Научная статья на тему 'Евразийский союз и евразийское пространство в контексте российской антитеррористической безопасности'

Евразийский союз и евразийское пространство в контексте российской антитеррористической безопасности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
200
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ / ЕВРАЗИЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ТЕРРОРИЗМ / БЕЗОПАСНОСТЬ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ / НЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ / УГРОЗЫ / РОССИЯ / США / EURASIAN UNION / EURASIAN SPACE / TERRORISM / SECURITY / COOPERATION / POLITICAL INSTITUTIONS / NON-POLITICAL INSTITUTIONS / THREATS / RUSSIA / UNITED STATES OF AMERICA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Репинская Олеся Васильевна

Предметом исследования статьи является построение системы антитеррористической безопасности с использованием возможностей евразийского сотрудничества. Предпринята попытка обоснования перспективности развития сотрудничества в евразийском направлении, раскрыты особенности протекания политических процессов, определяющих содержание антитер-рористического взаимодействия. В результате исследования автор приходит к выводу о том, что развитие отношений между странами-партнерами носит характер прочных цивилизационных связей. Наличие совместных угроз не только объединяет партнеров, но и требует скоординированных усилий, цель которых - действенное противостояние имеющимся рискам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Репинская Олеся Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EURASIAN UNION AND EURASIAN SPACE IN THE CONTEXT OF RUSSIAN ANTITERRORISM SECURITY

The subject of the research is a system of anti-terrorism security by means of Eurasian cooperation. The article studies the development prospects of cooperation in the Eurasian space, considers special features of the political processes that determine the content of antiterrorist cooperation. The author concludes that the development of relations between the partner countries has the nature of strong civilizational ties. The presence of joint threats not only brings together the partners, but also requires coordinated efforts aimed at effective counteracting of current risks.

Текст научной работы на тему «Евразийский союз и евразийское пространство в контексте российской антитеррористической безопасности»

УДК 323.285 Репинская Олеся Васильевна

кандидат политических наук,

докторант кафедры политологии и этнополитики

Южно-Российского института -

филиала Российской академии народного

хозяйства и государственной слуЖбы

при Президенте Российской Федерации

ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ И ЕВРАЗИЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКОЙ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Repinskaya Olesya Vasilyevna

PhD in Political Science, Doctoral student, Political Science and Ethnic Policy Department, South Russian Institute, branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

EURASIAN UNION AND EURASIAN SPACE IN THE CONTEXT OF RUSSIAN ANTITERRORISM SECURITY

Аннотация:

Предметом исследования статьи является построение системы антитеррористической безопасности с использованием возможностей евразийского сотрудничества. Предпринята попытка обоснования перспективности развития сотрудничества в евразийском направлении, раскрыты особенности протекания политических процессов, определяющих содержание антитеррористического взаимодействия. В результате исследования автор приходит к выводу о том, что развитие отношений между странами-партнерами носит характер прочных цивилизацион-ных связей. Наличие совместных угроз не только объединяет партнеров, но и требует скоординированных усилий, цель которых - действенное противостояние имеющимся рискам.

Summary:

The subject of the research is a system of anti-terrorism security by means of Eurasian cooperation. The article studies the development prospects of cooperation in the Eurasian space, considers special features of the political processes that determine the content of antiterrorist cooperation. The author concludes that the development of relations between the partner countries has the nature of strong civilizational ties. The presence of joint threats not only brings together the partners, but also requires coordinated efforts aimed at effective counteracting of current risks.

Ключевые слова:

Евразийский союз, Евразийское пространство, терроризм, безопасность, сотрудничество, политические институты, неполитические институты, угрозы, Россия, США.

Keywords:

Eurasian Union, Eurasian space, terrorism, security, cooperation, political institutions, non-political institutions, threats, Russia, United States of America.

