Научная статья на тему 'Методика развития технических навыков у спортсменов-ориентировщиков (на примере движения по направлению)'

Методика развития технических навыков у спортсменов-ориентировщиков (на примере движения по направлению) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
628
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ / АЗИМУТ / КОМПАС / СПОРТИВНЕ ОРієНТУВАННЯ / ORIENTEERING / AZIMUTH / COMPASS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Должко Ф. Н., Скрипченко И. Т., Шип Н. Е., Лидо А. С.

Статья посвящена теме развития и совершенствования важнейшего навыка в системе технической подготовки спортсмена-ориентировщика движению по направлению. На данном этапе развития спорта, когда фактор скорости движения приобретает всё большее значение, схема действий спортсмена включает в себя множество отрезков по направлению на большой скорости. Поэтому задача каждого тренера работать со спортсменом над выработкой навыка движения по направлению на каждой тренировке, в различных условиях, на различной скорости. В помощь тренеру в нашей статье описан ряд упражнений и даны методические рекомендации по их использованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Должко Ф. Н., Скрипченко И. Т., Шип Н. Е., Лидо А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of development of orientation-sportsmen's technical

The article deals with the problem of development and improvement of an important skill in the system of orientation-sportsmen preparation moving in a certain direction. At the moment stage of sports development, when the factors of the speed of movement gains more and more importance, the scheme of a sportsmens action comprises many sections in a certain direction at high speed. That is why the fact of every coach is to work at his sportsmens skill of moving in a certain direction at a very training in different condition, at different speed. To help the couch the article a set of exercises and gives methodological recommendation on their use.

Текст научной работы на тему «Методика развития технических навыков у спортсменов-ориентировщиков (на примере движения по направлению)»

© Должко Ф.Н., Скрипченко И.Т.,

Шип Н.Е., Лидо А.С., 2009

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У СПОРТСМЕНОВ- ОРИЕНТИРОВЩИКОВ

(НА ПРИМЕРЕ ДВИЖЕНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ)

Должко Ф.Н., Скрипченко И.Т., Шип Н.Е., Лидо А.С.

Харьковский национальный педагогический университет им.Г. С. Сковороды Днепропетровский госу дарственныйинститут физической культурыи спорта

Аннотация. Статья посвящена теме развития и совершенствования важнейшего навыка в системе технической подготовки спортсмена-ориентировщика - движению по направлению. На данном этапе развития спорта, когда фактор скорости движения приобретает всё большее значение, схема действий спортсмена включает в себя множество отрезков по направлению на большой скорости. Поэтому задача каждого тренера - работать со спортсменом над выработкой навыка движения по направлению на каждой тренировке, в различных условиях, на различной скорости. В помощь тренеру в нашей статье описан ряд упражнений и даны методические рекомендации по их использованию Ключевые слова: спортивное ориентирование, азимут, компас.

Анотація. Должко Ф.Н., Скрипченко І.Т., Шип Н.Є., Лідо О.С. Методика розвитку технічних навичок у спортсменів-орієнтувальників (на прикладі руху за напрямком). Стаття присвячена темі розвитку та удосконалення важливих навичок у системі технічної підготовки спортсмена-орієнтувальника - руху в напрямку. На цьому етапі розвитку спорту, коли фактор швидкості руху набуває все більшого значення, схема дій спортсмена включає в себе багато відрізків у напрямку на великій швидкості Тому завдання кожного тренера - працювати зі спортсменом з метою вироблення навичок руху в напрямку на кожному тренуванні, в різних умовах, з різною швидкістю. На допомогу тренерові в наший статті описаний ряд вправ і подані методичні рекомендації щодо їх використання Ключові слова: спортивне орієнтування, азимут, компас.

Annotation. Doljko F.N., Skripchenko I.T., Shyp N.E., Lido A.S. The problems of development of orientation-sportsmen’s technical. The article deals with the problem of development and improvement of an important skill in the system of orientation-sportsmen preparation - moving in a certain direction. At the moment stage of sports development, when the factors of the speed of movement gains more and more importance, the scheme of a sportsmen’s action comprises many sections in a certain direction at high speed. That is why the fact of every coach is to work at his sportsmen’s skill of moving in a certain direction at a very training in different condition, at different speed. To help the couch the article a set of exercises and gives methodological recommendation on their use.

