Научная статья на тему 'СОВЕТСКИЙ ДОВОЕННЫЙ МАРШ ДЛЯ ДУХОВОГО ОРКЕСТРА: ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА'

СОВЕТСКИЙ ДОВОЕННЫЙ МАРШ ДЛЯ ДУХОВОГО ОРКЕСТРА: ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
910
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ДУХОВОЙ ОРКЕСТР / ЖАНР / МАРШ / МАРШЕВАЯ МУЗЫКА / ПЕСНЯ / С. ЧЕРНЕЦКИЙ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Схаплок Галина Андреевна

Настоящая статья посвящена раскрытию особенностей советского довоенного марша для духового оркестра. Автор дает краткую характеристику жанра, обозначает его разновидности и типы, а также определяет его значение для русской музыкальной культуры в целом и советского довоенного периода в частности. В работе предлагается панорамный обзор наиболее известных произведений 20-х-30-х годов, созданных в жанре марша такими известными русскими композиторами, как Р. Глиэр, М. Ипполитов-Иванов, Н. Мясковский, С. Прокофьев, С. Чернецкий и другие. Кратко анализируя избранные сочинения, автор статьи обозначает различные пути развития довоенного марша, выявляет музыкально-выразительные средства, а также стилистические и композиционные подходы в области маршевой музыки советского довоенного периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Схаплок Галина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВЕТСКИЙ ДОВОЕННЫЙ МАРШ ДЛЯ ДУХОВОГО ОРКЕСТРА: ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА»

МИР ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

УДК 78.084 ББК 85.315.04(2)6

Г.А. Схаплок

СОВЕТСКИЙ ДОВОЕННЫЙ МАРШ ДЛЯ ДУХОВОГО ОРКЕСТРА: ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА

Настоящая статья посвящена раскрытию особенностей советского довоенного марша для духового оркестра. Автор дает краткую характеристику жанра, обозначает его разновидности и типы, а также определяет его значение для русской музыкальной культуры в целом и советского довоенного периода в частности. В работе предлагается панорамный обзор наиболее известных произведений 20-х-30-х годов, созданных в жанре марша такими известными русскими композиторами, как Р. Глиэр, М. Ипполитов-Иванов, Н. Мясковский, С. Прокофьев, С. Чернецкий и другие. Кратко анализируя избранные сочинения, автор статьи обозначает различные пути развития довоенного марша, выявляет музыкально-выразительные средства, а также стилистические и композиционные подходы в области маршевой музыки советского довоенного периода.

Ключевые слова:

военно-духовой оркестр, жанр, марш, маршевая музыка, песня, С. Чернецкий.

Схаплок Г.А. Советский довоенный марш для духового оркестра: особенности жанра // Общество. Среда. Развитие. - 2020, № 4. - С. 13-19. © Схаплок Галина Андреевна - кандидат искусствоведения, доцент, Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, Москва; e-mail: galundik@yandex.ru

В русском войске музыка всегда была в особом почете и имела исключительное значение. Марш для военно-духового оркестра, как ведущий жанр военной музыки, с древнейших времен проникал в сферу общественно-культурной жизни российского государства. Маршевые произведения прочно вошли в репертуар военных оркестров в годы правления Петра I. По западно-европейской традиции в русской армии практически каждому полку, обязательно имевшем свой духовой оркестр, присваивался гвардейский марш, «являвшийся его своеобразной музыкальной эмблемой. Многие марши вошли в историю под названием своих частей, например, "Марш Преображенского полка", "Марш Измайловского полка". Ряд маршей связан со знаменательными историческими событиями, например, "Старинный егерский марш, игранный в сражении под Лейпцигом в 1813 году", "Парижский марш 1814 года", под звуки которого русские войска вошли в столицу Франции» [3, с. 67]. Такие выдающиеся российские полководцы, как П.А. Румянцев и А.В. Суворов отлично понимали и высоко цени-

ли воспитательную роль военного марша в армейской среде.

