ЭВОЛЮЦИЯ РАЗВИТИЯ МОШЕННИЧЕСТВА, СОВЕРШАЕМОГО С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БАНКОВСКОЙ
ГАРАНТИИ
EVOLUTION OF THE DEVELOPMENT OF FRAUD COMMITTED
USING A BANK GUARANTEE
УДК 343.35
Е.В. ПЧЕЛКИНА,
кандидат юридических наук (Международный юридический институт, Астраханский филиал, Россия, Астрахань) [email protected]
E.V. PCHELKINA,
Candidate of Law (International law Institute, Astrakhan branch, Russia, Astrakhan)
Аннотация: банковская гарантия является высокоэффективным и фактически единственным приемлемым инструментом обеспечения исполнения обязательств, предусмотренным действующим законодательством в качестве альтернативы залогу, в частности, при обеспечении исполнения заявок и исполнения государственных и муниципальных контрактов.
В соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», размер обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе может достигать 5 %, а исполнения - до 60 % от суммы государственных и муниципальных контрактов. В связи с этим большинство участников закупок предпочитают выбирать способом обеспечения банковскую гарантию вместо «замораживания» на время исполнения контракта значительных денежных сумм в качестве залога.
Объем госзаказа в РФ за год составляет в среднем 6,5 трлн рублей [4]. В год заключается около 3 млн контрактов для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предусматривающих обязательность предоставления гарантий исполнения этих контрактов.
Повышенный спрос на банковские гарантии и их высокая стоимость способствовали криминализации данного сегмента банковской деятельности, который по своей криминальной пораженности обогнал сферы кредитования и вексельного обращения.
В статье автор, опираясь на результаты криминологического и ретроспективного анализа криминогенной обстановки, связанной с мошенничествами, совершаемыми с использованием банковской гарантии, классифицирует способы совершения рассматриваемого мошенничества, что значительно расширяет теоретическую основу деятельности по предупреждению таких мошенничеств.
Ключевые слова: государственный заказ, мошенничество, банковская гарантия.
Для цитирования: Пчелкина Е.В. Эволюция развития мошенничества, совершаемого с использованием банковской гарантии // Проблемы правоохранительной деятельности. 2019. № 4. С. 45-49.
Abstract: a Bank guarantee is a highly effective and virtually the only acceptable instrument for ensuring the performance of obligations provided for by the current legislation as an alternative to collateral, in particular, when ensuring the execution of applications and the execution of state and municipal contracts.
In accordance with the Federal law of April 5, 2013 № 44-FZ «on the contract system in the procurement of goods, works and services for state and municipal needs», the amount of collateral for an application for participation in a competition or auction can reach 5 %, and execution - up to 60 % of the amount of state and municipal contracts. In this regard, most procurement participants prefer to choose a Bank guarantee instead of «freezing» significant sums of money as collateral for the duration of the contract.
The volume of state orders in Russia for the year is, on average, 6.5 trillion rubles . About 3 million contracts are signed annually to provide for state and municipal needs, providing for the obligation to provide guarantees for the execution of these contracts.
The increased demand for Bank guarantees and their high cost contributed to the criminalization of this segment of banking activity, which in its criminal defeat overtook the sphere of lending and bill circulation.
Keywords: state order, fraud, Bank guarantee.
For citation: Pchelkina E.V. Evolution of the development of fraud committed using a bank guarantee // Problems of Law Enforcement Activity. 2019. № 4. P. 45-49.
В соответствии со своей юридической природой банковская гарантия является одним из способов обеспечения исполнения обязательств. Правоприменительная регламентация банковской гарантии содержится в нормах Гражданского кодекса1.
