Научная статья на тему 'МЕРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ'

МЕРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
167
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рыжова Ольга Александровна, Рыжова Анастасия Андреевна

Актуальность и цели . Безопасности сегодня посвящен ряд социальных исследований, закрепивших за собой статус самостоятельного научного направления. Современное общество столкнулось с необходимостью переосмысления накопленного опыта государственного и общественного влияния на противоправное поведение и интенсивность поиска путей минимизации нарастающих угроз. Сложившиеся традиционные подходы к формированию политики противодействия правонарушениям и преступлениям не могут обеспечить аналогичных ожиданий общества. С учетом приоритетности решения задачи правового обеспечения безопасности личности и ее интересов комплекс административных и уголовных норм, ориентируемых на такую безопасность, неизбежно участвует в охране прав личности, попадающих в различные сферы. Меры административной и уголовной ответственности за обеспечение безопасности выступают ее особым регулятором и гарантом. Концепция безопасности заключается в обозначении защиты каждого человека и его прав. Развитие такой концепции предполагает решение новых социальных задач, работающих одновременно не только на достижение цели, но и обеспечение практически всех составляющих безопасности общества и государства. Интенсивные поиски учеными и практиками новых эффективных путей минимизации нарастающих угроз и потребность обеспечения надежной защиты помогут обеспечить надежными средствами ожидания общества. Материалы и методы. Проведен правовой анализ отдельных нормативных источников, регулирующих порядок соблюдения безопасности. Изучены материалы судебной практики и особенности применения норм административного и уголовного законодательства. Результаты. Определены комплексные меры, направленные на предупреждение противоправных действий, сформулированы задачи деятельности образовательных организаций. Выводы. Выявлены социально-культурные и идеологические меры общей профилактики, имеющие важное значение для обеспечения безопасности образовательного процесса и формирования нравственного климата в образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рыжова Ольга Александровна, Рыжова Анастасия Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIABILITY FOR VIOLATION OF SAFETY REQUIREMENTS IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Background . Nowadays, a number of social studies are devoted to safety and security, they have secured the status of an independent scientific direction. Modern society is faced with the need to rethink the accumulated experience of state and public influence on illegal behavior and the intensity of the search for ways to minimize the growing threats. The established traditional approaches to forming policy of countering offenses and crimes cannot provide similar expectations of society. Taking into account the priority in solving the problem of legal security of individuals and their interests, a set of administrative and criminal norms focused on such security inevitably participates in the protection of the rights of the individual falling into various spheres. Administrative and criminal liability for ensuring safety and security acts as a special regulator and guarantor of security. The concept of safety and security is to designate the protection of each individual and their rights. The development of such concept presupposes the solution of new social tasks that contribute not only to achieving the goal, but also to ensuring almost all components in safety and security of society and the state. The intensive search led by scientists and practitioners for new effective ways to minimize the growing threats and the need to ensure reliable protection will help to satisfy the expectations of society in reliable means. Materials and methods . A legal analysis of specific regulations of safety and security compliance is carried out. The materials of judicial practice and the peculiarities of applying the norms of administrative and criminal legislation are studied. Results. Comprehensive measures aimed at preventing illegal actions are defined, the tasks of educational organizations are formulated. Conclusions. The article identifies the socio-cultural and ideological measures of general prevention that are important for ensuring safety and security of the educational process and forming a healthy climate in the educational environment.

Текст научной работы на тему «МЕРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ

Научная статья УДК 342.9

ао1:10.21685/2307-9525-2022-10-3-7

МЕРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Ольга Александровна Рыжова1, Анастасия Андреевна Рыжова2

1 2Пензенский государственный университет, Пенза, Россия

1 [email protected]

