Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ СОВЕТСКОГО ДУХОВОГО МАРША В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ БУДУЩИМИ ВОЕННЫМИ ДИРИЖЁРАМИ'

ЭВОЛЮЦИЯ СОВЕТСКОГО ДУХОВОГО МАРША В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ БУДУЩИМИ ВОЕННЫМИ ДИРИЖЁРАМИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
229
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКИЙ ДУХОВОЙ МАРШ / ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД / ВОЕННО-ДУХОВОЙ ОРКЕСТР / ВОЕННЫЙ ДИРИЖЁР / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Схаплок Галина Андреевна

В настоящем исследовании предлагается краткий обзор достижений в области советского духового марша в послевоенный период. В статье рассматриваются наиболее известные произведения, созданные в жанре марша видными отечественными композиторами; автор анализирует характерные черты сочинений, относящиеся к форме, тональному плану, особенностям музыкального языка (мелодия, гармония, ритм и пр.), обозначает различные пути развития жанра, выявляет стилистические и композиционные подходы к маршевой музыке советского послевоенного периода. Научная новизна работы характеризуется тем, что автором предпринята попытка осветить жанровое, идейное и тематическое разнообразие маршевого репертуара отечественных духовых оркестров, находящееся во взаимосвязи с общественно-политическими, культурно-массовыми, военно-историческими событиями и идеологическими установками в советском государстве. В статье подчёркивается значение марша, как ведущего жанра военно-духовой музыки, выявляются общие закономерности маршевых произведений в творчестве признанных отечественных военных авторов - Н. Иванова-Рад-кевича, В. Рунова, Г. Калинковича, Г. Сальникова, Б. Диева. Данное исследование направлено на формирование информационной базы для профессиональной подготовки будущих военных дирижёров, на их духовное, культурное, военно-патриотическое воспитание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EVOLUTION OF THE SOVIET BRASS MARCH IN THE POST-WAR PERIOD AS A SUBJECT OF STUDY BY FUTURE MILITARY CONDUCTORS

This study provides a brief overview of the achievements in the field of the Soviet brass march in the post-war period. The present article is concerned with the most famous works created in the march genre by prominent Russian composers; the author analyzes the characteristic features of the compositions related to the form, tonal plan, peculiarities of the musical language (melody, harmony, rhythm, etc.), identifies various ways of the genre development, reveals stylistic and compositional approaches in the field of marching music of the Soviet post-war period. The scientific novelty of the article is characterized by the fact that the author made an attempt to illuminate the genre, ideological and thematic diversity of the marching repertoire of domestic brass bands that interconnected with sociopolitical, cultural, military-historical events and ideological attitudes in the Soviet state. The article emphasizes the importance of the march, as the leading genre of military-wind music, reveals the general patterns of marching works in the works of recognized domestic military authors - N. Ivanov-Radkevich, V. Runov, G. Kalinkovich, G. Salnikov, B. Diev. This study aims at forming the information base for professional education of future military conductors, at their spiritual, cultural, military-patriotic education.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ СОВЕТСКОГО ДУХОВОГО МАРША В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ БУДУЩИМИ ВОЕННЫМИ ДИРИЖЁРАМИ»

Музыкальное историко-теоретическое образование DOI: 10.31862/2309-1428-2021-9-3-81-92

ЭВОЛЮЦИЯ СОВЕТСКОГО ДУХОВОГО МАРША В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ БУДУЩИМИ ВОЕННЫМИ ДИРИЖЁРАМИ

Г. А. Схаплок,

Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, Москва, Российская Федерация, 123001

Аннотация. В настоящем исследовании предлагается краткий обзор достижений в области советского духового марша в послевоенный период. В статье рассматриваются наиболее известные произведения, созданные в жанре марша видными отечественными композиторами; автор анализирует характерные черты сочинений, относящиеся к форме, тональному плану, особенностям музыкального языка (мелодия, гармония, ритм и пр.), обозначает различные пути развития жанра, выявляет стилистические и композиционные подходы к маршевой музыке советского послевоенного периода. Научная новизна работы характеризуется тем, что автором предпринята попытка осветить жанровое, идейное и тематическое разнообразие маршевого репертуара отечественных духовых оркестров, находящееся во взаимосвязи с общественно-политическими, культурно-массовыми, военно-историческими событиями и идеологическими установками в советском государстве. В статье подчёркивается значение марша, как ведущего жанра военно-духовой музыки, выявляются общие закономерности маршевых произведений в творчестве признанных отечественных военных авторов - Н. Иванова-Рад-кевича, В. Рунова, Г. Калинковича, Г. Сальникова, Б. Диева. Данное исследование направлено на формирование информационной базы для профессиональной подготовки будущих военных дирижёров, на их духовное, культурное, военно-патриотическое воспитание.

