Научная статья на тему 'Выявление факторов успешности спортивной карьеры спортсменов лыжного и бегового ориентирования'

Выявление факторов успешности спортивной карьеры спортсменов лыжного и бегового ориентирования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
450
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТСМЕНЫ / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / СПОРТИВНАЯ КАРЬЕРА / ФАКТОРЫ / ATHLETES / TRAINING PROCESS / SPORTS CAREER / FACTORS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дергач Елена Абрамовна, Завьялов Дмитрий Александрович, Завьялова Ольга Борисовна, Дажы Чечена Алдын-Ооловна

В статье представлены исследования авторов по анализу составляющих тренировочного процесса. Выявлены факторы, влияющие на длительность спортивной карьеры спортсменов лыжного и бегового ориентирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дергач Елена Абрамовна, Завьялов Дмитрий Александрович, Завьялова Ольга Борисовна, Дажы Чечена Алдын-Ооловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFYING THE SUCCESS FACTORS OF CROSS-COUNTRY SKIING AND RUNNING ATHLETES'' SPORTS CAREER

The paper presents a research on the analysis of the components of the training process. The authors identified the factors influencing the duration of cross-country skiing and running athletessports career.

Текст научной работы на тему «Выявление факторов успешности спортивной карьеры спортсменов лыжного и бегового ориентирования»

ВЫЯВЛЕНИЕ ФАКТОРОВ УСПЕШНОСТИ СПОРТИВНОЙ КАРЬЕРЫ СПОРТСМЕНОВ ЛЫЖНОГО И БЕГОВОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ

IDENTIFYING THE SUCCESS FACTORS OF CROSS-COUNTRY SKIING AND RUNNING ATHLETES' SPORTS CAREER

Е.А. Дергач, Д.А. Завьялов, О.Б. Завьялова, Ч.А. Дажы

Спортсмены, тренировочный процесс, спортивная карьера, факторы.

В статье представлены исследования авторов по анализу составляющих тренировочного процесса. Выявлены факторы, влияющие на длительность спортивной карьеры спортсменов лыжного и бегового ориентирования.

E.A. Dergach, D.A. Zavyalov, O.B. Zavyalova, Ch.A. Dazhy

Athletes, training process, sports career, factors. The paper presents a research on the analysis of the components of the training process. The authors identified the factors influencing the duration of cross-country skiing and running athletes' sports career.

В настоящее время прекращение профессиональных занятий спортом на этапе спортивного совершенствования молодыми спортсменами высокого класса - достаточно массовое явление. Оно свидетельствует о слабой преемственности между системами подготовки в юношеском и взрослом спорте. При этом на подготовку спортсменов, которые покинут спорт, так и не показав наивысших результатов, уходит большое количество ресурсов.

Вышеизложенное позволяет говорить о существовании проблемы сохранности контингента в процессе перехода из юношеского во взрослый спорт. Необходима коррекция системы подготовки и системы перехода спортсменов с учетом современных требований и технологий. Всё это говорит об актуальности настоящего исследования.

Для успешного осуществления многолетней тренировки юных спортсменов на каждом ее возрастном этапе необходимо учитывать многочисленные показатели: оптимальный возраст для достижения наивысших результатов в избранном виде спорта; преимущественную направленность тренировки на

данном (возрастном) этапе; уровни физической, технической, тактической подготовленности, которых должны достигнуть спортсмены; комплексы эффективных средств, методов, организационных форм спортивной подготовки; допустимые тренировочные и соревновательные нагрузки; контрольные нормативы [Иванов, 2009].

Недостатки в организации тренировочного процесса на этапе перехода на уровень спорта высших достижений могут способствовать тому, что спортсмен завершит карьеру преждевременно. Анализ научно-методической литературы показал наличие множества причин, по которым спортсмены могут прекратить спортивную карьеру, и чаще всего нет одной конкретной причины, которая бы однозначно вела к уходу из спорта [Буссман, 2006; Дергач, Рябинина, 2012; Иванов, 2009; Никитушкин, 2009; Стамбулова, 1999; Федоткина, 2004].

По мнению А.Ю. Близневского и В.С. Близ-невской, заслуженных тренеров России по спортивному ориентированию, для обеспечения преемственности спортивных поколений необходима действующая государственная система подготовки спортивного резерва,

и одной из наиболее эффективных форм является создание академий по индивидуальным видам спорта [Близневский, Близнев-ская, 2013].

В настоящее время в нашей стране начинают работать различные проекты, в которых специалисты предпринимают попытки сохранения спортсменов в спорте, применяя для этого различные средства, методы и разработки, размещённые на немногочисленных сайтах [Инновационные...; ФГБУ...; Центр...]. Предлагаемые опПпе-программы позволяют определить функциональное состояние спортсменов, эффективность планирования нагрузок при подготовке к конкретным соревнованиям и их дальнейшую адаптацию с использованием, как правило, медико-биологического обеспечения.

