Научная статья на тему 'Еврейская надгробная эпиграфика Беларуси. Еврейское кладбище в Друе'

Еврейская надгробная эпиграфика Беларуси. Еврейское кладбище в Друе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
252
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Jewish tombstone epigraphic from Belarus. Jewish cemetery in Druya

This paper describes the Jewish tombstones epigraphic in Belarus. The diversity and rich nature of the Jewish matsevot of this area of the Pale of Settlement is illustrated in the example of the wellpreserved Jewish cemetery in the shtetl of Druya. The complete description of Druya cemetery tombstone epitaphs is attached to the paper.

Текст научной работы на тему «Еврейская надгробная эпиграфика Беларуси. Еврейское кладбище в Друе»

Игорь Муратов

Еврейская надгробная эпиграфика Беларуси. Еврейское кладбище в Друе1

Историография вопроса: изучение еврейской надгробной эпиграфики Беларуси с 1980-х гг. по настоящее время

Прежде чем непосредственно вести речь о памятниках еврейской надгробной эпиграфики на территории современной республики Беларусь, необходимо охарактеризовать тот объем исследовательской работы, которая проведена по этому вопросу на настоящее время. Для работы современного исследователя истории еврейских общин какого-либо региона Восточной Европы уже давно стало привычным привлечение материалов надгробной эпиграфики. Для большого числа исследователей еврейских общин Восточной Европы одним из наиболее востребованных видов исторических источников являются материалы еврейской надгробной эпиграфики. Использование сведений, содержащихся в эпитафиях мацев, фиксация и искусствоведческое описание художественных мотивов на надгробиях стали уже довольно привычными при изучении еврейской истории и культуры и на постсоветском пространстве. Однако в отношении мацевистики на территории современной Беларуси стоит оговориться: материалы надгробной эпиграфики в исторических исследованиях по разным причинам не привлекаются.

В первую очередь нужно отметить, что степень изученности памятников еврейской надгробной эпиграфики очень разнится в зависимости от региона, что особенно заметно на примере стран бывшего Советского Союза. Так, если отдельные попытки фиксации художественных образов и эпитафий предпринимались еще в конце Х!Х — начале ХХ века, а пла-

номерная работа по изучению целых комплексов памятников надгробной эпиграфики ведется с начала 1990-х годов, то на территории современной Республики Беларусь подобная работа за немногочисленными, в основном спонтанными и случайными фактами не велась вовсе. Причин для «отсутствия С интереса» исследователей к еврейским кладбищам Беларуси | довольно много. Среди них необходимо назвать отсутствие ® в современной Беларуси собственных академических учреж- в дений, которые были бы заинтересованы в подобной работе, оп малочисленность и финансовую слабость еврейской общины й Беларуси и, конечно, ставшую устойчивым стереотипом пре- ° словутую «бедность» еврейских кладбищ Беларуси на яркие в художественные образы и содержательные эпитафии, что, ре конечно, значительно обесценивает в глазах исследователя | эпиграфические памятники Беларуси как массовый истори- во ческий источник.

После наступления в СССР эпохи гласности многие формы исследовательской работы с материальным наследием еврейского народа стали значительно доступнее для исследователей. Среди форм изучения широко начали применяться краткосрочные экспедиции. Пожалуй, первой попыткой изучения еврейских памятников на территории Беларуси путем «выезда на место» можно назвать поездку в 1982 году нескольких исследователей во главе с И.С. Дворкиным в Витебск, Гомель и Вильнюс2. В 1984 году тот же И.С. Дворкин с группой ленинградских хасидов-хабадников совершил «паломничество» в места современного белорусско-российского пограничья, связанные с историей становления любавич-ского направления в хасидизме (Витебск, Сенно, Любавичи, Ляды и др.). В 1987 году Дворкин вместе с фотографом Д. Да-шевским побывал в Западной Беларуси и Литве, где когда-то находились всемирно известные «литвакские» иешивы, — Воложин, Мир, Лида, Новогрудок, Каунас3. Уже на первых шагах исследовательского характера было обнаружено немало интересных памятников. Но, как отмечают сами исследователи, это были именно поездки, носившие главным образом краеведческий характер, а не экспедиции в современных масштабах. Во-первых, в них почти не фотографировали и

не брали каких-либо интервью. Во-вторых, исследователями прежде всего руководило «чувство собственных корней»: они в основном ездили в местечки и города, откуда были родом их предки. Объект исследования определялся непо-| средственной личной причастностью к нему исследователей, которая была известна из семейных легенд и рассказов бабушек и дедушек (неевреев, интересующихся иудаикой как на-щ укой, еще практически не было). Эти поездки с точки зрения § современного уровня и понимания иудаики как дисциплины ® трудно в целом назвать научными. Однако, несомненно, что ^ база и идейное наполнение будущих широкомасштабных | экспедиций восходят к этим первым, преимущественно экс-й? курсионным и краеведческим поездкам.

§ Экспедиции не сразу получили размах и методологиче-

скую обоснованность, которые можно наблюдать в начале XXI века (не было необходимых средств и специалистов с необходимым опытом и квалификацией). С 1988-1989 годов экспедиции можно уже считать профессиональными. Белорусская экспедиция этого времени обследовала свыше 30 местечек Витебской, Могилевской, Гродненской и Гомельской областей. В ходе экспедиции 1990 года территорию белорусского Подвинья исследовала группа во главе с В. Дымшицем. Осенью 1989 года усилиями И.С. Дворкина и других исследователей был основан Ленинградский еврейский открытый университет (теперь — Петербургский еврейский университет). В сезоне 1991 года в Беларуси (Гродненская и Минская области) работала группа под руководством М. Хейфе-ца, которая обследовала 95 местечек. Наиболее интересные кладбища экспедиция обнаружила в Мире, Воложине, Ново-грудке и Шарковщине. На кладбище в Высоком и Шерешеве были найдены могилы 1780-х годов4. В 1993 году в Литве и Беларуси состоялась совместная экспедиция Петербургского еврейского университета и Центра искусств Иерусалимского университета. Ее целью было документирование еврейских памятников и еврейских коллекций.

