СЛОВО МОЛОДЫМ СОЦИОЛОГАМ
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2021. Т. 21, вып. 1. С. 72-77 Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Sociology. Politology, 2021, vol. 21, iss. 1, pp. 72-77
Научная статья УДК 316.423.2
https://doi.org/10.18500/1818-9601 -2021 -21 -1 -72-77
Эволюция женской спортивной карьеры в контексте экономической модернизации^^^Ж^ в России: факторы и тенденции ¿ЙШМ йШ £
И.И.Рыкова С^т)Г\\ч
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, д. 83
Рыкова Инна Игоревна, аспирант кафедры истории, теории и прикладной социологии, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-0863-529X
Аннотация. В статье рассматриваются особенности эволюции женской спортивной карьеры, начиная с идеологии спорта в СССР, заканчивая современными реалиями Российской Федерации. Прослеживается закономерность поддержки государства и мотивации населения заниматься спортом. Основное внимание уделяется факторам и условиям, детерминирующим переход от традиционного типа карьеры к ряду переходных форм, закрепляющихся в современных непростых условиях экономической модернизации российского общества.
Ключевые слова: спорт, спортивная карьера, карьера женщин в спорте, физическая культура, экономическая модернизация, федеральный бюджет
Для цитирования: Рыкова И. И. Эволюция женской спортивной карьеры в контексте экономической модернизации в России: факторы и тенденции // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2021. Т. 21, вып. 1. С. 72-77. https:// doi.org/10.18500/1818-9601 -2021 -21 -1 -72-77
Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)
Article
https://doi.org/10.18500/1818-9601 -2021 -21 -1 -72-77
The evolution of women's sports career in the context of economic modernization in Russia: Factors and trends
Inna I. Rykova, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-0863-529X Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia
Abstract. The article examines the features of the evolution of women's sports career from the ideology of sports in the USSR up to the modern
realities of the Russian Federation. The pattern of the state support and motivation of the population to go in for sports were traced. The main
attention was paid to the factors and conditions that determine the transition from the traditional type of career to a number of transitional forms
that are taking hold in today's difficult conditions of economic modernization of Russian society.
Keywords: sports, sports career, women's career in sports, physical education, economic modernization, federal budget
For citation: Rykova I. I. The evolution of women's sports career in the context of economic modernization in Russia: Factors and trends.
Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Sociology. Politology, 2021, vol. 21, iss. 1, pp. 72-77 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1818-9601-
2021-21-1-72-77
This is an open access distributed under the terms of Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)
Культ здорового образа жизни, совпавший с массовой эмансипацией, появился с самого основания Советского государства. Миллионы девушек СССР начали заниматься спортом. Можно с уверенностью сказать, что никто не сделал больше для женского спорта, даже учитывая мировой опыт, чем страны СССР. Абсолютно все женские виды спорта эффективно функциони-
руют благодаря деятельности наших тренеров. Художественная гимнастика, женский теннис, фигурное катание - там властвуют наши женщины десятилетиями.
Однако при всем том, что спорту в СССР уделялось особое внимание, обнаруживается амбивалентное явление, суть которого заключалась в следующем. Де-факто, с точки зрения
спортивного мастерства, советские спортсмены, несомненно, были профессионалами. Но де-юре, с точки зрения правового и социального статуса, государством и обществом спорт не признавался как профессия. Спортом занимались лица, числившиеся в государственных структурах, служившие в армии, работающие на предприятиях и в учреждениях, а затем в спортивных организациях инструкторами физической культуры1.
К сожалению, в России до середины 1990-х гг понятия карьеры в позитивном смысле этого слова практически не существовало. На то есть несколько объяснений. Во-первых, долгое время сохранялись запреты на изучение карьеры как таковой. Превалировала идеологическая доктрина: советский человек работает не ради карьеры, а ради общества. Во-вторых, иерархия должностей руководителей была прерогативой различных партийных комитетов. Именно они выполняли функции организационного и идеологического сопровождения карьеры. В таком случае понятие «карьерный опыт» отсутствовало вообще2.
Однако, несмотря на отсутствие самого понимания карьеры в целом и спортивной карьеры в частности, в реальности закладывались нормативно-правовые основы самой спортивной деятельности, определялись основы статуса спортсменов, их роль, возможные карьерные траектории.
Основным законом являлась Конституция СССР3. Там мы можем увидеть, что за гражданами было закреплено право на объединение в спортивные организации (ст. 51). Кроме того, был образован Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР (ст. 131 п. 7).
