Научная статья на тему 'Эволюция труда в процессе функционирования социально-экономических систем'

Эволюция труда в процессе функционирования социально-экономических систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1770
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭВОЛЮЦИЯ / ТРУД / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / РАЗВИТИЕ / СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКИЙ ТРУД / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТРУД / СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / EVOLUTION / LABOR / SOCIAL-ECONOMIC SYSTEMS / DEVELOPMENT / STRUCTURE ELEMENTS / PHYSICAL LABOR / INTELLECTUAL LABOR / SOCIO-LABOR RELATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крысина Искра Евгеньевна

Освещаются теоретические проблемы развития труда в различных социально-экономических системах. Статья направлена на обоснование авторской идеи об изменении структурных элементов в содержании труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The work is focused on the theoretical aspects of labor development in different socio-economic systems. It represents the author's idea of the dynamics of structure elements of labor.

Текст научной работы на тему «Эволюция труда в процессе функционирования социально-экономических систем»

УДК 331.5

И.Е. Крысина

ЭВОЛЮЦИЯ ТРУДА В ПРОЦЕССЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Освещаются теоретические проблемы развития труда в различных социально-экономических системах. Статья направлена на обоснование авторской идеи об изменении структурных элементов в содержании труда.

Эволюция, труд, социально-экономические системы, развитие, структурные элементы, физический труд, интеллектуальный труд, социальнотрудовые отношения.

I.E. Krysina

LABOUR EVOLUTION WITHIN THE PROCESSES OF SOCIAL-ECONOMIC SYSTEMS

The work is focused on the theoretical aspects of labor development in different socio-economic systems. It represents the author’s idea of the dynamics of structure elements of labor.

Evolution, labor, social-economic systems, development, structure elements, physical labor, intellectual labor, socio-labor relations.

Эволюционные представления широко распространены в различных науках, как в естественных, так и социально-экономических. Человечество уже осознало, что оно живет в динамичном мире и само непрерывно развивается. Стандарты его поведения во многом определяются уровнем развития производства и состоянием главного его элемента - труда. Известно, что труд играет исключительную роль в жизни человеческого общества, и в современной науке утвердилось понимание труда как сознательной, энергозатратной, созидающей деятельности людей, результатом которого и является общественно признанный продукт. Человек и его труд (производство), собственность и материальное богатство в тесной связи представляют собой три основополагающих части экономической системы.

В данной системе субъекты выступают в качестве носителей материальных, социально предъявляемых потребностей, в виде рабочей силы, работников производительного труда, субъектов отношений собственности, потребителей. Отдельный экономический субъект имеет разносторонние материальные интересы к другим относительно обособленным и ассоциированным субъектам по поводу формирования и удовлетворения материальных потребностей и нужд, воспроизводства и использования рабочей силы, социальной принадлежности, присвоения и отчуждения материальных средств и благ.

Другими словами - все материальные объекты являются основой системы лишь в той мере, в какой они непосредственно вовлечены и вовлекаются в общественный экономический

оборот. Безусловно, все материальные объекты играют свою специфическую роль и имеют важное значение для функционирования экономической системы и общественного производства.

Однако, современный этап общественного прогресса диктует необходимость приступить к разработке новых приоритетов, направленных на более перспективную траекторию развития системы, включающих в свою орбиту новый строй ценностей - человека, окружающую среду, накопленные человеком опыт работы и интеллект. В этом потоке ценностей приоритетным явлением становится труд. Это связано с тем, что сам труд и его результаты кардинально меняются в зависимости от качества состояния социально-экономических систем, от конкретного этапа их эволюционного развития. При этом уместно отметить, что историческое развитие систем характеризуется не только определенной направленностью изменений, но и различной скоростью их осуществления у разных групп элементов системы. Поэтому при изучении современных процессов совершенствования российской социальноэкономической системы с ее разнообразными формами и видами труда положения эволюционной теории особенно актуальны.

