Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №5
УДК 327
Роман ЛУНКИН
ЦЕРКОВНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В МОЛДАВИИ В СВЕТЕ ПОЗИЦИИ РПЦ
Аннотация. В статье подчёркивается, что украинский кризис заставляет руководство Русской православной церкви (РПЦ) занимать сбалансированную позицию на постсоветском пространстве, в первую очередь, в Молдавии, где существует конкурирующая по отношению к РПЦ церковная юрисдикция, а также сепаратистские и унионистские прорумынские настроения. В итоге российско-украинского кризиса и произошедшего церковного раскола стали более выпукло видны собственные интересы РПЦ на постсоветском пространстве, которые далеко не всегда совпадают с устремлениями официальной внешней политики России, но пока ей не противоречат. В свете ситуации в Молдавии и на Украине можно сказать, что РПЦ старается не ссориться с любой властью, в целом поддерживает европейский вектор развития стран - соседей России (кроме попрания моральных библейских ценностей), но не терпит манипулирования Церковью в любых целях.
Ключевые слова: религиозность, веротерпимость, межрелигиозный диалог, государственно-церковные отношения, религиозный фактор, религия и политика.
Церковный раскол между РПЦ и Константинополем заставил Московский патриархат в ещё большей степени, чем прежде, соотносить свои действия в странах своей «канонической ответственности» с внутриполитической ситуацией и положением национальной церкви. Фактически украинский кризис заставляет руководство РПЦ занимать сбалансированную позицию, прямо не поддерживать пророссийских политиков за рубежом или, по крайней мере, делать это осторожно1. Ситуация с отменой визита патриарха Кирилла в Молдавию в конце октября 2018 г. показывает, насколько серьёзно нависает тень украинского сценария над национальными церквями в составе РПЦ, создавая новые интригующие сочетания обстоятельств.
Молдавская митрополия является самоуправляемой церковью в составе РПЦ, наряду с другими церквями с аналогичным статусом в Латвии, Эстонии, РПЦ Заграницей. В Молдавии 6 епархий и более 1200 приходов, митрополия обладает большим общественным влиянием не только в силу того, что подавляющее большинство населения относит себя к числу православных, но и за счёт сохранения массовой сельской религиозности. Однако наряду с митрополией РПЦ с 1992 г. существует непризнанная Москвой Бессарабская митрополия Ру-мын-ского патриархата (около 100 приходов), которая получила регистрацию лишь в 2002 г. по ре-шению Европейского суда по правам человека, который обязал власти признать «раскольников», несмотря на протесты РПЦ. Таким образом, более 20 лет существует конфликт между Московским и Румынским патриархами за территорию Молдавии. Он отражает поли-
© Лункин Роман Николаевич - кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества ИЕ РАН, заместитель главного редактора журнала «Современная Европа». Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. E-mail: romanlunkin@gmail.com.
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran52018204208
1 Филатов С.Б. Русская православная церковь за пределами русских границ - что это значит для церкви и общества? Религиозные миссии на общественной арене: российский и зарубежный опыт [колл. моногр.]. Под ред. А.А. Красикова и Р.Н. Лункина. М., ИЕ РАН, 2016. С. 59-64.
тическое противостояние России и пророссийских политиков с унионистами, которые провозглашают курс не только на ассоциацию с ЕС и включение в НАТО, но и на слияние с Румынией.
