№ 1 (25) 2012 г Вестник Института законодательства Республики Казахстан
Сарсенов Айдар Маратович,
главный эксперт-начальник отдела международного права и сравнительного правоведения Института законодательства РК, доктор PhD
к ИДЕЕ СОЗДАНИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ПОЛИЦИИ (ЕВРАЗПОЛА)
Международным сообществом давно признано, что преступность не является проблемой одного отдельно взятого государства. Еще в начале прошлого столетия полиции разных стран стало ясно, что необходим единый центр, который бы аккумулировал информацию о преступниках и преступлениях, наносящих ущерб нескольким государствам, и осуществлял розыск преступников, покинувших территорию страны, в которой они совершили преступление [1]. Необходимость подобных совместных усилий государств очевидна, прежде всего, в борьбе с преступлениями международного характера, с транснациональной оргпреступностью и в целях повышения эффективности розыска лиц, скрывающихся от правосудия.
Взаимодействие по вопросам борьбы с преступностью осуществляется государствами как непосредственно, так и в рамках создаваемых ими специализированных международных организаций, наиболее известной из которых является Международная организация уголовной полиции (Интерпол).
Исторически сложилось, что международный розыск, идентификация и проверка лиц является основным направлением в деятельности Международной организации уголовной полиции - Интерпола.
Во-первых, это уголовная регистрация. Будучи общепризнанным и наиболее эффективным средством раскрытия международных уголовных преступлений, розыска и задержания международных преступников, она организуется Генеральным секретариатом по специальной методике в целях идентификации как преступников, так и некоторых преступлений. Основными идентификационными признаками являются демографические данные, внешние признаки объекта, способ совершения преступления (modusoperandi), особые приметы человека, его привычки, походка, манера поведения и другое.
Во-вторых, это международный розыск пре-
ступников, подозреваемых в совершении международных преступлений, лиц, пропавших без вести, похищенных ценностей и других объектов преступного посягательства. На долю международного розыска преступников приходится основной объем всей розыскной работы Интерпола. Он включает в себя оперативно-розыскные действия, проводимые за пределами территории государства, где было совершено преступление. В розыске участвует полиция нескольких стран с соблюдением национального законодательства и ведомственных инструкций. Интерпол не только координирует действия полиции нескольких стран, но и оказывает помощь в снабжении информацией из своих картотек.
В-третьих, международный розыск лиц, пропавших без вести, проводится в рамках Интерпола в случаях, когда национальный розыск не принес успеха и когда собраны доказательства того, что разыскиваемый покинул пределы государства-инициатора розыска. Розыск пропавших без вести чаще всего производится в «интересах семьи» и начинается проверкой по имеющейся в секретариате картотеке неопознанных трупов. На разыскиваемого в Генеральном секретариате заполняется «синий циркуляр» (специальный бланк с синей эмблемой Интерпола в правом верхнем углу). Кроме обычных сведений здесь приводится фотография разыскиваемого, описание внешности и указывается номер досье, в котором Генеральный секретариат собирает документы о его розыске. Розыск пропавших без вести чаще всего производится в «интересах семьи» и начинается проверкой по имеющейся в секретариате картотеке неопознанных трупов. В картотеку заносятся сведения о неопознанных трупах иностранцев. При этом Генеральный секретариат извещает членов организации об обнаружении неопознанного трупа путем направления «черного циркуляра» (специальный бланк с черной эмблемой Интерпола в правом верхнем углу), в котором изложены обстоятельства обна-
Международное право и сравнительное правоведение
ружения трупа, его фотография или другое изображение, отпечатки пальцев и др.
И, в-четвертых, международный розыск похищенных ценностей. К их числу относятся автомобили и другие транспортные средства, произведения искусства (картины, скульптуры, антиквариат, другие музейные экспонаты), археологические ценности, оружие и т.п. Рассмотрим кратко деятельность Интерпола на примере розыска похищенных произведений искусства. Эта работа строится на тесном сотрудничестве не только с государствами-членами организации, но и с Международным советом музеем и ЮНЕСКО - инициатором Конвенции о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (1970) и Конвенции об охране всемирного, культурного и природного наследия (1972). При этом государства взяли на себя обязательства содействовать розыску и возвращению незаконно вывезенных произведений искусства, выявлять факты их купли-продажи, а на таможнях требовать специальные разрешения на их вывоз в другие страны. Интерпол принимает участие в организации их розыска, а также на конференциях, семинарах, совещаниях, проводимых международными организациями по вопросам борьбы с хищениями и контрабандой произведений искусства.
Растущие транснациональные связи преступных групп разных стран требуют самого тесного международного сотрудничества правоохранительных органов. Так, деятельность Бюро Интерпола важна и для правоохранительных органов Республики Казахстан не только с точки зрения эффективности сегодняшней деятельности, но и с точки зрения перспектив развития. Качество работы Бюро - один из важнейших факторов международного авторитета правоохранительных органов Республики Казахстан.