Как писал К. Поппер, «не существует естественных границ государства» [1, с. 18]. Степень защиты российских границ от внешних агрессоров определяется крепостью границ, стабильностью и благополучием стран-партнеров. Российская Федерация уже является участницей ряда межгосударственных структур, таких как ЕвразЭС, ОДКБ, ШОС, одним из направлений деятельности которых является антитеррористическое сотрудничество.

Наиболее яркую направляющую по противодействию терроризму содержит деятельность ШОС (Шанхайской организации сотрудничества), которая объединяет в этом противодействии Россию со странами Центрально-Азиатского региона (Китаем, Казахстаном, Таджикистаном, Кыргызстаном и Узбекистаном). Территория участников организации покрывает 60 % территории Евразии, на которой проживает % населения Земли. Основным документом ШОС по противодействию терроризму является Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом [2]. Безусловно, создание самой организации стало ответом на вызовы современности. Именно в этот период (создание Шанхайской пятерки - в 1996-1997 гг. и ШОС - в 2001 г.) наиболее актуальной для России представлялась угроза распространения терроризма со стороны Центрально-Азиатского региона, поэтому приоритеты антитеррористического сотрудничества имели выраженное азиатское направление. Межславянское же направление не было рассмотрено ни как часть единой концепции, ни как самостоятельное направление сотрудничества. Современная обстановка в мире диктует необходимость обращения к истокам развития и построения русского мира как мультикультурного феномена, складывавшегося исключительно во взаимодействии европейской и азиатских культур. При этом именно стабильность в развитии России, ее направляющая роль не только способствовали сплочению вокруг нее сильных политических игроков в регионе, но и обеспечили сохранение культурного пространства, содействовали планомерному экономическому подъему.

Как показали события на Украине, межславянское сотрудничество нельзя рассматривать как само собой разумеющееся. Анализ рисков и угроз, определение проблематики в развитии регионов в направлении Азии, Восточной Европы, Кавказа, комплексные подходы в указанных регионах - залог успеха в построении мира и стабильности, минимизации рисков проявления терроризма.

Таким образом, возникает необходимость на основе цивилизационного подхода не только раскрыть российскую евразийскую идентичность, но и проанализировать перспективы противодействия терроризму на Евразийском пространстве с задействованием инструментариев Евразийского союза. Опыт и инструментарии шОс в построении системы антитеррористической безопасности в регионе должны быть учтены и интегрированы как самостоятельное направление в рамках евразийского антитеррористического сотрудничества. Необходима выработка относительно единых политико-правовых, международно-правовых, финансовых, военных, экономических механизмов контроля и борьбы с терроризмом.

К факторам, определяющим антитеррористическую политику в Евразийском пространстве, можно отнести следующие:

1. Терроризм сегодня стал явлением многопрофильным, которое находит все новые формы проявления: финансово-экономические, кадровые, психологические, технические.

2. Ситуация на Украине наглядно продемонстрировала вовлеченность в процессы политического участия с помощью делинквентных форм новых участников: властно-террористической «элиты», активно использующей терроризм не только как инструмент, но и как властный институт; транснациональных корпораций, являющихся зачастую теневыми игроками; людей с нарушением ценностно-мотивационной ориентации, активно вовлекаемых в процесс террористической деятельности.

3. Обозначенные процессы усугубляет наличие неподконтрольных государствам территорий, где под влиянием совокупных факторов формируются пограничные субкультуры, особая идеология, зачастую успешно конкурирующая с традиционной.

4. С учетом укрепления позиций России на международной арене мировой расклад сил будет изменяться, что неизбежно вовлечет в политический процесс акторов различного уровня, спровоцирует противление отдельных сил, в том числе с использованием террористических технологий. Российская евразийская цивилизация в наименьшей степени сейчас противостоит Востоку, традиционно сохраняются конкурентные отношения с Западом, соответственно, необходимо определиться с направлениями азиатского сотрудничества и западного сдерживания.

5. С учетом интеграционных процессов, протекающих на Евразийском пространстве, наравне с расширением геополитического поля борьбы с терроризмом необходимо предполагать повышение качества и эффективности этого процесса для участников, усиление давления по конкурентному сдерживанию данных процессов, но в форме не сопротивления антитеррористической деятельности, а укрепления евразийских позиций за счет ее успешной реализации.