Молдавские политики в зависимости от своих взглядов поддерживают то митрополию РПЦ, то румынскую Бессарабскую митрополию. С 2011 г. митрополия РПЦ вступила в конфликт с правящими политиками из Демократической партии и другими сторонниками европейского выбора по поводу принятия закона о «недискриминации», который фактически легализовал однополые отношения, по поводу разрешения гей-парадов, которые сопровождались массовыми протестами православных активистов, а также по вопросу преподавания основ православия в школах (за обязательное преподавание православия при поддержке Церкви выступает лидер Народно-демократической партии Молдовы Валерий Пасат). Глава Православной церкви Молдовы в составе РПЦ митрополит Владимир (Кантарян) даже угрожал «малым отлучением» от церкви тем депутатам парламента, которые будут голосовать за аборты и однополые браки, но угрозы не были приведены в исполнение1. Владимир оказался под сильным давлением консерваторов, которые стали требовать смены митрополита и обвиняли его в мягкости и нежелании занимать жёсткую позицию по отношению к либералам в правительстве. Лидером фундаменталистов и главным критиком власти с тех пор стал епископ Бельцский и Фэлештский Маркелл (Михэеску), который призывал к публичным протестам, несмотря на запреты со стороны митр. Владимира. Радикальной группой консерваторов является Общество Матроны Московской во главе с прот. Анатолием Чибриком, известное тем, что срывало выступления о. Андрея Кураева, пикетировало гей-парады и обвиняло патриарха Кирилла в экуменизме. В ответ на активизацию православного протеста в молдавской прессе была устроена кампания по дискредитации митр. Владимира - появились сообщения о том, что якобы у него есть виллы, а отдыхает он на яхтах. Демократическая и Либерально-демократическая партии в 2013 г. в ответ на критику подняли вопрос о налогообложении Церкви.
Казалось бы с приходом к власти в 2016 г. пророссийского политика Игоря Додона ситуация стабилизируется. Тем более, епископ Маркелл открыто заявлял, что у христиан нет морального права голосовать за либерала Майю Санду, соперницу Додона на выборах (митр. Владимир лишь косвенно поддержал Додона). Но правительство и парламент оказались в руках противников Додона, что подготовило крайне неблагоприятную почву для визита патриарха Кирилла в Молдавию. Прежде всего, Игорь Додон оказался в очередной раз временно лишён полномочий в сентябре 2018 г., а и.о. президента Молдавии стал спикер парламента Андриан Канду, который и призывал обложить церковь налогами, а в начале 2018 г. подписал закон «о борьбе с российской пропагандой». Премьер-министр Молдавии Павел Филип в конце сентября 2018 г. потребовал вывода российских войск из Приднестровья.
В сложившейся ситуации церковный фактор стал для Игоря Додона чуть ли не ключевым. Как автокефалия для Петра Порошенко на Украине, помощь Церкви и какое-то значимое «событие» по подобию томоса оказались для Додона важными для победы в парламент-
1 Как в Молдавии отлучили от Церкви политиков, легализовавших гомосексуализм. 24.06.2013. Портал «Православие и мир». URL: https://www.pravmir.ru/moldavskaya-cerkov-ultimatum-grexu/
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №5
ских выборах в феврале 2019 г. В октябре президент Молдавии выразил уверенность в том, что «митрополия Молдавии навсегда сохранит единство с РПЦ», но этого ему показалось мало. Додон призвал провести Всеправославный собор, который даст оценку действиям патриарха Варфоломея, в Молдавии. Вскоре после этого визит патриарха Кирилла был сокращён, из графика посещения было исключено Приднестровье (Бендеры), как и во время визита 2011 г. (тогда в Приднестровской республике были выборы президента, и РПЦ решила не вмешиваться, визит патриарха в этот регион состоялся только в 2013 г.). 25 октября визит главы РПЦ, где значились Кишинев, Комрат и Бельцы, был отложен на неопределённый срок. Патриарх, как и в 2017 г., предпочёл принимать Додона в Москве в своей резиденции, сделав общие, ни к чему не обязывающие заявления1.