Практически все экспедиции в исследуемых ими регионах обращали свое внимание на еврейские кладбища, однако на этом практическое исследование этого вида артефактов ев-

рейской культуры в Беларуси было надолго приостановлено. В последующие годы действительно масштабных экспедиций, имеющих хотя бы одной из ряда других целей фиксацию и изучение эпиграфических памятников, на территории Беларуси не проводилось (кроме так называемой Белорусской с школы на колесах, организованной центром «Сэфер» в 2007 о году). По упомянутым выше причинам основное внимание н большинства исследователей было обращено в сторону ев- § рейских кладбищ Западной Украины и Крыма, некоторые П еврейские кладбища которых уже полностью описаны и ей опубликованы. Показательно также, что в итоговой статье ко Б. Хаймовича «Историко-этнографические экспедиции ПЕУ» в также ничего не говорится о кладбищах на территории Бела- ре руси5. В результате приведенных причин на настоящее время | практически полностью отсутствуют какие-либо основатель- о ные критические материалы (в том числе историко-краевед-ческого характера) по еврейской надгробной эпиграфике Беларуси. Это и понятно: по наиболее интересующим исследователя еврейской истории и культуры Восточной Европы параметрам еврейские кладбища Беларуси несравнимо уступают кладбищам в других регионах.

Еврейские кладбища Беларуси (общая характеристика)

Для еврейских кладбищ Беларуси характерен ряд общих особенностей и основных черт, выделяющих их на фоне кладбищ в других странах Восточной Европы, среди которых необходимо упомянуть:

• еврейские кладбища в Беларуси имеют худшую степень сохранности по сравнению с кладбищами соответствующих периодов в Западной Украине (хотя то же самое относится и к старым христианским и татарским кладбищам);

• основным материалом для намогильных памятников в Беларуси служили моренные валуны (в то время как в западных регионах Украины преимущественно использовался известняк);

р

р

о

сц

• изображения на надгробиях практически повсеместно отсутствуют, шрифты в большинстве случаев не отличаются оригинальностью и новизной, что практически не позволяет искусствоведам изучать этот вид памятников.

Использование для создания мацев природного камня отразилось на «художественных характеристиках» этого типа памятников в Беларуси. Отсутствие на территории Беларуси строительного известняка и песчаника, из которых вырезаны в большинстве своем высокохудожественные надгробия в Подолии, Волыни и Галиции, не позволило превратить памятники эпиграфики в полноценные произведения народного искусства (вырезать примитивным инструментом глубокий рельеф на граните несравненно труднее, чем на известняке). К тому же камень сильнее, чем известняк, подвержен выветриванию и зарастанию мхом. Поэтому в качестве причин общего плохого состояния сохранности надгробий стоит назвать так называемый фактор материала (наряду с последствиями разрушительных войн и мероприятий советской власти, приводивших к почти полному уничтожению кладбищ в процессе строительных работ). Одновременно это при-

водит к тому, что надписи на памятниках уже первой половины ХК века трудно различимы, а датировать более ранние памятники практически всегда приходится приблизительно. Интересно, что на территории Беларуси в прошлом можно было в большом количестве обнаружить надгробия из дере- с ва. Вероятно, это вызвано плохим общим финансовым поло- | жением еврейских общин в Беларуси на протяжении долгого ® периода их истории (по сравнению с общинами западных ре- в гионов Украины). Из-за недолговечности материала этот вид П надгробий в настоящее время не встречается6. Наиболее из- с вестным примером деревянных надгробий являются надгро- ко бия на кладбище в городском поселке Ленин Житковичского в района Гомельской области (датируется 1568 г.). е

Считается, что наиболее древние из кладбищ не сохрани- с| лись, хотя категорично заявлять это сложно, так как до на- во стоящего времени не проводилась масштабная поисковая работа. По-видимому, на первоначальных местах существуют кладбища в Новогрудке (община с 1529 г.), Шклове (с XVII в.), Мире (с XVII в.), Городище Барановичского района (XVIII в.), Воложине (с XVI в.), Шарковщине (Х!Х в.) и некоторых дру-

гих местах. Периодически в научных кругах появляются сведения о наличии в каком-либо из старых местечек Беларуси надгробий, относящихся к еще более раннему времени, что также на настоящий момент не было подтверждено (эти со-овт общения в основном касаются надгробий на еврейских кладбищах в Индуре, Шерешеве, Глубоком, Несвиже и других населенных пунктах центральной и северо-западной Беларуси щ с наиболее старыми еврейскими общинами и кладбищами). § С уверенностью можно датировать концом XVIII века памят-® ники в Высоком (Каменецкий район) и Шерешеве (Пружан-^ ский район). В Шерешеве сохранилось, по-видимому, наи-| большее число памятников среди всех старых кладбищ Бела-й? руси — несколько тысяч. Наибольший интерес представляет § кладбище в Шклове, хотя здесь сохранилось лишь несколько надгробий. Существует очень интересное оформление ворот на кладбище в виде крытой лестницы (ориентировочно XVIII в.). На прочих кладбищах из построек сохранились только руины «дома скорби» в Речице (начало XX в.) Авторитетный исследователь еврейской надгробной эпиграфики Восточной Европы М.И. Носоновский датирует самые ранние памятники на территории Беларуси XVII веком, однако этот вопрос нуждается в дополнительном разъяснении, так как эти сведения не имеют опубликованных свидетельств7.

