Научная статья на тему 'Захоронения Троицкого еврейского некрополя'

Захоронения Троицкого еврейского некрополя Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
1048
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРЕЙСКОЕ КЛАДБИЩЕ / НАДГРОБНЫЕ НАДПИСИ / ЗАХОРОНЕНИЕ / ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ ЮЖНОГО УРАЛА / ТРОИЦК / ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ / JEWISH CEMETERY / TOMBSTONE INSCRIPTIONS / BURIAL / HISTORY OF THE JEWS OF THE SOUTH URALS / TROITSK / CHELYABINSK REGION

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Вишневский Василий Васильевич

Во второй трети XIX в. в г. Троицк (Челябинская область) началось формирование еврейской общины. Согласно еврейской религии, важной заповедью для еврейской общины является скорейшее создание отдельного еврейского кладбища. В г. Троицк такое кладбище, созданное задолго до революции, сохранилось до наших дней. Надгробия старых еврейских кладбищ являются важным источником при изучении истории местных иудейских общин. Автором статьи было проведено полевое исследование Троицкого еврейского кладбища. При этом были отмечены типичные черты захоронений этого кладбища, были скопированы и обработаны данные, указанные на надгробиях. В результате этого удалось выяснить хронологические рамки функционирования еврейского кладбища Троицка. Была собрана информация об используемых в надгробных надписях языках, использовании национального календаря при указании даты смерти, специфических чертах захоронений различных периодов, а также другие ценные статистические сведения. Отмечено указание на надгробных знаках информации, представляющей исторический и генеалогический интерес. Составлен список лиц, захороненных на Троицком еврейском кладбище.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Burials of Troistic Jewish Necropolis

The formation of the Jewish community in Troitsk (Chelyabinsk region) began in the second third of the 19th century. According to the Judaism, one of the main commandments is the construction of a separate Jewish cemetery promptly. The Troitsk cemetery, dating back to the pre-revolution times, has survived to the present day. The gravestones of the ancient Jewish graveyards are a valuable source of information in the studies of local Jewish communities. The author has conducted a field research of Troitsk Jewish cemetery, highlighting the typical traits of the graves and classifying the copied gravestones data. As a result, the chronological framework of the given cemetery has been clarified. In addition, there has been collected the information concerning the languages used in inscriptions; the application of national calendar in stating the date of death; the specific features of graves of different periods as well as other valuable statistical insights. Moreover, it has noted the existence of historically and genealogically significant information on the tombstones along with the completion of the list of people buried in Troitsk Jewish cemetery.

Текст научной работы на тему «Захоронения Троицкого еврейского некрополя»

Magistra УШв: электронный журнал по историческим наукам и археологии. 2017. № 2. С. 190-205.

ЗАХОРОНЕНИЯ ТРОИЦКОГО ЕВРЕЙСКОГО НЕКРОПОЛЯ

В. В. Вишневский

Челябинск, Россия

Во второй трети XIX в. в г. Троицк (Челябинская область) началось формирование еврейской общины. Согласно еврейской религии, важной заповедью для еврейской общины является скорейшее создание отдельного еврейского кладбища. В г. Троицк такое кладбище, созданное задолго до революции, сохранилось до наших дней. Надгробия старых еврейских кладбищ являются важным источником при изучении истории местных иудейских общин. Автором статьи было проведено полевое исследование Троицкого еврейского кладбища. При этом были отмечены типичные черты захоронений этого кладбища, были скопированы и обработаны данные, указанные на надгробиях. В результате этого удалось выяснить хронологические рамки функционирования еврейского кладбища Троицка. Была собрана информация об используемых в надгробных надписях языках, использовании национального календаря при указании даты смерти, специфических чертах захоронений различных периодов, а также другие ценные статистические сведения. Отмечено указание на надгробных знаках информации, представляющей исторический и генеалогический интерес. Составлен список лиц, захороненных на Троицком еврейском кладбище.

Ключевые слова: еврейское кладбище, надгробные надписи, захоронение, история евреев Южного Урала, Троицк, Челябинская область.

Троицк - многонациональный город с богатой историей. Расположение Троицка на пересечении торговых путей определило его будущее как пограничного торгового города [Гизатуллин, Сами-гулов], где мирно соседствуют разные культуры. Одним из народов, населяющих г. Троицк и по сей день, являются евреи. Сейчас еврейская община этого города очень небольшая: несколько десятков человек [Клайн: 2013, С. 87], преимущественно пенсионного возраста. Ранее, однако, община была гораздо больше. История возникновения местной еврейской общины типична для Урала и восходит к первой половине XIX в. Первой группой легально проживающих в Троицке евреев были военные кантонисты, служащие в местном полубатальоне. Среди солдат, служащих в Троицком гарнизоне, тоже могли встречаться лица иудейского исповедания. Отдельные иудеи могли проживать в Троицке нелегально или по временным паспортам, как это было в Оренбурге [Денисов, Моргунов: 2015, С. 8]. До 1859 г. действовал полный запрет на постоянное проживание евреев (точнее, некрещеных евреев-ашкеназов) за чертой оседлости. С 1859 г. отдельные категории евреев получили такое право [Толстой: 1917, С. 35]. Наличие лиц иудейского вероисповедания в городе влекло за собой создание специфической религиозной инфраструктуры. Неотъемлемой частью иудейской религиозной инфраструктуры является еврейское кладбище. В Троицке старинное ев-

рейское кладбище1 сохранилось до наших дней. Это кладбище является наиболее ранним материальным свидетельством присутствия евреев в городе. Самое раннее сохранившееся захоронение датировано 1854 г. - еще тогда, когда оседлого еврейского невоенного населения в Троицке существовать не могло. Вероятно, первые захороненные были военными кантонистами либо солдатами из сопредельных с Троицком линейных батальонов. Среди первых захороненных могли быть и бухарские евреи, прибывавшие со своим товаром на меновый двор Троицка.

Троицкое еврейское кладбище является уникальным для Челябинской области культурно-историческим объектом: этот некрополь является единственным на Южном Урале отдельным дореволюционным еврейским кладбищем, сохранившимся до наших дней. Еврейское кладбище расположено буквально через несколько десятков метров от старинного православного кладбища. Между этими кладбищами сейчас расположен

1 Кладбище здесь и далее указано как еврейское. То есть, акцент указан на этничность, а не на религиозную принадлежность захороненных. С одной стороны, было бы корректно обозначить это кладбище как иудейское, так как крещеных евреев, например, хоронили на православных кладбищах, а иудеев, не принадлежащих к еврейскому этносу (например, т. н. субботников), на иудейских. Однако, стоит помнить о том, что среди захороненных на Троицком еврейском кладбище в советское время этнических евреев мог быть значительный процент атеистов. В то же время, число лиц, захороненных на этом кладбище и не принадлежащих к еврейскому этносу, крайне невелико.

