^ Искусствознание 233
О СВОЕОБРАЗИИ СЕРВИЗНЫХ ФОРМ В МЕЙСЕНСКОМ ФАРФОРЕ ЭПОХИ БАРОККО
Т. Д. Карякина
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Статья посвящена одному из выдающихся произведений Мейсенской мануфактуры - сервизу графа фон Брюля. Оформление сервиза связано с темой водной стихии. В статье выявляется влияние произведений живописи, скульптуры, графики и художественного серебра, которые способствовали сложению пластического декора предметов сервиза.
Ключевые слова: фарфор, сервиз, скульптура, барокко, Мейсен. Кендлер, Эберлейн.
The object of this article is the famous work of the Meissen manufactory - the service of the count von Bruhl (Service with swans). Its decor is connected with the element of water. The influence of painting, sculpture, engravings and silver on decor of this service is revealed in this article.
Key words: porcelain, service, sculpture, baroque, Meissen, Kaendler, Eberlein.
Среди произведений Мейсенской мануфактуры особой значимостью отличается сервиз графа Генриха фон Брюля - саксонского премьер-министра. Этот парадный сервиз выполнен в 1737-1741 годах. Автором моделей предметов сервиза в основном был И.И. Кендлер, некоторые предметы выполнены по моделям И.Ф. Эберлейна.
Художественная программа сервиза складывалась на основе главной идеи, связанной с аллегорическим воплощением стихии воды. Первой побудительной причиной к этому стал смысл слова Брюль (фамилии графа), которое означает низменную, болотистую местность. Сложная образная система сервиза складывалась постепенно. Второе название этого знаменитого произведения фарфора - «Сервиз с лебедями», поскольку на большинстве предметов изображены лебеди. Мы выскажем нашу гипотезу о происхождении этого мотива в декоре сервиза. В Нюрнберге в 1680-х годах выполнялись серебряные изделия с изображением двух плывущих по воде
лебедей. В собрании Эрмитажа имеется такое серебряное блюдо (2, Нг 108). У автора данного текста почти нет сомнений в том, что Кендлер видел рельеф этих серебряных вещей, так как он фактически повторён на предметах сервиза Брюля. Кроме того, вспомним, что Кендлер применял практику повторения форм и декора серебра в фарфоре, в частности, при создании сервиза Сулковского. Фарфоровые предметы с изображением двух плывущих лебедей из сервиза Брюля опубликованы, в частности Берлингом и Менцхаузен (4, Abb. 101; 8, Abb. 111).
Йединг и Бауэр пишут о том, что на оформление сервиза Брюля также оказали влияние гравюры из издания «Neuvollstandiges Reiss-Buch» И.Л. Буггеля (Нюрнберг, 1700 год) (7, s. III/ 43).
Влияние ещё одного произведения стало очень важным для создания скульптурного декора сервиза Брюля. Мы имеем в виду картину итальянского художника Франческо Альбани (1578-1660) - мифологического мас-
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (40) март-апрель 2011 233-237
234 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 2 (40) март-апрель
тера школы Карраччи. Только в очень редких случаях в своём творчестве Альбани обращался к римской Maniera grande (например, «Христос и Магдалина» в собрании Лувра). В основном же, избегая духовных волнений и пафоса в своих произведениях и считая своей главной задачей приносить радость зрителям, он преднамеренно избирает главным своим жанром идиллию антикизированного характера (9, s. 177). Картина Альбани «Галатея в колеснице в виде раковины», вдохновившая Кендлера, находилась в Дрезденской галерее с 1722 г. (8, s. 20)
Террина (В.-47,5 см) со скульптурной композицией по оригиналу Альбани в настоящее время хранится в Национальном музее Стокгольма (7, N 108). Кендлер создал многофигурную группу и поместил её на сферической поверхности крышки террины. Галатея сидит в раковинообразной колеснице, влекомой по воде лебедями и сопровождаемой дельфинами и тритонами. Галатея изображена в спокойной изящной позе, фигура её отличается плавными очертаниями, созвучными контурам раковины. Более сложный ракурс имеют фигура тритона и, особенно, фигуры лебедей, показанные в сильном движении, что, вместе с игрой светотени, придаёт скульптурной группе динамичный характер.