Ключевые слова: советский духовой марш, послевоенный период, военно-духовой оркестр, военный дирижёр, музыкальное образование.

Благодарности: Статья написана в русле научно-исследовательского направления кафедры теории и истории музыки Военного института (военных дирижёров) Военного университета Министерства обороны Российской Федерации. Автор выражает благодарность членам редакционной коллегии журнала за ценные указания в процессе подготовки статьи к публикации.

81

© Схаплок Г А., 2021

0 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

Для цитирования: Схаплок Г. А. Эволюция советского духового марша в послевоенный период как предмет изучения будущими военными дирижёрами // Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education. 2021. Т. 9. № 3. С. 81-92. DOI: 10.31862/2309-1428-2021-9-3-81-92.

DOI: 10.31862/2309-1428-2021-9-3-81-92

THE EVOLUTION OF THE SOVIET BRASS MARCH IN THE POST-WAR PERIOD AS A SUBJECT OF STUDY BY FUTURE MILITARY CONDUCTORS

Galina A. Skhaplok,

Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation, 123001

82

Abstract. This study provides a brief overview of the achievements in the field of the Soviet brass march in the post-war period. The present article is concerned with the most famous works created in the march genre by prominent Russian composers; the author analyzes the characteristic features of the compositions related to the form, tonal plan, peculiarities of the musical language (melody, harmony, rhythm, etc.), identifies various ways of the genre development, reveals stylistic and compositional approaches in the field of marching music of the Soviet post-war period. The scientific novelty of the article is characterized by the fact that the author made an attempt to illuminate the genre, ideological and thematic diversity of the marching repertoire of domestic brass bands that interconnected with sociopolitical, cultural, military-historical events and ideological attitudes in the Soviet state. The article emphasizes the importance of the march, as the leading genre of military-wind music, reveals the general patterns of marching works in the works of recognized domestic military authors - N. Ivanov-Radkevich, V. Runov, G. Kalinkovich, G. Salnikov, B. Diev. This study aims at forming the information base for professional education of future military conductors, at their spiritual, cultural, military-patriotic education.

Keywords: Soviet brass march, post-war period, military brass band, military conductor. musical education.

Acknowledgements: The article is written in line with the research direction at the Department of Theory and History of Music of the Military Institute (military conductors) Military University Ministry of Defense of the Russian Federation. The author expresses his gratitude to the members of the editorial board of the journal for valuable guidance in the process of preparing the article for publication.

For citation: Skhaplok G. A. The Evolution of the Soviet Brass March in the Post-War Period as a Subject of Study by Future Military Conductors. Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie = Musical Art and Education. 2020, vol. 9, no. 3, pp. 81-92 (in Russian). DOI: 10.31862/2309-1428-2021-9-3-81-92.

Введение

Изучение маршевого творчества - необходимое и важное звено в современной системе практической подготовки военных дирижёров. Отечественному военно-музыкальному искусству посвящён ряд работ авторитетных учёных, однако фундаментальных трудов по вопросу военно-маршевой музыки не так уж много: в частности данной проблемы касались В. А. Цуккерман [1], П. И. Апостолов [2], Л. Ф. Дунаев [3], В. И. Тутунов [4] и др. Из современных исследователей внимание жанру уделили А. С. Малютин [5], А. В. Петропавловский [6]. На сегодняшний день специализированных учебных пособий, в которых предлагается рассматриваемый историко-теоретический материал, не выявлено.

В данной статье представлен сжатый, но достаточный для применения в образовательном процессе обзор достижений в области советского духового марша послевоенной поры. Материалы исследования согласуются с основной образовательной программой подготовки кадров по специальности «Дирижирование военно-духовым оркестром» и находят практическое применение в учебных курсах ряда музыкально-теоретических и музыкально-исполнительских дисциплин, изучаемых в Военном институте (военных дирижёров) Военного университета МО РФ. К таким дисциплинам относятся «История военной музыки», «Инструментовка для военного духового оркестра», «Анализ музыкальных произведений», «Дирижирование», «Чтение партитур для

военного духового оркестра», «Инстру-ментоведение» и другие.

Представленный в данной статье анализ призван также восполнить существенный пробел в музыкознании, а именно определить роль и место жанра марша, особенности его развития в послевоенный период; обеспечить курсантов Военного института (военных дирижёров) учебными материалами с характеристикой маршевого репертуара со времени окончания Великой Отечественной войны до 90-х годов ХХ столетия, в том числе и отдельных произведений.

