Научная статья на тему 'Интегрированная совокупность факторов предпринимательской среды и тенденции их развития'

Интегрированная совокупность факторов предпринимательской среды и тенденции их развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3115
299
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА / ФАКТОРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ФАКТОРНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА / ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФАКТОРОВ / THE ENTREPRENEURIAL ENVIRONMENT / BUSINESS FACTORS / FACTORIAL INFLUENCE / ECONOMIC FREEDOM / OPTIMIZATION OF INTERACTION OF FACTORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левушкина Светлана Владимировна

Предпринимательство осуществляется в определенных условиях макрои микросреды, оказывающих влияние на тенденции его развития и определяющие возможность осуществления предпринимательской деятельности. Важным в функционировании предпринимательства является определение факторов внешней и внутренней среды, формирующих предпринимательскую среду, определение понятийного аппарата в части предпринимательской среды, систематизация этих факторов, обусловливающих устойчивое развитие предпринимательской деятельности в современных условиях. Особого внимания заслуживает факторное воздействие на формирование благоприятной предпринимательской среды со стороны государства, способствующее активизации субъектов предпринимательской деятельности и повсеместному установлению экономической свободы предпринимательства. Отличительной особенностью успешного предпринимательства в широком его смысле является баланс, прежде всего, факторов государственного и рыночного воздействия без преобладания одного из них, что является необходимым условием современных рыночных отношений. С учетом того, что предпринимательская деятельность характеризуется, как рисковая следует выделять взаимосвязанные факторы ресурсного обеспечения и факторы риска. Систематизация факторов предпринимательства позволяет субъектам предпринимательской деятельности определить основные тенденции развития предпринимательской среды, уровень риска в определенной отрасли или сфере деятельности, а также выбрать соответствующую организационно правовую и организационно экономическую форму своей деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTEGRATED SET OF THE ENTREPRENEURIAL ENVIRONMENTAL FACTORS AND TENDENCIES OF THEIR DEVELOPMENT

Business is carried out in certain conditions macro and the microenvironment, influencing tendencies of its development and defining a possibilities of implementation of business activity. Important in a functioning of business activity was definition is factors of the external and internal environment forming the business activity, definition of the conceptual device regarding the business activity environment, systematization of these factors causing a sustainable development of business activity. The special attention is deserved by factorial influence on formation of the favorable business activity environment from the state, promoting more active of subjects of business activity and universal establishment of an economic freedom of enterprise. Distinctive feature of successful of business in its wide sense is the balance, first of all, factors of the state and market influence without prevalence of one of them that is a necessary condition of the modern market relations. Taking into account that business activity is characterized as risk, it is necessary to allocate the interconnected factors of resource providing and factors of a risk. Systematization of factors of business allows subjects of business activity to define the main tendencies of development of the enterprise environment, a risk level in a certain branch or a field of activity, and also to choose corresponding organizationally legal and organizationally an economic form of the activity.

Текст научной работы на тему «Интегрированная совокупность факторов предпринимательской среды и тенденции их развития»

УДК 330.341 ИНТЕГРИРОВАННАЯ СОВОКУПНОСТЬ ФАКТОРОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ И ТЕНДЕНЦИИ ИХ РАЗВИТИЯ

Левушкина С. В.

Предпринимательство осуществляется в определенных условиях макро- и микросреды, оказывающих влияние на тенденции его развития и определяющие возможность осуществления предпринимательской деятельности. Важным в функционировании предпринимательства является определение факторов внешней и внутренней среды, формирующих предпринимательскую среду, определение понятийного аппарата в части предпринимательской среды, систематизация этих факторов, обусловливающих устойчивое развитие предпринимательской деятельности в современных условиях. Особого внимания заслуживает факторное воздействие на формирование благоприятной предпринимательской среды со стороны государства, способствующее активизации субъектов предпринимательской деятельности и повсеместному установлению экономической свободы предпринимательства.

Отличительной особенностью успешного предпринимательства в тттиро-ком его смысле является баланс, прежде всего, факторов государственного и рыночного воздействия без преобладания одного из них, что является необходимым условием современных рыночных отношений. С учетом того, что предпринимательская деятельность характеризуется, как рисковая следует выделять взаимосвязанные факторы ресурсного обеспечения и факторы риска.