Key words: orienteering, azimuth, compass.

Введение.

Движение по направлению является лишь одним из комплекса элементов технической подготовки спортсмена-ориентировщика Развитие этого навыка в отрыве от других вряд ли целесообразно. Однако это - единственное действие спортсмена, в осуществлении которого используется техническое средство -компас. [1]

Такие факторы как усталость, погодные условия, изменение видимости, иные объективные и субъективные причины могут быть снивелированы за счет умелой работы с хорошим компасом. Анализ выступлений спортсменов высокой квалификации на ответственных соревнованиях позволяет прийти к выводу, что длительная работа в аэробно-анаэробном режиме, включающая и кратковременные этапы в анаэробном режиме, приводит к снижению умственной работоспособности. В результате бега на высокой скорости, преодоления крутых подъёмов, а особенно в конце дистанции, спортсмены часто допускают необъяснимые, нелепые ошибки. Ошибки эти можно предотвратить, выбирая в таких случаях тактику бега с максимальным использованием движения по направлению [ 9,11].

Можно сделать вывод о необходимости серьёзного изучения этого технического навыка на ранних стадиях обучения а также всестороннего его совершенствования в дальнейшей спортивной практике [2].

Начальное обучение включает в себя ознакомление со строением компаса, понятиями азимута, направления Практические занятия по определению азимута на карте, визированию объектов на местности. На этой стадии возможно выполнение специализированных упражнений, речь о которых пойдёт ниже. Разумеется, эти упражнения должны быть максимально упрощены: на месте с хорошей видимостью, короткие расстояния, контроль тренера [5].

В дальнейшей тренировке акцент делается на том, что при движении по дистанции необходимо брать азимут на каждый КП, независимо от пути движения. Это действие должно войти в привычку.

Естественно, невозможно развивать один технический навык в отрыве от других. Поэтому перед выполнением специализированных упражнений необходимо овладение навыками чтения карты и измерения расстояния [З].

В современном ориентировании большую роль играет фактор физической подготовки Спортсмены высокого класса показывают результаты в скорости бега, сопоставимые с показателями легкоатлетов высокого уровня Тем более «выравниваются» и приближаются к кратчайшим пути движения ориентировщика по трассе. Очевидна в этой связи роль хорошо развитого навыка движения по направлению и необходимостьсистематической работы над его совершенствованием [б].

Исследование проводилось согласно Сводному плану научно-исследовательской работы Министерства Украины по делам семьи, молодежи и спорта на 2006-2010 г. по теме 2.1.9 «Теоретикометодические основы индивидуализации учебно-тренировочного процесса в отдельных группах видов спорта» (№ гос. регистрации 0108Ш10862).

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель работы - разработать методику обучения движению по направлению спортсменов-ориентировщиков на этапе спортивного совершенствования Результаты работы.

В результате анализа литературы, личного опыта авторов в работе со сборной командой ориентировщиков ХНПУ им.Г.С.Сковороды была разработана методика обучения точности движения по направлению на местности. Особенность разработанной методики заключается в том, что она позволяет эффективно объединить в одном тренировочном занятии спортсменов с разным уровнем подготовленности Приводим некоторые упражнения разработанной методики

Упражнение 1. «Белая карта». Спортсмен получает карточку, где обозначена схема дистанции в натуральную величину: старт, финиш, кружки КП, соединенные линиями и написаны легенды КП. Он должен пройти дистанцию, используя движение по азимуту и подсчет расстояния

1а. Вариант: Дистанция веерная, т.е. после взятия очередного КП участник каждый раз возвращается на старт.

Упражнение 2. «Азимут». Пройти азимутальную дистанцию. Оценивается время и точность похождения В карту разрешается смотреть только в том случае, если спортсмен прошел по направлению заданное расстояние и не обнаружил КП.

Это упражнение ценно как для начинающих, так и для квалифицированных спортсменов Если упражнение «Белая карта» предполагает довольно точный выход в район КП, то в упражнении «Азимут» менее подготовленныйспортсмен чувствует себя более уверенно. Можно дать задание бежать ему в паре с более опытным спортсменом, который будет его контролировать и помогать ему.

Для спортсменов высокой квалификации полезно прохождение дистанции на соревновательной скорости. В случае ошибки необходимо быстро определить местонахождение и исправить ошибку

Упражнение 3. «Дистанция по цифрам». Спортсмен получает карточку, где для каждого пункта указаны данные: азимут в градусах, расстояние в метрах, легенда. С её помощью он проходит дистанцию.