Две террины более крупных размеров (В.-54,5 см) также имеют многофигурные композиции, которые в своём образном решении базируются на указанном живописном произведении Альбани (6, Abb. 22). Кендлер представил Галатею на плывущем дельфине, из ноздрей которого струятся потоки воды. Рядом с Галатеей - Амур, а над ними - развевающаяся на ветру драпировка. Композиция эта является олицетворением двух стихий одновременно. Драпировка, раздутая подобно парусу потоком воздуха и полная скрытой энергии, плавно спускается к воде, которая на своде крышки показана рыхлой массой. А сам свод, подобно «переломам» крыш архитектурных сооружений начала XVIII века, имеет уступ, рождающий игру светотени, которая вместе с волнистой контурной линией крыш-
ки, подчеркнутой золотом, создает впечатление подвижности и изменчивости. Таким образом, скульптура Кендлера является аллегорическим отражением новых открытий в науке и философии, и в частности выражением основополагающего признака окружающего мира - постоянного движения и изменения. И именно это стало одним из принципиальных отличий стиля барокко.
На сложение образной системы сервиза воздействие оказало одно из произведений Бернини, типологически относящееся к монументально-декоративной скульптуре. Фонтан Тритона на пьяцца Барберини был создан в 1630-х годах (1, с. 25). Этот фонтан являет собой еще один пример необыкновенного умения Бернини претворять геральдический мотив или стилизованную схему в пластическую композицию, пронизанную естественной органической жизнью. Примечательно использование в трактовке фигур дельфинов мотива спирали, заключающей в себе застывшую энергию, напряжение.
Мотив тритона был использован при создании скульптурной вазы для конфет, опубликованной Берлингом (4, Та^ XIX). Если у Бернини тритон изображен трубящим в раковину, то в мейсенском сервизном предмете он поддерживает над головой чашу в виде раковины. Несмотря на сравнительно небольшие размеры скульптуры, здесь создан мощный барочный образ. Динамика плывущего по воде тритона передана и диагональю композиции, и спиралью закрученного хвоста (поддержанного спиралью раковины), и энергичными жестами, и напряженной мускулатурой фигуры. Подвижная стихия воды и воздуха - и в бегущих морских волнах основания, и в развевающихся от ветра прядях волос и бороды. В состав сервиза также входила скульптурная ваза в виде нереиды с чашеобразной раковиной над головой (4, N 104).
При создании в 1740-1741 годах канделябра для сервиза Кендлер использовал элемент, найденный Бернини для фонтана Тритона, а именно: большую раковину, на которой сидит это морское существо. В канделябре
Искусствознание 235
широкая раковина помещена примерно посредине осветительного прибора, и на ней располагается многофигурная группа: мужская фигура, нереида, два мальчика-тритона и дельфин. Дополняет этот ассоциативный ряд образов, символизирующих воду, тростник, пластически оформляющий стержень канделябра (10, N 518).
Помощником Кендлера Эберлейном был выполнен скульптурный кубок в виде трёх дельфинов, поддерживающих на хвостах раковину. Этот мотив был также воспринят от фонтана Бернини. Правда, раковина обрела здесь гораздо более глубокую ёмкость, превратившись в чашу. Фигуры дельфинов спиралеобразно охватывают опору кубка. Льющаяся изо рта дельфинов вода в данном случае изображена пластически. Мотив движения подчёркнут динамичной волнистой линией верхнего края предмета (11, Abb. 97).
На создание предметов сервиза графа Брюля оказал влияние ещё один художник -Жюст-Орель Мейссонье (1693-1750). Он был архитектором, рисовальщиком, живописцем и серебряных дел мастером. В 1725 году он стал преемником Берена в должности королевского рисовальщика. Мейссонье прославился серией из 120 гравюр, в которых представлены проекты для оформления архитектуры, интерьеров, мебели, серебра и бронзы.
При выполнении подсвечников сервиза графа Брюля в качестве образца была использована гравюра по оригиналу Мейссонье 1728 году (5, р. 25). Модель фарфорового подсвечника была подготовлена Эберлейном в 1739 году. Этот осветительный прибор имеет трёх-частный, изогнутый по вертикали в виде вздымающихся завитков цоколь, который по краю украшен тремя скульптурными раковинами. Вокруг стержня спиралевидно (на волютооб-разных завитках) расположены два путти. Стержень декорирован спирально закрученными рельефными листьями тростника. Таким образом, в структуре подсвечника имеются два явных элемента, связанных с водной стихией, - раковины и тростник. Здесь есть также и скрытый, зашифрованный мотив, пе-
реданный скорее символически и схематически. Это мотив вздымающейся волны в нижней части предмета. А в целом, в силу наличия и преобладания криволинейных, спирально изогнутых элементов, это произведение, насыщенное пульсацией жизни, динамикой и внутренней энергией, бесспорно, является одним из ярких образцов стиля барокко. Однако в нём заключены и симптомы новой, нарождающейся стилистики рококо, о чём будет сказано ниже.