Как это ни парадоксально, самые успешные посещения патриархом Кириллом Молдавии были при антироссийски настроенных либералах, представителях «Альянса за европейскую интеграцию» президентах Марьяне Лупу (2011) и Николае Тимофти (2013). Они принимали главу РПЦ на высшем уровне, и этому не помешали протесты молдавских националистов, стоявших с плакатами «Республика Молдова не является провинцией Святой России», «Товарищ патриарх, религия не равно политика»2. Своего рода основополагающим стал визит патриарха в 2011 г., когда Марьян Лупу наградил патриарха Кирилла высшей наградой Молдовы - Орденом Республики. Для того чтобы понять подход главы РПЦ к молдавским политикам, которые находятся в конфронтации с Россией и православными консерваторами внутри Молдавии, важно привести слова патриарха Кирилла. В благодарность за тёплый приём, 9 октября 2011 г. патриарх подчеркнул: «Это посещение не несёт в себе никаких политических функций и не преследует целей каких бы то ни было политических консультаций - оно направлено на то, чтобы духовная жизнь людей, вне зависимости от политической конъюнктуры, складывалась таким образом, чтобы благочестивый православный народ Молдовы мог жить на основе тех духовных и нравственных принципов, которые с молоком матери впитывает каждое последующее поколение молдаван». Получив Орден Республики, патриарх уже напрямую объяснил свою миссию: «я не являюсь послом Российской Федерации, послом какого-либо государства. Я являюсь Патриархом Московским и всея Руси, чья юрисдикция -это неудачное слово, но мы используем его для описания служения Патриарха, - распространяется на все страны и все народы, которые входят в Московский Патриархат. Я приехал в Молдову не как гость и не как посланник Российской Федерации - я приехал сюда как Патриарх к своему народу, к своей Церкви. И любовь моя к Молдове, к её многострадальному народу, к её Церкви, героически сохранившей веру в народе, - такая же, как любовь к россиянам, украинцам, белорусам, казахам и многим-многим другим народам. Иногда бывает очень трудно понять со стороны эту наднациональную и надгосударственную миссию Патриарха. Я хотел бы сегодня заверить вас в том, что радости и скорби Молдовы и её народа - это мои радости и скорби». Молдавию патриарх называл не иначе как - «суверенная европейская
1 Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Президентом Республики Молдова И.Н. Додоном. 31.10.2018. URL: http://www.patriaichia.ru/db/text/5294223.html.
2 Патриарх Кирилл: Молдова между двумя мощными культурными традициями - латинской и славянской. 11.10.2011. Татьянин день. URL: http://www.taday.ru/text/1245583.html.
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №5
страна» (такой же подход РПЦ применяет и к Украине)1. Так предстоятель РПЦ поднял позицию Московской патриархии над схваткой политиков России и Молдавии и отделил её от конфликтов между митрополией и молдавскими либералами. Надо сказать, что после разрыва с Константинополем такую позицию для РПЦ занять уже сложнее, но генеральная линия всё равно осталась.
Такая сбалансированная позиция РПЦ особенно востребована, так как украинский раскол вернул в политику межцерковные противоречия в разных странах, прежде всего Европы. В Молдавии он заставил по-новому взглянуть на роль Бессарабской митрополии. Националисты, противники России, унионисты получили новую пищу для размышлений о том, как изъять церковную сферу из московской сферы влияния. В церковных кругах стала обсуждаться возможность договора между Румынским и Константинопольским патриархатами о «разделе» Молдавии, признании церковных прав на Бессарабию у Румынии и подчинении, к примеру, Гагаузии, Константинополю. Безусловно, всё это звучит утопично, но характерно само обсуждение ранее немыслимых вариантов «координации» ситуации со стороны патр. Варфоломея. Кажется, что это чересчур, но Варфоломей уже в ходе украинского раскола показал, что в церковной сфере для него и для местных политиков чересчур не бывает.
Позиция РПЦ на молдавской земле демонстрирует большую степень её независимости во внешнеполитической сфере и крайнюю мифологизацию образа Московского патриархата как «руки Кремля» и проводника идей «русского мира». Наоборот, в итоге российско-украинского кризиса и произошедшего церковного раскола стали более выпукло видны собственные интересы РПЦ на постсоветском пространстве, которые далеко не всегда совпадают с устремлениями официальной внешней политики России, но пока ей не противоречат. В свете ситуации в Молдавии и на Украине можно сказать, что РПЦ старается не ссориться с любой властью, в целом поддерживает европейский вектор развития стран - соседей России (кроме попрания моральных библейских ценностей), но не терпит манипулирования Церковью в любых целях - какую бы позицию не занимал политик в рамках противостояния России с Западом. В этом стремлении РПЦ остаться политически нейтральной есть желание быть главной традиционалистской силой для самых разных стран, где есть национальное православие и русская диаспора, а также в рамках общеевропейского тренда быть гражданской, а не только идеологической, силой общества2.