Качественная и своевременная информация, которую предоставляет Интерпол, способствует достижению максимальной результативности совместных действий. Эффективность Интерпола подтвердила положительная динамика количества лиц, выданных Республике Казахстан из-за рубежа.
В последнее время все большее значение приобретает совместная антитеррористическая работа правоохранительных органов разных стран. Взаимодействие с зарубежными коллегами по линии Интерпола позволяет существенно повысить эффективность пресечения каналов финансирования и иной поддержки террористических формирований, по розыску исполнителей и организаторов терактов.
Вместе с тем, в последнее десятилетие активно разрабатываются Концепции регионального сотрудничества в борьбе с преступностью.
Результатом реализации таких разработок явилось, в частности, создание в 1998 г. Европейской полицейской организации (далее - Ев-ропол), призванной координировать усилия государств-членов Европейского Союза (далее - ЕС) в вопросах противодействия различным видам преступности. Европол создан в соответствии с Маастрихтским соглашением о Европейском Союзе от 8 февраля 1992 г. [2]. На данную организацию была возложена задача координировать оперативно-розыскные полицейские действия государств ЕС, а также осуществлять сбор и обмен информацией о деятельности международных преступных организаций. Более того решением от 12 июля 2005 г. за Европолом (в рамках Женевской Конвенции 1929 г.) закреплены полномочия центрального органа по борьбе с фальшивыми евро [3, с. 95].
Таким образом, за прошедшие годы Европол превратился в самостоятельный орган Европейского Союза, который предназначен для оказания практического содействия и информационной поддержки на европейском уровне мероприятиям полицейских органов государств в области борьбы:
1) с транснациональной организованной преступностью;
2) с международным терроризмом;
3) с «другими тяжкими формами преступности» международного характера: торговлей наркотиками, отмыванием денег и т.д. (всего 24 категории преступных деяний).
Уже с момента создания Европейская полицейская организация заявила о себе как о субъекте международного сотрудничества. В прошедшие годы Европол заключил большое количество рамочных соглашений о сотрудничестве в сфере противодействия транснациональной преступности с различными странами.
Учитывая опыт международных и региональных организаций уголовной полиции стран (Интерпол, Европол), в рамках интеграционных образований на евразийском пространстве следует рассмотреть вопрос разработки Концепции регионального сотрудничества в борьбе с преступностью, итогом которой действительно может стать создание Евразийской полицейской организации - Евразпола. Об этом говорил Президент Республики Казахстан - Лидер Нации Н.А. Назарбаев в Послании народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация -главный вектор развития Казахстана», что «для усиления борьбы с транснациональной органи-
0
№ 1 (25) 2012 г Вестник Института законодательства Республики Казахстан
зованной преступностью в Едином экономическом пространстве считаю, что назрел вопрос о создании, по примеру Интерпола, Евразпола - Евразийской полиции» [4].
Для ее реализации на евразийском пространстве следует принять Конвенцию или Договор о создании Евразийского полицейского ведомства (Евразпол), в которой предусмотреть ее функции и полномочия, организацию деятельности, порядок взаимодействия и др.
В современных условиях Евразпол может стать ведущей организацией регионального евразийского сотрудничества государств не только в борьбе с транснациональной преступностью в целом, но и авторитетным участником противодействия Евразийского сообщества проявлениям терроризма. Роль Евразпола в координации действий правоохранительных органов государств-членов в борьбе с транснациональной преступностью, с международным терроризмом, повышении эффективности розыска лиц, проведении международных форумов по проблемам международной уголовной преступности и терроризма будет неоценима.
Использованная литература
1. Мостович Н.В. Деятельность Интерпола и Европола в сфере борьбы с фальшивомонетничеством. http://sibac.info
2. www.europol.europa.eu/
3. Асатрян Х.А. Внутригосударственное и международное взаимодействие правоохранительных органов в борьбе с фальшивомонетничеством, совершенным организованными преступными группами // Вестник Томского государственного университета. - 2010. - № 35.
4. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана». - 2012. -27 января. http://www.akorda.kz
Мащала Еуразиялъщ экономикалъщ щауымдастъщ территориясында аймащтъщ полиция ведом-ствосы - Еуразиялъщ полициянъщ цурылуына арналган.
Статья посвящена вопросу создания на территории Евразийского экономического сообщества регионального полицейского ведомства - Евразпола.
The article focuses on the creation of regional police department - Eurazpolon the territory of the Eurasian Economic Community.
Ty^h сездер: Еуразиялъщ экономикалъщ цауымдастъщ, Еуразиялъщ полиция, Еуропалъщ полиКлючевые слова: Евразийское экономическое сообщество, Евразийская полиция, Европейская полиция.
Keywords: Eurasian Economic Community, Eurasian police, European Police.