Научная статья на тему 'Европейские квалификационные рамки и подготовка бакалавров и магистров по направлению «Социальная работа» в России'

Европейские квалификационные рамки и подготовка бакалавров и магистров по направлению «Социальная работа» в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ РАМКИ / БАКАЛАВР СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ / МАГИСТР СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ / КОМПЕТЕНТНОСТНОСТЬ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фокин Игорь Владимирович

Цель статьи раскрыть общие требования, предъявляемые к подготовке бакалавров и магистров социальной работы в Евросоюзе. Поскольку в России разрабатываются госстандарты третьего поколения по направлению «социальная работа», то российским педагогам высшей школы необходимо знать и творчески использовать опыт европейских коллег в условиях вхождения в Болонский процесс. Сравнительный анализ зарубежного опыта позволил сформулировать основные требования к подготовке бакалавров и магистров социальной работы в Европе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фокин Игорь Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Европейские квалификационные рамки и подготовка бакалавров и магистров по направлению «Социальная работа» в России»

И.В. ФОКИН

ЕВРОПЕЙСКИЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ РАМКИ И ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «СОЦИАЛЬНАЯ

РАБОТА» В РОССИИ

Цель статьи - раскрыть общие требования, предъявляемые к подготовке бакалавров и магистров социальной работы в Евросоюзе. Поскольку в России разрабатываются госстандарты третьего поколения по направлению «социальная работа», то российским педагогам высшей школы необходимо знать и творчески использовать опыт европейских коллег в условиях вхождения в Болонский процесс. Сравнительный анализ зарубежного опыта позволил сформулировать основные требования к подготовке бакалавров и магистров социальной работы в Европе.

Ключевые слова: Европейские квалификационные рамки, бакалавр социальной работы, магистр социальной работы, компетентностность, Болонский процесс.

23 сентября 2005 года преподаватели, общественные деятели из учебных заведений всех европейских стран, где готовят профессионалов для различных сфер деятельности, собрались в Глазго (Великобритания) на конференцию «Обучение без границ», чтобы обсудить Европейские Квалификационные Рамки (ЕКР) European Qualifications Framework.

Что такое ЕКР? Это документ, отражающий требования к подготовке профессиональных кадров на основе компетентностного подхода, и который призван объединить квалификационные образовательные системы разных стран Европы. Его цель - обеспечить мобильность и непрерывность образования студентов и стать инструментом в разъяснении квалификации для работодателей, преподавателей и студентов.

ЕКР - рекомендательный документ. К 2010 году странам Евросоюза рекомендуется связать свои квалификационные системы с ЕКР, а к 2012 году предполагается, что требования к уровням образования будут везде одинаковые. Всего будет 8 уровней, включая бакалавриат и магистратуру. К 2012 году планируется, что национальные квалификационные рамки (КР) будут соотнесены с ЕКР так, что, например, соискатель работы из Венгрии, который прейдет наниматься на работу в Ирландии, сможет соотнести свою квалификацию с определенным уровнем ЕКР. Например, он будет иметь образование на «уровне 5», что будет понятно для работодателя. Каждой стране Евросоюза предложено разработать свои национальные КР на базе ЕКР.

В соответствии с решениями европейской

конференции в Глазго в странах Евросоюза были созданы национальные рабочие группы, которые подготовили соответствующие проекты КР по профессиям. Мы изучили КР, касающихся подготовки социальных работников в ряде стран. С нашей точки зрения, интересна позиция группы немецких коллег, которые под руководством Уль-риха Бартоша, Аниты Майл, Кристины Шпет подготовили национальные КР социального образования, которые развивают требования Европейских КР, и которые отражают видение немецких коллег относительно требований к подготовке на уровне бакалавра и магистра социальной работы. Эти КР приняты коллегиальным собранием представителей германских факультетов социальной работы в Берлине 31 мая 2006.(www.af-2.mail.ru/cgi-bin/readmsg/EAEA)

В преамбуле немецких КР подчеркивается, что в них на основе сравнительного анализа изучено и адаптировано к германским условиям все лучшее, что существует в национальных КР ряда европейских и неевропейских стран и документах Болонского процесса. Так же указано, что учтены позиции международных организаций (Международная федерация социальных работников и Международная ассоциация школ социальной работы и ряда других). В тоже время подчеркивается, что каждый факультет социальной работы может прагматично учитывать мнение и интересы преподавателей, студентов и работодателей при организации подготовки социальных работников.

На двух уровнях (бакалавра и магистра социальной работы) сформулированы профессио-

© И.В. Фокин, 2009

247

нальные требования в социальной работе, основанные на компетентностном подходе, по следующим видам активности социального работника: 1. Знание и понимание. 2. Описание, анализ и оценка. 3. Планирование и концептуальное развитие социальной работы. 4. Исследование в социальной работе. 5. Организация, исполнение и оценка в социальной работе. 6. Общие профессиональные способности и отношения в социальной работе. 7. Личностные характеристики и отношения.

