Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2019, №6
УДК 323.11; 327.83 Ольга ШИМАНСКАЯ
ЕВРОПЕЙСКИЕ ЦЕННОСТИ И РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В РЕСПУБЛИКЕ МОЛДОВЕ
Аннотация. В статье рассматривается влияние религиозного фактора на общественно-политическую жизнь Республики Молдовы (далее РМ) в условиях постсоветского транзита. С обретением суверенитета в РМ формируется соответствующая мировым и европейским стандартам демократическая кооперационная модель государственно-конфессиональных отношений, отражённая в Конституции 1994 г. и Законе «О свободе совести, мысли и вероисповедания» от 2007г. Европейские ценности отражены в принципах отделения, невмешательства, нейтральности и толерантности по отношению к религии со стороны законодательства и органов государственной власти. В то же время официальная статистика и данные социологических мониторингов религиозной ситуации в РМ показывают один из самых высоких уровней религиозности её населения в динамике мировых показателей. 92% населения считают себя православными, 13% воцерковлёнными, показывая высокий индекс доверия к Церкви и разделяя религиозные ценности. Религиозный традиционализм выступает показателем национально-культурной идентичности населения РМ в условиях политической нестабильности, стремительной смены политических сил в Парламенте и ценностной дихотомии между мощными полюсами притяжения: Российской Федерации и Европейским Союзом.
Ключевые слова: идентичность, православие, религия, Республика Молдова, секуляризация, традиционализм.
Влияние религиозного фактора на общественно-политические процессы связано со сложившейся в том или ином регионе, стране религиозной ситуацией, то есть таким положением дел в обществе, которое характеризуется наличием, характером и интенсивностью религиозных проявлений, динамикой и направленностью их изменений, характером и степенью их воздействия на общество1. Религиозный традиционализм выступает показателем национально-культурной идентичности населения Республики Молдовы в условиях политической нестабильности, стремительной смены политических сил в Парламенте и ценностной дихотомии между мощными полюсами притяжения: Российской Федерации и Европейским Союзом. Выступает ли религиозный фактор в РМ стабилизатором общественно-политической жизни последних трёх десятилетий независимости?
Республика Молдова - государство, признающее приоритет международного права над национальным в области защиты прав и свобод личности, где «свободное развитие человеческой личности, справедливость и политический плюрализм являются высшими ценностями и гарантируются» . Конституция в ст. 10 признаёт право граждан на сохранение, развитие и вы-
© Шиманская Ольга Константиновна - кандидат философских наук, доцент, старший научный сотрудник Центра исследований проблем религии и общества ИЕРАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. E-mail: [email protected]. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran6201999116120
1 Лопаткин Р.А. Конфессиональный портрет России: к характеристике современной религиозной ситуации. URL: http://www.ateism.ru/articles/lopatkin01.htm (дата обращения: 07.07.2013).
2 Статья 1. Конституция Республики Молдова от 29.07.1994. URL: http: //www.p arl ament. md/C adrulL egal/Constitu
ражение этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности. В ст. 31 Конституции свобода совести гарантируется, и она должна проявляться в духе терпимости и взаимного уважения, в отношениях между религиозными культами запрещаются любые проявления вражды. Религиозные культы отделены от государства, но между ними и государством конституционно закреплены отношения социального партнёрства для взаимодействия в армии, тюремном, больничном и сиротском служении. Закон РМ от 2007 г. «О свободе совести, мысли и вероисповедания» при раскрытии общих положений специально утверждает и развёртывает необходимые дефиниции, связанные со свободой совести и вероисповеданий, такие как: религиозный культ, религиозная община, религиозное учреждение, религиозные убеждения, религиозная деятельность, верующий, руководитель религиозного культа, служитель религиозного культа, культовое сооружение, культовые предметы, богослужение и, наконец, чрезмерный прозелитизм. Принципами отношения государства и религиозных культов выступают апробированные во многих странах Евросоюза: отделение, невмешательство, нейтральность и толерантность1. Эти принципы накладывают симметричные обязательства и на деятельность религиозных культов в отношении политического процесса, так ст. 15 «Государство и религиозные культы» гласит: «Религиозные культы и их составные части должны воздерживаться от публичного высказывания или проявления своих политических предпочтений и покровительства какой-либо политической партии или общественно-политической организации» . Нейтральность, в свою очередь, не означает полной сепарации и приватизации религии в современном молдавском государстве, поскольку оно признаёт особую важность и первостепенную роль Молдавской православной церкви в жизни, истории и культуре народа РМ. То есть публично-правовой статус Молдавской православной церкви свидетельствует о формирующейся кооперационной модели государственно-конфессиональных отношений, соответствующей общим ценностным ориентациям большинства молдавских граждан.
