ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ
Научная статья УДК 342 EDN: RTQCSV
doi:10.21685/2307-9525-2023-11-1-8
ЭВОЛЮЦИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Александр Владимирович Феоктистов1, Илья Владимирович Зернов2
1 2Пензенский государственный университет, Пенза, Россия
Аннотация. Актуальность и цели. Современные тенденции развития общества и государства предполагают научный поиск новых концептуальных моделей формирования законодательства в сфере национальной безопасности. Правовые нормы, которые регулируют безопасность, закреплены в различных отраслях права, как публично-правовых, так и частных (в международном публичном праве - право международной безопасности, в конституционном праве, в трудовом праве - институт охраны труда, в гражданском праве - право на безопасный товар, результат работы или услуги и т.д.). Однако в правовой науке национальная безопасность зачастую рассматривается как комплексный институт конституционного права. В связи с этим одним из важных направлений научного исследования является анализ историко -правовых основ формирования и развития законодательных актов Российской Федерации, регулирующих сферу национальной безопасности с момента принятия первого базового Закона РФ «О безопасности» (1992) до современных законодательных актов публичного и частного права. Материалы и методы. Эмпирической основой научного исследования являются законодательные акты России, принятые в период с 1992 по 2022 г., а также доктринальные источники и нормативно-правовые акты Президента РФ указанного периода. Результаты. Показано значение нормативного содержания законодательных актов РФ в области национальной безопасности как публичной меры реагирования на изменения общественно-политической ситуации в государстве и в мире. Выводы. Рассмотрение эволюционных особенностей развития законодательства РФ в области национальной безопасности способствует формированию научных представлений о проблемах и перспективах развития отечественного законодательства в указанной сфере.
Ключевые слова: национальная безопасность, законодательство, государственная политика, публичное право, частное право, государство, Российская Федерация
Для цитирования: Феоктистов А. В., Зернов И. В. Эволюция развития законодательства о национальной безопасности в Российской Федерации // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». 2023. Т. 11, № 1. С. 68-76. doi:10.21685/2307-9525-2023-11-1-8. EDN: RTQCSV
© Феоктистов А. В., Зернов И. В., 2023. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License.
PUBLIC LEGAL (STATE LEGAL) SCIENCES
Original article
EVOLUTION OF THE DEVELOPMENT OF LEGISLATION ON NATIONAL SECURITY IN THE RUSSIAN FEDERATION
Aleksandr V. Feoktistov1, Ilya V. Zernov2
1 2Penza State University, Penza, Russia
Abstract. Background. Modern trends in the development of society and state suggest a scientific search for new conceptual models for drafting legislation in the field of national security. The legal norms that regulate safety are enshrined in various branches of law, both public and private (in public international law - international security law, in constitutional law, in labour law - institute of labour protection, in civil law - right to safe goods, result of work or service, etc.). However, in legal science, national security is often considered as a complex institution in constitutional law. In this regard, one of the important areas of research is the analysis of the historical and legal foundations of formulating and developing the legislative acts in the Russian Federation that regulate the field of national security from the adoption of the first basic law of the Russian Federation "On Security" (1992) to modern legislative acts in public and private law. Materials and methods. The empirical basis of research is the legislative acts of the Russian Federation adopted in the period from 1992 to 2022, as well as the doctrinal sources and normative legal acts of the President of the Russian Federation adopted during this period. Results. The article demonstrates the importance of the normative content of the legislative acts of the Russian Federation in the field of national security as a public response to changes in the social and political situation in the state and in the world. Conclusions. The consideration of the evolutionary features in the development of legislation of the Russian Federation in the field of national security contributes to forming scientific ideas about the problems and prospects for the development of domestic legislation in this field.
Keywords: national security, legislation, state policy, public law, private law, state, Russian Federation
For citation: Feoktistov A.V., Zernov I.V. Evolution of the development of legislation on national security in the Russian Federation. Elektronnyy nauchnyy zhurnal "Nauka. Obshchestvo. Gosudarstvo" = Electronic scientific journal "Science. Society. State". 2023;11(1):68—76. (In Russ.). doi:10.21685/2307-9525-2023-11-1-8
В юридической теории и практике на современном этапе развития происходит формирование и обоснование концептуальных подходов осмысления и понимания доктрины национальной безопасности Российской Федерации в целях создания и применения действенных нормативных мер реагирования на глобальные угрозы в адрес государства и его суверенитета.
