3. Джонстон Дж. Эконометрические методы. M.: Статистика, 1980.
4. Дубров A.M., Mхитарян В.С., Tрошин Л.И. Многомерные статистические методы: учебник. M.: Финансы и статистика, 1998.
5. Магнус Я.Р., Катышев П.К., Пересецкий А.А. Эконометрика. Начальный курс. M.: Дело,1997.
6. Дрейпер Н., Смит Г. Прикладной регрессионный анализ^.: Диалектика,2007.
7. Тихомиров Н.П. Дорохина Е.Ю. Эконометрика. M.: Экзамен, 2007.
©Мурриков Б., Аманджаева М., Тячназаров И., 2024
Сердаров Атаджан, студент Туркменский сельскохозяйственный университет им С.А. Ниязов
г. Ашгабад Туркменистан Рахманова Гулайым, студентка Туркменский сельскохозяйственный университет им С.А. Ниязов
г. Ашгабад Туркменистан Ровшенова Мержен, студентка Туркменский сельскохозяйственный университет им С.А. Ниязов
г. Ашгабад Туркменистан Ходжанепесов Эзизмухаммет, студент Туркменский сельскохозяйственный университет им С.А. Ниязов
г. Ашгабад Туркменистан
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУРКМЕНИСТАНА
И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Аннотация
Сравнительный анализ систем высшего образования Туркменистана и Республики Беларусь позволяет выявить сильные и слабые стороны обеих систем и определить направления для улучшения качества образования. Обе страны сталкиваются с вызовами, такими как доступность образования, актуальность образовательных программ, конкурентоспособность выпускников и финансирование высшего образования.
Ключевые слова:
Система высшего образования, Туркменистан, Республика Беларусь, доступность образования, актуальность образовательных программ, конкурентоспособность выпускников, финансирование высшего образования, международные партнерства и обмены, духовное и патриотическое воспитание студентов, национальные традиции и культура.
Serdarov Atajan
Student, S.A. Niyazov Turkmen Agricultural University, Ashgabat, Turkmenistan
Rakhmanova Gulayim
Student, S.A. Ntyazov Turkmen Agricultural University, Ashgabat, Turkmenistan
Rovshenova Merzen
Student, S.A. Niyazov Turkmen Agricultural University, Ashgabat, Turkmenistan
Khojanepesov Ezizmukhammet Student, S.A. Niyazov Turkmen Agricultural University, Ashgabat, Turkmenistan
АКАДЕМИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУЧНАЯ АРТЕЛЬ»
COMPARATIVE ANALYSIS OF THE HIGHER EDUCATION SYSTEMS OF TURKMENISTAN
AND THE REPUBLIC OF BELARUS
Abstract
A comparative analysis of the higher education systems of Turkmenistan and the Republic of Belarus makes it possible to identify the strengths and weaknesses of both systems and identify areas for improving the quality of education. Both countries face challenges such as the accessibility of education, the relevance of educational programs, the competitiveness of graduates and the financing of higher education.
Keywords:
The system of higher education, Turkmenistan, the Republic of Belarus, accessibility of education, relevance of educational programs, competitiveness of graduates, financing of higher education, international partnerships and exchanges, spiritual and patriotic education of students,
national traditions and culture.
Высшее образование является одной из ключевых областей развития для каждой страны. Оно играет важную роль в формировании кадрового потенциала, научных и интеллектуальных ресурсов, а также социально-экономического прогресса. Каждая страна имеет свою систему высшего образования, которая может различаться по своей организации, структуре и политикам. В данной работе будет проведен сравнительный анализ систем высшего образования двух стран -Туркменистана и Республики Беларусь. Туркменистан - это страна, расположенная в Центральной Азии, а Беларусь - страна, расположенная в Восточной Европе. Обе эти страны имеют существенные достижения в области высшего образования и стремятся улучшить свою систему образования в соответствии с современными вызовами и потребностями общества
Целью данного исследования является сравнительный анализ систем высшего образования Туркменистана и Республики Беларусь с целью выявить их сходства и различия, а также выяснить, какие факторы влияют на их эффективность и качество. Для достижения данной цели будут рассмотрены следующие аспекты: организация систем высшего образования, структура учебных программ, доступность и равенство образования, научно-исследовательская и инновационная деятельность, роль государства в развитии высшего образования, а также социально-экономические последствия образования. Использование сравнительного анализа позволит выявить преимущества и недостатки каждой системы, а также определить перспективы и возможности для улучшения и развития высшего образования в обеих странах. Это исследование также будет полезно для понимания общих тенденций и вызовов, с которыми сталкиваются системы высшего образования в разных регионах. В следующих главах будут представлены анализ и сравнение систем высшего образования Туркменистана и Республики Беларусь, а также их проблемы и перспективы.
Одним из ключевых факторов, определяющих развитие системы высшего образования, является доступность и качество высшего образования.
В Туркменистане и Республике Беларусь высшее образование доступно для всех граждан, независимо от их социального и экономического статуса. В Туркменистане функционирует 54 высших учебных заведения, включая государственные и частные университеты, колледжи и институты. В Республике Беларусь высшее образование предоставляются 54 учебными заведениями, включая 28 государственных и 26 частных ВУЗов.
Важным параметром, определяющим уровень доступности высшего образования, является количество студентов на 10 000 жителей страны. В Туркменистане этот показатель составляет 145
студентов, в то время как в Республике Беларусь данный показатель находится на уровне 318 студентов на 10 000 жителей.
Качество высшего образования в обеих странах также является важным фактором. Уровень подготовки выпускников и преподавательский состав в высших учебных заведениях имеют серьезное значение для будущей карьеры студентов и развития общества в целом. Как показывают исследования, в Республике Беларусь на сегодняшний день 80% преподавателей ВУЗов имеют степень доктора наук. В Туркменистане же из 6860 преподавателей высших учебных заведений около 1800 имеют степень кандидата наук или доктора наук.
Список использованной литературы:
1.Барановский Л.С., Козикис Д.Д. Hello, America - М., 2009
2. Вендеровская Р.Б. Тесты в американской системе образования //Педагогика, 2001, №2
3. Вульфсон Б.Л. Управление образованием на Западе: тенденции централизации и децентрализации //Педагогика, 1997, №2.
©Сердаров А., Рахманова Г., Ровшенова М., Ходжанепесов Э., 2024
УДК 338.112
Тайлакова Акбиби
Преподаватель,
Дашогузская агропромышленная средняя профессиональная школа Туркменского
сельскохозяйственного института г. Дашогуз, Туркменистан Халдурдыева Марал Преподаватель,
Дашогузская агропромышленная средняя профессиональная школа Туркменского
сельскохозяйственного института г. Дашогуз, Туркменистан Байджиков Пирмухаммет Преподаватель,
Дашогузская агропромышленная средняя профессиональная школа Туркменского
сельскохозяйственного института г. Дашогуз, Туркменистан Аннаев Мекан Преподаватель,
Дашогузская агропромышленная средняя профессиональная школа Туркменского
сельскохозяйственного института г. Дашогуз, Туркменистан
ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ НА РЫНКИ ТРУДА: ПЕРСПЕКТИВЫ АВТОМАТИЗАЦИИ
И РОЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
Аннотация
Данное исследование фокусируется на анализе воздействия технологических инноваций, в