Научная статья на тему 'Эволюция содержания труда в процессе экономического развития общества'

Эволюция содержания труда в процессе экономического развития общества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2432
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУД / СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / КОНЦЕПЦИЯ ПЯТИ СПОСОБОВ ПРОИЗВОДСТВА / ИНФОРМАЦИОННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / ОБЩЕСТВО ЗНАНИЙ / LABOR / CONTENT OF LABOR / POST-INDUSTRIAL SOCIETY / THEORY OF FIVE PRODUCTION METHODS / INFORMATION SECTOR OF THE ECONOMY / SOCIETY OF KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефимов Владимир Игоревич, Мраморнова Ольга Владимировна

Рассматривается содержание труда на различных этапах экономического развития общества, оцениваются ключевые моменты труда и трудовых отношений определенных этапов времени, выявляются происходящие изменения, анализируются возможные пути дальнейшего развития. Рассматриваются кардинальные изменения содержания труда в связи с переходом к информационному обществу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reviews the concept of labor at different stages of the economy development. Key characteristics of labor and labor relationships are analyzed for different historic periods, the ongoing changes are being revealed and possible ways of development are being considered. The important changes of the content of labor in connection with the transit to the post-industrial society are considered.

Текст научной работы на тему «Эволюция содержания труда в процессе экономического развития общества»

УДК 331.01:331.87

В.И. Ефимов, О.В. Мраморнова ЭВОЛЮЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ТРУДА В ПРОЦЕССЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Рассматривается содержание труда на различных этапах экономического развития общества, оцениваются ключевые моменты труда и трудовых отношений определенных этапов времени, выявляются происходящие изменения, анализируются возможные пути дальнейшего развития. Рассматриваются кардинальные изменения содержания труда в связи с переходом к информационному обществу.

Труд, содержание труда, постиндустриальное общество, концепция пяти способов производства, информационный сектор экономики, общество знаний.

V.I. Yefimov, O.V. Mramornova LABOUR CONTENT EVOLUTION WITHIN THE ECONOMIC DEVELOPMENT PROCESS

The article reviews the concept of labor at different stages of the economy development. Key characteristics of labor and labor relationships are analyzed for different historic periods, the ongoing changes are being revealed and possible ways of development are being considered. The important changes of the content of labor in connection with the transit to the post-industrial society are considered.

Labor, content of labor, post-industrial society, theory of five production methods, information sector of the economy, society of knowledge.

Экономическое развитие человечества проходило несколькими этапами, которые можно охарактеризовать различными принципами труда, способами труда и производства, экономическими отношениями и отношениями собственности. Труд играет огромную роль в формировании и развитии общества. Труд есть процесс сознательной, целесообразной деятельности людей, направленной на видоизменение и приспособление предметов внешней природы для удовлетворения своих потребностей. Труд имеет две отличительные особенности. Во-первых, труд - это осознанная, осмысленная деятельность людей. Во-вторых, труд предполагает изготовление орудий. Все указанные простые моменты труда взаимодействуют во времени и пространстве, образуя процесс труда.

Процессы, с помощью которых люди, желая удовлетворения все новых и новых потребностей, совершенствуют производство - увеличивают количество, качество и ассортимент производимых благ, повышают эффективность использования экономических ресурсов, называют прогрессивным экономическим развитием или экономическим прогрессом. Про-

цесс экономического развития общества сопровождается изменениями трудовых отношений, отношения к труду и самого содержания труда. Развитие экономики предстает как развитие экономических систем - специфических, отличающихся друг от друга совокупностей экономических отношений между участниками хозяйственной жизни. Разные экономические системы различаются своей идеологией, а также своим подходом к решению проблем собственности на средства производства и способом координации и управления экономической деятельностью. В результате развития производительных сил и, в первую очередь, орудий труда, возникают изменения в содержании и характере человеческого труда.

В начале человеческой истории, когда орудия труда не были развиты, труд имел иное содержание и иной характер, чем на более поздних этапах развития. Каждый из этапов характеризуется своим главенствующим типом трудовых отношений, характером труда и его содержанием.