Напомним основные характеристики жанра. Марш - (от фр. marche - шествие, движение вперед) - музыкальная композиция, предназначенная для сопровождения и синхронизации движения большого числа людей (церемониальные и праздничные шествия, движения войск в строю и проч.). Отличительными признаками жанра являются: строго размеренный темп, четкий ритм (зачастую наличие пунктирного ритмического рисунка в мелодии), акцентировка сильных долей, двухдольные размеры - 2/4, 4/4, 6/8 (встречаются, однако, и трёхдольные марши), периодичность квадратных структур, преобладание мажорных тональностей. Маршу свойственен мужественный, героический, энергичный модус высказывания, призванный вселять уверенность, бодрость, воодушевлять и поднимать боевой настрой солдат. Большинство маршей имеет репризную трехчастную форму 0 (сложная трехчастная с трио или простая ¡5 трехчастная форма). Крайние части, как Ц правило, носят решительный, активный q

см о см

о

3

ю о

характер, контрастное трио - более мягкий, напевный.

Исторически на формирование жанра оказали влияние как разнообразные формы танцевальной и вокальной музыки, так и традиционные военные сигналы. Изначально марш сформировался в русской армии как прикладной жанр, но со временем он вышел за рамки сугубо военных произведений, широко распространился, стал частью сценической и концертной музыки: марш проник в симфонию, оперу, балет и другие крупные музыкальные формы. Его можно обнаружить в произведениях

B.А. Моцарта и Л. Бетховена, Ф. Шуберта и Р. Вагнера, П. Чайковского, М. Глинки, М. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова,

C.С. Прокофьева, И.Ф. Стравинского, Д.Д. Шостаковича и многих других выдающихся композиторов.

Созданные в разные периоды истории, марши отражают определённые тенденции и передают чувства, присущие конкретной эпохе. Некоторые же шедевры данного музыкального жанра не утрачивают своей популярности и актуальности с момента создания до настоящего времени. К таковым относится, скажем, старинный русский военный «Марш Лейб-гвардии Преображенского полка», написанный по общепринятому мнению ещё при жизни Петра I неизвестным композитором. Примерами являются также знаменитый марш П. Чайковского из балета «Щелкунчик» и не менее известный марш С. Прокофьева из оперы «Любовь к трем апельсинам». Олицетворением мировой скорби стал Траурный марш Ф. Шопена из фортепианной сонаты № 2 си-бемоль минор, ор. 35, прочно вошедший в обязательный оркестровый репертуар на погребальной церемонии. Национальным маршем России, безусловно, является произведение «Прощание славянки» Василия Агапкина (1914 г.), сохраняющееся в служебно-стро-евом репертуаре военных оркестров и ансамблей уже более ста лет1.

В процессе эволюции жанра сложились основные виды отечественного военного марша:

- строевой, он же парадный, церемониальный. Данный вид марша звучит на парадах, а также в случаях торжественного прохождения войск. Колонный марш - одна из разновидностей строевого; обычно он пишется в размере 6/8, его особенностью является единая во всех голосах ритмическая фигура, придающая особую чёткость ритмике марша (например, «Бой под Ляо-яном» В. Ефанова). В последние десятиле-

тия колонный марш чаще всего звучит во время прохождения техники. Фанфарный марш, еще одна разновидность строевого - самый праздничный и звонкий, что достигается обязательным наличием в нем сигнально-фанфарных тем и реплик (например, «Фанфарный марш гвардейских дивизий» С. Чернецкого).

- походный, или скорый марш, исполняемый на строевых прогулках и во время праздничных шествий. Отличается более быстрым, нежели строевой марш темпом.

- встречный, звучащий при большинстве воинских ритуалов, при приветствии командующих, начальников, встрече и сопровождении знамени.

- похоронный, он же траурный. Этот марш исполняется на похоронах и при возложении венков, отличается медленным темпом и плавными мелодическими интонациями.