Учеными-правоведами обосновываются причины необходимости углубленного изучения теории национальной безопасности в целом [1-4] и эволюции развития законодательства о национальной безопасности в частности - формирования отдельного раздела правовой науки, учитывающего организационно-правовые основы построения национальной безопасности Российской Федерации и независимости от базирования на теории и юридической практике США и стран Европы [5, c. 46].
Представляется интересным, что нормы, которые регулируют безопасность, закреплены в различных отраслях права, как публично-правовых, так и частных (в международном
© Feoktistov A.V., Zernov I.V., 2023. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License. Electronic scientific journal "Science. Society. State". 2023;11(1). http://esj.pnzgu.ru
публичном праве - право международной безопасности, в конституционном праве, в трудовом праве - институт охраны труда, в гражданском праве - право на безопасный товар, результат работы или услуги и т.д.). Однако в правовой науке национальная безопасность зачастую рассматривается как комплексный институт конституционного права. В какой-то мере это справедливо, но, на наш взгляд, национальная безопасность является межотраслевым институтом и некоторые нормы частноправовых отраслей также играют важную роль в плане обеспечения национальной безопасности.
О необходимости учета теории и практики частного права в обеспечении национальной безопасности согласимся с позицией Е. В. Чукловой о том, что правовое регулирование национальной безопасности фактически базируется на принципах применения и сочетания норм публичного и частного права [6, с. 61].
Необходимость систематизации законодательства о национальной безопасности объясняется особым родом подобных отношений, их профильной спецификой. Как отмечают С. В. Лихачев и Н. С. Ракша, данные правоотношения с уверенностью можно отнести к специфической отрасли права - области национальной безопасности, которая носит, как и сам феномен национальной безопасности, комплексный, всесторонний характер и включает в себя правовые предписания различных отраслей права [7, с. 67].
Построение системы законодательства России в сфере национальной безопасности берет свое начало с принятия Закона РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. № 2446-11. В нем закреплены понятие и объекты безопасности, а также полномочия органов власти по обеспечению национальной безопасности. Комментируя содержание данного закона, М. Ю. Кийко указывает на употребление содержания понятия безопасности именно как термина «национальная безопасность», так как в норме-дефиниции говорится о безопасности личности, общества и государства [8, с. 88].
Следует отметить, что Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 утратил силу, ему на смену пришел Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № Э90-ФЗ «О безопасности» (далее - ФЗ «О безопасности»)2. Данный закон широко использует категорию «безопасность», но не содержит ее общего понятия, не знает легально оформленного, явного определения соответствующего феномена. Предметом регулирования ФЗ «О безопасности» выступают основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации [9, с. 47].
В положениях Конституции РФ говорится о трех видах безопасности: безопасности государства (ст. 13 и 55), безопасности граждан (ст. 56) и общественной безопасности (ст. 72). По мнению А. З. Арсеняна, данные виды безопасности составляют в своей совокупности понятие национальной безопасности, так как современные условия развития общества и государства осложнены экономическими условиями и ограничением государства в сферах хозяйствования и жизнедеятельности человека [10, с. 107].
При попытке обозначить систему законодательных актов в сфере национальной безопасности следует учитывать ее разновидности в общественных отношениях. В связи с этим ряд ученых отмечает, что безопасность «является частым объектом определенных групп правонарушений, представляя собой систему общественных отношений, складывающихся в области социальной деятельности и обеспечивающих усиленную защиту жизни и здоровья населения, собственности, окружающей среды и пр. при организации и управлении социальными процессами» [11, с. 11]. Наряду с этим важно определить, какие сферы жизни
1 О безопасности : закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 (утратил силу) // Правовой Сервер КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_376/ (дата обращения: 15.03.2023).
2 О безопасности : федер. закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ // Правовой Сервер КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/ (дата обращения: 15.03.2023).
государства и общества в целом должны быть охвачены системой законодательства о национальной безопасности. Такими сферами, по мнению Е. С. Исаченковой, являются конституционный перечень прав и свобод человека и гражданина, принцип государственного суверенитета и его территориальной целостности, а также организационные и социально-экономические сферы жизни общества и государства [12, с. 87].