Содержание труда представляет собой сложную категорию, не имеющую однозначного определения в экономической литературе. Под содержанием труда понимается состав, характер и объем выполняемых работником трудовых функций [1, с.214]. В марксистской теории в понятие содержания труда включается его социально-экономическая природа: свободный, принудительный или вынужденный капиталистическими производственными отношениями труд [2, с.292]. Однако данная характеристика труда чаще используется при определении характера труда.

Процесс труда имеет две стороны: производственно-техническую, определяющую трудовые функции человека, и социально-экономическую, определяющую общественные условия, в которых осуществляется труд, т. е. способ соединения рабочей силы со средствами производства. Технико-организационное содержание труда выявляется в качественной и количественной определенности трудовых функций, обусловленных уровнем развития техники, предметом труда, организацией производства и мастерством работника. Социальноэкономическое содержание труда выражается в отношениях между трудом всего общества и трудом отдельного человека и отражает характерные черты общественных отношений, внутри которых осуществляется трудовой процесс. Социально-экономическое содержание труда изменяется вместе с изменением способа производства. Совершенствование техники неизбежно вызывает изменение трудовых функций человека, изменение содержания труда.

Для анализа происходящих изменений в содержании труда необходимо рассмотреть процесс эволюции экономики. Прогресса в экономическом развитии удается достичь путем развития разделения труда между членами общества. Рассмотрение содержания труда на различных этапах экономического развития общества позволяет оценить ключевые моменты труда и трудовых отношений определенного этапа времени, выявить происходящие изменения, предугадать возможные пути дальнейшего развития и понять причины зарождающихся преобразований.

Для анализа происходящих изменений, их причин и следствий возможно использование различных подходов, наиболее популярными из которых являются теория постиндустриального общества и концепция пяти способов производства. Каждая из теорий имеет свои плюсы и минусы, а также оптимальные для своего применения временные интервалы. Долговременная эволюция экономики объясняется теорией постиндустриального общества. Среднесрочные тенденции развития экономики в ХХ веке лучше характеризуются концепцией смешанной экономики. В СССР использовалась концепция пяти способов производства. Согласно этой концепции, развитие общества рассматривается как чередование пяти все более прогрессивных социально-экономических систем, общественно-экономических формаций. Основу общественно-экономической формации, по К. Марксу, составляет тот или иной способ производства, который характеризуется определенным уровнем и характером развития производительных сил и соответствующими этому уровню и характеру производственными отношениями [3]. Переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется в процессе

социальной революции. Советские марксисты выделяли пять стадий человеческой истории: доклассовая первобытно-общинная; три классовые (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая) и бесклассовая (коммунистическая) формация, первым этапом которой является социализм. Первобытно-общинная стадия характеризуется примитивным трудом, в его содержании преобладает ручной труд, охота, рыбалка, зарождающееся земледелие. В процессе дальнейшего развития возникают классы, выделяются класс рабов и класс рабовладельцев. На этом этапе физический труд практически полностью возлагается на рабов. Свободным людям и рабовладельцам отводятся функция управления и виды труда, не требующие значительных физических усилий. Появляется также класс ремесленников, являющихся универсальными специалистами в своей сфере деятельности.

Содержание и разделение труда изменяются с переходом от рабовладельческого строя к феодальному и, наконец, к капиталистическому. Зарождаются и активно развиваются крупное производство и промышленность, труд становится все более механизированным, усиливается разделение труда, среди рабочих выделяются управляющие и исполнители. В ходе процесса механизации содержание труда работников становится все более однообразным. Существенные изменения в содержании и характере труда возникают в ходе промышленной революции и после нее. В условиях машинного производства происходит дробление единой деятельности участников трудового процесса на множество самостоятельных трудовых операций, что приводит не только к новому содержанию труда, но и к ряду других социальных последствий.

Сильной стороной концепции пяти способов производства является то, что она подчеркивает, что социально-экономический прогресс носит скачкообразный характер, когда постепенное накопление количественных изменений создает новое качество. Однако, как считает большинство исследователей, концепция пяти способов производства не может служить инструментом для правильного понимания эволюции внеевропейских цивилизаций.

