Научная статья на тему 'Европейская ассоциация по библиотечно-информационному образованию и исследованиям (Euclid): опыт создания регионального объединения'

Европейская ассоциация по библиотечно-информационному образованию и исследованиям (Euclid): опыт создания регионального объединения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
библиотечно-информационное образование / Европейская ассоциация по библиотечно-информационному образованию и исследованиям (EUCLID) / Привилегированный институт библиотечных и информационных работников – (Chartered Institute of Library and Information Professionals – CILIP). Российская библиотечная ассоциация. ИФЛА / library and information education / European Association for Library and Information Education and Research (EUCLID) / Chartered Institute of Library and Information Professionals (CILIP) / Russian Library Association / IFLA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лиховид Татьяна Фёдоровна

Рассмотрена история создания, задачи и основные направления деятельности Европейской ассоциации по библиотечно-информационному образованию и исследованиям (EUCLID). Показан опыт ряда национальных библиотечных ассоциаций в области профессионального образования. Отмечены документы ИФЛА, связанные с совершенствованием библиотечно-информационного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

European Association for Library and Information Education and Research (EUCLID): Case Study of Establishing a Regional Association

The article describes the formation, objectives and major lines of activity of EUCLID – European Association for Library and Information Education and Research. The author reviews the experience of a range of national library associations concerning professional education. IFLA documents connected with the improvement of library information education are indicated.

Текст научной работы на тему «Европейская ассоциация по библиотечно-информационному образованию и исследованиям (Euclid): опыт создания регионального объединения»

ИЗУЧАЕМ ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ. ЛИХОВИД Т. Ф. ЕВРОПЕЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ПО БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ И ИССЛЕДОВАНИЯМ (EUCLID): ОПЫТ СОЗДАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

Рассмотрена история создания, задачи и основные направления деятельности Европейской ассоциации по библиотечно-информационному образованию и исследованиям (EUCLID). Показан опыт ряда национальных библиотечных ассоциаций в области профессионального образования. Отмечены документы ИФЛА, связанные с совершенствованием библиотечно-информационного образования.

Ключевые слова: библиотечно-информационное образование, Европейская ассоциация по библиотечно-информационному образованию и исследованиям (EUCLID), Привилегированный институт библиотечных и информационных работников - (Chartered Institute of Library and Information Professionals - CILIP). Российская библиотечная ассоциация. ИФЛА.

Likhovid T.F.

European Association for Library and Information Education and Research (EUCLID): Case Study of Establishing a Regional Association

The article describes the formation, objectives and major lines of activity of EUCLID - European Association for Library and Information Education and Research. The author reviews the experience of a range of national library associations concerning professional education. IFLA documents connected with the improvement of library information education are indicated.

Keywords: library and information education, European Association for Library and Information Education and Research (EUCLID), Chartered Institute of Library and Information Professionals (CILIP), Russian Library Association, IFLA

ИЗУЧАЕМ ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ. ЛИХОВИД Т. Ф. ЕВРОПЕЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ПО БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ И ИССЛЕДОВАНИЯМ (EUCLID): ОПЫТ СОЗДАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

Международные, региональные и национальные библиотечные ассоциации уделяют большое внимание развитию профессионального библиотечно-информационного образования. Однако специализированных организаций, объединяющих профессионалов библиотечно-информационных школ и представляющих их интересы, не так много.

Старейшей из них является американская Ассоциация по образованию в области библиотечных и информационных наук (Association for Library and Information Science Education -ALISE). Ассоциация была создана еще в 1915 г. и до сих пор эффективно осуществляет многогранную деятельность по развитию профессионального образования, научных исследований, обеспечению карьерного роста библиотечных специалистов [1].

В 1991 г. предпринята попытка создания региональной Европейской ассоциации по библиотечно-информационному образованию и исследованиям (European Association for Library and Information Education and Research - EUCLID). Конференция, на которой была учреждена Ассоциация, состоялась в октябре 1991 г. в Штутгарте. В ней приняли участие представители 29 образовательных учреждений из 14 стран (Бельгия, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Венгрия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Испания, Швеция, Швейцария и Великобритания). «Отцами-основателями» организации стали Том Уилсон (Шеффилд), Оле Харбо (Копенгаген) и Тор Хенриксен (Осло).

Управленческой структурой является Совет из 5-7 человек, представляющих разный регионы Европы. Членами Ассоциации могут быть европейские образовательные учреждения (полноправные члены) и университеты других частей света (аффилированные члены). Первым председателем был избран Оле Харбо из Королевской школы библиотечного дела (Копенгаген, Дания).

