УДК 65.050
Ю.А. ОЛЕЙНИК-ГАРБУЗ
ЭВОЛЮЦИЯ ПРИНЦИПОВ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Ключевые слова: управление инновациями, концепция, принципы инновационного менеджмента, развитие НИОКР, эволюция, открытые инновации.
Изучены этапы развития инновационного менеджмента с момента его возникновения. Большое внимание уделено современному состоянию рынка инноваций и свойственным ему подходам к управлению. Рассмотрена теория открытых инноваций в контексте эволюции инновационного менеджмента.
J.A. OLEJNIK-GARBUZ INNOVATION MANAGEMENT AND ITS DEVELOPMENT Key words: innovation management, Open Innovation.
This article describes the development of innovation management from its beginning. The paper focuses on the up-to-date innovation market. Additionally is described the Open Innovation theory in the scape of management evolution
Инновации играют важную роль в развитии и повышении конкурентоспособности компаний, отраслей и целых стран. С ними связывают рост благосостояния, появление новых профессий и отмирание старых. Для компаний инновации - источник производительности и конкурентоспособности.
Для понимания изменений, происходящих в современном рыночном пространстве, и соответствующих тенденций в подходах к управлению инновациями следует подробно рассмотреть этапы эволюции инновационного менеджмента на основе анализа монографии «Оценка эффективности инновационного развития предприятия» (2005) [2] и статьи «"Открытые инновации" -парадигма современного инновационного менеджмента» [3] А.А. Трифиловой.
William L. и Langdon Morris [9] выделяют четыре поколения развития НИОКР и связывают становление теории управления инновациями с появлением первых лабораторий, первых подразделений НИОКР в крупных компаниях. В 1867 г. в немецкой компании BASF появилась первая промышленная лаборатория по развитию технологии окрашивания. В 1876 г. Томас Эдисон основал исследовательскую лабораторию в Menlo Park, New Jersey (США), которую принято считать прототипом корпоративного управления исследованиями и разработками индустриальной эпохи [2].
Вслед за Эдисоном научно-исследовательские лаборатории стали появляться во многих корпорациях по всему миру, в том числе в 1900 г. - в General Electric (GE), в 1911 г. - в Bell Telephone, в 1913 г. - в Kodak.
Руководство научно-исследовательской работой в этот период (19001950 гг.) осуществляли сами ученые, они же отвечали за отбор и выполнение исследовательских проектов.
Научно-исследовательскую деятельность, руководство которой осуществлялось самими учеными-исследователями, принято относить к управлению НИОКР первого поколения.
В 1950-1970-е года корпоративные менеджеры осознали необходимость управления научно-исследовательской деятельностью. Компании сосредоточивали свое внимание на тех проектах, которые, прежде всего, служили целям их бизнеса. Такое управление научно-исследовательской работой принято относить ко второму поколению.
С развитием НТП (1970-1990 гг.) происходит рост промышленных НИОКР и возрастают расходы на научно-исследовательскую деятельность. Теперь вложения в разработку продуктовых и технологических инноваций начинают
составлять все большую и большую часть общих корпоративных затрат. Перспективы компаний все сильнее зависят от успешной работы научно-технологических подразделений.
Чтобы снизить рыночную и временную неопределенность, компании начали формировать сбалансированный бизнес-портфель, направленный на рациональное распределение прибыли и риска между выпускаемой продукцией и перспективными продуктовыми инновациями. Научно-исследовательские проекты начали отбирать на основе портфельных матриц, анализа конкурентоспособности и жизненного цикла.
Практику технологического управления, основанную на концепции стратегического планирования, принято относить к третьему поколению. В практике НИОКР третьего поколения основное внимание уделялось удовлетворению явных потребностей покупателя. Предприятия предлагали на рынок новые продукты на основе маркетинговых исследований. Однако при таком подходе скрытые нужды потребителей оставались без внимания.