С концепцией способов производства успешно конкурирует опирающаяся на идеи

О. Тоффлера, Д. Белла и ряда иных социологов-экономистов теория постиндустриального общества, популярная среди обществоведов Запада с 1960-х. Согласно этой теории, развитие общества рассматривается как смена трех социально-экономических систем. Доиндустри-альное общество, индустриальное общество и постиндустриальное общество различаются по основным факторам производства, по ведущим сферам экономики, по главенствующим социальным группам и по содержанию труда.

Основные характеристики социально-экономических систем согласно теории постиндустриального общества

Основные характеристики Доиндустриальное общество Индустриальное общество Постиндустриальное общество

Главная отрасль экономики Сельское хозяйство Промышленность Сфера услуг

Основной экономический ресурс Земля Капитал Информация

Главенствующая социальная группа Землевладельцы Капиталисты Менеджеры

Содержание труда Преобладает ручной труд Преобладает выполнение однообразных операций; замена ручного труда машинным Преобладает управляющая функция; интеллектуализация труда

Согласно теории постиндустриального общества, границами общественных систем являются социально-технологические революции: промышленная революция (рубеж XVIII-XIX вв.) отделяет индустриальное общество от доиндустриального, а научно-техническая

революция (с 1960-х) знаменует переход от индустриального общества к постиндустриальному. В результате промышленной революции, - массовой замены ручного труда машинным, - индустриальная система хозяйства победила, и аграрное производство как базис экономики было вытеснено промышленностью.

В развитых странах Запада с 1960-х развертывается научно-техническая революция, сущность которой - в интеллектуализации труда, в превращении науки в ведущий фактор развития общественного производства. Материальное производство отходит на задний план, уступая место производству наукоемких услуг. В условиях автоматизации труд становится по существу иным типом человеческой деятельности, по сравнению с простым индустриальным трудом. Создаются условия для изменений в характере труда, обеспечивающих ему возможность стать свободной игрой человеческих сил, в которой человек - больше не средство, а активный творец своего собственного развития и развития других. Значимое место в процессе труда начинает играть информация. Часто синонимами понятию «постиндустриальное общество» служат такие выражения, как «информационное общество» и «сервисное общество». Современная экономика при этом рассматривается как переходная ступень от индустриального к постиндустриальному строю. Для такого изменения в характере труда, помимо объективных условий, возникающих с развитием автоматизации, необходимы изменения общественных условий.

Теория постиндустриального общества удачно освещает социально-экономические проблемы развития цивилизации Запада нового и новейшего времени, но не уделяет внимания макротенденциям развития предшествующих эпох, объединяя воедино доиндустриаль-ные общества.

Созданная К. Марксом теория способов производства и развиваемая современными западными институционалистами теория постиндустриального общества при всех их различиях покоятся на сходных принципах: развитие экономики рассматривается как первооснова развития общества, само это развитие трактуется как прогрессивный и стадиальный процесс.

Для анализа происходящих изменений в содержании труда необходимо рассмотреть функции, связанные с непосредственным участием человека в производстве. Таковых выделяются четыре: энергетическая, исполнительская, «наладочная» и проектно-

организаторская. Первые три функции обусловлены применением ручного труда в различных формах и размерах, а последняя - лишь в сравнимых пропорциях. Ручной труд заменяется машинным в нескольких направлениях. На смену мускульной силе рабочего приходят установки, использующие силы природы, возникают отрасли промышленности, создающие эти установки. Естественные органы человека как орудия труда заменяются механическими орудиями, развивается промышленность, связанная с созданием этого оборудования. Автоматизация порождает ряд особенностей, значительно изменяющих положение людей в производстве. Развитие автоматизации заставляет пересмотреть прежние представления о производстве, о характере и содержании труда. Автоматизация изменяет роль человека в производстве и связанных с производством системах использования рабочей силы, ведет к усиленному перераспределению трудовых ресурсов, по-новому ставит вопросы регулирования производственных процессов, ее воздействие на общественную организацию труда чрезвычайно велико.

Под влиянием автоматизации перечисленные выше функции человека в производстве изменяются. Непосредственное использование мускульной силы людей (энергетическая функция) становится анахронизмом, и если она еще используется, например, на погрузо-разгрузочных работах, то главным образом в силу недостаточного уровня автоматизации.