217593г@шаИ.гц

Аннотация. Актуальность и цели. Безопасности сегодня посвящен ряд социальных исследований, закрепивших за собой статус самостоятельного научного направления. Современное общество столкнулось с необходимостью переосмысления накопленного опыта государственного и общественного влияния на противоправное поведение и интенсивность поиска путей минимизации нарастающих угроз. Сложившиеся традиционные подходы к формированию политики противодействия правонарушениям и преступлениям не могут обеспечить аналогичных ожиданий общества. С учетом приоритетности решения задачи правового обеспечения безопасности личности и ее интересов комплекс административных и уголовных норм, ориентируемых на такую безопасность, неизбежно участвует в охране прав личности, попадающих в различные сферы. Меры административной и уголовной ответственности за обеспечение безопасности выступают ее особым регулятором и гарантом. Концепция безопасности заключается в обозначении защиты каждого человека и его прав. Развитие такой концепции предполагает решение новых социальных задач, работающих одновременно не только на достижение цели, но и обеспечение практически всех составляющих безопасности общества и государства. Интенсивные поиски учеными и практиками новых эффективных путей минимизации нарастающих угроз и потребность обеспечения надежной защиты помогут обеспечить надежными средствами ожидания общества. Материалы и методы. Проведен правовой анализ отдельных нормативных источников, регулирующих порядок соблюдения безопасности. Изучены материалы судебной практики и особенности применения норм административного и уголовного законодательства. Результаты. Определены комплексные меры, направленные на предупреждение противоправных действий, сформулированы задачи деятельности образовательных организаций. Выводы. Выявлены социально-культурные и идеологические меры общей профилактики, имеющие важное значение для обеспечения безопасности образовательного процесса и формирования нравственного климата в образовательной среде.

Ключевые слова: образование, безопасность, законодательство, образовательные организации, должностное лицо, правонарушение, преступление, комплексная безопасность, обучающиеся

Для цитирования: Рыжова О. А., Рыжова А. А. Меры ответственности за нарушение требований безопасности в образовательных организациях // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». 2022. Т. 10, № 3. С. 62-70. ёоЫ0.21685/2307-9525-2022-10-3-7

© Рыжова О. А., Рыжова А. А., 2022. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License. Electronic scientific journal "Science. Society. State". 2022;10(3). http://esj.pnzgu.ru

PUBLIC LEGAL (STATE LEGAL) SCIENCES

Original article

LIABILITY FOR VIOLATION OF SAFETY REQUIREMENTS IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Olga A. Ryzhova1, Anastasia A. Ryzhova2

1 2Penza State University, Penza, Russia 1 [email protected] [email protected]

Abstract. Background. Nowadays, a number of social studies are devoted to safety and security, they have secured the status of an independent scientific direction. Modern society is faced with the need to rethink the accumulated experience of state and public influence on illegal behavior and the intensity of the search for ways to minimize the growing threats. The established traditional approaches to forming policy of countering offenses and crimes cannot provide similar expectations of society. Taking into account the priority in solving the problem of legal security of individuals and their interests, a set of administrative and criminal norms focused on such security inevitably participates in the protection of the rights of the individual falling into various spheres. Administrative and criminal liability for ensuring safety and security acts as a special regulator and guarantor of security. The concept of safety and security is to designate the protection of each individual and their rights. The development of such concept presupposes the solution of new social tasks that contribute not only to achieving the goal, but also to ensuring almost all components in safety and security of society and the state. The intensive search led by scientists and practitioners for new effective ways to minimize the growing threats and the need to ensure reliable protection will help to satisfy the expectations of society in reliable means. Materials and methods. A legal analysis of specific regulations of safety and security compliance is carried out. The materials of judicial practice and the peculiarities of applying the norms of administrative and criminal legislation are studied. Results. Comprehensive measures aimed at preventing illegal actions are defined, the tasks of educational organizations are formulated. Conclusions. The article identifies the socio-cultural and ideological measures of general prevention that are important for ensuring safety and security of the educational process and forming a healthy climate in the educational environment.

Keywords: education, safety and security, legislation, educational organizations, official, offense, crime, comprehensive security, students

For citation: Ryzhova O.A., Ryzhova A.A. Liability for violation of safety requirements in educational organizations. Elektronnyy nauchnyy zhurnal "Nauka. Obshchestvo. Gosudarstvo" = Electronic scientific journal "Science. Society. State". 2022;10(3):62-70. (In Russ.). doi:10.21685/2307-9525-2022-10-3-7

В последние годы вопросам безопасности уделяется особое внимание со стороны органов власти, ученых и практиков. Затрагиваются различные области исследований: социологическая, политическая, историческая, экономическая, психологическая и др. В настоящее время безопасность и ее обеспечение должно превосходить характер и направленность угроз, которые возникают в последнее время в образовательных учреждениях. Это в свою очередь обусловливает установление определенности по приоритетным направлениям обеспечения безопасности в образовательных организациях. Требуется более четкая правовая регламентация ответственности и способов защиты прав участников образовательных отношений [1, с. 20]. Рассмотрим меры административной и уголовной ответственности, применяемые к виновным лицам в области безопасности образовательных организаций.