В ряде городов, где кладбища используются как действующие, современные захоронения делаются на уже занятых участках, поверх старых могил, что «повышает» уровень кладбища над местностью (Витебск, Могилев, Речица), поэтому многослойные захоронения можно также отнести к отличительным чертам еврейских кладбищ Беларуси. В настоящее время иногда можно наблюдать, как еврейское кладбище было превращено в христианское, в некоторых случаях даже с постройкой церкви (наиболее характерный пример — кладбище в Калинковичах)8.

Еврейская традиция располагать кладбище вне населенного пункта в Беларуси просматривается в отношении большинства кладбищ. Кроме этого, обычно стремились, чтобы кладбище было отделено от населенного пункта естественным препятствием (рекой, часто природными возвышенно-

стями и оврагами). Почти все кладбища расположены на холмистых возвышенностях, иногда сильно заросших лесом.

Внешний вид и современное с

состояние памятников 3

д

о

По внешнему виду мацевы Беларуси обычно имеют вид в стелы высотой около 1 метра, шириной около 0,5 метра и оп толщиной около 0,2 метра. Чаще всего обратная сторона па- с мятника не обработана. Верхняя грань стелы в большинстве ° случаев полукруглая, иногда — прямоугольная с отбитым ев углом (возможно, в знак скорби). Декор на памятниках почти е всегда отсутствует, за исключением наиболее типичных сим- с| волов — магендавида или меноры. Часто внутрь магендави- во да вписаны буквы «33», на некоторых кладбищах магендавид заменяется на треугольник, окружность, благословляющие ладони коэна или семисвечник. В Мире и Тимковичах (Минская область) встречаются памятники, на которых текст заключен в фигурную рамку. «Полноценные» изображения встречаются лишь в Мире (птица), Шарковщине (лев), Друе и Дисне (львы, птицы, орнаменты). Все памятники, имеющие изображения, датируются второй половиной ХК века. Город Мир (частновладельческое местечко князей Радзивиллов) был очень значимым центром, тесно связанным со многими крупными общинами за пределами Беларуси, остальные три упомянутых места находятся на самой границе с Прибалтикой и тесно с ней связаны (до 1917 г. входили в состав Вилен-ской губернии). В конце ХК века на могилах стали устанавливать скульптуру — дерево с обрубленными сучьями. Большое количество таких скульптур — в Воложине. Такой же вид имеет памятник на могиле семьи, погибшей при погроме в Орше в октябре 1905 года9. Интересно, что такая символика встречается на католических кладбищах этого же времени. Окрашенные надгробия встречаются довольно редко, наибольшее количество окрашенных надгробий можно видеть на кладбище в Друе (Браславский район, Витебская область), о котором будет идти речь далее.

Еврейское кладбище в г. Друя (Браславский район, Витебской области)

Данный раздел статьи имеет своей целью проделать крат-| кий обзор еврейского кладбища в г. Друя Браславского района Витебской области, а также осуществить сведение и первоначальный анализ надписей и редких изображений, сохра-щ нившихся на надгробиях этого кладбища и зафиксированных ^ силами «Экспедиции по еврейским местам Беларуси» лета 2008 года. Статья является результатом работы, проделан-ро ной многочисленным коллективом экспедиционной группы, § которая работала с этим кладбищем в сентябре 2008 года.

о

сц

История еврейской общины г. Друи (около XVII-XX вв.). Описание города

В настоящее время Друя представляет собой небольшой городок, расположенный на северо-западе современной Республики Беларусь, непосредственно на границе с Латвией. Первые сведения о еврейских поселенцах в Друе относятся к 1680 году, когда в Москве в Посольском приказе объявился еврей Леонтейка Абрамов и сказал, что он «из местечка Друи, а то местечко — Яна Сапеги, воеводы Полоцкого. В Москву он-де приехал с шурином своим Абрамкой Моисеевым февраля в 10 день с товаром...»10

Первые евреи поселились в Друе лет за сто до Леонтейки Абрамова. Во второй половине XVI века в местечке Друя формируется еврейская община. Местечко принадлежало Сапегам, и на него также распространялись привилегии, которые выдавались евреям во владениях Сапег. Количество еврейского населения в Друе в XVII-XVIII веках быстро увеличивалось. Массовый приток еврейского населения в эти края, и в частности в Друю, относится ко второй половине XVIII века. В середине XIX века Друя — заштатный город Диснянского уезда Вилен-ской губернии. И как во всех городах и местечках черты оседлости, здесь особенно высокий процент еврейского населения. В 1766 году здесь проживали 1305 евреев, в 1847 году — 2366

евреев, а в конце XIX века (1897 г.) евреи составили три четверти от всего местного населения (3006 из 4742 жителей)11.

Стоит особенно отметить тот факт, что Друю можно назвать «белорусским городом» только в политическом смысле, так как город попал в состав Беларуси (БССР) только в с 1939 году после установления новой границы с Латвией по о р. Западной Двине. Город очень похож на города Прибалти- но ки. Друя больше, чем какой-либо другой малый город Белару- в си, отличается очевидным влиянием иностранной культуры "о (Вильнюс и Рига — почти вдвое ближе, чем Минск). Влияние й культуры из Прибалтики особенно заметно в городской ар- ° хитектуре. Старожилы вспоминают, что еще до Великой От- в ечественной войны большая часть жителей Друи могла сво- е бодно говорить по-немецки, что связано с непосредственной | близостью традиционно немецкоязычных земель Ливонии и о Курляндии и активной культурной и торговой жизнью города. Определенные прибалтийские влияния, видимо, можно обнаружить и в мацевах, что однако требует дополнительных изысканий.

