ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
СРЕДЫ
Окунчаев Ш.З.
к.э.н., доцент кафедры «Налоги и налогообложение» факультета экономики и финансов
ЧГУ.
Раскрыты основные факторы становления предпринимательской среды в рыночной экономике. Становления и развития предпринимательства. Определены условия развития предпринимательской среды для устойчивого и динамичного развития экономики страны. Раскрыта сущность взаимосвязи внешних и внутренних фактор необходимых для становления предпринимательской среды. Определены некоторые функции государства по регулированию предпринимательства.
Ключевые слова: предпринимательство; среда; факторы; система; госрегулирование; экономика.
Major factors of formation of the enterprise environment in market economy are opened. Formation and development of business. Conditions of development of the enterprise environment for sustainable and dynamic development of national economy are defined. The essence of interrelation external and internal a factor necessary for formation of the enterprise environment is opened. Some functions of the state are determined by business regulation.
Keywords: business; Wednesday; factors; system; state regulation; economy.
Предпринимательская деятельность - эта среда, которая является объединяющим началом всех субъектов предпринимательства, определяющим их совместные позиции, она развивается в экономической среде, которая существует в стране в разные периоды. Эта среда является объединяющим началом всех субъектов предпринимательства, определяющим их позиции не изолированно, а совместно.
Как и «система предпринимательства», так и «предпринимательская среда» по сути, является одно и то же, так как выполняют одну и туже роль. Кроме условий функционирования, они между собой взаимно связывают субъекты предпринимательства.
Условия развития и становления системы предпринимательства, её устойчивости и динамичности можно добиться в комплексе ряда факторов, которые формируются во взаимодействии друг с другом субъектов предпринимательства.
Если заглянуть в энциклопедический словарь, то понятие «фактор» (от лат. factor -делающий, производящий), причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты [1]. Отсюда делаем вывод, что если мы определяем факты, по отношению к предпринимательству, тем самым мы определяем причины возникновения предпринимательской среды (системы), как существующего факта и как объекта изучения (исследования).
По этой тематике, как принципа развития предпринимательства занимаются многие учёные, у которых по многим вопросам данной темы мнения расходятся. Интересным показался научный подход Е.А.Дятловой [2, 11], как определяется сущность предпринимательской среды и принципы формирования и эффективности развития предпринимательства. Так, совершенно справедливое мнение автора, что ключевыми факторами становления, развития и реализации предпринимательских функций являются:
- личная заинтересованность; экономическая свобода; рыночное пространство; роль государства в экономике. В таком случае важно заметить, что предпринимательские функции, их проявлении находятся под прессингом внешних и внутренних факторов, которые оказывают влияние на некоторые стороны деятельности предпринимателя.
Здесь уместно сказать, что автор приводит полную аргументацию классификаций всех факторов, но хотелось бы подметить, что по ряду позиций этот вопрос остаётся спорным. Так, к внутренним факторам предпринимательской среды автор относит демократизацию отношений собственности, гарантии частной собственности[11], но это спорный вопрос, потому как они тоже являются внешними, зависящими от государства
В отличие от приведённых выше взглядов на формирование предпринимательской среды другие авторы представляют эту проблему весьма поверхностно. Так, некоторые из них [3] считают, что благоприятная для предпринимательства среда зависит: от стабильности государственной экономической политики, нацеленной на поддержку предпринимательства; позитивного общественного мнения; льготного налогового режима; развитости правовой базы. Перечень этих условий весьма ограничен, к тому же, дублируется, ибо поддержка предпринимательства и льготный налоговый режим -аналогичные понятия [11].
Особый подход к классификации факторов и условий развития предпринимательства в сельском хозяйстве приведён в учебном пособии СПб ГАУ [4]. В её основе все факторы классифицируются на две группы: - макрофакторы (государственный, территориально-отраслевой уровень) и микрофакторы (локальный уровень предприятия) [11].
Тут напрашивается вопрос, потому что не ясно: - почему фактор «конъюнктура местных рынков» входит в группу микрофакторов?
Важно отметить, что необходимо все факторы (условия) разделить на две взаимосвязанные группы - внешние и внутренние, так как они по-разному связаны с деятельностью субъектов предпринимательства. Их характерной особенностью является -динамичность, потому что действуют в определённой экономической системе. Вот почему изменение системы предусматривает и изменение факторов, потому что имеют взаимность между собой.
Внешние факторы определяют условия функционирования как положительного вместе с тем и отрицательного характера предпринимательства. Они по отношению к субъектам предпринимательства являются объективными и не зависят конкретно от самих хозяйствующих субъектов, поскольку последние могут только подстраивать свою профессиональную деятельность под эти факторы, но изменить их не могут.