© Ryzhova O.A., Ryzhova A.A., 2022. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License. Electronic scientific journal "Science. Society. State". 2022;10(3). http://esj.pnzgu.ru

Основные положения организации образовательного процесса закреплены в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Отдельные его положения касаются безопасности обучающихся. Обратимся к соответствующей статье. Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 рассматриваемого закона охрана здоровья обучающихся включает в себя «... обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность»1. Также необходимо указать и Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Отдельные положения закона касаются информационной безопасности. В частности, там закреплено и определение безопасности с учетом современного состояния общества и его цифровизации: «.состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию»2. Указанные положения возлагают обязанность на образовательную организацию по обеспечению безопасности (вне зависимости от ее организационно-правовой формы). За неисполнение возложенной обязанности законодательством предусмотрено привлечение к ответственности. Основанием привлечения к одному из видов юридической ответственности будут служить степень общественной опасности деяния и наступившие последствия. Для того чтобы перейти к рассмотрению отдельных видов юридической ответственности, считаем необходимым рассмотреть понятие «безопасность» в контексте деятельности образовательной организации и реализации возложенной на нее обязанности.

Первоначально предлагаем обратиться к толкованию в словаре С. И. Ожегова3: безопасность - это состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности. Исходя из этого, можно сказать о том, что обеспечение безопасности должно включать в себя комплекс соответствующих мер.

Есть множество определений безопасности, однако общей для всех будет концепция взаимосвязи безопасности личности и среды [2, с. 45-46]. В науке уголовного права под безопасностью понимается состояние защищенности личности, общества, государства от преступлений, обеспечиваемое комплексом политических, экономических, идеологических, правовых, технических и иных мер, разрабатываемых и осуществляемых государственными и общественными структурами и гражданами [3, с. 27]. В настоящее время правовой регламентацией необходимого комплекса мер по обеспечению безопасности является Письмо Мин-комсвязи России от 10 апреля 2020 г. № ЛБ-С-088-89294 «О направлении методических рекомендаций». Данные Методические рекомендации включают в себя положения о безопасности территории образовательной организации, антитеррористической защищенности, противодействии распространению идеологии терроризма и экстремизма, обеспечении информационной безопасности, организации безопасного образовательного процесса, психологической безопасности образовательной среды, обеспечении пожарной безопасности и др. Другим документом, к которому необходимо обратиться, является Письмо от 11 мая 2021 г. № СК-123/045 с рекомендациями по организации действий в кризисной ситуации для участников образовательных отношений. Образовательным организациям рекомендуется выработать план действий в кризисной ситуации. Однако собственных ресурсов образовательной

1 Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Правовой Сервер КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 05.09.2022).

2 О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию : федер. закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ // Правовой Сервер КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 108808/ (дата обращения: 07.09.2022).

3 Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка : 100 000 слов, терминов и выражений / под общ. ред. Л. И. Скворцова. М. : Мир и образование, 2015. 1375 с.

4 О направлении методических рекомендаций (вместе с Методическими рекомендациями для общеобразовательных организаций по обеспечению комплексной безопасности) : письмо Минкомсвязи России от 10 апреля 2020 г. № ЛБ-С-088-8929 // Правовой Сервер КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_350651/ (дата обращения: 02.08.2022).

5 Рекомендации по организации действий в кризисной ситуации для участников образовательных отношений // Министерство просвещения Российской Федерации : официальный интернет-ресурс. URL: https://docs.edu. gov.ru/document/3d67b48dfb48c8176c725d8266f3f486/ (дата обращения: 02.08.2022).

