Научная статья на тему 'Прогнозирование успешного перехода юных спорт-сменов-подводников плавания в ластах во взрослый спорт высших достижений посредством соответствующего программного обеспечения'

Прогнозирование успешного перехода юных спорт-сменов-подводников плавания в ластах во взрослый спорт высших достижений посредством соответствующего программного обеспечения Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
283
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ КАРЬЕРА / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / «СВЕТОФОР ПРОГНОЗА» / СПОРТСМЕНЫ-ПОДВОДНИКИ ПЛАВАНИЯ В ЛАСТАХ / SPORTS CAREER / SOFTWARE / A FORECAST TRAFFIC LIGHT / SNORKELING SWIMMERS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Дергач Елена Абрамовна, Сбродов Иван Геннадьевич, Соколовский Артур Владимирович

Важным звеном управления подготовкой юных спортсменов является система комплексного контроля, благодаря которой можно оценить эффективность избранной направленности тренировочного процесса, принятие того или иного решения. На основе результатов, полученных в процессе ранее проведенных нами исследований, разработано программное обеспечение «Система прогноза успешности молодых спортсменов» (ПО «СПУМС»), с помощью которого спортивный тренер может достаточно быстро осуществлять прогнозирование возможных причин преждевременного ухода из спорта юных спортсменов на различных этапах их спортивной карьеры. Апробация разработанной программы проведена в учебнотренировочном процессе юных спортсменов-подводников плавания в ластах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Дергач Елена Абрамовна, Сбродов Иван Геннадьевич, Соколовский Артур Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forecasting of successful transition of young snorkeling swimmers to adult sports of the highest achievements by means of the corresponding software

An important part in training young athletes is the system of complex control able to estimate the efficiency of the chosen focus in training process, making a proper decision. On the basis of results received during researches earlier carried out by us, the software program «Success forecasting system for young athletes» (SFS) by means of which a coach can quickly forecast possible reasons of untimely withdrawal from sports of young athletes at various stages of their sports career is developed. Approbation of the developed program is carried out in educational and training process of young athletes-submariners of swimming in flippers.

Текст научной работы на тему «Прогнозирование успешного перехода юных спорт-сменов-подводников плавания в ластах во взрослый спорт высших достижений посредством соответствующего программного обеспечения»

ние и гуманизм : сб. науч. тр. — Т. 3. — № 1. — Томск, 2006. — С. 54-55.

ФАДИНА Ольга Олеговна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта. Статья поступила в редакцию 01.04.2013 г.

Адрес для переписки: aofadin@yandex.ru © О. О. Фадина

УДК 79б.°34.б Е. А. ДЕРГАЧ

И. Г. СБРОДОВ А. В. СОКОЛОВСКИЙ

Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ УСПЕШНОГО ПЕРЕХОДА ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ-ПОДВОДНИКОВ ПЛАВАНИЯ В ЛАСТАХ ВО ВЗРОСЛЫЙ СПОРТ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Важным звеном управления подготовкой юных спортсменов является система комплексного контроля, благодаря которой можно оценить эффективность избранной направленности тренировочного процесса, принятие того или иного решения. На основе результатов, полученных в процессе ранее проведенных нами исследований, разработано программное обеспечение «Система прогноза успешности молодых спортсменов» (ПО «СПУМС»), с помощью которого спортивный тренер может достаточно быстро осуществлять прогнозирование возможных причин преждевременного ухода из спорта юных спортсменов на различных этапах их спортивной карьеры. Апробация разработанной программы проведена в учебнотренировочном процессе юных спортсменов-подводников плавания в ластах. Ключевые слова: спортивная карьера, программное обеспечение, «светофор прогноза», спортсмены-подводники плавания в ластах.

Прекращение занятий спортом на этапе спортивного совершенствования юными спортсменами — достаточно массовое явление. Подтверждением этому могут служить исследования зарубежного автора Габи Буссмана, который изучал особенности завершения карьеры спортсменами юношеского возраста (п = 403). Данные исследования касались спортсменов-представителей Германии и Франции [1, с. 3]. Но вместе с тем ряд аспектов перехода в спортивной карьере практически не изучен, и в частности переход спортсменов из юношеского спорта во взрослый спорт высших достижений. По нашему мнению, этот этап является одним из главных компонентов успешности спортивной карьеры.