Формирование предпринимательской среды влияет на развитие
предпринимательства при внутренних факторах, которые, непосредственно, связаны, прежде всего, с возможностями самих предпринимательских структур это: объём выпускаемой продукции, их состав и качество; характер использования ресурсов; форма организации производства; деловая активность; уровень и механизм управления. Это происходит, потому что связано с общей политикой хозяйствующих субъектов, которая, в свою очередь, зависит от внешних факторов.
Отсюда можно сделать вывод, что внешние и внутренние факторы тесно взаимосвязаны между собой.
Рассмотрим экономическую систему, которая состоит из многих подсистем и экономических элементов. В совокупности они образуют определённую целостность и экономическую структуру общества.
Не секрет, что в экономике зарубежных стран, как правило, выделяют рыночную, командно-административную, традиционную экономику, где основными приоритетами, на что уделяют внимание и чем ориентируются, являются: форма собственности (частная или общественная) и способ координации экономической деятельности (рыночный или плановый).
Рыночная экономика является основой экономического развития ведущих стран мира. Здесь основными приоритетами экономической жизнедеятельности являются: -частная собственность; свобода выбора и конкуренции; опора на личные интересы; законы стоимости; цены производимой продукции; спроса и предложения.
Командная экономика отличается отсутствием сословия предпринимателей и конкуренции. Основные приоритеты низкой эффективности; негибкости, застойности и дефицитности это: - диктат производителей и бесправие потребителей; нищета народа и обострение продовольственной проблемы. Это происходит из-за того, что доминируют такие понятия как - планирование, регулирование и контроль на государственном уровне, то есть централизованное руководство, общественная собственность на средства производства и решения принимаются коллективно.
Переход от централизованной (командной) экономической системы, сложившийся в СССР 30-е годы в связи осуществлением форсированной индустриализации и коллективизации сельского хозяйства, к рыночной экономике произошёл существенный перелом, как в политической, так и в экономической идеологии в России, поскольку рынок был призван высшим достижением экономического прогресса цивилизации.
Переход от одной организации общественной жизни к другой произошёл многими специфическими условиями каждой страны, отражающими многообразие конкретно-исторических её аспектов - экономических, политических, правовых, культурных, национальных и др., которые формируют различные контексты развития, определяют модель рыночного хозяйства.
Исходя из того, модель хозяйственного развития - это совокупность обеспечивающих функционирование экономики элементов в их взаимосвязи и взаимодействии, некоторые авторы [5] выделяют три абстрактные модели развития, характеризующиеся разной степенью государственного вмешательства в рыночную экономику: [12].
1. восходящий корнями к Адаму Смиту саморегулирующийся рынок, то есть рынок с высокой степенью «рыночности» или «экономика казино»;
2. экономику, характеризующуюся высокой степенью инструментализма государственного регулирования;
3. смешанную экономику, в которой свобода рынка сочетается с защитой от рынка (сочетания рыночных и государственных регуляторов) [12].
По моему мнению, этот вопрос спорный и с такой классификацией моделей развития можно согласиться лишь частично. Модель госрегулирования системы экономики не надо связывать с моделью рынка, так как имеют место разные подходы. Госрегулирование характеризуется в разных формах смешанной экономики. Что касается моделей рыночной экономики, то в основе их классификации должно быть направление социальной политики, в частности, в сфере конечного потребления. Например, как шведская модель, которая отличается сильной социальной направленностью. В американской модели помощь малоимущим и слабым - минимальная, а наибольшая там, где раскрывается потенциал каждого работника. Рейнский тип - является промежуточным между этими двумя, сочетая их [12].
Исходя из своих особенностей, Россия с 1992г. реализует модель рыночной экономики, где были присуще элементы рыночной и командной экономики, получившей название смешанной экономики социально-ориентированного типа, основными чертами которой являются:
1. сосуществование государственной и частной собственности при доминировании роли последней;
2. функционирование рынка совершенной конкуренции;
3. участие государства в регулировании экономики;
4. сочетание личной инициативы и конкуренции с социальной защитой человека, социальной справедливостью и солидарностью;
5. усилие роли человеческого фактора и социального партнёрства.
Создание смешанной социально-ориентированной экономики должно обеспечить:
1. экономический рост, то есть расширение производственных возможностей общества в результате увеличения количества ресурсов или совершенствования технологии;
2. повышение эффективности производства;
3. обеспечение полной занятости, то есть достижение сбалансированности рынка рабочей силы (занятость с естественным уровнем безработицы);
4. достижение социально-экономической стабильности (соответственно между спросом и предложением; информированность и прозрачность рынка; доступность по всем его товарам).