Рис. 1. Вид на Троицкое еврейское кладбище

гаражный кооператив. По периметру еврейское кладбище обнесено каменной оградой с железными решетками. На территории кладбища находится бывший дом омовения, на текущий момент использующийся как жилое помещение. Ряды захоронений на кладбище ориентированы с севера на юг. Захоронения ориентированы головой на запад, ногами на восток. Памятники устанавливались в изголовье. Почти все сохранившиеся памятники, в т. ч. все дореволюционные надгробия, каменные. Наиболее распространенная форма каменных памятников - стела. Изредка встречаются другие формы памятников, например, тумба, аналой, плита. Оградки у дореволюционных памятников отсутствуют. Среди знаков захоронений советского периода имеются отдельно стоящие металлические таблички, а также оградки с прикрепленными к ним табличками. Деревянные памятные знаки на кладбище отсутствуют. Памятники на кладбище находятся на некотором расстоянии друг от друга. Во-первых, это объясняется предписаниями Талмуда, согласно которому расстояние между могилами на кладбище в одном ряду должно составлять не менее

3 тефахим (30 см), а расстояние между рядами - не менее 6 тефахим (60 см) [Гавриленко: 2015, С. 264]. Во-вторых, по всей видимости, изначально еврейской общине для обустройства кладбища был выделен земельный надел, перекрывающий ее потребности. Для контраста можно упомянуть традиционную скученность захоронений на еврейских кладбищах восточноевропейских местечек, где надгробия буквально «залезают» друг на друга. Кладбище зонировано по периодам. Часть, которая примыкает к гаражам и двору соседнего многоэтажного дома, можно назвать условно советской, на остальной части кладбища находятся дореволюционные захоронения.

С 1985 г. еврейское кладбище закрыто для новых захоронений. На настоящий момент оно находится в фактически бесхозном состоянии, зарастает травой и кустарником. Происходит сваливание мусора на территорию кладбища со стороны соседнего гаражного кооператива. Время от времени порядок на кладбище наводят волонтеры, но, к сожалению, их деятельность не имеет систематического характера. Родственники захороненных осуществляют присмотр лишь за

отдельными захоронениями. Многие памятники на кладбище повалены. Металлические таблички на некоторых могилах советской эпохи оторваны, либо заржавели до такого состояния, что чтение указанных на них данных невозможно. Часть надгробий уничтожена1, часть вандализирована. Однако довольно много надгробий осталось на кладбище в относительно неплохом, по крайней мере, читаемом состоянии. Информация с сохранившихся памятников была списана, обработана и систематизирована.

Рис. 2. Ряд безымянных надгробий

Стоит подчеркнуть, что надгробия на настоящий момент - единственный доступный источник об умерших в дореволюционный период троицких евреях. Кладбищенской книги Троицкого еврейского кладбища не сохранилось, в метрической книге о евреях г. Троицка2 раздел «умершие» отсутствует. При обработке и систематизации данных, полученных при полевых исследованиях кладбища, главным критерием являлся критерий идентифицируемости захоронений. То есть, учитывались только те захоронения, на памятном знаке которых был указан и ясно читался хотя бы

1 В частности, чугунное надгробие Авраама Мотысь, умершего в 1874 г. [Сыроватских: 2013, С. 75], найти не удалось. Вероятно, данное надгробие было попросту сдано в металлолом.

2 ОГАЧО И-226 ОП.22 Д.45 Метрическая книга еврейского казенного раввина г. Троицк, 1890-1911 гг.

какой-то атрибут идентификации человека. Эти атрибуты - имя, отчество, фамилия, дата смерти и т. п. Следует помнить, что на кладбище присутствует множество безымянных могил: могил без памятников, с памятниками, на которых имена изначально отсутствовали (рис. 2), либо на которых надписи исчезли по причине разрушения или эрозии материала надгробия.

На настоящий момент удалось установить, что на еврейском кладбище захоронено 313 человек, чьи идентификационные данные указаны на надгробиях. Большая часть захоронений с указанными на надгробиях данными принадлежат к советской эпохе. В качестве первого года советской эпохи в публикации принят год, следующий за годом окончательного установления советской власти на Южном Урале, то есть 1920 г. Согласно данным о датах смерти, указанных на надгробиях, 132 человека было захоронено с 1854 по 1919 г., 171 человек с 1920 по 1985 г. Для 10 захороненных установить дату смерти не является возможным ввиду отсутствия даты на надгробии. Существуют различия в том, каким образом указана дата смерти покойного. На 130 надгробиях указаны даты смерти только по принятому на тот момент в государстве календарю3, на 69 - и по принятому на тот момент в государстве календарю, и по еврейскому календарю. На 104 памятниках указаны только даты по еврейскому календарю. На рис.3 показано распределение захоронений по десятилетиям, с 1850 по 1989 г. В целом график коррелирует с демографической динамикой еврейского населения г. Троицк. Как видно из графика, с момента основания кладбища количество захороненных плавно росло. Рост показывала и еврейская община Троицка. Пик захоронений на кладбище пришелся на второе десятилетие XX в. Это связано с тем, что в этот период еврейское население г. Троицк достигло своего исторического максимума. На 1913 г. еврейское население Троицка составляло 592 человека [Статистический обзор..., 1915], и до конца десятилетия должно было увеличиваться вследствие естественного и миграционного прироста (в т. ч. прибытия беженцев и военнопленных во время Первой мировой войны). После прихода Советской власти еврейское население города начало плавно уменьшаться, составив на 1926 г. 400 человек, а на 1939 г. и вовсе 206 человек4. Второй пик захоронений приходится на период Великой Отечественной

3 То есть либо по юлианскому (до установления Советской власти), либо по григорианскому календарю.