С внедрением автоматических линий и ЭВМ большие изменения начала претерпевать исполнительская функция работника. Непосредственная связь рабочего с орудием труда разрывается, человек перестает быть частью непрерывно действующего рабочего механизма, поскольку непрерывное воздействие на него осуществляется механическим или электронно-

управляющим устройством. Довольно четко обозначается процесс замены человека, как непосредственного исполнителя, машиной, хотя до полной замены еще далеко. Большая масса операционных рабочих перемещается в иные сферы труда. Организация труда внутри предприятия переходит в другую форму.

Автоматизация и, как следующая ступень, кибернетизация производства заставляют по-новому рассматривать и последнюю, проектно-конструкторскую функцию. Механизация умственного труда конторских и инженерно-технических работников, создающая возможность лучшей обработки разнообразной информации и выбора оптимальных вариантов производственных решений, позволяет высвободить значительное количество людей, занятых нетворческими умственными операциями. В этой связи иначе встает проблема регулирования трудового процесса внутри предприятия, поскольку оптимизация вариантов производственного задания, материально-технического снабжения, норм выработки и времени дают возможность ограничиться совершенно необходимым числом работников для выполнения заданного производственного плана с точным определением количества рабочих мест. Массовое внедрение электронно-вычислительной техники позволяет совершить переворот в организации труда внутри предприятия, поставить ее на последовательно научную основу.

Конец ХХ века знаменуется рождением информационного рынка в России. Свидетельством тому является, во-первых, конец монополии государственной телефонной сети, появление ряда совместных с западными фирмами-производителями средств связи предприятий, которые ввели в эксплуатацию международные выделенные цифровые сети и стали предлагать альтернативные Министерству связи услуги по передаче речи, обеспечения факсимильной связи и электронного обмена данными. Изменяется и характер деятельности самого Министерства связи.

Развитие информационного рынка в России имеет некоторые отличия от того процесса развития, который несколько ранее начался на Западе, где идет процесс коммерциализации систем компьютерной связи, ранее использовавшихся научными кругами. Это вполне естественный процесс, поскольку без коммерциализации этих сетей трудно представить, как можно обеспечить пользователя сетей доступом к коммерческим базам данных. Появляющиеся в России сетевые образования коммерциализованы от рождения и инвестируются исключительно крупным бизнесом.

Имеются также мировые тенденции развития сетей компьютерной связи, которые отражаются на характере развития отечественных сетевых структур. В частности, в современном мире важным условием конкурентной способности предприятия, оказывающего телекоммуникационные услуги, является представление пользователям возможности связи с компьютером, находящимся в любой точке планеты. Поэтому имеется общая тенденция объединения в той или иной форме различных сетевых структур. На первое место в качестве объекта труда выходит информация.

Автоматизация и компьютеризация - вестники новой технологической революции -привели к значительным изменениям в содержании труда человека и его положения в процессе труда и рабочей среде. Прежде всего, автоматизация и компьютеризация приводят к расширению применения машин в процессе труда и к снижению традиционной роли рабочей силы. Промышленная революция сделала ненужной физическую силу рабочего при выполнении работы, новая технологическая революция еще больше меняет роль рабочей силы. Компьютеры, работающие самостоятельно, или вмонтированные в роботы, могут выполнять наполовину осознанные задания. Вначале выполняют самые простые, а потом, при усовершенствовании их конструкции, могут выполнять сложнейшие задания, которые до сих пор выполняли только люди. Фактически третья технологическая революция приводит не только к замене рабочей силы машинами, но и к передаче элементов мыслительной деятельности людей машинам. В результате этого происходят значительные изменения как в положении человека в рабочей среде, так и в содержании труда.

Несмотря на такую эволюцию в содержании и характере труда, ошибочным было бы считать, будто исчезают роль и значение труда как условия существования человека. Труд как таковой остается, меняются только его содержание и характер. Вместо непосредственного воздействия на предметы природы и их присвоения, т. е. их приспособления к человеческим потребностям, человеческий труд теперь в условиях новой техники производства все более проявляется как активность человека в подготовке и организации производства. Рассматривая этот вопрос, мы сталкиваемся с так называемым старым разделением труда, один из отрицательных моментов которого состоит в том, что стадии принятия решений закрепляются как постоянный род деятельности за разными группами людей: одни вырабатывают проект решения, другие принимают, третьи исполняют. При внешней целесообразности и некоторой формальной эффективности эта система обрекает работника на пассивность.