В складывающихся условиях необходимо не только определить детерминанты террористической активности, но и изучить их влияние на российскую антитеррористическую политику в Евразийском пространстве в целях определения ее направлений и выработки действенных механизмов обеспечения антитеррористической безопасности.

Современные риски и угрозы диктуют необходимость выхода за пределы формата Евразийского союза, формирования более расширенного партнерства (в некоторых источниках форму такого партнерства называют Большим Евразийским Союзом) на основе включения в него таких стран, как Сирия, Македония или Иран. При этом предполагаются следующие направления взаимодействия: объединение во Всеславянский Союз (по Н.Я. Данилевскому «Россия и Европа») и сотрудничество в Центрально-Азиатском регионе. Разнонаправленность взаимодействия подтверждает и современный формат Евразийского союза, членами которого являются Казахстан как представитель азиатской цивилизации и Белоруссия как душа славянского мира. «Географическая локализация такого рода достаточно мощных интеграционных тенденций за пределами Российской Федерации может послужить вполне надежным индикатором определения естественных национальных российских границ» [3, с. 294].

Идеи евразийства как философско-политического движения, обосновывающего интеграцию России на центральноазиатском направлении, были особенно популярны в период становления нового Советского государства в 1920-1930-е гг., после Октябрьской революции. После развала СССР потребности в восстановлении утраченных связей снова стали актуальны.

«Внешними признаками цивилизации выступают широкий охват отдельных культур и народов, устойчивость социальных, материальных и духовных характеристик, наличие очерченных временных и пространственных рамок, предельный уровень социокультурной самоидентификации» [4, с. 12].

Евразийцы делают вывод о том, что «сущность российской (евразийской) цивилизации заключается не в религии, культуре, государственности, хозяйственном укладе или географическом положении, а в системных связях всех указанных факторов, предопределивших менталитет и исторические судьбы народов Евразийского пространства» [5, с. 35]. Гумилев предвидел и обосновал, почему «для России евразийское единство всегда предпочтительнее союза с Западом» [6, с. 296], - в Западном мире Россию ждут растворение и подчинение, поэтому союз данный бесперспективен.

Наблюдаемый цивилизационный раскол, обнаженный событиями на Украине, вновь поставил вопрос о самоопределении. Основные игроки: Россия, США, Европейский союз - параллельно друг с другом предпринимают активные действия по поиску союзников и стратегических партнеров для формирования реального баланса сдерживания интересов. При этом их объединения строятся как по региональному признаку, когда к этому подталкивают одноименные проблемы стран-соседей, риски и угрозы воспроизводства, похожие на украинский сценарий, вынужденно требующие от них объединения для совместного поиска путей решения проблем (например, Россия, Белоруссия, Казахстан), так и исходя из стратегических соображений (например, Россию в ООН по украинскому вопросу поддержал Китай). География распространения террористических угроз коррелирует с масштабностью геостратегических интересов противодействующих сторон. Соответственно, открытая политика, превентивные меры по сокращению возможностей ведения политики двойных стандартов призваны не только обозначить территорию усиления террористической активности, но и прилагать комплексные усилия по сокращению условий, благоприятствующих проявлениям терроризма.

Таким образом, наиболее перспективным для России становится сотрудничество в Евразийском пространстве. При этом считаем возможным использование термина «Евразийский союз» по отношению к странам, подписавшим соглашение, - России, Белоруссии, Казахстану и термина «Евразийское пространство» по отношению к потенциальным участникам соглашения, странам, месторасположение либо статус которых, по сути, определяет сущность происходящих в них событий, определяющих угрозы террористического характера.

Евразийскому сообществу в складывающейся обстановке жизненно необходимо вырабатывать совместную стратегию сотрудничества и проводить эффективную антитеррористическую политику, направленную прежде всего на минимизацию влияния стран Запада и ослабление позиции России и ее союзников.