Полученные знания призваны способствовать формированию общекультурной и профессиональной базы будущего специалиста. Оперируя изученным материалом, курсанты Военного института (военных дирижёров) смогут на достойном уровне обеспечивать выдержанное в стилевом ключе исполнение маршевых сочинений отечественных композиторов для военно-духового оркестра, составлять тексты концертных программ, вести просветительские занятия по данной теме в музыкальных учебных заведениях.

Общая характеристика маршевой

музыки в послевоенный период

Послевоенный период в советской России - время активного развития и продвижения военно-духовой музыки на авансцене отечественной культуры. Широко разворачивается деятельность по подготовке военно-дирижёрских кадров, укреплению военно-духовых оркестров и

83

84

расширению нотно-издательскои практики в целях обогащения репертуара музыкальных коллективов. Заметнее становится участие военных оркестров страны в торжественных и церемониальных мероприятиях, войсковых смотрах и парадах, народных гуляниях и празднествах. С шестидесятых годов регулярно осуществляются различные конкурсы и фестивали военно-патриотической музыки в СССР и других государствах, что позволяет отечественным духовым оркестрам продемонстрировать своё высокое исполнительское искусство [7].

Наиболее востребованными в репертуаре армейских творческих коллективов в послевоенные годы остаются строевые марши Семёна Чернецкого и Николая Иванова-Радкевича - ведущих советских военных композиторов. Продолжают творческие поиски в этом жанре В. Мурадели, М. Старокадомский, Д. Салиман-Владимиров, Ю. Хайт, В. Блажевич, Б. Кожевников, А. Новиков, А. Полонский, М. Блантер, Л. Мальтер, В. Рунов, Л. Книппер.

Благодаря научно-теоретическим конференциям, организованным в 1947 и 1959 годах, посвящённым советской духовой музыке в целом и строевому маршу в частности, удаётся привлечь много талантливых музыкантов к работе в области военного марша, повысить количество и художественный уровень создаваемых в этом жанре произведений. Свой талант ярко проявляют композиторы более молодого поколения: К. Караев, З. Бинкин, Д. Перцев, Г. Калинкович, М. Готлиб, Г. Сальников, С. Дунаев, Б. Диев.

На конференции 1947 года, по утверждению специалиста в области военной музыки В. Тутунова, затрагивается весьма актуальный вопрос, касающийся написания военных маршей для торжественного прохождения войск во время

смотров и парадов. Проблема состоит в том, говорит исследователь, что «ряд очень хороших по музыке строевых маршей не может быть использован на парадах ввиду динамического "провала", который ощущается в средней части марша, когда мелодия поручается тенору и баритону, голоса верхнего регистра временно "выключаются", а в аккомпанирующих голосах происходит "спад" ритмической пульсации. Этим достигается тембровый, регистровый, фактурный и динамический контраст, оттеняющий крайние части, но плотность звучания марша резко падает. Поэтому такие марши при проведении парадов войск можно использовать лишь до трио» [4, с. 426].

Опытные военные композиторы попытались решить эту задачу в своих сочинениях: результативными стали «Марш для торжественного прохождения» Б. Кожевникова (1947) и «Марш Советской Армии» Н. Иванова-Радкевича (1951). Авторы избрали схожий принцип при написании трио: использование тонального и тематического контраста относительно крайних частей сочинения вместо традиционного темброво-регистрового сопоставления. Ту же линию преодоления динамического дисбаланса в трио продолжил и Б. Диев в марше «Солдатская дружба» (1967). Его находки связаны с уплотнением фактуры и наращиванием музыкальной ткани в среднем разделе произведения за счёт использования мелодических дублировок и введения контрапунктирующих голосов [8].

Авторы популярных встречных маршей - С. Дунаев, В. Кручинин, З. Бинкин, Ю. Грибоедов, Д. Перцев - опираются в творчестве на эталонные образцы жанра, созданные в период Великой Отечественной войны С. Чернецким и Н. Ивановым-Радкевичем. Сохраняя в целом традиционный подход к созданию маршевых произведений, советские композиторы

претворяют в них новые художественные образы и музыкально-выразительные средства: для сочинений пятидесятых и шестидесятых годов характерно «органичное сочетание ритмической упругости и мелодической выразительности, гармонической свежести, точное ощущение маршевой специфики и зрелый профессионализм» [5, с. 96]. К лучшим образцам послевоенной маршевой музыки относятся «Под боевым знаменем» и «Солдатский марш» Б. Кожевникова, «Ленинград», В. Рунова, «На страже мира» и «Солдатская дружба» Б. Диева, «Строевой марш» Д. Перцева, «Авангард» П. Скворцова и многие другие.