В науке выделяются два направления эволюции процесса: регрессивное и прогрессивное. Первое - регрессивное - ведет к наиболее вероятному (хаотическому, равновесному) состоянию, которое характеризуется максимальной энтропией (хаосом) при минимуме свободной энергии.

Второе - связано с возрастанием упорядоченности, увеличением свободной энергии, с усложнением структурной организации развивающихся организмов и систем, особенно сложных. В статье в основном будет рассмотрена диалектика именно этой, прогрессивной линии развития экономической системы и ее главного элемента - труда.

Известно, что общим состоянием любой социально-экономической системы является наличие целенаправленной деятельности человека, требующая от него затрат мысли, усилий, энергии и времени, вне зависимости от области применения результата этих затрат, формы и способов организации работы. Как писал А. Маршалл, «труд - это любое умственное или физическое усилие, целиком или частично направленное на получение каких-то иных благ, кроме удовольствия от самого процесса работы» [2, с.290].

Для большей части людей труд - основное занятие в жизни. Трудясь в нормальных условиях, человек испытывает определенное удовлетворение, получает конкретные результаты, развивает свои навыки и возможности к более качественному, сложному труду, формирует свои утонченные потребности.

Однако существует и другая форма человеческой активности - монотонный, изнуряющий и унылый, преимущественно с физическими затратами, осуществляемый под влиянием внешней необходимости и потому несвободный труд. Двойственность природы труда рассматривается как состояние внутренней несвободной активности человека и как любой тип продуктивной деятельности человека вообще. Соотношение свободной и несвободной активности человеческого труда меняется под влиянием развития формы социальноэкономической системы.

Однако признание двойственности характера труда, различий в труде по предмету, средствам, способам труда не может повлиять на состояние основополагающей сущности труда: осознанности, энергозатратности, результативности.

Анализируя элемент осознанности, можно утверждать, что любая инстинктивная деятельность не может считаться трудом. Для труда характерно создание определенной модели конструкции в голове человека еще до процесса производства, которая со временем воплощается в реальный результат. Вместе с тем, чтобы произошла материализация идеальных образов в сознании человека, необходимо затратить энергию, ибо труд - это работа, требующая значительных усилий, весомых энергозатрат.

Энергозатраты могут выступать в форме физической (мышечной, мускульной) и умственной (мозга, нервов) энергии человека. И в каждом конкретном виде труда соотношение

между умственным и физическим трудом будет различаться, что получит определенное выражение в результате труда, получении некоторого итога, рассматриваемого не просто как факт самого действия, а как общественно полезный результат, означающий, что совершен «труд для других». Это обстоятельство предполагает обязательность возмещения труда обществом, или оплату его другими производителями.

Все элементы содержания труда видоизменяются вместе с изменением социальноэкономических систем. Поэтому для науки представляет особый интерес выяснение всех тонкостей процесса эволюции труда, расширение знания о новых явлениях, характерных для современного толкования его социально-экономического содержания.

Увеличение знаний о развитии труда в социально-экономических системах возможно осуществить на основе использования положений теории эволюции, теории социальноэкономических систем, теории становления и функционирования различных форм хозяйственной деятельности.

Согласно идеям данных теорий, выявлено положение, что общество, как и биологический организм, представляет собой совокупность специфически соединенных между собой элементов, обладающих относительно замкнутым и самодовлеющим характером. Благодаря этому можно использовать характеристику генетических аспектов эволюционного процесса, свойственных и биологическим, и общественным системам, а также допустимо использование принципов теории эволюции при анализе экономических систем. Это позволяет утверждать:

• накопление свойств наследственности создает основу для формирования генотипа. Передача этих свойств из поколения в поколение способствует формированию определенных видов систем;

• закрепление наиболее устойчивых наследственных свойств системы сопровождается постоянным воздействием на них внешней среды. Условия, в которых развивается система, вносят определенные коррективы в степень ее приспособляемости, усиливает склонность к изменению генотипа;

• измерителями системы становятся энергетически-ценностные (термодинамические) критерии вместо материально-ценностных;

• вместо секторов экономики, отраслей, подотраслей, предприятий - применено такое понятие как технологический уклад;

• вместо отраслевых пропорций в рамках теории экономической эволюции - используются технологические пропорции.