На Евразийском пространстве на настоящий момент законодательно закреплен ряд положений относительно антитеррористической деятельности. Однако имеются и проблемные моменты: исполнение уже принятых обязательств, устранение правовых пробелов и сохранение собственной идентичности и суверенности в условиях мировых глобализационных процессов. Сотрудничество стран-участниц в международных договорах и соглашениях должно исключать политику двойных стандартов, строиться на уважении суверенных национальных интересов и осознании реальности общих угроз для региона. Препятствиями для взаимодействия являются пограничные проблемы, низкий уровень гражданской политической культуры и массовая коррупция в странах-участницах. Для преодоления данных трудностей необходимо сотрудничество политических и неполитических институтов в странах-партнерах.

Актуальна выработка относительно единых политико-правовых, международно-правовых, финансовых, военных, экономических механизмов контроля и борьбы с терроризмом.

На современном этапе при разработке совместной евразийской концепции по противодействию терроризму необходимо:

- уделить основное внимание борьбе с использованием национально-этнического фактора в политике и активизацией незаконных вооруженных формирований;

- направить совместные усилия стран-участников на сокращение иностранного влияния и постановку на оперативный контроль всех иностранных фирм, благотворительных и обучающих организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Евразийского союза.

Еще одним общим направлением совместных усилий становится повышение уровня культуры, а соответственно, уровня толерантности среди населения, в том числе и в рамках взаимообмена. Имеющий общемировую тенденцию рост нетерпимости в обществе служит существенным катализатором нарастания террористической угрозы.

Составляющими успешной антитеррористической деятельности антитеррористического сотрудничества на Евразийском пространстве должны стать:

- наиболее полный обмен информацией между правоохранительными органами;

- научная проработка совместными усилиями стран-участниц путей возможного преодоления кризиса;

- обеспечение международного контроля в области антитеррористической безопасности;

- активность гражданского общества при четком понимании своей роли в противодействии терроризму;

- предотвращение терроризма на дальних подступах как принцип антитеррористической деятельности;

- беспрепятственное преследование в странах-участницах лиц, разыскиваемых за совершение преступлений террористической направленности, и их экстрадиция;

- выявление и перекрытие всех возможных каналов финансирования терроризма;

- выработка российской культурологической политики в Евразийском пространстве как залог укрепления связей между партнерами;

- разработка общеполитических, правовых и организационных мер борьбы с терроризмом с учетом геополитических детерминант.

На уровне государств-участников также должно быть выработано единое понимание терроризма и правовая оценка их деятельности, для чего необходима консолидированная научная разработка проблематики с дальнейшей гармонизацией национального законодательства государств. Действенным инструментом для реализации поставленных задач по научному обеспечению антитеррористической деятельности могло бы стать создание Евразийского института, основным направлением работы которого предположительно будет исследование проблем региональной антитеррористической безопасности ведущими специалистами стран-участниц.

Подобные разработки на основе цивилизационных подходов, выверенное определение принципов, направлений, перспектив, содержания и форм, эффективности антитеррористического сотрудничества на Евразийском пространстве, концепции взаимно скоординированного и политико-правового сотрудничества по борьбе с терроризмом политических и неполитических институтов позволят обеспечить на территории государств национальную и евразийскую (русскую цивилизационную) безопасность.

Ссылки:

1. Смолькова И.В. Юридические афоризмы / сост. И.В. Смолькова. М., 2013. С. 536.

2. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Заключена в Шанхае 15.06.2001. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

3. Бородай Ю.М. От фантазии к реальности (происхождение нравственности). М., 1995. С. 294.

4. Логинов А.В. Россия и Евразия. Евразийский вектор: поиски российской цивилизационной идентичности в ХХ столетии. М., 2013. С. 551.

5. Там же. С. 35.

6. Гумилев Л.Н. От Руси до России: очерки этнической истории / послесл. С.Б. Лаврова. М., 2013. С. 320.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.