В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 442 банковская гарантия как обеспечительный инструмент стала неотъемлемой частью расходования бюджетных денежных средств в рамках государственного и муниципального заказа. Нормы данного федерального закона обязывают заказчика устанавливать требование к обеспечению исполнения государственного и муниципального заказа двумя возможными способами: путем предоставления залога или банковской гарантии. В контексте государственного, муниципального заказа, Федерального закона от 05.04.2013 № 44 банковская гарантия - это обязательство банка (гаранта), данное по инициативе исполнителя государственного или муниципального контракта - поставщика товаров, работ или услуг (принципала) государственному или муниципальному заказчику (бенефициару), в соответствии с которым банк-гарант обязуется в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения принципалом условий контракта, заключенного между принципалом и бенефициаром, выплатить бенефициару денежные средства в соответствии с размером выданной банковской гарантии [3, с. 118]. С учетом ограниченной альтернативы выбора инструментов обеспечения исполнения обязательств при заключении государственного или муниципаль-
1 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 нояб.1994 г. № 51-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 окт. 1994 г.: ввод. ФЗ РФ от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. № 51. Ч. 1. Ст. 368-379.
2 Федеральный закон от 05 апр. 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 44-ФЗ. Ст. 96 ч. 1. С. 118.
ного заказа банковская гарантия стала наиболее востребованным кредитным продуктом в сфере банковской деятельности. Помимо этого, банковская гарантия в сфере обеспечения исполнения обязательств при государственном и муниципальном заказах является достаточно дорогим банковским продуктом, а с учетом того, что в соответствии со ст.ст. 44, 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 размер обеспечения заявок на участие в конкурсе устанавливается заказчиком в размере от 0,5% до 5% начальной максимальной цены контракта, а исполнения контракта- от 5% до 30% от начальной (максимальной) цены контракта, стоимость банковской гарантии в настоящее время исчисляется сотнями, а порой и миллионами рублей [6, с. 64]. Повышенный спрос на банковские гарантии и их высокая стоимость способствовали ее стремительной криминализации. Банковская гарантия стала предметом мошенничества, а соответствующий сектор банковской деятельности по своей криминальной пораженности обогнал сферы кредитования и вексельного обращения [8, с. 3].
Способы совершения мошенничества с использованием банковской гарантии постоянно эволюционируют в зависимости от изменений в регламентирующем законодательстве и принимаемых государством мер, направленных на противодействие таким мошенничествам. Однако к настоящему времени сформировались наиболее распространенные способы, анализ которых представляет интерес для деятельности по предупреждению подобных мошенничеств.
С момента вступления в действие Федерального закона от 05.04.2013 № 44 появились изначальные несложные способы рассматриваемого мошенничества, суть которых заключалась в изготовлении поддельного бланка банковской гарантии, в котором прописывались реквизиты фактически существующего и ведущего деятельность банка, который, однако, не имел отношения к поддельной бан-
ковской гарантии. Такой способ предполагал полную фальсификацию банковской гарантии и бланка, и подписи, и печати. Несмотря на примитивность описанного способа мошенничества, на его основе совершены тысячи преступлений [9, с. 3].
Огромное количество совершенных преступлений, многомиллиардные ущербы заставили заинтересованные стороны предусматривать меры по проверке подлинности банковских гарантий, что, естественно, предупредило использование способа полной подделки банковской гарантии.
В результате мошенниками был разработан более изощренный способ обманного использования подложных банковских гарантий. Суть способа заключалась в использовании специально образованных для этого фирм-однодневок [7, с. 132], которым присваивались названия, созвучные с названиями известных банков, например, под известный банк ООО КБ «Развитие» создавалась фирма ЗАО «Банк Развитие» и т.п. Теперь фальшивые банковские гарантии выпускались с реквизитами фирм-однодневок, что вводило в заблуждение приобретателей банковских гарантий. Проверки таких подложных банковских гарантий по инициативе лиц, не знакомых с банковской деятельностью, как правило, не выявляли фальшивку, поскольку запросы направлялись по реквизитам реально зарегистрированного юридического лица (фирмы-однодневки), откуда приходил ответ, подтверждающий выпуск банковской гарантии в установленном порядке.
Многомиллионный преступный доход от использования подложных банковских гарантий способствовал тому, что данный преступный «бизнес» вошел в сферу интересов организованных преступных групп, которые обладали финансовыми и административными ресурсами, достаточными для привлечения к совершению рассматриваемых мошенничеств действительных сотрудников банков, в полномочия которых входила работа с входящей и исходящей корреспонденцией, а также сотрудников, имеющих доступ к печатям, бланкам банков. Одни из таких сотрудников, используя гербовые бланки банка и оригинальные оттиски печатей, изготавливали банковские гарантии, внешне не отличимые от легитимных гарантий. Другие сотрудники отвечали на запросы заинтересованных лиц, приобретавших фиктивные банковские гарантии, изготовленные их коллегами-подельниками, мнимо подтверждая выдачу гарантий.