Не менее важным утверждением является положение о том, что человек и окружающий его мир представляет собой не что иное, как единую систему сложнейших информационно-энергетических связей. Данное положение является основополагающим и в теории экономической эволюции труда. Приемлемым для исследования являются следующие положения данной теории:

• наследование в труде свойств, приобретаемых под воздействием среды обитания и накапливаемых в ряде поколений;

• изменяемость видов труда под прямым и косвенным влиянием среды;

• общность в происхождении систематизированных групп труда;

• признание того, что эволюция создает вектор развития, в котором низшие формы труда переходят в высшие по восходящей ступени;

• каждый вид труда имеет изначальное свойство - стремление к совершенству, выражающееся в образовании целесообразных элементов (органов, выполняющих определенные функции) как следствия нужды в них со стороны существующего организма.

Термин «эволюция» обычно употребляется в широком и узком смысле: в широком -это просто развитие, направленное изменение; в узком - один из типов развития, при котором изменения объектов в направлении их усложнения происходит постепенно (в отличие от революции, когда эти изменения происходят «скачком»).

Наряду с термином «эволюция» употребляются и такие термины, как прогрессивная и регрессивная эволюция. При прогрессивной эволюции постепенные изменения систем происходят в направлении их усложнения, более высокого уровня организации и дифференциации элементов, а при регрессивной - наоборот.

Эволюция на больших интервалах времени носит закономерный характер. Закономерный - значит, объективный, необходимый во взаимосвязи, определяющей становление и функционирование социально-экономической системы. В данном случае закономерность рассматривается как регулярное правило, которому следуют отдельные события. При научном анализе это некоторая опора для прогнозов, которые могут оправдываться с некоторой степенью вероятности. В основном же развитие идет в направлении роста запаса устойчивости эволюционирующих систем - увеличения степени их свободы в процессе жизнедеятельности. Чтобы существовать при постепенно ухудшающихся условиях производства, социально-экономические системы должны наращивать эффективность процессов функционирования - увеличивать способность производить работу над окружающей средой.

Изменение условий жизнедеятельности на микроэтапах могут иметь и незакономерный, случайный характер. Казалось бы, и эволюция на этих этапах тоже случайна, но это не так. На микроэтапах возникает новый способ эволюции - передача приобретенных поведенческих признаков через обучение, передачу навыков, опыта хозяйственной деятельности.

В процессе эволюции изменяются такие фундаментальные понятия, как труд (преимущественно умственный), капитал (преимущественно финансово-инновационный), факторы производства (институционально-интеллектуализованные), собственность (общественноориентированная). Эти изменения приводят к появлению новых тенденций, не имеющих факта существования в прошлой истории. Вот почему необходимо познать многие новые положения, используя способность человечества к анализу современной действительности с применением эволюционной методологии.

В основу учения об эволюции были положены принципы: наследственность, изменчивость, отбор (селекция). Применение этих положений позволяет утверждать, что те или иные изменения в основе труда подвергаются определенному отбору, и в конечном счете то, что позволяет труду адаптироваться в большей степени к окружающей среде, получает распространение во всех видах и наследуется во всех следующих поколениях. В этом состоит механизм эволюционного процесса, генерирующих процесс развития труда.

Более того, экономический отбор есть механизм передачи информации от предшествующей ступени к последующей в возникновении новых видов труда, технологии, продукции и вместе с тем проводник накопления свойств изменчивости, инновационного развития. Так, усложнение и умножение видов труда в предындустриальном и особенно в индустриальном обществе, все более широкое применение достижений науки в производстве, управлении, военном деле, потребовали нового уровня способностей, знаний и навыков широкого круга работников. Это способствовало увеличению числа людей - будущих работников - не только физического, но и умственного труда, а также потребовало особого периода, необходимого для получения общего и специального образования, профессиональной подготовки. Это были начальные монастырские школы, гимназии, лицеи, для небольшой части населения - университеты, а затем и сеть разнообразных техникумов и институтов, готовивших технические и инженерные кадры. Именно в индустриальный период стали создаваться условия для изменения внутренней структуры труда, связанного с формированием основ для его интеллектуальной составляющей и создающей большую стоимость в единицу времени.