Законами СССР определялись основополагающие нормы, юридические основы организации физической культуры и спорта в стране. К ним относятся Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении (ст. 49), Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде (ст. 96 и 98), Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании (ст. 18, 19, 29 и др.), Основы водного законодательства Союза ССР и союзных республик (ст. 22).
Что касается нормативно-правовых актов при Президиуме Верховного Совета СССР, можно выделить Указ об утверждении Положения о правах фабричного, заводского, местного комитета профессионального союза от 27 сентября 1971 г.4
Вот та нормативно-правовая база, регламентирующая направления развития физической культуры и спорта и дающая нам понимание того, что отношение к физическому воспитанию в СССР было серьезное уже с самого начала его образования, и именно поэтому наши спортсмены в конечном итоге показывали высокие результаты на международных соревнованиях. Любовь к спорту прививалась с самого детства, спортом занимались на площадках у дома, на производстве, в учебных заведениях, при этом все эти действия не отражены глобально в планировании бюджета СССР.
Существенным подспорьем для участия в спортивной деятельности, реализации карьеры как мужчинами, так и женщинами служила материально-финансовая база. Проанализировав имеющиеся данные, можно говорить, что расходы на физическую культуру появляются только в 1925 г., и то на местном уровне.
В то время как на здравоохранение планировалось 12,2% расходов, на просвещение - 11,7%, на социально-культурные мероприятия в целом было запланировано 31,3% расходов (что является самой большой строкой расхода на 19241928 гг.). При этом даже на государственное управление ушло в среднем 10,0% бюджета этих лет (табл. 1)5.
Далее, в 1933-1937 гг. расходы на физическую культуру увеличиваются, и связано это, безусловно, с образованием Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта. Для того чтобы выполнить поставленные им задачи, необходимо было выделить немалые средства из бюджета. При этом расходы на здравоохранение составили 13,6%, а на просвещение - в среднем 12,0%6.
С 1938 по 1940 год расходы на физическую культуру сохраняются, так же как и на просвещение и здравохранение.
В военные годы такая статья расходов, как физическая культура, исчезает из статьи расходов, здравоохранение тоже падает до 5,0% и только просвещение держится на своих 12,0%7.
А вот в послевоенные годы, 1945-1950, все вернулось на круги своя для поднятия духа огромной страны8.
Затем до 1987 г расходы на физическую культуру были стабильно 0,1%, а потом и вовсе отсутствовали. Расходы на здравоохранение и просвещение также упали (табл. 2)9.
Таблица 1
Расходы на физическую культуру в СССР 1925-1928 гг.
Наименование расходов Годы Бюджеты Итого по бюджету СССР
союзный республиканские местные
Физическая культура 1925-1926 - - 0,1 -
1926-1927 - - 0,1 -
1927-1928 - - 0,1 -
Таблица 2
Структура расходов Государственного бюджета СССР по основным разделам.
1987-1988 гг., %
Наименование расходов 1987 1988
Всего расходов 100 100
в том числе по основным разделам на народное хозяйство 52,7 52,8
на социально-культурные мероприятия 32,5 32,9
из них:
на просвещение 9,1 9,3
на науку 3,6 3,7
на здравоохранение 4,5 4,7
на физическую культуру - -
на социальное обеспечение 8,6 8,6
В целом, именно благодаря многим отмеченным выше факторам до начала перестройки середины 80-х гг. прошлого века в СССР как в мужских, так и в женских видах спорта постепенно, несмотря на снижение финансирования, реализовывался в основном традиционный тип карьеры. Согласимся с В. В. Травиным и В. А. Дятловым, что традиционная (линейная) карьера - это постепенное продвижение наверх, иногда с пропуском одной ступени, иногда с непродолжительным понижением в должности10. Справедливо замечание и Е. П. Ильина, что спортивная карьера - это многолетние занятия человека спортом, нацеленные на высокие достижения и связанные с постоянным самосовершенствованием спортсмена в избранном виде спорта11. Данный вид карьеры напрямую зависит от физической подготовки, которую необходимо активно развивать с детства, если есть понимание, что человек готов посвятить большую часть жизни данному виду карьеры.
Существенные изменения в карьерном пути спортсменов стали происходить в условиях начавшихся в 90-е гг. XX в России социально-экономических преобразований. Они не являлись случайными и были обусловлены целым рядом факторов, среди которых на первый план выдвигались, прежде всего, факторы и условия социально-экономического и финансового плана.