Необходимо подчеркнуть, что значительное влияние на развитие маршевого творчества в 40-е и 50-е годы оказало постановление Политбюро ЦК ВКП(б) от 1948 года об опере В. Мурадели «Великая дружба». Согласно новой установке, произведения для военно-духовых оркестров должны были отражать реалистическое направление, опираться на национальный песенный музыкальный материал различных народов СССР [9].

Сама идея народности и единения народов в многонациональном государстве была одной из доминирующих в рассматриваемый период, что напрямую отразилось на маршевых произведениях. Так появилось множество маршей, использующих национальные музыкальные темы. В их числе «Абхазский марш» Н. Ива-нова-Радкевича, «Казахский походный марш» С. Туликова, «Марш на народные темы Коми АССР» Б. Терентьева, «Советская Татария» Х. Валиулина, «Башкирский марш». Ф. Талеева, «Привет Чер-кесии» М. Балова, якутский походный марш М. Мильмана, грузинские марши Г. Марутяна, узбекский, таджикский, туркменский, якутский и корейский марши Д. Салиман-Владимирова, белорусский,

молдавский, таджикский, эстонский марши К. Гарбаря и др.

Свежим и интересным оказался опыт написания маршевой музыки представителями различных национальных школ -А. Сатяном («Армянский марш»), О. Так-такишвили («Всегда впереди»), Р. Пергаментом («Карельский марш»), Ш. Азмай-парашвили («Грузинский марш») [10].

Наряду с цитированием музыкально-песенного фольклора республик Советского Союза композиторы широко используют в своих маршах русские народные темы. Среди сочинений такого рода прежде всего следует назвать «Русский марш» Н. Иванова-Радкевича, «Русский воин» З. Бинкина, «Родная земля» Б. Кожевникова, «Родная сторона» и «Однополчане» Б. Диева, «Русский марш»

A. Новикова, «Народный праздник» С. Дунаева, «Русский марш» В. Шепелева, «Солдатская слава» В. Шпирко. Интересным в этом плане является «Русский марш» А. Новикова, интонационный материал которого отсылает сразу к нескольким контрастным по жанру песням - протяжной, солдатской и плясовой.

Серия русских песенных маршей была написана отечественными авторами к празднованию 800-летия Москвы. Яркими образцами стали «Москва» М. Мильмана (1949), «Столичный марш»

B. Рунова (1947), «Сердце Родины» Б. Кожевникова (1949), «Москвичи» В. Кручинина (1949), «Марш москвичей» Л. Мальтера (1949), «Московский марш» Н. Иванова-Радкевича (1948) [11].

В сборниках новых отечественных маршей, выпущенных в конце 40-х годов Организационно-строевым управлением ВМФ Инспекции оркестров, можно встретить сочинения на различную тематику, в том числе адресованные конкретным воинским специальностям, различным видам и родам войск:

85

• Военно-Морскому Флоту СССР («Родные берега» Л. Мальцева, «Парад балтийцев» И. Бондаренко, «Флотский» А. Иваненко, «Аврора» и «Балтиец» Н. Иванова-Радкевича, «Морской парад» Ф. Акимова);

• пешей и морской пехоте («Советская пехота» Б. Кожевникова);

• артиллерии («Боевая слава» В. Петрова);

• авиации и ракетным войскам («Марш ракетчиков» С. Полозова).

Широкое распространение приобретают произведения, посвящённые событиям прошедших войн - Гражданской и Великой Отечественной. К таковым относятся марш «На темы песен о героях гражданской войны» Б. Диева, марш «Дороги» С. Аладышева, заимствующий песенный материал времён Великой Отечественной войны, «Героям великих побед» Ю. Чичкова, «Часовые неба» В. Волкова, «Боевая слава» В. Петрова и другие.

Однако в противовес маршам военного периода, обладающим мужественным, героическим характером, сумрачным, сдержанным колоритом, сочинения послевоенных лет демонстрируют более радостные, светлые настроения и чувства. Едва ли не самой прочно утвердившейся темой в маршевой музыке этой поры становится тема борьбы за мир во всём мире. Она раскрывается в ряде работ, среди которых: «В защиту Родины» В. Рунова, «На страже мира» Л. Мальтера, «Защитники мира» К. Гарбаря, «Борцы за мир» В. Вишневец-кого, «На Страже мира» Б. Диева [12].

