ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 3
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
ЛЕВУШКИНА С.В.,
кандидат юридических наук, доцент кафедры менеджмент, Ставропольский государственный аграрный университет, e-mail: [email protected]
Современное российское предпринимательство функционирует в условиях глобализации и интернационализации экономических связей различных стран, характеризующихся стремительными темпами развития предпринимательской сферы. Поэтому в России особо остро стоит вопрос формирования благоприятной предпринимательской среды, которая бы обеспечивала устойчивое и эффективное развитие малого и среднего бизнеса. Кроме того, предпринимательская среда определяет форму и масштаб реализации предпринимательского потенциала и уровень его активности.
Ключевые слова: предпринимательская среда; экономический аспект;устойчивость и эффективность развития; факторы предпринимательской среды.
THE BUSINESS ENVIRONMENT AS A CONDITION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES
LEVUSHKINA S.V.,
PhD, associate Professor at the department of Management, Stavropol State Agrarian University, e-mail: [email protected]
The modern Russian business works in the context of globalization and internationalization of economic relations of various countries, characterized by a rapid pace of development of the business sector. Therefore, in Russia particularly acute problem of creating an enabling business environment that would ensure sustainable and effective development of small and medium-sized businesses. In addition, the business environment determines the shape and scope of the entrepreneurial capacity and the level of activity.
Keywords: enterprise environment; economic aspect; stability and efficiency of development; factors of the enterprise environment.
JEL classification: L26.
В современных условиях экономического развития России отмечается значительный рост деловой активности предпринимательской деятельности, для реализации которой государство формирует определенные условия с целью повышения ее эффективности. В сложившихся условиях хозяйствования предпринимательство в состоянии стать основным элементом, способным обеспечить дальнейший рост российской экономики при условии действия благоприятных рыночных механизмов экономического регулирования и институциональных факторов, обеспечивающих свободную реализацию принципов и функций предпринимательской деятельности. Однако быстро меняющиеся условия и ситуации функционирования предпринимательской среды порождают несовершенство механизма рыночного регулирования и институционального воздействия, что в конечно итоге приводит к сбоям в активизации и, как следствие, эффективности предпринимательства как института российской экономики (Левушкина, 2012а. С. 14).
Среди различных видов предпринимательской среды особо выделяется ее экономический сектор. С этой точки зрения предпринимательская среда представляет собой системную категорию, включающую в себя определенные условия, прежде всего, экономического и социально-экономического характера, обеспечивающие экономическую свободу физическим и юридическим лицам для осуществления предпринимательской деятельности.
Предпринимательская среда - это среда проблемного многоаспектного содержания, характеризующаяся динамичностью, циклическими закономерностями развития, в некоторых ситуациях - точками бифуркации. Она требует поли-
© С.В. Левушкина, 2013
альтернативного решения периодически возникающих под воздействием совокупности факторов проблемных ситуаций. Это возможно осуществить на основе принятия управленческих решений как в экономических условиях закономерного развития, так и в условиях неопределенности ситуации.
Экономическая среда оказывает регулирующее воздействие на субъекты предпринимательской деятельности через регулирующие субстанции, к числу которых следует отнести финансы, налоги, ресурсы, инвестиции, конкуренция, информация и пр. В свою очередь, регулирующие субстанции лежат в основе предпринимательских факторов, оказывающих влияние на предпринимательскую свободу предпринимательской деятельности и ее активности, как результат реализации предпринимательского потенциала (Кусакина, 2013. С. 356).
Однако в российской экономике предпринимательская среда характеризуется неопределенностью и рисковыми ситуациями. Предпринимательский климат, характеризующий ее состояние, до настоящего времени не улучшается. Так считают 55% опрошенных ВЦИОМом в мае 2013 г. в российских городах. Ранее негативно оценивали условия для развития частного предпринимательства 44% респондентов (2009 г.). Большинство россиян, не имеющих собственного бизнеса, сообщают, что не планируют и в будущем организовывать свое дело (72%) - в 2011 г. таких было 65%. Относительное большинство тех, кто не имеет опыт предпринимательской деятельности, оценивают его как удовлетворительный (47%). Более трети называют свои попытки организовать бизнес неудачными (35%). Все это подчеркивает актуальность и своевременность решения поставленной задачи.
Предпринимательская среда определяет доходы и покупательную способность населения, уровень безработицы и занятости населения, степень экономической свободы предпринимателей, возможности инвестирования, наличие и доступность денежных ресурсов и другие экономические факторы, что и обеспечивает устойчивость функционирования и повышение эффективности развития малого и среднего бизнеса.
