Научная статья на тему 'Оздоровительно-развивающая роль занятий спортивным ориентированием в студенческой среде'

Оздоровительно-развивающая роль занятий спортивным ориентированием в студенческой среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1001
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Близневская Валентина Степановна

Представлены виды спортивного ориентирования на местности как средство физического оздоровления и интеллектуального развития студенческой молодежи. Подробно описаны необходимые технические и тактические действия учащихся при прохождении дистанций ориентирования на местности, способствующие приобретению новых знаний топографии, развитию памяти, концентрации внимания, развитию навыков восприятия, представления, чувства расстояния, чувства скорости, ощущения в пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Близневская Валентина Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Health-improving role of sport orienteering among students

Types of sport orienteering are presented as a means of health improvement and intellectual development among students. The article contains detailed description of essential technical and tactical actions, needed while passing a route of sport orienteering, which contribute to acquiring new knowledge of topography, memory development, attention concentration, enhancing perceptual and imaging skills, sense of distance and speed as well as overall space sense. States the results of successful practicing in sport orienteering in the university, not specializing in physical culture, due to establishing of «Sport orienteering» specialization.

Текст научной работы на тему «Оздоровительно-развивающая роль занятий спортивным ориентированием в студенческой среде»

_____________ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА____________

№ 292 Сентябрь 2006

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.17

B.C. Близневская

ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩАЯ РОЛЬ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНЫМ ОРИЕНТИРОВАНИЕМ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Представлены виды спортивного ориентирования на местности как средство физического оздоровления и интеллектуального развития студенческой молодежи. Подробно описаны необходимые технические и тактические действия учащихся при прохождении дистанций ориентирования на местности, способствующие приобретению новых знаний топографии, развитию памяти, концентрации внимания, развитию навыков восприятия, представления, чувства расстояния, чувства скорости, ощущения в пространстве.

Социальная роль спорта даже в кризисное в экономическом плане время не утратила своего значения. С 6 мая 1999 г. вступил в силу Федеральный закон о физической культуре и спорте в Российской Федерации, который ставит своей целью создание условий для развития массовых и индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы на предприятиях, в различных учреждениях, в том числе и образовательных, всеми категориями населения. Этот закон рассматривает физическую культуру и спорт как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека и гарантирует права граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом.

Спортом можно заниматься по-разному. Есть люди, которых мы называем спортсмены-профессионалы, посвящающие какому-либо виду спорта все свое время с целью достижения высоких спортивных результатов. Множество людей занимаются спортом, потому что находят удовольствие в физических упражнениях и в общении с людьми, увлеченными подобными занятиями. Другая категория людей просто вынуждена с помощью лечебной физической культуры поддерживать уровень своего здоровья.

Спорт, как известно, является составной частью физической культуры, исторически сложившейся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям. И если спортом занимаются далеко не все, то в область занятий физической культурой вовлечено практически все население начиная с детского возраста.

Что касается студенческой среды, то здесь проблема развития физической культуры и спорта чрезвычайно актуальна и связана с сохранением и укреплением здоровья студентов - будущих специалистов и руководителей народного хозяйства. Обязательные программы занятий по физическому воспитанию как педагогическому процессу, направленному на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого молодого поколения, диктуют необходимость разнообразия специализаций физической культуры в высших учебных заведениях. Одной из таких специализаций может служить ориентирование на местности.

Преимущества и доступность спортивного ориентирования как вида физической нагрузки

Спортивное ориентирование как вид спорта подразумевает конкурентную борьбу, однако азарт соревнования можно исключить, просто предоставив людям возможность для оздоровления, общения с природой и увлекательного решения задач ориентирования.

Не секрет, что самый распространенный, доступный и дешевый вид физических упражнений - это бег, которым можно заниматься в любое время года и в любую погоду. Вариации скорости и темпа беговых упражнений позволяют использовать их на любом уровне функционального состояния человека. Не случайно беговые упражнения используются в качестве разминки и подготовительных упражнений не только в циклических, но и в ациклических видах спорта.

