УДК 316.447
РО! 10.23672/т7465-7701 -7555^
Рыкова Инна Игоревна
аспирантка 2 курса очной формы обучения, направленность «Экономическая социология и демография», Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского [email protected]
Покатов Дмитрий Валерьевич
доктор социологических наук, заведующий кафедрой истории, теории и прикладной социологии, социологического факультета, Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского [email protected]
Inna I. Rykova
Postgraduate student of 2 courses of full-time training, Focus «Economic Sociology and Demography»,
Saratov National Research State University named after N.G. Chernyshevsky [email protected]
Dmitry V. Pokatov
Doctor of Sociological Sciences, Head of the Department of History, Theory and Applied Sociology, Sociological Faculty,
Saratov National Research State University named after N.G. Chernyshevsky [email protected]
Спортивная карьера: опыт социологической рефлексии
Sports career: experience of sociological reflection
Аннотация. В статье рассматриваются подходы, имеющиеся в ряде гуманитарных и социальных наук к анализу спортивной карьеры, её базовых форм и особенностей. Также касаемся определения карьеры, как таковой и ее мотивационных аспектов. Выявляется специфика социологической интерпретации данной категории. Выделяются определения карьеры политической, военной, а также бизнес карьеры. Особое внимание уделяется выявлению и характеристике отличительных особенностей и черт спортивной карьеры, в том числе исходя из определения спорта. Рассматриваются этапы становления, кризисы, нюансы, а также наиболее яркие примеры, раскрывающие сложность данного вида карьеры.
Ключевые слова: карьера, спортивная карьера, спорт, этапы спортивной карьеры, отличия спортивной карьеры.
Annotation. The article discusses the approaches available in a number of humanities and social sciences to the analysis of a sports career, its basic forms and features. We also touch on the definition of a career, as such, and its motivational aspects. The specificity of the sociological interpretation of this category is revealed. The definitions of a political, military, and business career are highlighted. Particular attention is paid to identifying and characterizing the distinctive features and features of a sports career, including based on the definition of sports. The stages of formation, crises, nuances, as well as the most striking examples that reveal the complexity of this type of career are considered.
Keywords: career, sports career, sports, stages of a sports career, differences in sports career.
Карьера любого человека в этом мире является показателем успешности, ведь выстраивая свой профессиональный путь, человек достигает определенного положения в обществе. Наращивает связи, входит в круг общения, соответствующий его карьере. Кому-то с детства уже понятно, в какую сторону двинется, кто-то меняет свое решение и задает новый вектор в профессии.
Если обратиться к психологическому определению карьеры, то в качестве неё рассматривается успешное продвижение в области общественной, служебной, научной и прочей деятельности, род занятий, профессия. [1, с. 407]. При этом в
психологических исследованиях большее внимание уделяется анализу внутренних психологических факторов и мотивов, обеспечивающих карьерный рост индивида.
В экономической теории мы можем увидеть следующую трактовку: карьера - это результат определенного поведения и позиции человека в трудовой деятельности, связанный с его профессиональным ростом. Каждый человек строит карьеру сам, и это зависит от его желаний, целей и установок [2 с. 271].
В политологии карьера рассматривается с двух позиций:
1. Карьера - индивидуально-осознанная позиция и поведение человека, связанные с его трудом, опытом и деятельностью на протяжении жизни.
2. Карьера - фактическая последовательность занимаемых ступеней (должностей, рабочих мест, положений) в коллективе [3, с 262]. Больший упор здесь делается на занятие политических статусов и позиций в системе власти и управления и построение политических карьерных стратегий.
В целом от других подходов отличается социологическая интерпретация сущности категории «карьера», которая вместе с тем также не является однородной.
Если обратиться к Российской социологической энциклопедии, то в ней дается следующее определение: карьера - это продвижение человека по ступеням производственной, имущественной, социальной, административной или иной иерархии [4, с. 422].
Относительно социологической интерпретации следует отметить, что здесь рассматривается не только продвижение человека по службе, но и социальные факторы и механизмы, обеспечивающие мобилизационный карьерный рост. Также немаловажным аспектом является его мотивация -социальная, демографическая, материальная.