В качестве альтернативы специалисты предложили совместное участие в разработке новой продукции как ученых и производителей, так и покупателей, поставщиков и других заинтересованных лиц. Такая совместная деятельность должна начинаться еще на этапе разработки новой идеи.
Таким образом, нужды клиентов и технические возможности претерпевают одновременное развитие в рамках четвертого поколения управления НИОКР (1990-2000). Это процесс взаимозависимого, совместного обучения (mutually department leaning [9]), в котором реальные потребности рассматриваются и решаются в свете технологически осуществимых концепций и возможностей.
Основным приемом здесь становится интеграция маркетинга и научных исследований, установление взаимосвязи и взаимодействия между функциями НИОКР и клиентами.
Таким образом, четыре поколения управления НИОКР связывают в единую систему взаимодействия ученых-исследователей, производственников, маркетологов и потребителей. Тем не менее трансформация экономической среды: рост доступности венчурного капитала, нарастание процессов экономической интеграции, интернационализации хозяйственной деятельности, развитие глобализации и появление новых информационно-коммуникационных возможностей, определила дальнейшее развитие инновационного менеджмента. Сегодня можно говорить о новом этапе НИОКР основанном на теории открытых инноваций.
Термин «открытые инновации» ввел в научный оборот Генри Чесбро в книге «Открытые инновации. Новый путь создания и использования технологий» (2003), обобщив в своей книге опыт инновационной деятельности ряда крупных европейских компаний, таких как Xerox, Intel, IBM [6].
Открытые инновации подразумевают использование целевых потоков знаний для ускорения внутренних инновационных процессов, а также для расширения рынков для более эффективного использования инноваций [6]. Теория открытых инноваций определяет процесс исследований и разработок как открытую систему. Компания может привлекать новые идеи и выходить на рынок с новым продуктом не только благодаря собственным внутренним разработкам, но и в сотрудничестве с другими организациями.
Четыре поколения инновационного менеджмента, исходя из вышеназванных особенностей, можно назвать «закрытыми», так как одними из основных принципов их реализации были [6]: использование, в большинстве случаев, только внутренних закрытых разработок для получения прибыли; направленность кадровой политики
на привлечение наиболее талантливых специалистов к работе в компании; ориентир на лидирующие позиции на рынке и первенство в сфере научных разработок.
Другими словами, компании стремились к консолидации идей, лучших кадров и наиболее эффективных разработок реализованных собственными силами внутри компании.
Однако в последние годы XX в. несколько одновременно действующих факторов стали подрывать базовые положения закрытых инноваций. Одним из таких факторов является постоянно возрастающая мобильность опытных и профессионально подготовленных людей. Другой, связанный с первым, фактор - растущее число людей, получивших образование в высшей школе и даже после ее завершения. Рост числа таких людей способствует тому, что знание выходит из узких структур знаний шахтного типа, созданных в виде центральных исследовательских лабораторий корпораций [6]. Также важную роль в структурных изменениях сыграли уже названные нарастающие процессы экономической интеграции, интернационализации хозяйственной деятельности, развития глобализации и появление новых информационно-коммуникационных возможностей.
Данные факторы значительно повлияли на снижение эффективности инновационной деятельности, основанной на использовании закрытых инновационных процессов.
Открытые инновации в отличие от закрытых базируются на следующих принципах [6]: 1) переход от использования исключительно внутренних закрытых разработок к использованию внешних знаний; 2) на рынке есть много идей, которые могут принести прибыль для компании; 3) создание устойчивой бизнес-модели организации является приоритетным по сравнению с первенством на рынке. Не нужно быть первооткрывателем, чтобы получить прибыль от открытий; 4) необходимо эффективно использовать как внутренние, так и внешние идеи и разработки.
Сравнение принципов открытых и закрытых инноваций представлено в табл. 1 [6].