организации может быть недостаточно для того, чтобы справиться с кризисной ситуацией. В связи с этим ведомство считает необходимым координировать действия с региональными антикризисными подразделениями [4, с. 1560]. Для того чтобы план был действенным, необходимо, во-первых, ознакомить с ним всех сотрудников и обучающихся и, во-вторых, обеспечить проведение регулярных тренировочных сборов. Несоблюдение и невыполнение обязанностей по обеспечению комплексной безопасности в образовательной организации является основанием для привлечения соответствующих лиц к юридической ответственности [5, с. 3].

Наиболее распространенным видом юридической ответственности, применяемой к образовательным организациям и лицам, осуществляющим трудовые функции в соответствующей организации (в том числе педагогическим работникам), является административная ответственность [6, с. 125]. Основанием привлечения к административной ответственности является деяние конкретного субъекта, нарушающее правовые предписания, охраняемые административными санкциями [7]. Законодательно устанавливается особый порядок привлечения лиц к административной ответственности.

Административную ответственность юридических лиц характеризуют элементы состава административного правонарушения: субъект, объект, объективная сторона, субъективная сторона. Однако отдельные элементы обладают существенными особенностями. Например, если говорить о субъективной стороне правонарушения, то некоторые группы ученых предлагают комплексное понимание элемента - вины. Это выражается в объективном и субъективном подходах. «Объективная вина - это вина организации с точки зрения государственного органа, налагающего административное взыскание в зависимости от характера конкретных действий или бездействия юридического лица, нарушающего установленные правила. Субъективная вина представляет собой отношение организации в лице ее коллектива, администрации, должностных лиц к противоправному деянию» [8]. Предложенные элементы вины составляют общее понятие «вина юридического лица». Административное наказание, которое назначается в большинстве случаев, - это административный штраф. Административное наказание, назначаемое юридическому лицу, имеет целью обеспечение выполнения организацией своих обязанностей и требований государственных органов. Специальными субъектами привлечения к административной ответственности выступают юридические лица, в случаях, когда совершенное ими административное правонарушение связано с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Примечание к ст. 4.2 КоАП РФ1 закрепляет признаки данного субъекта.

Обратимся к материалам судебной практики. В частности, рассмотрим судебные акты, касающиеся привлечения к административной ответственности как юридических лиц, так и должностных лиц в сфере обеспечения необходимых условий безопасности в образовательных организациях.

Ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения предусмотрена в ст. 6.3. КоАП РФ. Санкция ч. 2 данной статьи предусматривает достаточно широкий перечень субъектов, привлекаемых за совершенное противоправное виновное деяние. В качестве примера рассмотрим Постановление № 5-128/2020 от 9 июля 2020 г. по делу № 5-128/2020. Субъектом привлечения к административной ответственности является должностное лицо ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет» - начальник управления студенческого жилищного комплекса А. В. Власов. Как следует из протокола № 003495 от 15 мая 2020 г. об административном правонарушении, составленного главным специалистом - экспертом отдела санитарного надзора управления Роспотребнадзора по Воронежской области, выявлены нарушения законодательства. Они выражались в том, что отсутствовал контроль за качеством уборки

1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Правовой Сервер КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 10.08.2022).

помещений, длительное время не проводилась уборка оконных рам и стекол, емкости с дезинфицирующими растворами хранились в доступных для проживающих студентов местах, имели место и другие нарушения. Нарушения, выявленные в ходе проведения проверки, допущены в связи с отсутствием должного контроля со стороны юридического лица за соблюдением требований действующего законодательства и создают угрозу для жизни и здоровья населения, в том числе и обучающихся, находящихся в зданиях общежитий, корпусах образовательной организации. Принимая во внимание все обстоятельства дела, суд постановил признать виновным данное должностное лицо и назначить наказание - административный штраф в размере 50 тыс. руб.

Статья 19.20 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение правил осуществления деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии). Рассмотрим Постановление № 5-1169/2015 от 28 июля 2015 г. по делу № 5-1169/2015. В ходе проведения плановой проверки статьи государственным инспектором отдела надзора за исполнением законодательства и лицензионного контроля Управления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении ФГБОУ ВПО «Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева». Были выявлены нарушения п. 4, 6, 7, 8, 9 ч. 1 ст. 41 Закона об образовании. Они выражались в следующих деяниях: филиал лицензиата не проводил периодические медицинские осмотры и диспансеризацию обучающихся, пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов других одурманивающих веществ; не обеспечивал безопасность обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; не проводил профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. В ходе проверки выявлены и иные нарушения законодательства. На основании представленных материалов, с учетом всех обстоятельств дела ФГБОУ ВПО признано виновным; назначено наказание - административный штраф в размере 70 тыс. руб.