Систематизация факторов предпринимательства позволяет субъектам предпринимательской деятельности определить основные тенденции развития предпринимательской среды, уровень риска в определенной отрасли или сфере

деятельности, а также выбрать соответствующую организационно - правовую и организационно - экономическую форму своей деятельности.

Ключевые слова: предпринимательская среда; факторы предпринимательства; факторное воздействие; экономическая свобода; оптимизация взаимодействия факторов.

THE INTEGRATED SET OF THE ENTREPRENEURIAL ENVIRONMENTAL FACTORS AND TENDENCIES OF THEIR DEVELOPMENT

Levushkina S.V.

Business is carried out in certain conditions macro - and the microenvironment, influencing tendencies of its development and defining a possibilities of implementation of business activity. Important in a functioning of business activity was definition is factors of the external and internal environment forming the business activity, definition of the conceptual device regarding the business activity environment, systematization of these factors causing a sustainable development of business activity. The special attention is deserved by factorial influence on formation of the favorable business activity environment from the state, promoting more active of subjects of business activity and universal establishment of an economic freedom of enterprise.

Distinctive feature of successful of business in its wide sense is the balance, first of all, factors of the state and market influence without prevalence of one of them that is a necessary condition of the modern market relations. Taking into account that business activity is characterized as risk, it is necessary to allocate the interconnected factors of resource providing and factors of a risk.

Systematization of factors of business allows subjects of business activity to define the main tendencies of development of the enterprise environment, a risk level

in a certain branch or a field of activity, and also to choose corresponding organizationally - legal and organizationally - an economic form of the activity.

Keywords: the entrepreneurial environment; business factors; factorial influence; economic freedom; optimization of interaction of factors.

В современных условиях экономического развития России отмечается значительный рост деловой активности предпринимательской деятельности, для реализации которой государство формирует определенные условия с целью повышения ее эффективности. В сложившихся условиях хозяйствования предпринимательство в состоянии стать основным элементом, способным обеспечить дальнейший рост российской экономики при условии действия благоприятных рыночных механизмов экономического регулирования и институциональных факторов, обеспечивающих свободную реализацию принципов и функций предпринимательской деятельности. Однако быстро меняющиеся условия и ситуации функционирования предпринимательской деятельности порождают несовершенство механизма рыночного регулирования и институционального воздействия, что в конечном итоге приводит к сбоям в активизации и, как следствие, эффективности предпринимательства как института российской экономики.

Кроме того, в российском предпринимательстве в течение 20 лет непрерывно происходят изменения характеристик бизнес - структур и их деятельности, как под влиянием внешнего воздействия, так и с использование механизмов самоорганизации. Все чаще для предпринимательской деятельности становятся характерными иррациональное поведение экономических субъектов и выявление скрытых (эмерджентных) факторов и закономерностей [2]. Кроме того, предпринимательству приходится сталкиваться с серьезными трудностями, возникающими в ходе сложного комплекса институциональных преобразований, среди которых можно выделить несовершенство законодательства и на-

логовой системы, финансовые проблемы, многочисленные административные барьеры, отсутствие необходимых знаний, навыков и опыта.

В силу этого развитие предпринимательства следует рассматривать как процесс формирования в стране определенных внешних и внутренних условий, обеспечивающих благоприятные возможности для его развития, то есть речь идет о функционировании предпринимательских структур в определенной предпринимательской среде, которая оказывает влияние на всю его деятельность.

С этой точки зрения предпринимательская среда представляет собой системную категорию, включающую в себя определенные условия, прежде всего, экономического, политического, организационно-правового и социального характера, обеспечивающие экономическую свободу физическим и юридическим лицам для осуществления предпринимательской деятельности.

Предпринимательская среда характеризуется сложившейся экономической и политической обстановкой, правовой, социально-культурной, технологической, географической средой, экологической ситуацией, а также состоянием институциональной и информационной систем. Предпринимательская среда должна обладать определенным качеством, выражаемым через состояние факторов макро- и микросреды и экономическую политику государства, а также наличием предпринимательских «фермента» и потенциала в обществе и желанием людей воспользоваться существующими условиям [3].

Исходя из выше изложенного, предпринимательская среда представляет собой интегрированную совокупность факторов, формирующих возможность и способность существования предпринимательства и способствующих его активности и экономическому развитию.

