем плане — здание Обсерватории, творение архитектора Клода Перро2.
При дворах европейских монархов библиотеки постоянно пополняются и расширяются. Для хранения книг строятся специальные здания. Например, в Австрии, в Вене, архитектор Иоганн Фишер фон Эрлах (1656—1723) создал Императорскую
1 Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разуме. М.; Л., 1936. С. 51.
2 См.: Дасса Ф. Барокко. Архитектура между 1600 и 1750 годами. М., 2004. С. 102—103.
библиотеку (Хофбург)3. Глядя на оформление интерьера этой библиотеки, невольно вспоминается выражение «храм науки». Помимо огромного количества книг здесь также скульптурные портреты писателей и ученых.
В XVII в. активно действовали и пополнялись придворные кунсткамеры. Гравюра 1686 г. изображает Императорскую библиотеку и Кунсткамеру в Берлине4. Материалы в кунсткамерах располагались по разделам — соответственно классификации в «Естественной истории» («Naturalis historia») Плиния Старшего: Antiquitates (древности), Mirabilia (диковины), Artificialia (продукты человеческой деятельности), Scientifica et Mechanica (научные приборы и автоматы)5. В кунсткамерах всюду присутствовала эмблематика четырех первостихий (Воды, Земли, Огня и Воздуха). На гравюре: первый зал — библиотека, второй — кунсткамера, в которой, в частности, можно видеть чучела различных животных, а над аркой видна фигура засушенного крокодила.
В кунсткамерах также находила проявление и эмблематика пяти человеческих чувств, причем главенствовало Зрение. Примером служит картина «Аллегория Зрения» (1617, Прадо), созданная Яном Брейгелем Старшим (1568—1625), из цикла «Пять чувств». Здесь изображена целая энциклопедическая кунсткамера вместе с коллекциями, представленными в виде натюрмортов (картин в картине). В этом произведении отражен интерес к бесконечному многообразию окружающего мира6.
Во всех кунсткамерах имелись экспонаты, связанные со стихией Воды — морские раковины. В кунсткамере Габсбургов есть своеобразное произведение, состоящее из четырех раковин (океанские тридакны) и так называемой тритоновой улитки7. Раковины с золоченой монтировкой из серебра составляют умывальный гарнитур, не имевший, однако, функционального назначения. Фигуры четырех нереид и тритона выполнены в гротесковой манере в Аугсбурге около 1590 г. В этой работе немецкого ювелира чувствуется влияние произведений итальянской бронзы, предназначенных для интерьера.
На Мейссенской мануфактуре в 1737—1741 гг. был исполнен знаменитый большой парадный сервиз графа Генриха фон Брюля8.
3 Там же. С. 104.
4 См.: Глазычев В.Л. Гемма Коперника. Мир науки в изобразительном искусстве. М., 1989. С. 173.
5 ТрнекХ., Соколов М.Н. и др. Кунсткамеры Габсбургов. Магия природы и механизм Вселенной. М., 2005. С. 20.
6 См.: Базен Ж. Барокко и рококо. М., 2001. Ил. 59.
7 См.: ТрнекХ., Соколов М.Н. и др. Указ. соч. № 18, 19.
8 Menzhausen I. Alt-Meissner Porzellan in Dresden. Berlin, 1988. Abb. 110.
Образная структура этого произведения связана с водной стихией. В едином ансамбле здесь гармонично сосуществуют персонажи античной мифологии (нереиды, тритоны) и мотивы реальной природы (дельфины, лебеди, а также самые разнообразные раковины). Скульптурный декор выполнен Иоганном Иоахимом Кенд-лером (1706—1775) и Иоганном Фридрихом Эберлейном (1696— 1749). Большая террина и рюмочная передача в средней своей части декорированы гирляндами из раковин. Важно подчеркнуть, что они являются отливками с натуральных морских раковин, которые хранились в кунсткамере саксонского курфюрста и короля польского Августа II Сильного.