Что касается последней, безусловно, при устройстве на работу человеком движет желание заработать, и, зачастую, вопрос роста кроется вовсе не в желании самореализоваться, а в желании получать достойную заработанную плату, соответственно своему труду. Одна из самых действенных мотивационных техник - штрафы и премии, ими пользуются все руководители. Также, работник стремиться вертикально перемещаться, для того, чтобы соответственно увеличивался его доход, а, как следствие и социальный статус.
Успешная карьера напрямую влияет на положение в обществе. С ростом в должности растет доход, зачастую и власть над своими подчиненными, это не может не влиять на социальный статус. Высокий же статус дает возможность влиять на определенные жизненные ситуации. Чем выше статус, тем выше уровень принятия решений. Но он дает не только привилегии, но и некоторые ограничения, в связи с которыми человек, им обладающий должен вести себя определенным образом, который диктуют общественные нормы.
Следует отметить, что карьера может классифицироваться на основе критерия сфер общественной жизни, в том числе, политической, экономической, духовной и т.д. Что касается понятия политической карьеры, то в социологической и политологической науке оно неразрывно связано с теориями механизмов рекрутировании политических элит, особенностями политического режима, политической культуры и различными теориями политического поведения, участия и лидерства.
Феномен политической карьеры может рассматриваться в узком смысле с точки зрения
критериев успешности/неуспешности, в рамках которых эффективность карьеры напрямую зависит от степени проникновения в высшие эшелоны власти и наличия возможности отправления властных полномочий. [5, с. 264].
Изучив работу Гаэтано Моска мы можем увидеть, что для становления политической карьеры важным и даже основополагающим фактором являются личные, семейные связи, поддержка определенных политических кругов и сил К власти приходят люди, выступающие представителями политических кланов и семейств [6, с. 112]. Кроме того одним из главных факторов, способствующих успешному развитию политической карьеры является образование. [7, с. 72]. В карьере политической обязательным условием для вступления во властные круги - является наличие Высшего образования, а для продвижения верх - ученой степени. Кроме того, при наличии степени увеличивается заработанная плата, а также появляется возможность получения более высокой должности, нежели без. Если отбросить бюрократию, в любом случае человек без должного образования не сможет даже подобраться к таковой карьере.
Также хочется выделить особенности военной карьеры. Военная профессиональная культура, во-первых, аккумулирует определенный объем специальных знаний, духовных основ, организационных технологий и требований к коллективным и личным качествам военнослужащих, выработанным как историческим национальным опытом, так и под влиянием современных достижений военного дела; во-вторых, она предполагает высокую степень владения такими знаниями и навыками, а также умелое их применение в боевых условиях. [8, с. 56]. В данном типе карьеры, как нигде, важно умение работать в команде. В армии нет ни одной должности, что подразумевает работу в одиночестве. Здесь важен навык либо управления массой, либо работы под чьим-либо началом.
Бизнес-карьера - это не только феномен индивидуальной вертикальной социальной мобильности в фирме, но и социальный механизм обеспечения общественного производства. Этим определяется высокая практическая важность управления карьерой [9, с. 68]. Когда мы говорим о термине карьера, чаще всего имеем в виду именно бизнес-карьеру, т.к. там наиболее прозрачны и понятны передвижения. Чаще всего они подкреплены знаниями и умениями кандидата, а не родственными связями. В бизнес-карьере чаще всего появляются самоучки и самородки. Здесь зачастую важно оказаться в правильном месте в правильное время. Построить такую карьеру могут даже люди без образования.
Для определения карьеры спортивной, следует начать с самой категории «спорт».
Классическое определение мы можем увидеть у Д.Н. Ушакова: Спорт, [англ. врог(] - физические упражнения, преимущественно в форме различных игр или состязаний, имеющие целью укрепление организма и развитие психической бодрости. А также предмет страстного, азартного
увлечения, то, что служит лишь средством добиться успеха [10 с. 647].
У Ефремовой спорт - составная часть физической культуры - комплексы физических упражнений (гимнастика, борьба, игры, туризм и т.п.), имеющие целью развитие и укрепление организма, а также соревнования по таким комплексам и правила их проведения, в переносном значении это азартное увлечение чем-либо, кем-либо [11, с. 667].