По нашему мнению, при этом должны существовать адекватные способы и формы вмешательства государства в предпринимательскую среду, а также в те сферы, где оно необходимо. Масштабы и формы вмешательства государства в экономику малого и среднего предпринимательства зависят от многих факторов, как экономического порядка, так и национальной специфики. При этом вмешательство государства в хозяйствующую деятельность с позиции развития малого и среднего бизнеса оправдано с той степенью и допустимо в тех формах, которые способствуют повышению экономической эффективности и не подрывают основ предпринимательской деятельности (рис. 1).
Факторы предпринимательской среды определяют эффективность ее функционирования, которая влияет на способность предпринимательства осуществлять деятельность, а также определяет активность этой деятельности.
Рис. 1. Базовые принципы и ключевые факторы формирования экономической предпринимательской среды
малого и среднего бизнеса
Сложность учета и мониторинга факторов предпринимательской среды состоит в том, что они могут носить формальный и неформальный характер. Формальные нормы и правила, выражающиеся в государственных установках, норматив-
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 3
ной регламентации, законах рыночного спроса и предложения. Они понятны всем субъектам предпринимательских структур и их совокупность является четким механизмом регулирования всей предпринимательской деятельности. Вместе с тем такие неформальные факторы как обычаи делового оборота, особенности предпринимательского этикета, существующие российские особенности «решать дела» как со стороны партнеров, так и со стороны государственных структур представляют собой особые сложности для осуществления действительно свободной предпринимательской деятельности.
Определяющая роль в систематизации факторов с учетом их формального и неформального происхождения, конечно, принадлежит государству в рамках принадлежащих ему полномочий. Но, при этом без нарушения принципов демократичности экономических отношений в государстве. В данном случае необходимо наличие организационноправового и экономического механизма регулирования состояния предпринимательской среды, факторы и условия которой должны обеспечивать эффективное функционирование всей предпринимательской структуры.
Факторы предпринимательства - это воздействующие регуляторы предпринимательской среды внешней и внутренней направленности. Они определяют возможность для предпринимательской структуры осуществлять определенную деятельность в приемлемой организационно - экономической или организационно - правовой формах. То есть выбирать ее сферу, направленность и масштаб для достижения, как генеральной цели, так и текущих результатов (Левушкина, 2012б. С. 878).
Следует отметить, что одна и та же субстанция может лежать в основе двух и более факторов предпринимательской среды. Важно отметить многосторонний характер фактора или его двойственную природу, которая отражается в положительном осмыслении субстанции в одном факторе и в отрицательном осмыслении в другом. Сами по себе факторы, выступающие регуляторами состояния предпринимательской среды, оказывают динамическое воздействие как директивного, так и диспозиционного характера. Субъект предпринимательской деятельности в силу вышеизложенного попадает в ситуацию постоянного аналитического и синтетического контроля субстанций. Причем, факторного и характерного их воздействия в целях оптимизации выбора альтернатив своих будущих действий.
Круговая взаимосвязь и взаимозависимость всех составляющих предпринимательской среды осуществляется, прежде всего, через коммуникативные каналы. В своей совокупности коммуникационные связи и коммуникационные каналы трансформируются в коммуникативное поле. Данное поле имеет право претендовать на полноценный компонент предпринимательства наравне с личностным, экономическим и организационно-управленческим компонентами. Информация практически единственное средство, овладение которым позволяет предпринимателю полноценно ориентироваться в экономической среде. Это позволяет своевременно принимать соответствующие конкретной ситуации управленческие решения, анализировать собственные позиции и перспективы развития.
Среди всей совокупности информационных факторов, оказывающих влияние на экономическую предпринимательскую среду, предлагается и другая их классификация. Так, на субъекты предпринимательских структур оказывает влияние сложная комбинация экзогенных (внешних) факторов, не подконтрольных руководству, и эндогенных (внутренних) факторов, активно управляемых предпринимателем. Совокупное влияние экзогенных и эндогенных факторов, носящих цикличный характер, может формировать благоприятный предпринимательский климат в экономической среде или, наоборот, способствовать свертыванию предпринимательской активности (Денисова, 2012. С. 35).
Участие предпринимателей в информационных процессах должно соответствовать определенным правилам формирования экономической предпринимательской среды. К их числу следует отнести, прежде всего, полноту, но не избыточность, временные рамки от возникновения ситуации, ставящей необходимость поиска информации до ее возможного разрешения. Необходимо также учитывать предельность и глубину информационного поиска, разнообразие информационных каналов и способов их исследования, а также возможности самого субъекта информационного поиска.