Однако на смену прогрессивных этапов в развитии труда приходил период резких спадов и деградаций. Известно, что функциональная неграмотность и профессиональная некомпетентность работников значительно возрастали в переломные эпохи, когда круто менялись условия производства и жизни. В такие периоды многие люди вынуждены отказываться от приобретенной квалификации, менять специальность, утрачивая ранее при-

обретенные знания и навыки. Это практика порождала стимулы для качественного изменения системы образования, прихода нового поколения работников, отвечавших требованиям эпохи по уровню интеллектуально-профессионального багажа, способностей и общественных потребностей.

Интересным положением, применимым для экономики труда в переходные периоды, является утверждение о том, что не всегда все «интересы» элементов в различных структурах в системе труда могут совпадать. Возникают конфликты интересов, разрешаемые через взаимодействие различных трудовых процессов. Появляется все больше и больше информации о том, что кроме вертикальной эволюции (передачи информации от родителей к потомкам - от менее развитого к более развитому труду) происходит еще горизонтальный перенос информации между различными видами труда как системами.

В соответствии с этим прогресс общества идет тем успешнее и быстрее, чем полнее новые элементы, отражающие изменения в трудовой деятельности, включают в себя все лучшее, здоровое, ценное, что сохраняется от прошлого.

Это дает основание говорить о том, что различные виды труда используют одни и те же материальные носители наследственности, или их сочетания, выполняющие отдельные функции или ряд функций. Так, эволюционировать могут сложившиеся системы развития общества, и можно спрогнозировать варианты общественного развития. И все это связано с тем, что эволюция - возможность существования живого, поскольку живое должно обладать способностью к эволюции, так как только в этом случае оно будет живым вечно. Иначе говоря, отказ от прошлого, от понимания преемственности в труде можно связать с потерями и разрушениями, которые характерны для сегодняшнего дня.

Итак, для экономической эволюции труда характерны такие принципы, как: изменчивость, наследственность и отбор. Использование этих принципов позволили экономистам преодолеть рамки равновесного подхода и узкие границы рациональности, сделать важный шаг в сторону динамизации трудовых процессов. Если исходить из этих принципов, то всю историю эволюции труда в социально-экономических системах можно разделить на три крупных этапа: аграрный, индустриальный, информационный. В рамках каждого этапа осуществляется замкнутый производственный цикл, с определенно организованной системой труда, включающий добычу и получение первичных ресурсов, все стадии переработки этих ресурсов и выпуск конечных продуктов.

Общая картина эволюции такова: когда со временем насыщаются потребности людей (страны) в традиционных товарах и услугах и достигаются пределы в повышении эффективности производства, новые факторы, возникающие в недрах существующего этапа, набирают силу, ускоряется их развитие, и социально-экономическая система общества переходит в следующий, более прогрессивный этап. Каждый прогрессивный этап связан с изменением качества труда с адекватным ему технологическим укладом.

Согласно эволюционной теории можно использовать два понятия: технологическое ядро этапа и основной фактор этапа. Под технологическим ядром этапа понимаются базовая отрасль экономики, основа промежуточного продукта и основа технологического процесса.

Ядром первого этапа эволюции социально-экономической системы явились: земледелие и скотоводство, производство продуктов питания и сельскохозяйственного сырья, использование энергии воды, ветра, человека. Ключевой фактор данного этапа - соха, колесо, рубило, скребок.

Ядром второго этапа стали промышленность и торговля, производство продуктов индустриального назначения, использование энергии пара, электричества, добыча и переработка нефти. Ключевой фактор данного этапа - тяжелое машиностроение, производящее двигатели внутреннего сгорания, электродвигатели.

Ядро третьего этапа - создание услуг и информации, использование атомной энергии, электронная промышленность, вычислительная, оптико-волоконная техника, программное обеспечение, телекоммуникации, роботостроение. Ключевой фактор - микроэлектроника.