Развитие рассматриваемого мошенничества привело к тому, что преступным исполь-
зованием банковских гарантий стали заниматься сами банки в лице их владельцев и менеджеров, что в условиях жесткой конкуренции в сфере банковской деятельности обеспечило им стабильную прибыль в больших размерах.
Сущность такого мошеннического способа заключалась в нарушении банками лицензионных требований банковской деятельности, которые предполагают исполнение банками множества нормативов Центрального Банка России (далее ЦБ) России, снижающих финансовые риски. В частности, норматив Н6 предусматривает определение максимального кредитного риска для конкретной финансово-кредитной организации. В соответствии с этим нормативом банк не имеет права выдавать банковские гарантии на общую суму, превышающую 25% [2] от собственного капитала. Такой норматив позволяет фактически обеспечить выданные гарантии. Однако оказалось немало недобросовестных банков, готовых нарушать указанный норматив. Такие банки выдавали банковские гарантии без каких-либо ограничений на общую сумму, значительно превышающую собственные капиталы. Для того чтобы избежать санкций от ЦБ за неисполнение лицензионных условий банковской деятельности, ответственные сотрудники этих банков не проводили операции по выдаче банковских гарантий в кредитно-финансовом учете и своей отчетности перед ЦБ. Подобные неправомерные действия приводили к тому, что выданные таким образом банковские гарантии оказывались ничем не обеспеченными, и в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения принципалом своих обязательств в рамках государственного или муниципального контракта банк отказывался от выданной гарантии с вытекающими последствиями. Таким образом, описанные действия владельцев и менеджеров банков представляют собой не что иное, как мошенническое хищение денежных средств-принципалов путем предоставления последним не обеспеченных (нелегитимных) банковских гарантий.
Противодействием эволюционирующим способам мошенничества с использованием банковской гарантии стало введение в действие в январе 2014 года реестра банковских гарантий3. По мнению многих специалистов банков-
3 Банк, выдавший гарантию, в суточный срок обязан внести необходимые сведения о гарантии в реестр. В соответствии с п. 3 «Правил ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра банковских гарантий», утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. № 1005 (в ред. от 2.04.2015) «О бан-
ского дела, правоприменителей, в том числе сотрудников правоохранительных органов, введение реестра банковских гарантий должно было исключить возможность использования не включенных в реестр банковских гарантий, однако к настоящему времени зарегистрированы факты [5] подделки сайта Федерального казначейства, размещающего реестр банковских гарантий, с предоставлением заказчику государственного и муниципального заказа ссылки на поддельный сайт, содержащий недостоверные сведения о выдаче и размещении банковской гарантии.
Мошенничество, совершаемое с использованием банковской гарантии, причиняет вред не только заказчику и приобретателю банковской гарантии, потерпевшими от таких мошенничеств могут быть и сами банки. Один из способов рассматриваемого мошенничества заключается в том, что мошенники, исполь-
ковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 1.07.2015) ведение реестра банковских гарантий и размещение его в единой информационной системе осуществляет Федеральное казначейство. База данных в единой информационной системе содержит всю информацию о гарантийных обязательствах банков РФ // Справочно-право-вая система «КонсультантПлюс».
зуя специально созданные для совершения такого мошенничества фирмы-однодневки, участвуют в торгах по контрактам, предусматривающим аванс для целей исполнения контракта. При этом делается предложение, близкое к демпинговому, гарантирующее победу в конкурсе. После этого мошенник на законных основаниях приобретает обеспеченную подлинную банковскую гарантию, что позволяет ему заключить контракт и получить аванс для его исполнения. При этом выбираются контракты, предусматривающие авансирование, значительно превышающее стоимость банковской гарантии. Полученный аванс выводится со счетов фирмы-однодневки и похищается, а негативные последствия, связанные с преднамеренным неисполнением контракта, компенсируются банком-гарантом посредством выплаты заказчику денежной суммы, предусмотренной выданной этим банком гарантией.