Руководство страны полностью пересмотрело систему финансирования и нормативно-правовую базу для всех категорий. В правовом поле мы видим ст. 41 в Конституции РФ от 12 декабря 1993 г., в которой закрепляется право каждого гражданина России на охрану здоровья и медицинскую помощь, где также подчеркивается, что в Российской Федерации поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта (Гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина»)12.
В 1991 г. значительно сокращаются расходы на социально-культурные мероприятия, которые составили 7% от государственного бюджета, из них 2% пошли на народное образование и про-
фессиональную подготовку кадров, а 1% - на здравоохранение и физическую культуру, при этом из постановления «О Союзном бюджете на 1991 год» от 11 января 1991 г. № 1892-1 мы не увидим, сколько именно идет на физическую культуру. При этом основной статьей расхода становятся расходы на оборону - они составят 35,0%, при этом даже в 1988 г. мы можем увидеть, что расходы на эти нужды составляли 4,4%13.
В 2000 г. предполагалось наиболее существенно увеличить расходы федерального бюджета по таким разделам, как государственное управление, международная деятельность, средства массовой информации. Так, объем расходов по разделу «Средства массовой информации» на 2000 г. был увеличен в 2,7 раза по сравнению с 1999 г.
Наибольший удельный вес федерального бюджета занимают расходы на обслуживание государственного долга (27,4% всех расходов, или 4,32% ВВП). По сравнению с бюджетом 1999 г., в 2000 г. произошло существенное изменение структуры этих расходов.
Без финансирования идея спортивной нации начала затухать.
В целом, в постсоветской трансформации экономической системы выделяются три очевидных периода:
1991-1998 гг. - характеризуются спадом экономического производства, снижением объемов ВВП на душу населения, увеличением доли бедного населения, ростом безработицы, высокими темпами инфляции;
1999-2007 гг. - наблюдался рост экономической активности, увеличение объемов ВВП на душу населения, снижение доли бедного населения, уровня безработицы и темпов инфляции;
2008-2010 гг. - развитие финансового кризиса вызвало новое снижение экономической активности и негативные тенденции на рынке труда. Однако негативные тенденции этого периода не носили столь серьезных последствий, как в первом периоде. Изменения в экономической системе определяют системные изменения в политической, социальной и культурной сферах14.
До 1998 г. новая держава переживает становление, основные силы брошены отнюдь не на здоровую прогрессивную нацию. В 2000 г. со сменой власти меняется политика. Удельный вес расходов на социально-культурную сферу в структуре расходов федерального бюджета на 2000 г. увеличился с 13,6% в 1999 г. до 14,9% в 2000 г., что направлено на стабилизацию ситуации в данной сфере. В абсолютных единицах указанные расходы увеличились на 41,3 млрд руб. по сравнению с утвержденным бюджетом на 1999 г. и на 62,3 млрд руб. - с отчетом об исполнении федерального бюджета за 1998 г. Однако с учетом запланированной инфляции в 2000 г. реальные расходы по данным отраслям намного ниже.
При общем увеличении на 39,6% расходов федерального бюджета в 2000 г. по сравнению с утвержденными в 1999 г. расходы на социально-культурную сферу возрастают на 52,9%, в том числе на образование - на 51,0%, на культуру, искусство, кинематографию - на 49,5%, на СМИ - на 174,4%, на здравоохранение, физическую культуру и спорт - на 51,3%, на социальную политику - на 48,5%15. Таким образом, нарастив за десятилетие мощности по военной тематике, освобождаются средства на социально-культурную среду, и расходы в этой области возрастают в 2 раза.
В 2007 г. принимается Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ. Тем самым на высоком государственном уровне подчеркивается важность спорта и спортивной карьеры.
Но в 2008 г., в связи с дефолтом, разоряются компании, увеличивается безработица. Многие вынуждены искать себе новое место, а многие перепрофилируются. До сих пор мы вынуждены вспоминать, как было в 2007 г., когда доллар был по 24 руб.
Российская Федерация все еще находится в состоянии кризиса, но, тем не менее, государство поддерживает спорт как на законодательном уровне, так и в финансовом плане.
