Научная статья на тему '<<евразийский соблазн>>: об истории движения и современных проблемах российского общества'

<<евразийский соблазн>>: об истории движения и современных проблемах российского общества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
170
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Eurasian movement issued in 1921 in the environment of emigration  the most interesting and original current of Russian idea of Soviet time. Reanimated in a present situation it is attractive both to intellectuals, and for the public. Eurasian concept  a possible basis of a conservative political paradigm.

Текст научной работы на тему «<<евразийский соблазн>>: об истории движения и современных проблемах российского общества»

ФИЛОСОФИЯ

Вестник Омского университета, 2004. № 2. С. 41-44.

© Омский государственный университет УДК 141Евразииство

«ЕВРАЗИЙСКИЙ СОБЛАЗН»: ОБ ИСТОРИИ ДВИЖЕНИЯ И СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМАХ РОССИЙСКОГО

ОБЩЕСТВА

А.В. Попова, Н.Н. Мисюров

Омский государственный университет кафедра русской литературы XX века и журналистики 644077, Омск, пр. Мира, 55а

Получена 31 января 2004 г-

The Eurasian movement issued in 1921 in the environment of emigration — the most interesting and original current of Russian idea of Soviet time. Reanimated in a present situation it is attractive both to intellectuals, and for the public. Eurasian concept — a possible basis of a conservative political paradigm.

Евразийское «мыслительное движение на опасной грани философствования и политики», оформившееся в 1921 г. в среде эмиграции, - самобытное течение русской мысли послереволюционных лет. Ему предсказывали большое будущее: жизненно важные темы и сама концепция евразийцев подробно обсуждались в русской зарубежной печати. Евразийцы развили бурную публицистическую деятельность, издавали много книг и периодических изданий. Однако бытие евразийства было недолгим. В 1922 г. от него отходит Г. Фло-ровский; в 1925 г. И. Трубецкой констатирует, что евразийства больше нет. Сборники «Евразийская хроника» 1930-х гг. не вызывают уже былого интереса.

«Россия не в одной только Европе, но в Азии; потому что русский не только европеец, но и азиат», - писал еще Ф. Достоевский. Развитие изложенных в «Дневнике писателя» мыслей как раз можно назвать «евразийством». Евразийцы призывали бороться с «кошмаром всеобщей европеизации», «сбросить европейское иго». «Мы должны привыкнуть к мысли, что романо-германский мир со своей культурой - наш злейший враг», -недвусмысленно писал И. Трубецкой в вышедшей в Софии в 1920 г. программной книге «Европа и Человечество ».

Евразийство было отрицанием прошлого и чужого. Прошлым была императорская Россия, чужим - Запад; кризис Запада (больше в области ожиданий) мыслился и глубже, и принципиальней, нежели крушение России. России, а с нею и всему православному миру, предстояло возродиться на новых началах и приобрести

«центральное и руководящее значение в будущей, уже начавшейся исторической эпохе» [10, с. 79]. Запад, напротив, исчерпал свои духовно-исторические потенции.

Типологически, а отчасти и содержательно эти идеи и прогнозы напоминают Шпенглера, его модели автономных культурных организмов, по очереди достигающих расцвета и лидерства, его приговор современности - «Закат Европы». Православие и Россия были неоспоримыми ценностями для евразийцев, негативное отношение к европоцентристской модели истории порождало неприязнь к Западу. Н. Трубецкой полагал, что романо-германские народы суть хищники и поработители человечества, таков был горький опыт отношений России с Западом в период мировой и гражданской войн. Вообще же, концепция того же Трубецкого сложилась раньше появления «Заката Европы»...

Гораздо теснее и органичней была связь нового движения со славянофильством. Славянофильский тезис о самобытности российской истории и культуры - смысловой стержень евразийства. Историко-культурная доктрина евразийства предполагала: Россия - особый этногеогра-фический мир, занимающий срединное пространство Азии и Европы, очерченное Восточно-Европейской, Западно-Сибирской и Туркестанской равнинами. Этому миру присуща самобытная культура, «равно отличная от европейской и азиатской» [10, с. 80]. Евразийской культуре, русской по основному этническому субстрату, православной по духовному содержанию, евразийцы прочили ведущую роль в открывающуюся эпоху.

42

А.В. Попова, Н.Н. Мисюров

Однако в отличие от славянофилов, евразийцы отказались от идеи славянского братства, указывая на общность русских с туранскими народностями, связывая преемством Русь с державой Чингисхана и заявляя, что «русская революция прорубила окно в Азию» [10, с. 80]. Для основателей славянофильства была важней борьба с укоренившимся западничеством высших сословий, согласно которому России из века в век суждено «догонять» другие страны. Духовной основой славянофильства был христианский персонализм (самоценность и уникальность, каким обладают и индивидуальный человек, и соборное единство народа в меру своей Богопричаст-ности). У евразийцев же самобытность низводилась до этнических и географических факторов. «На православие, - писал Г. Флоровский, -евразийцы смотрят... как на культурно-бытовую подробность, историко-бытовой факт» [9]. Потому евразийская философия истории оказывалась «местническою», утрачивалась всечеловечность, открытая старшими славянофилами, Достоевским же рассматриваемая как одна из главных ценностей российской культуры. Этой опасной тенденции к огрублению и заземлению духовных проблем пытался противостоять Флоровский, что привело его к разрыву с другими участниками движения.