На 2014 г. Национальное Бюро Статистики даёт такие показатели отношения к вопросам свободы совести и религиозной принадлежности у граждан РМ: из 2 804 801 человек, участвующих в переписи, 2 611 759 дали ответ о своей мировоззренческой ориентации и 193 тыс. (6,9 % от населения страны) не сочли необходимым отвечать на этот вопрос, к агностикам себя причислили 427 чел., к атеистам - 5515 чел. По религиозной принадлежности 2 528 152 или 96,8% населения - православные, старообрядцы (совокупно по двум основным направлениям: поповцы - Русская Православная Старообрядческая Церковь и беспоповцы - Древле-православная Поморская Церковь) - 25353, католики - 2745, евангельские христиане - 2291, евангельские христиане-баптисты - 25 380, христиане веры евангельской - 4812, адвентисты седьмого дня - 9063, пятидесятники - 4393, Свидетели Иеговы - 17 341, представители иудаизма - 584, мусульмане - 2009, другие религиозные группы - 8564. Согласно данным официальной статистики число православных за десять лет возросло в 1,3 раза по сравнению с переписью 2004 г.
Беспрецедентная, по сравнению с иными государствами постсоветского пространства,
tion/tabid/151 /language/ru-RU/Default.aspx (дата обращения: 09.10.2019).
Мирошникова Е.М. Кооперационная модель государственно-церковных отношений: опыт и проблемы. М., 2007. С. 24-27.
2 Закон Республики Молдова 2007 г. от 11 мая 2007 г. №125-XVI «О свободе совести, мысли и вероисповедания». ULR: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=22043 (дата обращения: 23.09.19).
3 Примечание: Многие старообрядцы традиционно уклоняются от переписи населения. По мнению заведующей археографической лабораторией МГУ им. М.В. Ломоносова Н.В. Литвиной количество их, по меньшей мере, вдвое больше, чем указано в данных государственной переписи.
4 Население по религии, полу и возрастным группам в 2014 г. Перепись населения и жилищ в Республике Молдова, 12-25 мая 2014 г. Национальное Бюро Статистики Республики Молдова. URL: http://statistica.gov.md (дата обращения: 17.11.2019).
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2019, №6
православная паства в организационном отношении разделена между двумя церковными юрисдикциями. Первая это Православная церковь Молдовы (Молдавско-Кишинёвская митрополия) - самоуправляемая с 1992 г. часть Русской православной церкви, возглавляемая митрополитом Кишинёвским и всея Молдовы Владимиром (Кантаряном), постоянным членом Священного синода РПЦ. Вторая - Бессарабская митрополия Румынской православной церкви под руководством митрополита Петра (Пэдурару), история её образования уходит в межвоенный период, а в современности она была официально зарегистрирована правительством РМ в 2002 г. Как известно, православные приходы, так же как и органы государственной власти, не ведут количественного учёта прихожан, но по оценкам аналитиков большая часть православных Молдовы входит в состав Православной церкви Молдовы, находящейся в юрисдикции Московского Патриархата - около 86% верующих. За Бессарабской митрополией в составе Румынской православной церкви - около 11% верующих1. Приоритетность выбора той или иной церкви для молдавских верующих не простая техническая формальность, она определяет социально-политические позиции общин, взгляды и ценностные ориентации людей, из которых они состоят. Речь идёт о выборе будущего развития для страны, её геополитического самоопределения между крупнейшими региональными центрами притяжения: Европой и Россией. Молдавская православная церковь входит в каноническое пространство Русской православной церкви и является её автономной частью, что ориентирует её клир и верующих на культуру и традиции «русского мира». Бессарабская же митрополия имеет очевидную прорумынскую ориентацию вплоть до объединения Молдовы и Румынии.
