УДК 323.285 Репинская Олеся Васильевна
кандидат политических наук,
докторант кафедры политологии и этнополитики
Южно-Российского института -
филиала Российской академии
народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации
ЕВРАЗИЙСКИЙ ВЕКТОР
АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО
ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
Repinskaya Olesya Vasilyevna
PhD in Political Science, Doctoral student, Political Science and Ethnic Policy Department, South Russian Institute, branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
EURASIAN VECTOR OF COUNTER-TERRORISM
Аннотация:
Статья посвящена проблемам антитеррористического противодействия. Автор на основе цивилиза-ционного подхода попытался не только раскрыть содержание евразийской идентичности, но и про-анализировать перспективы противодействия терроризму на Евразийском пространстве с задействованием инструментариев Евразийского союза. Представлено обоснование разграничения категорий Евразийский союз и Евразийское пространство. Приведены результаты анализа угроз возможности возникновения и развития терроризма в странах Евразийского союза: Белоруссии, России, Казахстане и в странах Евразийского пространства.
Ключевые слова:
терроризм, безопасность, антитеррористическая стратегия, антитеррористическое сотрудничество, Россия, США, Украина, Евразийский союз, Евразийское пространство.
Summary:
The article discusses the issues of anti-terrorist coun-termeasures. In the framework of the civilizational approach the author makes an attempt not only to reveal the Eurasian identity, but also to analyze the prospects of counter-terrorism in Eurasia with employment of tools of the Eurasian Union. The author substantiates the distinction between the Eurasian Union and the Eurasian space. The article also analyzes the possibility of emergence and development of terrorism in the countries of the Eurasian Union: Belarus, Russia, Kazakhstan, and the countries of the Eurasian space.
Keywords:
terrorism, security, anti-terrorism strategy, counterter-rorism cooperation, Russia, USA, Ukraine, Eurasian Union, Eurasian space.
Уровень престижа России как на мировой арене, так и внутри страны за последние годы существенно вырос, чему в немалой степени способствовали такие события 2014 г., как вхождение Крыма в состав России, безупречное проведение Олимпиады 2014 г. в Сочи. Тем не менее успехи российских преобразований на Западе если ни принижаются, то извращаются. Так, перспективные идеи о создании Евразийского союза на Западе открыто называют имперским проектом В.В. Путина и угрозой мировому господству США.
Страны Запада ведут противоположную политику, основные элементы которой - вооруженный захват и экспансия, причем в последние годы предпочтительно с помощью «чужого оружия». Так, государственный терроризм в Украине открыто спонсируется США под статьей расходов бюджета «на развитие институтов демократии». При этом и в отношении России уже разработан законопроект, представленный в Конгресс США сенатором-русофобом Джоном МакКей-ном, - «Акт о предотвращении агрессии Российской Федерации 2014».
Адекватным ответом современным вызовам стали инициативы создания несилового блока (хотя и с возможностями совместных оборонительных проектов: совместных учений, военизированных формирований и т. д.), основанного на общих экономических, межцивилизационных связях Евразийского союза. Сторонниками идей евразийской интеграции сегодня являются Владимир Путин, Нурсултан Назарбаев, Александр Дугин и т. д.
Выступая на итоговой пленарной сессии международного дискуссионного клуба «Валдай» (тема юбилейного заседания клуба - «Многообразие России для современного мира»), Президент Российской Федерации В.В. Путин в самом начале отметил: «Очевидно, что наше движение вперед невозможно без духовного, культурного, национального самоопределения, иначе мы не сможем противостоять внешним и внутренним вызовам, не сможем добиться успеха в условиях глобальной конкуренции. А сегодня мы видим новый виток такой конкуренции... Нам всем: и так называемым неословянофилам, и неозападникам, государственникам и так называемым либералам - всему обществу предстоит совместно работать над формированием общих целей развития» [1].
«Терроризм - это радикальное средство, с помощью которого новый политический подход, новая политическая группа, ресурсы которой несоизмеримы с властвующей элитой, пытается
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 11)
расшатать властные позиции и прийти к власти» [2, с. 348]. Вместе с тем кровавые события 2014 г. в Украине показали масштабы геостратегических интересов, спровоцировали политических игроков на обнаженную демонстрацию собственных политических притязаний и методов их достижения, ключевым из которых является терроризм.
Именно сейчас жизненно необходимы пересмотр стратегических подходов по противодействию терроризму, мобилизация усилий общества и государства в борьбе с этим злом.
Российская Федерация уже является участницей ряда межгосударственных структур, таких как ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС, одним из направлений деятельности которых является антитеррористическое сотрудничество.
Наиболее яркую направляющую по противодействию терроризму содержит деятельность ШОС (Шанхайской организации сотрудничества), которая объединяет в этом противодействии Россию со странами Центрально-Азиатского региона (Китаем, Казахстаном, Таджикистаном, Кыргызстаном и Узбекистаном). Территория участников организации покрывает 60 % территории Евразии, на которой проживает % населения Земли. Основным документом ШОС по противодействию терроризму является Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом [3]. Безусловно, создание самой организации стало ответом на вызовы современности. Именно в этот период (создание Шанхайской пятерки в 1996-1997 гг. и ШОС в 2001 г.) наиболее актуальной для России представлялась угроза распространения терроризма со стороны Центрально-Азиатского региона, поэтому приоритеты антитеррористического сотрудничества имели выраженное азиатское направление. Межславянское же направление не было рассмотрено ни как часть единой концепции, ни как самостоятельное направление сотрудничества. Современная обстановка в мире диктует необходимость обращения к истокам развития и построения русского мира как мультикультурного феномена, складывавшегося исключительно во взаимодействии европейской и азиатской культур. При этом именно стабильность в развитии России, ее направляющая роль не только способствовали сплочению вокруг нее сильных политических игроков в регионе, но и обеспечили сохранение культурного пространства, содействовали планомерному экономическому подъему.
