Научная статья на тему 'Нужна ли Евразийская полиция (Евразпол) для единого экономического пространства в рамках Евразийского экономического союза?'

Нужна ли Евразийская полиция (Евразпол) для единого экономического пространства в рамках Евразийского экономического союза? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
328
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / EURASIAN ECONOMIC UNION / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / INTEGRATION PROCESSES / ЕВРАЗИЙСКАЯ ПОЛИЦИЯ (ЕВРАЗПОЛ) / EURASIAN POLICE (EVRAZPOL) / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / TRANSNATIONAL CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гапоненко В.Ф., Падалка В.В.

Рассмотрены экономические, политические и геополитические предпосылки создания Евразийского экономического союза; обоснована позиция необходимости интеграции со странами СНГ. Сделан акцент на процессы, оказывающие прямое воздействие на эффективность интеграционного проекта в рамках ЕАЭС; обоснована необходимость создания Евразийской полиции (Евразпола), предложена его структура и обозначены основные задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Do Eurasian Police (Evrazpol) for a single economic space within the Eurasian Economic Union?

The article examines the economic, political and geopolitical conditions of the Eurasian Economic Union, substantiated position need to integrate with the CIS countries. To focus on the processes that have a direct impact on the effectiveness of the integration project under the EAEC, the necessity of creating a Eurasian Police (Evrazpola) and offered its structure and main objectives.

Текст научной работы на тему «Нужна ли Евразийская полиция (Евразпол) для единого экономического пространства в рамках Евразийского экономического союза?»

УДК 355 ББК 65

НУЖНА ЛИ ЕВРАЗИЙСКАЯ ПОЛИЦИЯ (ЕВРАЗПОЛ) ДЛЯ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА?

ВЛАДИМИР ФЕДОСОВИЧ ГАПОНЕНКО,

доктор экономических наук,

профессор кафедры организации финансово-экономического и тылового обеспечения Академии управления МВД России;

В.В. ПАДАЛКА,

адъюнкт кафедры организации финансово-экономического и тылового обеспечения

Академии управления МВД России

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассмотрены экономические, политические и геополитические предпосылки создания Евразийского экономического союза; обоснована позиция необходимости интеграции со странами СНГ. Сделан акцент на процессы, оказывающие прямое воздействие на эффективность интеграционного проекта в рамках ЕАЭС; обоснована необходимость создания Евразийской полиции (Евразпола), предложена его структура и обозначены основные задачи.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, интеграционные процессы, Евразийская полиция (Евразпол), транснациональная преступность.

Annotation. The article examines the economic, political and geopolitical conditions of the Eurasian Economic Union, substantiated position need to integrate with the CIS countries. To focus on the processes that have a direct impact on the effectiveness of the integration project under the EAEC, the necessity of creating a Eurasian Police (Evrazpola) and offered its structure and main objectives.

Keywords: Eurasian Economic Union, integration processes, Eurasian Police (Evrazpol), transnational crime.

С 1 января 2015 г начал свое существование Евразийский экономический союз (ЕАЭС). В настоящее время в ЕАЭС входят пять государств— участников:

ф Российская Федерация с населением 146 270 033 человек (по данным на 1 января 2015 г.);

ф Казахстан с населением 17 417 447 человек (по

сведениям на 1 января 2015 г.); ф Белоруссия с населением 9 481 000 человек (по

данным на 1 января 2015 г.); ф Киргизия с населением 5 874 100 человек (по сведениям на 1 ноября 2014 г.); Армения с населением 3 010 600 человек (по данным на 31 декабря 2014 г.).

Евразийский экономический союз — это последовательный шаг, после взаимодействия между странами в рамках Таможенного союза, продикто-

ванный современными политическими и экономическими реалиями.

Оценка современного состояния Евразийского экономического союза — сложный и достаточно субъективный момент. Прежде всего, произошло хронологическое совпадения нескольких негативных процессов, которые оказывают прямое воздействие на «эффектность и эффективность» интеграционного проекта в рамках ЕАЭС:

санкции против Российской Федерации, которые прямо или косвенно влияют на экономическое состояние макропоказателей нашей страны и на партнеров России по ЕАЭС — Казахстан, Беларусь, Армению, Киргизию; нестабильное состояние и падение цен на нефть, что в связи с отсутствием альтернативных источников улучшения «экономического

климата» усиливает пессимизм представителей других стран в отношении перспектив наиболее крупной экономики государств ЕАЭС-России;

ф ухудшение геополитических отношений по многим направлениям, усиление конфронтации между Россией и Западом, что также приводит к увеличению политических рисков внутри ЕАЭС.