Теперь обратимся к проблеме ансамбля, единства всех элементов композиции сервиза графа Брюля. Для нас важно выявить общие принципы, связующие отдельные части комплекта в единое целое.
Во-первых, единство ансамбля обусловлено замыслом, который продиктован главной идеей - создать образную систему, связанную с водной стихией. Во-вторых, цельность композиции обеспечивается единым масштабом предметов сервиза (продиктованным его функциональным назначением) и общностью ритмического построения.
Кендлер, решая задачу скульптурного декора сервиза в антропоморфном её аспекте, обращается не к абстрактным фигурам, а к персонажам античной мифологии, которые связаны с водной, точнее, морской стихией. Так возникают образы Галатеи, тритонов и нереид. Эти скульптуры украшают террины (в качестве наверший, а также фигурных ручек), осветительные приборы и вазы. Наряду с мифологическими, фантастическими образами Кендлер и Эберлейн используют образы реальных существ, в частности дельфинов и рыб. Тритоны служат опорами большинства террин и кубков (раковинообразных), а также входят в многофигурные композиции. Фигура дельфина с путто является в отдельных случаях навершием террин (10, N 508). В структуре этих же террин участвуют фигуры рыб в качестве ручек. Особенно важна роль образа рыбы в декоре чайно-кофейной части сервиза Брюля. Ручки кофейников, сливочников, чашек выполнены в виде рыб.
В образной системе сервиза особая роль
236 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 2 (40) март-апрель
принадлежит водоплавающим птицам, и в первую очередь лебедям, в связи с чем сервиз получил своё второе название. И здесь надо отметить, что художниками был выбран именно лебедь ещё и потому, что уникальная среди птиц белизна его оперения как нельзя лучше выявляла драгоценную белизну сравнительно недавно изобретённого в Европе фарфора. Образ лебедя использован в сервизе в трёх вариантах: 1) на зеркале плоскостных предметов в виде низкого подглазурного рельефа; 2) в виде высокого рельефа в обрамлении герба Брюля-Коловрат; 3) как круглая трёхмерная скульптура, которая одновременно имеет функциональное назначение (кофейников, чайников, соусников, осветительных приборов) (4, Abb. 99, 100). Что касается трёхмерного изображения лебедей, то они воплотили в себе лучшие черты анималистической скульптуры Кендлера. В передаче строения птиц и их оперения скульптор точно следует натуре. Виртуозное владение материалом, высочайший артистизм Кендлера позволили ему создать образы, при восприятии которых у зрителя возникает иллюзия реальности.
Помимо тематической общности декора сервиза, чрезвычайно важна общность стилистическая. Используя античные образы, Кенд-лер и Эберлейн трактуют их в соответствии с принципами барокко. Фигуры изображены в движении, в сложных ракурсах. Эти персонажи активны - они плывут по воде, общаются между собою, улыбаются. Предметы сервиза отличаются сложным пластическим решением. Будучи синтетичными по своему характеру (включающими рельефы, трёхмерную скульптуру и роспись), они создают впечатление живописности.
Особенно важны принципы ритмического построения. В сервизе Брюля общность и единство ритмов обеспечены образами природы. Плавные, мягкие, криволинейные, округлые очертания антропоморфных и зооморфных мотивов, очертания водяных растений, а также волнистые линии и завитки, передающие плавно перекатывающиеся или вздымающиеся массы воды, - все эти ритмы рождены
природои, и в этом залог их гармонического единства. При этом динамика ритмов, их напряжённость, отражающая постоянное движение окружающего реального мира (и универсума в целом), является одним из самых характерных признаков стилистики барокко. Сама водная стихия является олицетворением движения мира.