Актуальным остаётся и обращение композиторов к революционной тематике в марше. Отчасти это связано с празднованием 50-летней годовщины Октябрьской революции. Следуя примеру С. Чер-нецкого, авторы задействуют в своих произведениях темы таких песен, как «Марсельеза» и «Смело, товарищи,

в ногу». Среди подобных сочинений -«Знамя борьбы» В. Петрова, «Заре навстречу» К. Грабаря [6].

Маршевое творчество послевоенного периода живо откликается на общественно-политические события и разнообразные процессы, происходившие в стране с конца 40-х по конец 80-х годов: «великие стройки коммунизма», укрепление народного хозяйства, освоение целины, открытие промышленных предприятий, спортивные соревнования, развитие международных отношений с КНР и КНДР («Свободный Китай» Д. Салиман-Владимирова) и др.

В связи с проведением международных фестивалей молодёжи и студентов в 1950-х годах в столицах стран Восточной Европы и Москве в маршевой музыке оказывается широко задействованной молодёжная и спортивная тематика. Так, жизнеутверждающими, задорными и энергичными являются произведения «Советская молодёжь» Д. Салиман-Владимирова, «Молодость» В. Шепелева, «Фестивальный марш» Л. Мальтера, «Молодёжный марш» В. Петрова, «Юность» Г. Калинковича, «Наша молодость» С. Туликова и другие.

Панорама затронутых произведений позволяет сформировать у обучающихся представление о тематическом разнообразии отечественных маршей рассматриваемого периода; данные сведения призваны помочь будущему руководителю музыкального коллектива в решении важной практической задачи - правильном подборе разнообразного по тематике репертуара, соответствующего возрасту и пониманию аудитории.

Жанровые разновидности марша в послевоенный период

Помимо упомянутых выше встречных, строевых и походных маршей в мирные годы новый импульс для развития

получают концертный и торжественный виды жанра. Интересными композициями этого плана становятся «Марш для торжественного прохождения» и «Покорители космоса» Б. Кожевникова, «Героический марш» Е. Макарова, «Концертный марш» С. Баласаняна, «Торжественный марш» А. Флярковского, «Марш Советской Армии» Н. Иванова-Радкевича, «Концертный марш» К. Хачатуряна. Среди прочих наиболее удачными и яркими считаются концертные марши Г. Сальникова («Василий Тёркин», 1959) и Г. Ка-линковича («Весна Победы», 1975) [13].

Оптимистичное, полное искрометного юмора, неординарное по тембровым и гармоническим характеристикам произведение «Василий Тёркин» Г. Сальникова по праву является одним из любимейших и часто исполняемых программных маршей. Опираясь на интонации солдатских строевых, популярных массовых песен и

частушки (мелодическая основа темы трио), используя имитации гармошечного наигрыша, миксолидийский лад, необычные тональные сдвиги, регистровые сопоставления, резкие динамические и фактурные контрасты, синкопы, автору удаётся точно воплотить в произведении русский национальный колорит, вызвать яркие ассоциации с одноимённой поэмой А. Твардовского и передать характерные черты её главного героя - жизнелюбивого русского солдата (пример 1).

Нестандартна и форма марша, в которой Г. Сальников помещает два трио вместо одного. В результате образуется пяти-частная рондообразная композиция (функцию рефрена выполняет первая часть марша), где каждый раздел имеет простую трёхчастную форму. Сочинение содержит также вступление, построенное на интонациях начальной темы и коду, основанную на тематическом материале

Фтт

,ríhár-ñ-i . г P

1 — f *—s i ну i i -T- s .J 1 d 7 7

—ы— — — ' 7 r

Ш

=

m

É

m

S

Пример 1. Г. Сальников. «Василий Тёркин», основная тема. Example 1. G. Salnikov. "Vasily Terkin", main theme.

87

первой и второй частей. Знакомство с подобными примерами нестандартных подходов к жанру марша особенно важно в рамках дисциплины «Основы композиции для военного духового оркестра» как предпосылка для поиска творческих решений в процессе работы будущих дирижёров над собственным сочинением.

Концертный марш «Весна Победы» Г. Калинковича отличается гармонической свежестью; в основной теме сочинения, «в образной стороне которой сочетаются противоположные оттенки - радость и горе, гармоническое развитие приобретает неустойчивый характер, а кульминация достигается на усложнённом альтерированном аккорде доминантовой группы» [3, с. 52]. Произведение написано в традиционной сложной трёхчастной форме с трио, при этом в нём прослеживаются ещё и признаки рондообразности. Как указывает А. Малютин, «за счёт трёх-частной репризной структуры крайних разделов и лаконичности строения трио наблюдается регулярное чередование раздела "А" с новым материалом и возникают черты формы рондо (А В А С А В А), лл в которой раздел "А" выполняет роль рефрена» [5, с. 103].