Факторы предпринимательской среды определяют эффективность функционирования самой предпринимательской среды, которая влияет на способность предпринимательства осуществлять деятельность, а также определяет активность этой деятельности. Сложность учета и мониторинга факторов пред-

принимательской среды состоит в том, что они могут носить формальный и неформальный характер. Формальные нормы и правила, выражающиеся в государственных установках, нормативной регламентации, законах рыночного спроса и предложения и др., понятны всем субъектам предпринимательской деятельности и их совокупность является четким механизмом регулирования всей предпринимательской деятельности. А вот такие неформальные факторы как обычаи делового оборота, особенности предпринимательского этикета, существующие российские особенности «решать дела» как со стороны партнеров, так и со стороны государственных структур представляют собой особые сложности для осуществления действительно свободной предпринимательской деятельности. Определяющая роль в систематизации факторов с учетом их формального и неформального происхождения, конечно, принадлежит государству в рамках принадлежащих ему полномочий, но без нарушения принципов демократичности экономических отношений в государстве. В данном случае необходимо наличие организационно - правового и экономического механизма регулирования состояния предпринимательской среды, факторы и условия которой должны обеспечивать эффективное функционирование всей предпринимательской структуры.

Факторы предпринимательства — это воздействующие регуляторы предпринимательской среды внешней и внутренней направленности, определяющие возможность для предпринимательской структуры осуществлять определенную деятельность в приемлемой организационно - экономической или организационно - правовой форме, выбирать ее сферу, направленность и масштаб для достижения, как генеральной цели, так и текущих результатов.

Различают внешние факторы, обусловленные характером окружающей среды, и внутренние, обусловленные особенностями внутренней организации предпринимательства. Важно отметить, что развитие предпринимательства происходит в условиях динамического и противоречивого изменения параметров всей совокупности факторов как внешнего, так и внутреннего воздействия.

К внешним факторам, определяющим конкретные условия деятельности предпринимателя, как правило, относят природные, демографические, культурные, социальные, технологические, научно - технические, экономические, политические и инновационные факторы. Каждый из перечисленных факторов имеет свой механизм воздействия посредством свойственных каждому из них набору воздействующих регуляторов, определяющих состояние предпринимательской среды. Следует отметить утопичность бытия мнения об идеальном состоянии и сочетании всех факторов, способных формировать благоприятную предпринимательскую среду. В любом состоянии экономики будут присутствовать факторы и их механизмы, препятствующие или ограничивающие либо с формальной, либо с неформальной стороны деловую активность предпринимательской деятельности. Это необходимо учитывать, рассматривая предпринимательство и тенденции его развития в широком и узком его понимании.

В системе внешних факторов следует выделять две подгруппы, оказывающих существенно различное влияние на развитие предпринимательской деятельности: факторы прямого воздействия и факторы косвенного воздействия. Факторы первой группы оказывают непосредственное влияние на развитие предпринимательской деятельности и субъекты должны незамедлительно на них реагировать. К их числу можно отнести изменение нормативно - правовой базы, элементов налоговой системы, механизмов конкурентной борьбы. Факторы второй группы оказывают влияние опосредованно и не требуют немедленного реагирования на них субъектов предпринимательской деятельности, но в дальнейшем все равно приводят к необходимости изменять или подстраивать предпринимательскую деятельность к последствиям наступления факторов косвенного воздействия. В данном случае речь идет об общей политической обстановке в стране, международных экономических отношениях, развитии отрасли или сферы предпринимательской деятельности и др.

К внутренним факторам предпринимательства относят те, которые отражают уровень развития форм и отношений собственности, регламентацию прав

собственности, внутренние особенности предпринимательской структуры, такие как организационная структура, масштаб организации, стиль управления и прочие составляющие всей системы факторов внутренней среды, определяющиеся, прежде всего, субъектом предпринимательской деятельности.

Внутренние факторы предпринимательства можно рассматривать как организационно - предпринимательский капитал, к которому в том числе с ранее перечисленными слагаемыми, можно добавить или конкретизировать такими компонентами как собственный капитал, контролируемый капитал, организационные привилегии и коммерческие секреты, рейтинг организаторского опыта и достижений [4].