Необходимо рассмотреть ст. 20.35 КоАП РФ в качестве примера привлечения образовательных организаций к административной ответственности за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), в том числе и образовательных организаций. Рассмотрим объективную сторону состава данного правонарушения. В соответствии с судебной практикой она включает в себя деяния, которые выражаются в отсутствии акта обследования и категорирования объекта (территории); отсутствии на объекте плана необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории); отсутствии организованного взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму и экстремизму на объекте; игнорировании проведения учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объекта как минимум один раз в год.

Исходя из изложенного, можно сказать о том, что достижение цели обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в образовательной организации предполагает необходимость комплексного подхода к решению указанных задач. Необходимо принятие конкретных мер по обеспечению безопасности, и они должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличия иных мер по предупреждению терроризма [9, с. 125].

Нормативные акты отдельных субъектов РФ также устанавливают составы административных правонарушений, когда субъектами административной ответственности являются

образовательные организации. Например, на основании ст. 8.5 «Неисполнение или нарушение решений антитеррористической комиссии Пензенской области» Закона Пензенской области от 2 апреля 2008 г. № 1506-ЗПО «Кодекс Пензенской области об административных правонарушениях»1 образовательные организации и их должностные лица могут привлекаться к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные статьей.

С учетом рассмотренных материалов судебной практики необходимо сказать о том, что нарушения, как правило, являются схожими, выражаются в форме бездействия уполномоченных лиц, не должного контроля со стороны руководителя образовательной организации. Таким образом, ненадлежащее выполнение своих трудовых функций, а также несоблюдение требований, предъявляемых к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, может привести к нарушению п. 8 ст. 41 ФЗ «Об образовании», так как не применяются должные меры по обеспечению безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Особенность привлечения образовательных организаций к уголовной ответственности заключается в том, что ответственность несут конкретные физические лица. Несоблюдение требований безопасности обучающихся во время пребывания их в образовательных организациях в последнее время приводит к трагическим последствиям [10, с. 42]. Достаточно обратиться к материалам, опубликованным на интернет-портале ТАСС, там приведена хроника преступлений, произошедших в образовательных организациях с 2016 г. Все эти деяния являются преступлениями и были связаны с вооруженным нападением. Однако во всех указанных случаях виновными в этих событиях являются в том числе и лица, ответственные за безопасность в образовательных организациях [11]. Как правило, за соблюдение требований безопасности отвечает соответствующее структурное подразделение и непосредственно руководитель образовательной организации (в отдельных случаях сотрудники охранных предприятий, с которыми заключен договор об оказании соответствующих услуг на основании положений Закона РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»). Если мы обратимся к сайту ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» , то увидим перечень нормативных правовых актов, с учетом которых осуществляется работа по соблюдению требований безопасности организации. К ним относятся ФЗ «О противодействии терроризму», ФЗ «О безопасности», Указ Президента РФ «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом»; Указ Президента РФ «О мерах по противодействию терроризму», ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ФЗ «О пожарной безопасности»; а также приказы и распоряжения федеральных министерств и ведомств в сфере науки и образования.

Преступления в сфере обеспечения безопасности, которые совершаются в образовательных организациях, имеют свою специфику. Они отличаются высокой степенью общественной опасности, носят массовый характер, причиняют ущерб здоровью с тяжелыми последствиями (в отдельных случаях заканчиваются летальным исходом) [12, с. 90]. Рассмотрим составы преступлений, связанные с нарушением требований безопасности в образовательных организациях. Согласно материалам судебной практики данные деяния квалифицируют по ч. 2 ст. 118 УК РФ «Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности, совершенное вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей»3. В случаях, когда ненадлежащее исполнение лицом своих обязанностей по обеспечению безопасности повлекло смерть лиц, уголовная ответственность наступает в соответствии с ч. 2 ст. 109 УК РФ «Причинение смерти по неосторожности» [13, с. 286].