Рассмотрим подробнее эти требования и то, как они сформулированы в соответствии с их отнесением к тому или иному уровню.

1. Знание и понимание

Общие требования: Знание и понимание выпускников основаны на том, что они оканчивают различные учреждениям высшего образования, а так же имеют различный по глубине предыдущий практический и предметно-специфический опыт. Они осваивают основательные и прочные знания теоретических и практических социальных наук, и прочные знания соответствующих научных дисциплин. Это основа для достижения различных квалификационных целей при обучении социальной работе. Выпускники могут формировать свои знания и понимание как в специализированных областях социальной работы, так и во всём спектре профессии.

Уровень выпускников-бакалавров: знание и понимание основанных научных разделов и методов социальной работы, а так же в какой-либо области обучения; систематичные знания важных теорий, моделей и методов социальной работы в национальном и международном контексте; критичное понимание ключевых проблем, концепций и лучших практических примеров в специализированной области, и в социальной работе в целом; интегрированное понимание методов, процедур и профессиональной этики социальной работы, где отраженный опыт формирует основу методической работы в определённых областях социальной работы, а также использование современной технической литературы; образцовое понимание и избранные углубленные актуальные знания в области исследования и развития социальной работы; критическая осведомлённость о всестороннем мульти-пред-метном контексте социальной работы.

Уровень выпускников-магистров: всестороннее знание и понимание научных сфер деятель-

ности социальной работы или отдельной области изучения, включая выбранные качественные и количественные методы социального исследования; углубленные знания и понимание теорий, моделей и методов социальной работы в национальном и международном контексте, соответствующие актуальному и предметному научному обсуждению; полное знание как актуальных национальных и международных исследований, как и развития в социальной работе.

2. Описание, анализ и оценка

Общие требования: Выпускники должны быть способны обозначить определения проблем в социальной работе в соответствии с их профессиональными знаниями и пониманием, и, если возможно, уметь определять задания, возникающие в полях исследования. Описание, анализ и оценка включают идентификацию задания и выделение определения специфических проблем.

Уровень выпускников-бакалавров: способность применять свои знания и понимание сознательно для обозначения и формулирования определений типичных проблем, взятых в расчёте обеспечения научных поисков и методов социальной работы; способность определять новые, неисследованные и необычные проблемы, и привлекать внимание к их дальнейшей разработке; способность применять свои знания и понимание сознательно для критического анализа услуг, процессов и методов социальной работы и её основных условий; способность подбирать адекватные аналитические методы и инструменты.

Уровень выпускников-магистров: способность участвовать автономно в актуальной научной дискуссии и проверять в какой области будет уместно описание и анализ; способность автономно применять научные методы для описания и анализа даже новых, неисследованных и нетипичных определений проблем в социальной работе, основанных на актуальной научной дискуссии; способность инструктировать коллег по специфике предмета, а так же анализировать новые, неисследованные и нетипичные определения проблем; способность выполнять соответствующий анализ внутренних и внешних взаимодействующих факторов и ответственную интеграцию в другие специализированные дисциплины в их собственной аналитической работе по специфическому предмету.

3. Планирование и концептуальное развитие

социальной работы

Общие требования: Выпускники в состоянии, на основе профессиональных знаний и понимания, самостоятельно планировать специальные процессы и работу социальных служб, развивать профессиональные концепции, в том числе междисциплинарные, если необходимо. Данная работа включает: рассмотрение возможных стратегий и методов решения проблемы, а так же критический выбор наиболее приемлемых стратегий и методов. При планировании принимаются во внимание индивидуальные и социальные особенности клиентов и социума, такие как условия проживания, а также последствия решения проблемы.

Предполагается, что выпускники могут работать в междисциплинарных условиях.

Уровень выпускников-бакалавров: способность использовать знания, умения и навыки для планирования и развития концепций в соответствии с требованиями социальной работы и специальными требованиями клиента и профессиональных стандартов; знание планирования и концептуальных методов, а также способность применять их в сложных ситуациях, не имеющих однозначного решения; знание смежных дисциплин и компетентность использовать данные знания для решения проблем. Выпускник должен планировать, действовать и контролировать свои действия в данном контексте; способность реа-лизовывать планы и концепции в работе команды.

Уровень выпускников-магистров: знания, умения и навыки развивать сложные стратегии для решения новых неизученных проблем на основе научной методологии, результатов новейших исследований и применять их для конкретных целевых групп населения; способность интегрировать межпрофессиональные/междисциплинарные научные исследования и развивающиеся процессы в планирование и концепции; способность самостоятельно определять требования соответствующего контроля и управления комплексными процессами внутри планирования и концепций социальной работе с населением.

4. Исследование в социальной работе

Общие требования: Выпускники должны на основе профессиональных знаний и понимания быть в состоянии применять соответствующие изученные методы для решения проблем иссле-

дования, сбора информации. Сбор информации состоит, как правило, из оценки научной литературы, исследования качественных и/или количественных характеристик, интерпретации эмпирических данных или анализа информации электронных СМИ. Выпускники так же должны знать, что вся собранная информация находить своё отражение в практике, в профессиональных и субъектно-специфических стандартах.