Как показали события на Украине, межславянское сотрудничество нельзя рассматривать как само собой разумеющееся. Анализ рисков и угроз, определение проблематики в развитии регионов в направлении Азии, Восточной Европы, Кавказа, комплексные подходы в указанных регионах - залог успеха в построении мира и стабильности, минимизации рисков проявления терроризма. Рассматривая вопросы противодействия терроризму, целесообразно учитывать как возможности реализации антитеррористической деятельности в рамках Евразийского союза, включающего стран, подписавших соглашение (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия), так и специфику противодействия на Евразийском пространстве, включающем расширенный круг стран-участниц, где риски проявления террористических угроз коррелируют с общностью геостратегических интересов.
Таким образом, возникает необходимость на основе цивилизационного подхода не только раскрыть евразийскую идентичность, но и проанализировать перспективы противодействия терроризму на Евразийском пространстве с задействованием инструментариев Евразийского союза.
Существуют следующие предложения по укреплению евразийской антитеррористической безопасности:
- При разработке стратегии антитеррористической политики целесообразно составление соответствующих региональных карт с расчетом уровня антитеррористической устойчивости в регионах. Обосновано создание специальных органов (советов) взаимодействия по проблематике в регионах одного уровня угрозы. Это, с одной стороны, и укрепление взаимодействия между регионами, сплоченность, толерантность, необходимая в условиях расслоения общества [4, с. 200-213], и обсуждение общих проблем, выработка тактики противодействия, повышение уровня правосознания и культуры с участием ОГВ, ОМС и представителей общественности. Группировка регионов должна производиться не столько в рамках территориальных фактических границ, сколько на основе цивилизационного подхода, с учетом историко-культурного единства и общности угроз и интересов развития на настоящий период.
- Единое концептуальное определение понятия «терроризм» должно быть изначально закреплено в рамках Евразийского пространства (путем принятия Концепции противодействия терроризму на Евразийском пространстве [5, с. 204-228]) с последующей интеграцией предложенной терминологии в международное законодательство.
- Необходимо создать специализированный научно-исследовательский центр (Евразийский институт) в форме межгосударственной структуры, основными направлениями работы которого должны стать:
- исследование проблем региональной антитеррористической безопасности;
- стратегия развития Евразийского региона;
- прогнозирование рисков угроз и выработка направлений противодействия им.
- Институт должен осуществлять как глобальную исследовательскую деятельность по таким направлениям, как политика, экономика, историко-культурное пространство, социальная сфера, военные аспекты, правовые разработки и аналитика, так и подготовку специалистов для реализации совместных межгосударственных проектов, управления и руководства ими. Отличие от более привычных форматов деятельности (например, Евразийского института, Евразийского союза ученых) заключается в использовании комплексных согласованных межгосударственных усилий в постановке конкретных задач исследований и использовании полученных результатов в рамках совместной деятельности.
- Существенно расширил бы возможности противодействия терроризму и Евразийский Национальный антитеррористический комитет (НАК) с расширенными функциями, который может выступать как альтернатива Интерполу, особенно с учетом складывающейся практики ведения Западом политики двойных стандартов в отношении исполнения запросов российских правоохранительных органов. Вопрос о создании подобного отдельного антитеррористического ведомства также можно решить за счет объединения нескольких ключевых министерств под единым руководством на внутригосударственном российском уровне, на уровне государств-участников, на уровне межгосударственного взаимодействия. При этом использование опыта НАК следует рассматривать как апробацию его деятельности. Объединение под единое руководство НАК, включающее как силовое, так и политическое, экономическое и научное сопровождение антитеррористической деятельности, с председательством на межгосударственном уровне глав государств позволило бы консолидированно решать геостратегические задачи всего Евразийского региона.
- В рамках евразийского сотрудничества необходимо также создать проект бесперебойного и доступного информационного пространства в международном формате - и в целях возрождения русского мира, и для обеспечения антитеррористической безопасности.
- Целесообразно также рассмотрение вопроса о создании Олимпийского антитеррористического союза для реализации опыта Сочи в международной практике. Причем Краснодарский край может и должен стать в этом смысле и диалоговой площадкой для политических процессов, и тренировочным комплексом «в городских условиях» для работы правоохранителей.
Ведущими задачами антитеррористической борьбы на Евразийском пространстве на современном этапе можно назвать: лишение терроризма социальной опоры; направленную и равномерную борьбу с ним во всех странах-участницах; обеспечение устойчивого развития всего Евразийского пространства; углубление социальной направленности процесса антитеррористической профилактики. При таком консолидированном участии государственных и общественных организаций терроризм будет побежден.
Ссылки:
1. Выступление Владимира Путина на заседании клуба «Валдай» [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2013/09/19/stenogramma-site.html (дата обращения: 24.10.2014).
2. Старостин А.М. Summa philosophiae в прикладном измерении : монография. Ростов н/Д., 2014. 576 с.
3. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Заключена в Шанхае 15.06.2001. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
4. Понеделков А.В., Старостин А.М. Терроризм: современные социально-политические репрезентации // Приоритетные направления стратегии национальной безопасности РФ : коллектив. моногр. Ростов н/Д., 2011. С. 672.
5. Репинская О.В. Российский антитеррористический концепт на Евразийском пространстве / отв. ред. С.А. Кислицын. Ростов н/Д., 2014. 230 с.