Непременным компонентом дворцово-парковых ансамблей XVII—XVIII вв. были зверинцы и оранжереи. И если кунсткамеры знаменовали собой зарождение музеев, то из зверинцев и оранжерей впоследствии возникли зоопарки и ботанические сады.
Интерес к объектам природы в эпоху Просвещения был очень велик. Одним из свидетельств этого является то, что в 1730 г. Август II Сильный направляет экспедицию в Африку. Задачей участников экспедиции было доставить в Дрезден «зверей, птиц, растения, цветы, а также минералы»9. Из Африки экспедиция вернулась в 1733 г. Двумя годами ранее Август II заказал на Мей-ссенской мануфактуре более 100 фарфоровых фигур различных животных и более 100 — различных птиц. Они предназначались для так называемого Японского дворца. По возвращении экспедиции из Африки некоторые из привезенных животных стали прообразами для создания фарфоровых скульптур Кендлера. В частности, в 1734 г. была выполнена фигура «Африканский тушканчик»10. Фарфоровая скульптура Кендлера, изображающая животных, отличается особой убедительностью, так сказать, научной достоверностью, точностью в передаче анатомических особенностей и повадок различных представителей фауны.
В XVII столетии в европейском искусстве возникают новые жанры — пейзаж и анималистические композиции. Они стали отражением углубленного интереса к реальности. В картине Яна Брейгеля Старшего «Рай» ярко выразилось пристальное внимание автора к объектам природы, и в первую очередь к экзотическим видам флоры и фауны11.
На протяжении XVIII столетия выходили в свет разнообразные научные издания, в том числе зоологические и ботанические атласы. В 1734 г. (в Амстердаме) был опубликован первый том
9 Rückert R. Meissner Porzellan 1710—1810. München, 1966. S. 16.
10 Seeman E.A. Das Tier in der Kunst. Leipzig, 1976. Abb. 29.
11 Ibid. Abb. 18.
фундаментального четырехтомного труда Альбертуса Зебы (Seba). Книга была богато иллюстрирована большим количеством гравированных таблиц с подцветкой. В орнитологическом разделе, в
частности, были представлены экзотические птицы, в том числе
12
попугаи12.
Вполне вероятно, что с этим изданием был знаком главный модельмейстер Мейссенской мануфактуры И.И. Кендлер. Источником вдохновения также могли быть птицы в вольерах саксонского курфюрста. Так или иначе, но около 1745 г. Кендлером были созданы две парные фарфоровые фигуры индийских длиннохвостых попугаев13. Монтировка золоченой бронзы выполнена в Париже в конце 1740-х гг. Высота скульптур около 35 см, т.е. птицы представлены здесь в натуральную величину. С большим мастерством и абсолютно точно переданы особенности строения этих пернатых. Однако помимо самих птиц в этих фарфоровых композициях привлекает внимание также изображение различных насекомых: жуков, пчел, гусениц. Хотя подобные мотивы встречаются в искусстве XVII — начала XVIII в. (в натюрмортной живописи, в художественном серебре), в данном случае появление подобных существ отражает пристальный естественно-научный интерес к объектам природы, характерный для эпохи Просвещения.
В зоологических атласах XVIII в., как правило, присутствовал раздел, посвященный энтомологии. Был такой раздел и в упомянутой книге Альбертуса Зебы. Скрупулезно точные зарисовки различных насекомых, поражающих красотой и гармонией своих форм и окраски, могли предназначаться для кунсткамер. Вполне вероятно, что такое назначение было у акварельной штудии середины XVIII в. Яна Ван Касселя Старшего14. Две парные вазы-ароматницы были выполнены в Мейссене в 1760-х гг.15 Пестрые бабочки, мотыльки, жуки, муравьи стали главными мотивами декора этих фарфоровых предметов. И в этом отношении они являются большой редкостью. Каждая ваза представляет собой своеобразный кунштюк — порождение своей эпохи.