1 Кодекс Пензенской области об административных правонарушениях : закон Пензенской области от 2 апреля 2008 г. № 1506-ЗПО // Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области. 2008. № 4 (78).

2 Управление комплексной безопасности // Пензенский государственный университет : сайт. URL: https://dep_bezopasnost.pnzgu.ru/ (дата обращения: 02.08.2022).

3 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Правовой Сервер Консультант-Плюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 10.08.2022).

ISSN2307-9525 (Online)

Уголовная ответственность в сфере обеспечения безопасности может быть установлена для руководителя и иных работников образовательной организации также за преступления, предусмотренные ст. 219, 236, 280, 282 УК РФ [14, 15] и др.

В ходе проведенного исследования с учетом действующего законодательства и материалов судебной практики были выделены направления деятельности по обеспечению безопасности обучающихся в образовательных организациях. В первую очередь законодательство в сфере образования и безопасности должно быть направлено на защиту лиц, находящихся в образовательных организациях [16, с. 86]. К ним относятся и обучающиеся, и профессорско-преподавательский состав, и сотрудники структурных подразделений. Комплексная безопасность включает в себя и другие аспекты, рассмотренные в рамках данного исследования.

Обеспечение безопасности образовательных организаций является одним из приоритетных направлений деятельности Министерства просвещения и Министерства науки и высшего образования, а также региональных и областных органов власти, ответственных за контроль вопросов образования [17, с. 442]. Важная роль возлагается и на образовательные организации, и на лиц, ответственных за обеспечение безопасности. В ходе проведения проверок органами исполнительной власти, деятельность которых направлена на осуществление контроля и надзора за образовательными организациями, выявляется множество нарушений в сфере безопасности. На первый взгляд данные нарушения можно отнести к малозначительным. Однако в случае систематического совершения таких правонарушений и несвоевременного их устранения возможно наступление угрозы общественной безопасности. В связи с этим считаем, что проведение различного рода проверок способствует качеству соблюдения требований безопасности образовательных организаций. Деятельность органов и подразделений МЧС, Роспотребнадзора, Рособрнадзора, МВД, прокуратуры позволит своевременно реагировать на существующие нарушения и принимать правовые решения, направленные, в первую очередь, на обеспечение безопасности.

Среди многообразия внешних и внутренних угроз безопасности государства, «подрывающих» его нормальную жизнедеятельность, есть угроза, обладающая не только повышенной опасностью, но и некой универсальностью [18, с. 214]. При этом, разумеется, необходимо законодательное закрепление объектов и субъектов обеспечения безопасности, их задач и функций, прав и обязанностей, ответственности за необеспечение безопасности личности и общества [19, с. 56]. На наш взгляд, необходимо использовать любые механизмы социального контроля: правовые, экономические, общественные, информационные и административные.

На основании изложенного считаем необходимым усилить контроль со стороны органов государственной власти за деятельностью образовательных организаций в сфере обеспечения надлежащего уровня безопасности; проводить регулярные образовательные мероприятия, цель которых - доведение информации о поведении в критической ситуации; выработать согласованный план действий образовательных организаций и органов власти по обеспечению надлежащего уровня безопасности; составить требования к лицам, осуществляющим функцию охраны в образовательных организациях (с учетом особенностей конкретного объекта); систематизировать правовую базу в сфере обеспечения безопасности в образовательных организациях; внести изменения в действующее законодательство по вопросам безопасности с учетом новых вызовов и угроз.

Список литературы

1. Рыжова А. А, Рыжова О. А, Власова А. А., Минакова В. В. Современные угрозы безопасности в образовательных организациях // Вестник Пензенского государственного университета. 2022. № 2. С. 20-24.

2. Степанова Д. Н. Образование и воспитание личности как факторы построения национальной безопасности государства // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». 2022. Т. 10, № 1. С. 43-50.

3. Стахов Я. Г. Понятие, содержание и современные направления реализации уголовной политики Российской Федерации // Российский следователь. 2004. № 6. С. 6-12.

4. Волков С. А. Современное состояние обеспечения безопасности образовательных учреждений // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 37. С. 1560-1565.