Что касается академических занятий в учебных заведениях, то распространенность бега еще выше в первую очередь по причине нехватки площадей спорт-сооружений, в которых можно проводить занятия по плаванию, борьбе, боксу, спортивным играм и т.д. Кроме того, для полноценного участия в учебном процессе на этих спортивных специализациях молодым людям необходим определенный уровень мастерства. А бегать умеют все, хотя, как показывает практика, зачастую делают это без удовольствия. Перед педагогами, наряду со множеством профессиональных задач, встает еще одна проблема: как разбудить интерес к движению во время обязательных занятий? На помощь может прийти ориентирование на местности. Увлеченность - вот главная отличительная особенность бега с ориентированием от «просто бега», благодаря которой человек, сам того не замечая, преодолевает в движении немалые расстояния. Если к этому добавить возможность общения с природой, которая способствует эстетическому воспитанию человека, развитию его гармоничных взаимоотношений с окружающей средой, ориентирование приобретает еще большую значимость в ряду физических упражнений человека.

Об актуальности занятий ориентированием на местности можно говорить много, провести при этом массу аналогий между повседневными житейскими

ситуациями, в которые попадает человек, и ситуациями, в которые поставлен спортсмен на трассе ориентирования. Современная жизнь людей очень динамична, связана с постоянной необходимостью переключения внимания с одного объекта на другой, принятия решений в разных ситуациях, проявления способности человека правильно сориентироваться в необычных для него условиях, поддерживать свою физическую форму на достаточно высоком уровне.

Навыки ориентирования необходимы человеку для обращения к путеводителям, при изучении схем расположения улиц и отдельных зданий на картах-схемах городов, в туристических походах, при пользовании схемой автомобильных дорог, схемой метро и т.д. Но самое ценное, что может дать нам ориентирование, это способность уверенно чувствовать себя в лесу, в незнакомой местности. В течение года каждый человек хотя бы несколько раз бывает на природе. Ситуации, в которых оказываются люди, порой бывают самыми нелепыми. Чаще всего они возникают по причине отсутствия элементарных навыков ориентирования человека в незнакомой местности, растерянности и страха. Часто путешественники теряются в лесу потому, что забывают свой маршрут и затем не могут вспомнить, где они проходили, чтобы благополучно вернуться в исходную точку.

Занятия ориентированием проводятся на местности, для их организации не нужно нарушать природный ландшафт (оформляются старт и финиш и оборудуются контрольные пункты, которые впоследствии убираются, не нанося вреда природе). Кроме этого, необходима подробная карта лесного массива. Зимой для подготовки полигона по лыжному ориентированию дополнительно к летним затратам необходима сеть лыжных трасс. Самыми выгодными в этой ситуации оказываются спортивные сооружения, расположенные на окраинах населенных пунктов и граничащие с участками леса. Поэтому учебные заведения, имеющие свои спортивные базы в таких частях города, обладают преимуществом для организации занятий спортивным ориентированием. Большие парки или лесные окраины города представляют собой отличные тренировочные полигоны для начинающих ориентировщиков.

Суть спортивной деятельности в разных видах ориентирования

Спортивное ориентирование связано с передвижением спортсменов по местности при помощи карты (выданной организаторами) и компаса, где они за кратчайшее время проходят через контрольные пункты (сокращенно КП), установленные на ней и отмеченные в карте.

По мере достижения контрольного пункта участники производят на нем отметку в карточке участника или электронную отметку (последнее достижение), свидетельствующую об их прохождении через этот пункт. На всех официальных соревнованиях порядок прохождения КП установлен - задан, в этом случае говорят об ориентировании в заданном направлении. На массовых

соревнованиях иногда практикуется ориентирование по выбору, когда порядок прохождения КП не задан.

В России на зимних соревнованиях имеет место особая разновидность ориентирования, когда КП установлены на местности, но при этом не отмечены в карте. Со старта промаркирована лыжная трасса, проходящая через КП, а задача спортсмена заключается в кратчайшем по времени преодолении дистанции и правильном нанесении всех КП в карту путем ее прокола в предполагаемых точках. Называется такой вид программы ориентирования маркированной дистанцией и за пределами России не развивается.