Экономические реформы проводили и проводят практически все страны во все времена. Реформа - это разработка новой государственной экономической политики. Она ведёт к существенным изменениям экономического поведения хозяйствующих субъектов. Реформы в российской экономике прошли более болезненно на начальном этапе, так как основной расчет был сделан на полной смене почти всех экономических элементов и форм хозяйствования. Не было планомерности перехода от одной общественной формации к другой. То есть получилась как бы попытка перехода в рыночную экономику.
Если взять опыт зарубежных стран, то мы видим, что такие крупномасштабные реформы в любом государстве длятся от 10 до 25 лет, что позволяет сделать вывод о необходимости длительного, поэтапного переходного этапа, для развития экономики в целом.
Россия с 1993 года была признана мировым сообществом, как страна с переходной экономикой, что позволило получить международную финансовую поддержку в виде кредитования на новых взаимовыгодных условиях.
Новый этап развития экономики требует существенного изменения подхода по всем вопросам госрегулировании и особенно в предпринимательском секторе экономики, где должна быть разработана чёткая государственная программа, выражающая стратегическую и тактическую направленность многообразной и многофункциональной деятельности государства. В этой программе должны быть определены главные приоритетные особенности, а именно: - её основные цели, задачи и направления; тактика и привязанный к ней механизм госрегулирования (методы и инструменты); рыночные факторы, включая международный бизнес (внешние факторы). Такое направление в экономической политике влияет, главное, на социально-политическую ситуацию в стране, а также определяет предпосылки для успешного развития всей системы предпринимательской среды. Здесь уместно сказать, что стратегические вопросы стоят в основе решения на государственном уровне, а тактические вопросы в основе решения на уровне хозяйствующих субъектов. В дальнейшем для получения окончательного экономического результата они сходятся во взаимодействии.
Вопросы развития предпринимательства должны быть представлены во всех направлениях госпрограммы, так как предпринимательские структуры есть во всех отраслях народного хозяйства. Они успешно развиваются, чем огромные хозяйства, они более маневренны и любых изменениях факторов рынка, имеют интерес, для успешного развития малого и среднего бизнеса: к инвестициям; к инновациям; к внешнеэкономической деятельности.
Целями экономических преобразований, начатых в России после 1990 года, были:
1. формирование рыночной структуры, то есть развитие рынка товаров и услуг, формирование финансового рынка, создание рынка труда;
2. изменение отношений собственности (приватизация) и узаконение всех форм собственности;
3. либерализация цен и формирование на этой основе совокупного спроса и совокупного предложения;
4. макроэкономическая стабилизация на рыночной основе, а также на основе экономического регулирования со стороны государства;
5. аграрные преобразования, предлагающие использование различных форм собственности и землепользования;
6. разработка мероприятий по социальной защите населения, в условиях перехода от государственного регулирования к рыночным формам хозяйствования;
7. становление экономики открытого типа, то есть включение национального хозяйства России в единую систему мирового хозяйства[13].
Хотя в начале 90-х годов эти цели казались близкими и реальными, но на самом деле они больше в себе питают иллюзии и романтизм.
Мировой опыт экономических преобразований показал, что есть два основных пути решения поставленных задач [13]: радикальный (шоковый), и эволюционный (умеренный). Россия избрала первый путь, то есть, при разработке экономической стратегии России произошло копирование западных монетаристских рецептов развития рыночной экономики.
Принятая впервые годы реформы (1991-1992гг) стратегия принудительного монетаризма, построенная на эффектах «шоковой терапии», предусматривала осуществление экономических преобразований на трёх направлениях:
1. стабилизации рынка курса;
2. отказа от регулирования цен и прекращения вмешательства государства в развитие экономики;
3. приватизации, которая в странах Западной Европы никогда не имела приоритета.
Это была неверно выбранная модель по отношению, в частности к аграрному реформированию, так как отстранение государства от регулирования важнейших функций развития сельского хозяйства, особенно ценового регулирования, было ошибочным. По сути это послужило разрушению аграрного сектора экономики России на начальном этапе, да и не только. Так как не была разработана чёткая экономическая стратегия государства по развитию страны, реформа не смогла обеспечить экономического роста страны, потому как в условиях монетаризма рост должен осуществляться за счёт рыночных саморегуляторов, основанных на конкуренции, которых в тот период отсутствовал. Вот почему, прямо на раннем стадии при претворении в жизнь, вышесказанные реформы дали сбой в экономике страны. Монетаристская концепция по своей сути предполагает разорение значительной части предприятий (банкротство), всплеск безработицы, сокращение доходов больших слоев населения, что и произошло.