Исходя из Сводных отчетов по форме 1-ФК по Российской Федерации 2008-2019 гг., мы можем увидеть, что вместе с ростом интереса государства к финансированию физической культуры растет и численность занимающихся спортом, и если в 2008 г. им заняты лишь 15,9% населения, из них 36,1% женщины, то к 2019 г. приверженность к спорту уверенно показывают 43,0% населения, но при этом процент женского населения незначительно сокращается до 32,7%, но растет относительно 2017 г., где он составлял 27,7% (табл. 3)16.
В период 2017-2020 гг. основные расходы Российской Федерации идут на социальную политику - в среднем 30%, на оборону - 17%, на образование расходуется 3% от госбюджета, на здравоохранение - 2%, а на спорт - 0,5%17.
Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что на данный момент государство заинтересовано в финансировании спорта, и это позволяет надеяться, что в ближайшие годы наши спортсмены вновь будут блистать на международных пьедесталах.
В целом, во многом под влиянием описанных выше факторов в России происходит отход от традиционного типа карьеры в спорте. Начинают формироваться новые, весьма нетипичные раньше формы и разновидности. Получают распространение так называемые последовательно-кризисные типы, характерные для периодов реформ, модернизаций и революционных преобразований, которые предполагают постоянную адаптацию к переменам, а также авантюрные и суперавантюрные типы, первые из которых определялись пропуском нескольких карьерных уровней при достаточно высокой скорости продвижения или существенным изменением сфе-
Таблица 3
Сводный отчет о физической культуре и спорте. 2008-2019 гг.
Год Кадры Численность занимающихся Из них женщины
2008 295 736 22 556 958 8 148 679
2009 302 487 24 579 889 8 930 339
2010 310 974 26 257 047 9 549 882
2011 319 339 29 439 154 10 726 220
2012 330 728 32 237 398 11 959 854
2013 337 097 35 314 928 13 140 546
2014 349 893 39 071 433 14 657 440
2015 361 741 43 499 232 16 669 568
2016 368 644 46 701 336 18 130 052
2017 375 369 50 109 214 20 041 816
2018 383 845 54 291 24 21 652 335
2019 402 406 58 539 988 23 625 984
ры деятельности, а вторые предполагали очень высокую скорость продвижения с пропуском значительного числа промежуточных ступеней, а иногда резкое изменение сферы деятельности. Как показывают опыт и статистические данные, суперавантюрные карьеры часто заканчивались крахом.
В XXI в. женщины беспрепятственно могут соревноваться наравне с мужчинами в любых видах спорта. Формальные запреты преодолены, и теперь для выбора вида спорта пол не имеет значение. Теперь женщины профессионально и, что немаловажно, успешно занимаются и футболом, и боксом, и тяжелой атлетикой, и борьбой, хотя, казалось бы, еще недавно женщины были заметны только в художественной гимнастике. Разобраться в необходимости и пользе «мужского» спорта - для женщин достаточно сложный вопрос. Безусловно, есть разные точки зрения на эту ситуацию, в том числе и запреты, но, не разобравшись в вопросе и не попробовав на практике, ничего не решить. И если в период Второй мировой войны женский хоккей исчез, то в 1960-х он возродился, а в 1998 г. вошел в программу Зимних олимпийских игр.
Относительно женской спортивной карьеры мы можем наблюдать бесспорную эволюцию типа карьеры. Если в СССР женщина-спортсменка строила карьеру «по-накатанной», используя традиционный тип карьеры, где постепенно двигалась наверх - от девичьих тренировок до первых соревнований, успехов и первенств, завоевывала свои звания, ставила рекорды и либо уходила на покой, либо становилась тренером в своем же виде, то сейчас она может вполне использовать последовательно-кризисный тип карьеры в духе времени - постоянно адаптируясь к переменам в обществе, в государственных настроениях, в экономике страны и общественных веяньях.
Например, до появления ресурсов, дающих возможность удаленной работы, женщина вообще не смогла бы продолжить спортивную карьеру сразу же после родов, поскольку, чтобы выйти на профессиональный уровень и начать снова свою физическую активность, ей нужно элементарно вернуть былую форму. Сейчас, в век технологий многие справляются и с этим: спортсменка имеет возможность перепрофилироваться - проводя онлайн-курсы по занятию спортом по скайпу, а также руководствуясь своим опытом и закончив дополнительные курсы. Женщины сегодня могут получить профессию нутрициолога, разработать спортивное приложение, и другие варианты работы удаленно дают нам современные тенденции и способы заработка.
Популярность удаленных видов работы, сервисов, приложений, а также здорового образа жизни и питания также требует специалистов, имеющих опыт в спорте, а для успешной продажи курсов немаловажно и какое-либо звание.