На наш взгляд, особого рассмотрения заслуживает стилеобразующая роль мотива раковины. Источником вдохновения, без сомнения, является фонтан Тритона Бернини, поскольку в этом произведении сконцентрированы основополагающие принципы искусства барокко. В декоре предметов сервиза Брюля мотив раковины, пожалуй, играет ключевую роль, при том, что интерпретации его разнообразны и подчас неожиданны. Если у Бернини на раковине помещена одна фигура Тритона, то у Кендлера в канделябре сервиза - многофигурная группа. Эберлейн в своей вазе-кубке почти цитирует Бернини. Кендлер размещает на створке раковины сначала туло-во террины, а затем рюмочной передачи и кофейника (6, Abb. 110). В скульптурных вазах тритон и нереида несут раковины над головой (4, Taf. XIX). От Мейссонье Кендлер и Эбер-лейн восприняли мотив малой раковины в декоре осветительных приборов. Мы его видим в канделябре, равномерно чередующимся. И ещё одна интерпретация этого мотива, неожиданная и остроумная. Плоскостные, центрические предметы сервиза, помимо изображения двух плывущих лебедей, декорированы рельефом, как бы воспроизводящим ребристую поверхность створчатых раковин (3, N 118). Рёбра, исходящие радиально от центра предмета, имеют «S»-образную форму, так что создаётся впечатление центробежного движения. Динамика проявилась и в ярко выраженных волнах, по которым плывут лебеди, и в волнистом крае борта. И в целом, мотив раковины во всех вариантах в декоре сервиза своей плавно изогнутой природной (rustic) формой и криволинейными, динамичными контурами соответствует основным принципам барокко.
Искусствознание 237
Ещё одна важнейшая проблема эпохи -века Просвещения - возникает в связи с декором сервиза графа Брюля - отражение естественнонаучных интересов времени. Велико было значение кунсткамер и специальных изданий по зоологии и ботанике. Кабинет натуральных редкостей был и при саксонском дворе Августа III в Дрездене. Для нас очень важно, что в январе 1738 года Кендлер в течение трёх дней выполнял специальные зарисовки в этом кабинете для сервиза графа Брюля, в частности он рисовал разнообразные раковины (10, s. 120). Это документально зафиксировано. Из реалистически исполненных мелких раковин из фарфора на крупных предметах сервиза впоследствии были составлены декоративные гирлянды. Фарфоровые веретёнооб-разные и двухстворчатые раковины имеют абсолютно естественную форму и окраску, так что создаётся полная иллюзия натуралий. Помимо морских раковин в гирлянды добавлены раковины улиток, причём их спирали прописаны кистью и подчёркнуты яркими красками. Это сделано преднамеренно, поскольку чётко осознавалась знаковая роль этого мотива в художественном языке барокко в целом и в художественно-образном реше-
нии сервиза Мейсенской мануфактуры в частности.
В декоре сервиза графа Брюля нашли выражение также и симптомы нарождающегося нового стиля рококо. Новые черты, новые элементы появлялись в рамках барокко и органично развивались на основе именно барочной стилистики. Постепенные сдвиги в сторону асимметрии возникали благодаря специфике художественных принципов барокко. Следуя антиклассическим установкам, в частности, скульптурный декор террин становится асимметричным: нереиды здесь анти-фронтальны и антистатичны.
В результате они повернулись в разные стороны. В подсвечнике по оригиналу Мейс-сонье - преднамеренный уход от уравновешенности и статики. Все элементы относительно центральной оси - асимметричны. Интересно, что специфика композиции этого подсвечника продиктовала и орнаментальное решение общего для всех предметов сервиза элемента - гербового щитка. Мейсенские художники, помещая герб на подсвечнике, невольно подчинились его асимметрии. Возник своего рода новый модуль, который и воспроизвели на всех предметах сервиза.
Примечания
1. Буссальи, М. Бернини / М. Буссальи. - М., 2000.
2. Лопато, М. Н. Немецкое художественное серебро в Эрмитаже: [каталог] / М.Н. Лопато. - СПб., 2002.
3. Bauer, M. Deutsches Porzellan des 18. Jahrhundert / M. Bauer. - Frankfurt am Mein, 1983.
4. Berling, K. Das Meissner Porzellan und seine Geschichte / K. Berling. - Leipzig, 1900.
5. Fleming, J. The Pinguin Dictionary of Decorative Arts / J. Fleming, H. Honour. - L., 1979.
6. Groger, H. Johann Joachim Kaendler, der Meister der Porzellans / H. Groger. - Dresden, 1956.
7. Jedding, H. Europaisches Porzellan / H. Jedding. - Munchen, 1974.
8. Menzhausen, I. Alt-Meissner Porzellan / I. Menzhausen. - Berlin, 1988.
9. Riegl, A. Die Entstehung der Barockkunst in Rom / A. Riegl. - Wien, 1923.
10. Ruckert, R. Meissner Porzellan. 1710-1810 / R. Ruckert. - Munchen, 1966.
11. Walcha, O. Meissner Porzellan / O. Walcha. - Dresden, 1973.