В обоих определениях авторы отмечают, что спорт, это не только упражнения, но и азартное увлечение. Однако в первом автор отмечает также, что спорт способствует развитию психической бодрости. Тут нельзя не согласиться с автором, ведь справиться со стрессовой ситуацией отлично помогает пробежка, или же занятие йогой.
Исходя из этого, хотелось бы также рассмотреть расширенное значение слова «спорт» по словарю Брокгауза и Ефрона. Первоначально этим словом обозначалось стремление к достижению чего-либо особенно выдающегося в сфере телесных упражнений; затем смысл его подвергался разным изменениям, и в настоящее время спортом называются всякие вообще занятия, имеющие целью удовольствие или увеселение, но отнюдь не выгоду. Обыкновенно спорт разделяется на две группы: подвижный и неподвижный. Подвижный спорт - основным признаком которого служит движение, может быть разделен на элементарный и высший.
Цель элементарного спорта составляют собственно телесные упражнения: гимнастика, борьба (бокс, кулачные бои), фехтование, ходьба, бег и прыганье, танцы, альпийский (восхождение на горы), ходули, плаванье, игры на открытом воздухе (англ. ои^ёоогдатеэ, гига!врог() -крикет, крокет, лаун-теннис, лапта, мяч, поло, городки, кегли, гигантские шаги, метание диска, пускание змеев и т.п. Тут мы можем увидеть, что отличие элементарного спорта в том, что здесь либо амуниция не исользуется вообще, либо она небольшого размера.
К высшему принадлежат: охота во всех ее видах, лошадиный (скачки, рысистые бега), водяной (гребной, парусный), зимний (бег на коньках, на лыжах, езда на буерах), велосипедный (езда фигурная, туризм), воздухоплаванье. В высшем же спорте мы видим более масштабную подготовку к самому занятию, порой здесь даже используются животные - например лошади или же собаки в охоте.
К неподвижному (в котором мускульные движения не играют существенной роли) относятся: разведение разных животных (коневодство, собаководство, птицеводство, пчеловодство и пр.), садовый (устройство садов, содержание растений), составление всевозможных коллекций (монет, марок, древностей, гравюр, рукописей, автографов и т.п.), игры внутри дома (тСоогдатеэ) - бильярд, лото, домино, кости, игральные карты,
шашки, шахматы и т.п. Переходную ступень от подвижного к неподвижному спорту составляют стрельба в цель, садки (голубиная, звериная), травля и бои животных и т.п. К спорту может быть причислена и любительская фотография [12]. Как раз в определении неподвижного спорта мы и видим расширение трактовки относительно азартных увлечений, как видов спорта, что может удивить обычного обывателя. Компания, играющая в п о ке р в ряд ли мнят себя спортсменами.
Таким образом под определение спорта подпадает гораздо большее количество занятий, чем мы обычно привыкли считать. Понятие спорта очень широко, как и понятие спортивной карьеры. Безусловно азартные игры и коллекционирование далеко не всегда смогут стать профессией, но этого исключать нельзя.
У Ильина мы видим, что спортивная карьера - это многолетние занятия человека спортом, нацеленные на высокие достижения и связанные с постоянным самосовершенствованием спортсмена в избранном виде спорта.
Данный вид карьеры напрямую зависит от физической подготовки, которую необходимо активно развивать с детства, если есть понимание, что человек готов посвятить большую часть жизни данному виду карьеры [13, с. 123]
Гаврикова и Костихина же определяют спортивную карьеру как многолетнюю спортивную деятельность, нацеленную на высокие достижения и связанную с постоянным самосовершенствованием спортсмена в одном или нескольких видах спорта [14, с. 86].
И в первом и во втором определении мы видим, что спортивная карьера - это деятельность человека, которая определяется именно многолетними занятиями. Только у Ильина, это избранный вид спорта, а Костихина и Гаврикова отмечают такую особенность спортивной карьеры, как сочетания различных видов спорта в некоторых случаях. Например, так как профессиональная спортивная деятельность начинается в раннем возрасте - ребенок пробует многие виды, чтобы в дальнейшем определиться, какой ему подходит больше всего. Очень часто из гимнастики идут в фигурное катание, а после завершения карьеры идет тренерская или же судейская деятельность.