В 1996 г. был принят Уголовный кодекс РФ (УК РФ), который является единственным источником российского уголовного права. В ст. 2 УК РФ закреплены основные задачи уголовного закона: «охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений»1. Необходимо отметить, что по смыслу изложенных задач УК РФ является отдельным законодательным актом по обеспечению национальной безопасности, так как содержит исчерпывающий перечень преступных деяний, пресекаемых органами власти в целях сохранения и поддержки национальной безопасности. Одновременно с этим в особенной части УК РФ содержатся разделы IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» и XII «Преступления против мира и безопасности человечества», в которых закреплены наиболее тяжкие по своим последствиям преступные деяния, несущие угрозы национальной безопасности. К таким преступлениям относятся, например, террористическая деятельность, реабилитация идеологии нацизма, а также действия по распространению оружия массового поражения.
Правонарушения в сфере национальной безопасности регулируются Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 2001 г. В отличие от норм уголовного права административное право находится в совместном ведении российского государства и его субъектов, что предполагает отдельные перечни административных правонарушений государственного и регионального значения.
В особенной части КоАП изложены виды правонарушений в зависимости от конкретной сферы деятельности физических лиц, юридических лиц и публично-правовых образований: права граждан, благополучие населения, охрана собственности и т.д. В положениях КоАП РФ содержатся следующие области административных правонарушений в сфере нарушения национальной безопасности: информация и связь, финансово-экономическая сфера, таможенное дело, институты государственной власти, государственная граница, общественная безопасность, воинский учет2.
В структуру административного законодательства России входит законодательство субъектов РФ. Например, в Пензенской области действует Кодекс об административных правонарушениях, структурно повторяющий общероссийский кодекс, но содержательно имеющий собственную логику - изложение положений норм материального и процессуального права применительно к субъектам и объектам правонарушений на территории Пензенской области. В особенной части положения статей Кодекса Пензенской области об административных правонарушениях включают в себя следующие виды административных правонарушений в сфере национальной безопасности: правонарушения против порядка организации публичной власти на территории области, правонарушения в сфере общественной безопасности и интересов личности3. Вместе с этим особенности реализации административного процесса по привлечению виновных лиц за указанные правонарушения будут осуществляться по правилам КоАП РФ.
1 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 // Правовой Сервер Консультант-Плюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 16.03.2023).
2 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Правовой Сервер КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 16.03.2023).
3 Кодекс Пензенской области об административных правонарушениях (принят ЗС Пензенской обл. 28 марта 2008 г.) // Пензенские губернские ведомости. 2008. 15 апреля. № 17. С. 54.
В юридической литературе известно содержание понятия правонарушения в сфере национальной безопасности, которое сформулировано А. А. Мусаткиной: «виновное общественно опасное деяние или их совокупность, представляющие в своем единичном или множественном проявлении угрозу для объектов национальной безопасности и влекущие за их совершение юридическую ответственность» [13, с. 24]. Представленное определение отражает общенаучное содержание административных правонарушений и может применяться к научному толкованию как общегосударственного законодательства об административных правонарушениях в сфере национальной безопасности, так и законодательства субъектов РФ в указанной сфере.
В правовой теории и практике известно, что ГК РФ не содержит специальных глав, посвященных составам правонарушений, однако в ст. 169 ГК РФ устанавливается правило о недействительности сделки, совершенной с целью, противной основам правопорядка или нравственности. Кроме того, из общих начал гражданского законодательства вытекает требование о добросовестности действий участников гражданско-правовых отношений, находящееся в основе возникновения общерегулятивных правоотношений. Правонарушения, несущие угрозы национальной безопасности, стали выделять и среди финансово-правовых противоправных деяний [11, с. 12]. На наш взгляд, к обеспечению национальной безопасности необходимо отнести закрепление ограниченной оборотоспособности некоторых объектов гражданских прав, возмещение вреда, причиненного природным объектам, и применение гражданско-правовых механизмов в обеспечении публичных интересов. Важную роль в современном мире в межгосударственных конфликтах стали играть частные военные компании. Следовательно, помимо публично-правового статуса, необходимо урегулировать и частноправовые вопросы создания, реорганизации, правового режима имущества таких организаций.