4 URL: http://demoscope.ru/weekly/ssp/rus_nac_39_ ra.php?reg=1925.

Рис. 3. Распределение захоронений на кладбище по десятилетиям

войны. Это связано с увеличением еврейского населения г. Троицка вследствие размещения эвакуированных из Западных районов СССР евреев, а также сверхсмертностью еврейского населения вследствие трудностей военного времени. Вероятно, что захоронений военного периода на кладбище еще больше: не на всех могилах тех лет были установлены долговечные надгробия. В условиях дефицита материальных ресурсов место захоронения отмечалось доступными на тот момент материалами, например, обкладывалось по кругу кирпичом. Послевоенный период характеризуется стабилизацией количества захоронений за десятилетие. Однако, согласно статистическим сведениям, количество еврейского населения в Троицке в этот период снижалось (так, в 1970 г. в Троицке проживало 279 евреев1, в 1979 - уже 2102). Вероятнее всего, это связано с демографическими процессами в еврейской среде, а именно со старением еврейского населения и смертностью среди старшей возрастной категории. В 1980-е гг. было выполнено лишь 4 захоронения. Это, очевидно, связано с заполнением кладбища и, как следствие, его закрытием.

Сведения о дате рождения либо возрасте захороненных указаны на 178 памятниках. Из них 39 памятников досоветские, 139 относятся к советскому периоду. На 10 досоветских памятниках указан год рождения, на 29 - возраст на момент смерти. Среди довоенных советских захоронений

1 ОГАЧО Ф.Р-485 ОП. 31 Д. 23.

2 ОГАЧО Ф.Р-485 ОП. 32 Д. 20.

также преобладает указание не даты рождения, а возраста, в котором человек умер: на 21 памятнике советского довоенного периода указан возраст покойного на момент смерти, и лишь на 4 - дата рождения (можно отметить, что в традиционной формуле еврейской эпитафии дата рождения вообще отсутствует [Васильева: 2015, С. 48]). С 1941 г. стало абсолютно преобладать указание даты рождения покойного: на 112 памятниках указана дата рождения покойного, возраст покойного на момент смерти - лишь на двух. Можно отметить также, что с течением времени указание сведений о дате рождения либо возрасте покойного становилось все более распространено. Если из 132 досоветских памятников такие сведения указаны лишь на 39 (30 % памятников того периода), то из 50 советских довоенный надгробий дата рождения или возраст указаны на 25 (50 %). Среди военных и послевоенных надгробий дата рождения (либо возраст на момент смерти) указана на 114 надгробиях из 121 (94 %).

На кладбище было выявлено 164 мужских и 143 женских захоронения. Также присутствует 6 захоронений с неясной гендерной принадлежностью покойного. Все 6 этих захоронений относятся к советскому периоду: на надгробиях этих захоронений были указаны даты жизни и смерти, несклоняемая по родам фамилия и инициалы. Количество идентифицируемых дореволюционных мужских захоронений более чем в полтора раза превосходит количество таковых же женских:

на 79 досоветских мужских захоронений приходится всего 53 женских. Это выглядит странно, поскольку, согласно статистическим сведениям, дореволюционная троицкая еврейская община была гендерно сбалансированной, т. е. представителей обоих полов было примерно поровну. Количественное превосходство мужских захоронений прослеживается и в довоенный советский период: на 31 мужское захоронение приходится 19 женских. С началом войны ситуация стала обратной. С 1941 г. и до 1985 г., года закрытия кладбища, женские захоронения преобладают: за этот период насчитывается 68 женских захоронений и 48 мужских. Преобладание женщин в этот период связано, скорее всего, с гендерным дисбалансом, установившимся вследствие гибели большого количества мужчин-евреев на фронтах Великой Отечественной Войны.

Языки надписей на надгробиях различаются. У 100 захороненных надписи на надгробии выполнены только на иврите, у 126 только на русском, у 85 и на русском, и на иврите, у 2 на иврите и польском. Интересно, что надгробия, надписи на которых выполнены только на иврите, встречаются не только в досоветский период. Более того, исключительное использование русского языка при составлении надгробных надписей стало преобладать лишь с военного периода. До этого большая часть памятников подписывалась с использованием иврита. Последнее надгробие, на котором указаны данные только на иврите, датировано 1952 г. Последнее же надгробие, на котором имеются надписи на иврите, датировано еще более поздним сроком - 1965 г. Надгробия, тексты на которых полностью написаны на языке идиш, отсутствуют: идиш был языком быта, языком улицы, а надгробные надписи несли в т. ч. и сакральную функцию: предполагалось, что прочитав информацию на надгробии, посетитель кладбища прочтет поминальную молитву об усопшем [Носоновский]. Однако иногда встречаются написанные идишской орфографией фамилии и названия населенных пунктов1. Ивритоязычные надписи на памятниках формализованы и повторяют структуру традиционной еврейской эпитафии2.

1 Типичная для языка идиш орфография с буквой айн для звука [э], буквой алеф для [а] и [о] и т. п. часто использовалась при обозначении реалий, не имеющих аналогов в библейском иврите, в т. ч. при указании фамилий или названий населенных пунктов в странах диаспоры [Носоновский].

2 Ознакомиться с примером и структурой традиционной еврейской эпитафии можно в следующей публикации: К.Е. Гавриленко (г. Брест, Республика Беларусь). История иудейских захоронений в Брестской области на примере брестского еврейского кладбища // Евреи Европы и Ближнего Востока: история, языки,

Длинных эпитафий на иврите почти нет. Надписи на русском языке менее формализованы и не имеют жесткой структуры, присущей ивритоязычным надгробным надписям. На памятниках военного и послевоенного периода часто указаны только имена и даты. При наличии на одном надгробии надписей на двух языках имя захороненного на этих языках может различаться. На иврите указывалось, как правило, традиционное библейское написание имени. На русском языке могло быть указано русифицированное или идишское имя, либо, в случае длинного многосоставного имени, сокращенное.

Имена указаны, или были указаны, на всех памятниках Троицкого еврейского кладбища, имеющих идентификационные данные. Кроме одного: на том памятнике, однако, на иврите были указаны обстоятельства и дата смерти захороненного. Фамилии не указаны на 48 надгробиях, все, кроме двух, дореволюционные. На одном из советских надгробий фамилию невозможно прочесть, так как с памятника слезла краска - остались лишь следы букв, у другого сколота верхняя половина памятника, где располагалась фамилия. На остальных надгробиях советского периода, на которых есть идентификационные надписи, фамилии захороненных указаны. Читаемость фамилий, однако, не всегда удовлетворительна. Касательно отчеств: отчества отсутствуют на 18 надгробиях. На 15 надгробиях отчества не указаны, на 3 стерты либо сколоты. На одном из памятников, где не указано отчество погребенного, указано, однако, его происхождение от некоего выдающегося раввина Реувена Ицхака.