Как считают С.М. Ахметов и А.И. Погребной, научно-методическое сопровождение, на примере кубанских спортсменов, осуществляется по общепринятой схеме: углубленное медицинское обследование (УМО), этапное комплексное обследование, текущее обследование, обследование соревновательной деятельности [Ахметов, Погребной, 2012].

Таким образом, научно-методическое сопровождение в спорте обычно рассматривается авторами как отдельные методы или комплекс методов. Среди всех видов средств, как справедливо отмечает М.О. Аксенов с соавторами, используемых при подготовке спортсменов, а именно медицинских, фармакологических, биомеханических, генетических и других, приоритетом являются педагогические средства тренировочного процесса [Аксенов и др., 2013].

Нехватка научно-методических разработок в сфере физической культуры и спорта по вопросам сопровождения спортсменов вынуждает педагогов-тренеров заимствовать в социологии простые, общедоступные и в то же время довольно эффективные методы. Социологические методы позволяют получить большое количество информации в системе «тренер-спортсмен»: особенности настрое-

ния спортсменов, их отношение к учёбе, взаимоотношения внутри семьи, мотивационные компоненты тренировочного процесса, влияние тренировочных воздействий на организм, наличие травм и других возможных причин, из-за которых спортсмены могут завершить спортивную карьеру.

С целью выявления факторов, влияющих на успешность спортивной карьеры, нами было проведено анкетирование, полученные данные были статистически обработаны. В исследовании приняли участие 83 спортсмена в возрасте от 16 до 25 лет, занимающихся лыжным и беговым ориентированием. Спортивная квалификация респондентов варьируется от I взрослого разряда до звания заслуженного мастера спорта России.

Спортсменам предлагалось заполнить анкету, вопросы которой были сгруппированы по тематическим блокам: тренировочный процесс, составляющие перехода во взрослый спорт высших достижений, образование, семья. Полученные в результате опроса ответы были обработаны с помощью инструментов анализа данных и построения сводных таблиц в программном продукте Microsoft Excel.

Результаты анализа позволили выявить следующие факторы успешности спортивной карьеры.

Одним из основных составляющих элементов тренировочного процесса является мотивация спортсменов. Недооценка роли моти-вационных факторов, учета динамики изменения мотивов спортивными педагогами, тренерами, самими спортсменами часто приводит к тому, что человек оказывается неспособным проявить свои возможности, реализовать ту огромную работу, которую он совершает, занимаясь спортом [Дергач, Завьялова, 2013]. Тренеру необходимо вооружиться информацией об особенностях мотивации своих воспитанников, знать потребностно-мотивационную сферу личности каждого спортсмена, формировать устойчивую, сильнодействующую мотивацию к тренировочному процессу в целом (рис. 1).

<С £

d m

8 а"

Ш S

о

Рч

W

m Е-

О

о.

< ^

О ^ 5 U

Ö ^ «

04 W

« с «

5

д

H

и ш м

Рис. 1. Цели занятий спортом респондентов (%)

Как видно из рис. 1, для обладателей I взрослого разряда 50 % респондентов ответили, что у них в спорте «нет определенной цели». С повышением спортивной квалификации данный критерий снижается, но для спортсменов, имеющих звание «Заслуженный мастер спорта России», рассматриваемый показатель снова повышается до 33,3 %. Такой критерий, как «выполнение только разряда», имеют спортсмены - кандидаты в мастера спорта (60,7 %), что говорит об их низкой степени мотивации и возможном прекращении занятий спортом именно этих спортсменов. Самый высокий показатель 85,7 % -«достижение высших результатов» - у спортсменов, обладающих званием «Мастер спорта международного класса» и имеющих высокую планку в достижении спортивной цели.

Переход из одной возрастной группы во взрослый спорт достижений - один из неизбежных этапов любой спортивной карьеры. Такой переход будет совершен успешно, если в карьере спортсмена будет опыт участия в международных стартах [Дергач, Рябинкина, 2012] (рис. 2).

Как видно из рис. 2, количество участвовавших в международных стартах с повышением их

спортивной квалификации увеличивается. Для тех спортсменов, у которых не было возможности участия в международных турнирах, стартах, наибольшая вероятность завершить спортивную карьеру.

В блоке «Образование» спортсмены указывали своё отношение к получению образования, направленность обучения, особенности выбора той или иной будущей профессии. Нами установлено, что, независимо от спортивной квалификации, около половины спортсменов не испытывали затруднений при выборе профессии, вторая же часть выбирала профессию с трудом. Также выявлено, что спортсмены в большей степени получали неспортивный профиль образования. Возможно, это «специфика» вида спорта - ориентирования, так как респондентами были спортсмены не только из Красноярского края, но и гг. Пензы, Воронежа, Владивостока, а также других регионов страны.