- концертный марш, обладающий по сравнению с другими видами марша большими выразительными и техническими возможностями. На первом месте в нем стоит раскрытие художественного образа.

Следует отметить, что понятие военно-духовой оркестр подразумевает под собой определенный состав оркестра, определяемый соответствующими руководящими документами военного ведомства. Так, штат духового оркестра на сегодняшний день может насчитывать от 12 до 60 музыкантов. Репертуар армейских музыкальных коллективов данной категории традиционно разделяется на концертный (исполняемый непосредственно на концертных площадках) и служебно-строевой (применяемый как составной элемент в жизни и деятельности воинского коллектива, при проведении воинских ритуалов и культурно-массовых мероприятий, при обучении и воспитании войск). Таким образом, в отличие от духового оркестра военно-духовой оркестр способен реализовать больший диапазон задач, выполнить специфические, характерные лишь для него функции.

Маршевая музыка советских времен (1918-1991) активно изучается в наши дни в отечественном музыкознании. Исследователи выделяют три важнейших периода в истории советского военно-музыкального искусства: предвоенный, военный и послевоенный2. Специалисты в области военно-духовой музыки (П.И. Апостолов, В.И. Тутунов) по-разному определяют хронологические рамки этих периодов3. Каждый этап развития обладает своими особенностями, связанными, прежде всего, с общественными процессами; и это

естественным образом отражается и на маршевом творчестве.

Рассмотрим подробнее особенности развития советского военно-духового марша до начала Великой Отечественной Войны (1941-1945 гг.). Начало 1920-х годов в СССР - время стремительного возникновения множества военно-музыкальных коллективов и духовых оркестров. Для упорядочивания их деятельности в 1919 году создается Бюро военных оркестров Красной Армии и Флота. Качественные изменения в кадровой системе военно-оркестровой службы происходят в период деятельности Семена Чернецкого4 на посту инспектора по оркестровому делу РККА5. Выдающийся организатор и талантливый музыкант С. Чернецкий утверждает новые штаты военных оркестров, ведет активную работу по созданию сборников слу-жебно-строевого репертуара.

Важным событием в жизни военно-музыкального искусства стало создание Образцового военного оркестра РСФСР (февраль 1921 года). Этот высокопрофессиональный коллектив выполнял остро необходимую культурно-просветительную функцию: участвовал в различных торжественных мероприятиях, исполняя лучшие произведения военной и классической музыки.

Молодое государство, возникшее в результате Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года, пропагандировало новые коммунистические идеалы жизни. Все больше в социуме возрастали культ труда, идеи коллективизма и построения справедливого общества, а также роль нравственного начала и морального фактора во взаимоотношениях между людьми. Естественно, новое государство «остро нуждалось для защиты своих идеалов в "своей" армии. В свою очередь армия нуждалась в поддерживающей воинский дух "своей" - советской военной музыке» [5, с. 24]. Именно маршевые произведения наряду с массовой песней, представали наиболее политизированным видом музыкального искусства того времени, орудием массово-политической работы. Марш, как справедливо отмечает исследователь А.В. Петропавловский, «является одним из наиболее демократичных, поистине народных жанров. В нем заключен огромный патриотический заряд, сконцентрирован значительный потенциал воздействия на слушателя» [7, с. 4]. Таким образом, в период Великой Октябрьской социалистической революции и Гражданской войны марш зарекомендовал себя

основным музыкальным жанром военной 15 музыки.

Первые советские маршевые сочинения были написаны авторитетными композиторами, чья творческая деятельность в этом жанре началась еще в царской России: С. Чернецким, С. Василенко, А. Алек-сандровым6. Эти образцы мало чем отличались от маршей дореволюционного времени. Советская эпоха, напротив, требовала поиска нового художественного содержания в маршевом творчестве. Свежую струю смог нащупать опытнейший в своем деле профессионал С. Чернецкий, обратившись к национальному музыкальному материалу - народной песне, а также революционной и массовой песне, проникающей во все сферы деятельности советского гражданина. В результате пересечения двух направлений появились «советские военные марши, сохранявшие традиционную жанровую основу, но обогащенные образностью и стилистикой народной, геро-ико-революционной и массовой песни» [4].