Тем не менее, такое положение дел мобилизует страны—члены ЕАЭС. Очевидно, что либо нужно создавать собственный центр экономического развития и модернизации, либо играть по чужим правилам.

Кроме того, существуют также проблемы для внутреннего развития Евразийского экономического союза:

ф расширение интеграции за счет включения в Союз Армении и Кыргызстана. Адаптация этих государств к требованиям ЕАЭС требует времени и денег, которые сосредоточены в различных фондах, донорами для которых в большей степени выступает Россия, а в случае Кыргызстана — еще и Казахстан; ф отсутствие четкого видения представителей всех государств ЕАЭС перспектив будущего евразийского интеграции. Как пример разномас-штабности оценок можно вспомнить историю вокруг предложения В.В. Путина рассмотреть в перспективе возможность образования валютного союза. Большое количество спекуляций и слухов возникают потому, что нет возможности сопоставить между собой дорожные карты дальнейших реформ стран—членов ЕАЭС. Вопреки ожиданиям скептиков, ЕАЭС проявляет свою жизнеспособность. Сейчас основная задача окончить институциональное оформление и адаптацию к экономическим условиям, существующим в настоящее время на евразийском пространстве.

Дальнейшие перспективы развития ЕАЭС во многом будут зависеть и от того, насколько быстро удастся преодолеть геополитический тупик, образованный украинским кризисом.

При всех положительных аспектах вышеуказанного объединения, взаимодействие в рамках Союза может повлечь за собой и возможные угрозы национальной безопасности России и самого ЕАЭС

в целом. Угроза безопасности — это совокупность определенных условий и факторов, которые создают опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства [1, 3].

В рамках ЕАЭС создается огромный рынок с унифицированным законодательством, свободным передвижением капиталов, услуг и рабочей силы. Одновременно с этим будет создано единое евразийское пространство и для транснациональных криминальных структур с присущими им преступлениями: терроризмом, организованной преступностью, торговлей наркотиками, незаконной миграцией, преступлениями в сфере экономики и другими. Как следствие — возникают благоприятные условия для развития и роста преступности на едином евразийском пространстве.

Министр МВД России В.А. Колокольцев еще в сентябре 2014 г. на заседании Объединенной коллегии МВД России и Белоруссии в Бресте обращал внимание на необходимость выработки мер для эффективного противодействия новым угрозам и вызовам, которые могут возникнуть в связи с созданием ЕАЭС. «Это мощный импульс для дальнейшего укрепления взаимоотношений; также нужно отметить, что в правоохранительной сфере появляются новые, дополнительные задачи. Возрастет мобильность населения, в связи с чем, возникнут предпосылки для создания более изощренных преступных схем. Поэтому мы обязаны уже сейчас вырабатывать меры для эффективной борьбы с преступностью на евразийском пространстве», — сказал он [6].

Для эффективного противодействия транснациональным организованным преступным группировкам, возможно создание Евразийской полиции (Евразпол). Первым, кто публично высказывал идею создания Евразийской полиции (Евразпола) был Н. Назарбаев — президент Казахстана во время своего ежегодного обращения к народу в 2012 г. По его мнению, одной из основных причин создания Евразийской полиции является необходимость усиления борьбы с транснациональной организованной преступностью [2, 4]. Обоснованность подобной инициативы вытекает из опыта другого интеграционного объединения — Евросоюза, который с открытием границ между странами—участниками превратился в «криминальный рай» для

криминальных специалистов многих преступных профессий. Не стоит повторять ошибки Европейского союза в этой сфере, а лучше извлечь из них уроки, полезные при реализации идеи построения Евразийского союза [5]. Полагаем, что в сфере противодействия транснациональной преступности их несколько:

1) противодействовать с использованием системного подхода к проблеме;

2) интеграционные процессы повлекут за собой необходимость правового обеспечения не только для экономики, но и новой правовой базы для противодействия преступности на интеграционном поле;

3) интеграционные процессы и отношения для организации противодействия «транснациональной преступности» потребуют создания специальных учреждений и органов Евразийского союза по полицейскому сотрудничеству.

Глобальный и региональный уровень создания и деятельности международных правоохранительных организаций призваны дополнять друг друга. Региональный уровень взаимодействия зачастую отличает более углубленный и скоординированный характер.

Известно, что за время существования СНГ накоплен положительный опыт координационной деятельности в сфере обеспечения безопасности и борьбы с преступностью. Такую координацию осуществляют: Совет руководителей органов безопасности и специальных служб, Координационный совет генеральных прокуроров, Совет министров внутренних дел и другие органы отраслевого сотрудничества стран СНГ. Меры, заявленные в программах, преимущественно направлены на согласование внутригосударственных процедур и гармонизацию законодательства, информационную поддержку правоохранительной деятельности и не могут в полной мере удовлетворить потребности сотрудничества между государствами в сфере борьбы с преступностью. Без специально созданной региональной международной правоохранительной организации по сотрудничеству между правоохранительными органами интеграционного образования вряд ли можно достичь высокого уровня интеграции в борьбе с преступностью. По нашему мнению, Евразийская полиция (Евразпол) в общих чертах

может быть похожа на Европейскую полицию (Ев-ропол).

