Научная статья на тему 'Эволюция содержания и роли предпринимательства в развитии экономических отношений'

Эволюция содержания и роли предпринимательства в развитии экономических отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
590
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / НЕФОРМАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА / THE BUSINESSMAN / INFORMAL ECONOMY / HISTORY OF DEVELOPMENT OF BUSINESS / THE SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENON / DEVELOPMENT OF A SOCIETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рассолов П. Г.

Статья представляет экскурс в историю развития предпринимательства как социально-экономического явления, в ней также проведен анализ современных теорий предпринимательства, особый акцент в котором сделан на их участие в «неформальной экономике», как главном резерве в развитии общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The evolution of content and entrepreneurship in developing economic relations

Clause is digression to history of development of business as social and economic phenomenon, in it as the analysis of modern theories of business is lead, the special emphasis in which is made on their participation in «informal economy», as the main reserve in development of a society.

Текст научной работы на тему «Эволюция содержания и роли предпринимательства в развитии экономических отношений»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 3

ЭВОЛЮЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ И РОЛИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

РАССОЛОВ П.Г.,

кандидат социологических наук, соискатель, Ростовский государственный экономический университет («РИНХ»), 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 69

Статья представляет экскурс в историю развития предпринимательства как социально-экономического явления, в ней также проведен анализ современных теорий предпринимательства, особый акцент в котором сделан на их участие в «неформальной экономике», как главном резерве в развитии общества.

Ключевые слова: предприниматель; неформальная экономика; история развития предпринимательства; социально-экономическое явление; развитие общества.

Clause is digression to history of development of business as social and economic phenomenon, in it as the analysis of modern theories of business is lead, the special emphasis in which is made on their participation in «informal economy», as the main reserve in development of a society.

Keywords: the businessman; informal economy; history of development of business; the social and economic phenomenon; development of a society.

Коды классификатора JEL: L26.

В современном обществе термин «предприниматель» знаком каждому: предприниматели - законодатели мод, предприниматели - двигатели прогресса, предприниматели - строители нового общества и многое другое. Роль предпринимателей в современной экономике сложно переоценить. Однако в современной России зачастую эта роль приуменьшается, противопоставляясь роли государства, что в корне противоречит содержанию данного понятия и его роли в развитии экономики и общества как социально-экономического явления. Как предприниматели заинтересованы в стабильном и сильном государстве, с прозрачными правилами игры, так и государству нужны предприниматели, активно участвующие в экономической жизни страны, развивающие свои предприятия, тем самым увеличивающие благосостояние своей страны и ее граждан.

Предпринимательство как социально-экономическое явление возникло довольно давно, очевидно, с того самого момента, как возникла сама хозяйственная деятельность человека. Понятие «предприниматель» появилось впервые во времена античности и означало человека, ведущего общественное строительство. В средние века вместо понятия «предприниматель» использовали слово «антрепренер», что в переводе с французского языка означает посредник.

Использовалось это понятие в двух значениях [3]:

1) так называли лиц, отвечающих за выполнение крупномасштабных строительных или производственных проектов;

2) так обозначались организаторы парадов и музыкальных представлений.

С XV в. французский термин «entreprendre» - «предпринимать» ложится в основу английского «enterprise», что имеет три значения:

1) сложный, рискованный проект или дело;

2) готовность к активным действиям, инициативность;

3) совместное хозяйственное предприятие; разновидность бизнеса; постоянная направленная деятельность.

В научный оборот это понятие вводит Ричард Кантильон (1680-1734), который отмечал в своей работе «Очерк об общей природе коммерции» (1755), что именно предприниматель несет весь риск в различных операциях хозяйственной деятельности («покупает по определенной цене, чтобы продать по неопределенной цене»). Предприниматель может сам непосредственно участвовать в трудовой деятельности, а может быть капиталистом, использующим наемный труд. Независимо от этого, суть предпринимательской деятельности не изменяется. Предпринимателю приходится принимать решения в условиях неопределенности, учитывая уровень риска и последствия неверных решений. По Кантильону, предпринимательская деятельность не тождественна производственной, кроме того она не всегда осуществляется на средства предпринимателя.

Ж.-Б. Сэй (1767-1832) предложил рассматривать предпринимателя как соединение и координацию двух факторов производства - труда и капитала - в условиях риска. Он разделил функции собственно предпринимателя и менеджера, считая труд предпринимателя - творческим, а труд менеджера - монотонным и рутинным.