Так как ориентироваться в лесу можно, используя разные способы передвижения (бегом, на лыжах, на механических средствах передвижения), то эволюция спортивного ориентирования привела к его разделению на разные виды спорта: кроссовое ориентирование, лыжное ориентирование, велоориентирование. Все виды ориентирования объединяет одна международная федерация ориентирования (ИОФ), основанная в 1961 г. Кроме этого, федерация проводит ориентирование по тропам для людей с ограниченными физическими возможностями (на колясках). На рис. 1 и 2 приведены примеры нанесения дистанции на карту для ориентирования на местности зимой и летом.

Путь от каждого контрольного пункта к следующему участники выбирают по своему усмотрению. Если дистанция спланирована профессионально, то задачи ориентирования ставятся участнику непосредственно со старта. Хорошие перегоны - этапы между контрольными пунктами - предлагают участникам сложные задачи на чтение карты и ведут их через интересные участки местности с широким выбором вариантов пути движения. На соревновательных дистанциях ориентирования всегда варьируется длина этапов и их техническая сложность.

На соревнованиях по ориентированию нет строго фиксированных по протяженности дистанций, как, например, в легкой атлетике или лыжных гонках.

Бывают короткие - спринтерские дистанции (ожидаемое время победителя 20-25 мин), средние дистанции (ожидаемое время победителя 40-60 мин) и длинные - классические дистанции (ожидаемое время победителя 60-100 мин). Для проведения эстафет могут использоваться параметры коротких или средних дистанций.

Как правило, короткие и средние дистанции требуют от спортсменов особо высокой сосредоточенности на протяжении всего маршрута, умения детально читать карты и быстро принимать решения, длинные -рационального выбора варианта движения.

Место старта в любом виде программы выбирается так, чтобы стартующие позже участники и другие лица не могли видеть карту, дистанции, выбор варианта и направление движения на первый КП. При необходимости отдельно оборудуется точка начала ориентирования и путь до нее маркируется. Короткая дистанция часто проводится при разнесенных старте и финише, при этом финиширующие участники изолируются от тех спортсменов, которые еще не стартовали.

Рис. 1. Дистанция заданного направления по лыжному ориентированию

Специализированная мыслительная деятельность в процессе ориентирования на местности

Кроссовое и лыжное ориентирование являются комплексными видами спортивной нагрузки, включающими мышечную и мыслительную деятельность. Участникам приходится не только преодолевать дистанцию (бегом или на лыжах), но и самостоятельно выбирать варианты движения и реализовывать их посредством сопоставления информации карты и местности. Решение задач ориентирования основывается на мыслительных процессах, которые не поддаются измерениям традиционными методами. Ориентирование на местности требует от участников практического знания топографии, решения навигационных задач движения по местности со сложным рельефом и большим количеством ориентиров - линейных (лыжные трассы разной градации, автомобильные дороги, границы растительности разных лесных пород), площадных (поляны разной конфигурации, участки природной растительности разных пород, лесопосадки, искусственные сооружения) и точечных (всевозможные пересечения линейных и площадных ориентиров, микрообъекты рельефа). При этом определяющую роль играет организация рациональных и надежных (безошибочных) действий - тактика работы с картой и местностью.

Выбор варианта движения всегда производится с конкретной целью - достижение контрольного пункта по оптимальному пути, учитывая рельеф, проходимость местности, густоту и качество лыжни (для лыжного ориентирования), уровень физического и технического мастерства спортсмена.

Реализуемый вариант движения практически никогда не является прямой линией, соединяющей контрольные пункты. Этому препятствуют планировка

Рис. 2. Дистанция заданного направления по спортивному ориентированию бегом

дистанции и сеть лыжных трасс (зимой), которые исключают прямые варианты. Кроме этого, участники намеренно удлиняют свой возможный маршрут между КП. Анализ работы спортсменов на дистанциях лыжного и кроссового ориентирования показал, что одним из главных критериев, определяющих удлинение пути на летних и зимних соревнованиях от прямой линии, соединяющей контрольные пункты, является пересеченность местности. Это связано с естественным желанием спортсменов уменьшить набор высоты при реализации варианта движения за счет некоторого разумного его удлинения.

