Научная статья на тему 'Евразийская полиция как одна из составляющих механизма минимизации угроз национальной и экономической безопасности Российской Федерации при взаимодействии в рамках Евразийского экономического союза'

Евразийская полиция как одна из составляющих механизма минимизации угроз национальной и экономической безопасности Российской Федерации при взаимодействии в рамках Евразийского экономического союза Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
587
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ЕВРАЗИЙСКАЯ ПОЛИЦИЯ / EURASIAN ECONOMIC UNION / EUROPEAN UNION / INTERNAL AND EXTERNAL THREATS TO ECONOMIC SECURITY / EURASIAN POLICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Падалка В. В.

В статье рассмотрены предпосылки создания Евразийского экономического союза. Проведен сравнительный анализ основных характеристик Евразийского экономического союза и Европейского союза. Рассмотрена деятельность конкретных органов системы МВД России, осуществляющих взаимодействие с правоохранительными органами государств членов ЕАЭС. Обоснована необходимость создания Евразийской полиции как одной из составляющих механизма минимизации угроз национальной и экономической безопасности России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Падалка В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Eurasian Police as Element of Mechanism of Minimizing Threats to National and Economic Security of Russia in Framework of Eurasian Economic Union

The paper considers the prerequisites of the creation of the Eurasian Economic Union. The author conducts the comparative analysis of the main features of the Eurasian Economic Union and European Union, studies the activity of agencies of the Ministry of the Interior of Russia responsible for cooperation with law enforcement agencies of the memberstates of the Eurasian Economic Union. Moreover, the author proves the need of the creation of Eurasian Police as an element of the mechanism of minimizing threats to the national and economic security of Russia.

Текст научной работы на тему «Евразийская полиция как одна из составляющих механизма минимизации угроз национальной и экономической безопасности Российской Федерации при взаимодействии в рамках Евразийского экономического союза»

_I

МЕЖДУНАРОДНОЕ

сотрудничество

В.В. падалка,

адъюнкт* кафедры организации финансово-экономического и тылового обеспечения

(Академия управления МВД России)

V.V. PADALKA,

Adjunct**, Department of organization of Finance and Economic Support and Logistics (Management academy of the Ministry of the Interior of Russia)

УДК 351.74:061.1(100)

Евразийская полиция как одна из составляющих механизма минимизации угроз национальной и экономической безопасности российской Федерации при взаимодействии в рамках Евразийского экономического союза

Eurasian police as Element of Mechanism of Minimizing Threats to National and economic security of Russia in Framework of eurasian economic union

В статье рассмотрены предпосылки создания Евразийского экономического союза. Проведен сравнительный анализ основных характеристик Евразийского экономического союза и Европейского союза. Рассмотрена деятельность конкретных органов системы МВД России, осуществляющих взаимодействие с правоохранительными органами государств - членов ЕАЭС. Обоснована необходимость создания Евразийской полиции как одной из составляющих механизма минимизации угроз национальной и экономической безопасности России.

Евразийский экономический союз, Европейский союз, внутренние и внешние угрозы экономической безопасности, Евразийская полиция.

The paper considers the prerequisites of the creation of the Eurasian Economic Union. The author conducts the comparative analysis of the main features of the Eurasian Economic Union and European Union, studies the activity of agencies of the Ministry of the Interior of Russia responsible for cooperation with law enforcement agencies of the member-states of the Eurasian Economic Union. Moreover, the author proves the need of the creation of Eurasian Police as an element of the mechanism of minimizing threats to the national and economic security of Russia.

Eurasian Economic Union, European Union, internal and external threats to economic security, Eurasian Police.

Евразийский экономический союз (далее — ЕАЭС) уже более года осуществляет свою деятельность. В настоящее время в него вхо-

дят пять государств-участников: Российская Федерация, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия.

* Ранее - заместитель начальника ОМВД России по Новоорскому ** Earlier - Deputy Chief, Office of Internal Affairs, Novoorsky District,

району Оренбургской области. Orenburg region.

0 СО

н

и ы

ST S

1

а н

о и

ы о

0

а

<

1

Й

ы

66

ЕАЭС — это последовательный шаг интеграции Российской Федерации на постсоветском пространстве. Такое объединение не могло быть создано одномоментно. В своем развитии объединение суверенных республик, когда-то входивших в состав СССР, прошло несколько исторических этапов [5].