© П.Г. Рассолов, 2011

Американский экономист Й. Шумпетер (1883-1950) утверждал, что предпринимательство - это новаторская деятельность, в результате которой создаются новые товары и услуги. Главное для предпринимательской деятельности — предвидение и желание брать риск на себя. Доход предпринимателя - плата за риск. Наемный работник весьма ограничен в доходах, но при этом в результате своей трудовой деятельности он не может потерять имущество и приобрести долги. Риски предпринимателя включают в себя все это.

Современная теория предпринимательства базируется на границе между экономической, социологической и психологической науками, вызывая интерес не только исследователей-ученых, но и представителей органов государственной власти. Последнее вызвано тем огромным влиянием, которое предпринимательство оказывает на жизнь развитых стран.

Увидевшая свет в 1985 г. работа американского социолога М.Грановеттера «Экономическое действие и социальная структура: проблема укорененности» получает широкое признание в научном мире в начале 90-х. М. Гра-новеттер утверждает, что экономическая теория рассматривает хозяйствующих субъектов с позиции социальной атомизации, т.е. они являются абсолютно независимыми от других людей. Идея социальной атомизации восходит своими корнями к работам Т. Гоббса и окончательно оформляется в «Богатстве народов» А. Смита. Именно эта идея ложится в основу концепции совершенной конкуренции. Но эмпирические исследования демонстрируют, что хозяйственная деятельность индивидов осуществляется в контексте сложившихся социальных отношений. И утверждение, что по мере развития рыночных отношений и индустриализации производства влияние социальных факторов на хозяйственную деятельность будет ощущаться все меньше и меньше, не имеет под собой никаких оснований.

М. Грановеттер разделяет тезис О. Уильямсона о том, что хозяйствующие субъекты основывают свою деятельность на эгоистическом интересе и реализуются посредством оппортунистического поведения. Именно эти два фактора порождают основную массу трансакционных издержек в хозяйственной деятельности. В зависимости от ситуации эти издержки преодолеваются либо с помощью рыночных механизмов, либо с помощью иерархий (Уильямсон, 1995). Но рыночные механизмы укоренены в социальных отношениях (социальных институтах и социальных сетях).

Укорененность хозяйственных отношений в социальных институтах вызвала высокий интерес среди исследователей-экономистов, т.к. развивало наработки Д. Норта и других представителей современного институционализма. Влияние социальных сетей представляло больший интерес для исследователей-социологов. Тем не менее проблема укорененности хозяйственной деятельности в социальных отношениях одинаково интересна представителям этих двух научных сфер [3].

В целом работы М. Грановеттера инициировали исследования в рамках теории предпринимательства в следующих направлениях:

1) изучение влияния социальной организации общества на специфику хозяйственных отношений;

2) изучение социальных сетей предпринимателей и их характеристик;

3) изучение роли социальных сетей предпринимателей в экономике;

4) изучение последствий функционирования социальных сетей предпринимателей в экономике.

В 1988 г. французский экономист Моррис Алле получает Нобелевскую премию по экономике, вместе с которой приходит и всемирное признание результатов его исследований. Он предлагает заменить понятие «рыночная экономика» на понятие «экономика рынков». Он считает мифом точку зрения, о том, что экономика рынков есть результат стихийной игры экономических сил и политики. На самом деле, по его мнению, экономика рынков определяется теми институциональными рамками, в которых функционирует. Государство может изменять эти рамки, но при любом таком вмешательстве нужно ориентироваться, прежде всего, на эффективность экономики рынков. Именно эффективность экономики в конечном итоге определяет расцвет или увядание цивилизаций и культур.

Основными условиями достижения эффективности являются: достаточная информированность участников хозяйственной деятельности, децентрализация решений и самостоятельность экономических агентов, их заинтересованность в поиске и реализации более эффективных решений и конкурентная среда. Таким образом, предпринимателю отводится ведущая роль в достижении эффективности экономики рынков. Но, как отмечает М. Алле, при любом общественном устройстве предприниматели стремятся к захвату и удержанию привилегий и монопольного положения, стремятся обеспечить себе контроль за ситуацией и защиту от конкуренции. Поэтому только при наличии реальной конкуренции возможно достижение экономической эффективности и справедливого распределения излишков. Конкуренция позволяет распределить полученные излишки между большим числом действующих лиц. Следовательно, она способствует более упорядоченному распределению доходов, сглаживает социальное неравенство и тем самым помогает созданию социального и политического климата, благоприятного для функционирования экономики рынков [1].