Изображения, связанные с орнитологией и энтомологией, использованы в оформлении мейссенского чайного сервиза 1760-х гг.16 Радующая глаз красота оперения птиц особенно отчетливо воспринимается благодаря тому, что полихромные росписи распо-
12 Albertus Seba. Cabinet of Natural Curiosities. Köln, 2005. T 1. Tabula LIX (переиздание 1734 г.).
13 Battie D. Sotheby's Concise Encyclopedia of Porcelian. London, 1998. P. 92.
14 См.: Глазычев В.Л. Указ. соч. С. 175.
15 Ефремова И.К., Червяков А.Ф. Фарфор в русской усадьбе XVIII века. Из собрания Останкинского дворца-музея. Каталог выст. М., 1990. № 10.
16 Предметы сервиза хранятся в музее «Царицыно» (Москва). Инв. № ф 738—742.
лагаются на белоснежном фоне фарфора. И здесь необходимо напомнить, что изобретение фарфора — это еще одно важное открытие XVIII в., в котором решающая роль принадлежит Эрен-фриду Вальтеру Чирнхаузу (1651—1708)— саксонскому математику и физику. А изобразительные мотивы (объекты природы) впервые в истории мировой керамики представлены в таком варианте: в систематизированном виде и с научной точностью. Это специфический феномен эпохи Просвещения, в котором отразился определенный этап в развитии науки.
Особое значение имело изображение птиц в росписях французского фарфора. «Ваза с дельфинами» выполнена в 1756 г. на Севрской королевской мануфактуре17. Вероятнее всего, эта ваза создана по эскизу Жан-Клода Дюплесси (?—1774). Если в предшествующие периоды птицы в искусстве использовались нередко как символы или атрибуты аллегорических композиций, то теперь в декоре немецкого и французского фарфора их изображение обрело самостоятельное значение. Это связано, как уже было сказано, с развитием естествознания в эпоху Просвещения. В определенной степени успехи естественных наук были обусловлены устройством оранжерей, зверинцев и вольеров в дворцовых парках царствующих особ и в дворянских усадьбах.
Подтверждения этому мы находим и в художественной литературе. Например, у Лафонтена (1621—1695) в повести «Любовь Психеи и Купидона», где повествование строится как беседа Буа-ло, Расина и Лафонтена, прогуливающихся в Версальском парке. Приехав в Версаль, приятели прежде всего пожелали заглянуть в зверинец. «Там они увидели множество птиц... а также четвероногих, по большей части очень редких и доставленных из далеких краев». Они подивились тому, сколько разновидностей насчитывают птицы, «и воздали должное изобретательности природы.»18.
Для изображения птиц на севрском фарфоре решающее значение имела «Естественная история» Бюффона (1707—1788), крупнейшего французского натуралиста (Жорж Луи Леклерк, граф де Бюффон). 36 томов «Естественной истории» выходили во Франции с 1749 по 1788 г.19 В Севре был выполнен сервиз «Птицы
Бюффона», в росписи предметов которого представлены все пти-
20
цы, описанные в трудах выдающегося ученого20.
17 Savill R. Wallace Collection. Catalogue of Sevres Porcelain. London, 1988. Vol. 1.
P. 63.
18 Жан де Лафонтен. Любовь Психеи и Купидона. М.; Л., 1964. С. 15.
19 Россия — Франция. Век Просвещения. Гос. Эрмитаж. Каталог выст. Л., 1987.
С. 69.
20 Ornements polychromes. Paris, 1978. V. II. P. 82—83.
В эпоху Просвещения среди других наук ботаника развивалась особенно активно. Карл Линней (1707—1778) начал публиковать свои труды в 1730-е гг., в частности «Основания ботаники» вышли в 1736 г.21 Первый том уже упомянутого Альбертуса Зебы, где был и ботанический раздел, увидел свет в 1734 г.