3а. Вариант: в карточке даны азимуты до каждого КП со старта, т.е. получается веерное движение. Упражнение 4. «Точный выход». По заданному азимуту спортсмены движутся до линейного ориентира (просеки, ровной дороги). При выходе на дорогу спортсмен поворачивается направо и измеряет расстояние до ближайшего пронумерованного дерева. Тренер, зная координаты точного места выхода, может по этим цифрам определить точность движения по азимуту.

Это упражнение можно использовать как учебное, так и в качестве теста в начале и в конце соревновательного периода.

Упражнение 5. «Скоростной азимут». Дистанция располагается ломаной линией - «гармошкой» между линейными ориентирами (например, между двумя просеками), чтоб был тормозной ориентир за КП.

Это упражнение очень полезно для начинающих спортсменов, т.к. при выполнении его сложно заблудится Также при выборе крупных привязок проще соблюдать направление. К тому же помогает начинающим выработать правильные тактические навыки.

Упражнение 6. «Дистанция по азимуту». На старте имеется участок карты до КП№1. Спортсмен снимает азимут, снимает расстояние и запоминает легенду. На следующем КП его ждёт участок карты с этапом на другой КП. И так вся дистанция до финиша.

Упражнение 7 «Азимут с рисовкой». Азимутальная дистанция веером». Перед тем, как бежать на КП, спортсмен измеряет азимут, расстояние, запоминает легенду. Бежит в соревновательном темпе на КП. Там он в спокойном темпе пробегает «коробочку> вокруг КП, зарисовывает схему местности. В соревновательном темпе бежит на старт и так на все следующие КП. Потом схемы сравнивают с картой

Упражнение 8. « Черновик и чистовик». На старте спортсмену указывается направление и расстояние на КП или он сам его определяет с помощью карты или белой карты. После этого без помощи карты и компаса он бежит на КП, возвращается на старт. Эти же действия повторяются при движении на следующий КП. Если необходимо пробежать много отрезков - место старта переносят на другое место и там бегут новую «звезду». Отрезки должны быть небольшими (до 200м.). После те же отрезки проходят с помощью компаса. Упражнение развивает чувство направления, совершенствует точность движения по азимуту.

Сложность всех упражнений можно варьировать за счет выбора различных типов местности, длины дистанции, количества КП, расстояний между КП.

Упражнение 9. «Компасный четырёхугольник». Выбирается контрольное расстояние, из заданной точки двигаешься в любом направлении на заданное расстояние, считая пары шагов, по окончании счета пар шагов надо повернуть каждый раз на 90 градусов и в конечном итоге вернуться в исходную точку (Выбираем разные расстояние лес различной проходимости)

Упражнения по чтению карты

Основной быстрого чтения карты и надежной техники передвижения являются держание карты в ориентировачном положении

Чтение карты можно тренировать во время прогулок и пробежек по местности. Чтение карты может быть точным или грубым /крупные объекты^. Одновременно тренируется обращение с картой /ориентирование карты, умение правильно держать карту.

При грубом «ориентирование по линии» на карту наносят линию от одного крупного объекта к другому. Во время выполнения упражнения спортсмен проходит через четкие и крупные объекты, упражнение хорошо сочетается с скоростной выносливости.

Хорошим упражнением служит постановка КП на местности она вынуждает ориентировщика видеть весь район КП, который всегда больше, чем сама призма. Одновременно осваивается «метод мышления начальника дистанции». Корректировка карты расширяет ориентировочное мышление.

Точное «ориентирование по линии». В этом случае линия проводится так, чтобы ориентировщик точно воспроизвести ее в беге по местности. Совершенствуя навыки можно постепенно усложнять упражнения «ориентирования по линии» до такой степени, чтобы они требовали от ориентировщика высокой степени сосредоточения На линии не должно быть очень пунктов Выполнение упражнения на рельефной карте хорошо развивает «чувство высоты» относительно местности.

Парная тренировка №1. КП оборудованы на местности и нанесены на карты обоих участников Участники работают поочередно, первый бежит впереди до КП второй сзади внимательно следит за его действиями и читает карту. После КП 1 они меняются местами и так, поочередно меняясь, бегут до конца.