Среди всей совокупности факторов, оказывающих влияние на предпринимательскую деятельность, предлагается и другая их классификация. Так, на субъекты предпринимательских структур оказывает влияние сложная комбинация экзогенных (внешних) факторов, не подконтрольных руководству, и эндогенных (внутренних) факторов, активно управляемых предпринимателем. Совокупное влияние экзогенных и эндогенных факторов, носящих цикличный характер, может формировать благоприятный предпринимательский климат или, наоборот, способствовать свертыванию предпринимательской активности [1].

Если речь пошла о существующих группах факторов, то необходимо отметить и устоявшееся разделение их на макро- и микросреду, которые выделяют с точки зрения возможности субъекта предпринимательской деятельности влиять на эти факторы. Макросреда включает в себя внешние факторы, как правило, косвенного воздействия, которые предприниматель не в состоянии контролировать и изменять и функционирует в рамках их фонового окружения. Микросреда - это совокупность факторов, которые субъект предпринимательской деятельности может частично и полностью контролировать или оказывать на них влияние, образующие, как правило, деловое окружение.

Исходя из выше изложенного, представляется возможным сделать вывод о многообразии факторов воздействия на предпринимательскую деятельность и

их классификацию. По мнению автора, существенное влияние на развитие предпринимательства как института экономической сферы оказывают факторы внешней среды как неконтролируемые, так и поддающиеся некоторому контролю предпринимателем, которые, в свою очередь, представляют собой факторы предпринимательской среды.

В теории существует практически единогласное мнение о подчиненности и зависимости предпринимательской деятельности от предпринимательской среды и ее факторов и в таком ракурсе предпринимательство рассматривается как система, внутренняя среда которой изменяется под воздействием факторов предпринимательской среды (или внешних факторов). Но если рассматривать предпринимательство как институт и как систему, то необходимо говорить о путях и возможностях субъектов предпринимательской деятельности влиять на состояние и развитие предпринимательской среды. Речь идет о механизме взаимообратных связей между предпринимательством и предпринимательской средой, что практически отсутствует в настоящий момент в российском предпринимательстве.

По мнению автора, всю систему факторов, оказывающих влияние на развитие предпринимательства, можно представить в виде рисунка, отражающего наиболее значимые факторы различных сфер регулирования, оказывающие первостепенное влияние на развитие предпринимательской деятельности и ее форм. Среди сфер регулирования представляется необходимым выделить такие основные блоки как факторы государственного регулирования, факторы рыночного механизма, факторы ресурсного обеспечения и факторы риска.

Систематизация факторов, обусловливающих развитие предпринимательской деятельности, представлена на рисунке 1.

Исходя из анализа всей совокупности факторов, следует сделать вывод о преобладании в системе факторов внешней среды, субъектом формирования которых является, прежде всего, государство и его институты. Государство, отправляя факторное воздействие на предпринимательскую деятельность, долж-

но формировать благоприятную предпринимательскую среду, способствующую активизации субъектов предпринимательской деятельности посредством повсеместного установления экономической свободы предпринимательства.

Под экономической свободой следует понимать субъектную характеристику предпринимательской среды, предоставляющую право предпринимателю осуществлять определенный вид деятельности с учетом поставленных им целей, имеющихся возможностей и ожидаемых результатов в условиях свободного рынка и частной собственности.

Рис. 1. Система факторов предпринимательской деятельности

Истоком экономической свободы является экономический либерализм. Как уже отмечалось ранее, например, А. Смит, считал, что вмешательство государства в экономику должно быть минимальным, поскольку любое такое вмешательство ограничивает экономическую свободу. Однако такое вмешательство необходимо в силу того, что между свободными хозяйствующими субъектами должен быть регулятор отношений. Экономические интересы одного предпринимателя могут нарушать экономическую свободу другого предпринимателя, при разрешении конфликта интересов должны применяться соответствующие инструменты.

И, по мнению автора, такие инструменты должны исходить от государства, даже если это ограничители экономической свободы, такие как законодательная база, включающая разрешенные виды деятельности, права и обязанности хозяйствующих субъектов, ответственность за результаты предпринимательской деятельности, налоговая и бюджетная политика, международная политика, регулирование конкуренции и монополистической деятельности. Нужно понимать, что государство как механизм призвано регулировать все процессы, протекающие в нем, и ни один его элемент, включая предпринимательство, не может иметь, в крайнем смысле, автономную самостоятельность.