На 35 памятниках указано место происхождения погребенного. Определенную сложность представляло собой соотнесение еврейского наименования города или местечка с современным названием. В случае, если установить современное название населенного пункта не удавалось, указывалось транслитерированное название города или местечка (см. Приложение). Из памятников с указанным местом происхождения покойного обращают на себя внимание три памятника 1918-1920 гг. На этих памятниках указаны территории или населенные пункты, входившие в состав Австро-Венгрии. Вероятно, захороненные под этими памятниками были австро-венгерскими военнопленными.

У отдельных захороненных указана профессия. Так, некий Иосиф Борисович Базилянский

традиция, культура. Материалы международной научной конференции памяти Т.Л. Гуриной 26 апреля 2015 г.; Петербургский ин-т иудаики. СПб., 2015. 386 с. (Труды по иудаике. Сер. «История и этнография». Вып. 10). С. 266

(ум. 1928) был инженером, Эфраим Зильбер-штейн (ум. 1943) - адвокатом, Рахиль Ильинична Альперина (ум. 1947) - доктором. У 20 захороненных указана принадлежность к определенному сословию или колену внутри еврейского народа: у 5 захороненных указана принадлежность к колену левитов, 15 захороненных, согласно надгробным надписям, принадлежат к сословию коэ-нов - потомков храмовых священников.

На захоронении некоего Иосифа Семеновича Слуцкого находятся два надгробия (одно позади другого). При этом на одном надгробии все надписи написаны на иврите, даты указаны еврейским календарем. На другом надгробии все надписи на русском языке, даты - юлианским календарем. Надгробие на русском языке более массивное, выполнено из шлифованного камня. Видимо, родственники решили поставить на могилу новый памятный знак, выполненный на русском языке и из более дорогого материала, но старое надгробие удалять не стали. Также встречаются обратные случаи, когда одно надгробие отмечает два захоронения. В таком случае на надгробии указаны имена и даты смерти обоих захороненных.

Особое внимание вызвали два дореволюционных надгробия с нееврейскими именами. Одно из них, согласно надписи на надгробии, отмечает место захоронения крестьянина с. Рассказово Тамбовской губернии Ивана Васильева Поляни-нова (ум. 1910). После поиска информации о том, какое отношение к евреям мог иметь крестьянин из Тамбовской губернии, выяснилось следующее. В с. Рассказово Тамбовской губернии была большая община субботников (иудействующих; в 1908 г. там насчитывалось 1247 субботников [Иошкин]). Видимо, по крайней мере некоторые из субботников успешно интегрировались в еврейское религиозное сообщество и признавались иудеями как единоверцы. Другое надгробие принадлежит некоему Никандру Елисееву Калугину, скончавшемуся в 1894 г. При этом на надгробии

нет отсылок к еврейской религии. Наоборот, там указана отсылка к тринитарному догмату. Также нетипична для кладбища форма памятника - небольшой квадратный цветник. Почему Н.Е. Калугин был похоронен на еврейском кладбище (или как его памятник там оказался) - неясно. Можно отметить, что памятник Калугина стоит несколько в стороне от иудейских захоронений конца 19 века, среди захоронений уже советского периода. Т.е. возможно, на 1894 г. человек был похоронен за оградой кладбища. Ясности не добавляет и то, что запись о смерти Н.Е. Калугина в единственной сохранившейся за 1894 г. по Троицку метрике, метрике Дмитриевской церкви1, отсутствует.

Итак, в результате обработки и систематизации информации, указанной на надгробиях Троицкого еврейского кладбища, были получены уникальные сведения о захоронениях этого кладбища и об истории самого кладбища. Также были уточнены некоторые аспекты истории еврейской общины города Троицка. Было получено много генеалогической информации. Был составлен список захороненных на Троицком еврейском кладбище. Список приведен в Приложении к настоящей статье. В случае, если информация на памятниках не дублировалась на русском языке, то транслитерация имен производилась в соответствии с современным израильским (сефардским) произношением иврита. В случае, если имена на иврите и русском различались, то в списке упомянуты они оба через косую черту. В случае частичной читаемости фамилий отсутствующие или нечитаемые буквы заменены троеточиями. В случае, если место происхождения покойного не удалось идентифицировать с ныне существующим населенным пунктом, рядом с наименованием населенного пункта в скобках указан вопросительный знак. Все даты приведены по григорианскому календарю. Сортировка в Приложении произведена по дате смерти захороненного.

1 ОГАЧО И-226 ОП.22 Д.15

Список литературы

1. Васильева Э. Еврейское кладбище Даугавпилса: динамика традиции // Кладбища трансграничных регионов : сб. науч. ст. по некрополистике. Минск, 2015. 146 с.

2. Денисов Д.Н., Моргунов К.А. Евреи в Оренбургском крае: религия и культура. Оренбург, 2015. 126 с.

3. Гавриленко К.Е. История иудейских захоронений в Брестской области на примере брестского еврейского кладбища // Евреи Европы и Ближнего Востока: история, языки, традиция, культура : материалы междунар. науч. конф. памяти Т.Л. Гуриной 26 апреля 2015 г. СПб., 2015. 386 с.

4. Гизатуллин Р.Н., Самигулов Г.Х. 17 июня 1743 г. был основан город Троицк. URL: http://chelreg-lib.ru/ru/cid/detail/13/?back=/ru/cid/.

5. Иошкин М.В. Незарегистрированные религиозные общины Тамбовской области: влияние на

молодежь (1958-1964 гг.). URL: http://e-notabene.ru/hr/article_15787.html#32.

6. Клайн М. А на кладбище все спокойненько? // Троицк и евреи: сборник материалов. Челябинск, 2013. 100 с.

7. Носоновский М. Старинные еврейские кладбища Украины: история, памятники, эпитафии // Ангел смерти. Символика еврейского похоронного обряда. Материалы к лекции Б. Хаймовича, С. Амосовой и А. Смирнитской URL: http://files.eshkolot.ru/23.12.12.pdf.

8. Статистический обзор Оренбургской губернии за 1913 год. Оренбург, 1915. 111 с.

9. Сыроватских М. Дореволюционная история еврейской общины г. Троицка (2-я пол. XIX - нач. XX вв.) // Троицк и евреи: сборник материалов. Челябинск, 2013. 100 с.

10.Толстой И.И. Антисемитизм в России и другие статьи по еврейскому вопросу. Петроград, 1917. IX. 96 с.