Особенность современного этапа развития общества заключается в том, что в современном обществе централизованное регулирование и перераспределение вновь усиливаются, что связано с повышением эффективности управляющих систем и соответственно, увеличением доли управляющей составляющей в содержании труда. Общество постиндустриального развития - это общество, в котором главным фактором и ресурсом развития выступают знания, в котором производство, обмен, распространение и использование знаний выступают основой материального и духовного развития.

Современный уровень развития производственных сил обусловливает многоаспект-ность и сложность содержания труда, возрастает значимость широкой специализации и универсальности знаний работника. Работник должен не только обладать достаточной компетенцией, но и участвовать в управлении производством, являться его организатором. Необходимость делегирования части управленческих полномочий работникам давно осознан в промышленно развитых странах и используется как важнейший резерв повышения эффективности производства за счет повышения мотивации работников к высокопроизводительному труду. Формами такого участия являются автономные производственные бригады, кружки качества - производственные коллективы, наделенные широкими производственными, управленческими, финансовыми, контрольными полномочиями. На основе групп по контролю качества (ГКК) в некоторых отраслях промышленности (электронная, сталеплавильная, электротехническая, судостроительная, производство строительного оборудования) создана система «малых групп управления», которым помимо контроля за качеством выпускаемой продукции предоставляется право самостоятельно планировать работу и вводить небольшие усовершенствования.

Такая трансформация организации труда и его содержания получила название «постфордизм» или «тойотизм», поскольку активно использовалась на заводах «Тойоты». Внедрение новых методов в корпорации обеспечило более эффективное использование рабочей силы и оборудования при одновременном повышении качества и разнообразия моделей выпускаемых автомобилей.

Важной составляющей прогрессивных изменений стала реорганизация (или даже полная ликвидация) конвейера, которая проводится в разных отраслях и странах в различных формах и отличается глубиной изменений - от частичного приспособления хода конвейера к человеческим возможностям (регулирование темпа) до полной его замены участками индивидуальной и групповой сборки. При этом рабочий или бригадир снабжается запасом заготовок, чтобы не зависеть от скорости выполнения трудовых приемов остальными рабочими или их группами. Наиболее радикальной формой перестройки явился полный отказ от конвейера, вызвавший изменения не только в организации производства и содержании труда (сборка в бригаде отдельных компонентов конечной продукции, другая последовательность трудовых операций), но и его технологии.

Наибольшее распространение такие изменения в производстве получили в США, Японии, Швеции и других странах. На многих предприятиях этих стран вместо конвейера

были созданы автономные производственные бригады (АПБ). Как показала практика, их создание представляет собой наиболее успешное из найденных экспериментальных решений проблемы «гуманизации» содержания и организации труда. На предприятиях автомобильной компании «Вольво» в Кальмаре (Швеция) собираемые автомобили теперь последовательно перемещаются на самодвижущихся платформах между бригадами в 15-25 человек, каждая из которых выполняет самостоятельный цикл работ: установку электропитания, рулевой и тормозной системы и т.д. Новый способ перемещения собираемого каркаса по цеху, не связанный с принудительным темпом и с остановками сборки при отдельных поломках, как это было на конвейере, а также высокая квалификация работников и совмещение профессий в бригаде составили сердцевину реорганизации труда в Кальмаре. Кроме того, каждой бригаде было отведено свое рабочее помещение с отдельным входом, раздевалкой, комнатой отдыха. Эксперимент сопровождался улучшением условий труда (освещение, вентиляция, снижение шумов, создание соответствующего интерьера). Замена конвейера побригадной сборкой была произведена в шведской автомобильной компании «СААБ», в итальянской фирме «Оливетти», где в производстве электронной конторской машинотехники длинная сборочная линия была заменена групповой сборкой на независимых друг от друга участках. Аналогично на предприятии «Рено» (Франция) конвейер был заменен бригадами, собирающими отдельные узлы автомобиля [4, с.64-68].