Менее опытные спортсмены выбирают более простые и надежные варианты движения, используя преимущественно линейные ориентиры (дороги, тропинки, четкие границы леса и т.д.), сильнейшие участники - более сложные, но короткие варианты с использованием движения по азимуту, прохождением труднопроходимых или заболоченных участков местности, а также участков со сложным для понимания рельефом или густой сетью лыжных трасс (зимой).

Безошибочное прохождение по намеченному варианту движения составляет суть ориентирования на местности. Главная задача здесь состоит в последовательном отслеживании на местности по пути движения ориентиров и сопоставлении их с соответствующими фрагментами карты. Эти действия должны выполняться как можно быстрее, в идеальном варианте на максимально возможной для участника скорости. Для этого необходимо выполнять несколько технических операций.

Прежде всего, это чтение карты в движении. Конечной целью обучения чтению карты является четкое и быстрое распознавание участка местности по условным знакам карты и наоборот. Чтение карты в движении -более сложная задача. Для совершенствования этого

навыка необходимо работать с картой в движении, постепенно повышая скорость движения, на которой можно эффективно читать карту. В результате вырабатывается навык получения информации с карты во время движения. Он обеспечивается повышением качества восприятия картографической информации, способствующей сокращению времени обращения к карте.

Сопоставление участков местности с соответствующими им фрагментами на карте происходит на протяжении всей дистанции. Находясь на дистанции, участник может хорошо читать карту в движении, выбирать оптимальные варианты пути между контрольными пунктами, но быть невнимательным и пропускать необходимые для контроля ориентиры, вследствие чего «сбивается» процесс сопоставления карты и местности и в лучшем случае происходит снижение скорости, а в худшем - отклонение от выбранного варианта движения.

В ориентировании наиболее существенное значение имеет восприятие пространственно-временных соотношений, т.е. взаимных расположений различных объектов. Особую роль играют зрительное восприятие. Восприятие окружающего фактически протекает в форме наблюдения. Спортсмен в нужное, по его мнению, время изучает карту (воспринимает ее содержание), осматривает местность, сравнивает ее с изображением на карте, выделяет нужные ориентиры. Тактика работы с информацией карты и местности является определяющей на дистанции. Опытные спортсмены всегда работают на опережение чтения карты. Имея информацию карты, они, двигаясь по дистанции, ждут ее подтверждения. Количество обращений к карте зависит от ее насыщенности. На простых перегонах спортсмены часто практикуют движение по памяти.

Кроме вышеописанных технических приемов ориентирования на дистанции обязательно необходимо контролировать расстояние и направление движения. На дистанциях ориентирования летом контроль направления движения приобретает особую значимость, так как участники большую часть дистанции все же бегут не по линейным ориентирам, а через массивы леса без таких ориентиров.

Поэтому важным техническим навыком для кроссового ориентирования является сохранение запланированного направления движения. Если ориентиров-щик способен при движении не отклоняться от определяемого собой же направления, его планы по прохождению через определенные ориентиры совпадают с самим прохождением. Если он отклоняется в сторону, то мысленно может «бежать» по намеченной линии, а реально - нет. Это очень распространенная ошибка, которую сложно устранить.

Для тренировки такого навыка спортсмены используют бег по азимуту. Слово «азимут» в переводе с арабского языка означает направление, поэтому бег по азимуту предполагает бег в определенном направлении. Азимут определяется как угол между плоскостью меридиана точки наблюдения и вертикальной плоскостью, проходящей через эту точку и наблюдаемый объект. В ориентировании нужное направление движения фиксируется на спортивной карте с помощью угла отклонения линии нужного направления от

линии магнитного меридиана в градусах. Исходная точка пребывания спортсмена совпадает с точкой угла. Но далеко не всегда спортсмены запоминают угол отклонения в градусах.