Сведения об авторе

Вишневский Василий Васильевич - краевед, генеалог. Челябинск, Россия. art10@rambler.ru

Magistra Vitae. 2017. No 2. P. 190-205.

BURIALS OF TROITSK JEWISH NECROPOLIS

V. V. Vishnevsky

Chelyabinsk, Russia. art10@rambler.ru

The formation of the Jewish community in Troitsk (Chelyabinsk region) began in the second third of the 19th century. According to the Judaism, one of the main commandments is the construction of a separate Jewish cemetery promptly. The Troitsk cemetery, dating back to the pre-revolution times, has survived to the present day. The gravestones of the ancient Jewish graveyards are a valuable source of information in the studies of local Jewish communities. The author has conducted a field research of Troitsk Jewish cemetery, highlighting the typical traits of the graves and classifying the copied gravestones data. As a result, the chronological framework of the given cemetery has been clarified. In addition, there has been collected the information concerning the languages used in inscriptions; the application of national calendar in stating the date of death; the specific features of graves of different periods as well as other valuable statistical insights. Moreover, it has noted the existence of historically and genealogically significant information on the tombstones along with the completion of the list of people buried in Troitsk Jewish cemetery.

Keywords: Jewish cemetery, tombstone inscriptions, burial, history of the Jews of the South Urals, Troitsk, Chelyabinsk region.

References

1. Vasil'eva, Je. (2015). Evrejskoe kladbishhe Daugavpilsa: dinamika tradicii [Daugavpils Jewish Cemetery: Dynamics of Tradition]. In Kladbishha transgranichnyh regionov : sb. nauch. st. po nekropolistike. 48 p. Minsk. (In Russ.).

2. Denisov, D. N., Morgunov, K. A. (2015). Evrei v Orenburgskom krae: religija I kul'tura [Jews in the Orenburg region: religion and culture]. 8 p. Orenburg. (In Russ.).

3. Gavrilenko, K. E. (2015). Istorija iudejskih zahoronenij v Brestskoj oblasti na primere brestskogo evre-jskogo kladbishha [The history of Jewish cemeteries in the Brest region on the example of the Brest Jewish cemetery]. In Evrei Evropy i Blizhnego Vostoka: istorija, jazyki, tradicija, kul'tura : materialy mezhdunar. nauch. konf. pamjati T. L. Gurinoj 26 aprelja 2015 g. 264 p. St. Petersburg. (In Russ.).

4. Gizatullin, R. N., Samigulov, G. H. 17 ijunja 1743 g. byl osnovan gorod Troick [The city of Troitsk was founded on June 17, 1743]. Available at: http://chelreglib.ru/ru/cid/detail/13/?back=/ru/cid/. (In Russ.).

5. Ioshkin, M. V. Nezaregistrirovannye religioznye obshhiny Tambovskoj oblasti: vlijanie na molodezh' (1958-1964 gg.) [Unregistered religious communities of Tambov region: influence on youth (1958-1964)].

Available at: http://e-notabene.ru/hr/article_15787.html#32. (In Russ.).

6. Klajn, M. (2013). A na kladbishhe vse spokojnen'ko? [Is everything quiet at the cemetery?]. In Troick i evrei: sbornik materialov. 87 p. Chelyabinsk. (In Russ.).

7. Nosonovskij, M. Starinnye evrejskie kladbishha Ukrainy: istorija, pamjatniki, jepitafii [Ancient Jewish cemeteries of Ukraine: history, tombstones, epitaphs]. In Angel smerti. Simvolika evrejskogo pohoronnogo obrjada. Materialy k lekcii B. Hajmovicha, S. Amosovoj i A. Smirnitskoj. Available at: http://files.eshkolot. ru/23.12.12.pdf. (In Russ.).

8. Statisticheskij obzor Orenburgskoj gubernii za 1913 god (1915) [The statistical review of the Orenburg province for 1913]. Orenburg. (In Russ.).

9. Syrovatskih, M. (2013). Dorevoljucionnaja istorija evrejskoj obshhiny g. Troicka (2-ja pol. XIX -nach. XX vv.) [Pre-revolutionary history of the jewish community of Troitsk (The 2nd half of the 19th century - the beginning of the 20th century)]. In Troicki evrei: sb. materialov. 75 p. Chelyabinsk. (In Russ.).

10.Tolstoj, I. I. (1917). Antisemitizm v Rossii i drugie stat'i po evrejskomu voprosu [Antisemitism in Russia and other articles on the Jewish question]. 35 p. Petrograd. (In Russ.).

Приложение

Список захороненных на Троицком еврейском кладбище

Фамилия Имя Имя отца Рождение Смерть Язык памятника Откуда Коэн/ Леви Пол

Гофман Авраам Йеошуа 1854 русский/иврит м

Фельдман Аарон Мордехай 1860 иврит м

Лириер Цви Шломо 1860 иврит м

Шалом Йеуда Лейб 1868 иврит м

Хаим Шабах 1845 1870 иврит м

Иеуда Лейб Шимон 1872 иврит м

Слуцкий Иосиф/Йосеф Семен/Симха 1840 1874 русский/иврит м

Геся Моше Мендел 1874 иврит ж

Йехезкель Йехиэль Ми-

Исраэль хаэль 1875 1875 иврит м

Йехезкель Йехиэль Ми-

Ицхак хаэль 1870 1875 иврит м

Бати Ицхак 1875 иврит ж

Авраам Яаков Шнеур Залман 1876 иврит Коэн м

Дов Бер Шмуэль 1876 иврит м

Черна Ток Исраэль Моше 1878 иврит ж

Цитлин Залман Ицхак 1879 иврит Коэн м

Перел Исраэль Меир 1879 иврит ж

Фройд Мордехай 1880 иврит ж

Ципора Арье Лейб 1881 иврит ж

Гафтман Аарон Шимон 1881 иврит м

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Песах Фейга Раше Шие 1881 иврит ж