Кроме того, Ильин отмечает, что данный вид напрямую зависит от физической подготовки, так как спорт требует именно силы и здоровья организма, а также постоянных изнурительных тренировок для поддержания своей формы.
В обоих определениях мы видим особенность спортивной карьеры в том, что она в любом случае направлена на самосовершенствование индивида и на достижение высоких результатов. Таким образом в ходе карьеры спортсмен не может остановиться на определенном результате, он может только уйти на пенсию.
Выделяют четыре этапа спортивной карьеры: подготовку, старт, кульминацию и финиш.
Подготовка включает выбор вида спорта, старт -начало занятий спортом, кульминация - достижение пика результатов, финиш - завершение спортивной карьеры, прекращение занятий спортом. Если на этапе начальной специализации спорт обычно воспринимается спортсменами как игра, на этапе углубленной тренировки - как сфера учения, то на этапе спорта высших достижений спорт становится образом жизни, а затем и профессией, источником существования [13, с. 124].
Исходя из этого можно сделать вывод, что этап подготовки зачастую ребенок проходит не самостоятельно, за него выбор делают родители -приводя его в ту или иную спортивную секцию, затем тренер делает вывод, подходит или нет ребенок под тот вид спорта, который они выбрали.
Так как старт карьеры происходит в раннем детстве, то он может идти только в форме игры - ребенок воспримет информацию и сможет выполнять команды только так. Затем идет процесс углубленных тренировок, где уже можно делать вывод будет ли спорт профессией, или же этот этап нужен лишь для поддержания физической силы и здоровья ребенка. Если на данном этапе все же сделан выбор в пользу спорта, как дальнейшего будущего, то на нем возможно зарабатывать.
Б. Стамбулова выделяет три основных аспекта универсальных для любой карьеры:
1. Деятельность, длившаяся на протяжении многих лет, выбранная самим человеком.
Но, в отличие, от других видов карьеры, для спортивной старт деятельности все же начинается в самом детстве, таким образом, зачастую, за ребенка делают выбор родители на начальном этапе, а потом, если позволяют достижения, подросток сам решает, будет ли он продолжать.
2. Наличие высокого уровня достижений. При достаточном уровне достижений возможно дальнейшее продвижение в спортивной карьере. Возьмем, к примеру, карате. Необходимо на соревнованиях каждый раз подтверждать свой пояс, пока не дойдешь до высшего - черного.
3. Постоянное улучшение своих навыков в данной деятельности [15, с. 22].
Спортивная карьера обязательно включает в себя многолетнюю деятельность, во время которой индивид показывает высокие результаты и постоянно совершенствуется.
Такие авторы, как Е.А. Лупекина, О.Н. Мельникова выделяют следующие особенности спортивной карьеры:
• Подготовительный этап или этап «подготовки» начинается существенно раньше, чем в любой другой профессии. Чаще всего он приходится на возраст начальных классов, а в семьях потомственных спортсменов даже раньше;
• Выбор определенного вида спорта и раннее начало карьеры;
• Расцвет карьеры или точка кульминации происходит значительно раньше, чем в других профессиональных областях;
• Скачкообразный характер развития карьеры и отсутствие стабильности на протяжении долгого периода;
• Гендерные отличия влияют на сроки кульминации и завершения спортивной карьеры;
• В связи с энергозатратностью спорта, он напрямую связан с человеческими «резервами», то есть спортсмен вынужден использовать все свои духовные и физические силы;
• Наличие более жесткой конкуренции;
• Некое противоречие: профессия может не являться основной и профессиональной по отношению к заработку, но всегда является профессиональной по отношению к делу;
• Неопределенность возраста выхода на пенсию [16, с. 88].
Если говорить о том, в каком возрасте человек выбирает свой карьерный путь, то для спортивной карьеры характерен ранний старт, начало её связано зачастую с участием сначала в детских соревнованиях, успехи в которых засчитываются в дальнейшем. Например, для профессиональной хоккейной карьеры возраст для старта - 5 лет, а если речь идет о восточных единоборствах начать можно и в 3 года.