Ранние строевые марши Чернецкого, основанные на темах таких революционных песен, как «Марсельеза», «Интернационал», «Смело, товарищи, в ногу», «Варшавянка» и др., по сути, представляли собой попурри. Композитор произвольно соединял фрагменты народных гимнов, объединяя их с помощью тональности, ритма, фактуры, не подвергая материал существенной переработке. Таковы, например, его «Марш ГТО» («Готов к Труду и Обороне»), «Украинские марши №2 и №3», марш «Ленинский призыв», «Краснознаменный комсомол», «Наша Родина».

Заслуга Чернецкого состояла также в том, что он создавал встречные марши для различных видов войск (сухопутные, военно-морской флот, воздушно-космические силы) и родов войск (специализация видов войск), возрождая тем самым давние традиции русской армии, в которой каждая военная часть имела свой марш.

Появляется ряд служебно-строевых сочинений, созданных виднейшими композиторами старшего поколения. В 1924 году Р. Глиэр пишет марш «На праздник Коминтерна» и «Марш Красной Армии» с кодой на песню «Смело, товарищи, в ногу»:

С. Василенко создает «Походный марш Красной Армии» (1929), а М. Ипполитов-Иванов - знаменитый образец советского концертного марша - «Ворошиловский марш» (Юбилейный марш, 1930). Эти сочи- 0 нения уже не содержат прямого цитиро- Р вания заимствованного материала, стили- Ц стически же их роднит торжественность и

Пример 1: Р. Глиэр «Марш Красной Армии», кода

г-...... ♦ 1 т | ^—^-

|Ь= ^ f р f-f— г ♦ * -.......

Г

Пример 2: М. Ипполитов-Иванов «Ворошиловский марш», начало

о о

3

О

блеск, энергичная устремленность интонаций, ритмический напор.

Обогащению ведущего жанра военной музыки способствовал большой мастер в области инструментального искусства Н. Мясковский. Специально для духового оркестра в 1931 году им написан «Драматический марш», а также «Походный торжественный марш», который смело можно назвать образцовым по мужественному, благородному характеру основной темы, чеканности ритма, стройности фактуры, красоте и свежести гармонии.

Впервые к жанру военно-духового марша в своем творчестве обращаются В. Белый, Д. Кабалевский, А. Гедике. Последнему принадлежат «Походный марш» (1932), «Концертный марш» (соч. 41, №4), «4 марша» (соч. 42, 1933) и ряд других образцов маршевой музыки.

Особого внимания заслуживает композиторская деятельность Н. Иванова-Рад-кевича7 на рубеже 20-х-30-х годов, который большую часть своих творческих сил отдал советской духовой музыке. К маршу типа попурри относится его «Марш на темы революционных песен», созданный в 1929 году. Новаторскими с точки зрения гармонических созвучий, ладотональных сопоставлений, мелодических оборотов

являются марш до минор и «Торжественный марш» (1931).

Значительное количество маршей 2030-х посвящается молодежным политическим организациям и движениям. К примеру, «Марш молодежи» В. Белого, марши «Артек» и «20 лет ВЛКСМ» Н. Иванова-Рад-кевича, марши «Молодость» и «Московские пионеры» С. Чернецкого и др.

В 1930-е годы заметно возросло исполнительское мастерство военных оркестров, кроме того увеличилась численность Красной Армии, нуждающейся в военных музыкантах. В связи с этим остро стал вопрос об организации высшего военно-дирижерского образования в стране. Так, в 1935 году по инициативе Семена Александровича Чернецкого и поддержке директора Московской консерватории профессора Г. Нейгауза был создан военный факультет при Московской государственной консерватории. Данный факт благотворно повлиял в будущем на количественную и качественную стороны развития рассматриваемого жанра, поскольку большинство военно-духовых маршей последующих годов было создано профессиональными военными дирижерами.