В современной юридической науке одним из направлений исследования стал вопрос ответственности публично-правовых образований за вред, причиняемый объектам гражданского права в результате реального ведения военных действий. По мнению Н. В. Каюрина, в данных ситуациях необходимо выработать общепринятые и одновременно независимые международно-правовые механизмы привлечения государства как публично-правового образования к гражданско-правовой ответственности по причине фактического повреждения и уничтожения гражданско-правовых объектов в военных условиях [14, с. 77]. Данные механизмы должны будут предусматривать возмещение ущерба в полном объеме в независимости от вида потерпевших субъектов права и места их нахождения.
По общему правилу Конституция РФ предоставляет иностранным гражданам национальный режим на территории России. Однако в том числе в целях обеспечения национальной безопасности публично-правовым и частноправовым законодательством РФ предусмотрены ограничения в отношении прав и свобод иностранцев.
Согласно нормам ст. 6 ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в случае отсутствия у иностранного гражданина действительных документов, удостоверяющих его личность, въезд в страну или выезд из нее данному лицу будет запрещен1.
Положения ст. 14 ФЗ «О полиции» закрепляют за данным правоохранительным органом право на задержание иностранного гражданина в случае, если по данному физическому лицу поступило требование о выдаче его государству, с которым он имеет юридические длящиеся правоотношения2.
В силу п. 2 ст. 11 ФЗ «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» в случае выявления ВИЧ-
1 О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию : федер. закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ // Правовой Сервер КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_11376/ (дата обращения: 16.03.2023).
2 О полиции : федер. закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Правовой Сервер КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/ (дата обращения: 17.03.2023).
инфекции у иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, они подлежат депортации1.
Содержание текста ст. 3 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» свидетельствует, что иностранным гражданам и лицам без гражданства запрещено иметь в собственности земельные участки из категории земель сельскохозяйственного назначения2.
Нормы п. 3 ст. 15 Земельного кодекса РФ регламентируют запрет права собственности иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении земельных участков, находящихся на приграничных территориях России3.
Стратегия национальной безопасности 2021 г. напрямую связана с поправками к Конституции Российской Федерации 2020 г., в частности с п. «м» ст. 71 Конституции РФ, а также значительными изменениями, которые произошли и происходят в мире (подробнее см.: [15, 16]). Кроме этого, национальную безопасность России необходимо рассматривать через призму национальной безопасности дружественных и недружественных стран (подробнее см.: [17-21]).
В новой Стратегии национальная безопасность определяется как «состояние защищенности интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, гражданский мир и согласие в стране, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, социально-экономическое развитие страны» (подп. 1 п. 5)4. По мнению А. А. Мусаткиной, новое определение национальной безопасности по своему смыслу фактически воспроизводит дефиницию, которая содержалась в утратившей в настоящее время силу Стратегии 2015 г. Различия заключаются в следующем: на первое место поставлены интересы Российской Федерации, а не личности, также формулировка «устойчивое социально-экономическое развитие» изменена на «социально-экономическое развитие». Кроме того, в новой Стратегии вслед за ее определением не перечисляются виды национальной безопасности, а для выявления объектов посягательств и, соответственно, правонарушений в сфере национальной безопасности прежде всего необходимо уяснить ее виды [13, с. 18].
Таким образом, эволюция создания, изменения и развития законодательства о национальной безопасности в Российской Федерации предполагает важность подразделения массива законодательства на публичное и частное, так как категория национальной безопасности базируется на учете не только интересов личности, общества и публично-правовых образований, но и охвата экономической безопасности, свободы предпринимательских и гражданско-правовых отношений. А в условиях постоянной угрозы национальной безопасности государства со стороны других государств и международных организаций деление законодательства на публичное и частное в сфере национальной безопасности способствует детальному научному анализу проблемных вопросов и планомерному совершенствованию внешне целостного законодательного массива, требующего отдельных доктринально обоснованных поправок.