Новаторским по языку концертным произведением, «смелым прорывом в новый для духовой музыки образный мир является "Марш-гротеск" М. Готлиба. В этом эффектном сочинении отчётливо сказалась зарождавшаяся в 50-е годы тенденция к использованию приёмов и средств эстрадной музыки» [14].

Основательно в рассматриваемый период получил развитие жанр марша-песни, обогативший мелодические и гармонические характеристики маршевых композиций. Данный тип отличался от строевого своей формой: вместо сложной трёхчастной, в песенном марше наличествовала простая или сложная

двухчастная форма, обусловленная влиянием состоящей из запева и припева куплетной структуры [2]. Созданные советскими авторами марши-песни прочно вошли в служебно-строевой репертуар военно-духовых оркестров и воспринимались с большим интересом как исполнителями, так и аудиторией. Интонации популярных мелодий и словесный текст, неизменно «всплывающий» в сознании слушателя, усиливали в маршах конкретные сюжетику и программность, заложенные в названии.

Примером такого произведения может служить «В защиту Родины» В. Руно-ва (пример 2 на с. 89), в котором задействована мелодия песни «В защиту мира» В. Белого. Этот марш интересен именно сочетанием песенного начала с традиционным развитием тематического материала. Для строения главной темы сочинения характерны мелодико-ритмические повторения, опевание опорных звуков, создающие ощущение предельной внутренней концентрации, и последующий гаммообразный пассаж, устремлённый к устойчивому тону мелодии. Аналогичные черты конструирования тематизма можно найти, например, в «Скобелев-марше» конца XIX века, в «Победном марше» Н. Иванова-Радкевича, в «Столичном марше» В. Рунова [15].

Представляется целесообразным включение рассмотренных произведений в качестве учебного материала в курсы музыкально-теоретических дисциплин, предназначенных для подготовки военных дирижёров. Понимание способов образования мотива, строения фразы и предложения, особенностей развития ме-лодико-тематического материала в послевоенных маршах способствует выработке у обучающихся навыков анализа и комментирования оркестровых партитур, а также выразительной и точной

> > * m > -■- П 1—

1 M) " » i> *):,[. L— -Г— 1 f 1 * ■f— »■ I > T- > Ф 4 1 * » > m 9- ф- m f S- п ш-

^ 7 Щ w ■0- .— > • > Ф 4 > -0- • >

Пример 2. В. Рунов. «В защиту Родины», основная тема. Example 2. V. Runov. "In Defense of the Motherland", main theme.

интерпретации произведений для духового оркестра.

Начиная с семидесятых годов ХХ столетия, как отмечает В. Тутунов, «в практике выступлений военных оркестров во время массовых общественно-политических и спортивных торжеств прочно утверждается так называемый марш-дефиле. Он включает в себя движение (с игрой) в различных направлениях, синхронные повороты, схождение и расхождение оркестровых групп, расположение музыкантов на плацу таким образом, что зрители на трибунах видят различные геометрические фигуры (например, пятиконечную звезду - эмблему наших Вооружённых Сил), а также разного рода символические надписи» [1, с. 401-402]. В 80-е годы марш-дефиле усложняется и перерастает в плац-концерт.

Заключение

Как показал проведённый анализ, в послевоенный период марш упрочивает свою ведущую позицию в жанровой

иерархии военно-духовой музыки. Наряду с сохранением своих специфических особенностей, жанр обогащается комплексом новых музыкально-выразительных средств: эволюционируют образное содержание и форма сочинений, усложняется гармонический язык. Заметно возрастает в маршевом творчестве уровень композиторского профессионализма и стилистического многообразия.

Расширились жанровые и функциональные границы марша. Если до войны он ограничивался в основном прикладной функцией и применялся преимущественно в качестве служебно-строевой музыки, то после Великой Отечественной войны маршевые произведения стали играть ощутимую роль в общественно-музыкальной жизни страны, чаще исполняться на мероприятиях различного рода и характера. Опора на народные национальные истоки, непосредственная связь с достижениями советского народа укрепили любовь массового слушателя к маршу и подтвердили его статус как наиболее доступного и понятного широкой

89

аудитории жанра [16]. Кроме того, марш по-прежнему продолжал оказывать большое влияние на воспитание патриотических чувств советских граждан к Родине.