Современная Друя имеет два исторических района — собственно Друя и Сапежин (бывшая юридика князей Сапег). Третья историческая часть города находится на правом берегу р. Западной Двины и представляет собой латвийский город Пиедруя.

Описание кладбища (рельеф, состояние, сохранность памятников)

Разговор о самом еврейском кладбище в Друе стоит начать с его интересной особенности. Вообще, согласно рациональной логике и по нормам международного права в области организации межгосударственных границ, еврейское кладбище в г. Друя должно располагаться на территории Латвии (кладбище расположено на правом, то есть «латвийском», берегу Западной Двины). Однако по пока неустановленным причинам кладбище с небольшим участком прилегающей территории принадлежит Беларуси.

р

р

о

сц

Исторический центр города располагается на левом, «белорусском» берегу, поэтому мы видим в Друе характерную черту еврейского кладбища — разделение города и его еврейского кладбища естественным, природным препятствием, что, как отмечалось ранее, характерно для большого количества случаев не только в Беларуси. Надгробия на кладбище разбросаны по очень большой площади. Само кладбище по форме близко к прямоугольнику. Размер кладбища — более 180 тыс. м2 (-300x600 м). Начало кладбища — его старая часть — расположено в пойме (долине) реки, а наиболее современные надгробия — на возвышенности. В 2001 году ассоциация выходцев из Друи построила каменный забор с воротами вокруг всего кладбища. За кладбищем присматривают, уровень сохранности памятников хороший. В настоящее время евреев в Друе нет. Нет их и на сотни километров вокруг (ближайший миньян — в Витебске).

Мацевы кладбища (форма и внешний вид, особенности, датировки, эпитафии)

Как отмечалось выше, данное кладбище фрагментарно исследовалось экспедиционной группой М. Xейфеца в 1991 году. Кладбище в Друе наиболее примечательно из всех в Бе-

ларуси. Уникальным его делают прежде всего единственные в Беларуси полихромные мацевы с красками ХК века. Ранее делался ошибочный вывод о том, что подобным свойством также отмечается кладбище в г. Бобр Борисовского района Минской области (посещалось во время школы на колесах). с Как выяснилось при беседе с местными жителями, некото- | рое время назад в Бобр приезжали «паломники» из Израиля о и раскрасили некоторые памятники. В Друе же это явление вв массовое, всего полихромной окраской отмечаются более оп десяти памятников, сосредоточенных в новой части кладби- й ща, и, по утверждению выходцев из Друи, «так было всегда, ко и до их рождения»12. Так как город находится под большим в прибалтийским влиянием, то было бы интересно узнать, как ре с таким явлением обстоит дело в соседних государствах. |

Кладбище в Друе, пожалуй, самое интересное и разно- во образное среди кладбищ «малых городов», а по художественным параметрам, несомненно, выделяется из всех кладбищ Беларуси. В ходе экспедиции 2008 года на еврейском кладбище в городе Друя была проведена полная опись всех надгробий (рассматривалась только досоветская часть кладбища). Всего на кладбище было зафиксировано 260 надгробий, из которых три относятся к XVIII веку. Был создан перечень имен и дат смерти покойных. Как утверждается в Книге памяти Браславского района — белорусском республиканском издании преимущественно краеведческого характера, еврейское кладбище в Друе относится к XVII веку. Однако после проведенной полной инвентаризации этого кладбища ни одного надгробия XVII веку найдено не было (стоило бы сказать, что вообще подобные датировки для территории Беларуси можно отнести к разряду редких открытий). Наиболее древнее из зафиксированных надгробий относится к 1780 году, а самое позднее из описанных — к 1933 году. То есть старая часть кладбища — в низине, а более современная — на его возвышенном месте. На некоторых надгробиях присутствуют небольшие по объему эпитафии, однако в большинстве случаев надписи ограничиваются лишь именем покойного, датой смерти и заключительной формулой. Из мужских имен наиболее популярны Хаим, Ицхак, Давид, распространены —

Авраам, Иегуда, Шломо, из женских — Фейга, Мирьям, Xая, Лея, распространены — Эстер, Бат-Шева. Редкими являются имена Геся, Геня, Муса, Гинта, Итка, Фрума (женские), Барки, Xельман, Аба (мужские)13. Для большого числа надгробий ха-овт рактерно выделение цветом имен и дат покойных. Несколько надгробий XIX века являются двойными.

Так как в настоящее время общий уровень исследованности щ кладбищ Беларуси очень низок, то сложно оценивать, к како-§ му периоду относится самое древнее надгробие в Беларуси. ® Назвать самую древнюю мацеву в Беларуси не представляет-^ ся возможным, однако по опыту наблюдения большого числа | кладбищ можно отметить, что для территории Беларуси над-й? гробия XVIII века могут считаться редкостью14. Так, М. Xей-то фец по результатам упомянутой ранее экспедиции 1991 года особенно отмечает обнаружение надгробий 1780-х годов на кладбищах в Шерешеве и Высоком в ходе работы экспедиций под его руководством15. Кладбище было официально закрыто в 1959 году, однако несколько более поздних захоронений имеется (современные захоронения экспедицией не рассматривались). По утверждению известного белорусского журналиста и историка А. Шульмана, последнее захоронение на кладбище в Друе относится к 1980 году и принадлежит Евсею Калмановичу Тайцу, одному из немногих евреев, выживших в Друйском гетто16.