Список литературы
1. Агутин А. В. Формирование ценностно-смысловых основ обеспечения национальной безопасности и содержание механизма реализации принципов правосудия // Вестник. Государство и право. 2022. № 3 (34). С. 15-22. EDN: RBOOGX
1 О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) : федер. закон от 30 марта 1995 г. № 38-Ф3 // Правовой Сервер Консультант-Плюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6222/ (дата обращения: 17.03.2023).
2 Об обороте земель сельскохозяйственного назначения : федер. закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ // Правовой Сервер КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37816/ (дата обращения: 17.03.2023).
3 Земельный кодекс Российской Федерации от 25 ноября 2001 г. № 136-Ф3 // Правовой Сервер Консультант-Плюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/ (дата обращения: 18.03.2023).
4 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 // Собрание законодательства РФ. 2021. № 27. Ст. 5351.
2. Куршаков З. С. Соотношение национальной безопасности и системы национальной безопасности // Инновации. Наука. Образование. 2022. № 51. С. 2024-2029. EDN: QFRDSH
3. Малько А. В., Хужин А. М. О юридической ответственности и безответственности в контексте национальной безопасности // Государство и право. 2021. № 6. С. 209-211. doi: 10.31857/s102694520015044-9. EDN: AQWRHL
4. Рожкова А. К. К вопросу выделения новых видов национальной безопасности: идеологическая безопасность (потенциал Церкви) // Теория государства и права. 2020. № 3 (19). С. 157-169. doi: 10.25839/matgip.2020.19.3.013. EDN: COAEEW.
5. Беляев В. П., Беляева Г. С., Чапчиков С. Ю. Эволюция понятия национальной безопасности (историко-правовой срез). Часть первая // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 5: Юриспруденция. 2016. Т. 15, № 3 (32). С. 45-53. doi:10.15688/jvolsu5.2016.3.6. EDN: WXIDZD
6. Чуклова Е. В. Гражданско-правовое регулирование национальной безопасности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Сер.: Юридические науки. 2020. № 2 (41). С. 60-65. EDN: WMUVYC
7. Лихачев С. В., Ракша Н. С. Проблемы правового регулирования обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Российский следователь. 2022. № 1. С. 64-67. doi: 10.18572/1812-3783-2022-1-64-67. EDN: BFAOAT
8. Кийко М. Ю. Эволюция Российской системы национальной безопасности: историко-правовой аспект // Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 2 (40). С. 88-94. EDN: QERENT
9. Институты финансовой безопасности : монография / И. И. Кучеров, Н. А. Поветкина, О. А. Акопян [и др.] ; отв. ред. И. И. Кучеров, Н. А. Поветкина. М. : ИНФРА-М : Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2022. 246 с.
10. Арсенян А. З. Правовые аспекты национальной безопасности // Вестник РГГУ. Сер.: Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение. 2010. № 4 (47). С. 105-113. EDN: MOTTZF
11. Безверхов А. Г., Норвартян Ю. С., Юдин А. В. Юридическая категория «безопасность» в публичном и частном праве // Безопасность бизнеса. 2021. № 6. С. 9-14. doi:10.18572/2072-3644-2021-6-9-14. EDN: JIXIVS
12. Исаченкова Е. С. Коллизии и пробелы в законодательстве в сфере национальной безопасности, пути их разрешения // Вопросы российской юстиции. 2022. № 22. С. 85-91. EDN: TOVNAN
13. Мусаткина А. А. Правонарушения, посягающие на национальную безопасность: к вопросу о видах и формировании понятия // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2021. № 3 (55). С. 17-25. doi:10.36511/2078-5356-2021-3-17-25. EDN: VGHVYH
14. Каюрин Н. В. Гражданско-правовая ответственность военных организаций Министерства обороны Российской Федерации за причинение вреда гражданам и юридическим лицам // Вестник военного права. 2018. № 3. С. 72-79. EDN: UUCFMK
15. Воронов А. М. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации 2021: анализ правовых новаций // Научный портал МВД России. 2022. № 1 (57). С. 29-35. EDN: YWNMUS