«Взятие» азимута производится с помощью компаса с плато. Наложив продольную сторону плато на линию нужного направления, необходимо сопоставить линию магнитного меридиана карты и стрелку компаса. При точном сопоставлении спортсмен будет вынужден повернуть в направлении нужного движения. Если пробегаемый участок небольшой, достаточно сразу, посмотрев вперед, увидеть конечную точку. В случае большого расстояния можно либо постоянно держать компас на карте в одном положении и контролировать совмещение стрелок севера компаса и карты, либо зафиксировать направление магнитной линии карты на компасе поворотом вращающейся относительно плато колбы. В этом случае задача спортсмена сводится к контролю пребывания стрелки компаса между направляющими линиями колбы, а продольная сторона плато будет указывать направление нужного движения.

Непростую, на первый взгляд, операцию взятия азимута можно отработать до автоматизма и она не будет большой помехой для работы на дистанции. Сложнее сохранять точное направление движения в труднопроходимом лесу. Зимой контроль направления помогает спортсменам убедиться в правильности движения по выбранной лыжне.

Необходимость регулярной тренировки глазомерных навыков в ориентировании, где постоянно нужно контролировать длину пройденного расстояния, очевидна. Задача усложняется тем, что спортсмены меняют скорость движения в зависимости от сложности участков дистанции и в пылу борьбы могут ошибаться в оценке пробегаемых отрезков дистанции. В терминологии ориентирования используется такое понятие, как «чувство расстояния», которое характеризует способность спортсмена на основе комбинации зрительных, двигательных и временных ощущений с необходимой и достаточной точностью определять расстояния на местности. Это специализированное чувство развивается у квалифицированных ориенти-ровщиков в результате тренировок и участия в соревнованиях. Необходимость в процессе ориентирования постоянно оценивать расстояние на местности и сопоставлять его с расстоянием на карте способствует выработке определенных эталонов длины, которые постепенно формируются и хранятся в памяти спортсмена. «Чувство расстояния» особенно важно для безошибочного прохождения дистанций в лыжном ориентировании, где измерить расстояние шагами невозможно, а высокая скорость на спусках искажает представление спортсмена о его протяженности.

Чтобы качественно выполнять все указанные выше действия и реже обращаться к карте, спортсмену необходимо определенные ее фрагменты запоминать и удерживать в памяти некоторое время. С ростом мастерства у спортсменов формируется и развивается так называемая «память карты» [1, 2]. Начинающий заниматься ориентировщик тратит значительно больше времени на чтение и запоминание фрагментов кар-

ты и местности, часто снижает скорость и останавливается для чтения карты.

Память человека - это психологический процесс отражения действительности, заключающийся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта [3]. Эффективность памяти определяется тремя параметрами: объемом, полнотой или точностью воспроизведения, прочностью (длительностью) хранения информации. На совершенствование этих трех составляющих и должны быть направлены усилия каждого, желающего улучшить работу своей памяти. Развитие и совершенствование профессиональной памяти ориентировщика может существенно ускорить решение задач ориентирования и повысить ее надежность. А это, в свою очередь, зависит от систематичности и продолжительности работы непосредственно по ее развитию.

Запоминание бывает произвольное и непроизвольное, ведущее - произвольное. Оно осуществляется сознательно, с помощью определенных приемов. По каким-то причинам мы, поглощая некоторые виды информации, не запоминаем, игнорируем их. Наша деятельность по запоминанию является как бы имитацией запоминания. Причин может быть много: субъективное неприятие информации (она безразлична или вызывает отрицательное отношение), перекрытие информации другой, более важной, что иногда приводит к так называемой рассеянности. Запоминание, таким образом, требует определенной настроенности и, кроме того, некоторой предрасположенности к данному виду информации, поскольку безжалостное, обезличенное отношение к своей памяти в конце концов обязательно скажется на результатах. Главным условием качественного и количественного запоминания является направленность внимания.