Евразпол должен координировать работу специально созданных либо назначенных полицейских подразделений стран — членов Евразийского экономического союза.

Основной целью Евразийской полиции должно стать повышение эффективности работы национальных правоохранительных служб, их сотрудничество в предотвращении и борьбе с проявлениями международной, транснациональной организованной преступности.

Для достижения поставленных целей на Евраз-пол должны быть возложены следующие задачи: ф обеспечить обмен оперативно-значимой информацией между государствами—членами ЕАЭС; ф собирать сведения и информацию в отношении физических и юридических лиц, подозреваемых в причастности к подготовке или совершению транснациональных преступлений, анализировать ее и незамедлительно информировать правоохранительные органы государств—членов ЕАЭС относительно касающейся их информацией;

поддерживать оперативно-разыскные мероприятия в государствах ЕАЭС путем передачи оперативно-значимой информации национальным правоохранительным службам; поддерживать автоматизированный сбор информации.

Специально образованная либо назначенная национальная правоохранительная служба, обеспечивающая соблюдение задач Евразпола должна будет: поставлять Евразполу необходимую информацию;

отвечать на запросы Евразпола; передавать информацию для учета и отражения в автоматизированной информационной системе Евразпола;

выполнять другие, возложенные функции.

Каждое государство должно будет направить в Евразпол своего представителя, который будет координировать работу и представлять национальную правоохранительную службу в Евразийской полиции. Они будут передавать информацию, посылаемую национальными правоохранительными Службами в Евразпол и наоборот. Для выполнения

возложенных на Евразпол задач должна быть создана автоматизированно-информационная система. В систему должны быть включены данные государств—участников, предоставляемые национальными службами. Речь должна идти о лицах, которые в соответствии с национальным законодательством соответствующей страны подозреваются в совершении преступления, в отношении которых компетентен Евразпол или которые были осуждены за такое преступление. Право непосредственно вносить данные в информационную систему и отзывать из нее отводится национальным правоохранительным службам, координаторам, руководителю Евразпола и его заместителям, а также уполномоченным Ев-разпола. Ответственность за защиту сведений, хранящихся в Евразполе, правомерность ее передачи Евразполу и внесение их в банк данных, а также за правильность информации и контроль за сроком их хранения должны будут нести государства—участники, предоставившие эти данные.

Каждое физическое лицо, желающее воспользоваться своим правом на получение информации о данных, касающихся его лично и хранящихся в Евразполе, будет иметь возможность направить заявление в компетентный национальный правоохранительный орган любого государства—члена по своему выбору. Соответствующее заявление должно быть рассмотрено Евразполом в определенный в последующем срок, ответ направлен в соответствующую национальную службу стран ЕАЭС. Государства должны будут нести ответственность за ущерб, нанесенный какой-либо личности, который может быть причинен в результате ошибочных сведений, собранных или обработанных Евразполом. Потерпевший будет иметь возможность подать жалобу о возмещении ущерба по отношению к тому государству—участнику, в котором произошел этот случай и обратиться в суд, который, согласно национальному законодательству этого государства—члена, является подведомственным.

В качестве основных органов Евразпола можно предложить Административный Совет, куда будут входить директор, финансовый контролер, бюджетная комиссия.

Административный Совет может состоять из представителей от каждого государства — участника. Его основные обязанностями могут быть:

ф содействие достижению целей Евразпола; ф установление прав и обязанностей лиц по отношению к Евразполу; ф принятие решений о количестве должностных лиц, которых страны — члены могут направлять в Евразпол;

ф участие в назначении и увольнении Директора

Евразпола и его заместителей; ф назначение финансового контролера и контроль

за исполнением его служебных обязанностей; ф выполнение других функции.

Административный Совет должен собираться не менее двух раз в год.

Евразполом должен руководить директор, который после того, как Административный Совет выскажет свое мнение, единогласно назначается Советом ЕАЭС на четыре года.