16. Новая эпоха международной безопасности. Россия и мир : монография / отв. ред. О. П. Иванов. М. : Проспект, 2020. 416 с. EDN: NICJSW
17. Абдрахимов Л. Г., Мчедлова М. М. Политические институты обеспечения национальной безопасности РФ и КНР // Россия - восток: пространство культурно-экономических коммуникаций : сб. тр. Всерос. науч.-практ. конф. (г. Новосибирск, 8 апреля 2022 г.). Новосибирск : Сиб. гос. ун-т путей сообщения, 2022. С. 83-89. EDN: KSZZNA
18. Шариков П. А. Роль ЕС в Стратегии национальной безопасности США // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2022. № 6 (30). С. 15-23. doi:10.15211/vestnikieran620221523. EDN: RKFXBK
19. Амельчаков И. Ф., Катаева О. В. Высылка иностранного гражданина как ограничение его права на свободу передвижения и как способ обеспечения национальной безопасности // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2019. № 3. С. 138-159. doi:10.17323/2072-8166.2019.3.138.159. EDN: JXSQFU
20. Чапчиков С. Ю. Международно-правовые основы обеспечения национальной безопасности // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Юридические науки. 2010. № 2. С. 75-80. EDN: MNJJER
21. Куревлев К. А. Сравнительный анализ стратегий национальной безопасности ЕС и США на современном этапе // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2022. Т. 12, № 3 (84). С. 1016-1024. doi: 10.35775/psi.2022.84.3.039. EDN: QTLIZY
References
1. Agutin A.V. Formation of Value-Semantic Foundations for Ensuring National Security and Content of the Mechanism for Implementing the Principles of Justice. Vestnik. Gosudarstvo i pravo = Bulletin. State and Law. 2022;(3):15-22. (In Russ.)
2. Kurshakov Z.S. Correlation between National Security and National Security System. Innovatsii. Nauka. Obrazovanie = Innovation. Science. Education. 2022;(51):2024-2029. (In Russ.)
3. Malko A.V., Khuzhin A.M. On Legal Responsibility and Irresponsibility in the Context of National Security. Gosudarstvo i pravo = State and Law. 2021;(6):209-211. (In Russ.). doi:10.31857/s1026945200 15044-9
4. Rozhkova A.K. On Identifying New Types of National Security: Ideological Security (Potential of the Church). Teoriya gosudarstva i prava = Theory of State and Law. 2020;(3):157-169. (In Russ.). doi: 10.25839/matgip.2020.19.3.013
5. Belyaev V.P., Belyaeva G.S., Chapchikov S.Yu. Evolution of the Concept of National Security (Historical and Legal Aspects). Part One. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 5: Yurisprudentsiya = Bulletin of Volgograd State University. Series 5: Law. 2016;15(3):45-53. (In Russ.). doi:10.15688/jvolsu5.2016.3.6.
6. Chuklova E.V. Civil Law Regulation of National Security. Vektor nauki Tolyattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Yuridicheskie nauki = Vector of Science of Togliatti State University. Series: Legal Sciences. 2020;(2):60-65. (In Russ.)
7. Likhachev S.V., Raksha N.S. Problems of Legal Regulation of Ensuring National Security in the Russian Federation. Rossiyskiy sledovatel = Russian Investigator. 2022;(1):64-67. (In Russ.). doi: 10.18572/ 1812-3783-2022-1-64-67
8. Kiyko M.Yu. Evolution of the Russian National Security System: Historical and Legal Aspect. Re-
gionalnye problemy preobrazovaniya ekonomiki = Regional Problems of Transformation in Economy. 2014;(2):88-94. (In Russ.)
9. Kucherov I.I., Povetkina N.A., Akopyan O.A. et al. Instituty finansovoy bezopasnosti: mono-grafiya = Financial Security Institutions: Monograph. Moscow: INFRA-M: Institut zakonodatelstva i sravnitel'nogo pravovedeniya pri Pravitelstve Rossiyskoy Federatsii, 2022:246. (In Russ.)
10. Arsenyan A.Z. Legal Aspects of National Security. Vestnik RGGU. Ser.: Politologiya. Istoriya. Mezhdunarodnye otnosheniya. Zarubezhnoe regionovedenie. Vostokovedenie = Bulletin of Russian State University for Humanities. Series: Political Science. History. International Relations. Foreign Regional Studies. Oriental Studies. 2010;(4): 105-113. (In Russ.)