Внимание - это сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект. Внимание является центральным звеном в цепи процессов памяти, необходимым условием запоминания [4]. Из этого определения следует, что внимание (наблюдение) за фактами зависит от правильной его сосредоточенности на этих фактах. Что же такое, в сущности, сосредоточенность? Это способность закреплять внимание на выбранном сюжете или занятии и отвергать другие сюжеты, которые привлекают внимание. Иначе говоря, из всех воображаемых картин и мыслей, возникающих в нашем мозгу, мы должны отобрать те, которым решили следовать, и отбросить все остальное. Необходимо заметить, что сложность состоит не в выборе сюжета для сосредоточения, а в способности противостоять «вторжению» посторонних мыслей. Поэтому сосредоточение - это прежде всего защитная реакция от внешнего вторжения.

Сосредоточенность, в которой мы нуждаемся для лучшего запоминания информации, имеет две фазы, хотя речь идет об одной способности [5]. Существует немедленное сосредоточение, к которому мы прибегаем для тщательного рассмотрения документов, лиц, событий, картин, и сосредоточение длительное, которое нужно для обучения, изучения, запоминания, редактирования, подсчета, обдумывания, размышления. Немед-

ленное сосредоточение должно достигаться добровольно, мгновенно и при любых условиях. Оно требует также способности быстро переключаться на другой предмет. Для работы с картой на дистанции ориентирования необходимо как раз первое - немедленное сосредоточение и переключение, которое происходит все время, с карты на местность и наоборот.

Таким образом, начало качественной мыслительной работы ориентировщика на дистанции - это сосредоточенность на участках местности и соответствующих им фрагментах карты. Ведь успешность запоминания определяется тем, что и как воспринято. Иными словами, что посеешь при восприятии, то и пожнешь при воспроизведении (смотреть и видеть -не одно и то же). Умение выделить необходимое при восприятии, известное нам как наблюдательность, -очень важная предпосылка хорошей памяти.

Универсальных рецептов по технике запоминания определенного объема информации нет. В сознании спортсменов в первую очередь вырабатывается и закрепляется в процессе тренировок и соревнований тот стиль пространственного мышления, основу которого составляют природные, генетически заданные особенности его психики [5]. Это находит свое отражение в доминировании той или иной стратегии умственной работы по запоминанию или воспроизведению ситуаций местности и карты. Итог должен быть один - качественная мыслительная работа, основанная прежде всего на процессах памяти. Память является функцией мозга и как всякая его функция может развиваться и поддаваться тренировке [6]. Мозг работает, как любой другой орган нашего тела, и для правильной работы нуждается в определенном уходе.

Таким образом, становится ясно, что для эффективной работы памяти на дистанции необходимо не так много. Главное - реальный интерес к самому процессу ориентирования. Человеку должен нравиться этот процесс, только тогда можно рассчитывать на успех. Следующее - сосредоточенность внимания на фрагментах карты и местности. Всякому техническому упражнению по развитию памяти должен предшествовать настрой на сосредоточенность. Чем легче человек сосредоточивается, тем быстрее и прочнее он запоминает. Затем - запоминание фрагментов карты и местности на короткое время до тех пор, пока этот отрезок дистанции не будет пройден. При постоянном сопоставлении информации карты и местности происходит переключение внимания.

Таким образом, спортивное ориентирование на местности как вид физических упражнений является прекрасным средством не только физического оздоровления человека, но и умственного развития. Занятия спортивным ориентированием создают предпосылки для развития индивидуальности человека. Методы работы для достижения цели в ориентировании позволяют проявить свой индивидуальный стиль, индивидуальные особенности. Это касается как физической, так и мыслительной деятельности занимающихся.

Работа с картой и параллельное наблюдение за местностью ведут к приобретению новых знаний топографии, развитию памяти, концентрации внимания, раз-

виваются навыки восприятия, представления, чувства расстояния, чувства скорости, ощущения себя в пространстве. Специалисты в области спортивного ориентирования единодушно заявляют о нем как о средстве социально-экологического воспитания человека.

Спортивное ориентирование культивируется в Красноярском крае с момента основания в СССР федерации спортивного ориентирования, с 1963 г. Спустя четыре года был открыт курс спортивного совершенствования по ориентированию в Красноярском политехническом институте (теперь КГТУ), работа которого не прекращается до настоящего времени.