От уклада к укладу прогресс связан как с увеличением энергии, аккумулированной в материальном богатстве, так и с увеличением энергии, аккумулированной непосредственно в самом человеке, в его труде. Именно это увеличивает запас устойчивости работника и его труда при неблагоприятно меняющихся условиях среды.

Наукой доказано, что использование человеком энергии не безгранично - существует энергетический предел, который не может быть превышен, поскольку эволюционизирующие сущности «впитывают» из окружающей среды то количество энергии, которое требуется для поддержания жизнедеятельности конкретной системы. При достижении предела использования энергии прогресс социально-экономической системы может осуществляться только на основе интенсивного развития - путем роста коэффициента полезного действия общественного производства без увеличения энергии.

Когда прогресс происходит преимущественно на основе роста материального богатства индивида, то общество имеет дело с типом развития, которое можно условно назвать неэкологическим. Неэкологическое развитие не гарантирует длительного существования человека в социально-экономической системе, поскольку ведет его к глобальной катастрофе.

Современное развитие направлено, главным образом, на рост материального богатства и относится к неэкологическому типу. Ограниченность этого пути обусловила общемировой кризис развития, усугубляемый в России экстенсивным характером производства, резервы которого уже исчерпаны.

Таким образом, критерием эволюции является: экстенсивное, интенсивное, экологическое развитие:

экстенсивное развитие характеризуется увеличением энергии, аккумулируемой в материальном богатстве (средствах производства и предметах потребления), при условии, что это увеличение осуществляется путем роста используемой энергии при неуменьшающихся энергозатратах на единицу общественного продукта;

интенсивное развитие характеризуется также ростом материального богатства, но при уменьшающихся энергозатратах;

экологическое развитие происходит на основе роста свободной энергии, аккумулированной непосредственно в самом человеке, его труде при росте «качества» его свойств.

Более приближенной к экономическим реалиям представляется модель функционирования труда, учитывающая ключевые факторы не только внутренней, но и внешней среды прямого и косвенного действия. В такой постановке равновесие в содержании труда не наступает автоматически лишь за счет внутренних средств, а за счет целенаправленных внешних воздействий, которые усиливаются по мере удаления трудовых процессов от равновесного состояния.

Данное положение совпадает с выводами теории эволюции, которая допускает, что трудовые процессы не обязательно должны быть равновесными, но обязательно должны обладать конкурентными преимуществами, творческой составляющей, поглощающей меньшее количество энергии, но при этом создающей больший результат.

Специфика творчества заключается в выходе из определенной регламентирующей деятельности, в создании новых правил, расширении инновационных пространств мышления, в построении новых возможностей для производства и его культуры. В творческой деятельности человек выходит за рамки заданной системы и изменяет ее, не только комбинирует заданные правила, но и создает новые. Творчество - это создание новых принципов и способов деятельности во все возрастающей динамике.

Возрастание динамизма реальных производственных ситуаций сделал невозможным полную регламентацию действий работников. Возникла новая потребность оперативно находить новые решения. Полномочия принятия решений и ответственность за них стали передаваться на более низкие уровни деятельности, что потребовало реализации творческих способностей большого числа работников и предоставления им большей свободы. В трудовой деятельности необходимым оказалось не только точное исполнение производственных работ, но и проявление творчества, как активизация процесса формирования новых конкурентных преимуществ.

В настоящее время произошло замещение в трудовой деятельности физических элементов - творческими, но это не означает преодоление в труде физических начал. Творчество - элемент труда, который проявляется в разной степени соотношения умственных и физических затрат энергии в процессе организации, управления, мотивации и стимулирования. Чем больше новых и значимых для работника правил и способов деятельности генерируется в таком процессе, тем в большей степени этот процесс становится творческим, но при этом не перестает оставаться трудом в сочетании многообразия затрат различной (физической, умственной) энергии человека.

Изучение экономического развития труда, представленного в таком контексте, заставляет уделить особое внимание изменению его содержательной стороны, раскрытию соотношения с общемировыми тенденциями и проведению сопоставления со стратегией развития разнообразных социально-экономических систем.