Государство неспособно рационально и эффективно распределять излишки, потому что предприниматели вступают в сговор с представителями его органов и монополизируют в свою пользу рынки. Реализуя свой частный интерес, предприниматели не только не дают эффекта всеобщего блага, они снижают в целом экономическую эффективность всей хозяйственной сферы. Таким образом, М. Алле утверждает, что предприниматели, реализуя свой личный интерес, могут достичь всеобщего блага только при условии существования конкурентной среды, которая формируется социальными институтами. Государство, реформируя институциональные рамки, может сконструировать такие условия для предпринимательской деятельности, в которых экономическая эффективность будет максимальной. Ис-

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 3

28

п.г рассолов

следования М. Алле нашли поддержку не только среди экономистов неолиберализма, но и у представителей новой институциональной экономики, что, по-видимому, и обусловило их популярность [3].

Особое место в современных теориях предпринимательства занимают исследования «неформальной экономики». Этот термин впервые предложил профессор антропологии Лондонского университета Кит Харт для обозначения множества социально-экономических явлений, порожденных самозанятостью населения Аккры (Гана).

Э.Фейдж для конкретизации понятия «неформальная экономика» предложил разделить всю хозяйственную деятельность на две части:

1. Открытая экономика (контролируемая и регулируемая государством).

2. Скрытая экономика.

В свою очередь, «неформальную экономику» он предлагает разделять на следующие составные части:

1. Нелегальная экономика, которая основана на производстве и распространении запрещенных законом продуктов и услуг.

2. Недекларируемая экономика, которая основана на уклонении от установленных налоговых правил.

3. Нерегистрируемая экономика, субъекты которой не соблюдают требования отчетности.

4. Неформальная экономика, которая основана на отказе от соблюдения законов и административных правил в целях сокращения издержек в хозяйственной сфере.

Очевидно, что вышеприведенное деление весьма условно и не избавлено от внутренних противоречий. Так, некоторые исследователи считают, что нерегистрируемую и неформальную экономику не следует разделять.

Причиной возникновения неформальной экономики разные исследователи называет различные факторы. С.Ю. Барсукова предлагает следующую группировку направлений изучения неформальной экономики [2]:

1) неформальность — это свойство экономического порядка стран «третьего мира»;

2) неформальность — это свойство любой экономической системы;

3) неформальность — это свойство современных экономических процессов.

Представители первой группы рассматривают неформальность как дисфункцию существующей экономической системы, подтверждающую ее недоразвитость. В результате развития экономических отношений этот сектор экономики отомрет сам по себе в течение времени.

Вторая группа исследователей базируется на четырех наиболее авторитетных суждениях:

1) неформальная экономика — результат миграционных процессов;

2) неформальная экономика — результат развития субконтрактных технологий организации производства и торговли;

3) неформальная экономика — результат политики ослабления профсоюзного движения;

4) неформальная экономика — результат возросшей конкуренции со стороны стран «третьего мира».

Третья группа исследователей выделяет семь характеристик современности, которые обусловливают экономическую активность в неформальном поле:

1) структурные изменения в экономике, ведущие к изменению на рынке труда (в частности, все большее вытеснение ручного труда машинным, возникновение новых отраслей и вымирание старых, изменение организации трудового процесса и расширение наемной занятости на дому);

2) развитие неформальных услуг и самообслуживания;

3) развитие идеологии и практики государства всеобщего благоденствия (данная идеология и практика создали весомый стимул для ухода от налогов);

4) несовершенство институциональной системы;

5) национальная укорененность неформальной экономики как ответ на космополитизм принципов формальной экономики;

6) коллапс социалистической системы, вступление ряда стран в транзитивный период;

7) «модернизационные рывки» как распространенный способ сокращения отставания от лидеров.

Изучение различных аспектов неформальной экономики позволило принципиально расширить границы исследования предпринимательства. В теории предпринимательства при определении понятия «предприниматель», как правило, выделяется такое базовое свойство данного субъекта, как легальность его хозяйственной деятельности и использование законных способов ведения конкурентной борьбы. Наработки исследователей в рамках неформальной экономики позволяют утверждать, что предпринимательская деятельность реализуется не всегда легально и законно.

Таким образом, роль предпринимательства в экономике существенно изменилась. Именно предприниматели в конечном счете стали двигателями прогресса и улучшения качества жизни. Происходит это в силу нескольких причин.