Все же евразийцы отделяли себя и от западников, и от славянофилов. В западниках видели своих противников, противостояние «европоцентризму» связывало их со славянофилами. Показательна критика, которой подвергает князь Трубецкой оба течения. Согласно ему, «реакционеры» (здесь - славянофилы) стремились к созданию могущественного государства, даже ценой отказа от всех гуманистических европейских традиций. «Прогрессисты» (западники), напротив, стремились к реализации западноевропейских ценностей (демократия и социализм), даже если за это придется заплатить дорогой ценой отказа от русской государственности. Одни справедливо указывали, что требуемое «прогрессистами» освобождение темной народной массы приведет в конечном счете к крушению «европеизации». Другие резонно замечали, что подлинное величие российской державы, о чем грезят «реакционеры», невозможно без глубокой европеизации страны. Оба течения были во власти «идола Европы». «Обе основные идеи, которые в разных комбинациях друг с другом создавали все разновидности русских политических направлений, - идея русской великодержавности и идея осуществления на русской почве идеалов европейской цивилизации, - были в самом своем корне искусственны», - резюмирует Трубецкой [1, с. 53]. Однако, несмотря ни на что, славянофилы оцени-

ваются иначе, чем западники. Савицкий утверждал, что славянофильские мыслители, к которым он причислял также Гоголя и Достоевского, - предшественники евразийцев. К «предтечам» евразийства принадлежит и Константин Леонтьев. Евразийство характеризуется как высший этап развития этих идей. «Поскольку славянофилы упирали на «славянство», как на то начало, которым определяется культурно-историческое своеобразие России, - замечал Савицкий, - они явно брались защищать трудно защитимые позиции» [1, с. 53]. Понятие «славянство», по мнению евразийцев, малопоказательно для понимания культурного своеобразия России, поскольку поляки и чехи, к примеру, принадлежат к западной культуре. Русскую культуру определяет «византинизм». Не столько европейские, сколько «азиатско-азийские» элементы составляют сильную сторону русского исторического опыта, что позволяет сравнивать Россию с Византией, культура которой тоже была евразийской.

Самоуверенность европейцев, прав был Н. Трубецкой, распространилась на образованные слои других народов, которые стали оценивать свою самобытную культуру по европейским меркам, и это вызвало у них комплекс неполноценности. Евразийцы понимали свою грядущую роль в мире достаточно широко, свое движение они воспринимали как новую политическую силу в России, которая придет на смену большевикам и заменит их политическую доктрину на свою. Россия должна стать духовным центром, объединившим

государства на основе «азиатской доминанты».

* * *

В 1990-е гг. произошла небывалая в истории России переориентация правящей элиты на ценности «атлантизма», провозгласившей намерение возвратить страну в «европейский дом». С падением Берлинской стены, объединением Германии, крушением коммунистических режимов и распадом СССР евразийское пространство изменилось. Всплеск этноцентризма, национализма и сепаратизма, породил военные конфликты; набирал силу религиозный фундаментализм, на южных границах России возникли режимы, весьма напоминающие старые восточные деспотии.

Оживление интереса к евразийству обусловлено двумя факторами: политическим и мировоззренческим. Актуальное значение приобрели отношения России с соседними государствами, где преобладает «исламское население». В настоящее время «евразийская» проблема находится в центре общественно-политических дискуссий, где представлены самые разные точки зрения. Ска-

<<Евразийский соблазн»: об истории движения и современных проблемах.

43

жем, С. Караганов критикует российское правительство за значительное опоздание, с которым оно перестраивает свою политику. На его взгляд, в будущем в ней должны играть центральную роль как раз отношения с «евразийскими народами». В нынешних спорах ощутимо беспокойство по поводу формирования «сильного фронта исламских государств» [1, с. 59], сближения режимов среднеазиатских республик с такими исламскими странами, как Саудовская Аравия, Иран и Турция. «Хотим мы того или нет, - пишет В. Кедров, - но Россия вновь становится форпостом христианского мира, от отношения с которым во многом зависят спокойствие, стабильность, а в будущем, возможно, и благосостояние России». И. Мапашенко выдвигает тезис, что Россия развивалась не как национальное государство, а как «полиэтническое сообщество», а поэтому «установка «мы и они» не имеет в сознании русских столь абсолютного значения, как у большинства европейских этносов». Он считает, что Россия никогда не будет подлинной европейской страной, потому что она не просто страна, а «целый этнокультурный континент». «Европейское сообщество» сложилось как результат многовековой универсализации национально-государственной жизни. Нечто похожее происходит сейчас на территории прежней советской империи.