Тренер несет многоплановую ответственность за здоровье, воспитание и качество спортивных результатов своих воспитанников и должен в том числе быть в курсе внутрисемейных

Рис. 2. Участие в международных стартах среди спортсменов разной квалификации (%)

отношений. Тренер должен знать, в какой семье растет его спортсмен, каковы его жилищные условия, иметь информацию о родителях, их профессии и многое другое. Нами выявлено, что среди 66,7 % спортсменов, имеющих I взрослый разряд, в семье были двое детей, 33,3 % - трое и более (в основном 4 и 5) детей, и все они занимаются ориентированием. Среди спортсменов, выполнивших норматив «Кандидат в мастера спорта» по ориентированию, 17,9 % - единственный ребенок в семье, 50 % - один из двух детей, 32,1 % - один из трех и более детей. При этом старших, занимающихся ориентированием - 21,4 %, а младших - 60,7 % спортсменов. В семьях спортсменов, имеющих высшие спортивные звания (МС, МСМК, ЗМС), преимущественно двое детей.

Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сделать выводы.

1. Чем выше уровень мотивации спортсмена, своевременно выявленный тренером, тем дольше спортсмен будет заниматься спортом. При достижении спортсменом поставленных целей тренеру следует целенаправленно повышать уровень мотивационных установок ученика.

2. Участие спортсменов в международных стартах способствует сохранению их в спорте.

3. Продолжительность спортивной карьеры спортсменов - единственных детей в семье ниже, чем спортсменов из семей, где двое и больше детей.

Учет данных факторов способствует успешности спортивной карьеры спортсменов-ориентировщиков и помогает тренерам продлить спортивную карьеру своих воспитанников.

Библиографический список

1. Аксенов М.О., Гаськов А.В., Болтовский А.Ю., Багадаев А.В. Научно-методическое сопровождение подготовки высококвалифицированных спортсменов школы высшего спортивного мастерства Республики Бурятия // Вестник Бурятского государственного университета. 2013. Вып. 13: Физическая культура и спорт. С. 2-4.

2. Ахметов С.М., Погребной С.М. О состоянии и перспективах научно-методического сопровождения подготовки ведущих кубанских спортсменов // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2012. Вып. 2. С. 180-184.

<С £

d pq

0

ь

к

1 W m Е-

U

CL

<

о ^ о о

О Й

ш Е-

S

О

Рч

W

13

о §

к

%

о

W :г s

ь

I—

<с п

W

с

S

д

н

U

W М

3. Близневский А.Ю., Близневская В.С. Взаимосвязь в подготовке спортсменов высокого класса и спортивного резерва в спортивных учреждениях и клубах Красноярского края // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2013. № 5 (99). С. 10-16.

4. Буссман Г. Факторы, влияющие на уход из спорта юных спортсменов // Спортивная наука в зарубежных странах / Федеральное агентство по физической культуре и спорту, Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта. М.: Советский спорт, 2006. № 2. С 60-66.

5. Дергач Е.А., Завьялова О.Б. Мотивационный фактор как один из решающих в завершении спортивной карьеры спортсменов разных возрастных групп // Омский научный вестник. 2013. № 2(116) С. 228-232.

6. Дергач Е.А., Рябинина С.К. Уход из спорта: причины и особенности: монография. Красноярск: СФУ, 2012. 176 с.

7. Иванов И.Б. Психологическое консультирование как средство помощи спортсменам, завершающим и завершившим спортивную карьеру: автореф. ... дис. канд. психол. наук. СПб., 2009. 22 с.

8. Никитушкин В. Г. Современная подготовка юных спортсменов. М.: Москомспорт, 2009. 112 с.

9. Информационные технологии в спорте [Электронный ресурс]. URL: http://sport. mipt.ru/science/about

10. Инновационные технологии и научно-методическое обеспечение системы физического воспитания и спорта / Южный федеральный университет [Электронный ресурс]. URL: http://sport.sfedu.ru/index.html

11. Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры: учеб. пособие / СПб.: Центр карьеры, 1999. 368 с.

12. ФГБУ Федеральный центр подготовки спортивного резерва [Электронный ресурс]. URL: http://sport-rezerv.ru/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Федоткина С. А. Анализ причин окончания спортивной карьеры (на примере спортсменов высокой квалификации в Красноярском крае) // Физическая культура и спорт в системе образования. Здоровьесберегающие технологии: материалы междунар. симпоз. Красноярск. 2004. С. 62-64.

14. Центр медико-биологических инноваций [Электронный ресурс]. URL: http://altislab.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.