Современные социальные сети тиражируют образ здоровых людей даже активнее пропаганды в СССР, девочки с детства видят красивые подтянутые тела не только в СМИ, но и в популярных социальных сетях. В современных реалиях очень развито обучение плаванию с первого дня жизни, что также сильно пропагандируется в Интернете. Обучение здоровому образу жизни -не просто популярный, но и достаточно дорогой продукт, поэтому, имея спортивный опыт, можно получать доход, не только тренируясь и тренируя, но и давая рекомендации исходя из своего подтвержденного документально опыта.
Именно технологический прогресс можно смело назвать основным этапом эволюции спортивной карьеры женщины, так как сейчас можно пропагандировать спорт, зарабатывая тем самым, не выходя из дома, и не прерывать карьеру из-за травмы или беременности. Теперь карьеру можно перепрофилировать и, нарастив физический потенциал, затем вернуться в большой спорт при желании.
Безусловно, со времен СССР феномен женской спортивной карьеры переживал как взлеты, так и падения. Но мы с уверенностью можем сказать, что сейчас физическая культура переживает подъем. Это происходит благодаря как пропаганде и господдержке, так и всеобщей тенденции популярности спорта и здорового образа жизни. Из анализа трат государства на социально-культурные мероприятия, куда входит и физическая культура, можно сделать вывод, что чем больше финансируется этот вид, тем больше интереса к нему мы видим. То же самое с законодательной базой - чем больше поддержки от государства, тем лучше развивается спорт.
Таким образом, потеряв спортивные мощности в 1990-х гг., сейчас наша страна их снова наращивает. Появляется уверенность в том, что, как в случае с СССР, при активной государственной поддержке населения спорт снова входит в повседневную жизнь каждого человека.
Примечания
1 См.: Шевелева Л. А. Особенности спортивного профессионализма в Советском Союзе // Человек в мире культуры. 2015. № 3. С. 36-45.
2 См.: Бадулина Ж. В. Осознание мотивов выбора трудовой деятельности как фактор построения плана профессиональной карьеры // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия : Социальные науки, 2004. Вып 1 (3). С. 3-12.
3 См.: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31, ст. 4398 ; 2020. № 11, ст. 1416.
4 См.: Уваров В. Н. Правовые основы физической культуры и спорта : учебное пособие для институтов физической культуры. М. : Физкультура и спорт, 1978. С. 35.
5 См.: Государственный бюджет СССР. Статистический сборник : в 2 ч. Ч. 1. 1918-1937. М. : Министерство финансов СССР, 1955. С. 79.
6 Там же. С. 190.
7 См.: Государственный бюджет СССР. Статистический сборник : в 2 ч. Ч. 2. 1938-1950. М. : Министерство финансов СССР, 1955. С. 106.
8 Там же. С. 176.
9 См.: Государственный бюджет СССР. 1988. Статистический сборник. М. : Финансы и статистика, 1988. С. 17.
10 См.: Травин В. В., Дятлов В. А. Менеджмент персонала предприятия. М. : Дело, 2002. С. 81.
11 См.: Ильин Е. П. Психология спорта. СПб. : Питер, 2008. С. 56.
12 См.: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
13 См.: О Союзном бюджете на 1991 год : постановление
Кабинета Министров СССР от 20.02.1991 № 45. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
14 См.: ПероваМ. Б., ПеровЕ. В. Социально-экономическая трансформация российского общества // Экономические и социальные перемены : факты, тенденции, прогноз. 2012. № 4 (22). С. 59-74.
15 См.: Заключение от 23 сентября 1999 года на проект федерального закона «О Федеральном бюджете на 2000 год» // Федеральное собрание - парламент Российской федерации. Комитет Государственной думы по бюджету, налогам, банкам и финансам. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
16 См.: Сводные отчеты по форме 1-ФК по Российской Федерации 2008-2019 гг. // Сведения о физической культуре и спорте. URL: https://minsport.gov.ru/sport/ physical-culture/statisticheskaya-inf/ (дата обращения: 06.09.2020).
17 См.: О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов : федер. закон от 19.12.2016 № 415-ФЗ (последняя редакция). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Поступила в редакцию 23.10.2020, после рецензирования 20.11.2020, принята к публикации 04.12.2020 Received 23.10.2020, revised 20.11.2020, accepted 04.12.2020