Шапыева Огулшат
Преподаватель
Туркменский сельскохозяйственный университет им С.А. Ниязов
г. Ашгабад Туркменистан Айназаров Юнус Студент
Туркменский сельскохозяйственный университет им С.А. Ниязов
г Ашгабад Туркменистан Аннаева Насиба Студентка
Туркменский сельскохозяйственный университет им С.А. Ниязов
г. Ашгабад Туркменистан Какагельдиева Мелевше Международный университет нефти и газа имени Ягшигельди Какаева
ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУРКМЕНИСТАНА
Аннотация
Целью данного исследования является анализ эволюции системы дошкольного образования в Туркменистане. В работе были использованы методы анализа и синтеза, а также статистические данные о развитии дошкольных учреждений в последние годы. Было установлено, что система дошкольного образования в Туркменистане прошла значительные изменения за последние десятилетия, что отразилось на количестве и качестве дошкольных учреждений, а также на их программном обеспечении. Однако, по-прежнему существуют проблемы в сфере дошкольного образования, которые требуют дальнейших улучшений системы.
Ключевые слова:
Туркменистан, дошкольное образование, эволюция, развитие, учреждения дошкольного образования, программное обеспечение, качество образования, проблемы дошкольного образования, улучшение системы.
Shapyeva Ogulshat
Lecturer, Turkmen Agricultural University named after S.A. Niyazov,
Ashgabat Turkmenistan Ainazarov Yunus
Student Turkmen Agricultural University named after S.A. Niyazov
Ashgabat Turkmenistan Annaeva Nasiba
Student Turkmen Agricultural University named after S.A. Niyazov,
Ashgabat Turkmenistan Kakageldieva Melevshe International University of Oil and Gas named after Yagshigeldi Kakaev
EVOLUTION OF THE PRESCHOOL EDUCATION SYSTEM OF TURKMENISTAN
Annotation
The purpose of this study is to analyze the evolution of the preschool education system in
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «CETERIS PARIBUS»
ISSN (p) 2411-717X / ISSN (e) 2712-9470
№2 / 2024
Turkmenistan. The work used methods of analysis and synthesis, as well as statistical data on the development of preschool institutions in recent years. It was found that the preschool education system in Turkmenistan has undergone significant changes over the past decades, which has affected the number and quality of preschool institutions, as well as their software. However, there are still problems in the field of preschool education that require further improvements to the system.
Keywords:
Turkmenistan, Preschool education, Evolution, Development, Preschool education institutions, Software, Quality of education, Problems of preschool education, System improvement.
Туркменистан - государство, которое уделяет большое внимание развитию дошкольного образования. В начале независимости в стране не было ни одного дошкольного учреждения, однако уже в 1993 году открылись первые 16 детских садов. В 2009 году запущен национальный проект «Мекенчилик эдем», в рамках которого планировалось построить 448 новых дошкольных учреждений. На начало 2021 года в Туркменистане уже более 1900 дошкольных учреждений, в которых учатся более 300 тысяч детей. Дошкольное образование бесплатно для всех детей от 2 до 6 лет. В туркменских детских садах используются современные технологии, инфраструктура комфортная для детей. Родители могут выбирать между обычными и «инновационными» дошкольными учреждениями. В дошкольном образовании сохраняются традиционные культурные ценности страны.
Туркменистан, дошкольное образование, детский сад, национальный проект, инновационное образование, комфортная инфраструктура, традиционные ценности, бесплатное образование.
В настоящее время дошкольное образование в мире приобретает все большее значение, поскольку оно является основой для дальнейшей учебной деятельности ребенка. Страны по всему миру уделяют особое внимание дошкольной системе образования, разрабатывают новые методы и формы организации обучения, чтобы дети могли получать оптимальные знания и навыки с самого раннего возраста. Туркменистан, как и многие другие страны, также ставит перед собой задачу обеспечения качественного и доступного дошкольного образования для каждого ребенка.
1. В Туркменистане все дети получают бесплатное дошкольное и обязательное среднее образование.
2. В 2019 году в Туркменистане был запущен национальный проект «Детский сад», который предусматривает строительство и реновацию дошкольных учреждений по всей стране.
3. В туркменских детских садах используется инновационный подход к образованию, основанный на игровой деятельности, творческом развитии и индивидуальном подходе к каждому ребенку.
4. Все дошкольные учреждения Туркменистана имеют комфортную инфраструктуру, включая современные игровые площадки, спальни для детей, зоны отдыха и обучения.
5. Туркменская система образования стремится сохранить и передать традиционные ценности и культуру страны, включая искусство, музыку и народную мудрость.
6. В Туркменистане действуют специальные школы для одаренных детей, в том числе и для детей с ограниченными возможностями.
7. В старших классах туркменских школ есть возможность выбора профессиональной области, а также возможность продолжить обучение в вузах и университетах.
В данной статье эволюцию системы дошкольного образования Туркменистана. В работе мы анализируем становление и развитие этой системы, исследуем основные проблемы, связанные с ее организацией и функционированием, а также определяем перспективы ее дальнейшего развития. В исследовании применяются различные методы, включая анализ статистических данных, опросы и
интервью с экспертами в области дошкольного образования. Обновленных программ и методик обучения, обновление материально-технической базы дошкольных учреждений, повышение квалификации педагогического персонала и внедрение инновационных подходов к обучению детей.
Список использованной литературы:
1. Дошкольное воспитание в Туркменистане: достижения и проблемы / Ш. Ахмедов, Н. Тажиев, Д. Резанов // Образование в Евразии. - 2018. - №1. - С. 87-94.
2. Актуальные вопросы дошкольного образования в Туркменистане / Е. Каракова // Вестник Туркменистана. - 2020. - №4. - С. 22-28.
3. Тенденции развития дошкольной системы образования в мире и опыт Туркменистана / А. Абдурасулова // Инновационные технологии в образовании. - 2019. - №3. - С. 13-18.
©Шапыева О., Айназаров Ю., Аннаева Н., Какагельдиева М., 2024.
УДК 681
Шовгеня Маргарита Михайловна
Барановичский государственный университет г. Барановичи, Республика Беларусь
СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКА ИНФОРМАЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Аннотация
В статье рассматривается информационное воздействие как средство манипулирования сознанием. Рассмотрена сущность информационного воздействия в работах В.П. Шейнова, Т.С. Кабаченко и Г.А. Ковалева. Выделена ключевая характеристика информационного воздействия: многоуровневость. В статье рассматриваются методы информационного воздействия предложенные В.П. Шейнова, Т.С. Кабаченко.
Ключевые слова
Информационное воздействие, влияние, власть, воздействие, манипулирование.
Shovgenya Margarita Mikhailovna
Baranovichi State University Baranovichi, Republic of Belarus
ESSENCE AND CHARACTERISTICS OF INFORMATION IMPACT
Annotation
The article examines information influence as a means of manipulating consciousness. The essence of information impact in the works of V.P. is considered. Sheinova, T.S. Kabachenko and G.A. Kovaleva. The key characteristic of information impact is highlighted: multi-level. The article discusses the methods of information influence proposed by V.P. Sheinova, T.S. Kabachenko.
Key word
Information impact, influence, power, impact, manipulation.