Евразийский комплекс проблем, на взгляд Г. Померанца, важен для понимания истоков нынешней напряженности. С крахом беспочвенного «пролетарского интернационализма» обнажилась «роковая несовместимость между раз и навсегда установленным миром ценностей ислама и постоянно меняющимся, текучим, изменчивым «открытым обществом», в котором личность предоставлена самой себе и сама прокладывает свой путь». Западный плюрализм оформился еще в римскую античность, западное христианство к нему приспособилось; в противоположность ему восточное православие и ислам «не научились видеть единый дух в быстро меняющихся обликах» [1, с. 61]. Г. Померанц оптимистичен в оценке шансов на диалог между исламской и христианской культурами: мусульмане и христиане всегда имели некоторую духовную общность, ибо у них единый источник — «ближневосточная авраами-ческая традиция».

Реанимированное евразийство в нынешней ситуации привлекательно как для интеллектуалов, так и для общественности. По мнению А. Игнатова, речь идет прежде всего о компенсаторной функции, смягчающей чувство неполноценности по отношению к Западу. Все политические проекты прошлого (петровско-имперский, советско-коммунистический), призванные «догнать и перегнать» Запад, кончались неудачей. Всякий раз

возникает вопрос: а не является ли «полуазиатский» характер России как раз ее преимуществом? В этом отношении евразийство продуктивнее, нежели классическое славянофильство, ибо обосновывает ведущую роль русского этноса. Психологически это смягчает чувство утраты «великой страны», которое, безусловно, определяет настроения многих и многих наших соотечественников.

В конце концов, евразийский концепт - возможная основа консервативной общественно-политической парадигмы. В такой интерпретации евразийство функционирует как реставраторская идеология, приспособленная к нуждам современности. По мнению А. Игнатова, именно «полуазиатский» характер России препятствует восприятию западной политической культуры и движению к рыночной экономике.

Но все же не следует переоценивать влияние реставрированного евразийства. Сравнительно с «обыкновенным» великорусским национализмом, евразийство находит незначительный отклик в массах, его влияние ограничивается интеллектуальными кругами. «Необходимо создать Евро-советскую империю от Владивостока до Дублина», - пишет орган фашиствующих интеллектуалов журнал «Элементы» (подзаголовок которого: «Евразийское обозрение») [8, с. 48]. Национал-большевики эксплуатируют критику евразийцами западного индивидуализма и эгоизма, они считают, что либерализм — «наиболее последовательная, агрессивная и радикальная форма... европейского нигилизма». Такое отношение к Западу и его культуре ныне весьма распространено, вполне объяснимо политическим цинизмом руководства США, стремящегося к безраздельной гегемонии в мире. Отпечаток такого мышления лежит на многих материалах солидных российских журналов и газет.

Евразийцы не смогли ни преодолеть, ни объяснить «евразийский соблазн»: «Россия есть Евразия... Потребуем твердого и ясного определения... В нем есть двусмысленность, Евразия - это, значит, ни Европа, ни Азия - третий мир. Евразия - это и Европа, и Азия, помесь или синтез двух с преобладанием последнего». Во многом история евразийства, как писал Г. Флоровский, «это правда вопросов, не правда ответов, правда проблем, а не решений» [9, с. 195]. С ним сложно не согласиться.

Россию нельзя разделить на Восток и Запад, не разрушая синкретического единства ее духовной культуры и ее политической целостности. «Нельзя представлять себе Европу и Азию в виде двух квартир, где попеременно проживает Россия: европеизм и азиатское начало, - отмечал Ф. Степун, - это две составные части сущности

44

A.B. Попова, H.H. Мисюров

России» [4, с. 108]. Наша надежда - в поиске некоего разумного компромисса, синтеза разнородных начал.

[1] Цит. по: Игнатов А. «Евразийство» и поиск новой русской культурной идентичности // Вопр. философии. 1995. № 6.

[2] Панарин A.C. Россия в Евразии: геополитические вызовы и цивилизацпонные ответы // Вопр. философии. 1994. № 2.

[3] Карасев Л.В. Русская идея (символика и смысл) // Вопр. философии. 1992. № 8.

[4] Цит. по: Люкс Л. Евразийство // Вопр. философии. 1993. № 6.

[5] Люкс Л. «Третий путь», или Назад в Третий рейх // Вопр. философии. 2000. № 5.

[6] Малахов В. С. Русская духовность и немецкая ученость // Вопр. философии. 1993. № 5.

[7] Песков A.M. Германский комплекс славянофилов // Вопр. философии. 1992. № 8.

[8] Сендеров В.А. Евразийство — миф XXI в.? // Вопр. философии. 2001. № 4.

[9] Флоровский Г. Евразийский соблазн // Новый мир. 1991. № 1.

[10] Хоружий С. С. Карсавин, евразийство и ВКП // Вопр. философии. 1992. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.