Марьям Зеэф Вольф 1882 русский/иврит ж

Шуб Аарон Мордехай Йеошуа 1883 иврит м

Аарон Йеошуа 1883 иврит м

Хая Сара Ишмарьяу 1884 иврит Коэн ж

Хаим Яков Авраам Дов 1851 1885 иврит Леви м

Сара Йона 1886 иврит ж

Брайна Ривка Борух Бецалель 1888 иврит ж

Малка Гдалья 1888 иврит ж

Саражин- Михель/Йехезкель

ский Йехиэль Михель Яков/Яков Довбер 1836 1889 русский/иврит м

Берман Цви Гирш Дов Бер 1872 1889 иврит м

Хана Шломо 1889 иврит ж

Бергер Крейна 1867 1890 русский ж

Бати Шмуэль 1890 иврит ж

Дов Бер Исраэль 1890 иврит м

Стребло-

серд Залман Лейб Менахем Мендл 1891 русский/иврит м

Йехезкель Йехиэль Ми-

Аарон хаэль 1874 1892 иврит м

Шмирер Владимир Моисей 1892 русский/иврит м

Берман Либа Сара Дов Бер 1893 иврит ж

Берман Гнеся Дов Бер 1893 иврит ж

Горфинкель Цви Гирш Шломо Шнеур Залман 1893 иврит м

Гафтман Моше Аарон 1893 иврит м

Калугин Никандр Елисей 1819 1894 русский м

Затуловская Рива Туба Йекутиэль Дов 1894 русский/иврит ж

Сара Моше 1894 иврит ж

Хаим Ицхак 1894 иврит Коэн м

Ицхак Меир/Иса-

Шмирер ечка Зеэф Вольф 1894 русский/иврит м

Зейгер Шмуэль Цви 1894 иврит м

Саражин-

ский Михель Яаков 1892 1896 иврит м

Бруселов-

ский Шмуэль Яаков 1896 иврит м

Гали-

Брехер Дов Бер Моше 1896 иврит ция Коэн м

Авраам Нахман/

Енькель Абрам Цви Дов 1897 русский/иврит м

Меир Авдияу 1897 иврит м

Песах Ида Йешаяу 1898 иврит ж

Шмирер Эстер Лея/Ланочка Зеэф Вольф 1897 1899 русский/иврит ж

Фридьев Цви Гирш Менахем Нахум 1899 иврит м

Берх Ривка Шимон 1900 иврит ж

Саражин-

ский Рафаэль Яков 1898 1901 русский м

Окунь Израель Дов Бер 1901 русский/иврит м

Шулькин Ицхак Абрам/Авраам Цви 1901 русский/иврит м

Фанни/Фрума

Поляк Фейга Марк/Меир 1838 1902 русский/иврит ж

Стребло-

серд Зельда Соломон 1838 1902 русский ж

Саражин-

ский Абрам Михель 1868 1903 русский м

Плонский Израель 1903 1903 русский м

Фридман Малка Нахман 1903 иврит ж

Гилелева Слава Гилель Авраам 1905 русский/иврит ж

Сосновский Зеэв Вольф/Вольф Хаим 1906 русский/иврит м

Полякова Двора/Двойра Вениамин 1873 1907 русский/иврит ж

Шульман Хаим Моше 1907 иврит м

Мендл Меир Цви Гирш 1907 иврит Коэн м

Примак Хася Аба 1844 1908 русский ж

Кипка Арье Лейб Авраам 1908 русский/иврит м

Арье Лейб Авраам 1908 иврит м

Каплан Радэ Ицхак 1908 иврит ж

Примак Ицхак Йехиэль Михаэль 1909 иврит Леви м

Смоляр Цви Симха Элияу 1909 русский/иврит м

Саражин-

ский Евсей Михель 1879 1910 русский м

Кляцкин Эстер 1910 русский ж

Саражин-

ский И. М. 1910 русский м

Рас-

сказово

Там-

бовской

Полянинов Иван Василий 1910 русский губ. м

Шур Рахиль/Рахель Танхум/Таншель 1839 1911 русский/иврит ж

Сосновский Шмуль Абрам 1843 1912 русский м

Копит Авдей/Авдияу Хаим 1912 русский/иврит м

Ваккер Иудис Вольф 1874 1913 русский ж

Хенкин Ошер/Ашер Шмуль/Шмуэль 1824 1913 русский/иврит м

Саражин-

ская Шейна Яаков 1913 русский/иврит ж

Фридьев Нахем Энехиэль 1913 русский м

Бруслев-

ский Яков Давид Моше 1915 русский/иврит м

Либерман Азриэль Йосеф 1915 русский/иврит м

Тойбе Хаим Цви 1915 иврит ж

Моше Шломо 1872 1916 иврит Коэн м

Гринберг Цви Арье Аарон Йосеф 1916 иврит м

Карпиль Бер Лейб Нисан Гершон 1916 иврит м

Рейзкер Хана Меир 1916 иврит ж

Розус Гольда Шмуэль 1916 иврит Гродно ж

Шрейдер Исай Арон 1899 1917 русский м

Каме-

Ене Эфраим 1917 иврит нец ж

Баснер Хая Лея Исраэль 1918 иврит Двинск ж

Баснер Двора Цви Гирш 1918 иврит Двинск ж

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Баснер Хана Марьям Исраэль 1918 иврит Двинск ж