Молдова продолжает оставаться одной из самых религиозных стран мира и входит в число шести стран (наряду с Македонией, Сербией, Румынией, Пакистаном и Малайзией), где растёт уровень религиозности населения2. Эти данные подтверждаются и последним масштабным исследованием 2017 г. Pew Research Center - 92% опрошенных в Молдове считают себя православными, 13% посещают церковь еженедельно (в России - 6%), 63% отмечают, что им чрезвычайно важно быть православными для осознания своей национальной идентич-ности3. Роль религии в общественно-политической и культурной жизни РМ значительна, так как большое количество религиозного населения, по мнению О.А. Бабенко, руководителя Бю-
„4
ро межэтнических отношений , дополняется значительным уровнем его воцерковлённости, постоянным участием в воскресных службах и жизни приходов, знанием молитв, праздников, постов, финансовой поддержкой духовенства и т.д.5
Надо сказать, что большая часть Молдовы была присоединена к СССР в 1940 г. и избежала жёстких антирелигиозных гонений, а население, преимущественно крестьянское, сохранило высокий уровень традиционной религиозной культуры. РМ единственная страна постсоветского пространства, где согласно исследованию Pew Research Center респонденты при сравнении оценки значения религии в позднесоветский и современные периоды полагают, что её уровень в 70-80 гг. ХХ в. был выше, чем сейчас на 10%. Принадлежность к православию у 50% опрошенных в РМ тесно связана с ощущением принадлежности к национальной культуре, с чувством национальной гордости, с убеждённостью в необходимости связей меж-
1 Спрынчанэ Виталие Бог в «зонах пограничья». URL: https://camegieendowment.org/files/PeC 59 45-58.pdf (дата обращения: 30.11.2019).
2 Синелина Ю.Ю. Религия в современном мире. [Электронный ресурс]. URL: http://www.isprras.ru/pics/ File/tochka zrenia/Sinelina%20Religion%20in%20a%20modern%20world1.pdf (дата обращения: 10.03.2015).
Религия и национальная принадлежность в Центральной и Восточной Европе. URL: http s: //www.p ewre search. Org/wp-content/uploads/sites/7/2017/05/CEUP-Overview-Russian-FOR-WEB.pdf (дата обращения: 26.11.2019).
Примечание: Бабенко Олег Андреевич, доктор философских наук, проф., ректор Славянского университета, возглавлял Бюро межэтнических отношений Республики Молдовы в 2015 - авг. 2019 г.
5 Архив автора. Интервью с Бабенко О.А. Кишинёв, 11.08.2019.
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2019, №6
ду национальной церковью и государством. Гарантом сохранения национально-религиозной идентичности, противовесом Западу у 61% населения республики, должна выступать Россия. Это мнение большинства граждан республики поддерживает в своих выступлениях и ныне действующий глава государства, постоянно говорящий о значении православия как смысло-образующего ядра молдавского этноса, его культуры и политических ценностей, основанных на единстве православного мира, гарантом которого выступает Русская православная церковь.
Сразу после своего избрания в 2017 г. президент Республики Молдовы Игорь Додон на встрече с Патриархом Кириллом заявил: «Я считаю, что без православной веры, без наших традиций у Молдовы нет будущего. Молдова нуждается в партнёрстве с Россией, Молдова, безусловно, нуждается в сохранении и укреплении нашей Православной Церкви»1. По мнению президента, единство православной церкви будет способствовать диалогу с Приднестровьем, поможет восстановить единство страны. Позже в ходе визита в Москву в январе 2019 г. президент Молдовы И. Додон встретился с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и председателем Совета Федерации Федерального Собрания РФ Валентиной Матвиенко. Он заверил Патриарха Кирилла, что народ Молдовы навсегда сохранит единство с Русской Православной Церковью. От имени молдавского народа президент поздравил Патриарха Кирилла с 10-летием его вступления на Первосвятительский престол, выразил благодарность за заботу
0 Православной Церкви Молдовы, являющейся неотъемлемой частью РПЦ. Он подчеркнул вклад Предстоятеля в празднование 200-летия Молдавской митрополии и в канонизацию первого российского митрополита Кишинёвского и Хотинского святителя Гавриила Бэнулеску-Бодони. Высказываясь за сохранение единства православного мира, И. Додон повторил свою инициативу о проведении Собора Православных Церквей на территории Республики Молдо-вы2. Характеризуя риторику и действия политического истэблишмента РМ в 1990-е и нулевые годы в отношении религии вообще и православия в частности А.А. Красиков отмечал: «Относительно меньше других головной боли доставила Москве Молдавия»3, хотя проблема остаётся открытой и зависит от множества внутренних и внешних обстоятельств.