Принятая концепция развития страны отрицательно сказалась и на становлении системы предпринимательства, поскольку, предоставив гражданам право самостоятельно заниматься предпринимательской деятельностью, государство не оказало содействия и экономическую поддержку в её организации. Реализуемая стратегия лишь формально отвечала принципу полной свободы конкуренции с максимальным устранением государства от управления экономическим развитием. По существу её суть в освобождении отраслей и предприятий от управленческих функций государства: пусть выживают и развиваются те из них, которые имеют конкурентные преимущества, а неконкурентоспособные (будь те даже необходимые для жизни населения или для независимости страны) - пусть разрушаются, если не смогут выжить самостоятельно. В условиях падения внутреннего спроса и рискованности капиталовложений в отечественное производство, в первую очередь, должны, таким образом, развиваться отрасли топливно-энергетического экспорта. Их развитие якобы определит прогресс ряда отраслей машиностроения, повысит спрос на потребительские товары, как со стороны их работников, так и работников обслуживающих их секторов, и, таким образом, станет как бы локомотивом для всей экономики страны. За прошедшие годы эта стратегия не
принесла ощутимого успеха: российская экономика вступила в полосу экономического кризиса, который продолжается до сих пор, приняв характер системного [6, 12].
Экономический кризис был неизбежен при таком подходе и произошло резкое падение производства. Произошла деформация всей структуры народного хозяйства и экономики в целом. Основная доля получения доходов составили такие услуги как: торгово-посреднические; топливно-энергетического комплекса. При этом существенно снизились доли: промышленности и строительства; машиностроительной и лёгкой отраслей и т.д., что вызвало серьёзное ухудшение социальной обстановки. В основе развития всей экономики более имело место разрушительный характер, чем созидательный и развивающийся.
В 1995 году выпуск промышленной продукции снизился до 49% уровня 1990 года, сельскохозяйственной - до 65%, объём капиталовложений - до 25%; реальные доходы на одного жителя - до 34%; безработица охватила 8% экономически активного населения. По некоторым данным, экономический потенциал России (ВВП) сократился до 40% от потенциала СССР [7].
В начале 2000 года было заметно некоторое улучшение экономической ситуации в России. Под воздействием роста экспорта, ускорения импортозамещения, относительного сокращения производственных издержек и т.д. установилась положительная динамика промышленного производства и ВВП, улучшилось финансовое состояние реального сектора экономики. В 1999 году производство промышленной продукции выросло на 8%, в 2000 году - на 9%, но от уровня 1990 года оно составило только 54%. Здесь уместно заметить, что положительная динамика вместе с тем не приняла устойчивого долговременного характера. Хотя и произошёл рост производства, но не были ослаблены налоговые нагрузки, это был пробел государственной стратегии. Весь процесс производства происходил на базе совсем изношённого устаревшего оборудования. Не было заметного повышения уровня жизни населения, это также один из главных показателей экономического роста страны, а сужение потребительского спроса явилось, как и было раньше, главным тормозящим фактором экономического подъёма.
Следует также отметить, что отрасли народного хозяйства имеют разную глубину экономического кризиса: одни развиваются более быстро, другие умеренно, третьи угасают. Трудно оспаривать то, что приоритетными для предпринимательства являются динамично развивающиеся отрасли.
Особо глубокие кризисные ситуации проявились в агропромышленном комплексе страны, что объясняется общеэкономической политикой, прежде всего, недооценкой роли и места сельского хозяйства в экономике страны. Так доля сельского хозяйства в выпуске продукции и услуг базовых отраслей экономики снизилась с 11,7% в 1991 году и 7,5% в 1995 году до 6,7% в 2001 году, а в валовой добавленной стоимости с 13,6% до 6,1% [8].
Хотя тут уместно сказать, что в последующем наметилась положительная динамика, так с 1999 по 2008 год индекс производства продукции сельского хозяйства России вырос на 55 %. В 2008 году объём выпуска сельского хозяйства России составил 87 % от уровня 1990 года, растениеводства — примерно 130 %, животноводства — примерно 60 %.
Вместе с тем, если подходит к данному вопросу аналитически, то мы заметим, что для государства развитие сельскохозяйственной отрасли не представляет должного интереса. Такой вывод покажется на первых порах странным, но другого объяснения нет, так как 53,3% выпуска продукции приходится на хозяйства населения, которые сами себя обеспечивают. Само сельское хозяйство в лице сельскохозяйственных товаропроизводителей и части крестьянских (фермерских) хозяйств, как товарного сектора экономики, не приносит больших налоговых поступлений. Это звено товаропроизводителей слабо связано с выпуском и экспортом своей продукции и их доля по выпуску продукции составляет не более 3-3,3%.