Шрейдер Аарон/Аарон Лейб Бер/Дов 1894 1918 русский/иврит м

Неси Меир 1842 1918 иврит ж

Ду-

Ваккер Гдальяху Йехуда Лейб 1835 1918 русский/иврит бровно м

Биньямин Шмуэль Яков 1904 1918 иврит Коэн м

Зейгер Роза/Рейзель Яков 1872 1918 русский/иврит ж

Серлин Шломо Цви 1918 иврит Коэн м

Славинцин- Шлема/Шломо

ский Пинхас Дов 1918 русский/иврит м

Шулькин Залман Ицик 1918 русский/иврит м

Дикла

Ишенко Шломо Борух Хаим 1918 иврит (?) м

Кениг Исраэль Хаим 1918 иврит м

Соломоник Фрейда-Рива Моше-Хаим 1918 русский/иврит ж

Плишер Залман Хаим Цви 1918 иврит м

Моги-

Кайлин Даниэль Енох Кальман 1896 1918 иврит лев м

Ново-

Капельман Калман Меир 1918 иврит грудок м

Либерман Рахиль Менахем Нахум 1918 русский/иврит ж

1918 иврит м

Тюкель Йосеф Зеэв 1871 1918 иврит Пинск м

Мако,

Вен-

Шилкрот Йекутиэль Йеуда Моше 1883 1918 иврит грия м

Ново-

Шломо Моше 1918 иврит грудок Леви м

Плотников Моше Йеуда Дов Бер 1864 1919 иврит м

Двора Моше 1848 1919 иврит ж

Каган Рахель Мордехай 1876 1919 русский/иврит Коэн ж

Арьев, Бесса-

Машкауцан Блима Мендл 1919 иврит рабия ж

Саражин-ская Ривка Моше 1919 иврит ж

Книжников Мордехай Дов Авраам 1919 иврит м

Паккер Роза Иосеф 1919 русский/иврит ж

Хая Сара Танхум 1919 русский/иврит Коэн ж

Минин Лейб Гершон Цви Айзик 1919 русский/иврит м

Ляхо-

Исраэль Иосеф 1853 1919 иврит вичи Коэн м

Арье Лейб Зеэв 1848 1919 иврит Лодир (?) Леви м

Хана Дваши Авраам Герман 1919 иврит Гродно ж

Ляхо-

Махони Мордехай 1919 иврит вичи Коэн ж

Лиозно,

Моги-

Барбанель Исай/Иешаяу Ерофей/Иерухам 1920 русский/иврит лев м

Майзель Яков Иеуда Лейб 1886 1920 русский/иврит Петербург м

Плонский Абрам/Авраам Соломон 1866 1920 русский/иврит м

Цви Гирш Исраэль Михаэль 1858 1920 иврит м

Шухлицкий Вениамин 1914 1920 русский м

С./потомок р. гаона Ре-

Мейлах Д./Дина Двора увен Ицхака 1920 русский/иврит ж

Минин Шалом Моше Лейб Гершон 1920 иврит м

Розенбойм Фойга Реувен 1920 русский/иврит ж

Шварцман Фейга Рахель Майер 1920 русский/иврит ж

Вен-

грия, Вишо-

Фишер Иеошуа Иосеф 1920 иврит арси /?/ м

Тарнув, Гали-

Шмуэль Меир 1920 иврит ция м

Брусина Ита Иехезкель 1891 1921 русский/иврит ж

Кипка Гдалий Лейб 1875 1921 русский/иврит м

Цирлина Мария Яков 1894 1921 русский/иврит ж

Рольник Абрам/Авраам Аба Бенцион Илья 1921 русский/иврит м

Заведович Менахем Дов 1921 иврит м

Миней/Менахем

Рейшер Мендл Нисан 1921 русский/иврит м

Фидлерман Фойга Яаков 1921 иврит ж

Неймарк Боня Залман 1921 иврит ж

Арьев, Бесса-

Машкауцан Шнеур Залман Перец 1865 1922 иврит рабия м

Теслер Сара Рива Иосеф 1922 русский/иврит ж

Хенкина Августа/Ривка Павел/Файвел 1923 русский/иврит ж

Левит Копл Авраам 1923 русский/иврит м

Ви-

Соломоник Дов Бер Меир 1924 русский/иврит тебск м

Залман Песах/Со-

Эпштейн ломон Шмуэль/Самуил 1874 1924 русский/иврит м

Клоз Ите Шамэль 1924 иврит ж

Бруслевская Эстер Аарон 1840 1925 русский/иврит ж

Рейтер Прасковья Илья 1870 1925 русский ж

Сонькин Наум/Нахман Григорий/Гилель 1893 1925 русский/иврит м

Рабова Броничка/Браха Авраам 1909 1925 русский/иврит ж

Ицковская Блюма 1922 1926 русский ж

Каган Яков Исай 1926 русский м

Партер Рувим/Хаим Реувен Самуил/Шмуэль 1926 русский/иврит м

Нахим/Менахем

Трупп Нахум ХаимБиньямин/Берке 1926 русский/иврит Леви м

Стребло- Миней/Менахем

серд Мендл ЗалманЛейб/Соломон 1927 русский/иврит м

Коссой Н./Нахум Давид 1872 1928 русский/иврит м

Липович Алта Исаак 1866 1928 русский/иврит ж

Шульман Хая Соломон/Шломо 1842 1928 русский/иврит ж

Винников Авраам/Абрам Ицхак/Исай 1871 1928 русский/иврит Коэн м

Базилян-

ский Иосиф Борис 1928 русский м

Липович Наум/Нахум Ицхак Лейб 1869 1929 русский/иврит м

Бронштейн Дов Бер Исраэль Меир 1929 иврит м

Кипка Иосиф/Йосеф Лейб 1929 русский/иврит м

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чернилов-

ский Ицхак Яков Мордехай 1870 1930 русский/иврит м

Рольник Мина Исай 1862 1931 русский/иврит ж

Окень Михаил/Михаэль Борис/Дов 1882 1931 русский/иврит м

Биньямин/Вениа-

Рейшер мин Нисан/Нисон 1873 1931 иврит м

Ицковская Сара Евсей 1931 русский/иврит ж

Добкина Софья Яков 1875 1935 русский ж

памятник

сколот памятник сколот памятник сколот 1936 русский ж

Белобоков Семен Григорий 1910 1938 русский/иврит м

Старо-

Кон-

станти-

Микельман Хася Пинхас 1888 1941 русский/иврит нов ж

Поташник Леонид Илья 1934 1941 русский м

Каминская Роза Яков 1898 1941 русский ж

Киршен- польский/

бойм Йосеф Йоэль 1942 иврит Краков м

Белобоков Исаак Григорий 1917 1942 русский м

Векслер Шимон Яков 1880 1942 русский м

Каганович Ц. Ф. 1880 1942 русский н/у

Килунов Ицка-Айзик Мордух 1886 1942 русский м

Машкауцан Аделя Соломон 1909 1942 русский ж

Эпштейн Арон Самуил 1888 1942 русский м

Клебанова О./Сара Г./Гилель 1912 1942 русский/иврит ж

Шпац Михаил 1937 1942 русский м

Фрума/Фрума-Ра-

Рохлина хель Зеэв/Вольф 1889 1942 русский/иврит ж

Старо-

Кон-

станти-

Вайнер Ася Абрам 1940 1943 русский нов ж

Толь -

Горбонос Волько Берке 1880 1943 русский/иврит ное м

Зильбер- польский/

штейн Эфраим Моше Дов 1880 1943 иврит Краков ж

Полон-