Так как экспедиция преследовала скорее образовательные, нежели научные цели, то нужно признать, что инвентаризация кладбища проводилась далеко не идеальным образом, она имела скорее дополнительное значение к образовательным и просветительским целям проекта. Стоит отметить, что участники экспедиции, несмотря на помощь опытных исследователей, допустили ряд ошибок в методике работы. Во-первых, было уделено внимание только именам покойных и датам смерти, то есть совсем не велась работа по фиксации еврейской эпитафии Беларуси, что могло дать ценные сведения для изучения этого феномена, на Украине часто называемого отдельным жанром еврейской литературы. Во-вторых, такое большое кладбище не было разделено на квадраты, что очень осложнило составление его схемы, а в будущем создаст

дополнительные трудности с применением. К тому же нумерация надгробий проводилась хаотически, а не рядами или в соответствии с хронологией их создания.

Экспедиция, проведенная в Беларуси в 2008 году с привлечением преимущественно сил волонтеров и изначально не ос ставившая научных целей, показала, что даже подобные про- | екты способны приносить конкретные результаты в отдель- н ных областях иудаики. Стоит лишний раз сакцентировать в внимание на том, что уровень изученности и объем зафикси- "о рованных материалов еврейской надгробной эпиграфики на ейс территории Беларуси на настоящее время остается довольно ко низким. Данная тема требует дополнительного внимания ис- ев следователей. Особого внимания требуют еврейские кладби- е ща в малых городах — Друе, Радошковичах, Глубоком, Шкло- | ве, Индуре, Ленине и др. В заключение необходимо отметить, о что ни одно из еврейских кладбищ Беларуси не внесено в белорусский реестр памятников истории, что означает отсутствие какого-либо стимула со стороны государственных органов к сохранению и противодействию постепенному разрушению еврейских кладбищ при попустительстве этих органов.

Приложение

Здесь похоронен рав и учитель в|о Шмуэль

ейс «друг цдаки» вре умер 1 числа ее месяца мархешвана

§ в году 1842 (ппл).

пей Здесь похоронена

ор женщина

оев скромная

| и прямая

с|о дочь рава

Шмуэля (лигатура ) а-Леви умерла в день 1 ияра 1849 (ипл)

цвш

N

■ ЧнП^ЯЯМН^НнЕЬН

• Жгс

м

X

тагам ЪтЛлШгг"

ЭДВДШКЁЗ Унк мЩ|П|]

адЩвйЕнаИй^^ -

ЖЙЕ

' -- --г:-'^тг;

Еврейское кладбище в г. Друе

Эпитафии надгробий (преимущественно имена покойных и даты смерти)

§ 1. Сара Минка дочь Аарона 1889 иаЧЛ

| 2. Гинда дочь Аарона 1891 хпп

3. Хаим Авраам сын Александра Зискинда 1876 Ч^ЧЛ

^ 4. Авраам Ицхак сын Моше 1874 Т?ЧЛ

® 5. Элимелех сын Шломо 1780 арЛ

^ 6. Итка Хинда дочь Яакова Зеэва 1903 }0ЧЛ

7. Рахель дочь Авраама Каца 1903 }0ЧЛ

о 8. Мирьям дочь Нахуми 1906 (4) ("Т^ОЧЛ

§ 9. Эстер Гита дочь Элиэзера Хаима 1905 П0ЧЛ

¡е 10. Перец Иегуда Лейб сын Авраама Натана 1884 ТОЧЛ

2 11. Левинзон (большой скол) умер в г. Гер...?...

§ 12. Меир Шауль Лейбеле 1897

04 13. Мирке дочь Авраама 1896

14. Иска (?) дочь рава Хаима Элиэзера 1894

15. ? сын рава Мшеулам

16. Беня (?) Хая дочь рава Зискинда 1893 :0ЧЛ

17. Иехуда Лейб сын Исраэля Давида 1891 ЮЧЛ

18. Ханан сын Шломо 1891 хпп

19. Перец Элиягу сын Нафтали Герца Каца 1881 хаЧЛ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Батриэль сын Иехуды Баруха 1890 ЗЧЛ