Серьезное увлечение растениями нашло отражение и в художественной литературе. Жан Жак Руссо (1712—1778) в «Исповеди» (1765—1770) напишет: «...я стал бы, может быть, ботаником, т.к. не знаю никакой другой науки на свете, которая была бы так близка моим природным вкусам, как наука о растениях, и жизнь, которую я веду уже десять лет в сельской местности, не что иное, как беспрестанное гербаризирование»22.
«Энциклопедия» Дидро (1713—1784) (или «Толковый словарь наук, искусств и ремесел») начала выходить в 1751г. До 1780 г. было издано 35 томов, из них 11 занимали гравюры23. В одной из таблиц «Энциклопедии» Дидро на гравюре (1760-х гг.) изображены различные пальмы. В 1784 г. в Петербурге вышла из печати «Flora Rossica» («Российская флора») с гравированными иллюстрациями. Автором книги был академик П.С. Паллас (1741—1811)24. Ботанические исследования активно продолжались и на рубеже ХУШ—Х1Хвв. Об этом свидетельствует, в частности, портрет Александра фон Гумбольдта (1769—1859), изображенного за составлением гербария на реке Ориноко в Южной Америке (картина Ф.Г. Вайча 1806 г.)25.
В 1735 г. появился первый том ботанического труда Иоганна Вильгельма Вайнмана (так называемый Weinmann-kodex). В 1743 г. эта книга была доставлена на Мейссенскую мануфактуру26. Для графа Генриха фон Брюля около 1742—1745 гг. был выполнен большой сервиз в Мейссене27. На предметах сервиза полихромно изображены бесчисленные растения (композиции не повторяются): цветы, фрукты, ягоды, овощи. (На иллюстрации: тыква на блюде во втором ряду сверху своим реализмом напоминает тыкву, подвешенную к потолку в келье св. Иеронима на гравюре Дюрера.) Причем на фарфоре перед нами — ботанические штудии. Об этом говорит, в частности, то, что грунтовые растения изображены вместе с корневой системой.
21 Исторический лексикон. XVIII век. М., 1996. С. 414.
22 Руссо Ж.Ж. Исповедь. Ч. 1. Кн. 6.
23 Исторический лексикон... С. 250.
24 Екатерина Великая и Москва. ГТГ. Каталог выст. М., 1999. С. 133.
25 См.: Глазычев В.Л. Указ. соч. С. 321.
26 Walcha O. Meissner Porzellan. Dresden, 1973. Abb. 157.
27 Sothebv's. London, 8 July 1997. N 57.
Сервиз этот оформлен в стилистике рококо. Живописные композиции принципиально асимметричны, изобразительные мотивы располагаются по типу свободного равновесия. И здесь важно подчеркнуть, что подобный флоральный декор удивительно органичен именно для рококо. Формы и декор рокайльных произведений основаны на округлых и плавно изогнутых линиях. Силуэты предметов, рельефная орнаментация и флоральные росписи имеют множество ритмических перекличек. Разнообразие растительных мотивов отвечает основополагающему эстетическому принципу рококо — избегать монотонности и однообразия. А сами ботанические мотивы еще раз ярко выявляют природную основу рококо, которая проявляется в реальных или абстрагированных формах. Это соответствует основным положениям пантеистического мировосприятия, согласно которым «все в природе, в мире подобно и родственно всему».
В Англии большое значение для развития ботаники имела деятельность Ганса Слоуна (1660—1753). С 1685 г. Слоун был членом Королевского научного общества. Медик по образованию, он был главным придворным врачом времени правления королевы Анны и короля Георга II. Находясь на юге Франции, Слоун собрал коллекцию растений Лангедока. По возвращении в Лондон он сообщил о своих находках Джону Рэю, который впоследствии описал их в «Historia Plantarum». Позднее, находясь на Ямайке в качестве врача губернатора острова, Слоун собрал огромную коллекцию местной флоры и опубликовал ее каталог.