Парная тренировка №2. Упражнения похоже на предыдущее, но КП на местности не установлены КП могут быть в рисованы в карты заранее, а можно их наносить, согласовав только примерный район выполнения упражнения /или самую дальнюю точку/ и время работы, при этом ведущий выбирает точку КП, а второй участник определяет ее по карте. Для начала выбирают в качестве объектов четкие ориентиры: большие камни или скалы и т.п.

Упражнение-фарватер (бег по коридору). Фарватерное упражнение является вариантом линейного ориентирования Ширина и извилистость линии фарватера меняется в зависимости от уровня мастерства.

Упражнение по выбору пути. Для этого упражнения планируется трасса с большим количеством возможных вариантов движения. Дистанцию пробегают несколько раз первый раз пробегают по наилучшими вариантам, а затем по другим возможным вариантом. Время на прохождения КП определяют в каждом случае, а затем их сравнивают между собой.

Варианты пути на коротких отрезках тоже могут быть разнообразными, выбор пути но коротких отрезках также необходима тренировать.

Гроздь КП. Трассу планируют так, чтобы она проходила через участки местности, где можно близко разместить несколько КП в похожих местах. На картах нанесено только по одному КП из каждой «грозди». Ориентировщику дают легенду, но не сообщают индексы КП.

У каждого КП из «грозди» своя компостерная отметка (электронная), чтобы на финише можно было узнать, посетил ли спортсмен свои КП. Тренировка будет полезной, если в районе КП находится тренер, который отмечает время прихода на КП и следит за тем, насколько уверенно чувствует себя спортсмен при выходе на КП. КП должны быть размещены так, чтобы выход на них был результатом ориентирования, а не делом случая. Это упражнение проходит очень эмоционально в виде эстафет с общим стартом.

Кроме того, рекомендуется применение следующих средств подготовки в спортивном ориентировнии взятие КП и работа на пункте, веерное ориентировние, тренировка действий на КП, тренировка смены ритма, эстафетные тренировки, упражнения по рельефной карте, тренировка мастерства в зимний период, зимние тренировки на местности, индивидуальная психологическая подготовка в

спортивном ориентировании Выводы.

1.Для развития навыка движения по направлению накоплён достаточный арсенал упражнений, заданий на местности и в классе. Задача тренера, творчески подходящегок своей работе, переработать опыт работы других, разработать систему упражнений, подходящих для каждого отдельного спортсмена.

2.Предложеный комплекс упражнений можно применять не только в студенческойкоманде, но и в командах ДЮСШ.

В перспективе дальнейших исследований предполагается экспериментальная проверка разработанной методики.

Литература:

1. Акимов В.Г. , КудряшовА.А. «Спортивное ориентирование», Минск, изд-во БГУ, 1977г., 120с.

2. Алёшин В.М., Калиткин Н.Н. «Соревнования по спортивному ориентированию», Москва, «ФиС», 1974г., 151с.

3. Богачёв С.Ф., Крюков О.Г. «Спортивное ориентирование на местности», Воениздат 1972г., 135с.

4. Вейялайнен Л. «Зелёными маршрутами», М. «ФиС» 1986г., 98с.

5. Елаховский С. «Бег к невидимой цели», «ФиС» 1973г., 118с.

6. Иванов Е. «С компасом и картой», ДОСААФМ. 1971г., 147с.

7. Нурмимаа В. «Спортивное ориентирование), «ФиС» 1977г.,230с.

8. ОгородниковБИ., Моисеенков А.И., Приймак Е.С. «Сборник задач и упражнений по спортивному ориентированию», М. «ФиС» 1980г., 115с.

9. Огородников Б.И., Кирчо А.И., Крохин Л.А. «Подготовкаспортсменов-ориентировщиков>, М. «ФиС» 1978г.,134с.

10. Смирнов В.М., Сандомирский О.С. «Орієнтування на місцевості», Київ «Здоров’я» 1975р., 146с.

11. Соловых Т.К. Научное обеспечение подготовки туристов в технике и тактике спортивного ориентирования / Соловых Т.К. // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту: наукова монографія за редакцією проф.. Єрмакова С.С. - Харків: ХДАДМ (ХХПІ), 2007. - №6. - С. 273-276.

Поступила в редакцию 01.03.2009г.

7Ьакв [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.