В 1917-1919 гг. Совет организации состоял из следующих специалистов: Михал Лоренц, Университет Масарика, Брно, Чешская Республика Магнус Пфеффер, Штутгарт Медиа Университет, Германия

Таня Тодорова, Университет библиотечных исследований и информационных технологий, Болгария

Хесус Гаскон Гарсия, Университет Барселоны, Испания Ник ван Антверпен, Гаагский университет прикладных наук, Нидерланды Юргита Руджионене, Вильнюсский университет, Литва В 1994 г. в Ассоциацию входили 35 учреждений, 2 индивидуальных члена и 6 членов-корреспондентов. В Ассоциации было представлено 18 стран Европы и 2 страны за пределами Европы [4]. Более актуальные сведения отсутствуют.

Установленная плата за членство в ассоциации составляет 100 евро в год [2].

EUCLID является независимой европейской неправительственной и некоммерческой организацией, цель которой - содействовать развитию сотрудничества в области библиотечного и информационного образования и научных исследований.

Основные параметры миссии ассоциации:

- поощрять взаимное признание учебных программ;

- развивать сотрудничество по исследовательским проектам;

- развивать взаимодействие с другими международными организациями;

- содействовать обмену сотрудниками и студентами университетов- участников ассоциации;

- проводить встречи и обмен опытом по проблемам библиотечно-информационного образования.

Ассоциация выполнила Стратегический план, разработанный на 2014 - 2016 гг., основные положения которого соответствовали заявленной миссии. Среди ближайших задач, поставленных на те же годы, значились:

- подготовка и проведение в 2017 г. Первой конференции в ознаменование 25-летия EUCLID;

- привлечение в ассоциацию новых членов, включая не европейские образовательные учреждения;

- создание электронного архива и базы данных участников ассоциации;

- публикация на веб-сайте годовых отчетов и протоколов заседаний Совета Ассоциации;

- поддержка BOBCATSSS - ежегодного симпозиума, организуемого для студентов библиотечно-информационной специальности;

- разработка эффективных коммуникационных стратегий для членов ассоциации;

- обеспечение рационального и прозрачного финансового управления [2].

Один из основателей Ассоциации Оле Харбо и первый председатель ее Совета в своем выступлении на 60-й Генеральной конференции ИФЛА в 1994 г. подчеркнул, что в связи с изменившейся политической ситуацией в Европе и доминированием рыночной экономики, создается общая основа для европейского сообщества, в том числе и в сфере библиотечно-информационного образования. Поэтому главную задачу EUCLID он видит в координации содержания учебных программ, в данном случае по библиотечно-информационным дисциплинам, что обеспечит мобильность рабочей силы в рамках Европейского Союза [4].

С 1991 по 2016 гг. в работе Совета Ассоциации приняли участие представители многих «постсоветских» стран (Болгария, Венгрия, Словакия, Словения, Литва, Латвия Чехия, Черногория). Насколько деятельность EUCLID способствовала унификации содержания их систем библиотечно-информационного образования - вопрос, требующий специального исследования.

Ассоциация издает информационный бюллетень - «EUCLID Newsletter». Но наиболее «свежим» выпуском бюллетеня, представленном на сайте является номер за декабрь 2018 г. В выпуске «EUCLID Newsletter - 35» помещена статья о деятельности Орловского государственного института культуры. И это единственный пример участия российского образовательного учреждения в данной ассоциации [3].

В настоящее время, очевидно, деятельность EUCLID испытывает значительные трудности, заморожена, или находится в стадии реорганизации. На сайте ассоциации представлены устаревшие сведения (годовой отчет за 2015 г., План работы на 2014-2016 гг., выпуск журнала «EUCLID Newsletter» за 2018 г. и др.). Не удалось найти информацию о проведении планировавшейся в 2017 г. Первой конференции, посвященной 25-летию EUCLID.

Однако, Ассоциация продолжает поддерживать ежегодную Международную студенческую конференцию BOBCATSSS, которая проводится с 1993 г. Конференция организуется в основном силами студентов и преподавателей Библиотечно-информационных вузов и заключается в демонстрации докладов и медиа-проектов, связанных со специальностью. BOBCATSSS - 2020 по теме «Управление информацией, фейковые новости и дезинформация» прошла в январе 2020 г. в Париже. В ней впервые приняли участие студенты Библиотечно-информационного факультета СПбГИК [5].

Более масштабной региональной европейской ассоциацией является, безусловно, Европейское бюро библиотечных, информационных и документационных ассоциаций (the European Bureau of Library, Information and Documentation Associations -EBLIDA). Бюро непосредственно не занимается проблемами образования. Но, косвенно, вопросы библиотечного законодательства и изучение состояния библиотечно-информационной деятельности в европейских странах представляют интерес и для системы образования в данной сфере [6].

Наиболее действенную помощь системе библиотечно-информационного образования оказывают национальные ассоциации.