На ранних стадиях становления курса команда готовилась как к летним, так и зимним соревнованиям. С выходом СССР на международную арену рост уровня развития ориентирования в нашей стране привел к практическому его разделению на два самостоятельных вида спорта - кроссовое и лыжное ориентирование. С 1982 г. в подготовке спортсменов приоритет был отдан лыжному ориентированию. За этот период тренерами разработаны и внедрены в практику эффективные методики подготовки спортсменов высокого класса [8-11].

Вузы в лыжном ориентировании традиционно показывают высокие результаты. КГТУ на протяжении 17 лет имеет постоянное представительство в составе сборных команд СССР и России. За период существования КСС по ориентированию подготовлено двадцать восемь мастеров спорта СССР и России, шесть мастеров спорта международного класса, один заслуженный мастер спорта. В последние годы учебнотренировочные занятия со спортсменами проводят высококвалифицированные преподаватели, трое из которых являются заслуженными тренерами России.

Для проведения учебных занятий по дисциплине «Физическая культура» в Красноярском государственном техническом университете открыто десять специализаций по разным видам спорта. Студенты по желанию выбирают понравившийся им вид физических упражнений. Специализация по ориентированию была открыта одной из первых и существует уже на протяжении 18 лет. Ее ежегодно посещают 14-16% учащихся 1-3-го курсов обучения, что говорит о привлекательности ориентирования на местности для студентов. Благодаря расположению спортивной базы университета в лесном массиве практические занятия ориентированием проводятся на естественной местности, и для их организации не нарушается природный ландшафт. В распоряжении преподавателей имеются цветные карты близлежащих местностей, изготовленные в трех масштабах: 1:5000, 1:10000 и 1:15000. Согласно применяемой методике обучения основам ориентирования [12] вначале используются карты более крупного масштаба с постепенным использованием мелкомасштабных карт.

Что касается развития видов ориентирования в студенческой среде на всероссийском уровне, то лыжное и кроссовое ориентирование входят в состав всероссийских универсиад уже более 20 лет. Среди участников всегда бывают команды вузов не только центральной части России, но и Сибири - Омска, Томска, Новосибирска, Красноярска, Иркутска. А значит, в вузах этих регионов есть условия и необходимая материальная база для подготовки полигонов ориентирования и занятий этими видами спорта студенческой молодежи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Моисеенков А.Л., Ганюшкин Л.Д. Специальная тренировка внимания спортсменов-ориентировщиков // Теория и практика физической

культуры. 1974. № 4. С. 14-16.

2. Огородников Б.И., Моисеенков А.Л., Приймак Е.С. Сборник задач и упражнений по спортивному ориентированию. М.: Физкультура и

спорт, 1980. 72 с.

3. Матюгин И.Ю., Чакаберия Е.И. Зрительная память. М.: Эйдос, 1993. 78 с.

4. Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте. М.: Мир, 1993. 240 с.

5. Матюгин И.Ю. 126 эффективных упражнений по развитию вашей памяти. М.: Эйдос, 1993.

6. Клацки Р. Память человека. М.: Мир, 1978. 319 с.

7. Корсаков И.А., Корсакова И.К. Наедине с памятью. М.: Эйдос, 1993. 80 с.

8. Близневская В.С., Близневский А.Ю., Юдаков В.Н., Винникова Е.В. Спортивное ориентирование: Учебное пособие. Красноярск: ИПЦ

КГТУ, 2000. 36 с.

9. Близневская В.С. Тренировка лыжников-ориентировщиков летом. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2001. 189 с.

10. Близневская В.С., Близневский А.Ю., Юдаков В.Н. Спортивное ориентирование летом и зимой: Учебное пособие. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2001. 94 с.

11. Близневская В.С. Лыжное ориентирование. Теория и технология специальной подготовки квалифицированных спортсменов. М.: Теория и практика физической культуры, 2006. 268 с.

12. Близневская В.С., Близневский А.Ю. Теоретический курс дисциплины «Физическая культура» (на примере спортивного ориентирования): Учебное пособие. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2004. 144 с.

Статья представлена кафедрой физической культуры Красноярского государственного технического университета, поступила в научно-редакционный совет журнала 3 апреля 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.