В 1721 г. Ганс Слоун основал в районе Челси Ботанический сад, в состав которого входил сектор лекарственных растений. Интересы Слоуна не ограничивались ботаникой. Помимо огромных гербариев им были собраны большие коллекции по зоологии и минералогии. В его собрании находились картины, рисунки, средневековые манускрипты. Его библиотека насчитывала 40 тыс. томов. Ценнейшие коллекции Слоуна послужили основанием для создания Британского музея. На керамической мануфактуре Джо-зайи Веджвуда (1730—1795) «Этрурия» в 1780-е гг. был выполнен портрет Ганса Слоуна. Материалом для портретного медальона послужила так называемая яшмовая масса, которая по своим свойствам родственна фарфору. Изображение выполнено в белом рельефе на голубом фоне28.
На английской мануфактуре Челси в 1750-х гг. фарфоровые предметы стали декорировать так называемыми «Botanical Flowers» («ботанические цветы»). В литературе они получили специальное
28 Reilly R. Wedgwood Portrait Medallions. London, 1973. Il. 88.
наименование «Sir Hans Sloan's flowers» («цветы Ганса Слоуна»)29. Возникновение ботанических росписей Челси связывается с выходом в свет книги «Figures of Plants» (Изображение растений. Лондон, 1755) с гравированными иллюстрациями. Эта книга стала приложением к «Gardener's Dictionary» («Словарь садоводов») Ф. Миллера, который был хранителем Ботанического сада, основанного в Челси Гансом Слоуном30. Ботаническая роспись рассматриваемой нами тарелки отличается научной точностью. В то же время, отвечая декоративным задачам, композиция изображения создана с учетом округлой конфигурации предмета. Тарелка выполнена на фарфоровой мануфактуре Челси около 1755 г.31
Одним из знаменитых произведений XVIII в. является сервиз «Флора Даника». Он создавался с 1790 по 1802 г. на Королевской фарфоровой мануфактуре в Копенгагене. Образцами для росписи стали иллюстрации научного труда «Flora Danica», автором которого был Георг Христиан Одер. В 1768 г. из Нюрнберга в Данию прибыл художник Иоганн Христов Байер (1738—1812). Его задачей была подготовка рисунков для гравюр на меди для этого труда по ботанике. Этому же художнику была поручена роспись сервиза «Флора Даника»32.
В XVIII в. активно развивается и география, продолжая традиции предшествующих столетий. В XVII в. изучаются открытые ранее материки и страны (как их тогда называли — Вест-Индия и Ост-Индия), но продолжается и открытие новых, ранее неведомых для европейца земель. Составляются географические карты и земные глобусы. Одним из главных центров картографии в XVII в. была Голландия, чему подтверждением в определенной мере является довольно частое присутствие географических карт в интерьерах на картинах голландских художников.
Однако эпоха Просвещения несла с собой принципиально новое в развитии географии. Колумб, Васко да Гама, Магеллан и другие мореплаватели не были учеными. С наступлением эпохи Просвещения начинается новая эра — эра научных экспедиций. В литературе появляется новый жанр — научное описание путешествий. Начало этому было положено в последние десятилетия XVII в. В 1686 г. в Нюрнберге вышла из печати «Книга путешествий» английского врача и путешественника Эдварда Брауна. На титульном листе этой книги — гравюра с изображением заседа-
29 Honey W.B. English Pottery and Porcelain. London, 1933. P. 117.
30 Mallet J.V.G. Chelsea Porcelain — Botany and Time// The Burlington Magazine, 1980. September. P. 15.
31 Battie D. Op. cit. P. 120.
32 Kristensen E. The «Flora Danica». Royal Danish Porcelain Service. Copenhagen, 1995. P. 14.
6 ВМУ, история, № 3
ния Географического общества. В центре, на столе — географические карты и глобус33. Однако классическим представителем нового жанра был немецкий естествоиспытатель и писатель Георг Форстер, который вместе со своим отцом принял участие во втором кругосветном плавании Джеймса Кука (1772—1775).