Есть множество факторов развития и стагнации данного вида карьеры. Например, в бальных спортивных танцах развитие карьеры зависит от наличия и уровня подготовки партнера. Таким образом, здесь невозможно положиться только на свои данные. Так как зачастую союз нестабилен. Со сменой партнера возможно лишиться всех регалий, а также уровня участия в профессиональных турнирах.
Также в данном виде карьеры на ее развитие могут повлиять гендерные особенности. Основным примером здесь может послужить то, что женщины рано или поздно могут выбрать семью и обратить все свое внимание и здоровье на рождение ребенка, таким образом выпасть из спортивной гонки минимум на 1,5 года. Затем будет очень сложный процесс восстановления здоровья и навыков, к которому будут готовы далеко не все.
Наличие открытой конкуренции, соревновательный момент, а также психологическое давление -вот те особенности, что осложняют спортивную карьеру.
Данный вид карьеры является самым масштабным по энергозатратам, ведь в нем на рост влияют, как физические ресурсы, так и психологическая подготовка.
Спортивная карьера не всегда приносит доход, а иногда, даже расходы являются большими, чем доходы. Заработная плата тренеров, аренда помещений для тренировок, кроме того, для многих
видов спорта необходимо специализированное дорогостоящее оборудование.
Если говорить о расцвете карьеры, и о выходе на пенсию, они действительно происходят очень рано, намного раньше, чем в других профессиях. Например, участие гимнастки в олимпиаде может случиться и в 15 лет, оно же может стать кульминацией карьеры. На пенсию спортсмен не всегда выходит по возрасту. К сожалению, спортивная травма в любом возрасте и на любом этапе построения карьеры отправляет спортсмена на профессиональный покой. Но, при желании, после активного участия в соревнованиях он может перейти в тренеры, либо судьи.
Исходя из отмеченных выше особенностей мы можем сделать вывод, что спортивная карьера не похожа ни на одну из вышеперечисленных, применительно к различным сферам общественной жизни. Ни к одной карьере не готовятся с детства, кроме как к спортивной. Во многие дисциплины, такие как хоккей, футбол, боевые искусства, гимнастика, спортивные танцы вход идет с 3-х лет.
Литература:
1. Никифоров Г. Психология менеджмента. СПб. : Изд-во СПб(г)У, 2004. 640 с.
2. Лялина Е.Е. Понятие карьеры и карьерного роста персонала предприятия // Современные наукоемкие технологии. 2013. № 10. С. 271-272.
3. Энциклопедический социологический словарь / Редактор-координатор - академик РАН Г.В. Осипов. М. : Издательская группа ИНФРА М - НОРМА, 1998. 488 с.
4. Российская социологическая энциклопедия / Под ред. Г.В. Осипова. М. : Издательство: Инфра-М, Норма, 1998. 664 с.
5. Исаев Б.А. Политические отношения и политический процесс в современной России / Б.А. Исаев, Н.А.Баранов. СПБ. : ПИТЕР, 2008. 395 с
6. Моска Г. Правящий класс / Пер. с англ. и примеч. Т.Н. Самсоновой // Социологические исследования. 1994. № 12. С. 97-117.
7. Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть // Социология социального пространства. СПб., 2007. 288с
8. Аванесова Г.А. Военная деятельность: культурологический анализ «Военная мысль». 2006. № 6. С. 54-61.
9. Сорокин П.С. Бизнес-карьера как предмет анализа социальных наук: подходы и направления Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные Науки. 2011. № 4(24). С. 68-73.
10. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. М. : «Аделант», 2014. 800 с.
Кроме того, ни одна карьера не ограничена физическими возможностями, в отличие от спортивной. Кандидат может повредить ногу и забыть о будущем, чего нельзя сказать применительно к бизнес-карьере, например, которую можно вести и из инвалидной коляски, также как и любую другую, где не требуется физическая сила.
Также хотелось бы отметить ранний расцвет именно спортивной карьеры. Ведь фигуристы, например, могут выиграть олимпиаду уже в 15, тогда, как политическую карьеру можно начать много позже.