Положительные итоги в результате внедрения АПБ были получены и в компании «Дженерал моторс». На ее заводах существенно повысилась эффективность производства. За последние шесть лет производительность в компании выросла на 23%. Каждая бригада имеет собственные вспомогательные службы: проектно-конструкторскую, диспетчерскую, ремонтную, счетно-финансовую и др. Новая система предусматривает осуществление бригадой коллективного контроля за качеством выпускаемой продукции на своем участке, снижением ее себестоимости, регулярное обсуждение с менеджментом проблем, связанных с улучшением условий труда и качества трудовой жизни в целом. Работающий по автономному методу персонал получил право самостоятельно применять меры воздействия по отношению к нарушителям трудовой дисциплины, участвовать в подборе кадров, избирать руководителей и осуществлять другие важные функции в производственном процессе. Каждая бригада имеет стабильную производственную задачу по выпуску конечной продукции или серии изделий. Как правило, ее члены овладевают всеми необходимыми специальностями, что облегчает их взаимозаменяемость в труде, выбор собственных методов и темпов выполнения заданий. Бригаде предоставляется право определять индивидуальные методы работы и ее время. Таким образом, бригады наделяются весьма широкими полномочиями. В конце ХХ века внедрение автономных бригад стали практиковать 487 предприятий в 32 странах мира [4, с.64-68].

Система АПБ включает в себя приемы ротации (методы обмена рабочими местами, освоение работником других аналогичных по сложности фрагментарных операций, дающее возможность распределить нагрузку на разные группы мышц в течение смены). Обогащение трудовой деятельности предполагает наделение работника известной автономностью: самостоятельным, без участия персонала надзора, контролем за своими действиями, выбором собственного темпа труда и методов выполнения операций, контролем за качеством, исправлением собственных ошибок и получением оперативной информации о текущих показателях своей работы.

Часто в содержание новых обязанностей рабочих включаются техосмотр, ремонт и подготовка машин, станков и оборудования. Овладение одной или несколькими усложненными специальностями требуют обеспечения работников возможностями производственного обучения и продвижения по служебной лестнице.

Создание системы АПБ как модели децентрализованного управления или производственной демократии обычно сопровождается определенным перераспределением полномочий: передачей цеховым мастерам полномочий других представителей низшего или даже

среднего звена управления, сокращением службы надзора (часто на 30-40%), обучением мастеров новым обязанностям общей координации и планирования, стимулирования, решения проблем в неординарных ситуациях и контроля за текущими расходами.

Представляется, что такое обогащение содержания труда является необходимым условием перехода страны к информационному обществу, обществу знаний, обеспечению конкурентоспособности работника, организации и государства в условиях жесточайшей конкуренции на мировых рынках.

В России условия для обеспечения столь высокого уровня развития содержания труда пока не созданы, потребность в этом пока недостаточно осознана в условиях преобладания сырьевой ориентации российской экономики.

Направлениями решения данной проблемы представляются развитие системы образования, увеличивающей человеческий капитал работников в условиях формирования общества знаний, а также совершенствование организации труда и производства, включающее участие работников в управлении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Труд и социальное развитие: словарь / гл. ред. Е.С. Строев. М.: ИНФРА-М, 2001. 266 с.

2. Социология труда: теоретико-прикладной толковый словарь / отв. ред. В.А. Ядов. СПб.: Наука, 2006. 426 с.

3. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т. 1. Кн. 1. Процесс производства капитала / К. Маркс. М.: Политиздат, 1978. 907 с.

4. Шлихтер А. А. Новые методы организации производства и стимулирования труда на предприятиях США, Японии и западно-европейских стран / А. А. Шлихтер // Труд за рубежом. 2004. № 1. С. 61-79.

Ефимов Владимир Игоревич -

аспирант кафедры «Экономическая теория и учения» Саратовского государственного технического университета

Мраморнова Ольга Владимировна -

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономическая теория и учения» Саратовского государственного технического университета

Yefimov Vladimir Igorevich -

Post-graduate student of the Department

of «Economic Theory and Doctrine» of Saratov State Technical University

Mramornova Olga Vladimirovna -

Candidat of Sciences in Economics, Assistant Professor of the Department of « Economic Theory and Doctrine » of Saratov State Technical University

Статья поступила в редакцию 04.06.08, принята к опубликованию 17.07.09

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.