Географические знания получили распространение в разных странах Европы. Одним из свидетельств этому является фарфоровая фигура «Продавец географических карт», выполненная около 1745 г. на Мейссенской мануфактуре34. Идея принадлежит французскому художнику Эдму Бушардону (1698—1762), создавшему серию рисунков «Парижские уличные торговцы» («Cris de Paris»). По этим рисункам граф де Кейлюс выполнил гравюры. На основе гравюр Кендлер в Мейссене создал серию фарфоровых фигур, одной из которых стал «Продавец географических карт». Примерно через десять лет фигура эта была повторена на мануфактуре Челси35.
Европейцы все больше узнавали о жителях далеких заморских стран. Художников декоративно-прикладного искусства в первую очередь интересовали экзотические темы. Так, около 1750 г. на Мейссенской мануфактуре модельмейстер Фридрих Элиас Мейер (1724—1785) выполнил две парные фигуры «Малабарские музыканты» (народность эта обитает на западном побережье полуострова Индостан). Этнографические особенности проявились в данном случае в трактовке одежды, головных уборов и черт лица36.
В XVIII в. европейцы уже много знали о четырех континентах, точнее, помимо Европы, еще о трех: Азии, Африке и Америке. Аллегорическая тема, связанная с четырьмя континентами, встречается в искусстве XVII в., например в творчестве П.П. Рубенса (1577—1640) (картина «Четыре части света», 1614—1615 гг. Музей истории искусства, Вена) и Л. Бернини (1598—1680) (Фонтан Четырех рек на Пьяцца Навона в Риме, 1648—1651 гг.). А столетием позднее эта тематика стала очень активно использоваться в декоративно-прикладном искусстве, и в частности в произведениях Мейссенской мануфактуры — ведущего фарфорового предприятия Европы. В 1745—1746 гг. Кендлером была выполнена серия скульптурных групп «Четыре части света»37. Аллегорическая скульптура «Азия» представлена в виде женской фигуры, сидящей на верблюде под пальмой. Одежда ее расписана «инди-
33 Глазычев В.Л. Указ. соч. С. 197.
34 Riley N, Bayer P. The Elements of Design. London, 2003. P. 100.
35 Mew E. Chelsea and Chelsea — Derby China. London, n. d., pl. X.
36 Riley N, Bayer P. Op. cit. P. 100.
37 Menzhausen I. In Porzellan verzaubert. Basel, 1993. S. 171—172.
анскими цветами» и украшена драгоценными камнями. Высокий головной убор увенчан полумесяцем. Браслеты и ожерелье — из жемчуга. «Америка» представлена в образе женщины, сидящей на крокодиле под пальмой. В одной руке у женщины экзотическая птица, в другой — рог изобилия с цветами и фруктами. Одежда и головной убор из ярких перьев, украшения из жемчуга и драгоценный камней.
Новые открытия и труды в области астрономии благодаря публикациям становились известными в разных странах Европы. В 1686 г. Фонтенелем (1657—1757) были написаны «Беседы о множественности миров», в которых рассматривались новейшие проблемы астрономии. В 1687 г. были опубликованы «Математические начала натуральной философии» («Principia Mathematica»). В этой работе обосновывалась теория движения планет, образующих Солнечную систему. В 1738 г. в Амстердаме вышли в свет «Элементы философии Ньютона», написанные Вольтером (1694— 1778). На фронтисписе книги была помещена гравюра с изображением научного труда. В композицию включены аллегорические фигуры (Астрономии и Истины), книги, измерительные приборы, а также земная и небесная сферы38.
Астрономическая тема находит свое воплощение и в искусстве керамики. Среди произведений французского фаянса исключительны по своей значимости два глобуса — земной и небесный. Роспись выполнена кобальтом. Высокие постаменты декорированы аллегорическими композициями: в первом случае изображены «четыре времени года», во втором — «четыре стихии». Общая высота каждого предмета 1,5 м. Эти монументальные глобусы выполнил Пьер Шапель в Руане в 1725 г. для дворца Людовика XV в Шуази-ле-Руа39. Без сомнения, эти произведения являются шедеврами фаянса Руана XVIII в.