В наших предварительных исследованиях мы рассматривали сами причины, по которым произошел уход из спорта. Проанализированы многочисленные факторы, влияющие на продолжительность

спортивной карьеры. По итогам результатов, полученных в процессе проведенных нами исследований, была создана «Система прогноза успешности молодых спортсменов» («СПУМС») — прогноз сохранности контингента занимающихся на различных этапах спортивной подготовки, которая легла в основу разработки программного обеспечения (ПО) в виде веб-ресурса (сайт). С его помощью спортивный тренер может достаточно быстро осуществлять прогнозирование возможных причин преждевременного ухода юных спортсменов на различных этапах спортивной карьеры от 14 до 25 лет.

Цель разработки ПО: создание базы данных, использование которых будет способствовать успешному прогнозированию в спортивной карьере.

Задачи ПО

1. Создание дружественного интерфейса — удобного ввода необходимых и достаточных данных.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013

Рис. 1. Страница начала тестирования

Рис. 2. Один из вариантов вопроса тестирования

Рис. 3. Итоговая страница с прогнозом

2. Создание расчета результатов с использованием различных критериев (группы спортсменов, конкретные вопросы).

3. Возможность доступа к работе в системе с любого компьютера, подключенного к сети Интернет.

4. Сохранение данных по результатам тестирования.

5. Сохранение индивидуальных данных по тестируемым спортсменам.

6. Создание многовариантной выборки данных по любым критериям (полям).

Обзор программы. Большой объем аналитической информации, представленной в разработанном ПО, позволяет определять вероятностные характе-

ристики среди спортсменов различных возрастных групп, основанных на определенных критериях и условиях.

Созданные алгоритмы позволяют проводить анализ и определять коэффициент вероятности вручную. Однако применение ПО позволяет добиться большей точности, оперативности и мобильности.

Разработанное программное обеспечение «Система прогноза успешности молодых спортсменов» базируется на применении дистанционных сетевых технологий и представляет собой интернет-ресурс (сайт), позволяющий посредством сети Интернет производить тестирование из любой точки земного шара, в любой удобный момент времени. Технически возможна приостановка процесса тестирования с последующим возобновлением работы с места остановки.

Сайт имеет несколько разделов:

1. Регистрация пользователей (тренеров).

2. Регистрация спортсмена (анкета).

3. Тестирование по одному или нескольким блокам (по выбору).

4. Тестирование по предлагаемым вариантам.

5. Вывод результата тестирования спортсмена.

Имеется возможность поиска и просмотр предыдущих результатов теста (опция).

Описание работы программы и ее апробация. Работа с программой начинается с главной страницы сайта. После введения адреса в адресную строку: http://RosTrener.Ru, открывается главная страница, на которой находится форма входа в систему.

Первая страница сайта содержит форму входа на сайт (авторизация). Пользователь (тренер) вводит свои логин (e-mail) и пароль, указанные при регистрации (незарегистрированный пользователь имеет возможность зарегистрироваться).

После входа в систему осуществляется переход к странице выбора действия. В меню слева можно выбрать действия:

— мои спортсмены;

— заполнить анкету;

— тестирование;

— архив тестов.

Перед тем как перейти к тестированию, необходимо заполнить анкету тестируемого спортсмена. Для этого необходимо выбрать пункт «Заполнить анкету», ввести общие данные о тестируемом спортсмене: Ф.И.О., город, пол и др.

Для проведения тестирования необходимо выбрать пункт «Тестирование». Перед началом тестирования необходимо указать, кто проходит тестирование — выбрать уже существующую анкету (рис. 1).

После выбора тестируемого выполняется переход непосредственно к страницам тестирования. Тест состоит из нескольких блоков — необходимо выбрать вариант тестирования: все блоки или какой-то один. Описание блоков, объединенных по тематике вопросов:

1. Блок «Тренировочный процесс» включает в себя 8 вопросов, касающихся мотивации, финансовой составляющей, наличие травм и их влияние на динамику спортивной карьеры.

2. Блок «Составляющие перехода» включает в себя 6 вопросов о переходном периоде из юношеского во взрослый спорт и продолжении спортивной карьеры.

3. Блок «Образование» содержит 9 вопросов, которые выявляют отношение занимающегося к получению образования во время занятий спортом и к будущей профессии.

4. Блок «Семья» включает в себя 8 вопросов, связанных с влиянием семьи занимающегося на его занятия спортом.

Тестирование проводится методом выбора представленных вариантов ответов (рис. 2).