В связи с этим одной из важнейших педагогических задач нашего времени является формирование у будущих дирижёров способностей к обобщению и научному осмыслению, сохранению и приумножению культурного наследия, относящегося к отечественной военно-духовой музыке. Представляется, что результаты изучения процесса эволюции жанра марша как отдельной темы в курсе истории музыки окажут действенную

помощь в воспитании у курсантов Военного института (военных дирижёров) профессионального дирижёрского мышления, навыков анализа жанрово-стиле-вых, драматургических, композиционно-драматургических особенностей маршевых произведений в контексте художественных направлений эпохи их создания. Наличие компетентной культурологической базы у молодых специалистов позволит на высоком уровне осуществлять и аргументировать отбор маршевых сочинений при разработке и реализации просветительских проектов в сфере культуры и музыкального искусства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

90

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Цуккерман В. А. Произведения для духового оркестра // Хрестоматия по отечественной военной музыке. Часть II. Советская военная музыка. М.: Воен.-дирижерский фак. при МДОЛГК, 1988. С. 21-93.

2. Апостолов П. И. О военно-маршевой музыке // Советская музыка. 1948. № 3. С. 30-35.

3. Дунаев Л. Ф. Основы композиции для военного духового оркестра. М.: Военный университет, 2015. 93 с.

4. Тутунов В. И. История военной музыки России / под общ. ред. Е. С. Аксёнова. М.: Музыка, 2005. 496 с.

5. Малютин А. С. Формирование служебно-строевого репертуара отечественных военных оркестров (1918-1980-е годы): дис. ... кандидата искусствоведения. Ростов-на-Дону, 2019. 273 с.

6. Петропавловский А. В. Заимствованный материал в отечественном марше для военно-духового оркестра: оркестровые средства воплощения и особенности восприятия: дис. ... кандидата искусствоведения. Саратов, 2015. 211 с.

7. Военная музыка России: история и современность / Е. С. Аксенов и др. М.: Военное изд-во, 2007. 247 с.

8. Магазинер Л. Л., Ноздрунов Б. М., Тутунов В. И. Творчество для духовых оркестров // Советская военная музыка / под. ред. Б. Т. Кожевникова. М.: Военно-оркестровая служба М-ва Обороны СССР, 1977. С. 269-370.

9. Власова Е. С. Советское музыкальное искусство сталинского периода. Борьба агитационной и художественной концепций: дис. ... доктора искусствоведения. М., 2010. 728 с.

10. Малютин А. С. Эволюция служебно-строевого репертуара отечественных военных оркестров в послевоенный период СССР (1945-1985 гг.) // Человек и культура. 2018. № 3. С. 7-15.

11. Матвеев В. В. Русский военный оркестр: хрестоматия по истории отечественной военной музыки. М.: Музыка, 1981. Ч. I. 389 с.

12. Никитина Л. Д. Советская музыка. История и современность. М.: Музыка, 1991. 278 с.

13. Ермакова Г. А. Словарь-путеводитель по музыкальным жанрам. М.: Военный университет, 2019. С. 67-70.

14. История современной отечественной музыки. Выпуск 1. Массовые музыкальные жанры. URL: https://ale07.ru/music/notes/song/songbook/isom/isom2_2_3.htm (дата обращения: 22.01.2021).

15. Аксёнов Е. С. Новое в инструментовке советского военного марша // Труды факультета / Воен.-дирижерский фак. при МДОЛГК. Вып.10. М.: [б. и.], 1970. 132 с.

16. Черток М. Д. Военные марши России. К 200-летию Отечественной войны 1812 года. М.: Канон+, 2013. 368 с.

Поступила 12.02.2021; принята к публикации 30.08.2021. Об авторе:

Схаплок Галина Андреевна, доцент кафедры теории и истории музыки Федерального государственного казённого военного образовательного учреждения высшего образования Военного института (военных дирижёров) Военного университета (ул. Большая Садовая, 14, Москва, Российская Федерация, 123001), кандидат искусствоведения, член Союза московских композиторов, galundik@yandex.ru

Автором прочитан и одобрен окончательный вариант рукописи.

REFERENCES

1. Zukkerman V. A. Proizvedeniya dlya dukhovogo orchestra. Khrestomatiya po otechestvennoy voennoy muzyki. Chast II. Sovetskaya voennaya muzyka [Works for Brass Band. Reader on Russian Military Music. Part II. Soviet Military Music.]. Moscow: Moscow State Tchaikovsky Conservatory Publ., 1988, pp. 21-93 (in Russian).

2. Apostolov P. I. O voenno-marshevoy muzyke [About Military Marching Music]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music], 1948, no 3, pp. 30-35 (in Russian).