Таблица 1
Сравнение принципов закрытых и открытых инноваций [6]
Принципы закрытых инноваций Принципы открытых инноваций
Ведущие специалисты в нашей области работают на нас Не все ведущие специалисты в нашей отрасти работают на нас. Мы должны работать с ведущими специалистами внутри и за пределами нашей компании
Чтобы получить прибыль от НИОКР, мы должны сами найти идею, разработать ее и вывести на рынок На рынке есть много инновационных идей, которые могут принести прибыль. Отделу НИОКР необходимо позаботиться о том, чтобы часть этой прибыли досталась нашей компании
Компания, которая первая выводит инновацию, считается лидером рынка Нам не нужно быть первооткрывателями, чтобы получить прибыль от открытий
Если мы сами сделаем открытие, мы первыми выведем его на рынок Построить наиболее оптимальную бизнес-модель намного эффективнее, чем первым выйти на рынок
Если мы создадим самое большое количество и самые лучшие инновации в нашей отрасли, мы будем лидерами Если мы сможем наилучшим образом использовать внутренние и внешние инновации, мы будем лидерами
Мы должны контролировать нашу интеллектуальную собственность, чтобы конкуренты не воспользовались нашими идеями Мы должны получать прибыль от того, что другие будут пользоваться нашей интеллектуальной собственностью, а мы, в свою очередь, должны приобретать чужую интеллектуальную собственность, если это будет способствовать развитию нашей бизнес-модели
К основным переменным, которые объясняют теорию открытых инноваций, относят: инсорсинг (insourcing), или привлечение технологий для развития внутренних инновационных возможностей, и аутсорсинг (outsourcing) технологий, которые были разработаны внутри организации с целью развития рынка и использования технологии во внешней среде и бизнес модели [4].
Система открытых инноваций объединяет инновации со стратегией и организационными вопросами. Она соединяет вместе не только инновационные направления, формирующиеся во внешней среде, но и модели развития бизнеса, оцениваемые при отборе инноваций для коммерциализации, и пути, по которым различные входящие и выходящие потоки знаний могут помочь компаниям стать лучшими инноваторами [4].
Следует отметить, что теория открытых инноваций - это обобщение назревших перемен, и в ней описаны и разъяснены мировые тенденции.
Закономерности, выявленные Г. Чесбро и описанные им книгах («Открытые инновации. Создание прибыльных технологий» [6], «Open business models. How to Thrive in the New Innovation Landscape» [7] и «Open Innovation. Researching a New Paradigm» [8]), позволяют сделать вывод о переходе к пятому поколению управления НИОКР, основанному на принципах открытости. Автор обобщает описанные ранее W. Miller, M. Langdon и А.А. Трифиловой тенденции и предлагает выделить новый пятый этап. Из табл. 2 видно, что в процесс разработки и реализации инноваций наряду с учеными, производственниками, маркетологами и потребителями включаются партнеры.