С политической и экономической точки зрения функционирование ЕАЭС проходит в условиях противостояния России и Запада. В настоящее время в отношении России рядом государств Евросоюза (далее — ЕС) под политическим и экономическим давлением США введены экономические санкции, которые негативным образом влияют на экономическую безопасность России. Данные обстоятельства способствуют объединению стран постсоветского пространства в экономико-политические союзы [1].

Создание ЕАЭС было обусловлено политическими, социально-экономическими, историческими и территориально-географическими предпосылками.

В связи с тем, что ЕАЭС создан как сугубо экономическое объединение, союз не предусматривает единого наднационального политического руководства. Помимо явных экономических преимуществ, Россия преследует и политические цели глобального характера.

При всех положительных аспектах вышеуказанного объединения взаимодействие в рамках ЕАЭС влечет за собой и возможные угрозы экономической безопасности Российской Федерации [5].

Министр внутренних дел Российской Федерации В.А. Колокольцев еще в сентябре 2014 г. на заседании Объединенной коллегии МВД России и Республики Беларусь, проходившей в Бресте, обращал внимание на необходимость выработки мер для эффективного противодействия новым угрозам и вызовам, которые могут возникнуть в связи с созданием ЕАЭС. Он отметил, что создание ЕАЭС — это мощный импульс для дальнейшего укрепления взаимоотношений, так как в правоохранительной сфере появятся новые, дополнительные задачи. Возрастет мобильность населения, в связи с чем возникнут предпосылки для создания более изощренных преступных схем. Необходимо уже сейчас вырабатывать меры для эффективной борьбы с преступностью на евразийском пространстве [7].

В современных геополитических реалиях руководством страны, политиками и экономистами уделяется повышенное внимание проблеме экономической безопасности Российской Федерации. Здесь необходимо напомнить, что экономическая безопасность страны является неотъемлемой частью национальной безопасности государства и, по нашему мнению, одной из важнейших ее составляющих.

С нашей точки зрения, в контексте рассмотрения нашего государства как части ЕАЭС угрозы национальной и экономической безопасности России можно разделить на две группы: внутренние и внешние [2].

Внутренние угрозы экономической безопасности Российской Федерации возникают в результате различных процессов внутри самого интеграционного объединения — ЕАЭС. Среди них такие, как:

— оказание Российской Федерации финансово-экономической помощи странам — участникам ЕАЭС;

— неравномерное распределение выгоды от взаимодействия в рамках созданного евразийского экономического пространства;

— процесс массовой миграции граждан на территорию России из стран ЕАЭС;

— перемещение капитала из России в страны ЕАЭС с более мягким налоговым администрированием;

— благоприятные условия для развития и роста преступности на едином евразийском пространстве с использованием свободного передвижения капиталов, услуг, рабочей силы и др.

Внешние угрозы экономической безопасности Российской Федерации возникают в результате геополитической ситуации в мире, действий отдельных государств по отношению к России либо в сферах стратегических интересов нашего государства. Среди таких угроз:

— военно-политический кризис на Украине;

— террористическая деятельность так называемого «Исламского государства Ирака и Леванта» (ИГИЛ) и других террористических группировок;

— санкции отдельных стран ЕС и США в отношении России;

— охлаждение российско-турецких отношений и связанные с этим обстоятельством ограничения торгово-экономического взаимодействия;

— ориентированность отдельных государств постсоветского пространства (Грузия, Украина и др.) на интеграцию с ЕС и др.

По нашему мнению, деятельность государственных органов по защите национальной и экономической безопасности страны не должна представлять собой лишь ответную реакцию на какие-либо геополитические события, она должна носить постоянный характер, органично вписываться в процессы формирования государственной экономической политики.

Таким же требованиям должны соответствовать и наднациональные государственные органы в рамках ЕАЭС, в том числе правоохранительные структуры.

Для эффективного противодействия транснациональным организованным преступным груп-

пировкам, предупреждения и пресечения террористической деятельности бандформирований, координации правоохранительной деятельности полицейских подразделений стран ЕАЭС возможно создание Евразийской полиции (далее — Евразпол).

Первым, кто публично высказал идею создания Евразпола, был Н. Назарбаев, Президент Республики Казахстан, в ходе своего ежегодного обращения к народу в 2012 г. По его мнению, одной из основных причин создания Евразпола является необходимость усиления борьбы с транснациональной организованной преступностью. Обоснованность подобной инициативы вытекает из опыта другого интеграционного объединения — ЕС, который с открытием границ между странами-участниками превратился в «криминальный рай» для специалистов многих преступных профессий. Не стоит повторять ошибки ЕС в этой сфере, а лучше извлечь из них уроки, полезные при реализации идеи построения союза [4].