21. Зусман сын Ари Лейба 1889 опт

22. Шимрей Ицхак сын Бен-Циона 1905 П0ЧЛ

23. Койфман сын Исраэля 1875 П?ЧЛ

24. Сара Двора дочь Яакова 1880 аЧЛ

25. Нехама дочь Яакова 1882 заЧЛ

26. Лея дочь Шмуэля 1883 ИЧЛ

27. Шломо Зелкинд сын Михаэля Габриэля 1880 аЧЛ

28. Бейла дочь Ицхака 1880 аЧЛ

29. Рахель Лея дочь Липмана 1881 хаЧЛ

30. Сара Даба дочь Шмарые 1877 ЛЧЛ

31. Хая Итка дочь Матитьягу 1875 П?ЧЛ

32. Геся дочь Натана 1882 иш

33. Зиселе дочь Лейба Каца 1885 паЧЛ

34. Фейга Лея дочь Яакова 1885 ПаЧЛ

35. Яфа (?) дочь Хаима Коэна 1887 таЧЛ

36. Гита дочь Моше 1887 таЧЛ

37. Зиселе дочь Моше 1887 таЧЛ

12 А-Б Ицхак Зеэв сын Дова-Эля (?) 1900 0ЧЛ

38. Иекутиэль Дов сын Моше Ицхака 1899 ИЗЧЛ

39. Шимке дочь Шмуэля 1894 "ТЗЧЛ

40. Рахель Гита дочь Симхи 1896 ТЛЧЛ

41. Хава дочь Ицхака Пинхаса 1892 ЗЗЧЛ

42. Ривка дочь Биньямина 1893 }ЗЧЛ о

43. Хая Тойба дочь Шломо 1885 паЧЛ |

44. Фейга дочь Авраама 1880 аЧЛ о

45. Ицхак Яаков сын Давида 1884 ТОЧЛ О

46. Элиэзер сын Мордехая 1883 ИЧЛ р

47. Геня дочь Зискинда 1882 заЧЛ п

48. Ривка Лея дочь Эликума 1882 заЧЛ С

49. Шмориягу сын Ицхака 1875 П?ЧЛ О

50. ---?--- £

51. Иср Михаэль сын Менахема 1846 1ЧЛ р

52. Элька дочь Матитьягу 1875 П"?ЧЛ с

53. Шейна Мирьям дочь Авраама 1875 П"?ЧЛ 3

54. Михаэль сын Геца 1852 ТЧЛ О

55. Яаков сын Моше 1878 П"?ЧЛ

56. Бат-Шева дочь Мини Цви 1875 П?ЧЛ

57. Хаска Роза дочь Шмуэля 1877 т"?ЧЛ

58. Шломо сын Ицхака Каца 1877 ^ЧЛ ошибка

59. Моше сын Егошуа 1879 О^ЧЛ

60. Давид Егуда сын Егидиля 1880 аЧЛ

61. Нахум сын Моше 1881 хаЧЛ

62. Сара Бейла дочь Элиэзера 1881 хаЧЛ

63. Двора дочь Баруха Коэна 1875 П?ЧЛ

64. Мирка дочь Гошуа 1875 П?ЧЛ

65. Менахем сын Дова 1879 И^ЧЛ

66. Двора Злата дочь Екутиэль 1883 ¡йЧЛ

67. Элька дочь Яакова Каца 1883 ИЧЛ

68. Элька дочь Шломо Хаим 1886 1аЧЛ

69. Матитьягу сын Шломо 1862 ЗЭЧЛ

70. Ида дочь Иегуда Лейба 1871 Х^ЧЛ

71. Шилом сын Цви 1880 аЧЛ

72. Шейна дочь Менахема Мендла 1860 ЭЧЛ

73. ---?---

74. Мерка дочь Мордехая 1869 ЮЧЛ

75. Авраам Барух сын Липма(на) 1875 П"?ЧЛ

76. ... сын Зискинда 1868 ПЭЧЛ

77. Яаков сын Рафаэля Коэна 1877 т"?ЧЛ

78. Сара дочь Исера 1876 ^ЧЛ

79. Ривка дочь Реувена 1846 1ЧЛ

Минка дочь Пинхаса 1864 1ЭЧЛ

Сара Шпринца дочь Мордехая Цви 1850 'ЧЛ

Рав Йодель сын Моше 1855 1ИЧЛ

Фивеш сын Гершона Каца 1846 1ЧЛ

Авраам сын Моше 1872 з"?ЧЛ

Рахель Лея дочь Авраама 1875 П?ЧЛ

Шейна дочь Меира Леви 1857 Т'ЧЛ

Хаим сын Элиэзера 1844 1ЧЛ

Хинда Двора дочь Моше Авраама 1881 хаЧЛ

Шмуэль сын Аба 1860 "|ЧЛ

Эстер дочь Ицхака 1859 И'ЧЛ

Мотеле дочь Цви 1862 ЗЭЧЛ

Хинда дочь Ицхака 1864 1ЭЧЛ

Рахель дочь Яакова Каца 1855 1ИЧЛ

Менахем Мендл сын Ашера 1857 1'ЧЛ

Шабтай сын Шломо ? ?

Гита дочь Иегуды Лейба 1850 'ЧЛ

Рафаэль сын Яакова 1856 1'ЧЛ

Двора дочь Ицхака 1854 ТЧЛ

Цви сын Авраама 1855 П'ЧЛ

Цви сын Авраама 1855 'ЧЛ

Михаль дочь Ицхака сына Цви 1849 ИЧЛ

Давид сын Авраама 1851 Х'ЧЛ

Хаим Элия сын Моше 1851 Х'ЧЛ

Геня дочь Фейбуша 1851 Х'ЧЛ

Милка (?) дочь Залмана 1852 ТЧЛ ---?---

... дочь Зелиги 1848 ПЧЛ

Песя дочь Шауля Каца 1844 1ЧЛ ---?---

Кальман ? ?

Авраам Аба сын Цви Гирша 1840 ЧЛ Сара дочь Моше ? ? А. Песя дочь Иссахара Бера 1836 1^рЛ Роза дочь Иеошуа 1829 ИЭрЛ Аарон сын Рафаэля Коэна 1824 1ЭЧЛ