Таблица 2
Эволюция принципов инновационного менеджмента
Участники Генерация,отбор и реализация инноваций Функции
НИОКР 1-го поколения (1900-1950 гг.) Управление лабораториями
Исследователи + + + Руководство научно-исследовательской работой осуществляется силами самих ученых. Они же отвечают за генерацию и селекцию инновационных идей, а также за выполнение на предприятиях исследовательских проектов и освоение инноваций
Производственники
Маркетологи
Потребители
Партнеры
НИОКР 2-го поколения (1950-1970 гг.) Корпоративное управление инновационными проектами
Исследователи + + + Корпоративные менеджеры осознают необходимость управления научноисследовательской деятельностью. Компании сосредотачивают свое внимание на тех инновационных проектах, которые, прежде всего, служат целям их бизнеса
Производственники + + +
Маркетологи
Потребители
Партнеры
НИОКР 3-го п Формирование корпо околения (1970-1990 гг.) ративного портфеля инноваций
Исследователи + + + Происходит рост промышленного НИОКР. Перспективы компаний зависят от научно-исследовательских проектов, которые отбирают на основе портфельных матриц, анализа конкурентоспособности, жизненного цикла, методов дисконтирования
Производственники + + +
Маркетологи + + +
Потребители
Партнеры
Участники Генерация, отбор и реализация инноваций Функции
НИОКР 4-го поколения (1990-2000 гг.) Управление на основе совместно принятых решений
Исследователи + + + Для удовлетворения скрытых нужд к разработке инноваций начинают привлекать покупателей и поставщиков. Это процесс взаимосогласованного принятия решений, основанные на методе совместного участия заинтересованных сторон
Производственники + + +
Маркетологи + + +
Потребители + + +
Партнеры
НИОК Уп Р 5-го поколения (2000 г. - по настоящее время) равление на принципах открытых инноваций
Исследователи + + + Для повышения внутренней инновационной активности и расширения возможностей использования инноваций во внешней среде и, следовательно, повышения конкурентоспособности и мобильности компании размыкают внутренние рамки для открытого взаимодействия с внешними партнерами
Производственники + + +
Маркетологи + + +
Потребители + + +
Партнеры + + +
Сложность приемов и способов разработки и коммерциализации инноваций, влияние новых технологий на хозяйственный результат деятельности предприятий, а главное, число заинтересованных сторон продолжает увеличиваться по мере развития рынков, усиления конкурентоспособности и появления все новых знаний.
Инновации требуют инновационных подходов к управлению. Сегодня это значит использовать идеи окружающей среды и применять их для успеха собственного бизнеса. Открытые инновации признают новой эрой создания, продвижения и внедрения нововведений в условиях глобального мира. В этой связи важным представляется продвижение парадигмы открытых инноваций в России, включая исследование таких основных вопросов, как степень готовности отечественной инновационной сферы к принципам открытости; стратегия адаптации российской инновационной системы к международной парадигме открытых инноваций; последствия интеграции отечественной инновационной деятельности с интернациональными открытыми моделями [5].
Литература
1. Кураков Л.П. Словарь-справочник по экономике / Л.П. Кураков, В.Л. Кураков. 2-е изд. доп. и перераб. М.: Гелиос АРВ, 1999. 463 с.
2. Трифилова А.А. Оценка эффективности инновационного развития предприятия / А.А. Трифилова. М.: Финансы и статистика, 2005. 304 с.
3. Трифилова А.А. «Открытые инновации» - парадигма современного инновационного менеджмента / А.А. Трифилова // Инновации. 2008. № 1. С. 73-77.
4. Трифилова А.А. Формирование и развитие открытых инноваций / А.А. Трифилова // Инновации. 2008. № 1. С. 78-84.
5. Трифилова А.А. Обзор международных событий в мире инноваций / А.А. Трифилова // Инновации. 2009. № 2. С. 25-30.
6. Чесбро Г. Открытые инновации / Г. Чесбро; пер. с англ. В.Н. Егорова. М.: Поколение, 2007. 336 с.
7. Chesbrough H. Open business models / H. Chesbrough. How to Thrive in the New Innovation Landscape, Harvard Business school Press. 2006.
8. Chesbrough H. Open Innovation / H. Chesbrough. W. Vanhaverbeke, J. Wesf // Researching a New Paradigm. Oxford: Oxford University Press, 2006.
9. Miller W. Generation R&D / W. Miller, M. Langdon // Managing knowledge, Technology and Innovation. John Willey&Sons, Inc. 1999. 335 p.
ОЛЕЙНИК-ГАРБУЗ ЮЛИЯ АНАТОЛЬЕВНА - аспирантка кафедры менеджмента и маркетинга, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, Россия, Нижний Новгород (olejnik_julia@mail.ru).
OLEJNIK-GARBUZ JULIA ANATOLIEVNA - post-graduate student of Management and Marketing department, Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering, Russia, Nizhniy Novgorod.