Современное состояние предпринимательства, начиная с микроуровня и заканчивая мегауровнем, ставит перед предпринимателем достаточно жесткие требования в отношении коммуникативного компонента, развития конкурентной предпринимательской среды.
Почему именно коммуникативный компонент, а не, информационный, например? Дело в том, что сама по себе информация - это, на наш взгляд, абстрактное, свободно текущее явление в предпринимательской среде экономики. Ценность информации в ее исследовании, применении. А это возможно только посредством ее передачи, получения и обработки, т. е. выполнения элементарной схемы коммуникационного процесса. Рациональное применение информации в экономической среде позволяет предпринимателям упорядочить и организовать свою деятельность лучшим образом. И этот образ ложится в основу новых элементов их поведения, которые получают закономерный характер. Следует отметить, относительно безграничный процесс трансформации полученной информации. Этот процесс необходимо привести в некое эффективно-рациональное состояние конкретного объекта управления со стороны предпринимателя. И чем продолжительнее и закономернее будет этот процесс, тем устойчивее будет функционировать как отдельный предприниматель, так и в целом предпринимательская среда.
Современная информация позволяет систематически отслеживать структуру и уровень благоприятности экономической предпринимательской среды, периодически выявлять на этой основе основные проблемы малого и среднего бизнеса и определять основные приоритеты его развития (рис. 2, 3).
Рис. 2. Интегральная оценка проблем малого и среднего бизнеса, отражающих уровень благоприятности
предпринимательской среды в России
Рис. 3. Интегральная оценка основных приоритетов малого и среднего бизнеса
Проведенные социологические исследования состояния среднего и малого предпринимательства в городе Ставрополе, а также реакции субъектов малого и среднего предпринимательства на нормативные акты, регулирующие деятельность малого и среднего предпринимательства, принимаемые администрацией города, показали, что среди значимых факторов, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства в г. Ставрополе, можно назвать отсутствие стабильности и сложную экономическую ситуацию (68,5%), недобросовестную конкуренцию (53,2%), сложность аренды помещений для ведения бизнеса (49,4%) (рис. 4).
01 су 1С1 вис предпринимательской..
Нехватка знаний, опыта Неплатежеспособность заказчиков Отсутствие поддержки со стороны..
Устаревшие технологии Коррупция в органах власти Сложность аренды помещения IНесовершенство законодательства Административные барьеры
1 1,6 12 .5,8 | 21
56,3
" 6,8 39,3
1,2 79,8
■■■■■мм 18,1 ■ 23,8
Рис. 4. Сдерживающие факторы развития малого и среднего предпринимательства в г. Ставрополе, 2012 г.
К числу факторов, сдерживающих в настоящее время развитие малого и среднего предпринимательства, эксперты относят:
• бюрократические препятствия при создании и в ходе деятельности организации, сложность налогового законодательства и налоговой отчетности, отсутствие налоговых льгот - 44,4%;
• нехватка денежных средств, слабая информированность в вопросах государственной поддержки - 38,9%;
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 3
• недостаточное использование инновационных технологий - 22,2%;
• низкий уровень компетенции специалистов - 11,1 %;
• нехватка квалифицированных кадров - 11,1%;
• особенности выдачи кредита, высокий процент и короткие сроки - 11,1 %;
• сложность вывода новой продукции на сложившиеся рынки - 5,6%;
• высокая стоимость арендной платы на коммерческую недвижимость, нестабильная экономическая ситуация - 5,6%.
Экспертами на всех уровнях предложено изменить и усовершенствовать нормативные акты, регламентирующие такие сферы, как:
• налогообложение, в том числе льготное, снижение административных барьеров, лицензирование и сертификация - 38,9 %;
• научная и инновационная деятельность - 16,7%;
• льготное кредитование и страхование, а также введение упрощенного порядка регистрации индивидуальных предпринимателей - 5,6%.
Современная предпринимательская среда - это устоявшаяся система, но даже для нее характерны точки бифуркации, в момент возникновения которых создается переход системы на новый вектор развития, трудно поддающийся прогнозированию. Следует разделять бифуркацию на мега-, макро- и микроуровни. Между бифуркационными уровнями существует вертикальная восходящая и нисходящая связь, осуществляемая через коммуникативный компонент. Вертикальную нисходящую связь можно наблюдать в современных условиях экономического развития России, в котором отмечается значительный рост деловой активности предпринимательской деятельности, для реализации коей государство формирует определенные условия с целью повышения ее эффективности.