Но не только на официальном уровне президент Молдовы подчёркивает значение православной церкви в межгосударственных и внутригосударственных отношениях, он вслед за своими избирателями показывает себя православным верующим, с христианскими взглядами на семью, культуру, смыслы бытия. Во время Великого поста в марте 2019 г. он посещает вместе с супругой женский монастырь «Святые мироносицы Марта и Мария» в селе Хаджимус Каушанского района, а впечатлениями от красоты места и удовольствия общения с насельни-цами монастыря и прихожанами делится в социальных сетях: «Убеждён, что наша православная вера - это одна из основ государственности Республики Молдовы и залог процветания нашей страны; это сокровище, доставшееся нам в наследство от предков»4. Вероучительный, культурный, объединяющий потенциал русского православия не теряет значения для высшего политического руководство РМ, находя отклик у широких слоёв многоэтничного молдавского электората.
Православие стало значимым политическим фактором в РМ, потому что церковь «превратилась в фундамент идентичности молдавской нации и её независимой государственно-
1 Без православной веры у Молдовы нет будущего. Игорь Додон. ULR: https://foma.ru/bez-pravoslavnoy-veryi-u-moldovyi-net-budushhego-igor-dodon.html (дата обращения: 30.11.2019).
Президент Молдовы - Патриарху Кириллу: «Наш народ навсегда сохранит единство с Русской Православной Церковью». URL: https://www.kp.md/daily/26936.4/3987085/ (дата обращения: 29.11.2019).
3 Красиков А.А. Глобализация и православие. Религия и глобализация на просторах Евразии. Под ред. А. Мала-шенко и С. Филатова. М., 2009. С. 71.
4 Додон: Православная вера - сокровище, доставшееся нам в наследство от предков. URL: http: //aif. md/dodon-pravoslavnaja-vera-sokrovishhe-dostavsheesja-nam-v-nasledstvo-ot-predkov (дата обращения: 30.11.2019).
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2019, №6
сти, угрозой для которых являются унионизм (поглощение Молдовы Румынией), а также ультралиберализм и секуляризм, как нормы, навязываемые Европейским союзом»1, - отмечает Р.Н. Лункин.
Поэтому современное общество Молдовы находится в поиске точки баланса между ценностями многократно апробированного в последние три десятилетия религиозного традиционализма и современными неизбежно наступающими надэтническими и секулярными императивами глобализации. Сегодня религиозный фактор в РМ всё ещё продолжает оставаться стабилизатором общественно-политической жизни.
Список литературы
Красиков А.А. Глобализация и православие. Религия и глобализация на просторах Евразии. Под ред. А. Малашенко и С. Филатова, М., 2009. 340 с.
Мирошникова Е.М. Кооперационная модель государственно-церковных отношений: опыт и проблемы. М., 2007. 180 с.
References
Krasikov A.A. Globalizaciya i pravoslavie. Religiya i globalizaciya na prostorah Evrazii. Pod red. A. Malashenko i S. Filatova, M., 2009. 340 s.
Miroshnikova E.M. Kooperacionnaya model' gosudarstvenno-cerkovnyh otnoshenij: opyt i pro-blemy. M., 2007. 180 s.
Religious Factor in the Republic of Moldova and European Values
Author. Olga Shimanskaya, Candidate of Sciences (Philosophy), Associate Professor, Senior Researcher, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address: 11-3, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: [email protected].
Abstract. The article considers the influence of the religious factor on the socio-political life of the Republic of Moldova (hereinafter referred to as the RM) in the conditions of post-Soviet transit. With the acquisition of sovereignty in the Republic of Moldova, a democratic cooperative model of state-confessional relations corresponding to international and European standards is formed, which is reflected in the 1994 Constitution and the Law on Freedom of Conscience, Thought and Religion of 2007. European values are reflected in the principles of separation, non-interference, neutrality and tolerance towards religion from the side of legislation and public authorities. At the same time, official statistics and sociological monitoring of the religious situation in the Republic of Moldova show one of the highest levels of religiosity of its population in the dynamics of world indicators. 92% of the population consider themselves Orthodox, 13% are churched, showing a high index of trust in the Church and sharing religious values. Religious traditionalism is an indicator of the national-cultural identity of the population of the Republic of Moldova in conditions of political instability, a rapid change of political forces in the Parliament, and a value dichotomy between powerful poles of attraction: the Russian Federation and the European Union. The religious factor acts in Moldova as a stabilizer of the social and political life of the last three decades of independence.
Key words: Identity, Orthodoxy, religion, Republic of Moldova, secularization, traditionalism.
DOI: http://dx. doi. org/10.15211 /vestnikieran62019116120
1 Лункин Роман. Православие vs. европейские ценности: для Молдовы готовят «украинский сценарий». URL: https://eurasia.expert/dlya-moldovy-gotovyat-ukrainskiy-stsenariy/ (дата обращения: 25.10.2019).
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2019, №6