Таким образом, постоянное развитие способов совершения мошенничества с использованием банковской гарантии выводит проблему предупреждения такого мошенничества в разряд актуальных и приоритетных, что требует постоянного криминологического мониторинга [1, с. 76] процесса эволюции способов рассматриваемого мошенничества.
- Литература -
1. Гпадких В.И., Федотов П.В., Шумов Р.Н. Криминология. - Москва, 2010. - 256 с.
2. Инструкция Банка России от 16 января 2004 г. № 110-И «Об обязательных нормативах банков» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://base.garaN2t.ru/584347/ (дата обращения: 16.10.2019).
3. Мельников В.В., Тюрина В.А. Применение банковской гарантии как инструмента обеспечения участия в процедурах государственных закупок // Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики). 2014. Т. 5. № 3. С. 116-119.
4. Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://zakupki.gov.ru/epz/mai№/public/home.html (дата обращения: 07.12.2019)
5. Подделки с госгарантией. Фиктивные банковские документы зарегистрированы в реестре. [Электронный ресурс] - Режим доступа - https://www.kommersant.ru/doc/2670623 (дата обращения: 17.12.2019).
6. Редько Н.В., Логинов И.Э., Царев А.С. Отчет о деятельности банков - партнеров Правительства Москвы за 2014 год. - Москва, 2015. - 125 с.
7. Черняков С.А. Особенности квалификации мошенничеств, совершаемых с использованием поддельных и необеспеченных банковских гарантий в сфере обеспечения исполнения обязательств // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 1 (37). С. 129-132.
8. Черняков С.А. Предупреждение мошенничества в сфере обеспечения исполнения обязательств банковскими гарантиями: дис ... канд. юрид. наук. - Москва, 2016. - 163 с.
9. Черняков С.А. Предупреждение мошенничества в сфере обеспечения исполнения обязательств банковскими гарантиями: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Москва, 2016. - 25 с.
= References =
1. Gladkih V.l., Fedotov P.V., SHumov R.N. Kriminologiya. - Moskva, 2010. - 256 s.
2. Instrukciya Banka Rossii ot 16 yanvarya 2004 g. № 110-I «Ob obyazatel'nyh normativah bankov» (s izmeneniyami i dopolneniyami) [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa - URL: http://base.gara№t.ru/584347/ (data obrashcheniya: 16.10.2019).
3. Mel'nikov V.V., Tyurina V.A. Primenenie bankovskoj garantii kak instrumenta obespecheniya uchastiya v procedurah gosudarstvennyh zakupok // Journal of Economic Regulation (Voprosy regulirovaniya ekonomiki). 2014. T. 5. № 3. S. 116-119.
4. Oficial'nyj sajt Rossijskoj Federacii dlya razmeshcheniya informacii o razmeshchenii zakazov na postavki tovarov, vypolnenie rabot, okazanie uslug [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa - URL: http://zakupki.gov.ru/epz/mai№/public/home.html (data obrashcheniya: 07.12.2019)
5. Poddelki s gosgarantiej. Fiktivnye bankovskie dokumenty zaregistrirovany v reestre. [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa -https://www.kommersant.ru/doc/2670623 (data obrashcheniya: 17.12.2019).
6. Red'ko N.V., Loginov I.E., Carev A.S. Otchet o deyatel'nosti bankov - partnerov Pravitel'stva Moskvy za 2014 god. - Moskva, 2015. - 125 s.
7. Chernyakov S.A. Osobennosti kvalifikacii moshennichestv, sovershaemyh s ispol'zovaniem poddel'nyh i neobespechennyh bankovskih garantij v sfere obespecheniya ispolneniya obyazatel'stv // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2016. № 1 (37). S. 129-132.
8. Chernyakov S.A. Preduprezhdenie moshennichestva v sfere obespecheniya ispolneniya obyazatel'stv bankovskimi garantiyami: dis ... kand. yurid. nauk. - Moskva, 2016. - 163 s.
9. Chernyakov S.A. Preduprezhdenie moshennichestva v sfere obespecheniya ispolneniya obyazatel'stv bankovskimi garantiyami: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. - Moskva, 2016. - 25 s.
(статья сдана в редакцию 27.11.2019)