Продовольственная безопасность для государства, как социально-экономическая, и политическая составляющие, является самым важным и болезненным вопросом необходимым постоянного внимания и контроля. Так вот, продовольствие в структуре расходов населения составляет в среднем около 50%, а у значительной части - до 70%. Отсюда следует вывод, что динамика развития агропромышленного комплекса, и сельского хозяйства в целом, непосредственно связана с макроэкономической ситуацией и межотраслевыми пропорциями.
Некоторые авторы считают, что понятия «государственное регулирование экономики» (ГРЭ) и «государственная экономическая политика» (ГЭП) сегодня являются по существу совпадающими [9, 12].
Во-первых, госрегулирование экономики представляют такие меры, как: законодательный, исполнительный и контролирующий. Осуществляется представителями государственных учреждений для совокупного решения социально-экономических вопросов в субъектах хозяйствования. Во-вторых - это целенаправленный процесс управленческого воздействия правительства на отдельные системы для координации внутренних и внешних рынков. Далее посредством экономических рычагов достичь уровня равномерного развития экономики страны в целом, тем самым создать условия устойчивому функционированию всех субъектов хозяйствования.
Регулирование системы предпринимательства государство может осуществлять по следующим функциям:
1. Идеологическая - программа развития предпринимательства; вопросы реализации и управления её;
2. Законодательная - поддержка и создание и правовой базы предпринимательства;
3. Функция обеспечения стабильности - роста объёма производимой продукции, увеличить занятость населения в предпринимательской среде;
4. Обеспечение здоровой конкуренции, условий приватизации, либерализация цен и т.д.;
5. Распределить ресурсы для развития предпринимательства;
6. Создание системы информации о состоянии рынка, обеспечить её открытость для инвесторов;
7. Создать условия для защиты инвесторов от потерь через сеть страховых компаний;
8. Предотвратить любые формы негативного воздействия других видов госрегулирования (монетарный, валютный, фискальный, налоговый);
9. Создать условия правовых норм, применение санкций, то есть осуществление контроля над деятельностью субъектов предпринимательства.
Использованная литература:
1. Советский энциклопедический словарь /Гл.редактор А.М.Прохоров. - С56 3-е изд. - М.: Сов.энциклопедия. 1985. - 1600 с.
2. Дятлова Е.А. Основы формирования предпринимательской деятельности в АПК: Проблемная лекция для студентов и аспирантов неэкономических спец. - Великие Луки, 1998. - 15с.
3. Основы предпринимательства и внешнеэкономической деятельности / Под ред. В.А.Мищенко. - Киев, 1993. - 334с.
4. Предпринимательство в сельскохозяйственном производстве: Учеб. Пособие для фермеров и специалистов АПК. - СПб.; Пушкин, 1999. - 277с.
5. Чибриков Г.Г. Трактовка модели экономического развития и её элементов // Российский экономический журнал. - 1995. - № 2.- С.75.
6. Аграрная экономика: Учебник / Под ред. М.Н.Малыша. - 2-ое изд., перераб. и доп. - СПб.: Изд-во «Лань», 2002. - 688 с.
7. Кистанов В.В. Копылов Н.В. Региональная экономика России: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 584 с.
8. Ушачев И. Социально-экономические проблемы развития АПК России // АПК: экономика, управление. - 2003. - № 4 - С. 9-20.
9. Ходов Л.Г. Экономические интересы и гос. Регулирование: прямая и обратная связь //Российский экономический журнал. - 1995 - № 1. - С. 98-109.
10. Малыш М.Н., Окунчаев Ш.З., Павлова Е.В. Становление и развитие системы малого предпринимательства в регионе: Монография. - Псков: Изд-во «Гименей», 2004. - 304с.
11. Крестьянинов А.В. Инфраструктурное обеспечение малого предпринимательства на региональном уровне. - В.Новгород. 2005. С. 194.
12. Павлова Е.В. Обеспечение экономической устойчивости предприятий мясной и молочной промышленности. СПб.: Эл. библ. СПбУЭиФ., 1999. С. 261.
13. Шпаргалка по экономике 16 - С.4.
Программное обеспечение:
1. http://uchebnik-besplatno.com
2. http://all-referats.com
3. http://coolreferat.com
4. http://referati.com
5. http://economy-lib.com