Среди европейских ассоциаций первенство в этой сфере, очевидно, принадлежит Британской библиотечно-информационной ассоциации - это Привилегированный институт библиотечных и информационных работников (Chartered Institute of Library and Information Professionals -

CILIP). Ассоциация активно занимается вопросами развития библиотечного образования, проводит аккредитацию образовательных программ по библиотечно-информационным наукам британских и зарубежных университетов, оценивает профессиональную деятельность библиотекарей-практиков, разрабатывает структуру профессиональной компетентности, способствует повышению квалификации работников библиотек и информационных центров [7].

Секция библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования Российской библиотечной ассоциации активно решает вопросы кадровой политики отрасли, разработки профессиональных стандартов деятельности, внедрения в практику результатов научных исследований, содействия развитию профессионального образования, переподготовки кадров и многие другие [8].

Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений - ИФЛА (the International Federation of Library Associations and Institutions - IFLA) ведет постоянный

мониторинг библиотечно-информационного профессионального образования и вырабатывает международные рекомендации по его совершенствованию. Среди новейших документов: «Руководство для подготовки специалистов в области библиотечно-информационного образования» (Guidelines for Professional Library/Information Educational Programs, 2012) и «Руководство ИФЛА по непрерывному профессиональному образованию: принципы и передовой опыт» (IFLA Guidelines for Continuing Professional Development: Principles and Best Practices, 2016).

В 2016 г. ИФЛА создала Рабочую группу «Формирование сильного библиотечно-информационного образования» (Building Strong Library and Information Science Education - BSLISE) [9]. В состав рабочей группы вошли представители 6 регионов мира и 12 стран. От России в работе группы участвует А.С. Крымская (СПбГИК) [11].

Цель рабочей группы - изучить разнообразные национальные практики библиотечно-информационного образования и выявить возможности унификации и взаимного использования образовательных программ, повысить мобильность библиотечных специалистов.

В августе 2018 г. был представлен доклад («Белая книга») «Формирование сильного библиотечно-информационного образования: призыв к глобальному и локальному действию» (Building Strong Library and Information Science Education: a Call to Global and Local Action). В документе приведены результаты исследования требований к профессиональной квалификации библиотечно-информационных специалистов, варианты их сертификации, показаны юридические практики оценки квалификации библиотекарей и др. [10].

Таким образом, на наш взгляд, опыт создания региональной европейской ассоциации по библиотечно-информационному образованию себя не оправдал. Наиболее эффективную деятельность по поддержке библиотечно-информационного образования осуществляют национальные библиотечные ассоциации и Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА).

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Лиховид Т.Ф. Американской Ассоциации по образованию в области библиотечных и информационных наук - 100 лет / Т.Ф. Лиховид // Научные и технические библиотеки. - 2015. - №10. -С. 80 - 85.

2. European Association for Library & Information Education and Research [Web-site] - http://euclid-

lis.eu/.

3. EUCLID Newsletter 35 [Electronic resource]. - http://euclid-lis.eu/wp-content/uploads/2018/05/EUCLID-Newsletter-35-2018.pdf.

4. Library and Information Science (LIS) Education in Europe. The Role of EUCLID in Curriculum Development and Equivalence of Cualifications [Electronic resource]. - http://origin-archive .ifla. org/IV/ifla60/60-haro.htm.

5. Студенты БИФ на международной студенческой конференции BOBCATSSS 2020 [Электронный ресурс]. - http://www.spbgik.ru/news/Studenty-BIF-na-mezhdunarodnoy-studencheskoy-konferencii-B0BCATSSS-2020/.

6. Лиховид Т.Ф. К 25-летию Европейского бюро библиотечных, информационных и документационных ассоциаций / Т.Ф. Лиховид // Румянцевские чтения - 2017. Ч. I : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (18-19 апр. 2017) : [в 3 ч.] - Москва : Пашков дом, 2017. - С. 340 - 344.

7. Лиховид Т.Ф. Британская Библиотечно-информационная ассоциация: истоки и современное состояние / Т.Ф. Лиховид // Научные и технические библиотеки. - 2018. - №2. - С. 55 - 64.

8. Секция библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования РБА [Электронный ресурс]. - http://rba.ru/activities/sections/09- 10/index/.

9. Building Strong Library and Information Science Education (BSLISE) Working Group, IFLA [Web-site] - https://bslise.org/.

10. Building Strong LIS Education: A Call to Global and Local Action : An IFLA BSLISE Working Group White Paper [Electronic Resource]. - https://openbooks.uct.ac.za/uct/catalog/view/liseducation/13/391-2.

11. Бабушкина Ю.В., Парамонова И.Е. Интернационализация профессионального образования в библиотечно-информационной сфере / Ю. В. Бабушкина Ю.В., И. Е. Парамонова // Научные и технические библиотеки. - 2019. - №8. - С. 112 - 120.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Лиховид Татьяна Фёдоровна - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры управления информационно-библиотечной деятельностью, Московский государственный институт культуры (МГИК), доцент кафедры информационно-аналитической деятельности, Московский государственный лингвистический университет (МГЛУ); Россия, Химки. likhovidtf@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.