В ЕС существует надгосударственная правоохранительная структура — Европейская полиция (далее — Европол). В 1998 г. все страны — члены ЕС ратифицировали Конвенцию о Европоле, и с 1 июля 1999 г. началась полноценная работа этой службы. Основными задачами Европола являются координация работы национальных служб в борьбе с международной организованной преступностью и улучшение информационного обмена между национальными полицейскими службами. Европол координирует работу полицейских служб 28 стран — членов ЕС. В Европоле на данный момент числятся порядка 630 сотрудников, из них около 120 — офицеры связи Европола, откомандированные государствами — членами ЕС в качестве представителей национальных правоохранительных органов.

Для того чтобы оценить необходимость создания Евразпола, по нашему мнению, необходимо:

— сравнить основные характеристики ЕС и ЕАЭС;

— рассмотреть структуру МВД России и деятельность конкретных органов, осуществляющих взаимодействие с правоохранительными органами государств — членов ЕАЭС. Рассмотрим отдельные характеристики ЕС

и ЕАЭС (табл. № 1) [9, 10].

Из приведенных в таблице отдельных характеристик ЕС и ЕАЭС видно, что количество стран, входящих в ЕС, превышает количество государств — членов ЕАЭС более чем в 5 раз. Данное обстоятельство не является определяющим для решения вопроса о необходимости создания наднациональной правоохранительной структуры, а численность населения в двух вышеуказанных интеграционных объединениях представляется вполне соизмеримой.

Показательна характеристика территории ЕАЭС (более 20 млн кв. км), которая превышает территорию ЕС (более 4,3 млн кв. км) почти в пять раз.

По уровню безработицы ситуация в ЕАЭС пока складывается лучше, чем в ЕС (5,3 % к 10,2 % соответственно), но тенденция увеличения количества безработных в настоящее время сохраняется.

Также как и в ЕС, на территории государств — членов ЕАЭС проживают представители множества различных религиозных конфессий и течений, часть из которых придерживается радикальных взглядов.

Таким образом, можно сделать вывод, что рассматриваемые интеграционные объединения по своей крупномасштабности вполне сравнимы и сопоставимы. С этой позиции вполне обосновано было бы создание наднационального полицейского органа на евразийском пространстве.

Рассматривая деятельность правоохранительных структур государств — членов ЕАЭС, необходимо отметить, что за время существования СНГ накоплен положительный опыт координационной деятельности в сфере обеспече-

Таблица № 1

Отдельные характеристики ЕС и ЕАЭС

Интеграционный союз ЕС ЕАЭС

Количество государств (шт.) 28 5

Население (млн чел.) более 502 более 182

Территория (млн кв. км) более 4,3 более 20

Плотность населения (человек/кв. км) 116 9,1

Уровень безработицы (%) 10,2 5,3

О са н

и ы

ST S

х

а н

О и

ы о

0

а

<

1

Й

ы

67

О СО

н

и ы

ST S X

а н

о и

ы о

0

а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

<

1

Й

ы

68

ния безопасности и борьбы с преступностью. Такую координацию осуществляют:

— Совет руководителей органов безопасности и

специальных служб;

— Координационный совет генеральных прокуроров;

— Совет министров внутренних дел;

— другие органы отраслевого сотрудничества

стран СНГ.

Вместе с тем меры, заявленные в программах, направлены преимущественно на согласование внутригосударственных процедур и гармонизацию законодательства, информационную поддержку правоохранительной деятельности и не могут в полной мере удовлетворить потребности сотрудничества между государствами в сфере борьбы с преступностью.

В МВД России в составе координационных и совещательных органов в той или иной степени координацией правоохранительной деятельности с полицейскими ведомствами государств — участников ЕАЭС занимаются следующие правоохранительные структуры:

1. Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств — участников СНГ;

2. Объединенная коллегия министерств внутренних дел Союзного государства;

3. Координационный совет руководителей органов налоговых (финансовых) расследований государств — участников СНГ;

4. Объединенная коллегия Министерства внутренних дел Российской Федерации и Полиции Республики Армения;

5. Объединенная коллегия министерств внутренних дел Республики Казахстан и Российской Федерации [8].

Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств — участников СНГ (далее — БКБОП) и Координационный совет руководителей органов налоговых (финансовых) расследований государств — участников СНГ создавались на основании решений Совета глав правительств СНГ. В современных условиях в некоторых государствах СНГ (Украина, Молдова) политическое руководство выбрало путь охлаждения отношений с Россией. Данные обстоятельства негативно влияют не только на межгосударственные политические и финансово-экономические отношения, но и на продуктивное взаимодействие в правоохранительной сфере.