Итогом тестирования является общий прогноз вероятности реализации спортивной карьеры спортсмена, отраженный в виде «светофора прогноза». Наличие соответствующего цвета — «красный», желтый» или «зеленый» говорит соответственно о критической, нейтральной и благоприятной ситуации, в которой находится спортсмен. Сумма, набранная в результате ответов на вопросы в каждом блоке, и «зажигает» соответствующий сигнал светофора. Цвета отражаются как в каждом блоке в отдельности, так и итоговым цветом общего результата тестирования. Сферой применения разработанного ПО «СПУМС» может быть спортивно-педагогическая деятельность.

Результатом работы программы служат рекомендации для тренеров, работающих как с юными спортсменами, так и с молодежными командами. Ниже выводится детализация рисков по ответам тестирования в красной, жёлтой и зеленой зонах, как по блокам, так и полному тестированию (рис. 3).

Красный цвет показывает компоненты, которые при совокупности с другими факторами могут стать как способствующими уходу из спорта. В свою очередь, зеленый цвет показывает компоненты, которые при совокупности с другими факторами могут способствовать сохранению спортсмена в качестве действующего. Желтый цвет показывает нейтральные компоненты, которые являются своеобразным «переходом» по ряду причин, со временем могут поменять цвет на красный или зеленый.

Была проведена апробация программного обеспечения «СПУМС», в группе спортсменов — школьников и студентов г. Красноярска в возрасте от 14 до 25 лет, занимающихся плаванием в ластах (12 юношей и 12 девушек). Спортсмены-подводники имели следующую квалификацию: 5 мастеров спорта России, 8 — кандидатов в мастера спорта России, 11 спортсменов I разряда. Апробация проводилась в сентябре 2012 г.

Результаты апробации ПО «СПУМС» представлены в табл. 1. Как видно из таблицы, полученные данные по тематическим блокам разные.

В блоке «тренировочный процесс» у четверых спортсменов на данном возрастном этапе существуют проблемы с мотивацией или с финансовой составляющей, которые могут повлиять на динамику спортивной карьеры. У 15 спортсменов такие критерии, как: «с предложенной нагрузкой справляется», «спортивные результаты повысились», «частичное финансирование» занятий спортом являются нейтральными. У пяти спортсменов стабильная мотивация занятий спортом, цель которой — достижение наивысших результатов в спорте.

В блоке 2 («составляющие перехода»), отмечаем трех спортсменов, на продолжительность спортивной карьеры которых влияют такие критерии, как «наличие одного тренера» или «отсутствие перехода в другой вид спорта», в котором данные спортсмены смогли бы себя реализовать в полной мере. У 17 спортсменов процесс перехода протекает без срывов.

Блок 3 рассматривает отношение спортсменов к учебе, будь то школа или университет. В этом блоке 8 спортсменов не планируют работать в сфере спорта по окончании вуза. Тренеру необходимо об-

Таблица 1

Результаты тестирования по программному обеспечению «СПУМС»

" Цвет Блоки • Красный Желтый Зеленый

Тренировочный процесс 4 15 5

Составляющие перехода 3 4 17

Образование 8 11 5

Семья 11 12

Общее тестирование 22 1

Таблица 2

Подзоны, позволяющие произвести точное распределение критериев в ПО «СПУМС»

Основные цвета «светофора прогноза» Подзоны

КРАСНЫЙ ЦВЕТ красная абсолютная

красная стабильная

красная, стремящаяся к желтому

ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ желтая, стремящаяся к красному

желтая стабильная

желтая, стремящаяся к зеленому

ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ зеленая, стремящаяся к желтому

зеленая стабильная

зеленая абсолютная

ратить внимание на эту группу спортсменов, проанализировать их ответы и сделав выводы, учитывать и способствовать корректировке их образовательного процесса, который положительно повлияет на эффективность учебно-тренировочного процесса и позволит им продолжить занятия спортом.

Всего у одного спортсмена была трагическая ситуация в семье (блок 4), которая может повлиять на многие сопутствующие причины (мотивация, отношения в команде, с тренером и многое другое), вследствие чего тренеру предлагается обратить внимание на данного спортсмена, т.к. в его других блоках присутствует только «зеленый цвет». Остальные цвета поровну распределились среди остальных опрошенных.

По общему тестированию «красный цвет» был выявлен только у одного спортсмена. Несмотря на предрасположенность данного спортсмена по блоку «семья» (зеленый цвет), детальное рассмотрение ответов показало, что «красный цвет» во всех других трех блоках говорит о его нежелании заниматься спортом и однозначной направленности в сторону профессии, не связанной со спортом.