Маршевая музыка 30-х годов обнаруживает большой интерес к народному ис-

кусству. Возникает множество маршей на темы русских народных песен; материал отбирался композиторами тщательным образом. Прежде всего, они стремились использовать песню, которая по природе обладала бы упругим ритмом, подвижностью. Более всего этим требованиям отвечали плясовые и шуточные, а также старые солдатские песни. В качестве темы трио, напротив, применялись лирические протяжные, певучие образцы жанра. Использование композиторами материала авторской и народной песни преследовало совершенно конкретную цель - сделать марш массовым жанром, пронизанным патриотическим чувством и доступным широкой аудитории.

Заимствование русских народных песен можно встретить, например, в марше «Краснознаменному ансамблю» С. Чернец-кого, а также в «Марше на русские темы» Н. Иванова-Радкевича. В последнем использован материал песен «Ты не стой, колодец», «Канава», «Ивушка». Примером также является «Марш № 5» В.П. Блаже-вича, в котором претворена русская народная песня «Дубинушка».

Большой популярностью пользовался марш Ю. Хайта «Все выше» («Авиамарш»)8, переделанный композитором из его же собственной песни на стихи поэта Павла Германа. Авиационный марш Ю. Хайта принадлежит к песенному типу жанра, что определило его музыкальный язык и музыкальную форму - простую двухчастную (куплетную). Яркая мелодия, содержащая восходящие интонации, близкие роман-совым, четкая метрическая организация, бодрый энергичный характер и наличие слов способствовали его быстрому запоминанию и теплому отклику у слушателей.

Продуктивной была работа Ю. Хайта в области флотского марша. Из наиболее удачных сочинений такого рода назовем «Встречный марш Военно-Морского Флота СССР», «Красные моряки», «Красный флот».

Несомненным мастером в области марша является военный дирижер С. Рунов.

Его произведения отличаются безукоризненными строевыми качествами. По мнению В. Цуккермана «мелодический материал, которым пользуется Рунов, скромен. Но при этом марши его обнаруживают очень важную для данного жанра черту: умение придавать интерес трезвуч-но-фанфарным мелодиям» [9, с. 42]. Лучшие марши Рунова в довоенный период -«Чекист-пограничник», «Страж Октября», «Сталинские соколы», «Колонный марш».

Актуальной задачей для композиторов в довоенное время являлось создание сочинений патриотической направленности, в частности о дружбе народов СССР. Естественно их внимание привлекало не только русское народное творчество, но и разнообразный фольклорный материал других советских республик. В числе таких сочинений - «Казачий марш», «Украинские марши», марш «Кавалерийская рысь» на украинские темы, марш «Биробиджан» на еврейские народные напевы, созданные С. Чернецким. Яркие образцы национального марша создал А. Хачатурян: к ним относятся марш ля бемоль мажор, марш фа минор (к 10-летию Армянской ССР), «Зан-гезурский марш» (к фильму «Зангезур», 1938). На основе армянского народного мелоса композитор создал достойные произведения, отличающиеся красивыми мелодиями (нередко в миксолидийском ладу), изысканной гармонией, ритмическим богатством. Строевые марши Хачатуряна несомненно можно расценивать как художественные образцы концертного марша.

На армянскую и грузинскую темы написан марш Н. Чемберджи «Красный Кавказ» (1936). Следует упомянуть сочинения З. Фельдмана, в частности его походный марш на чувашские темы, в котором использована пентатоническая мелодика, «Торжественыый марш на марийские темы» и «Еврейский марш» - самый оригинальный по музыкальному языку из национальных маршей композитора.

Ряд маршевых композиций на темы восточных народов принадлежит Д. Сали-

пре _ о _ Л о _ леть про. стран-ство и про . стор.