Список литературы
Европа XXI века. Новые вызовы и риски: [монография]. Под общей редакцией Ал.А. Громыко, В.П. Фёдорова. М., СПб.: Нестор-История, 2017. 584 с. (Серия: Старый Свет — новые времена). С 100-122.
Лункин Р.Н. Европейские церкви и демократические институты: возвращение религии
1 Святейший Патриарх Кирилл: Молдова и молдавский народ всегда будут в моем сердце. 09.10.2011. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1642995.html.
2 Европа XX века. Новые вызовы и риски: [монография]. Под общей редакцией Ал.А. Громыко, В.П. Фёдорова. М., СПб.: Нестор-История, 2017. 584 с. (Серия: Старый Свет - новые времена). C. 100-122.
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №5
или секуляризация христианства? Вестник Ленинградского государственного университета им. А С. Пушкина, №3, 2016. С. 168-178.
Филатов С.Б. Русская православная церковь за пределами русских границ - что это значит для церкви и общества? Религиозные миссии на общественной арене: российский и зарубежный опыт [колл. моногр.]. Под ред. А.А. Красикова и Р.Н. Лункина. М., ИЕ РАН, 2016. С. 59-64.
References
Evropa XXI veka. Novye vyzovy i riski: [monografija]. Pod obshhej redakciej Al.A. Gromy-ko, V.P. Fjodorova. M., SPb.: Nestor-Istorija, 2017. 584 s. (Serija: Staryj Svet — novye vremena). C. 100-122.
Lunkin R.N. Evropejskie cerkvi i demokraticheskie instituty: vozvrashchenie religii ili seku-lyarizaciya hristianstva? Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina, №3, 2016. S. 168-178
Filatov S.B. Russkaya pravoslavnaya cerkov' za predelami russkih granic - chto ehto znachit dlya cerkvi i obshchestva? Religioznye missii na obshchestvennoj arene: rossijskij i zarubezhnyj opyt [koll. monogr.]. Pod red. A.A. Krasikova i R.N. Lunkina. M., IE RAN. S. 59-64
The religious and political situation in Moldova in the light of the position of the Russian Orthodox Church
Author. Roman Lunkin, PhD (Philosophy), Leading Research Associate, Head of the Center for Religion and Society Studies, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences, Deputy Editorin-Chief of the Journal «Contemporary Europe», Expert of Kennan Institute. Address: 11-3, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: romanlunkin@gmail.com.
Abstract. The article dedicated to the analysis of the role of the Russian Orthodox Church in the Moldovian church situation. The author stated that Russian-Ukrainian crisis after 2014 forced the leadership of the Russian Orthodox Church (ROC) to take more balanced position on the postSoviet space, mainly in Moldova where exists the competing to the ROC the church jurisdiction and also the separatist and unionist pro-Romanian ideas. As a result of the Russian-Ukrainian crisis and the current church split between Moscow Patriarchate and Constantinople became more evident the interests of the Russian Church on its territory. Also appeared that church interests differ sometimes from the interests of the Russian foreign policy but not yet contradicting to it. In the light of the situation in Moldova and Ukraine Russian Church wants to have good relations with all authorities in general supporting the European vector of the progress of the countries-neighbors of Russia (besides the breaking of the bible values). In the same time the Church trying to avoid the manipulation from the state in any way, no matter what position the politician has in the struggle between Russia and West.
Key words. Religiosity, tolerance, interreligious dialogue, Church-State relations, religious factor, religion and politics.
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran52018204208
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №5