УДК 34
СОВРЕМЕННЫЕ УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
А. А. Рыжова1, О. А. Рыжова2, А. А. Власова3, В. В. Минакова4
1'2'3'4Пензенский государственный университет, Пенза, Россия
117593г@таП.ги 2о^а.го4@таП.ги [email protected] 4ттакоуа-В1ка@таП.ш
Аннотация. Рассматривается понятие безопасности в контексте ее обеспечения в образовательных организациях. Приведен анализ отдельных положений действующего законодательства в сфере защиты участников образовательных отношений. Анализируются угрозы безопасности, приведены примеры противоправных действий в образовательных организациях. Рассмотрены действующие методические рекомендации по профилактике террористических угроз в образовательных организациях.
Ключевые слова: обучающиеся, образовательные организации, образование, безопасность, охрана здоровья, терроризм, персональные данные, меры защиты
Для цитирования: Рыжова А. А., Рыжова О. А., Власова А. А. [и др.]. Современные угрозы безопасности в образовательных организациях // Вестник Пензенского государственного университета. 2022. № 2. С. 20-24.
Российское законодательство представлено обширным перечнем нормативно-правовых актов, содержащих требования к обеспечению безопасности в образовательных организациях. Однако, с учетом происходящих событий [1], требуется более четкая правовая регламентация ответственности и способов защиты прав участников образовательных отношений. Рассмотрим правовые аспекты обеспечения безопасности на примере высших учебных заведений.
Основным законом, регулирующим сферу образования, является Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» [2]. Вопросам обеспечения безопасности посвящены отдельные пункты статей. В частности, ст. 41 данного закона закрепляет такое понятие, как «охрана здоровья обучающихся» и его элементы. Одним из них является: «обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность» [2]. Реализация данного положения возлагается на образовательную организацию (способы реализации регламентируются в том числе и локальными правовыми актами). Взаимный комплекс прав и обязанностей сторон - участников образовательных отношений закреплен в гл. 4, 5 комментируемого закона. Исходя из положений, содержащихся в законе, необходимо рассмотреть правовой статус обучающегося.
Правовой статус обучающегося включает систему прав, свобод и интересов, а также обязанностей, предусмотренных законодательством РФ. Права обучающихся определяются Конституцией Российской Федерации [3], законодательством в сфере образования и уставом образовательной организации (в которой они получают образование).
© Рыжова А. А., Рыжова О. А., Власова А. А., Минакова В. В., 2022
В соответствии со ст. 34 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающимся предоставлены права, меры социальной поддержки и стимулирования:
1) академические права (право на предоставление условий для обучения; право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия; право на охрану жизни и здоровья и иные);
2) меры социальной поддержки и стимулирования обучающихся (предусмотренные как на федеральном, так и на уровне субъектов РФ);
3) иные права (право посещения по своему усмотрению мероприятий, проводимых в организации образования, не предусмотренных учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами) [4].
Правовой статус участников образовательных отношений, в частности, обучающихся, будет в полной мере реализован только в контексте с личной безопасностью. Личная безопасность складывается, как правило, из многих аспектов: место нахождение образовательной организации, контингент обучающихся, профессиональный уровень сотрудников и научно-педагогического состава, инфраструктура, наличие технических средств на территории образовательной организации (обеспечивающих контроль в режиме реального времени за происходящим на подконтрольной территории) и другие аспекты. Все это влияет на реализацию прав, рассмотренных выше (в ст. 41 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Для обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, необходимо исполнение и соблюдение целого комплекса мер. В связи с этим в настоящее время возрастает необходимость подробного изучения и предложений по вопросу комплексной безопасности. Научное определение комплексной безопасности предлагает А. В. Роговая: «комплексная безопасность - это предусмотренные законодательством меры и мероприятия образовательного персонала, осуществляемые под руководством органов управления образованием и органов местного самоуправления во взаимодействии с правоохранительными структурами для обеспечения безопасного функционирования образовательной организации. В данном методе используются следующие меры воздействия: инженерно-технические, финансово-экономические, организационно-правовые» [5].
Исходя из анализа положений действующего закона об образовании, можно сделать вывод о том, что безопасность является одним из главных условий эффективной деятельности образовательной организации.
Информатизация всех сторон жизни общества, а также развитие и внедрение информационных технологий в образовательные процессы - все эти аспекты создают угрозу безопасности обучающихся и иных участников образовательных отношений в образовательных организациях высшего образования. Как правило, система данных как учебного процесса, так и персональных данных участников образовательных отношений представлена на электронных информационных носителях. Такая система организации документационного обеспечения должна надлежащим образом охраняться, и допуск к ней должны иметь строго определенные лица. Так как в действие по обеспечению охраны такой категории данных в этом случае вступает ФЗ «О персональных данных», необходимо обратиться к п. 4 ст. 22, где говорится об обязанности лица, ответственного за организацию обработки персональных данных, осуществлять внутренний контроль по соблюдению законодательства Российской Федерации о персональных данных, в том числе требований к защите персональных данных [6].
Считаем необходимым рассмотреть террористический акт [7] (ст. 205 УК РФ) как нарушение права, предусмотренного в п. 1 ст. 34 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: уважение человеческого достоинства, защита от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрана жизни и здоровья.
В последние годы участились случаи террористических актов в образовательных организациях различного типа. В качестве примера совершенных преступлений необходимо выделить следующие:
1. Студент в Пермском университете убил шестерых и ранил около тридцати человек [8].