Пример 3: Ю. Хайт, песня «Все выше», начало

3

ю О

а. м а. __ 1

tJ < [J 4N

Пример 4: С. Прокофьев «Марш для спартакиады», начало

Пример 5: С. Чернецкий «Парад», основная тема марша

о

OJ

о

OJ

3

О

ман-Владимирову. Так, в его творческом багаже встречаются обработки украинских, туркменских, абхазских, киргизских песен («Украинский марш», «Абхазский марш» и др.).

Интерес к маршу со стороны таких крупнейших советских композиторов, как С. Прокофьев и Д. Шостакович оказал на жанр положительное влияние и расширил его художественно-выразительные возможности. Так, «Марш для спартакиады» С. Прокофьева, созданный в 1935 году демонстрирует оригинальный композиторский стиль, что заметно проявляется в красочных гармонических сопоставлениях, сочетании простых аккордов и диссонансов, неожиданных тональных сдвигах и мелодических скачках. Свежесть этому сочинению придают признаки рондо-образности (типичные для сложных трех-частных форм), с частым возвратом рефрена, свойственным музыке Прокофьева. Марш написан в темпе vivace, его основная тема, в которой угадываются интонации популярной «Песни о встречном» Д. Шостаковича, решена в народно-жанровой традиции: она стремительна, весела и задорна, пронизана спортивным духом и по характеру приближена к галопу.

Можно вспомнить и другие новаторские марши Прокофьева, созданные в 1937 году, - «Лирический», «Походный» и «Кавалерийский» (соч. 69 № 2, 3, 4).

Необычен «Торжественный марш» Д. Шостаковича, созданный в 1940 году. Главная его тема поручена басам с тромбонами

и баритонами, что не типично для начала марша. Однако такой прием позволяет композитору сразу же установить мужественный и величавый характер музыки, подчеркнуть тип торжественного марша. Упомянутые сочинения Шостаковича и Прокофьева следует, конечно, отнести к маршам концертного плана.

Прекрасным образцом довоенного марша считается произведение С. Чернецкого «Парад» (1940), написанное композитором на собственные темы. Это торжественно-приподнятое, праздничное сочинение, отличающееся энергичным характером и высокими «строевыми» качествами. Основная мелодия марша, основанная на опевании опорных аккордовых звуков, содержит приемы дробления и суммирования - весьма характерные элементы, имитирующие «подсчет» командира для синхронизации начала движения в строю (Раз! Два! Три!).

Таким образом, к концу 30-х годов доминирующим жанром военно-духовой музыки становится советский марш-песня. Основоположником данного типа стал классик отечественного военного марша С. Чернецкий. Именно его произведения принято считать непревзойденными образцами красноармейского марша. Основной репертуар для типового состава военных оркестров составляют также маршевые композиции С. Василенко, В. Рунова, Н. Иванова-Радкевича, З. Фельдмана, Ю. Хайта, Д. Перцева, Дм. и Дан. Покрасса. Особенностью данных

произведений является то, что не редко заимствованный материал из массовых и народных песен преобладает в них над авторским материалом.

Центральными темами в маршевом репертуаре довоенного периода являются: Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года («Страж Октября» В. Рунова), Гражданская война 1918-1922 годов и ее герои - красные командиры («Блюхер» Ф. Эккерта, «Чапаев» и «Щорс» З. Фельдмана, марш-баллада «Чапаев»

A. Дзегеленка), защита границ молодого государства («Своей земли не отдадим»

B. Кручинина), виды Вооруженных Сил СССР (ВМФ) и др.

Отталкиваясь от примитивного претворения революционных песен, марш затем активно заимствует разнообразный песен-

Список литературы:

ный материал. Жанр обрастает специфиче- 19 скими особенностями, обретает индивидуальный стиль, характер, свой комплекс музыкально-выразительных средств. Огромную роль в этом плане играет обращение к военно-духовому маршу композиторов академической направленности: А. Хачатуряна, Р. Глиэра, Н. Мясковского, Д. Шостаковича, С. Прокофьева. Все это способствует тому, что служебно-строевой марш от средства для синхронизации шагов бойцов по принципу «все, как один» эволюционирует до высокохудожественного произведения: растет его образное и духовное содержание, техническое совершенство. Границы между служебным и концертным маршами постепенно нивелируются, что приводит к более широкому пониманию и трактовке жанра.