В результате апробации для более наглядного представления картины для тренера о том, какие перспективы у прошедшего тестирование с помощью ПО «СПУМС» спортсмена относительно смещения критериев в сторону одного из цветов, нами сделан вывод о необходимости дополнительных разделений внутри каждого цвета на 3 цветовые подзоны (табл. 2).

Это вызвано тем, что сумма ответов, как в каждом блоке в отдельности, так и в общем итоге, может варьировать и быть пограничной для любого из цве-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013

тов. т.е. возможность перемещения результатов тестирования от одного цвета в другой может зависеть от одного-двух вопросов.

Таким образом, подводя итоги проведенного исследования, мы можем сделать следующие выводы. Нами разработана «Система прогноза успешности молодых спортсменов» (СПУМС), применение которой позволит достаточно быстро осуществлять прогнозирование возможных причин преждевременного ухода юных спортсменов на различных этапах спортивной карьеры от 14 до 25 лет. Тренер, работающий со спортсменами этого возраста, получает общие рекомендации, применение которых позволит повысить качество учебно-тренировочного процесса и будет способствовать сохранению спортивной карьеры его учеников. В результате апробации программного обеспечения среди группы спортсменов-подводников плавания в ластах нами выявлено: в «красной» зоне («красная подзона», стремящаяся к желтому) находится один спортсмен, и это говорит, что данный атлет 14 лет, имеющий 1-й взрослый разряд, с большой вероятностью в ближайшее время завершит свою спортивную карьеру. Один спортсмен находится в «зеленой зоне» — это девушка 18 лет, мастер спорта, все компоненты спортивной карьеры которой не препятствуют дальнейшему успешному продолжению. У остальных 22-х спортсменов — «желтый цвет» светофора. Разработанное дополне-

ние в виде цветовых подзон покажет реальную подробную картину о состоянии спортивной карьеры каждого спортсмена на данный момент времени, как в отельных блоках, так и в общем тестировании.

Библиографический список

1. Буссман, Габи. Факторы, влияющие на уход из спорта юных спортсменов / Габи Буссман // Спортивная наука в зарубежных странах / Федеральное агентство по физической культуре и спорту, Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта // М. : Советский спорт. — 2006. — № 2. — С. 60 — 66.

ДЕРГАЧ Елена Абрамовна, старший преподаватель кафедры физической культура.

СБРОДОВ Иван Геннадьевич, старший преподаватель кафедры физической культура. СОКОЛОВСКИЙ Артур Владимирович, ассистент кафедры «Системы искусственного интеллекта» Института космических и информационных технологий.

Адрес для переписки: dergach_l@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.03.2013 г.

© Е. А. Дергач, И. Г. Сбродов, А. В. Соколовский

УДК 79б.ои.12 А. в. КОКШАРОВ

Е. Н. МИРОНЕНКО

Омский государственный университет путей сообщения

ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВУЗА

В статье представлены результаты исследования динамики показателей физического развития и физической подготовленности к профессиональной деятельности студентов железнодорожного вуза с 1-го по 4-й курс.

Ключевые слова: динамика показателей, физическое развитие, общая выносливость, силовая выносливость, студенты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Определение уровня развития физического качества или функции является первым шагом в обосновании процесса его совершенствования, а величина и направленность изменения его уровня показывает эффективность учебного процесса в вузе и является основанием для его коррекции [1].

Целью нашего исследования является изучение динамики показателей физического развития и физической подготовленности студентов вуза с 1-го по 4-й курс.

В исследовании приняли участие 400 юношей — студентов 1—4 курсов всех факультетов ОмГУПС основной медицинской группы очной формы обу-

чения. Тестирование проходило в 2011/12 учебном году в два этапа. На первом этапе были измерены антропометрические показатели (длина тела, масса тела, ЖЕЛ), проведены функциональные пробы (проба Штанге, проба Генчи, PWC 170, ЧСС), по результатам измерений рассчитаны показатели: жизненный индекс, весоростовой индекс, должная ЖЕЛ, индекс Скибински, относительная PWC 170, МПК, относительная МПК [2]. На этом же этапе было проведено тестирование уровня развития основных физических качеств (выносливости, скоростно-силовых способностей, силы, быстроты и гибкости), с использованием стандартных тестов,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.