Объединенная коллегия МВД Союзного государства, Объединенная коллегия МВД России и Полиции Республики Армения, Объединенная коллегия МВД Республики Казахстан и Российской Федерации осуществляют двусто-

роннее сотрудничество и координацию в правоохранительной сфере. Такое взаимодействие не во всех случаях является эффективным.

ЕАЭС объединяет страны, которые желают не только сотрудничества, взаимодействия и координации в экономической сфере и политике, но зачастую и согласования позиций на международной арене.

Региональная интеграция позволяет им укрепить свои международные позиции, так как объединение государств — это, безусловно, более весомый игрок на мировой арене, чем отдельное государство [6]. Региональный уровень взаимодействия отличает более углубленный и скоординированный характер.

Без специально созданной региональной международной организации по сотрудничеству в правоохранительной сфере затруднительно достичь высокого уровня интеграции в борьбе с преступностью.

Евразпол должна будет координировать работу специально созданных либо назначенных полицейских подразделений стран — членов ЕАЭС.

Основной целью Евразпола должно стать повышение эффективности работы национальных правоохранительных служб и их сотрудничество в борьбе с проявлениями международной (транснациональной) организованной преступности и в предотвращении таких проявлений.

Большая часть контроля при образовании Евразпола должна оставаться в руках национальных правоохранительных ведомств. Контроль над сбором необходимых сведений для конкретного уголовного дела, затрагивающего интересы двух или более государств, должен относиться к полномочиям Евразпола. Сама идея создания Евразпола — это обоснованный ответ на очевидные вызовы: исчезновение внутренних таможенных границ, более активное взаимодействие бизнес-структур России, Казахстана, Белоруссии, Армении и Кыргызстана. При этом автоматически расширяется сфера криминальной деятельности преступных группировок пяти стран. Современная обстановка обязывает членов ЕАЭС ускорить процесс реформирования национальных правоохранительных сил, направить усилия на кооперацию правоохранительных органов стран ЕАЭС и унификацию полицейского законодательства [3].

Разумеется, необходимость создания Ев-разпола носит дискуссионный характер, но представляется бесспорным то, что сама идея ее создания выступает адекватным ответом на очевидные факторы. При этом создание любой наднациональной структуры предполагает появление соответствующих органов управления, сформированных с учетом баланса интересов всех создателей Евразпола.

Список литературы:

1. Гапоненко В.Ф., Падалка В.В. Обеспечение 5. экономической безопасности России в условиях действия Евразийского экономического союза // Механизм экономико-правового обеспечения национальной безопасности: опыт, проблемы, перспективы: сб. науч. ст.

по материалам VIII междунар. науч.-практ. 6. конф. Краснодар, 2015.

2. Гапоненко В.Ф., Падалка В.В. Предпосылки развития ЕАЭС в контексте экономической 7. безопасности России // Тенденции и перспективы развития Евразийского экономического союза в контексте опыта Европейской интеграции и глобальных вызовов: сб. науч. ст. по материалам междунар. науч.-практ. конф. М., 2015. 8.

3. Гапоненко В.Ф., Падалка В.В. Нужна ли Евразийская полиция (Евразпол) для единого экономического пространства в рамках Ев- 9. разийского экономического союза? // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 12 (1). 10.

4. Зиядуллаев Н.С. Евразийский экономический союз: история успеха или мыльный пузырь // Независимая газета. 2014. 15 сент. № 197.

Падалка В.В. Перспективы развития Евразийского экономического союза на основе анализа одной из угроз экономической безопасности в процессе интеграции в рамках СНГ // Экономика и предпринимательство. 2015. № 8 (2).

Стрежнева М.И. Интеграция и вовлечение как инструменты глобального управления // Международные процессы. 2012. № 2 (29). Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации В. Колокольцева на заседании Объединенной коллегии МВД России и Республики Беларусь 15 сентября 2014 г. URL: http://ria.ru (дата обращения:

24.12.2015).

Координационные и совещательные органы МВД России. URL: https://mvd.ru (дата обращения 10.01.2016). Основные характеристики ЕАЭС. URL: http://www.eaeunion.org (дата обращения:

01.01.2016).

Основные характеристики ЕС. URL: http:// europa.eu (дата обращения: 05.01.2016).

E-mail: [email protected]

О са н

и ы

ST S

х

а н

О и

ы о

0

а

<

1

Й

ы

69

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.