2. В первый учебный день после долгих майских выходных в казанскую гимназию № 175 около 10 ч утра ворвался с оружием 19-летний парень, бывший ученик этой школы, и устроил стрельбу [9].
Терроризм представляет собой повышенную общественную опасность, так как, во-первых, влечет за собой массовые человеческие жертвы, во-вторых, наносит многим людям непоправимые телесные повреждения и психические травмы и, в-третьих, приводит к разрушению материальных и духовных ценностей. Деятельность органов государственной власти совместно с образовательными организациями должна быть направлена на предотвращение террористических актов. Противодействие террористическим угрозам должно включать комплекс профилактических мер, а также необходимо проводить анализов рисков возникновения таких угроз в образовательных организациях. В связи с этим приведем некоторые рекомендации, которые содержатся в методических рекомендациях и научной литературе. Предлагается проведение следующих действий: необходимо проанализировать все действующие в данном регионе террористические и экстремистские организации; обеспечить затруднение проникновения на объект образования посторонних лиц; проконтролировать возможность организовать максимально быструю эвакуацию [10]. Приведенный перечень является частью необходимого комплекса мероприятий. Образовательная организация может модифицировать стратегию обеспечения безопасности с учетом индивидуальных особенностей и по согласованию с правоохранительными органами.
С учетом проведенного анализа угроз безопасности участникам образовательных отношений необходимо выделить рекомендации, которые направлены на предотвращение противоправных действий в образовательных организациях. В данном случае необходимо обратиться в том числе и к методическим рекомендациям1. Комплекс мер, направленный на обеспечение безопасности, включает следующие рекомендации и может распространяться на всех участников образовательных отношений:
1) организовывать постоянный мониторинг общественного мнения в молодежной среде в целях выявления радикальных настроений среди учащихся и студентов [11];
2) обеспечивать взаимодействие с правоохранительными органами для своевременного пресечения выявленных угроз террористического характера;
3) проводить мероприятия по отработке у участников отношений в сфере образования практических навыков действий и поведения при совершении в их отношении террористических актов;
4) проводить мероприятия, направленные на правовое просвещение лиц;
5) совместно с правоохранительными органами проводить профилактические мероприятия.
Исходя из вышеназванного перечня мер, необходимо сказать о том, что только комплексный подход и совместная деятельность всех участников образовательных отношений, органов государственной власти будут способствовать уменьшению противоправных действий.
Таким образом, категория «безопасность» является важным аспектом в деятельности образовательной организации любого типа. Данная обязанность регламентирована ст. 34 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и возложена на образовательные
1 URL: https://base.garant.ru
организации, правоохранительные органы в каждом конкретном субъекте РФ, иные государственные и общественные структуры. Ответственность за неисполнение возложенных обязанностей влечет уголовную, административную, гражданскую, дисциплинарную ответственность.
Считаем необходимым сделать следующие выводы и предложить дальнейшие рекомендации по улучшению ситуации:
1. Усилить контроль за безопасностью участников образовательных отношений [2] со стороны федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
2. Разработать более эффективные модели обеспечения безопасности в части условий для сохранения жизни, здоровья обучающихся и работников образовательных организаций [12].
3. Внести изменения в действующее законодательство (административное, уголовное) в сфере образования, направленные на ужесточение наказания за причинение вреда несовершеннолетним.
4. Усилить роль семейного воспитания в процессе формирования личности, с учетом ценностей, традиций нашего многонационального государства.
5. Проводить профилактические мероприятия, направленные на пресечение противоправных действий.
Список литературы
1. Хронология случаев стрельбы в российских учебных заведениях. URL: https://tass.ru
2. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 (ред. от 30.12.2021) // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993; с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru
4. Ожиганова М. В. Образовательное право : учеб. пособие. Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2021. 144 с.
5. Роговая А. В. Мониторинг организационно-правовых основ регулирования комплексной безопасности образовательных организаций в Российской Федерации // Мониторинг правоприменения. 2017. № 2. С. 50-58.
6. О персональных данных : федер. закон № 152-ФЗ от 27.07.2006 (ред. от 02.07.2021) // Российская газета. 2006. № 165.
7. Уголовный кодекс Российской Федерации № 63-ФЗ от 13.06.1996 (ред. от 25.03.2022) / / Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
8. Студент в Пермском университете убил шестерых и ранил около тридцати человек // Российская газета. URL: https://rg.ru
9. Урок в казанской школе / / Российская газета. URL: https://rg.ru
10. Глухарев Д. С. Предупреждение террористических актов на объектах системы образования // Инновационное развитие профессионального образования. 2014. № 3. С. 10-13.
11. О направлении материалов : письмо Минобрнауки России № 09-1467 от 16.06.2016. Приложение. Методические рекомендации для педагогических работников по профилактике проявлений терроризма и экстремизма в образовательных организациях // Вестник образования России. 2016. № 15. URL: https://rulaws.ru
12. Образовательные организации: новые ориентиры для повышения безопасности. URL: https://www.garant.ru
Информация об авторах
Рыжова Анастасия Андреевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры «Государственно-правовые дисциплины», Пензенский государственный университет
Рыжова Ольга Александровна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Уголовное право», Пензенский государственный университет
Власова Алина Алексеевна, студентка, Пензенский государственный университет Минакова Виктория Валерьевна, студентка, Пензенский государственный университет
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.