5. Мухаметзянова Ф. Ш., Прокофьева Е. Н., Левина Е. Ю., Абдраковнов А. П. Обеспечение безопасности как фактор социальной ответственности образования (по результатам мониторинга вузов) // Казанский педагогический журнал. 2016. № 5. С. 1-4.

6. Толстых О. В., Толстых Д. С. Анализ угроз безопасности образовательных организаций // Охрана, безопасность, связь. 2021. № 6-1. С. 123-127.

7. Бахрах Д. Н. Административное право. М. : БЕК, 1996. 368 с.

8. Административное право / под ред. Ю. М. Козлова, Л. Л. Попова. М. : Юристъ, 2000. 728 с.

9. Мороз Е. Ф. Безопасность образования в контексте обеспечения национальной безопасности // Современные исследования социальных проблем. 2019. Т.11, № 2. С. 123-137.

10. Масленникова В. Ш. Педагогика безопасности как теория обеспечения безопасности личности в образовательной организации // Казанский педагогический журнал. 2017. № 5. С. 41-44.

11. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / отв. ред. Б. В. Здравомыслов. М. : Юрист, 1996. 559 с.

12. Сидорова Е. З. Криминологическая безопасность образовательных организаций: понятие и субъекты // Алтайский юридический вестник. 2019. № 2 (26). С. 89-92.

13. Семернева Н. К. Квалификация преступлений (части Общая и Особенная). М. : Проспект, 2016. 291 с.

14. Учебно-практический комментарий к уголовному кодексу Российской Федерации / под общ. ред. А. Э. Жалинского. М. : Eksmo education : Эксмо, 2006. 1086 с.

15. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / Здравомыслов Б. В., Караулов В. Ф., Кладков А. В. [и др.] ; под ред. Б. В. Здравомыслова. М. : Юристъ, 2001. 550 с.

16. Красинский В. В. Экстремистская идеология «КОЛУМБАЙН» и актуальные направления обеспечения безопасности образовательных организаций // Современное право. 2021. № 3. С. 84-88.

17. Тузова О. Н., Степанова Д. Н. Безопасность личности в условиях пандемии // Актуальные проблемы деятельности подразделений УИС : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. (г. Воронеж, 20 мая 2021 г.). Воронеж : Научная книга, 2021. С. 440-444.

18. Храмихин Д. Ю. Зарубежный опыт проектирования безопасности образовательной организации // Вызовы времени и ведущие мировые научные центры : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (г. Уфа, 21 февраля 2019 г.). Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2019. С. 213-216.

19. Гроздилов С. В. Безопасность в образовательном учреждении как социальная и научная проблемы современного общества // Лучшая научно-исследовательская работа 2021 : сб. ст. XXXIII Междунар. науч.-исслед. конкурса / под общ. ред. Г. Ю. Гуляева. Пенза : Наука и Просвещение, 2021. С. 54-59.

References

1. Ryzhova A.A, Ryzhova O.A., Vlasova A.A., Minakova V.V. Modern security threats in educational organizations. Vestnik Penzenskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Penza State University. 2022;(2):20-24. (In Russ.)

2. Stepanova D.N. Education and upbringing of the individual as factors in building national security of the state. Elektronnyy nauchnyy zhurnal «Nauka. Obshchestvo. Gosudarstvo» = Electronic Scientific Journal "Science. Society. State". 2022;10(1):43-50. (In Russ.)

3. Stakhov Ya.G. Concept, content and modern directions of implementing criminal policy in the Russian Federation. Rossiyskiy sledovatel = Russian Investigator. 2004;(6):6-12. (In Russ.)

4. Volkov S.A. Current state of ensuring safety and security of educational institutions. Innovatsii. Nauka. Obrazovanie = Innovation. Science. Education. 2021;(37): 1560-1565. (In Russ.)

5. Mukhametzyanova F.Sh., Prokofeva E.N., Levina E.Yu., Abdrakovnov A.P. Ensuring safety and security as a factor in social responsibility of education (based on the results of universities monitoring). Ka-zanskiy pedagogicheskiy zhurnal = Kazan Pedagogical Journal. 2016;(5):1-4. (In Russ.)

6. Tolstykh O.V., Tolstykh D.S. Analysis of threats to safety and security of educational organizations. Okhrana, bezopasnost, svyaz = Security, Safety, Communication. 2021;(6-1):123-127. (In Russ.)