Директор Евразпола должен отвечать за: ф выполнение задач, возложенных на Евразпол; ф текущее управление; ф управление штатами;

ф прочие задачи, которые будут на него возложены Административным Советом. Директор и его заместители должны руководствоваться в своей деятельности целями и задачами Евраз-пола, не иметь права принимать или требовать распоряжений от правительств, органов власти, организаций, должностных лиц, не принадлежащих Евразполу. Директор должен иметь право принимать служащих на работу и увольнять их. Финансовый контролер должен осуществлять контроль за расходами Евразпола и их обоснованностью, а также за установлением и сбором его доходов. Финансовый контролер должен назначаться Административным Советом из числа специалистов контрольно-ревизионного органа одного из стран—участниц. При этом финансовый контроль в Евразполе необходимо организовать на двух уровнях. На внутреннем уровне его будет осуществлять финансовый контролер; на внешнем — Межведомственная ревизионная комиссия, которая будет проводить ежегодную ревизию доходов и расходов, исполнение бюджета Евразпола.

Львиная доля контроля при образовании Евразпола должна оставаться в руках национальных правоохранительных ведомств. Контроль над сбором необходимых сведений для конкретного уголовного

дела, затрагивающего интересы двух или более государств, должен относиться к полномочиям Евразийской полиции. Сама идея создания Евразпола — это обоснованный ответ на очевидные вызовы: исчезновение внутренних таможенных границ, более активное взаимодействие бизнес-структур России, Казахстана, Белоруссии, Армении и Кыргызстана. При этом автоматически расширяется сфера криминальной деятельности преступных группировок пяти стран. Современная обстановка обязывают членов ЕАЭС ускорить процесс реформирования национальных правоохранительных сил, направить усилия на кооперацию правоохранительных органов стран ЕАЭС и унификацию полицейского законодательства.

Разумеется, необходимость создания Евразпола носит дискуссионный характер, но представляется однозначным то, что сама идея создания Евразийской полиции может выступать адекватным ответом на очевидные факторы. При этом создание любой наднациональной структуры предполагает появление соответствующих органов управления, сформированных с учетом баланса интересов всех создателей Евразийской полиции.

Литература

1. Федеральный закон РФ от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности», ст. 3.

2. Алтыбаев М.К. Полиция для единого экономического пространства // Евразийский юридический журнал. 2013. № 11. С. 66—69.

3. Ахмадев Р.Г., Косов М.Е., Сулейманов Н.К. Новые горизонты экономического пространства в рамках таможенного союза // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2015. № 5. С. 9—16.

4. Гапоненко В.Ф., Тутаева Д.Д. Финансовая глобализация как фактор развития современной мировой экономики // Международная экономика. 2014. № 4. С. 61—64.

5. Годин Ю.Ф. Зов единого пространства // Литературная газета. 2009. 16 сентября.

6. Зиядуллаев Н.С. Евразийский экономический союз: История успеха или мыльный пузырь// Газета Дипкурьер. 2014. 15 сентября.

7. КосовМ.Е. Нелинейность и внесистемность развития экономических отношений // Экономика

и предпринимательство. № 11 (52). Москва. 2014. С. 54—63.

8. Косов М.Е. Концентрация капитала и новая экономика // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. № 11—12 (80). Москва. 2013. С. 39—50.

9. Сенчагов В.К. и др. Экономическая безопасность России: Учебник. М., 2010. С. 469.

10. Информационное агентство РИА Новости, http://ria.ru [дата обращения 24 августа 2015 г.].

11. Информационное агентство России ТАСС, http://tass.ru [дата обращения 25 августа 2015 г.].

References

1. Federal law of the Russian Federation of 28 December 2010 № 390-FZ «On security», article 3.

2. Altybaev M.K. Police for the common economic space // Eurasian law journal. 2013. No. 11. P. 66—69.

3. Ahmadi R.G., Kosov M.E., Suleimanov N.K. New horizons economic space within the customs Union // Bulletin of the Academy of economic security interior of Russia. 2015. No. 5. P. 9—16.

4. Gaponenko V.F., Tutaeva D.D. Financial globalization as a factor in the development of the modern global economy // international Economics. 2014. No. 4. P. 61—64.

5. Godin Yu.F. Call single space // Literary newspaper. 2009. September 16.

6. Ziyadullaev N.S. Eurasian economic Union: a success Story or a bubble//diplomatic. 2014. September 15.

7. Kosov M.E. Nonlinearity and inesistenti the development of economic relations // Economy and entrepreneurship. No. 11 (52). Moscow. 2014. P. 54—63.

8. Kosov M.E. Concentration of capital and the new economy // Bulletin of the Russian state trade and economic University. No. 11—12 (80). Moscow. 2013. P. 39—50.

9. Senchagov V.K. and al. Economic security of Russia: Textbook. M., 2010. P. 469.

10. News Agency RIA Novosti, http://ria.ru [accessed on 24.08.2015].

11. Russian news Agency TASS, http://tass.ru [accessed on 25.08.2015].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.