Уровень выпускников-бакалавров: умение идентифицировать, интерпретировать и интегрировать специальную литературу по предмету с помощью научного поиска; знание специальных периодических изданий, баз данных, специальных научных форумов по заданной теме и способность использовать классические и современные методы поиска; способность выполнять исследовательскую работу под непосредственным руководством, используя количественные и качественные методы исследования для интерпретации базы данных.

Уровень выпускников-магистров: способность идентифицировать информацию и данные с целью определения их источников и собирать эти данные; умение развивать проектно-иссле-довательскую деятельность и проводить (практически) исследование; способность проводить критический анализ и оценку имеющихся и дополнительных результатов исследования; способность развивать инновационные методы и стратегии на основе научного анализа; способность принимать участие в практических, методических и теоретических исследованиях по предмету.

5. Организация, исполнение и оценка в социальной работе

Общие требования: Выпускники на основе полученных знаний, способны организовывать и оценивать концепции и планирование. Для этого они должны иметь умения и навыки, как в оценке, так и в исследовательской деятельности, дидактике и методологии. Они должны быть способны оценить материальные и личностные ресурсы с целью трудоустройства и управления, быть в состоянии критически рассуждать и принимать во внимание индивидуальные особенности, такие как уклад жизни, социальные требования и результаты их деятельности, ее последствия. Они должны применять полученные знания, умения и навыки на практике.

Уровень выпускников-бакалавров: способность организовать, реализовать и оценить кон-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 2, 2009

249

цепции и планы в конструктивном и инновационном смысле, как теоретически хорошо финансируемые, так и нововведения; способность развивать вложенные ресурсы; иметь теоретико-направленный опыт соответствующей практики социальной работы; иметь опыт использования различных методов на практике в различных случаях; способность использовать различные методы оценки социальной работы.

Уровень выпускников-магистров: умения и навыки проверки и разработки методов социальной работы, а также эффективности этих методов; умения и навыки для разработки, поддержки современных качественных управленческих систем на основе научной методологии; знание и способность найти точки соприкосновения с другими научными дисциплинами и критическое отразить их негативное влияние на социальную работу; способность и умение организовывать, исполнять и оценивать что-либо самостоятельно.

6. Общие профессиональные способности и отношения в социальной работе

Общие требования: Выпускники должны обладать общими, не специально-предметными способностями, которые могут стать предпосылкой для успешной карьеры в профессиональной социальной работе. Они владеют основными компетенциями, которые являются результатом академического образования.

Уровень выпускников-бакалавров: способность работать, проявляя личную инициативу, как индивидуально, так и в команде; способность работать во взаимодействии с другими участниками процесса социальной работы и социального окружения, в том числе, используя различные источники информации; ответственность и четкое понимание рисков как своей деятельности, так и других; способность уважать интересы как клиентов, различных групп клиентов или систем, так и социального окружения; способность развивать стратегии для решения всевозможных проблем, принимая во внимание профессиональные и этические стандарты; способность к творчеству и ответственность в управлении проектами, управлении персоналом, и другом управлении; понимание необходимости и желание продол-

жить профессиональное образование и способность самостоятельно обновлять предметные и специальные знания и умения.

Уровень выпускников-магистров: углублённое осознание знаний и способностей уровня бакалавриата; способности руководить исследовательскими и практическими группами по различным дисциплинам и организовывать различные профессиональные подготовки на основе стандартов; способность нести ответственность за управление и руководство; способность проводить исследования на уровне национальных и международных проектов.

7. Личностные характеристики и отношения

Общие требования: Выпускники должны быть психически-уравновешенными людьми, с выраженным стремлением решать различные социальные проблемы как клиентов, так и общества в целом. Их самокритичность и отношение к делу позволяют им взять на себя выполнение определенных профессиональных ролей, принимая во внимание свои личностные качества и отношение к жизни на основе понимания жизни в целом, и конкретного человека в частности. Они достаточно независимы, чтобы определить пределы и возможности своей деятельности.

Анализ требований, которые разработали немецкие коллеги, позволяет сделать вывод о том, что им удалось, на наш взгляд, достаточно продуктивно подойти к определению основных про-фессионально-компетентностных характеристик, которые можно в определенной степени использовать при разработке ведущих требований по направлениям бакалавриата и магистратуры в российских ГОС ВПО третьего поколения по направлению «Социальная работа».

Учитывая ЕКТ и разработки европейских коллег, мы, нисколько не умоляем отечественные традиции и наработки в подготовке профессиональных социальных работников. Однако, принимая во внимание требования ЕКР, российские разработчики ГОС ВПО нового поколения, на наш взгляд, внесут свой вклад в создание единого образовательного пространства в объединяющейся Европе, сблизят отечественную систему социального образования с европейской и мировой, обогатят ее с пользой для российских педагогов, студентов и работодателей в рамках реализации в России Болонского процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.