Современная предпринимательская среда в России характеризуется достаточным уровнем благоприятности для реализации предпринимательского потенциала и его активности благодаря сложившимся условиям хозяйствования (Герасимов, 2007. С. 67). Однако, как правило, макроэкономические тенденции порождают тенденции негативного характера, оказывающие регулирующее воздействие на предпринимательскую среду, вызывающее определенные реакции субъектов предпринимательской деятельности.
Возможным примером не благополучности предпринимательской среды является повсеместная сдача в налоговые органы свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя. И, например, возникающее желание прекратить предпринимательскую деятельность в связи с увеличением налогового гнета на предпринимателя. Однако для российской действительности такая экономическая среда означает лишь нежелание предпринимателя платить такие размеры налогов, но не реализация стремления выйти из предпринимательства. Следствием деформации предпринимательской среды является уход официальных предпринимателей в теневой сектор. Примеры успешного ведения неофициального, прежде всего, малого бизнеса, быстро получит свою огласку и это примет повсеместный характер. Результатом будет ужесточение со стороны государства мер контроля за предпринимательской деятельностью, далее разработка стимулирующих для предпринимательства мер, т. е. предпринимательство будет проходить все те же циклы развития, но на новом уровне и в ином проявлении с новыми характеристиками.
Роль государства в формировании условий и регулировании факторов развития экономической предпринимательской среды неоспорима, но необходимо отметить и роль самих предпринимательских структур в активизации своей деятельности. При благоприятном предпринимательском климате деятельность высокие результаты предпринимательской деятельности достигаются, прежде всего, посредством разработки стратегии своего развития в условиях нестабильности и неопределенности факторов предпринимательской среды (Герасимов, 2008. С. 278). Это достигается за счет применения различных методик для оценки рисковых ситуаций и использования механизмов, минимизирующих потери предпринимательской деятельности. Современная ситуация стимулирует разработать мероприятия по противостоянию негативным действиям факторов неопределенности и рисков предпринимательской среды. И, одновременно, использовать различные комбинации этих факторов для активизации своей предпринимательской деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
Герасимов А.Н., Герасимов Н.И. (2007). Институциональные трансформации и развитие предпринимательства в АПК Ставропольского края. Terra Economicus, Т. 5, № 2-2, с. 65-68.
Герасимов А.Н., Громов Е.И., Скрипниченко Ю.С. (2008). Совершенствование системы экономико-статистической оценки взаимодействия муниципалитетов с предпринимательскими структурами регионального АПК. Terra Economicus, Т. 6, № 2-3, с. 277-281.
Денисова И.Н. (2012). Деловая активность как измеритель адаптации субъектов бизнеса к условиям рынка: методологические основы адаптации предпринимательских структур к социально-экономическим условиям функционирования и развития. Российское предпринимательство, № 3 (201), с. 34-39.
Кусакина О.Н., Лисова О.М., Левушкина С.В. (2013). Системно-компонентный аспект предпринимательской деятельности. Экономика и предпринимательство, Т. 7, № 1 (30), с. 355-358.
Левушкина С.В. (2012). Интегрированная совокупность факторов предпринимательской среды. Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), № 9, с.14
Левушкина С.В. (2012). Особенности и современные тенденции развития различных форм предпринимательской деятельности. Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета, № 07 (81), с. 878-889.
REFERENCES
Gerasimov A., Gerasimov N. (2007). Institutional transformation and the development of entrepreneurship in the agroindustrial complex of the Stavropol Territory. TerraEconomicus, T. 5, No. 2-2, p. 65-68. (In Russian).
Gerasimov A., Gromov E., Skripnichenko Y. (2008). Improvement of economic and statistical evaluation of the interaction of municipalities with business structures of regional agriculture. Terra Economicus, T. 6, No. 2-3, p. 277-281. (In Russian).
Denisova I. (2012). Business Activities as a measure of business entities adapt to market conditions: methodological basis of adaptation of business structures to the socio-economic conditions of the operation and development. Russian Entrepreneurship, No. 3 (201), p. 34-39. (In Russian).
Kusakina O., Lisov O., Levushkina S. (2013). System-component aspect of the business. Economics and Business, Vol. 7, No. 1 (30), p. 355-358. (In Russian).
Levushkina S. (2012). An integrated set of factors of entrepreneurial environment. Modern studies of social problems (electronic scientific journal), No. 9, p. 14. (In Russian).
Levushkina S. (2012). Features and modern trends in the development of various forms of business. Polythematic power electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University, No. 07 (81), p. 878-889. (In Russian).
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 3