Данную эволюцию можно проследить в развитии содержания труда в зависимости от типа социально-экономических систем (см. таблицу).

Эволюция содержания труда по типам социально-экономических систем

Тип социальноэкономической системы Аграрный Индустриаль- ный Постиндустри- альный Информационный

Содержание труда

Осознанность (цель) Удовлетворение примитивных потребностей Удовлетворение материальных и духовных потребностей Повышение уровня жизни Повышение качества жизни

Энергозатратность Преимущественные затраты физической с элементами умственной энергии Затраты физической и умственной энергии Затраты умственной, физической энергии. Творческий труд Интеллектуальные затраты энергии. Творческий труд -умственный и физический

Результативность Производство продуктов Производство товаров Производство товаров и преимущественно услуг Производство продуктов, товаров, информации, знания

Рассматривая эволюцию социально-экономических систем, можно проследить изменение фундаментального свойства трудовой деятельности людей. Данное изменение выражается в том, что существенно расширяются виды деятельности, получающие общественное признание как трудовые. Сам труд, являясь целесообразной деятельностью человека, выражается в основном в интеллектуальных затратах энергии, вне зависимости от области применения результата этих затрат, форм и способов организации работы.

В современных условиях труд отличается следующими особенностями: возрастанием интеллектуального потенциала процесса труда, что проявляется в усилении роли умственного труда, росте сознательного и ответственного отношения работника к результатам своей деятельности; увеличением доли овеществленной части трудовых затрат, доли овеществленного труда, обусловленного достижениями научно-технического прогресса и при ограниченных возможностях человека служит решающим фактором роста производительности и эффективности труда; возрастанием значения социального аспекта процесса труда.

Очевидно, что, по мере разворачивания эволюционных экономических процессов, труд становится внутренней потребностью человека, трудом по собственному желанию, по своей воле в той области, где лежат интересы человека. В этой связи возрастают значимость труда и роль человека как агента трудовой деятельности, смысл которой сводится к тому, что во взаимодействии материальных и человеческих производственных ресурсов акцент смещается к человеку, к трудовым ресурсам. Это связано с тем, что труд - это одновременно и творческое самовыражение способностей и талантов человека, игра человеческих сил, доставляющая человеку наслаждение реализацией своих замыслов, созиданием нового.

Механизм творческой мотивации, облагораживающий труд, превращает его в увлекательный поиск достижения поставленных целей. Творческие стимулы к труду постоянно нарастают, что является фактором общественного прогресса. Быстрее растут потребности людей в результатах труда и в самом труде, возрастает роль квалификации работника в производстве, повышаются требования различных видов деятельности к личным качествам и способностям человека, устанавливаются общие правила, условия, нормы отношений между агентами экономических систем. Данные обстоятельства можно принять как реальность, если признать и руководствоваться положениями теории эволюции.

Из теории эволюции известно, что эволюция не имеет цели, результат эволюции не известен - чтобы его узнать, надо ее пройти, этот процесс осуществляется непрерывно при росте используемой энергии, которая функциональным образом связана с величиной эффективно функционирующей структуры социально-экономической системы. При этом меняется все, в том числе и правила взаимодействия между элементами системы. Если изменить правила, то можно получить другой эволюционный процесс. При современном развитии эволюционной экономики правила задаются извне - в правилах в неявной форме и заключена та или иная цель, относящаяся к развитию системы.

Сами экономические системы рассматриваются на фоне панорамы бесконечного развертывания экономических процессов. Факторы, определяющие эти процессы - качественно неоднородны и несводимы друг к другу. Они могут быть природно-географическими, политическими, этническими и т.п., характеризующими все аспекты функционирования окружающей среды и ее изменчивости.

Изменчивость среды постоянно взаимодействует с процессами развития индивидуумов - экзогенные ограничения превращаются в эндогенные, входя в сознание индивидуумов через механизмы культуры и социализации. В ходе эволюции подчеркиваются качественные изменения самого субъекта, что проявляется в развертывании экономического процесса (меняется человек, вернее, его представления о ценностях, богатстве, образованности и других критериях жизни; меняется предприятие по мере получения им определенных результатов; меняется государство - становится более социально ориентированным, приобретающим любое другое качество).