[1] Аксенов Е.С. Новое в инструментовке советского военного марша // Труды факультета. Вып. 10. - М.: ВДФ, 1970. - 132 с.

[2] Апостолов П.И. О военно-маршевой музыке // Советская музыка. - 1948, № 3. - С. 30-35.

[3] Ермакова Г.А. Словарь-путеводитель по музыкальным жанрам. - М.: ВУ, 2019. - 216 с.

[4] История современной отечественной музыки. Выпуск 1. Массовые музыкальные жанры. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://ale07.ru/music/notes/song/songbook/isom/isom2_2_3.htm (22.11.2020)

[5] Малютин А.С. Формирование служебно-строевого репертуара отечественных военных оркестров (1918-1980-е годы) / Дисс. ... канд. иск. наук. - Ростов-на-Дону, 2019. - 273 с.

[6] Матвеев В.В. Русский военный оркестр: хрестоматия по истории отечественной военной музыки. Ч. I. - М.: Музыка, 1981. - 389 с.

[7] Петропавловский А.В. Заимствованный материал в отечественном марше для военно-духового оркестра: оркестровые средства воплощения и особенности восприятия / Дисс. ... канд. иск. наук. -Саратов, 2015. - 211 с.

[8] Тутунов В.И. История военной музыки России / Под общ. ред. Е.С. Аксенова. - М.: Музыка, 2005. -496 с.

[9] Цуккерман В. А. Произведения для духового оркестра // Хрестоматия по отечественной военной музыки. Часть II. Советская военная музыка. - М., 1988. - С. 21-93.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Первая мировая война способствовала широчайшей популярности марша; исторически сложилось, что «Прощание славянки» ассоциировалось с проводами солдат на войну, разлукой. Неслучайно именно это сочинение с середины XX века регулярно звучало на морских, речных и железнодорожных вокзалах страны при отправлении людей на военную службу и в путешествия.

2 Такая периодизация в отечественном музыкознании сложилась в связи с крупным историческим событием ХХ века - Великой Отечественной войной СССР против вторгшихся на его территорию нацистской Германии и ее союзников (22 июня 1941 - 9 мая 1945).

3 П. Апостолов отмечает три периода: 1917-1941 гг., 1941-1945 гг., 1945-1990-е гг. В. Тутунов предлагает четыре периода: 1917-1920 гг., 1920-1941 гг.,1941-1945 гг., 1945-1990-е гг.

4 Семён Александрович Чернецкий (1881-1950) - военный дирижёр, композитор, организатор и руководитель первых советских военных оркестров, один из создателей советского военного марша, музыкальный педагог, Заслуженный деятель искусств РСФСР (1936), профессор (1946), генерал-майор (1944), инспектор военных оркестров РККА в 1924-1949.

5 Рабоче-крестьянская Красная армия - название Сухопутных сил РСФСР в 1918-1922 г. и Сухопутных сил Союза Советских Социалистических Республик в 1922-1946 г.

6 До революции 1917 года авторами маршей были преимущественно военные капельмейстеры, аранжировщики, музыканты военных оркестров или музыкально-образованные дилетанты.

7 Николай Павлович Иванов-Радкевич (1904-1964) - советский композитор и педагог. Кандидат искусствоведения (1939). Преподаватель по классу инструментовки МГК имени П.И. Чайковского (1929-1941)

и (1941-1943). С 1952 года - начальник кафедры инструментовки Института военных дирижёров Совет- о ской Армии. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1957). Лауреат Сталинской премии второй степени ^ (1943). Ц

8 В 1933 году «Все выше» Ю. Хайта был утвержден маршем Военно-Воздушных Сил СССР. ю

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.