Конечно, на фоне необходимости регулирования, и тем самым ограничения экономической свободы предпринимателя, следует отметить негативные результаты такого регулирования со стороны государства и его чиновников. Речь идет об инфляционных процессах, несправедливой приватизации, нарушении равных условий доступа к различным ресурсам, коррупции, незаконном лоббировании и ряде других факторов, препятствующих осуществлению свободной предпринимательской деятельности различных субъектов при прочих равных условиях.

Таким образом, наблюдается единство и борьба противоположностей. С одной стороны, государство декларирует важность и необходимость развития предпринимательства в стране, например в государственной «Стратегии - 2020» делается ставка на развитие бизнеса и его влияние на экономический рост государства. С другой стороны, многие идеи и начинания в области развития предпринима-

тельства остаются на декларативном уровне и в реальных условиях существует большое количество преград, снижающих заинтересованность в развитии предпринимательства.

В таких условиях говорить о заинтересованности в развитии предпринимательства, о расширении рынка за счет увеличения предпринимательской активности преждевременно. Однако реальная возможность развития бизнеса существует и в ее основе лежит грамотная, сбалансированная поддержка предпринимательства государством [5].

Роль государства в формировании условий и регулировании факторов развития предпринимательской деятельности неоспорима, но необходимо отметить и роль предпринимательских структур в активизации своей деятельности. Речь идет, прежде всего, о достижении высоких результатов предпринимательской деятельности посредством разработки стратегии своего развития в условиях нестабильности и неопределенности факторов внешней среды, применения различных методик для оценки рисковых ситуаций и использования механизмов, минимизирующих потери предпринимательской деятельности и стимулирующих разработать мероприятия по противостоянию негативным действиям факторов предпринимательской среды и использовать различные комбинации этих факторов для активизации своей предпринимательской деятельности.

Список литературы

1. Денисова И. Н. Деловая активность как измеритель адаптации субъектов бизнеса к условиям рынка: методологические основы адаптации предпринимательских структур к социально-экономическим условиям функционирования и развития // Российское предпринимательство. 2012. № 3 (201). С. 34-39.

2. Ларионов В. Г., Высоцкая Н. В. Бутстрап-система как модель предпринимательства // Российское предпринимательство. 2012. № 2 (200). С. 80-86.

3. Марченко Г., Мачульская О. Предпринимательский климат в крупных городах России //Эксперт. 2003. №19 (3 73). С. 88-93.

4. Самородова Е. М., Маслова О. Л. Основной капитал предпринимателя: об организационно-предпринимательских способностях через призму теории человеческого капитала // Российское предпринимательство. 2008. N 9, вып. 2. С. 20-24.

5. Самохвалов А. С. Стратегический подход к развитию предпринимательства в России // Российское предпринимательство. 2012. № 6 (204). С. 4346.

References

1. Denisova I. N. Rossiyskoe predprinmatel'stvo [Russian business], no. 3 (2012): 34-39.

2. Larionov V. G., Vysotskaya N. V. Rossiyskoe predprinmatel'stvo [Russian business], no. 2 (2012): 80-86.

3. Marchenko G., Machulskaya O. Ekspert [Expert], no. 19 (2003): 88-93.

4. Samorodova E. M., Maslova O. L. Rossiyskoe predprinmatel'stvo. [Russian business], no. 9 (2009): 20-24.

5. Samokhvalov A. S. Rossiyskoe predprinmatel'stvo [Russian business], no. 6 (2012): 43-46.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Левушкина Светлана Владимировна, старший преподаватель кафедры менеджмента, кандидат юридических наук

Ставропольский государственный аграрный университет пер. Зоотехнический, д.12, г. Ставрополь, Ставропольский край, 355017, Россия

e-mail: Kirachek@mail/ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Levushkina Svetlana Vladimirovna, head teacher, management chair, candidate of legal sciences

Stavropol state agrarian university

12, Zootehnichesky Lane, Stavropol, Russia, 355017

e-mail: Kirachek@mail/ru

Рецензент:

Тарасенко Надежда Васильевна, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой «Г осударственное и муниципальное управление» ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.