На Севрской королевской мануфактуре около 1770 г. был создан замечательный письменный набор для Людовика XV (1710— 1774)40. В центре помещено объемное изображение французской королевской короны, а по обеим сторонам — два глобуса: земной и небесный. Автором модели этого произведения был Жан-Клод Дюплесси (?—1774) — придворный скульптор и золотых дел мастер, работавший с 1747 г. на фарфоровой мануфактуре в Венсен-не, а потом почти 20 лет в Севре. Особую изысканность этому фарфоровому предмету помимо золоченой рокайльной орнаментации придает зеленый фон, который в середине XVIII в. был
38 Глазычев В.Л. Указ. соч. С. 320.
39 Weinhold R. Ton in vielerlei Gestalt. Leipzig, 1982. Abb. 125.
40 Kitson M. Barok a Rokoko. Bratislava, 1972. N 54.
изобретен на Севрской мануфактуре выдающимся химиком Жаном Элло (1685-1766).
В Англии тема астрономических исследований также нашла отражение в искусстве. В 1766 г. Джозефом Райтом из Дерби (1734—1797) была написана картина «Лекция о планетарной Солнечной системе» (Художественная галерея, Дерби. Разм.: 203 х 147 см)41. Возникновение подобной работы Райта объясняется тем, что он и его друзья входили в группу философов и ученых под названием «Лунное общество». Они собирались ежемесячно по понедельникам, когда Луна становилась наиболее полной. Среди самых известных друзей Райта, членов общества, были знаменитый физик, изобретатель паровых машин Джеймс Уатт, изготовитель часов, барометров, различных инструментов и выдающийся геолог Джон Уайтхерст, а также знаменитый керамист и изобретатель Джозайя Веджвуд42. Картина Райта «Лекция о планетарной Солнечной системе» пронизана духом рационализма и просветительского оптимизма.
В XVIII в. на керамической мануфактуре Веджвуда была создана целая галерея рельефных портретов знаменитых людей современности и прошлого. Среди них много портретов ученых. Около 1785 г. был исполнен миниатюрный портрет Вильяма Гершеля (1738—1822), сконструировавшего телескопы, с помощью которых им проводились исследования звездного неба. В 1781г. Гершель открыл седьмую планету Солнечной системы — Уран. На портретном медальоне планета показана на своей орбите, рядом с Сатурном. Гершель был первым главой английского астрономического общества. Предполагается, что модель для данного скульптурного портрета ученого выполнена Джоном Чарльзом Лоше.
Так же, как и в странах Западной Европы, в России в XVIII в. активно проводились научные исследования. Это еще раз свидетельствует о единстве общеевропейского пространства культуры.
На выставке, посвященной 250-летию основания Московского университета, которая была организована в Историческом музее, среди множества экспонатов можно было видеть картину «Астрономия» (ГТГ). Эта аллегорическая композиция выполнена была художником Алексеем Ивановичем Бельским (1730—1796). На обороте холста имелась подпись и авторская надпись о том, что эта картина была написана для Университета в 1756 г.43
О начальных годах университета известно мало, пожар 1812 г. уничтожил многое, в том числе и университетский архив. Вот по-
41 Лившиц Н., Зернов Б., Воронихина Л. Искусство XVIII века. М., 1966. С. 455.
42 Ренне Е.П. Картина Джозефа Райта из Дерби «Кузница» // Горный журнал. 2004. С. 118.
43 Екатерина Великая и Москва. С. 127, 129.