11. Bezverkhov A.G., Norvartyan Yu.S., Yudin A.V. Legal Category "Security" in Public and Private Law. Bezopasnost biznesa = Business Security. 2021;(6):9-14. (In Russ.). doi:10.18572/2072-3644-2021-6-9-14
12. Isachenkova E.S. Collisions and Gaps in Legislation in the Field of National Security, Ways to Resolve Them. Voprosy rossiyskoy yustitsii = Questions of Russian Justice. 2022;(22):85-91. (In Russ.)
13. Musatkina A.A. Offenses That Encroach on National Security: on the Types and Formation of the Concept. Yuridicheskaya nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoy akademii MVD Rossii = Legal Science and Practice: Bulletin of Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021;(3): 17-25. (In Russ.). doi:10.36511/2078-5356-2021-3-17-25
14. Kayurin N.V. Civil Liability of Military Organizations of the Ministry of Defence of the Russian Federation for Causing Harm to Citizens and Legal Entities. Vestnik voennogo prava = Bulletin of Military Law. 2018;(3):72-79. (In Russ.)
15. Voronov A.M. National Security Strategy of the Russian Federation 2021: Analysis of Legal Innovations. Nauchnyy portal MVD Rossii = Scientific Portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(1):29-35. (In Russ.)
16. Ivanov O.P. (ed.). Novaya epokha mezhdunarodnoy bezopasnosti. Rossiya i mir: monografiya = New Era of International Security. Russia and World: Monograph. Moscow: Prospekt, 2020:416. (In Russ.)
17. Abdrakhimov L.G., Mchedlova M.M. Political Institutions for Ensuring National Security in the Russian Federation and the People's Republic of China. Rossiya - vostok: prostranstvo kul'turno-
ISSN 2307-9525 (Online)
ekonomicheskikh kommunikatsiy: sb. tr. Vseros. nauch.-prakt. konf. (g. Novosibirsk, 8 aprelya 2022 g.) = Russia - East: Space of Cultural and Economic Communications: Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference (Novosibirsk, 8 April, 2022). Novosibirsk: Sib. gos. un-t putey soobshcheniya, 2022:83-89. (In Russ.)
18. Sharikov P.A. Role of the EU in the US National Security Strategy. Nauchno-analiticheskiy vest-nik Instituta Evropy RAN = Scientific and Analytical Bulletin of the Institute of Europe RAS. 2022;(6): 15-23. (In Russ.). doi: 10.15211/vestnikieran620221523
19. Amelchakov I.F., Kataeva O.V. Expulsion of a Foreign Citizen as a Restriction of Right to Freedom of Movement and as a Way to Ensure National Security. Pravo. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki = Law. Journal of Higher School of Economics. 2019;(3): 138-159. (In Russ.). doi:10.17323/2072-8166.2019.3.138.159
20. Chapchikov S.Yu. International Legal Frameworks for Ensuring National Security. Vestnik Ros-siyskogo universiteta druzhby narodov. Ser.: Yuridicheskie nauki = Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Legal Sciences. 2010;(2):75-80. (In Russ.)
21. Kurevlev K.A. Comparative Analysis of National Security Strategies of the EU and the USA at the Present Stage. Voprosy natsionalnykh i federativnykh otnosheniy = Issues of National and Federal Relations. 2022;12(3): 1016-1024. (In Russ.). doi:10.35775/psi.2022.84.3.039
Информация об авторах / Information about the authors
А. В. Феоктистов - кандидат юридических наук, доцент кафедры частного и публичного права, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная, 40.
И. В. Зернов - преподаватель кафедры частного и публичного права, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная, 40.
A.V. Feoktistov - Candidate of Law, Associate Professor of the Sub-department of Private and Public Law, Penza State University, 40 Krasnaya street, Penza, 440026.
I.V. Zernov - Lecturer of the Sub-department of Private and Public Law, Penza State University, 40 Krasnaya street, Penza, 440026.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов / The authors declare no conflict of interests
Поступила в редакцию / Received 23.03.2023
Поступила после рецензирования и доработки / Revised 10.04.2023 Принята к публикации / Accepted 25.04.2023
ISSN 2307-9525 (Online) Electronic scientific journal "Science. Society. State". 2023;11(1). http://esj.pnzgu.ru