Ройтман Элюким Яков 1893 1943 русский/иврит ное м

Старо-

Кон-

станти-

Рубштейн стерто стерто 1943 русский нов ж

Ясиновская-

Арьес Фаня Борис 1918 1943 русский ж

Канова Хана Моше 1874 1943 иврит ж

Шифман Нехама Лейб 1869 1943 русский/иврит ж

Збарская Зиночка 1931 1943 русский ж

Трахтенберг Анна Александр 1943 русский/иврит ж

Старо-

Кон-

станти-

Лангштейн Аделя Марк 1912 1944 русский/иврит нов ж

Кры-

ница,

Фрейрейх Исраэль Авраам Хаим Реувен 1920 1944 иврит Польша м

Черняк Двося Моисей 1884 1944 русский ж

Гуральник Борис Григорий 1899 1944 русский м

Центер Рахиль/Рахель Пейсах 1944 русский/иврит ж

Орбах/

Авербах Шломо Цви 1903 1945 иврит м

Гольдман Израиль Яков 1882 1946 русский м

Коников Самсон Михаил 1889 1946 русский м

Эйдельнант Лев Семен 1939 1947 русский м

Цирлин Лев Марк 1889 1947 русский м

Гольдман Хася Соломон 1889 1947 русский ж

Альперина Рахиль Илья 1947 русский ж

Бекер Лея Давид 1948 иврит ж

Шнейберг Фаня Моисей 1906 1949 русский ж

Коль...у...ер Ми... Яков 1893 1949 русский м

Клебанов Гилель Элияу 1872 1950 русский м

Мескин Павел 1950 русский м

Каплун Фроим Лейзер 1898 1951 русский м

Чернилов-

ская Доба Шахно 1863 1951 русский ж

Мардер Исаак/Исак Пинхас/Петр 1903 1952 русский/иврит м

Ромалис Розалия Давид 1898 1952 русский ж

Руссак Нина Семен 1883 1952 русский ж

Мирьям Ицхак Айзик 1884 1952 иврит ж

Гринберг-Лаповок Клара Лев 1899 1952 русский ж

Попок Натан Абрам 1893 1953 русский м

Руссак Павел Исаак 1877 1953 русский м

Борц Наум Мордух 1881 1954 русский м

Мардер Эдик Исаак 1937 1954 русский/иврит м

Толчинская Мария Илья 1876 1954 русский ж

Майзлина Сося/Соси Гител Иеуда Лейб 1871 1955 русский/иврит ж

Наймон Геся Абрам 1864 1955 русский ж

Фейгин Марк Соломон 1900 1956 русский м

Хейфец Дыня Меер 1868 1956 русский/иврит ж

Муниц Мария Цви Гирш/Григорий 1905 1957 русский/иврит ж

Судакова Эсфирь Карп 1903 1957 русский ж

Шамис Дина 1957 1958 русский ж

Лисина Зелда Мендел 1900 1958 русский ж

Равич Юрий Михаил 1917 1959 русский м

Согутовская Фейга 1887 1959 иврит ж

Гиллер Сара Абрам 1892 1960 русский ж

Гольдман Рувим Янкель 1888 1960 русский м

Дугим Рейзеля Вольф 1890 1961 русский ж

Кацнельсон Липпа/Липе Израиль 1899 1961 русский/иврит м

Эльберт Хиса Иосиф 1898 1961 русский ж

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дреер Розалия Давид 1888 1961 русский ж

Драгилева Софья Марк 1893 1962 русский ж

Кац Зельман Исер 1899 1962 русский м

Толчинский Иосиф Григорий 1907 1962 русский м

Фалик Ф. Ю. 1897 1963 русский н/у

Шнейберг Шиман Иосеф 1900 1963 русский м

Эльберт Беба Фроим 1935 1963 русский ж

Селицкая Берта/Батья Григорий/Цви 1898 1964 русский/иврит ж

Шлейфер Хава Хаим 1892 1964 русский ж

Фейгин Михаил Моисей 1895 1965 русский м

стерто стерто Абрам 1875 1965 русский ж

Гольдфарб Рива Хаим 1895 1965 русский/иврит ж

Долганов-ская Прасковья Моисей 1891 1967 русский ж

Килунова Гинда Ехиэль 1889 1967 русский ж

Левикова Нина Яков 1909 1967 русский ж

Борц Евгения Моисей 1897 1967 русский ж

Шабловская Татьяна Семен 1903 1967 русский ж

Клебанова Сеина Мераэль 1902 1968 русский ж

Мадорская Ольга М. 1895 1968 русский ж

Эйдельнанд Семен Соломон 1904 1968 русский м

Лаповок Роман Евсей 1893 1968 русский м

Рудовская Анна Наум 1906 1968 русский ж

Киланов Лев Шаевич 1898 1969 русский м

Килунов Иосиф Исай 1901 1969 русский м

Машкауцан Берта Соломон 1902 1970 русский ж

Каршер Софья Карловна 1899 1971 русский ж

Коган Арон Владимир 1899 1971 русский м

Либман Рахиль Нота 1901 1971 русский ж

Геллер-Захарова М. Л. 1904 1972 русский ж

Гиллер Зельман Шиманович 1893 1972 русский м

Ицковская Эсфирь Илья 1898 1972 русский ж

Каплун Р. А. 1901 1972 русский н/у

Селицкий Давид Захар 1894 1972 русский м

Вильховская Ольга Лазаревна 1875 1973 русский ж

Каплун Щ. А. 1886 1973 русский н/у

Киланова Злата Ефим 1896 1973 русский ж

Черняков Михель Лейбер 1903 1973 русский м

Гульман Нехама Давид 1894 1974 русский ж

Дугим Герш Гейвиш 1887 1974 русский м

Рольник Александр Абрам 1888 1975 русский м

Польская Фрида Григорий 1910 1975 русский ж

Фейгина Анна Арон 1924 1975 русский ж

Моливер С. З. 1897 1975 русский н/у

Гульман Иосиф Моисей 1894 1975 русский м

Фейгина Фаина Карп 1895 1977 русский ж

Худеминска Белла Павел 1905 1977 русский ж

Рольник Сарра Азарий 1894 1978 русский ж

Клебанова Мария Лев 1919 1978 русский ж

Шейнфельд Ефим Владимир 1904 1978 русский м

Каплун Лазарь Ефрем 1928 1979 русский м

Коровина Вера Михаил 1922 1980 русский ж

Чернякова Анна Соломон 1909 1980 русский ж

Черняков Борис Михаил 1931 1981 русский м

Шехтер Михаил Израиль 1896 1985 русский м

Каганский Шлейма Шмуль памятник повален русский Коэн м

Саражин-ский стерто стерто стерто русский стерто стерто м

Фрейлих М. Л. стерто русский стерто стерто н/у

Каган Хася-Бася Ицхок русский ж

Каган Ицхок-Айзик Авроом русский м

Перш... Николай Николай русский м

Машенька русский ж

Малка Элияу иврит ж

Лаповок Илья русский м

Йеошуа Бенцион Йешаяу иврит Мала-стуке (?) м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.