чему каждый памятник того времени, особенно художественный, чрезвычайно редок и ценен. «Астрономия» свидетельствует о том, что в оформлении недавно открытого (в 1755 г.) университета были применены ставшие уже традиционными для украшения учебно-воспитательных заведений декоративные панно дидактико-аллего-рического характера. Тема аллегории напоминает о преобладании среди университетских курсов естественных и точных наук. В числе дисциплин, преподавание которых велось на факультете физических и математических наук, была астрономия.
Многие представители придворных кругов и дворянства в России XVIII в. проявляли живейший интерес к различным наукам. Свидетельством этому — работы художника Бориса Васильевича Суходольского. В 1754 г. он выполнил десюдепорты для Екатерининского дворца в Царском Селе44. Среди них — «Астрономия» (ГТГ)45. Предназначенная для дворцового интерьера, аллегорическая композиция десюдепорта решена в виде сцены в парке, где дамы и кавалеры изображены во время научных занятий. При этом они используют различные астрономические приборы и инструменты, в частности армиллярную сферу.
Проблемы универсума волновали русское образованное общество. Антиох Дмитриевич Кантемир (1708—1744), сын сподвижника Петра I, в 1730 г. перевел с французского «Разговоры о множестве миров» Фонтенеля46. Под эгидой Академии наук во второй четверти XVIII в. было положено начало систематическим наблюдениям в астрономической обсерватории. В своих загородных и сельских усадьбах дворяне много времени посвящали различным наукам. Например, граф Алексей Григорьевич Бобрин-ский (1762—1813), находясь в своем имении в Богородицке, занимался минералогией и астрономией47. Разнообразные приборы имелись в усадебных библиотеках, в частности в библиотеке князей Вяземских в Остафьеве были земные и небесные глобусы, теллурий «с ходом планет вокруг солнца», зрительные трубы. Показательно, что женское образование конца XVIII — начала XIX в. (например, в Смольном институте) предусматривало и зна-
48
ние астрономии48.
Фарфор по своему образному содержанию является самым емким из всех видов декоративно-прикладного искусства. Еще одно свидетельство этому — выполненная на Императорском фар-
44 БрукЯ.В. У истоков русского жанра. XVIII век. М., 1990. С. 45.
45 Там же. Ил. 53—55.
46 Россия — Франция... С. 34.
47 Там же. С. 132.
48 Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994. С. 78.
форовом заводе в Петербурге в 1790—1800-хгг. чашка с блюдцем «Астрономия» со схемой движения планет вокруг Солнца49. На чашке тонкая полихромная роспись — дама перед небесной сферой. Не исключено, что изображение дамы портретное, обладающее в то же время аллегорическим смыслом. Дама олицетворяет собой музу астрономии. Подобная трактовка восходит к традиции европейской живописи XVIII в. — изображению знатных дам в виде аллегорий или персонажей античной мифологии. На блюдце помещена схема движения планет вокруг Солнца. А на обороте этого фарфорового предмета надписи: «Солнце Меркурий обходит въ 3 мес. Венера въ 8 мес. Земля въ 365 дн. 5 ч. 49 мин. Марсъ въ 2 года. Юпитер въ 12 лет. Сатурн в 29 1/2 летъ». Чашка с блюдцем «Астрономия» была представлена на выставке «Русский фарфор. 250 лет истории», организованной в залах Третьяковской галереи на Крымской набережной в 1995 г.50 Этот фарфоровый предмет, созданный в соответствии с основными принципами классицизма, представляет собой одно из наиболее ярких творений в искусстве фарфора конца XVIII — начала XIX в. благодаря научной тематике изображений.
В целом рассмотренные в данной статье произведения фарфора, органично входя в культурно-исторический контекст XVIII в., наглядно отражают специфику породившего их времени — эпохи Просвещения.
Поступила в редакцию
10.05.2007
49 См.: Карякина Т.Д. Фарфор из музея «Царицыно» // Наука и жизнь. 2002. №5. С. 92.
50 Русский фарфор. 250 лет истории. ГТГ. Каталог выст. М., 1995. Т. 2. № 726.