Первая причина. В условиях конкуренции наибольшую прибыль можно получить, создавая новые товары или услуги, фактически создавая новые рынки. Поэтому предприниматели охотятся за инновациями и успешно внедряют их. Именно энтузиазму предпринимателей человечество обязано мгновенному, по историческим меркам, проникновению компьютерной техники в повседневную жизнь человека. Несмотря на то, что первые компьютеры были уделом госучреждений. Именно предпринимателей следует отнести к пионерам внедрения инноваций в повседневную жизнь общества. Что обусловлено конкурентной борьбой и поисками конкурентных преимуществ в стремлении максимизировать прибыль.

Вторая причина. На уже устоявшихся и высококонкурентных рынках решающее значение имеют технологии производства, логистика, информационные системы. Там, где нет возможности радикально усилить в глазах потреби-

телей свое предложение, предпринимателям приходится оптимизировать издержки. В этом им помогают, опять же, инновации. Так, крупные продуктовые ритейлеры внедряют дорогостоящие информационные системы, позволяющие им одновременно оптимизировать складские запасы, использование автотранспорта и работу персонала.

Третья причина. Чтобы выжить, предприниматели ищут пути удешевления производства, а, соответственно, снижения розничной цены. Это позволяет им увеличить круг своих постоянных клиентов. Данное явление напрямую влияет на качество жизни населения. Так, ранее недоступная большинству российских граждан бытовая техника, постепенно перешла из предметов роскоши и символов богатства в разряд обыденных товаров.

Кроме вышеперечисленного, именно предприниматели своевременно откликаются на вновь возникающие потребности общества, создавая новые предприятия и предлагая новые товары или услуги.

Предприниматели двигают вперед технический прогресс, так как более эффективны при внедрении научных разработок, чем государство. Хотя при этом и не лишены недостатков, которые кроются в самой сущности предпринимателя. Погоня за прибылью, стремление к быстрому обороту капитала не позволяют предпринимателям инвестировать средства в долгосрочные проекты, какие бы выгоды они не сулили в дальнейшем. Данная проблема тесно связана с политической обстановкой в государстве. Чем чаще меняются правила игры (законодательство), тем меньше бизнес склонен вкладываться в долгосрочные проекты.

В слове о предпринимателях нельзя обойти вниманием психологическую составляющую этого явления. Макклелланд Д. К. (1917-1998) говорит о том, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, обладают специфической мотивационной системой, которую можно обозначить, как мотивация достижения. Более поздние исследования показали, что наряду с мотивацией достижения предпринимателям свойственна и мотивация избегания неудач. Коллективная мотивация достижения в обществе при наличии соответствующих механизмов обеспечивает экономический рост данного общества. Более того, система самозанятости, созданная на основе такого явления, как малое предпринимательство, способна в перспективе сгладить социальное расслоение общества.

Таким образом, экскурс в историю развития предпринимательства как социально-экономического явления позволяет сделать вывод, что институт предпринимательства появился как объективная необходимость вместе с возникновением хозяйственных отношений в обществе. И в процессе их развития и усложнения происходили и изменения в содержании и роли предпринимательства, от его узкого понимания как просто посредничества, состоящего в получении выигрыша за счет перепродажи товаров, до социально значимого явления, обеспечивающего занятость населения, научно-технический прогресс и являющегося движущей силой развития общества. В современном мире, несмотря на достаточно четкое разделение функций государства и бизнеса в экономике, происходит трансформация их ролей, приводящая к их рассмотрению не как антагонистических явлений, а как основных заинтересованных участников функционирования и развития общества. Можно говорить о новом понимании предпринимательства как активного участника не только экономических, но и социальных, экологических и политических отношений в обществе, имеющего возможность на основе определения взаимовыгодных условий сотрудничества с государственным и некоммерческим секторами и при консолидации совместных усилий обеспечить решение возникающих в обществе проблем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алле М. Основные направления моей работы / Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков. В 5 т. / Сопред. ред-кол. Г.Г. Фетисов, А.Г. Худокормов. В 2 кн. Всемирное признание: Лекции нобелевских лауреатов / Отв. ред. Г.Г. Фетисов. Кн. 1. М.: Мысль, 2004.

2. Барсукова С.Ю. Неформальная экономика. Гос. ун-т Высшая школа экономики, 2009.

3. Светуньков М.Г. Предпринимательство и инновации / М.Г. Светуньков, С.Г. Светуньков. Ульяновск: УлГТУ, 2010.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.