Зеэв Вульф сын Авраама 1847 ТЧЛ --?--

--?----?----?--

Шейна дочь Давида 1838 П^рЛ

121. Гина дочь Авраама 1841 ХЧЛ

122. Барух сын Дов-Бера Каца 1842 ЗЧЛ

123. Итка дочь Ицхака 1842 ЗЧЛ

124. Меир сын Авраама 1810 УрЛ

125. Ита дочь Авраама (года нет — скол) ? ? о

126. Каприэль сын Товии 1825 ПЭрЛ т

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

127. Авраам ... ? ? о

128. Дина дочь Давида 1826 1ЭрЛ |

129. Элиэзер сын Эликум 1820 ЭрЛ р

130. Хаим сын Иеуды Лейба 1832 ? п

131. Бейла дочь Цви Гирша 1823 ^ЭрЛ / Сара дочь

Клонимуса Кальмана ? ? ко

132. Бейла дочь Шимона 1850 'ЧЛ £

133. Аарон сын Шломо 1828 ПЭрЛ

134. Шифра дочь Элиэзера 1826 1ЭрЛ с 133-А. Йосеф сын Йоханана 1827 ТЭрЛ |

135. Шауль сын Мордехая о

136. ---?---

137. Эстер дочь Нахума 1808 ПОрЛ

138. Хана дочь Баруха Каца 1787

139. Меня (?) дочь Элиэзера (?) 1814 ТОрЛ

140. Ишель сын Иегуды Лейба 1800 ОрЛ

141. Иегуда сын Ашера 1806 1ОрЛ

142. ... (вверх ногами) 1804 ТОЧЛ

143. Эстер дочь Иегуды Лейба ??рЛ

144. Залман сын Эльханана 1803 }ОЧЛ

145. Сара дочь Шмуэля Леви 1849 ИЧЛ

145-2. Шмуэль сын Ури Алеви 1842 ЗЧЛ

146. Менахем Нахум Ицхак сын Эльханана 1892 ЗЗЧЛ

146-А. Фейга дочь Йосефа 1812 пирл

146-Б. Моше сын Элиягу / Хамин (?) 1812 ЗУрЛ

147. . дочь Авраама 181? ??рЛ

148.

149. . сын Менахема 1786

150. Авраам сын Зеэва Сагальны (?) 1806 1ОрЛ

151. ... дочь Урим 1824 1ЭрЛ

152. ... дочь Баруха 1824 1ЭрЛ

153. Ицхак сын ...?... сын Шмуэля 1853 ^'ЧЛ

154. Авраам Аба сын Рафаэля 1855 1ИЧЛ

155. Дов-Бер сын Исраэля 1896 ТЛЧЛ

156. Аарон Хаим сын Давида 1853 ГЧЛ

157. Ласка Рикла дочь Хаима 1848 ПЧЛ

Гинда дочь Иеошуа 1844 "ЛЛ

Малька дочь Аарона 1866 тл Хая Двора дочь Реувена Элиягу 1899 ВЗЛЛ Рива (?) знаменитая 1911 УКЛЛ Меир сын Иегуда 1821 КЭрЛ Хая дочь Моше 1848 ПЛЛ А. Зеэв Вульф 1853 ГЛЛ

Гершон Исер сын Исраэля сын гаона Шмуэля 1865 ПЭЛЛ Зеэв Вульф сын Шалома 1869 ЮЛЛ Риска дочь Рафаэля 1872 ЮЛЛ Бейли Хана дочь Зиселя 1866 1ЭЛЛ Моше Аарон сын Элиэзера 1871 К'ЛЛ Хана Ривка дочь Шимона Арье Лейба 1879 и'лл Аба Шауль сын Моше Аарона 1882 заЛЛ Рахель дочь Михеля 1869 ЮЛЛ Эстер Гинда дочь Зеэва 1874 "?ЛЛ Ицхак сын Давида 1880 аЛЛ Аарон Цви сын Нахума 1889 иаЛЛ Сара дочь Моше Сагляни 1878 П"?ЛЛ Хая Штирель дочь Элиэзера 1886 1аЛЛ Хая дочь Шауля Каца 1888 аПЛЛ Шифра дочь Авраама Натана 1888 паЛЛ Шейна дочь Зилькинда 1912 ЗУЛЛ Хана Гитель дочь Шимона 1890 ГШ Хана Бела дочь Хаима 1848 (?) ЗЗЛЛ Фрума дочь Шауля 1897 13ЛЛ Иеошуа сын Баруха Кац 1896 13ЛЛ Лия (?) 1880 1900 аЛЛ ОЛЛ (?) Реувен сын Арье 1880 аЛЛ Хаим Ицхак сын Иехиэля Михаля 1901 ХОЛЛ Нахум Гершон сын Шауля 1903 }ОЛЛ Исраэль Меир сын Элиягу Дова-Бера Леви 1905 ПОЛЛ Ривка дочь Матитьягу 1910 УЛЛ Сара Иска дочь Меира 1913 ШЛЛ Двора дочь Элиэзера 1913 ШЛЛ Мирьям дочь Аарона 1911 КУЛЛ Хана Ривка дочь Авраама 1911 КУЛЛ Хава дочь Моше 1912 ЗУЛЛ Пинхас сын Нафтали Герц 1911 КУЛЛ