7. Bakhrakh D.N. Administrativnoepravo = Administrative law. Moscow: BEK, 1996:368. (In Russ.)

8. Kozlov Yu.M., Popov L.L. Administrativnoe pravo = Administrative law. Moscow: Yurist, 2000:728. (In Russ.)

9. Moroz E.F. Safety of education in the context of ensuring national security. Sovremennye issledo-vaniya sotsialnykh problem = Modern Studies of Social Problems. 2019; 11(2): 123-137. (In Russ.)

10. Maslennikova V.Sh. Security pedagogy as a theory of personal safety and security in an educational organization. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal = Kazan Pedagogical Journal. 2017;(5):41—44. (In Russ.)

11. Zdravomyslov B.V. (resp. ed.). Ugolovnoe pravo Rossiyskoy Federatsii. Osobennaya chast = Criminal law of the Russian Federation. Special part. Moscow: Yurist, 1996:559. (In Russ.)

12. Sidorova E.Z. Criminological safety of educational organizations: concept and subjects. Altayskiy yuridicheskiy vestnik = Altai Legal Bulletin. 2019;(2):89-92. (In Russ.)

13. Semerneva N.K. Kvalifikatsiya prestupleniy (chasti Obshchaya i Osobennaya) = Qualification of crimes (general and special parts). Moscow: Prospekt, 2016:291. (In Russ.)

14. Zhalinskiy A.E. (ed.). Uchebno-prakticheskiy kommentariy k ugolovnomu kodeksu Rossiyskoy Federatsii = Educational and practical comments on the Criminal Code of the Russian Federation. Moscow: Eksmo education: Eksmo, 2006:1086. (In Russ.)

15. Zdravomyslov B.V., Karaulov V.F., Kladkov A.V. et al. Ugolovnoe pravo Rossiyskoy Federatsii. Osobennaya chast = Criminal law of the Russian Federation. Special part. Moscow: Yurist", 2001:550. (In Russ.)

16. Krasinskiy V.V. Extremist ideology "COLUMBINE" and current trends in ensuring security of educational organizations. Sovremennoepravo = Modern Law. 2021;(3):84-88. (In Russ.)

17. Tuzova O.N., Stepanova D.N. Safety and security of an individual in a pandemic. Aktualnye problemy deyatelnosti podrazdeleniy UIS: sb. materialov Vseros. nauch.-prakt. konf. (g. Voronezh, 20 maya 2021 g.) = Challenges in the Activities of the Penal System Departments: Collection of Papers of the All-Russian Scientific and Practical Conference (Voronezh, 20 May 2021). Voronezh: Nauchnaya kniga, 2021:440-444. (In Russ.)

18. Khramikhin D.Yu. Foreign experience in designing security of an educational organization. Vyzovy vremeni i vedushchie mirovye nauchnye tsentry: sb. st. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (g. Ufa, 21 fevralya 2019 g.) = Challenges of the Time and Leading World Scientific Centers: Collection of Papers of the International Scientific and Practical Conference (Ufa, 21 February 2019). Ufa: OMEGA SAYNS, 2019: 213-216. (In Russ.)

19. Grozdilov S.V. Security in an educational institution as a social and scientific problem of modern society. Luchshaya nauchno-issledovatelskaya rabota 2021: sb. st. XXXIII Mezhdunar. nauch.-issled. konkursa = Best research work 2021: Collection of Papers of the 33rd International Research Competition. Penza: Nauka i Prosveshchenie, 2021:54-59. (In Russ.)

Информация об авторах / Information about the authors

О. А. Рыжова - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная, 40.

А. А. Рыжова - кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная, 40.

O.A. Ryzhova - Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Sub-department of Criminal Law, Penza State University, 40 Krasnaya street, Penza, 440026.

A.A. Ryzhova - Candidate of Law, Associate Professor of the Sub-department of State and Legal Disciplines, Penza State University, 40 Krasnaya street, Penza, 440026.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов / The authors declare no conflict of interests

Поступила в редакцию / Received 14.09.2022

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила после рецензирования и доработки / Revised 29.09.2022 Принята к публикации / Accepted 24.10.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.