Завершение спортивной карьеры также намного болезненней любой другой. Зачастую спортсмены ничего, кроме, как своего умения не могут ничего, так как на любой навык необходимы годы тренировок, и попросту не хватает времени ни на что другое. Последствием простейшей травмы может быть выход на пенсию уже в 17, тогда, как в другой профессии путь только начинается.
Literature:
1. Nikiforov G. Management Psychology. St. Petersburg: Publishing House St. Petersburg(g)U, 2004. 640 p.
2. Lyalina E.E. The concept of career and career growth of personnel of the enterprise // Modern high technology. 2013. № 10. P. 271-272.
3. Encyclopedic Sociological Dictionary / Editor-coordinator - Academician of the Russian Academy of Sciences G.V. Osipov. M. : INFRA M - NORMA Publishing Group, 1998. 488 p.
4. Russian Sociological Encyclopedia / ed. G.V. Osi-pova. M. : Publisher: Infra-M, Norma, 1998. 664 p.
5. Isaev B.A. Political relations and the political process in modern Russia / B.A. Isaev, N.A. Baranov. SPb. : PITER, 2008. 395 p
6. Mosca G. The ruling class / Transl. from english and note. T.N. Samsonova // Sociological studies. 1994. № 12. P. 97-117.
7. Bourdieu P. Social space and symbolic power // Sociology of social space. SPb., 2007. 288 p
8. Avanesova G.A. Military activity: cultural analysis «Military Thought». 2006. № 6. P. 54-61.
9. Sorokin P.S. Business career as a subject of analysis of social sciences: approaches and directions Bulletin of the Nizhny Novgorod University N.I. Lobachevsky. Social Science Series. 2011. № 4 (24). P. 68-73.
10. Ushakov D.N. Explanatory Dictionary of the Modern Russian Language. M. : «Adelant», 2014. 800 p.
11. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М. : Русский язык, 2000. Т. 2. 1084 с.
12. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 82 т. и 4 доп. т. М. : Терра, 2001. 40726 с.
13. Ильин Е.П. Психология спорта. СПб. : Питер, 2008. 352 с.
14. Костихина Н.М. Педагогика физической культуры и спорта : учебник / Н.М. Костихина, О.Ю. Гав-рикова; Министерство спорта Российской Федерации, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта. Омск, 2013. 296 с.
15. Стамбулова Н.Б. Психологические модели и описания спортивной карьеры // В сб.: Теоретические и прикладные вопросы психологии. СПбГу., 1997. Вып. 3. Ч. 2. 404 с.
16. Лупекина Е.А. Психология личности и спортивной карьеры: тексты лекций по дисциплине специализации для студентов специальности 1-230104 «Психология» специализации 1-23010413 «Спортивная психология» / Е.А. Лупекина, О.Н. Мельникова; Министерство образования РБ, Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины. Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2009. 126 с.
11. Efremova T.F. The new dictionary of the Russian language. Interpretative and derivational. M. : Russian language, 2000. Vol. 2. 1084 p.
12. Encyclopedic Dictionary of Brockhaus and Efron in 82 vol. and 4 ext. vol. M. : Terra, 2001. 40726 p.
13. Ilyin E.P. Sports Psychology. SPb. : Peter, 2008. 352 p.
14. Kostikhina N.M. Pedagogy of physical culture and sport: a textbook / N.M. Kostikhina, O.Yu. Gavrikova; The Ministry of Sports of the Russian Federation, Siberian State University of Physical Culture and Sports. Omsk, 2013. 296 p.
15. Stambulova N.B. Psychological models and descriptions of a sports career // In: Theoretical and applied questions of psychology. St. Petersburg State University, 1997. Iss. 3. Part 2. 404 p.
16. Lupekina E.A. Psychology of personality and sports career: texts of lectures on the discipline of specialization for students of the specialty 1-230104 «Psychology» of the specialization 1-23010413 «Sports psychology» / E.A. Lupekina, O.N. Melnikov; Ministry of Education of Belarus, Gomel State University. F. Scorins. Gomel : GSU them. F. Skorins, 2009. 126 p.