При этом все процессы разворачиваются в одном направлении - из прошлого в будущее, и не могут быть повернуты вспять. Безальтернативность прошлого и многовариантность будущего, характеризующего нелинейность развития - становятся аксиомой анализа содержания труда. Так, одним из результатов технической революции стало качественное изменение в составе и уровне квалификации рабочей силы. Резко возросло

количество ученых, инженеров и техников, непосредственно включенных в процесс разработки, производства и использования сложной техники. Усилились требования к квалификации рабочих. Все вместе взятое привело к необходимости совершенствования системы образования.

Общим результатом технического прогресса стало глобальное изменение в системе трудовых отношений. Качественно изменились отношения, возникающие между экономическими субъектами. Они определенным образом дифференцировались, группировались и субординировались между собой, ориентируясь в одном глобальном направлении и подчиняясь единой цели - обеспечению жизнедеятельности социально-экономической системы и субъектов, входящих в ее состав. Исходя из этого, все отношения в известном смысле правомерно рассматривать в качестве различных модификаций одного родового отношения по поводу сохранения и расширенного воспроизведения трудовой жизнедеятельности общества и отдельных его членов.

Таким образом, в процессе развития одни формы существования труда переходят в другие. Вместе с тем, при возникновении высшей формы движения труда из низшей последняя не уничтожается, не исчезает, а включается в новую форму в качестве измененного процесса, и дальнейший прогресс реализуется уже на основе высшей формы. При этом высшая форма движения невозможна без низшей, она с ней сопряжена.

В этом сложном процессе нельзя упускать из виду последствий коэволюции (совместной эволюции), что выражается в негативных воздействиях человека в процессе труда при использовании достижений НТП. Так, более рельефно и масштабнее стали проявляться негативные тенденции технического прогресса: нарастала чрезмерная интенсивность труда, прикованность человека к машине, монотонность, рутинность трудовых операций и др.

Вместе с тем, в процессе своей эволюции труд существенно усложнился: человек стал выполнять более сложные и разнообразные операции, применять более совершенные средства труда, ставить перед собой высокие цели и достигать их. Труд стал многосторонним, разнообразным, совершенным, а человек стал способен создавать большее количество ценностей, намного превышая стоимость жизненных благ для своего существования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адамов А.К. Ноосферная философия / А.К. Адамов. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. 275 с.

2. Маршал А. Принципы политической экономии / А. Маршал. М.: Наука, 1999. 490 с.

3. Михайлова Т.М. Труд как историко-философская проблема / Т.М. Михайлова. М.: Дело, 1998. 218 с.

4. Боркуев Б.Л. Концептуальные основания и пути развития современной экономической теории / Б. Л. Боркуев. М.: Наука, 2000. 429 с.

5. Тоффлер А. Творчество новой цивилизации / А. Тоффлер. М.: Наука, 1999. 380 с.

6. Дубина И.Н. Творчество как феномен социальных коммуникаций: монография / И.Н. Дубина. Новосибирск: НГУ, 2000. 312 с.

7. Иванов Е. М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности / Е.М. Иванов. М.: Изд-во МГУ, 1992. 189 с.

8. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д. Белл. М.: Наука, 1999. 670 с.

9. Блауг М. Методология экономической науки, или как экономисты объясняют / М. Блауг; пер. с англ. // Вопросы экономики. 2004. № 7. С. 41-45.

10. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе / М. Блауг. М.: Дело ЛТД, 1994.

687 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Крысина Искра Евгеньевна -

доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономическая теория и учения» Саратовского государственного технического университета

Krysina Iskra Evgenyevna -

Doctor of Sciences in Economics, Professor of the Department of «Economics Theory and Doctrine» of Saratov State Technical University

Статья поступила в редакцию 10.03.09, принята к опубликованию 29.06.09

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.