199. Яаков сын Элиягу Леви 1912 ЗУЧЛ

200. Цви сын Давида Шаца 1912 ЗУЧЛ

201. Барки сын Ицхако 1912 ЗУЧЛ

202. Бенцион Элиэзер сын Иегуды Лейба 1916 1УЧЛ

203. Сара Рахель дочь Хаима Цви ? ? о

204. Ури сын Шнеура Залмана 1912 ЗУЧЛ |

205. Ицхак Айзек сын Цви Гирша Мусин 1912 ЗУЧЛ о

206. Хельман сын Иегуды 1931 ХЭТЛ |

207. Биньямин сын Шнеура Залмана Тевман Коэна 1911 ХУЧЛ

208. Моше Залман сын Циона Элиэзера Леви 1910 УЧЛ п

209. Барух сын Иегуды Лейба 1910 УЧЛ с

210. Зеэв Вольф сын Авраама Аббы 1913 }УЧЛ |

211. Барки сын Иегуды Лейба 1902 }ОЧЛ е

212. Фирка дочь Ицхака 1910 УЧЛ вре

213. Сара Раси дочь Шауля 1911 ХУЧЛ с

214. Песя Дайблин дочь Ноаха 1905 ЛОЧЛ |

215. Шмуэль сын Мордехая Авраама Мейлин 1930 ^ЧЛ о

216. Йосеф сын Шмуэля Шуб 1909 ИОЧЛ

217. Йосеф Меир сын Менахем Мок Коэн 1906 1ОЧЛ

218. Дов Бер сын Иехезкеля ?Л?ЧЛ

219. Элиягу сын Элиэзера 1890 ЗЧЛ

220. Авраам Бенцион сын Симхи 1829 ИЭрЛ

221. Моше Элиэзер сын Шломо Каца 1894 ТПЛ

222. ---?---

223. Авраам Ицхак сын Мордехая Каца 1893 :ЛЧЛ

224. Леви Ицхак сын Иехезкеля 1891 ЮЧЛ

225. Аарон сын Моше 1890 ЗЧЛ

226. Ицхак сын Иегуды Лейба ? ?

227. Хаим Иегуда Лейб Шац сын Давида 1888 ПйЧЛ

228. Яаков сын Цви Гирша 1887 МЧЛ

229. Шнеур Залман сын Цви Гирша 1884 ТОЧЛ

230. Ривка дочь Михаэля Иегуды Лейба 1889 иаЧЛ

231. Итка дочь Михаэля Иегуды Лейба 1890 ЗЧЛ

232. Михаэль Иегуда Лейб сын Авраама 1890 ЗЧЛ

233. Геня дочь Ицхака 1896 13ЧЛ

234. Марка дочь Авраама Давида 1901 ХОЧЛ

235. Бейла дочь Шмуэля Менделя 1904 "7ОЧЛ

236. Эстер Хана дочь Мордехая Зеэва Леви 1905 ЛОЧЛ

237. Геня дочь Биньямина Бэйнш 1906 ЮЧЛ

238. Рейза Хиска дочь Хаима 1905 ЛОЧЛ

239. Мушка / Злата Эстер Элька дочь Менахема Мендла 1905 ЛОЧЛ

240. ---?---

241. Марка дочь Мордехая 1904 10ЛЛ

242. Муса (?) Элька дочь рава Элиягу 1904 10ЛЛ

243. Гинта дочь Шнеура Залмана 1903 }0ЛЛ о 244. Риза Гелда дочь Рафаэля 1903 }0ЛЛ

I: 245. Мамка дочь Аарона Хаима 1914 ТОЛЛ

246. Рахель дочь Аарона Хаима 1912 ЗУЛЛ

^ 247. Геня дочь Рафаэля ЬаЛеви 1933

® 248. Песя дочь Гершона 1881 хаЛЛ

^ 249. Бат-Шева дочь Иегошуа 1897 ТЛЛЛ

'5? 250. Сара Зельда дочь Моше 1888 паЛЛ

§ 251. Нехама 1872 З"?ЛЛ

252. Ривка дочь Шломо 1871 Х^ЛЛ

¡е 253. Авраам сын Гилеля 1869 ИЗЛЛ

| 254. Зеэв Вульф сын Давида 1853 ГЛЛ

§ 255. Шмуэль сын Йосефа 1844 ТЛЛ

04 256. Шломо Залман сын (Беер)-Шмоси 1853 ГЛЛ

257. Ласка дочь Ицхака Айзека 1892 ЗЗЛЛ

258. Иеошуа Песах сын Давида Зельвига 1868 ПЗЛЛ

259. Лея дочь Цви Гирша 1874 ¥?ЛЛ

260. Меир сын Аарона 1879 И^ЛЛ

7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данное исследование было проведено благодаря гранту имени профессора Юджина Винера, присужденному автору в 2009 г. Белорусские историки и этнографы всячески настаивают, что Вильнюс (Вильно) город с исконно этнически белорусским населением. Дымшиц В.А. Два путешествия по одной дороге // История евреев на Украине и в Белоруссии. СПб., 1994. С. 9.

Хейфец М. Еврейское наследие Белоруссии// История евреев на Украине и в Белоруссии. СПб., 1994. С. 49.

Хаймович Б.Н. Историко-этнографические экспедиции Петербургского еврейского университета// История евреев на Украине и в Белоруссии. СПб., 1994. С. 15-43.

Наибольшее количество деревянных надгробий зафиксировано на кладбище возле поселка городского типа Ленин Житковичского района Гомельской области. Два сохранившихся деревянных надгробия в настоящее время хранятся в Музее истории и культуры евреев Беларуси в Минске.

Nosonovsky M. Hebrew inscriptions from Ukraine and former Soviet Union. Washington, 2006. P. 19.

2

4

5

6

10

12

Хейфец М. Еврейское наследие Белоруссии // История евреев на Украине и в Белоруссии. СПб., 1994. С. 49. 9 Там же.

Цит. по: Шульман А. Подземный ход в прошлое//«Мишпоха», историко-

публицистический журнал. Витебск, 2006. № 6. С. 25-26. ^

11 Еврейская энциклопедия в 16 томах. Т. 7. СПб., 1913. С. 38. с

Личный архив автора. Материалы «Экспедиции по еврейским местам Бе- 3

ларуси 2008». н

В приложении приводится перечень имен и дат смерти с надгробий в о

Друе. >§

Для сравнения: самое древнее из зафиксированных надгробий на терри- п

тории Украины относится к 1520 г. и находится в Буске (Львовская об- й

ласть). к

Хейфец М. Еврейское наследие Белоруссии // История евреев на Украине е

и в Белоруссии. СПб., 1994. С. 49. р

Шульман А. Подземный ход в прошлое //«Мишпоха», историко-публи- й

цистический журнал. Витебск, 2006, № 6. С. 25-26. 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.