3. Dunaev L. F. Osnovy kompozitsii dlya voennogo dukhovogo orkestra [Basics of Composition for a Military Brass Band]. Moscow: Voennyy universitet Publ., 2015. 93 p. (in Russian).

4. Tutunov V. I. Istoriya voennoy muzyki Rossii [History of Military Music in Russia]. Executive editor E. S. Aksenov. Moscow: Muzyka Publ., 2005. 496 p. (in Russian).

5. Malyutin A. S. Formirovanie sluzhebno-stroevogo repertuara otechestvennykh voennykh orkestrov (1918-1980-e gody) [Formation of the Service and Drill Repertoire of Russian Military Orchestras (1918-1980)]. PhD Thesis (Art Criticism). Rostov-on-Don, 2019. 273 p. (in Russian)

6. Petropavlovsky A. V. Zaimstvovannyy material v otechestvennom marshe dlya voenno-dukhovogo orkestra: orkestrovye sredstva voploshcheniya i osobennosti vospriyatiya [Borrowed Material in the Russian March for Military Brass Band: Orchestral Means of Implementation and Peculiarities of Perception]. PhD Thesis (Art Criticism). Saratov, 2015. 211 p. (in Russian).

7. Aksenov Ye. S. et al. Voennaya muzyka Rossii: istoriya i sovremennost [Military Music of Russia: History and Modernity]. Moscow: Voennoe izdatel'stvo Publ., 2007. 247 p. (in Russian).

8. Magaziner L. L., Nozdrunov B. M., Tutunov V. I. Tvorchestvo dlya dukhovykh orkestrov [Creativity for Brass Bands]. Sovetskaya voennaya muzyka [Soviet military music]. Monograph edited by B. T. Kozhevnikov. Moscow, 1977, pp. 269-370 (in Russian).

91

9. Vlasova Ye. S. Sovetskoe muzykalnoe iskusstvo stalinskogo perioda. Bor'ba agitatsionnoy i khudozhestvennoy kontseptsiy [Soviet Musical Art of the Stalinist Period. Struggle between Propaganda and Artistic Concepts]. Thesis of the Doctor in Art Criticism. Moscow, 2010. 728 p. (in Russian).

10. Malyutin A. S. Evolyutsiya sluzhebno-stroevogo repertuara otechestvennykh voennykh orkestrov v poslevoennyy period SSSR (1945-1985 gg.) [The Evolution of the Service and Combat Repertoire of Russian Military Bands in the Post-War Period of the USSR (1945-1985)]. Chelovek i kultura [Man and Culture]. 2018, no. 3, pp. 7-15 (in Russian).

11. Matveev V. V. Russkiy voennyy orkestr: khrestomatiya po istorii otechestvennoy voennoy muzyki [Russian Military Orchestra: a Textbook on the History of Russian Military Music. Part I]. Moscow: Muzyka Publ., 1981. 389 p. (in Russian).

12. Nikitina L. D. Sovetskaya muzyka. Istoriya i sovremennost [Soviet Music. History and Modernity]. Moscow: Muzyka Publ., 1991. 278 p. (in Russian).

13. Yermakova G. A. Slovar-putevoditel po muzykalnym zhanram. [Dictionary-Guide to Music Genres]. Moscow: Voennyy universitet Publ., 2019, pp. 67-70 (in Russian).

14. Istoriya sovremennoy otechestvennoy muzyki. Vypusk 1. Massovye muzykalnye zhanry [History of Modern Russian Music. Issue 1. Mass Music Genres]. Available at: https://ale07.ru/music/notes/ song/songbook/isom/isom2_2_3.htm (accessed: 22.01.2021) (in Russian).

15. Aksenov Ye. S. Novoe v instrumentovke sovetskogo voennogo marsha [New in the Instrumentation of the Soviet Military March]. Moscow: Tchaikovsky Moscow State Conservatory, Proceedings of the Military Conducting Faculty, 1970, no. 10. 132 p. (in Russian).

16. Chertok M. D. Voennye marshi Rossii. K 200-letiyu Otechestvennoy voyny 1812 goda [Military Marches of Russia. To the 200th Anniversary of the Patriotic War of 1812]. Moscow: Kanon+ Publ., 2013. 368 p. (in Russian).

Submitted 12.02.2021; revised 30.08.2021.

Q-) About the author:

Galina A. Skhaplok, Associate Professor at the Department of Theory and History of Music of the Military Institute (military conductors) Military University (Bolshaya Sadovaya Street, 14, Moscow, Russian Federation, 123001), PhD in Art History, Member of the Union of Moscow Composers, galundik@yandex.ru

The author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.